пятница, 29 декабря 2023 г.

Бизнес-план и стратегическая карта бизнеса. Часть 1

 


Что такое бизнес-план, и какие они бывают

Бизнес-план – это документ, в котором в необходимой и достаточной степени рассмотрены все существенные аспекты объекта изучения. Дословно, бизнес-план – это «план бизнеса», «деловой план». Таким образом, бизнес-планы будут сильно различаться в зависимости от того, для какого «дела» и с какой целью мы их пишем.

Объектом бизнес-плана (т. е. тем, что рассматривается) могут быть:

(1) текущая деятельность предприятия и (2) инвестиционный, организационный или иной проект.

Предметом бизнес-плана (т. е. рассматриваемым частным аспектом объекта) могут быть:

для действующего предприятия:

·       разработка стратегии (Стратегия компании)

·       производственно-финансовое планирование (Бизнес-план текущей деятельности)

·       выведение из кризиса (Антикризисный план)

·       реструктуризация бизнеса организационно-управленческие преобразования (Организационный бизнес-план)

·       получение кредита/финансирования (Обоснование финансирования, Кредитное обоснование)

для проекта:

·       разработка стратегии (Стратегический бизнес-план проекта)

·       разработка бизнес-идеи (Бизнес-план инвестиционного проекта)

·       выявление и оценка альтернатив (Предварительное Технико-экономическое обоснование)

·       денежные потоки, как правило, в сочетании с рисками (Оценка эффективности, Обоснование финансирования)

·       получение кредита/финансирования (Обоснование финансирования, Кредитное обоснование, Инвестиционный меморандум)

·       поиск партнеров.

Большинство из этих документов могут быть исполнены с различной степенью детализации, иногда – по особым требованиям, называемым «стандартами» бизнес-планирования.

Бизнес-план текущей деятельности – это документ, объединяющий различные планы организации.

Объектом бизнес-плана текущей деятельности является вся деятельность существующего предприятия. Предметом – анализ достигнутых результатов, комплексное планирование и анализ сценариев развития.

Перед таким бизнес-планом могут ставиться разные задачи.

  • ·       Он может использоваться для обоснования открытия новых направлений с учетом текущей деятельности.
  • ·       Он может служить инструментом управления и сводным документом для высшего руководства.
  • ·       Он может служить инструментом прогнозирования и анализа финансового состояния и рисков.
  • ·       Он может использоваться для обоснования получения кредитов и т. д.

В зависимости от поставленных задач и специфики предприятия будет формироваться структура документа.

Так, если предприятие ведет проектно-ориентированную деятельность, в бизнес-плане будет присутствовать анализ портфеля проектов.

Если у предприятия есть несколько бизнес-единиц, то в структуре документа появятся соответствующие разделы.

Как и в бизнес-плане инвестиционного проекта, в финансовой части будет проводиться построение и анализ отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и баланса, но коэффициенты будут рассчитываться уже другие.

 Организационный бизнес-план – это план организационных

преобразований в компании.

Объектом исследования в этом случае является организационное устройство компании, а предметом – разработка комплекса взаимосвязанных решений по изменению этого организационного устройства.

Примерами рассматриваемых задач могут быть:

  • ·      построение системы стратегического управления;
  • ·       построение корпоративной системы управления проектами;
  • ·       построение иных организационно-управленческих
  • ·       механизмов;
  • ·       оптимизация различных бизнес-процессов;
  • ·       дробление или иная реструктуризация бизнеса и т. д.

Структура (и названия) такого документа могут быть самыми разными.

 Стратегический бизнес-план – это бизнес-план текущей деятельности или проекта, в котором делается акцент на стратегическом развитии организации.

Объектом стратегического бизнес-плана является существующее или создаваемое предприятие, а предметом – выработка стратегии развития этого предприятия.

Исполнению самого документа обязательно предшествует разработка стратегии. Не приняв решения, бизнес-план не напишешь. В зависимости от временных ограничений, стратегия может разрабатываться в разных форматах:

в классическом формате с исследованием рынков,

конкурентов, финансовой оценкой альтернативных вариантов

в экспресс-формате на основе уже имеющегося понимания рынка

Разработка стратегии также может предполагать и не предполагать построение системы сбалансированных показателей (ССП).

С учетом выявленных и сформулированных на начальном этапе требований, структура стратегического бизнес-плана для «классического» представления стратегии может быть, например, такой.

1. Резюме

1) Цель консультационного проекта.

2) Информационная база и методология исследования.

3) Основные выводы и результаты.

2. Корпоративный анализ

Общий смысл: описание внутренней среды предприятия. Могут рассматриваться сбытовые, организационные, управленческие, структурно-юридические, кадровые, производственно-технологические, финансовые и иные аспекты деятельности предприятия. Формализуются стратегические приоритеты и ограничения.

3. Анализ внешней среды

Общий смысл: выявление и описание макро- и микроэкономических факторов, которые необходимо учитывать при разработке стратегии.

В этом разделе приводятся результаты маркетинговых исследований (возможно, для нескольких сегментов), исследуются конкуренты, выделяются приоритетные сегменты с учетом действующих на них тенденций.

4. Базисная стратегия предприятия на сегментах

Как правило, проводится SWOT-анализ и определяется базисная стратегия для каждого из выделенных целевых сегментов.

5. Маркетинговые стратегии на сегментах

Общий смысл: разработка способов получения средств на каждом из выделенных целевых сегментов.

6. Функциональные стратегии

Общий смысл: разработка принципиальных производственно-технических, кадровых, организационных и финансовых решений для реализации маркетинговых стратегий на сегментах. Анализ вариантов и рисков.

7. Финансовая оценка

Общий смысл: построение укрупненных денежных потоков, оценка эффективности, анализ сценариев.

8. Рекомендации по внедрению

Общий смысл: структурировать принятые решения в виде проекта или программы проектов для организации их дальнейшей разработки или реализации.

9. Приложения

Исследовательские отчеты сторонних организаций, ранее выполненные исследования, емкие таблицы и т.д.

Все перечисленные вопросы могут быть разработаны как лишь в принципе, так и достаточно глубоко.

Если используется разработка стратегии с построением системы сбалансированных показателей, то структура стратегического бизнес-плана будет иной. Разделы 5 и далее будут содержать перечень проекций, логику построения стратегических карт, счетных карт, показателей, перечень стратегических комплексных инициатив, рекомендации по внедрению.


Бизнес-план является составной частью стратегического плана. Бизнес-планирование и стратегическое планирование — не тождественные понятия.

Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и формирует пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных аспектов. На стадии стратегического планирования составляются еще 2 относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций. В них идеи нововведений, сформированные в процессе составления стратегического плана, получают дальнейшую детальную проработку. Все три плана различаются уровнем детализации информации о планируемых нововведениях.

Можно ответить, что связи процессов стратегического планирования, инновационного и инвестиционного мало изучены. К сожалению, в большинстве случаев эти понятия отождествляются. Наиболее перспективным можно считать тот, при котором планирование инноваций и инвестиций рассматриваются как процедура стратегического планирования. Поскольку и инновации, и инвестиции подразумевают долгосрочное вложение средств, и инновационные, и инвестиционные решения в большинстве своем являются стратегическими решениями.

Общедоступной формой представления отдельных элементов и направлений стратегического инвестиционного плана выступает бизнес-план. Бизнес-план — это самостоятельный документ, характеризуемый своими целями, задачами, структурой.

Между бизнес-планом и стратегическим также существуют отличия:

1. Стратегический план включает весь комплекс общих целей предприятия, а бизнес-план только одну, которая связана с созданием нового вида деятельности или развитием существующего.

2. Стратегический план включает различные типы стратегии, а бизнес-план ориентирован только на развитие.

3. Стратегический план — это планы с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых работа над бизнес-проектом завершается.

4. Стратегический план создается для собственного использования, а бизнес-план чаще всего для поиска источников финансирования, то есть для внешних инвесторов и кредиторов.

5. В бизнес-плане функциональные составляющие (план производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом.

Отличие от текущего плана социально-экономического развития предприятия бизнес-плана заключается в:

1) структуре;

2) он учитывает не только внутренние, но и внешние цели и условия организации;

3) по целям: текущий план охватывает все аспекты деятельности организации за 1 год, а бизнес-план — только инвестиционные;

4) по периоду действия: план социально-экономического развития составляется каждый год, а бизнес-план — когда требуется оценить и реализовать какое-то инвестиционное решение (0,5; 1; 1,5; 3; 5 лет).

В сопоставлении с инновационным планом можно отметить, что научно-технические идеи инновационного плана в инвестиционном плане расширяются и детализируются по организационным, маркетинговым и финансовым аспектам.

По отношению к инвестиционному плану бизнес-план может выступать как документ, представляющий собой план разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект — это совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и показывающий, как правило, предынвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации. Стратегический инвестиционный план организации может включать несколько, связанных между собой или нет, инвестиционных проектов.

Близким, по сути, к бизнес-плану выступает технико-эксплуатационное обоснование (ТЭО). ТЭО содержит предпроектную проработку инженерно-конструкторных, технологических и строительных решений, сравнение альтернативных вариантов и обоснование выбора конкретного способа осуществления проекта. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО — это специфический плановый документ для создания и развития крупных промышленных объектов. Особый акцент в нем сделан на производственно-техническую часть, в то время как рыночные проблемы остаются менее раскрытыми. ТЭО более узко в спектре охвата вопросов, чем бизнес-план, но более глубоко детализировано в технико-производственном отношении. ТЭО предназначен для специалистов, бизнес-план — для широкого пользования.

Существует множество определений бизнес-плана. Более полное отражение его назначения и целей можно показать в следующей формулировке.

Бизнес-план — основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширения действующего производства (услуги).

Данное определение четко отражает главную цель бизнес-плана, состоящую в том, чтобы дать целостную системную оценку перспективности проекта, выработанного стратегического решения. Бизнес-план составляется для обоснований инвестиций при расширении действующего производства или создании нового продукта (услуги).

Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными:

привлечение инвесторов;

привлечение партнеров;

определение степени реальности достижения намеченных результатов;

убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, а именно:

обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения в рамках выработанной стратегии предприятия;

оценка финансовых, материальных, трудовых производственных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия;

определение источника и форм финансирования реализации выбранного стратегического решения;

подбор работников, способных реализовать данный план;

организация работ по реализации разработанного бизнес-плана. Назначение бизнес-плана можно рассматривать в следующем:

Бизнес-план служит обоснованием для предлагаемого бизнеса и оценки возможных результатов.

Бизнес-план — неотъемлемый элемент стратегического планирования. Бизнес-план — выступает как средство для получения инвестиций. Бизнес-план — инструмент внутрифирменного планирования. Бизнес-план — реклама для предлагаемого бизнеса.

Бизнес-план инвестиционного проекта – это документ, который описывает все наиболее существенные аспекты будущего проекта с учетом поставленных перед этим документом задач.

Объектом такого бизнес-плана является инвестиционный проект. Предметом могут стать: оценка идеи, анализ прибыльности, обоснование возможности получения внешнего финансирования, поиск партнеров и т. д.

В соответствии с постановкой задач к бизнес-плану могут предъявляться весьма различные требования по структуре, наполнению и даже речи.

Так, в одном из бизнес-планов (было известно, что его будет читать достаточно известный бизнесмен) специалисты ABS Group использовали слова, образы и речевые обороты, используемые этим человеком. Для этого были собраны его публичные выступления, выделены повторяющиеся идеи и устойчивые речевые предпочтения, составлен психологический портрет. Текст документа строился с учетом этой информации и писался уже «его языком».

Процесс бизнес-планирования может включать или не включать различные этапы проектного анализа: исследования рынков, выработку базовой и функциональных стратегий, оценку затрат и т. д.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта может выглядеть следующим образом.

 

1. Резюме проекта (0,75 стр.)

Составные части:

1. Цель проекта.

2. Продукция (услуги) проекта.

3. Временные рамки проекта.

4. Краткая финансовая характеристика проекта.

 

2. Продукция проекта (Существо проекта, Описание проекта)

Общий смысл: описание идеи и предметной области проекта.

 

1. Генеральная цель и существо проекта.

2. Система целей и планируемый состав результатов.

3. Описание проектных продуктов.

4. Наличие (необходимость получения) разрешений и лицензий.

5. Социальный эффект проекта (новые рабочие места, улучшение условий жизни и т. д.).

6. Экологический эффект проекта (если есть).

 

3. Анализ отрасли (Анализ деловой практики)

Общий смысл: описание практики и опыта (по-возможности, также зарубежного) в выполнении подобных дел. (Как это вообще можно делать, и как соотносится со всем этим подход, выбранный в проекте.) Позволяет выявить возможные альтернативы (технологические, технические, организационные и др.), провести их анализ, оценить реалистичность последующих расчетов.

 

1. Определение отрасли.

2. Состояние и стадия жизненного цикла отрасли. Деловая активность в отрасли.

3. Новации, изменения и тенденции в отрасли.

4. Традиционные и новые типы организации (форматы) бизнеса в отрасли, их преимущества и недостатки. Факторы, влияющие на выбор формата бизнеса.

5. Ключевые вопросы, которые необходимо решать при создании бизнеса.

6. Отраслевые технико-экономические пропорции и показатели.

7. Идея проекта в контексте развития отрасли.

8. Анализ альтернатив реализации замысла и выбор одной из них.

 

4. Анализ рынка

Общий смысл: исследование окружения, из которого будут приходить деньги в обмен на продукцию проекта.

 

1. Описание целевых потребителей.

2. Анализ целевого сегмента

3. Информация о конкурентах (продукция, ценообразование, продвижение, распространение). Их сильные и слабые стороны, наиболее удачные маркетинговые решения.

4. Прогноз объема продаж в натуральном выражении и его обоснование.

 

5. План маркетинга

Общий смысл: разработка способов получения средств из внешней среды.

 

1. SWOT-анализ и стратегия проекта.

2. Ценообразование (для каждого проектного продукта)

3. Продвижение продукции.

4. Распространение продукции.

 

6. Производственный план

Общий смысл: определить и оценить в натуральном и денежном выражении действия по созданию бизнеса и процессы его функционирования.

 

1. Обоснование месторасположения.

2. Технические и строительные решения.

3. Потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.

4. Производственный процесс. Перечень всех основных операций по производству, складированию (хранению) и доставке.

5. Состав и спецификация необходимого оборудования. Возможность лизинга.

6. Производственная кооперация и работа с подрядчиками.

7. Список всех видов сырья и материалов, названия фирм поставщиков, их адреса и ориентировочные цены.

8. План поставок (описание предмета поставок, график поставок, оценка стоимости поставок).

9. План производства в натуральном выражении. Возможности наращивания (сокращения) объемов выпуска.

10. Методы контроля качества.

11. Перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности и их заработной платы.

12. Накладные расходы.

13. Оценка себестоимости продукции.

14. Экологическая и производственная безопасность.

 

7. Организационный план

Общий смысл: определить организационные и юридические подходы к созданию и функционированию бизнеса и взаимодействию участников.

 

1. Участники проекта (иногда этот пункт оформляется в виде отдельного раздела бизнес-плана)

2. Система мотивации участников (баланс интересов)

3. Предполагаемая схема взаимодействия участников. Данные о ключевых управляющих фигурах в проекте.

4. Организационная структура и система управления проектом.

5. Структура работ и календарный план-график реализации проекта.

6. План по персоналу.


8. Финансовый план (также см. услугу "Разработка финансовой

модели проекта")

Общий смысл: построение денежных потоков проекта, оценка его эффективности, расчет схем финансирования.

 

1. Описание допущений и предположений (налоги, пошлины, льготы, темп инфляции, размер рабочего капитала, финансирование, режим оплаты сырья и продукции, метод амортизации, взаимосвязи между процессами и т. д.).

2. Прогнозный отчет о движении денежных средств.

3. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

4. Прогнозный баланс.

5. Оценка финансового состояния предприятия-проектоустроителя.

6. Обоснование выбора (расчет) нормы дисконтирования.

7. Расчет показателей эффективности проекта.

8. Разработка схем финансирования (виды, объемы, источники и условия получения) и обслуживания проектных обязательств (выплата процентов, дивидендов, лизинговые платежи и т. д.).

 

9. Анализ рисков проекта

Общий смысл: исследовать, что может пойти вразрез с планами, какой ущерб это может причинить и что надо делать для предотвращения и минимизации рисков.

 

1. Причинно-следственный анализ рисков (возможные неблагоприятные события, источники и факторы влияния, возможные антирисковые мероприятия).

2. Анализ чувствительности проекта (графики, выводы и рекомендации).

3. Сценарный анализ проекта.

4. Обеспечение и гарантии кредиторам и инвесторам.

 

10. Приложения

Регистрационные, технические и иные документы, отчеты, свидетельства, патенты, расчетные таблицы, калькуляции, схемы, чертежи, другие графические материалы и т.д.

 Финансовая модель проекта – это файл Excel, содержащий входные данные проекта, расчет его денежных потоков и оценку эффективности и рисков проекта.

Финансовая модель проекта необходима для принятия решений, основанных на явно сформулированных проектных данных.

Например, если вы:

·       оцениваете проект для своего понимания;

·       планируете привлекать и вкладывать в проект денежные средства;

·       хотите оценить риск (запас прочности) проекта;

·       будете разрабатывать бизнес-план и считаете, что другие части вы сможете подготовить сами.

Наличие финансовой модели позволяет:

·       видеть денежные потоки проекта, его показатели эффективности;

·       менять входные параметры, проверяя проект в разных рыночных и технических условиях (например, иное оборудование, изменившиеся издержки, объемы сбыта, иные условия финансирования и т.д.);

·       оценивать различные сценарии проекта при одновременном изменении нескольких параметров или их динамике, отличной от изначально предполагаемой (например, при более медленном росте продаж);

·       выявлять риски и критические изменения входных данных, которые делают проект бесприбыльным – «точки опрокидывания»;

·       аргументировать позицию инициатора проекта перед партнерами или финансирующей стороной;

·       разрабатывать контрольные показатели для управления проектом (например, «Каков должен быть минимальный сбыт и/или уровень определенных издержек, чтобы момент окупаемости наступил не позднее заданной даты» или «До какой границы можно обоснованно снизить цену, чтобы накопленная прибыль на заданную дату составила столько-то» или «Какую максимальную ставку кредита мы можем позволить себе» и т.д.);

использовать модель для план-фактного анализа как инструмент дальнейшего управления проектом.

 


Построение финансовой модели предполагает, что проект уже в определенной степени разработан. Ничего страшного, если у вас не все данные - это нормальная ситуация. Если же у вас только идея – можно тоже помочь вам, но считать денежные потоки пока рано.

В состав услуги обычно входит:

1. Разработка структуры данных и подготовка клиентом при поддержке консультантов входной информации для расчета проекта.

2. Построение отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.

3. Расчет показателей эффективности проекта в соответствии с общими и специфическими требованиями.

4. Балансировка входных операционных показателей проекта.

5. Количественная оценка рисков: анализ чувствительности, анализ предельных отклонений, анализ сценариев проекта.

6. Подготовка пояснительной записки, содержащей описание входных предположений, методики и результатов расчета и анализа рисков (аналог разделов бизнес-плана «Финансовый план» и «Количественный анализ рисков»).

7. Обучение 1-2 сотрудников клиента работе с финансовой моделью.

8. Гарантийное сопровождение (обычно - 2 мес.): актуализация данных, консультирование без существенных доработок логики расчетов.

Опционально в состав услуги могут входить моделирование баланса, расчеты и оптимизация схем финансирования проекта и другие аналитические задачи.

Мы практикуем расчеты в Excel, и это наш осознанный выбор.

Причины в следующем:

1. Свобода расчетов. Построение расчетов в Excel позволяет моделировать экономику любых процессов через натуральные показатели и учитывать любую организационную специфику проекта (отношения между юридическими лицами, сложные схемы финансирования, например, параллельное финансирование собственными средствами, кредитом и лизингом). Стандартные программы таким функционалом не обладают и применимы лишь для простых расчетов.

2. Прозрачность расчетов. Взгляните на требования банков. Подавляющее большинство требует предоставление расчетов проекта в Excel с «открытыми формулами». Да, есть любители пересохранить расчеты как числовые значения, а формулы объявить своей «интеллектуальной собственностью». Понятно,зачем.

3. Доступность. Не требует установки у заказчика специализированных программных средств. Позволяет во время построения расчетов обсуждать весь состав параметров проекта в явном виде. Позволяет на этапе передачи результатов обучить 1-2 сотрудников клиента работе с финансовой моделью. В дальнейшем делает клиента независимым от нас и позволяет ему самостоятельно работать с моделью, например, когда потребуется изменить какие-то начальные предположения.

Мы рассчитали много проектов и убедились, что в ходе этой работы клиент всегда получает новое, более глубокое понимание своего проекта и, как следствие, бóльшую степень владения им.

Наличие финансовой модели радикально повышает качество задаваемых вопросов и решений, принимаемых руководством проекта. Получив в свое распоряжение финансовую модель, руководители начинают задавать принципиально иные, более конкретные вопросы об экономике и надежности проекта. Бывало, говорили и так: «А мы думали, это прибыльно. Хорошо, что посчитали, спасибо».

Обоснование финансирования (инвестиций) – это документ, в котором проводится анализ проекта, и рассчитываются его финансовые характеристики.

Объектом обоснования финансирования является проект, предметом - исследование его прибыльности и рисков, как правило, с учетом выбранной схемы финансирования.

К структуре документа может предъявлять требования финансирующая сторона.

В таком документе, как правило, делается акцент на финансовом аспекте проекта, расчете нескольких сценариев реализации проекта, проектных рисках; уделяется внимание вопросам гарантий кредиторам и инвесторам.

Возможна, например, такая структура.

1. Резюме

2. Краткая характеристика проекта

Общий смысл: объединение в достаточно компактном разделе наиболее существенных рыночных, маркетинговых, технических и иных аспектов проекта.

3. Финансовая оценка проекта

Общий смысл: построение финансовых прогнозов на основе ясно сформулированных предположений, финансовое моделирование проекта, расчет его показателей эффективности, расчет схем финансирования и т. д.

4. Анализ рисков (и гарантии)

Общий смысл: качественное и количественное исследование рисков: анализ чувствительности, анализ сценариев и т. д. Определение критических сценариев проекта, анализ его устойчивости

Инвестиционный меморандум – это внешний документ, имеющий целью убедить потенциального инвестора вложить деньги в проект или предприятие.

Объектом инвестмеморандума является проект, предметом – обоснование привлекательности инвестирования в него.

Структура инвестиционного меморандума в целом напоминает структуру бизнес-плана, но для инвестиционного меморандума характерно наличие раздела «Структура сделки», в котором описываются:

·       условия входа инвестора в проект

·       выгоды и риски участия в проекте на рассматриваемых условиях

·       условия выхода из проекта.

Для одного и того же проекта может быть подготовлено несколько инвестиционных меморандумов, предназначенных для параллельного ведения переговоров с разными возможными инвесторами. В них будут различаться разделы «Структура сделки» сообразно тому, о чем ведутся переговоры с каждым из партнеров.

https://b-solutions.ru/

Стратегическое бизнес-планирование

Стратегическое бизнес-планирование — это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании («как хочется»), так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.

Термин на английском языке: Strategic planning

Стратегия - обоснованная программа улучшений организации бизнеса в четырех областях: конкурентные преимущества; организационные преобразования; финансовая оптимизация;операционные улучшения.Все эти области взаимосвязаны между собой и зависят от того пути развития, который выбирается по результатам проекта разработки стратегии.

Методы и подходы

Существует много подходов стратегического планирования, но обычно оно предполагает прохождение трех аналитических этапов:

1. Оценка текущей ситуации и причин ее возникновения (Положение)

2. Целеполагание. Наметить цели

3. Путь. Составить карту пути достижения цели.


Также, для успешности вырабатываемой стратегии стоит определить и проверять насколько она:

1. видима (Она должна быть перед вашими глазами каждый день)

2. релевантная (Она должна включать все элементы организационного окружения, внутренние тактические шаги, способ ведения бизнеса, которые воздействуют на компанию сегодня)

3. проста (Сообщения, заложенные в стратегии должны быть понятны всем сотрудникам с первого взгляда: о чем идет речь, что необходимо сделать компании, чтобы получить результаты, что требуется от отдельных сотрудников компании, чтобы сделать это. Она должна быстро «впитывать» все существующие стратегии).

Другие алгоритмы

1. Сначала вы определяетесь с желаемым образом компании в будущем

2. Затем оценивайте ситуацию

3. Разрабатываете меры для корректировки сегодняшней ситуации, изменяя ее в сторону желаемой.

Иначе говоря, сначала формулируется Видение компании, Миссия, комплекс целей. Потом проводится SWOT-анализ, разрабатываются меры (задачи), которые необходимо принять для достижения целей. Начинается реализация или процесс решения стратегических задач. Последний этап предполагает управление и мониторинг начатых процессов.

А подготовительный этап включает в себя: анализ текущей ситуации, анализ тенденций, рынка, конкурентов, сегментации рынка, динамики продукта, микс-маркетинг, SWOT-анализ, позиционирование - анализ восприятия, анализ источников информации.

В книге известных ученых Каплана и Нортона – «Награда за блестящую реализацию стратегии» описывается новая универсальная система управления, которая позволит руководителям эффективно претворить в жизнь разработанную стратегию.

Для того, чтобы разработка и реализация корпоративной стратегии были максимально эффективными, авторы считают необходимым учесть следующих шесть пунктов:

1. Важно максимально четко формулировать стратегию, при этом правильно выбирая цели;

2. Необходимо планировать стратегию, выбирая показатели, задачи и инициативы для всех направлений основной деятельности, добиваясь при этом ответственного отношения к работе;

3. Организация и стратегия должны соответствовать друг другу;

4. Выбор приоритетов и распределение ресурсов – планирование производственной деятельности должно основываться на этих процессах;

5. Контролировать операционную деятельность и ход реализации стратегии (См. Стратегический процесс), приобретая новый опыт;

6. Стратегия компании подлежит обязательному SWOT-анализу.


Все это должно контролироваться одним подразделением – отделом стратегического менеджмента. Именно он должен заниматься координацией работы всех основных подразделений, синхронизируя действия персонала.

Александр Серпилин так описывает метод планирования бизнес-стратегии. Он включает:

— анализ инвестиционной привлекательности отрасли;

— разработка сценарного прогноза развития отрасли (см. Стратегические карты);

— прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках; анализ конкурентной позиции компании в отрасли (См. SWOT-анализ и PEST-анализ);

— финансовая оценка стратегических альтернатив;

— формирование образа будущего компании (См. ВидениеМиссия); разработка стратегических целей (См. Целеполагание) и задач (См. Задачи стратегического менеджмента);

— комплекс работ по внедрению стратегии.


Образ компании и стратегические ориентиры

Сформированный образ будущего компании (какой она могла бы быть) и составленная программа перехода от текущего состояния к новой модели и составляют бизнес-стратегию как таковую.

Здесь нужно учитывать, что:

- образ будущего компании всегда должен быть реалистичным

- при формировании образа учитываются тенденции развития отрасли, изменения конъюнктуры спроса и предложения, сильные и слабые стороны компании, имеющиеся потенциал и угрозы (См. SWOT-анализ) и множество других факторов, воздействующих на внутреннюю и внешнюю среду.

Целеполагание и формулирование задач для достижения поставленных целей требуют качественной конкретизации образа будущего компании (См. Миссия и Видение) с формулировкой долгосрочных ориентиров (на пять-десять лет) развития компании:

— увеличение (удержание) доли на внутреннем и внешнем рынках;

— рост капитализации компании (рыночной стоимости акций);

— повышение уровня инвестиционной привлекательности компании;

— снижение давления поставщиков сырья и материалов (в случае если итоги анализа свидетельствуют о серьезных угрозах, исходящих от поставщиков сырья, материалов и комплектующих);

— стратегические ориентиры организационного развития (например, выделение стратегических бизнес-единиц, переход с линейной на дивизиональную оргструктуру управления и т. д.)

Помимо перечисленных, стратегические ориентиры устанавливаются в отношении социальной ответственности компании (особенно в случае ее градообразующего характера), индивидуальных целей и ожиданий крупных акционеров и др. Как правило, стратегические ориентиры (цели) носят комплексный характер, и их реализация возможна лишь на основе целевых комплексных программ.

Пример бизнес-планирования

Уральский город Пермь предлагает ознакомится с алгоритмом его стратегического бизнес-планирования на официальном сайте. Алгоритм состоит из четырех частей и включает следующее:

1.Оценка состояния федеральной нормативной правовой базы стратегического планирования

2.Оценка состояния региональной нормативной правовой базы стратегического планирования

3.Стратегическое планирование в городе Перми и городах-конкурентах

4.Предложения по созданию необходимых нормативных правовых документов стратегического.




Проблема несоответствия стратегии компании и механизма ее реализации, то есть стратегического разрыва, уже давно актуальна для предпринимателей, менеджеров, консультантов и всех тех, кто на практике занимается совершенствованием систем управления. Сегодня разработано достаточно большое количество технологий преодоления данного разрыва. Так, Майкл Ковени в своей книге «Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь» описывает многоэтапный процесс эффективной реализации стратегии путем интеграции лучших приемов управления эффективностью бизнеса (BPM) с новейшими информационными технологиями. Технология BSC (The Balanced Scorecard) подразумевает создание такого механизма управления предприятием, при котором стратегические показатели эффективности его деятельности будут соединены через систему причинно-следственных связей со стратегическими инициативами и конкретными мероприятиями по выполнению этой стратегии.

В данной статье будет сделана попытка определить назначение таких процессов, как стратегическое планирование, бизнес-планирование и бюджетирование на предприятии, и раскрыть взаимосвязь этих процессов как инструментария для решения проблемы стратегического разрыва.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование требует разработки видения (vision), ключевого элемента современного менеджмента[i], – какими мы видим себя в будущем? Этот процесс позволяет смотреть на общую картину с долгосрочной перспективы, в то время как оперативные планы представляют определенную тактику выполнения стратегического плана год от года. Стратегическое планирование - это процесс, который позволяет компании ответить на следующие вопросы:

  • почему она существует;
  • каковы ее основные цели;
  • какие ресурсы необходимы для успешного развития;
  • кто будет ее потребителями.

Стратегическое планирование предоставляет менеджменту возможность понять текущую ситуацию и, как следствие, планировать будущее. В мире быстрых перемен стратегическое мышление становится основой успеха. Растет скорость изменений, поэтому роль стратегического планирования возрастает. Фактически успешные компании устанавливают непрерывный процесс стратегического планирования, то есть значительную часть своего рабочего времени их топ-менеджеры тратят на разработку планов по выживанию компании в конкурентной среде и формулирование стратегии.

Существует много разнообразных методов, которые помогают менеджменту в установлении стратегических целей. Широко распространены такие методы, как SWOT-анализ, матрица MCC, матрица BCG, матрица ADL и т.д.

После формирования стратегии топ-менеджеры сталкиваются с проблемой, связанной с доведением ее до менеджеров среднего уровня и рядовых сотрудников компании, а также с переводом стратегических планов в плоскость конкретных мероприятий по их достижению. Здесь и может придти на помощь процесс бизнес-планирования.

Бизнес-планирование

Бизнес-план – это структурированное описание основных аспектов деятельности и развития компании, разрабатываемое на основе ее стратегии. Он является общепринятой в мировой практике методикой разработки и формой представления конкретных перспектив деятельности и средств их достижения, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности компании и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса ее собственного экономического интереса и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов. В целях определения пользователей информации бизнес-планы можно подразделить на два типа:

  • бизнес-план для предоставления его кредиторам, инвесторам, партнерам в основном в целях привлечения финансовых средств. Обычно это бизнес-планы определенных проектов. Такой бизнес-план обосновывает эффективность вложения средств в проект и их возвратность. Он, наряду с описательной частью, обязательно содержит финансовую модель проекта. В России по ряду причин под бизнес-планированием, как правило, понимают процедуру составления документа именно такого типа;
  • корпоративный бизнес-план, предназначенный для компании. Этот план является более детальным и объективно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности компании. Его написание помогает выявить многие проблемы, связанные с реализацией выбранной стратегии. Точное планирование - одна из наиболее важных составных частей успешного бизнеса. Корпоративный бизнес-план позволяет прогнозировать проблемы, в результате чего менеджер сможет преодолеть их в будущем, так как будет готов принять правильные решения.

Таким образом, создание корпоративного бизнес-плана – это поэтапный процесс развертывания стратегии до конкретных инициатив и мероприятий. При этом конкретизируется, как менеджмент компании будет ее реализовывать, какие методы и технологии будут применяться. Другими словами, корпоративный бизнес-план – это детальная программа сформулированной стратегии компании.

Представим, что топ-менеджмент в процессе стратегического планирования сформулировал уникальную стратегию компании. Затем команда, состоящая из топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и рядовых сотрудников, составила корпоративный бизнес-план, в котором детально описано, как компания будет достигать намеченных целей. Теперь необходимо приступать к реализации этих планов, то есть непосредственно к работе. Это означает – начинать новый производственный цикл на основе новых параметров, изложенных в бизнес-плане. И опять менеджер сталкивается с проблемой перевода показателей бизнес-плана в плоскость практических решений. Продаст ли коммерческая служба все остатки готовой продукции на складе в течение определенного срока? Как загружать производственные мощности? Сколько готовой продукции оставить на конец месяца? Смогут ли цеха обеспечить целевую себестоимость продукции? Сможет ли предприятие выйти на запланированный в бизнес-плане уровень прибыльности? На какие параметры необходимо обращать внимание, чтобы выполнялась стратегия, и как их контролировать? Следовательно, менеджеру нужна определенная технология реализации планов.

Бюджетирование

Многие российские менеджеры понимают бюджетирование как одну из форм планирования, что является правдой лишь отчасти. Дело в том, что на самом деле бюджетирование представляет собой управленческую технологию, способную перевести долгосрочные и среднесрочные планы компании в плоскость их реализации. Наряду с планированием система бюджетного управления включает следующие функции:

  • координация деятельности всех центров ответственности;
  • принятие решений и делегирование полномочий;
  • оценка деятельности;
  • взаимодействие и мотивация персонала;
  • контроль и анализ.

Таким образом, под бюджетированием понимается вся совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета. Оно является полноценной и комплексной технологией тактического (текущего) управления компанией.

Основным инструментарием перевода целевых показателей бизнес-плана в систему бюджетирования считаются механизмы плановых и бюджетных заданий, нормирования, лимитирования и определения логики взаимосвязи бюджетов. Комплексная взаимосвязанная система плановых бюджетов как раз и отвечает на вопросы менеджера относительно тактики ближайших действий. Фактические бюджеты и их анализ позволяют оперативно отслеживать, выполняются ли бюджетные задания, нормы и лимиты, то есть соответствует ли достигнутое состояние запланированному сценарию. Ответив на эти вопросы, можно проследить, выполняется ли бизнес-план и, соответственно, реализуется ли стратегия. Следовательно, стратегическое планирование, бизнес-планирование и бюджетирование являются этапами определения и обоснования как целей деятельности компании, так и средств их достижения. Но наряду с этим бюджетирование – это еще и конкретная технология управления компанией по движению к намеченным целям.

Управленческую деятельность менеджера условно можно сравнить с поездкой на автомобиле. Выбор цели путешествия и его конечной точки - это процесс стратегического планирования. На данном этапе вы решаете, что поедете именно на автомобиле, именно в такой-то город и с четко определенной целью. Далее вы составляете бизнес-план и отвечаете на вопросы: по какой дороге ехать (платной или бесплатной), какие трудности вас могут ожидать в пути и в какой гостинице остановиться на ночлег. После этого вы определяете среднюю скорость движения, рассчитываете время поездки, прикидываете бюджет всего мероприятия и разбиваете его по этапам. Далее вам необходимо сесть в автомобиль и начать движение. Системой бюджетирования в данном случае является совокупность элементов и приборов автомобиля, прибегая к помощи которых вы управляете им: фары с возможностью переключения на дальний/ближний свет; приборы, показывающие скорость движения; наличие топлива в баке; уровень масла и так далее. Иными словами, все то, что помогает видеть ближайший участок дороги и оценивать наличие ресурсов для дальнейшего продвижения по нему. Дальность освещения дороги фарами вашего автомобиля – это горизонт планирования. В рамках этого горизонта вы принимаете только тактические, текущие решения: какой выбрать скоростной режим, когда и на какой автозаправочной станции пополнить бак, возле какой закусочной сделать остановку. Здесь главным для вас является соответствие картины, которую вы видите перед собой, тому, что вы описали в своем бизнес-плане. Если картина соответствует ожиданиям и приборы показывают наличие ресурсов – вы на верном пути, и у вас нет повода для беспокойства: все так, как должно быть. Если вдруг изменяется внешняя среда или приборы показывают, что ресурсы на исходе, вам приходится в текущем режиме исправлять сложившуюся ситуацию или приспосабливаться к ней. В данном случае вы неизбежно начнете процедуру корректировки ваших планов. Если отклонения были незначительными, то вы корректируете лишь бюджет, то есть тактические планы. Если ситуация изменилась серьезным образом, вам, возможно, придется изменять показатели бизнес-плана. Но может случиться и такое, что вы поменяете свои долгосрочные цели и вновь начнете процедуру стратегического планирования. Таким образом, в процессе поездки вы используете инструменты стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования как неотъемлемые атрибуты вашей управленческой деятельности, не подвергая сомнению целесообразность применения того или иного инструментария. Очевидно, вы бы не добились желаемого результата, если бы не знали, куда ехать, каким путем и что для этого необходимо делать в каждый момент времени.

Аналогичная ситуация и в бизнесе. Если нарушена процедура планирования, то одна лишь технология бюджетирования не способна эффективно содействовать менеджеру в процессе управления компанией. Если не в полной мере функционирует система бюджетирования, то менеджеру будет сложнее управлять компанией и направлять ее к стратегическим целям (см. рисунок).


Таким образом, стратегическое планирование, бизнес-планирование и бюджетирование должны являться последовательными и взаимосвязанными этапами управленческой деятельности в каждой компании, которая стремится к достижению своих показателей.

Фото: freeimages.com


https://www.e-xecutive.ru/