пятница, 29 января 2016 г.

Вопросы практического использования теории структуры капитала Модильяни–Миллера




Ермолаев С.Н.
Задачи финансового менеджмента корпорации можно разделить на 2 части: 1) оперативное управление финансами корпорации, 2) стратегическое финансовое планирование.
Главной целью оперативного управления является прогнозирование баланса поступлений (дохода) и выбытия (расхода) денежных средств на выбранном периоде времени. Длительность данного периода зависит от степени детализации финансового плана, размера фирмы, предпочтений менеджеров и других факторов. Длительность периода колеблется от 1 декады до 1 квартала, но чаще всего равна 1 месяцу. Сальдо поступлений и выбытия определяется балансовым методом, т. е. путем подробной росписи доходных и расходных статей на интервале планирования. Таблица, объединяющая указанные статьи, может носить название: “финансовый план”, “баланс денежных средств”, “карта прогноза движения денег”, “таблица выбытия и поступлений” и др. Значение каждой статьи определяется на основе прогноза. Отрицательное сальдо расходов и доходов означает дефицит денежных средств в соответствующем периоде времени. Поэтому оперативное финансовое планирование включает в себя задачу определения источников покрытия плановых денежных дефицитов. В случае превышения притока денег над расходами необходимо определить объекты краткосрочного инвестирования и соответствующую доходность операции. Сводный финансовый план корпорации называется также бюджетом и формируется из бюджетов отдельных подразделений. Процедура составления бюджетов подразделений и объединение их в единый бюджет корпорации носит название бюджетирования (budgeting).
Плановая деятельность финансовых отделов большинства российских фирм ограничена составлением оперативных финансовых планов. Самые прогрессивные организации внедряют в практику методы бюджетирования. Однако существует целый класс задач, неохваченных теорией оперативного финансового планирования, но имеющих важное значение для успешного управления фирмой.
Среди таких задач можно выделить следующие: 1) выбор оптимальной структуры капитала фирмы, 2) составление долгосрочного плана финансирования инвестиций, 3) прогнозирование финансовых показателей. Данные задачи относятся к области стратегического финансового планирования. Научным базисом стратегического финансового управления является современная теория корпоративных финансов, которая описывает закономерности изменения финансовых показателей фирмы.
Согласно теории корпоративных финансов капитал фирмы представляет собой источник изменяющегося во времени дохода владельцев фирмы. Владельцами фирмы являются держатели акционерного и заемного капиталов. Если доход держателей капитала до выплаты налога и процентов в году t обозначить через , то доход владельцев фирмы после уплаты налога на прибыль определяется по формуле:
 (1)
где: -доход владельцев фирмы после уплаты налога на прибыль;
- cтавка налога на прибыль;
- проценты, выплаченные держателям заемного капитала;
Отметим, что символами и  обозначены математические ожидания соотвествующих величин. Данные показатели характеризуют доходность капитала фирмы. Характеристикой рискаинвестирования в активы фирмы является показатель средней стоимости капитала фирмы, который определяется по следующей формуле:
 (2)
где: - средняя стоимость капитала фирмы;
- общая цена капитала фирмы;
Из формулы (2) следует, что средняя стоимость капитала равна ожидаемому доходу владельцев фирмы на 1 руб. общей цены капитала. Чем выше степень разброса значений дохода относительно математического ожидания или дисперсия , тем больше должна быть средняя стоимость капитала  для компенсации риска инвесторов. Данный риск называется общим риском фирмы, который состоит из рисков операционного и финансового. Операционный риск связан с производственной деятельностью фирмы и не зависит от способа финансирования или структуры капитала фирмы. Финансовый риск отражает потери и издержки, связанные с обслуживанием долга. Эти издержки или дополнительные затраты возникают в случае, когда фирма испытывает трудности в расчетах с держателями долга и поэтому называются издержками банкротства. Издержками банкротсва являются: трудности в получении дополнительного кредита, потеря ключевых сотрудников, увеличение ставки кредитования, ужесточение позиции поставщиков и др.
Общая цена капитала фирмы представляет собой сумму цены акционерного капитала и цены долга. Цена акционерного капитала равна произведению рыночной цены акции фирмы на количество всех находящихся в обращении акций фирмы. Аналогично определяется цена заемного капитала, только вместо акций следует рассматривать облигации фирмы. Если заемный капитал представлен банковскими кредитами, то в качестве цены долга можно взять балансовое значение обязательств фирмы перед банками. Таким образом, общая цена капитала фирмы определяется по формуле:
 (3)
где: -цена собственного капитала;
-цена заемного капитала;
Соотношение собственного и заемного капиталов задает структуру капитала фирмы. Показателем количества заемного капитала или долга в общей структуре капитала фирмы является коэффициент структуры капитала, который вычисляется по формуле:
 (4)
где: -коэффициент структуры капитала;
Коэффицинт структуры капитала характеризует степень финансового риска для инвесторов. Чем выше коэфициент структуры капитала, тем больше степень финансового риска.
Среднюю стоимость капитала фирмы можно рассматривать как средневзвешенную стоимость составляющих капитала:
 (5)
где: -cтоимость собственного капитала;
-стоимость заемного капитала;
По определению, стоимость капитала представляет собой величину дохода на 1 руб. цены актива. Отсюда стоимость заемного капитала вычисляется по формуле:
 (6)
Стоимость собственного капитала равна отношению чистой прибыли (дохода акционеров) корпорации к цене собственного капитала:
 (7)
где: -чистая прибыль корпорации;
Сумма чистой прибыли и процентов равна величине дохода фирмы после уплаты налога:
 (8)
Из формул (1) и (8) следует следующее выражение для чистой прибыли:
 (9)
Если долг фирмы равен нулю, т.е. весь капитал является собственным, то из формулы (1) при получаем:
 (10)
где:-доход после уплаты налога фирмы c нулевым долгом;
Главной задачей финансового менеджмента является оптимизация финансовых ресурсов корпорации таким образом, чтобы доход владельцев фирмы (shareholder’wealth) был максимальным. Доход владельцев капитала формируется из 2-х источников:
  1. годовой доход, получаемый в виде процентов и дивидендов;
  2. прирост цены актива (акции или облигации);
Может показаться, что данная задача максимизации дохода эквивалентна максимизации показателя -дохода фирмы после уплаты налога. Но проблема заключается в том, что доход фирмы до уплаты процента и налога является принципиально случайной величиной и не существует методов максимизации случайной величины. Максимизация математического ожидания не решает проблемы, т. к. не учитывается другая важнейшая характеристика – дисперсия. Поэтому задача максимизации дохода владельцев фирмы сводится к максимизации цены капитала . Из формулы (2) следует выражение для общей цены капитала:
 (11)
Если считать, что математическое ожидание дохода после выплаты налога величина постоянная, то максимизация общей цены капитала фирмы достигается, как это следует из формулы (11) за счет минимизации средней стоимости капитала. Таким образом, минимизация средней стоимости капитала вытекает из условия максимизации дохода владельцев фирмы и является главнейшей задачей финансового менеджмента.
Возникает вопрос: какие параметры определяют значение средней стоимости капитала?
Из формул (3), (4) и (5) получаем следующее выражение для средней стоимости капитала фирмы:
 (12)
Как уже отмечалось выше, с ростом показателя увеличивается финансовый риск инвестирования в активы фирмы. Увеличение финансового риска отражается в росте стоимости капитала, т. к. инвесторы стремятся получить премию в ставке дохода как компенсацию за понесенный риск. В случае заемного капитала принята, с достаточной степенью приближения, линейная модель роста стоимости долга:
 (13)
где: - параметры закона изменения долга;
- пороговое значение для отношения долг/собственный капитал;
Из формул (3), (4) следует следующее выражение:
 (14)
Закон изменения стоимости собственного капитала можно рассмотреть, аналогично, как функцию параметра . Пусть стоимость собственного капитала изменяется согласно некоторому закону , тогда выражение для средней стоимости капитала фирмы, используя (12), (13), (14) можно записать в виде:
 (15)
Из выражения (15) видно, что средняя стоимость капитала зависит только от показателя структуры капитала . Отсюда задачу минимизации средней стоимости капитала можно сформулировать следующим образом: требуется определить такое значение показателя структуры капитала , при котором средняя стоимость капитала фирмы принимает минимальное значение. Искомое значение  называется оптимальным, а соответствующая минимальная средняя стоимость – оптимальной стоимостью капитала.
Проблема определения оптимального значения  или соответствующего оптимального долга является одной из центральных в теории корпоративных финансов. При анализе проблемы поиска оптимального долга в структуре капитала фирмы возникают следующий вопрос: насколько существенно показатель структуры капитала  влияет на значение средней стоимости капитала ? Если средняя стоимость капитала в значительной степени зависит от количества долга, тогда обшая цена капитала и другие производные показатели фирмы существенно зависят от метода финансирования или выбранной структуры капитала фирмы. Наоборот, если влияние показателя  на значение средней стоимости капитала незначительно, тогда структура капитала корпорации не имеет значения. Мнения исследователей по данной проблеме разделились. Сложилось 2 независимых направления, которые получили названия: традиционная структура капитала и теория Модильяни – Миллера. Последняя теория получила название по фамилиям ее создателей – американских ученых Ф. Модильяни и М. Миллера. В сокращенной форме она часто именуется теорий ММ.
Последователи традиционной теории (Грехэм, Дод, Доналдсон) считают, что средняя стоимость капитала существенно зависит от структуры капитала фирмы. Данное утверждение в математическом смысле означает существование ярко выраженной точки минимума функции средней стоимости капитала , представленной формулой (15). Традиционная теория исходит из рассмотрения риска акционеров фирмы. Вследствие увеличения финансового риска с ростом показателя , стоимость собственного капитала  начинает резко возрастать, начиная с некоторого порогового значения. Для построения закона изменения стоимости собственного капитала предлагаются различные уравнения, моделирующие нелинейную зависимость функции  от показателя . Подставляя уравнение модели  в выражение (15), можно найти приблизительное решение для оптимального значения показателя структуры капитала. Традиционную теорию отличает описательный характер, она не содержит аналитических зависимостей, которые бы описывали закономерности изменения финансовых показателей фирмы. Отсутствие аналитической базы делает традиционную теорию менее убедительной по сравнению с альтернативной теорией ММ.
Стратегическое предположение Модильяни и Миллера состоит в том, чтобы разбить все фирмы на группы одинакового операционного (производственного) риска. При условии отсутствия налога на прибыль, цена фирмы k-ой группы определяется формулой:
 (16)
где: -ставка капитализации k-ой группы риска;
Ставка капитализации одинакова для всех фирм, находящихся в k-ой группе операционного риска, и является характеристикой дисперсии дохода до выплаты процента и налога. С увеличением риска или дисперсии дохода ставка капитализации увеличивается.
Введем понятие случайной величины , которая имеет математичекое ожидание равное 1 и дисперсию равную дисперсии дохода . Тогда уравнение (1) можно переписать в виде:
 (17)
где: -математическое ожидание дохода до выплаты процента и налога;
Как видно из формулы (17) годовой доход фирмы после уплаты налога формируется из 2-х слагаемых: дохода фирмы с нулевым долгом  и произведения ставки налога на величину процентов по долгу.
Второе предположение Модильяни и Миллера заключается в том, чтобы при вычислении цены капитала фирмы капитализировать каждую составляющую денежного потока из формулы (17) по отдельной ставке. Поскольку дисперсия слагаемого  равна дисперсии дохода , то ставка капитализации должна быть, в соответствии с первым предположением, равна . Составляющая денежного потока капитализируется по ставке равной стоимости заемного капитала. Отсюда из формулы (17) получаем:
 (18)
Если фирма не имеет заемного капитала, т.е. , то из (18) имеем:
 (19)
где: -цена фирмы, не имеющей долга;
Используя формулы (6) и (19) выражение (18) можно переписать в виде:
 (20)
Таким образом, цена капитала фирмы в общем виде, как это следует из формулы (20), равна сумме цены капитала фирмы с нулевым долгом и произведения ставки налога на прибыль на цену заемного капитала-. Поскольку первое слагаемое намного превосходит второе, то из формулы (20) следует, что цена капитала фирмы в незначительной степени зависит от величины долга или, равнозначно, от структуры капитала фирмы. Эффект заемного финансирования сводится к увеличению цены капитала фирмы на величину .
Цена собственного капитала, как следует из формулы (3), равна:
 (21)
Если использовать формулы (7), (9), (20), (21), то получим выражение для стоимости собственного капитала:
 (22)
Из формулы (22) можно сделать заключение, что согласно теории ММ стоимость собственного капитала равна сумме ставки капитализации, соответствующей группе операционного риска, а также премии за финансовый риск. Премия за финансовый риск  резко увеличивается при  . Отметим, что премия за финансовый риск положительна если выполняется неравенство: . Выше было сделано предположение о линейном законе роста стоимости заемного капитала в зависимости от показателя структуры капитала . При значительной скорости роста не исключена такая возможность, когда стоимость заемного капитала будет превышать ставку капитализации . Тогда премия за финансовый риск станет отрицательной величиной и стоимость собственного капитала будет убывать при дальнейшем увеличении показателя структуры капитала . Данный факт находится в противоречии с научным объяснением природы стоимости капитала: при увеличении риска стоимость собственного капитала должна возрастать, чтобы компенсировать понесенный инвесторам риск. Главная критика теории ММ была направлена именно на этот самый спорный момент. Аргументы Модильяни и Миллера своим оппонентам состояли в следующем: в случае отрицательной премии за финансовый риск акционерами фирмы являются инвесторы, предпочитающие рисковые вложения (risk-lover). Кроме того они критиковали последователей традиционной теории структуры капитала за смешение индивидуального риска и объективных рыночных возможностей. Модильяни и Миллер утверждали, что фирму необходимо рассматривать как один цельный товар, цена которого определяется по формуле (20), не разделяя на капитал собственный и заемный, как это делает традиционная теория. Рассматривая каждую составляющую в отдельности, традиционная теория определяет общую цену фирмы как сумму независимыхавтономных цен собственного и заемного капиталов. Теория ММ исходит из общей цены капитала фирмы, которая включает в себе цены акционерного капитала и долга. Цена акционерного капитала является производной величиной из общей цены фирмы и цены долга, как это следует из формулы (21). Согласно теории ММ эффекты заемного финансирования незначительны и ограничены “налоговой защитой”, которая численно выражается в дополнительном слагаемом формулы общей цены капитала (21). Традиционная теория утверждает существование оптимальной структуры капитала, которая позволяет минимизировать среднюю стоимость капитала фирмы и, соответственно, максимизировать общую цену капитала фирмы. Ярко выраженная минимальная стоимость капитала, как объясняют последователи традиционной теории, следует из значительного возрастания стоимости собственного капитала и долга при увеличении доли заемного финансирования. Таковы коренные отличия 2-х теорий, описывающих разнородность капитала корпорации.
Если подставить выражения (19), (21), (22) в формулу для средней стоимости капитала (12) и выполнить соответствующие преобразования, то получаем уравнение для средней стоимости капитала:
 (23)
Делая подстановку значения из уравнения (15) в формулу (22) можно получить выражение для средней стоимости капитала при линейном законе изменения стоимости долга. Полученное выражение для средней стоимости капитала является функцией только одной переменной - . Выполняя операцию дифференцирования и приравнивая нулю производную функции  , можно найти точку, в которой средняя стоимость капитала принимает минимальной значение. Опуская все описанные выше математические операции, вследствие их громоздкости, и предоставляя читателю это сделать самостоятельно, запишем готовую формулу для оптимального показателя структуры капитала фирмы:
 при  (24)
Если стоимость долга не зависит от показателя структуры капитала или, другими словами является величиной постоянной, тогда коэффициент скорости роста  в формуле (13) равен нулю. Из формулы (23) видно, что при  показатель структуры капитала  стремится к единице. Ситуации когда , соответствует случай финансирования фирмы полностью за счет заемных ресурсов. Из формулы (23) также следует, что средняя стоимость капитала фирмы в случае постоянной стоимости долга  принимает минимальное значение при . На примере, рассмотренном ниже, показано использование теории ММ в расчетах финансовых показателей фирмы.
Пример:
Фирма в начальный момент времени имеет финансовые показатели, представленные в следующей таблице:
Наименование показателя
Обозначение
Значение
1
Доход до выплаты процента и налога
5000000
2
Цена заемного капитала (долга)
10000000
3
Ставка капитализации
0,16
4
Ставка налога на прибыль
0,35
5
Стоимость долга
0,05
6
Количество акций в обращении
1000000
Исследования финансового рынка показали, что начиная с  стоимость долга начинает возрастать с коэффициентом .
Проведем оптимизацию структуры капитала фирмы согласно теории ММ.
  1. Используя формулу (6) определим проценты по долгу в начальный момент времени: ;
  2. Из формулы (1) определим значение дохода после выплаты налога:;
  3. Общая цена капитала фирмы вычисляется по формуле (18):
    ;
  4. Коэффициент структуры капитала определяется по формуле (4):
    ;
  5. Средняя стоимость капитала фирмы определяется из формулы (23):
    ;
  6. Цена собственного капитала вычисляется по формуле (21):
    ;
  7. Cтоимость собственного капитала можно определить по формуле (7):
  8. Цена акции вычисляется как отношение цены акционерного капитала к числу акций в обращении:
     (25)
    где: -цена акции;
    Используя формулу (25) получаем значение цены акции в начальный момент времени: 
  9. Если исходить из условия, что вся чистая прибыль выплачивается акционерам, то размер дивиденда на акцию определяется по формуле:
 (26)
где: -размер дивиденда на акцию;
Используя данные вышеприведенных примеров из формулы (26) получаем значение дивиденда на акцию в начальный момент времени: ;
Согласно формуле (24) оптимальное значение коэффициента структуры капитала равно:
Из уравнения (18) можно вывести формулу для цены долга, если задано значение коэффициента структуры капитала:
 (27)
Подставляя значение  в формулу (27) и используя имеющиеся данные, получаем значение оптимальной цены долга: ;
Из формулы (18) общая цена капитала, соответствующая оптимальной структуре капитала, равна:;
При этом цена собственного капитала составляет: ;
Таким образом, для того чтобы оптимизировать структуру капитала фирмы необходимо увеличить количество долга на величину: 
Предположим, что фирма привлекла кредит в размере и данную сумму выкупила акции по цене .
Общее количество выкупленных акций равно:. Тогда оставшееся число акций в обращении: .
Из выражения (13) получаем значение стоимости долга при оптимальной структуре капитала: 
Используя вышеприведенную методику расчета и данные, соответствующие оптимальной структуре капитала, получаем следующие показатели:
-минимальная (оптимальная) средняя стоимость капитала фирмы;
-цена одной акции, соответствующая оптимальной структуре капитала ;
-размер дивиденда на акцию;
- стоимость собственного капитала;
Из рассмотренного примера можно сделать следующие выводы:
  1. Увеличение коэффициента структуры капитала с  до  позволит увеличить цену акции фирмы на величину  или на . Прирост размера дивиденда на акцию составляет  или . Таким образом, при увеличении доли заемного финансирования показатели доходности акционеров фирмы резко увеличились. Данная закономерность в теории финансового менеджмента носит название “эффекта финансового рычага”. Под финансовым рычагом подразумевается отношение цены долга к цене собственного капитала фирмы, т. е. . Финансовый рычаг можно трактовать как один из показателей финансового риска.
  2. Стоимость собственного капитала, отражающая риск инвестирования в акции фирмы, составит . Увеличение стоимости собственного капитала связано с ростом финансового риска.
  3. Оптимальная средняя стоимость капитала фирмы  незначительно отличается от первоначального значения 
. Слабая зависимость средней стоимости капитала от величины долга является главным положением теории ММ.
Трудности применения теории ММ в практических расчетах связаны с необходимостью определения нормы капитализации , а также параметра скорости роста стоимости долга . Данные параметры можно только задать с некоторой точностью. Но это не является проблемой, поскольку в экономике существует очень мало детерминированных и стационарных величин. Для принятия решения используется метод построения “древа решений” когда параметры исходной модели изменяются дискретно с некоторым шагом в заданном диапазоне. Каждый набор исходных параметров моделирует определенную ситуацию. Совокупность полученных числовых решений будет представлять собой многомерное решение, которое описывает все возможные ситуации. Если ввести вероятности возникновения каждой ситуации, то конечный результат можно записать как математическое ожидание полученных решений.
Например, рассмотрим в приведенном выше примере 2 ситуации: параметр  и вторая ситуация - . При  получаем, что оптимальная средняя стоимость капитала равна , при этом соответствующая цена акции составляет . Отсюда следует, что после оптимизации структуры капитала цена акции фирмы может принимать 2 значения: . Полученное двухмерное решение можно свернуть, если ввести понятие вероятности появления каждой ситуации. Предположим, что параметр принимает значение 0,01 c вероятность 0,4 и  с вероятностью 0,6. Тогда ожидаемое значение цены акции составит: 
Список используемой литературы.

  1. Modiliani F.,Miller M. The Cost of Capital,Corporation Finance and the Theory of Investment/Amer.Econ.Rev. 1958 V.48 No.3
  2. Modiliani F.,Miller M. Corporate Income Taxes and the Cost of Capital:A Correction/ Amer.Econ.Rev. 1963 V.53 No.3

Гипотеза Модильяни — Миллера

Гипо́теза Модилья́ни — Ми́ллера (теорема Модильяни — Миллера) — предположение о независимости рыночной цены предприятия от структуры корпоративных ценных бумаг (соотношения собственного (акционерного) и заёмного (эмиссия облигаций) капитала, условий выплат по выпущенным ценным бумагам и т. п.) для заданного потока дивидендов, при условии рациональности экономических субъектов и совершенстве  рынка капитала.
Обоснование гипотезы состоит в следующем: если финансирование деятельности предприятия более выгодно за счёт заёмного капитала, а не за счёт собственных источников средств, то владельцы акций предприятия со смешанной структурой капитала предпочтут продать часть облигаций своего предприятия, использовав вырученные средства на покупку акций предприятия, не пользующегося привлечённым финансированием, и восполнив недостаток в финансовых ресурсах за счёт заёмного капитала. Одновременные операции с ценными бумагами предприятий с относительно высокой и относительно низкой долей заёмного капитала приведут в конце концов к тому, что цены таких предприятий будут примерно совпадать.
Подобно большинству экономических теорий, концепция Модильяни — Миллера верна при наличии определённых предпосылок. Однако, продемонстрировав те условия, при которых структура капитала не влияет на стоимость предприятия, Модильяни и Миллер сделали важный вклад в понимание возможного влияния заёмного финансирования.
В 1963 году Модильяни и Миллер опубликовали вторую работу, посвящённую структуре капитала, в которой ввели в первоначальную модель налоги на корпорации. С учётом налогообложения было показано, что цена акций непосредственно связана с использованием предприятием заёмного финансирования: чем выше доля заёмного капитала, тем выше и цена акций. Согласно пересмотренной теории Модильяни — Миллера, предприятиям следовало бы финансироваться на 100 % за счёт заёмного капитала, так как это обеспечило бы им наивысшие курсы акций (при этом в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностью необходимо признавать в качестве обязательств, то есть заёмного капитала). Такой вывод обусловлен структурой налогообложения предприятий, существующей в США, — доходы акционеров выплачивают из прибыли, остающейся после уплаты налогов, а выплаты кредиторам производят из прибыли до уплаты налогов. Такое асимметричное налогообложение приводит к тому, что при увеличении доли заёмного капитала увеличивается и доля валового дохода фирмы, остающаяся в распоряжении инвесторов.
Различные исследователи пытались модифицировать теорию Модильяни — Миллера, для того чтобы объяснить фактическое положение вещей, смягчали многие из первоначальных условий данной теории. Удалось установить, что некоторые из предпосылок не оказывают существенного влияния на результат. Однако при введении в модель такого фактора, как дополнительные финансовые затраты вследствие неудовлетворительной структуры капитала, картина резко меняется. Например, экономия за счёт снижения налоговых выплат обеспечивает повышение стоимости предприятия по мере увеличения доли заёмных средств в её капитале, но с некоторого момента при дальнейшем увеличении доли заёмного капитала стоимость фирмы начинает снижаться, поскольку экономию на налоговых выплатах компенсирует рост издержек от необходимости поддержания более рисковой структуры источников средств. Модифицированная с учётом этого фактора теория Модильяни — Миллера утверждает:
  • наличие определённой доли заёмного капитала предпочтительно для предприятия;
  • чрезмерное использование заёмного капитала нежелательно для предприятия;
  • каждому предприятию свойственна своя оптимальная структура капитала.
Таким образом, модифицированная теория Модильяни — Миллера, именуемая теорией компромисса между экономией от снижения налоговых выплат и финансовыми затратами (англ. tax savings-financial costs tradeoff theory), позволяет лучше понять факторы, от которых зависит оптимальная структура капитала.

Первая теорема

Несущественность структуры капитала по отношению к рыночной стоимости предприятия. Если существует совершенный рынок и отсутствуют налоги, неплатёжеспособность, ассиметричная информация, тогда рыночная стоимость предприятия не зависит от:
  • формы финансирования предприятия;
  • и в особенности от величины задолженности предприятия.
Хотя такие допущения не встречаются на практике, стоит отметить следующее: если структура капитала будет иметь значение для предприятия, то по крайней мере одно из приведённых выше условий неверно. Это значит, что при оптимизации структуры капитала необходимо проверять влияние детерминант на структуру капитала.

Вторая теорема

Издержки по собственному капиталу как линейная функция от степени задолженности. Если первая теорема верна, то существует предприятие, чьи пассивы будут преимущественно состоять из заёмных средств и в меньшей степени из собственных. Тогда:
  • норма затрат собственного капитала будет представлять линейную зависимость по спреду нормы затрат совокупного и заёмного капиталов:
r_E = r_U + \frac{D}{E} \cdot (r_U - r_D),
где
  • r_E — норма собственного капитала предприятия со смешанной структурой
  • r_U — норма собственного капитала предприятия, финансирующегося только за счёт собственных средств (отношение долга к собственному капиталу равно нулю)
  • r_D — стоимость заёмного капитала,
  • D — долг
  • E  собственный капитал
  • норма затрат совокупного капитала предприятия не зависит от степени задолженности этого предприятия, поскольку рассматривается так же рыночная стоимость собственного и заёмного капитала.
Эта связь может быть представлена соответствующей кривой капитальных затрат. Это означает, что, в отличие от традиционной экономической модели, не существует оптимальной степени задолженности.

Вторая теорема с рисковым долгом. По мере увеличения финансового рычага средневзвешенная стоимость капитала остаётся прежней

Третья теорема

Константа средневзвешенной стоимости капитала (англ. WACC).
«Вид финансирования инвестиций не имеет значения применительно к вопросу о стоимости инвестиций.»
Представленная в первой теореме незначительность структуры капитала для рыночной стоимости предприятия может быть расширена до незначительности структуры капитала для каждого отдельно взятого проекта. При этом с возрастанием долга возрастает и ожидаемая рентабельность капитала, однако одновременно с этим растут и риски. Средневзвешенная стоимость капитала остаётся неизменной, то есть конкретно взятый проект за счёт возрастающего финансирования из заёмных средств не будет более доходным.














Краткая история эволюции менеджмента


Возникновение термина и его значения

Термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова manage (объезжать лошадей), которое, в свою очередь, восходит к латинскому manus – рука. В наше время общий смысл слова понимается как «управление».
Менеджмент в экономике – понятие многозначное. Как явление менеджмент рассматривается как целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Как процесс – это ряд последовательных функций, включающий в себя планирование, организацию, регулирование, мотивациюконтроль и учет. Как система – это совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура. Менеджмент рассматривается также как наука, занимающаяся проблемами управления. Кроме того, менеджментом называют аппарат управления, в который входят люди, координирующие работу персонала предприятия.

Три инструмента управления

С древности процесс управления был важной частью производительной деятельности человека. Сначала он формировался под влиянием способа производства, а с 18 века был обусловлен развитием рыночных отношений. Американский гуру М. Мескон, многие работы которого посвящены проблемам менеджмента, считает, что в истории существовало всего три инструмента управления. Сначала это была иерархия – давление на человека сверху с помощью принуждения и контроля над распределением материальных благ. Затем культура, т.е. сформировавшиеся со временем групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя определенным образом. И, наконец, рыночные отношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг и предполагающие равноправие интересов продавца и покупателя.

Восемь этапов развития менеджмента

Как целостная система менеджмент сложился в XX веке и до настоящего времени прошел восемь этапов развития.
Первый этап начался в начале ХХ века после выхода в свет книги Ф.Тейлора «Принципы научного управления». В ней впервые были изложены научные подходы и принципы построения системы управления. Второй этап ознаменовался появлением классической (адмистративной) школы управления, основы которой заложили А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В этот период была осознана необходимость теоретического изучения функций и принципов менеджмента.
Третий, «неоклассический» этап связан с зарождением и развитием школы «человеческих отношений».
Четвертый этап основан на достижениях психологии и социологии, которые и определили роль человека в системе управления.
На пятом этапе развития в менеджменте стали широко применяться количественные методы обоснования управленческих решений. Это стало возможным, благодаря использованию в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.
На шестом этапе был выработан новый подход в развитии теории управления, основанный на том, что организация – это открытая система, которая должна приспосабливаться к внешней среде. В это время И. Ансофф создал свою теорию стратегического менеджмента, а Портер – стратегию конкурентоспособности.
На седьмом этапе в управлении появились новые подвиды, например, мощный механизм «организационной структуры», который особенно успешно был использован в Японии.
На восьмом этапе, время которого – наши дни, наметились три основные тенденции: осознание на новом уровне значения материально-технической базы производства, демократизация методов управления и усиление международного характера управленияв рамках открытой экономики большинства развитых стран Запада.

Четыре школы управления

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М. Мескон выделяет четыре такие школы:
  1. Школа научного управления
  2. Классическая школа управления
  3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
  4. Школа науки управления

Екатерина Шeкoвa, Высшая школа менеджмента СПбГУ

Профессиональный бизнес, несмотря на относительную историческую краткость периода, прошел интенсивную и радикальную эволюцию. В этом развитии можно выделить несколько этапов. Основанием для различения этих этапов может служить простой, но ясный и эффективный критерий — факторы, от которых решающим образом зависит успех дела. Меняются факторы успеха — меняется технология эффективного бизнеса, а значит меняются и требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей.

Деловая активность, предпринимательство, управленческая деятельность возникли одновременно с человеческим обществом. В истории всегда были выдающиеся политические деятели, промышленники, купцы, хозяева, в деятельности которых до сих пор можно находить примеры успешного управления, ведения дел. Поэтому, при желании, историю и бизнеса и менеджмента можно вести с Древнего Египта и античной Греции. Однако, исходя из соображений терминологической ясности, чтобы говорить о менеджменте в современном понимании, а анализ сделать конкретным и обозримым, приходится, хотя и с известной степенью условности, вводить точку отсчета. Таковой для современного профессионального бизнеса является
вторая четверть XIX в.
Именно тогда возникли первые фирмы — социальные организации (социальные институты), деятельность которых направлена на реализацию собственно деловой активности под руководством специальных профессионалов — менеджеров. Последние суть специалисты-управленцы, работающие по найму. И менеджер, и предприниматель занимаются, по сути, одним и тем же — бизнесом, содержание и формы их труда фактически одни и те же. Различие — в
ответственности: предприниматель отвечает за свои деньги и имущество, менеджер — наемный специалист. Менеджер может быть предпринимателем, а предприниматель — менеджером, но не обязательно.
Профессиональный бизнес как свободная деловая активность, ведущаяся на рынке свободных обменов со второй четверти XIX в., несмотря на относительную историческую краткость периода, прошел интенсивную и радикальную эволюцию. В этом развитии можно выделить несколько
этапов. Основанием для различения этих этапов может служить простой, но ясный и эффективный критерий —
факторы, от которых решающим образом зависит успех дела. Меняются факторы успеха — меняется технология эффективного бизнеса, а значит меняются и требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей.
  1. До второй половины XIX столетия решающим фактором успеха в бизнесе, фактически, был
    доступ к ресурсам: полезным ископаемым, лесу, хлопку и т. д. Доступ к сырью создавал монопольное преимущество. Иногда даже на первый план выходило месторасположение соответствующего производства. Это не только история Рокфеллеров, Гетти — показателен в этом плане опыт первых российских предпринимателей на Урале, в Донбассе, в Сибири и т. д.
  2. Однако с завершением эпохи колониальных захватов практически все природные ресурсы были так или иначе поделены. И на первый план вышел иной фактор успеха дела —
    увеличение полезности товара при сохранении стоимости затрат на его производство. Этот этап продолжался примерно до начала XX в. На этой стадии, когда рынок еще не был насыщен, а иногда даже и не сформирован, решающим моментом было
    наличие рыночной идеи товара или услуги и материально-технической возможности реализации этой идеи. Недаром наиболее успешные бизнесмены этого времени — изобретатели-одиночки, сумевшие развернуть соответствующее производство (история некоторых ведущих современных компаний и корпораций восходит к таким фирмам). Ни в маркетинге, ни в интенсивной рекламе необходимости фактически не было.
  3. Следующая, третья стадия длилась с начала столетия до 1930-х гг. Рынок производителей начал уплотняться, и решающим фактором успеха стала возможность обеспечить
    максимальный выход товара при минимальных издержках. Менеджер должен был прежде всего отлично
    знать технологию и организовывать в соответствии с нею производство. Центры власти в фирмах сконцентрировались в технических и технологических службах. Рынок же активно поглощал производимое. К этому времени относится ставшая знаменитой фраза Г. Форда: «Вы можете выбирать машину любого цвета — лишь бы только она была черной» (You can have any color as long as it’s black). И тот, кто подобно самому Форду с его знаменитой моделью «Т», обеспечивал максимальный выпуск черных автомобилей с минимальными издержками, держал в руках колесо Фортуны. Это время менеджеров-технократов, организаторов производства. Нормирование труда, конвейер, научная организация труда (НОТ) — эти компоненты менеджмента являются результатом успешной практики именно того времени. И теория, и практика маркетинга на этом этапе еще не сформировались. Первые службы маркетинга стали появляться только перед Первой мировой войной, да и то либо как службы, обеспечивающие преодоление затоваривания продукцией, либо как службы внешнеэкономической деятельности.
  4. Гром грянул в 1930-е гг. Биржевой кризис, Великая депрессия и прочие явления этих лет имели хорошо известные экономические, социальные и политические последствия во всем мире. С точки зрения технологии менеджмента в 1930-е гг. произошел радикальный перелом: мировой бизнес «стукнулся» о ставший плотным рынок. Стало очевидным, что даже если у тебя отличная идея, достаточно средств и ты блестяще наладил производство, ты провалишься, если производишь то, что не будет пользоваться спросом, и не стимулируешь этот спрос. Радикальным образом изменился вектор менеджментного мышления и практики, выразившийся в правиле:
    «Не продавать то, что производишь, а производить то, что будет продано». Это была революционная смена вех. Стали возникать маркетинговые службы, занимающиеся
    изучением спроса, предлагающие соответствующие программы деятельности, организующие сбыт, стимулирование продаж и т. п. В эти службы очень быстро перешли центры власти в фирмах.
    Технократический менеджмент сменился маркетинговым.Возникла теория маркетинга, осмысляющая практику эффективного маркетинга. А менеджер, даже отлично знающий технологию, должен был в той или иной степени быть еще и маркетологом. Маркетинг начинается с изучения потребителя, его образа жизни, объема, интенсивности и способов потребления, т. е. конкретного содержания конкретной культуры. А на выходе маркетинговой технологии — фактически программирование объема и характера потребления, образа жизни потребителя, т. е. итоги социально-культурного характера.
  5. Четвертый этап, давший колоссальный рост рыночной экономики, приведший к серьезному отрыву промышленно развитых стран, а некоторые из них — к процветанию, продолжался до конца 1950-х — начала 1960-х гг. К этим годам относится начало
    пятого этапа, знаменующего следующую радикальную смену вех в технологии менеджмента. На этом этапе тенденции, действовавшие ранее, усилились. Для него характерен сверхплотный рынок как производства, так и потребления. Потребитель стал разборчив, привык к определенным маркам, традициям. Поэтому добиться успеха стало возможным только либо
    предложив совершенно новый товар (на который просто еще не было спроса), либо
    традиционный товар высочайшего качества, которого не может сделать никто из конкурентов, либо традиционный товар традиционного качества, но с не имеющей аналогов
    послепродажной ответственностью или сопутствующими услугами. Очевидно, что эта ситуация существенным образом меняет и бизнес, и маркетинг:
    не столько изучать спрос, сколько его создавать. Это требует больших затрат на рекламу, стимулирование продаж, на новые разработки, привлечение лучших специалистов, их заинтересованность. Очень многое стало зависеть от наличия команды единомышленников, способных к агрессивному рыночному поведению.
С конца 1960-х концепция маркетинга стала все более распространяться и на некоммерческую сферу: на образование, науку, культуру, искусство, политику. Менеджмент принял вид
непрерывного (перманентного) нововведения, даже — веера нововведений. Кто сам не заваривает кашу, кто сам не ищет приключений и не рискует, тот проваливается. Реализация нововведений — рисковый вид бизнеса. Следует помнить и о революции в информационных технологиях и средствах связи, когда информированность конкурентов повысилась на порядки. Слишком многое стало зависеть от персонала и специалистов, их квалификации и мотивации. Именно этим обстоятельством объясняется успех японского менеджмента, который смог наиболее адекватно ответить на этот вызов времени и выработать технологию, резко снижающую риск от возможного внутрифирменного сопротивления нововведениям. Не случайно исследование опыта успешных американских корпораций показало, что их технология менеджмента оказалась чрезвычайно близка японской. Дело оказалось не в национально-этнических особенностях, а в менеджментных технологиях, в которых работа с персоналом выходит на первый план. Помимо прочего, они включают в себя и деятельность по разъяснению целей, задач деятельности фирмы, вовлечение работников в принятие решений, формирование общественного мнения и традиций социально-культурного характера.
Динамика развития менеджмента оказалась связанной прежде всего с видением и пониманием смены акцентов, смены ориентиров. Эту смену вех можно наглядно представить в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1. Смена ориентиров
ДисциплинаСамодисциплина
ПослушаниеДоверие
ИерархияПартнерство
ДостижениеОриентация на потребности
КарьераРаскрытие потенциала личности
ИсполнительностьТворчество
ВластьБаланс интересов
ЦентрализацияДецентрализация
К современному бизнесу, как необходимое условие его успешности, предъявляется требование
диверсификации. Моно-бизнес — бизнес с коротким дыханием. Чем в большей степени диверсифицирована деятельность фирмы, тем лучше она держит удары судьбы, тем оперативнее и пластичнее она реагирует на динамику рынка. На первый план выходит не столько то, что именно делает фирма, сколько то,
как она действует в различных зонах деловой активности, каким ценностям она следует. В этой ситуации радикально меняется технология работы с персоналом. Главным становится не столько задание системы стимулирования как поощрения и наказания за достигнутые результаты.
Пятый этап завершается в наши дни, когда наметились черты следующего этапа. На этой стадии черты, особенности и проблемы предыдущего этапа усилились и распространились. К ним добавились проблемы экологии, дефицита сырья, квалифицированных кадров, защиты прав потребителей и персонала.
Много хороших идей и проектов оказались нереализованными именно в силу
внешнего сопротивления их осуществлению. Стало ясно, что современный менеджер должен быть не только технократом, финансистом и маркетологом, и даже культурологом, но и политиком, общественным деятелем, быть готовым к публичному широкому диалогу с обществом. Именно этот период и выдвинул на передний план
public relations (PR). Формирование общности интересов с партнерами, государственными структурами, средствами массовой информации, общественными организациями, формирование репутации фирмы в стране и за рубежом, в данной местности, в глазах собственного персонала стали ведущими функциями в содержании труда менеджеров. Так же как 1930-е вызвали к жизни маркетинговый подход к менеджменту, так последние годы породили PR-оформленный менеджмент.
Все возрастающую роль в современном бизнесе играют
«непотребители» — социальные группы, органы власти, организованная и неорганизованная общественность. Именно они инициируют наиболее важные и перспективные нововведения.
Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу. В этом плане современный бизнес все более сближается по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности.
Существуют
четыре основные модели отношения бизнеса к социальной среде:
  1. Манипулятивная модель — манипуляция общественным мнением, его однонаправленная обработка для достижения коммерческих целей фирмы. На ранних стадиях формирования рыночной экономики такая трактовка PR, фактически, неизбежна, что убедительно подтверждает практика современного российского бизнеса с его компроматом и прочими спецоперациями. Однако, по мере вызревания рыночных отношений, стабилизации экономики и социально-политической жизни все более отчетливо проявляются не только недальновидность такого подхода, но и его непосредственная опасность для долговременных интересов и целей фирмы.
  2. Модель информирования. Этой модели характерен переход от пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности в целях разъяснения намерений и возможностей фирмы для того, чтобы социальная среда фирмы правильно понимала и адекватно реагировала на действия фирмы, положительно относилась к ней и поддерживала ее.
  3. Модель взаимопонимания. В этом случае речь уже идет не только о стремлении быть правильно понятыми, но и понять других, их интересы.
  4. Модель социального партнерства. Наиболее зрелая модель, ориентированная на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом, установление взаимно-ответственных партнерских отношений, как с рыночной, так и социальной средой фирмы: органами власти, СМИ, общественными организациями, неорганизованной общественностью, собственным персоналом.
«Общность интересов важнее разговоров о дружбе» — это правило может быть распространено на весь современный бизнес. Необходимость повышенного внимания к социальной среде, репутации фирмы — откровение последних десятилетий. Инновационный характер современного менеджмента, предстающего перманентным нововведением, порождает необходимость управления сопротивлением этим непрерывно идущим нововведениям — сопротивлением как внутрифирменным, так и сопротивлением внешней социальной среды фирмы. Очевидно, что возможности менеджеров фирмы по такому управлению сопротивлением ограниченны. Оно не может осуществляться административно (социальная среда вне компетенции администрации фирмы), столь же ограничены и экономические рычаги. Однако фирма может пытаться создавать благоприятные условия для реализации и продвижения своих проектов, программ и других нововведений с помощью социальных инвестиций и развития социального партнерства.
Одна из важнейших причин враждебности общественного мнения по отношению к бизнесу — в беспомощности и отсутствии возможности на что-то повлиять, демонстративная бесконтрольность и безнаказанность. Большинство фирм стремится любой ценой добиться роста доходов, рассматривая потребителя не как партнера, а как средство достижения целей, как объект откровенной эксплуатации. Неудивительна поэтому и ответная реакция общественного мнения о российском бизнесе и бизнесменах. Чтобы бизнесу доверяли, ему необходимо стремиться быть социально ответственным и доказывать это делом. Более того, доверие вызывает только тот, кто открыт и искренен, чье поведение предсказуемо, кто считается с мнением о нем окружающих.
Все эти особенности современного менеджмента, которые, как показало проведенное рассмотрение, являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.

четверг, 28 января 2016 г.

Глава 3 Управление операционной инфраструктурой предприятия 3.5 Транспортное хозяйство


Цели и задачи

Современное промышленное предприятие потребляет, перерабатывает и отправляет большие объемы различных грузов. Перевозка сырья, материалов, полуфабрикатов как внутри предприятия, так и за его пределами, отправка готовой продукции, отходов производства осуществляются транспортом. В этом процессе, как правило, участвуют две группы транспорта:

  • транспорт сторонних организаций, осуществляющий перевозки на договорных условиях;
  • транспорт, принадлежащий предприятию и являющийся его собственностью, оформленный в одно или несколько подразделений (по видам транспорта), входящих в интегральное понятие — транспортное хозяйство. Транспортному хозяйству, как правило, поручаются погрузочно-разгрузочные работы на предприятии.

Задачи транспортного хозяйства можно разделить на две группы:

  • обеспечение перемещения сырья, топлива, полуфабрикатов, изделий и готовой продукции в строгом соответствии с требованиями технологического процесса, принятого на предприятии;
  • обеспечение минимизации затрат на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы. 

Эта задача также весьма актуальна, так как количество работников транспортного хозяйства достигает 25-50 % всего количества рабочих, занятых в других вспомогательных и обслуживающих подразделениях, а затраты на транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и содержание самого транспорта в структуре себестоимости продукции предприятия достигает 3-7, а иногда даже 12% [13].

Эти задачи реализуют подразделения — цехи, участки, специализирующиеся, как правило, по видам транспортных средств — железнодорожный, безрельсовый и др. (табл. 8). В состав этих подразделений входят транспортные средства, подъездные пути и дороги, ремонтные и экипировочные пункты.

Таблица 8

Классификация транспортных средств

 
Вид транспортаВид транспортных средств
внешний               межцеховойвнутрицеховой
ЖелезнодорожныйТепло-, электровозы, вагоны, полувагоны, платформы и т. п.Вагонетки узкой колеи
БезрельсовыйАвтомобили, тягачи, тракторы и прицепы к нимРучные тележки на автошинах
ЭлектротранспортЭлектро-, автокары, электро-, автопогрузчики
ВодныйБуксиры, баржи

На рис. 19 приведен пример наиболее часто встречающейся схемы управления цехом безрельсовых транспортных средств. Задачи такого цеха следующие:

• организация транспортного обслуживания подразделений основного и вспомогательных производств в строгом соответствии с технологическим процессом и заданными программами;


  • эффективное использование транспортных и погрузочно-разгру-зочных средств;
  • механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных операций;
  • проведение предупредительных ремонтов транспортных и по-грузочно-разгрузочных средств и поддержание их в работоспособном состоянии;

•  подбор и обучение кадров водителей, машинистов, ремонтников. 

Такой цех достаточно жестко увязан в технологическом процессе производства. Поэтому особое место и значение в нем отводится диспетчерской группе, которая постоянно поддерживает связь с диспетчерской службой предприятия и диспетчерами цехов. 

Сущность организации межцеховых перевозок

Одна из особенностей промышленного производства при его системном представлении заключается в том, что данная система носит ярко выраженный вероятностный характер. Вероятными являются не только внешние факторы, влияющие на систему в целом, но и поведение каждого ее элемента (коллектива людей, средств и предметов труда). С учетом вероятностного характера протекания производственного процесса организация эффективного транспортного обслуживания производства представляет собой весьма сложную задачу: необходимо обеспечить своевременную подачу транспортных средств под погрузку и своевременную доставку их к месту потребления. Несоблюдение этого требования приводит к дополнительным остановкам отдельных агрегатов, перебоям в производственном процессе и др.; во избежание остановки по вине транспорта приходится создавать большое количество различных по мощности промежуточных складов.

Можно, конечно, увеличить количество транспорта, но тогда эффективность его снизится, т. е. удельные затраты на его содержание возрастут, что весьма нежелательно.

Организация перевозок должна предусматривать устойчивость размеров и направлений отдельных грузопотоков и выполнение работы по графикам и маршрутам перевозок.

Перевозки грузов могут быть разовыми, совершаемыми по отдельным (неповторяющимся) требованиям-заказам; маршрутными, совершаемыми по определенным направлениям и расписаниям (маршрутам).

Намечаемая система маршрутов должна полностью удовлетворять требованиям основного производства, обеспечивать нормальную и равномерную загрузку транспортных средств, максимальное использование их технических характеристик (скорость, мощность, производительность, грузоподъемность и т. д.) при минимальных пробегах.

Различают две основные системы перевозки грузов: маятниковую и кольцевую.

Маятниковая система (рис. 20) предусматривает связь между двумя пунктами. При этом возможны следующие варианты возврата транспорта:

порожняком — односторонний (рис. 20, а) и веерный (рис. 20, в) маятники;
с грузом — двусторонний маятник (рис. 20, б).





При возрастающем грузопотоке начиная с пункта 2 груз постепенно увеличивается при последовательном прохождении транспорта через пункты-кольца 3-5 до разгрузки в конечном пункте 1. Отсюда транспорт следует в пункт 2 без груза (на рис. 21 показано штриховой линией). При затухающем грузопотоке транспорт с грузом обслуживает все пункты-кольца и возвращается без груза к отправному пункту.

Выбор системы маршрутов зависит главным образом от структуры грузопотоков и территориального расположения обслуживаемых объектов предприятия. На предприятиях массового и крупносерийного производства, имеющих технологически связанные заготовительные, механические, термические, сборочные и отделочные цехи, система кольцевых маршрутов может давать значительно более высокие показатели транспортной работы, чем маятниковая система. Наоборот, на предприятиях единичного и малосерийного производства с небольшим количеством цехов целесообразнее применять маятниковые системы.

Необходимо отметить, что выбор типов транспортных средств для обслуживания грузопотоков определяется родом грузов, объемом грузопотока, расстоянием перевозки, характером и режимом работы обслуживаемого участка производства, а также степенью оснащенности его техническими средствами для необходимых погрузочно-разгру-зочных операций. Как правило, время пробега транспортных средств между пунктами относительно мало по сравнению с временем погрузки-разгрузки. Это требует максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применения различной специальной тары, поддонов, захватов и т. п.


Курочкин А.С._Операционный менеджмент