суббота, 29 июня 2024 г.

Организация. Люди. Принятие решений

 


Организация

Сформировать системное представление об Организации можно выделив в ней следующие крупные блоки:

Люди (сотрудники компании),
Рабочие группы и Команды,
Власть, Политика и Связи,
Корпоративная Культура,
Организационная Структура,
Организационные Системы,
Организация труда.

По аналогии с компьютером: первые четыре блока (Люди, Рабочие группы и Команды, Власть, Политика и Связи, Корпоративная Культура) – это software организации, оставшиеся три (Организационная Структура, Системы и Организация труда) – ее hardware.

Понимание процесса перемен в Организации критически важно и потому заслуживает отдельного рассмотрения в данной системе.


Люди

Люди - неотъемлемая и, возможно, самая важная составляющая любой организации. В современном бизнес-мире, когда копирование успешных идей и технологий, а также приобретение необходимых ресурсов стало вопросом нескольких недель или даже дней, люди и их качества, определяют успех бизнеса.

В разрезе влияния людей на организационное поведение следующие явления заслуживают анализа и изучения:

  • процесс принятия решений
  • персональные (личностные) характеристики
  • мотивация персонала
  • лидерство
  • стресс


Принятие решений

Необходимость принятия решения во многих случаях обусловлена возникновением проблемы, требующей решения (устранения).

В данном разделе рассматриваются этапы принятия решения:

  • идентификация проблемы и ее восприятие
  • сам процесс принятия решения,
  • а также поведенческие предубеждения, влияющие на принятие решений.


Идентификация проблемы/Восприятие

В процессе анализа проблемы важно учитывать сопутствующие явления: идентификацию проблемы и ее восприятие.

При идентификации проблемы важно понимать, что разным людям свойственно разное понимание того, что является проблемой. При формировании очередности решений, проблемы, находящиеся "на виду" имеют тенденцию получать более высокий приоритет, чем действительно важные проблемы.

В человеческом сознании проблема формируются в соответствии с ее восприятием. При этом восприятие проблемы может сильно отличаться от объективной реальности.

Следующие факторы оказывают влияние на восприятие проблемы:

  • Характеристики объектов, находящихся в фокусе данной проблемы: новизна, движение, звук, размер, фон, расстояние, схожесть
  • Характеристики субъекта, оценивающего проблему: отношение, личность (персональные характеристики), мотивы, интересы, опыт, ожидания
  • Характеристики контекста, в котором рассматривается данная проблема: время, рабочие установки (принципы), социальные установки (принципы)
  • Кроме того, на восприятие проблемы влияют поведенческие предрассудки (предубеждения), такие как:
  • Фундаментальная ошибка атрибуции - человеку свойственно объяснять успехи своими личными заслугами, а неудачи - внешними факторами
  • Субъективная оценка - склонность интерпретировать данные в соответствии со своими убеждениями/предпочтениями
  • Эффект контраста - увеличение или уменьшение веса или других характеристик объекта в процессе сравнения его с недавно увиденным контрастирующим объектом
  • Проецирование - подсознательное убеждение в том, что другим людям свойственны те же мысли, убеждения, ценности и позиции
  • Стереотипы
  • Самоисполняющееся пророчество - убежденность человека в неминуемости грядущего события изменяет его поведение таким образом, что оно стимулируют возникновение этого события

С более подробным списком поведенческих предубеждений можно ознакомиться в разделе "Поведенческие предубеждения".


Процесс принятия решения

Процесс принятие решения может быть рациональным или интуитивным.

Рациональное принятие решения предполагает следование четкому алгоритму, состоящему из 6 шагов:

  1. определение проблемы
  2. определение критериев выбора решения
  3. назначение весов критериям
  4. выработка альтернатив
  5. оценка альтернатив
  6. выбор лучшей альтернативы

Однако наличие таких обстоятельств как:

  • высокий уровень неопределенности
  • отсутствие или недостаточность прецедентов
  • ограниченность фактов
  • факты, неоднозначно указывающие верный путь
  • аналитические данные мало пригодны для использования
  • наличие нескольких хороших альтернатив
  • ограниченное время

не позволяет применить рациональный подход. В этом случае решение принимается интуитивно. Не стоит путать интуитивное принятие решений с гаданием на кофейной гуще или подбрасыванием монетки. Интуиция в данном случае есть неосознанная квинтэссенция знаний и опыта человека принимающего решение. Поэтому интуитивные решения часто бывают весьма удачными, особенно если данный человек обладает достаточным опытом решения схожих проблем.

Иногда, от лица принимающего решения требуется проявить креативность - т.е. решение должно быть творческим, оригинальным, неожиданным. Креативное решение рождается при наличие следующих факторов:

  • человек, принимающий решение, должен обладать соответствующими знаниями и опытом
  • у него(нее) должны присутствовать креативные способности
  • работа над принятием решения должна быть подкреплена соответствующей мотивацией

Наконец на процесс принятие решения и последующей реакции на него влияют когнитивные предрассудки (cognitive bias) и организационные ограничения.

Когнитивные предрассудки можно разбить на категории в зависимости от этапа принятия решений на котором данные предрассудки оказывают влияние.

На этапе сбора информации:

  • Доступность информации - для анализа проблемы отбирается только легко доступная информация
  • Предрассудок подтверждения (confirmation bias) - из всего массива информации для анализа выбирается только та, что подтверждает первоначальную (сознательную или подсознательную) установку аналитика

На этапе обработки информации:

  • Избегание риска (risk aversion) - тенденция избегания риска любой ценой, даже перед лицом высоковероятного положительного исхода в случае принятия умеренного риска
  • Чрезмерная уверенность (overconfidence) в ком-то или чем-то
  • Фрэйминг (framing) - влияние формата или формулировки вопроса на ответ на данный вопрос
  • Якорение (anchoring) - тенденция чрезмерно полагаться на единичные данные при принятии решения
  • (Не)репрезентативность выборки

На этапе принятия решения:

  • Ограниченная рациональность (bounded rationality) - склонность человека при мысленном переборе возможных вариантов решений останавливаться на первом попавшемся "сносном" решении, игнорируя оставшиеся варианты (среди которых, возможно, находится "лучшее" решение)
  • Групповое мышление (group thinking) - влияние общей позиции группы людей на индивидуальную позицию человека
  • Стадное чувство
  • Социальные нормы
  • Управление впечатлением (impression management) - процесс, посредством которого человек пытается контролировать производимое на других людей впечатление
  • Конкурентное давление
  • Эффект владения (endowment effect) - человек склонен ценить больше то, чем он непосредственно владеет
На этапе реакции на принятое решение:
  • Иллюзия контроля - убежденность человека в своем контроле над ситуацией в большей степени, чем это есть на самом деле
  • Нагнетание убежденности (escalation of commitment) - ситуация, в которой человек продолжает предпринимать действия в поддержку первоначального решения (чтобы доказать верность этого решения) даже после того, как стала очевидной ошибочность первоначального решения
  • Суждение задним числом (hindsight bias) - тенденция судить о наступивших событиях так, как будто в прошлом их было легко предсказать и разумно ожидать
  • Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция человека объяснять успехи своими личными заслугами, а неудачи - внешними факторами
  • Субъективная оценка - склонность интерпретировать данные в соответствии со своими убеждениями/предпочтениями

Организационные ограничения, такие как система оценки персонала, система вознаграждений и мотивации, формальное регулирование принятое в организации, установленные временные ограничения и исторические прецеденты решения схожих проблем также влияют на процесс принятия решения.


Поведенческие предубеждения

Психологические предрассудки (предубеждения) - это так называемый "человеческий фактор", который влияет на восприятие информации (искажая ее) и на процесс принятия решений (уводя его в сторону от объективного). Умение распознавать данные "шумы" в процессе анализа проблемы и принятия решения, позволяет значительно улучшить качество принимаемых решений.

Поведенческие предубеждения, влияющие на процесс принятия решения:

  • якорение (anchoring) - тенденция чрезмерно полагаться на единичные данные при принятии решения
  • стадное чувство (herd instinct/bandwagon effect) - тенденция делать что-то или верить во что-то только потому что множество других людей делаю или верят в тоже самое
  • ошибка хиндсайта/суждение задним числом (hindsight bias) - тенденция видеть события, произошедшие в прошлом более предсказуемыми чем они реально были, до того как произошли.
  • принятие желаемого за действительное (wishful thinking) - тенденция верить в то, во что хотелось бы верить, а не в то, что следует из фактов и рациональных рассуждений
  • наращивание вовлеченности (escalation of commitment) - явление, при котором человек увеличивает инвестиции (деньги, время, другие ресурсы) в ранее принятое решение, несмотря на то, что новые данные свидетельствуют о том, что данное решение, вероятно, было неверным
  • предрассудок подтверждения (confirmation bias) - тенденция из всего массива информации для анализа выбирать только ту, что подтверждает первоначальную (сознательную или подсознательную) установку аналитика
  • эффект контраста (contrast effect) - увеличение или уменьшение веса или других характеристик объекта в процессе сравнения его с недавно увиденным контрастирующим объектом
  • предубеждение несоответствия (disconfirmation bias) - тенденция подвергать критическому анализу информацию, которая противоречит предыдущим убеждениям и с готовностью принимать информацию, подтверждающую предыдущие убеждения
  • эффект владения (endowment effect) - человек склонен ценить больше то, чем он непосредственно владеет
  • гиперболическое дисконтирование (hyperbolic discounting) - тенденция отдавать предпочтение более ранней выплате по сравнению с более поздней. Чем ближе к настоящему моменту обе выплаты, тем сильнее становится данное предпочтение.
  • иллюзия контроля (illusion of control) - тенденция людей верить в то, что они могу контролировать или, по крайней мере, влиять на события, на которые в действительности они повлиять не могут
  • предубеждение в оценке силы воздействия (impact bias) - тенденция людей переоценивать ожидаемую продолжительность или интенсивность воздействия какого-либо текущего или вероятного события
  • феномен справедливости (just-world phenomenon) - тенденция верить в то что мир устроен справедливо и поэтому люди получают то, что они заслужили
  • избегание риска (risk/loss aversion) - тенденция избегания риска любой ценой, даже перед лицом высоковероятного положительного исхода в случае принятия умеренного риска
  • эффект симпатии к знакомому (mere exposure effect) - тенденция выражать чрезмерную симпатию (оказывать предпочтение) чему-либо только потому, что данный предмет представляется знакомым
  • цветовая психология (color psychology) - эффект воздействия различных цветов на эмоциональный настрой и мышление
  • ошибка планирования (planning fallacy) - тенденция недооценивать количество времени, необходимого для выполнения задания
  • эффект псевдоопределенности (pseudocertainty effect) - тенденция избегать риск в случае, когда ожидаемые события позитивны, но рисковать, чтобы избежать ожидаемых негативных событий
  • розовая ретроспектива (rosy retrospection) - тенденция давать давно прошедшим событиям более позитивную оценку, чем в тот момент, когда эти события непосредственно происходили
  • выборочное восприятие (selective perception) - воздействие ожиданий на восприятие
  • статус-кво предубеждение (status quo bias) - стремление людей к тому, чтобы положение вещей оставалось сравнительно стабильным во времени
  • Ван Рестоф эффект (Von Restorff effect) - тенденция, согласно которой предметы (вещи, идеи) чем-либо выделяющиеся среди других скорее останутся в памяти
  • Зейгарник эффект (Zeigarnik effect) - тенденция помнить незавершенные или прерванные задания лучше, чем завершенные

https://tinyurl.com/bdf5h5cr

Комментариев нет:

Отправить комментарий