Цели и задачи
Современное промышленное предприятие потребляет, перерабатывает и отправляет большие объемы различных грузов. Перевозка сырья, материалов, полуфабрикатов как внутри предприятия, так и за его пределами, отправка готовой продукции, отходов производства осуществляются транспортом. В этом процессе, как правило, участвуют две группы транспорта:
- транспорт сторонних организаций, осуществляющий перевозки на договорных условиях;
- транспорт, принадлежащий предприятию и являющийся его собственностью, оформленный в одно или несколько подразделений (по видам транспорта), входящих в интегральное понятие — транспортное хозяйство. Транспортному хозяйству, как правило, поручаются погрузочно-разгрузочные работы на предприятии.
Задачи транспортного хозяйства можно разделить на две группы:
- обеспечение перемещения сырья, топлива, полуфабрикатов, изделий и готовой продукции в строгом соответствии с требованиями технологического процесса, принятого на предприятии;
- обеспечение минимизации затрат на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы.
Эта задача также весьма актуальна, так как количество работников транспортного хозяйства достигает 25-50 % всего количества рабочих, занятых в других вспомогательных и обслуживающих подразделениях, а затраты на транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и содержание самого транспорта в структуре себестоимости продукции предприятия достигает 3-7, а иногда даже 12% [13].
Эти задачи реализуют подразделения — цехи, участки, специализирующиеся, как правило, по видам транспортных средств — железнодорожный, безрельсовый и др. (табл. 8). В состав этих подразделений входят транспортные средства, подъездные пути и дороги, ремонтные и экипировочные пункты.
Таблица 8
Классификация транспортных средств
На рис. 19 приведен пример наиболее часто встречающейся схемы управления цехом безрельсовых транспортных средств. Задачи такого цеха следующие:
• организация транспортного обслуживания подразделений основного и вспомогательных производств в строгом соответствии с технологическим процессом и заданными программами;
• подбор и обучение кадров водителей, машинистов, ремонтников.
Эти задачи реализуют подразделения — цехи, участки, специализирующиеся, как правило, по видам транспортных средств — железнодорожный, безрельсовый и др. (табл. 8). В состав этих подразделений входят транспортные средства, подъездные пути и дороги, ремонтные и экипировочные пункты.
Таблица 8
Классификация транспортных средств
Вид транспорта | Вид транспортных средств | ||
внешний межцеховой | внутрицеховой | ||
Железнодорожный | Тепло-, электровозы, вагоны, полувагоны, платформы и т. п. | Вагонетки узкой колеи | |
Безрельсовый | Автомобили, тягачи, тракторы и прицепы к ним | Ручные тележки на автошинах | |
Электротранспорт | Электро-, автокары, электро-, автопогрузчики | ||
Водный | Буксиры, баржи | — |
На рис. 19 приведен пример наиболее часто встречающейся схемы управления цехом безрельсовых транспортных средств. Задачи такого цеха следующие:
• организация транспортного обслуживания подразделений основного и вспомогательных производств в строгом соответствии с технологическим процессом и заданными программами;
- эффективное использование транспортных и погрузочно-разгру-зочных средств;
- механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных операций;
- проведение предупредительных ремонтов транспортных и по-грузочно-разгрузочных средств и поддержание их в работоспособном состоянии;
• подбор и обучение кадров водителей, машинистов, ремонтников.
Такой цех достаточно жестко увязан в технологическом процессе производства. Поэтому особое место и значение в нем отводится диспетчерской группе, которая постоянно поддерживает связь с диспетчерской службой предприятия и диспетчерами цехов.
Сущность организации межцеховых перевозок
Одна из особенностей промышленного производства при его системном представлении заключается в том, что данная система носит ярко выраженный вероятностный характер. Вероятными являются не только внешние факторы, влияющие на систему в целом, но и поведение каждого ее элемента (коллектива людей, средств и предметов труда). С учетом вероятностного характера протекания производственного процесса организация эффективного транспортного обслуживания производства представляет собой весьма сложную задачу: необходимо обеспечить своевременную подачу транспортных средств под погрузку и своевременную доставку их к месту потребления. Несоблюдение этого требования приводит к дополнительным остановкам отдельных агрегатов, перебоям в производственном процессе и др.; во избежание остановки по вине транспорта приходится создавать большое количество различных по мощности промежуточных складов.
Можно, конечно, увеличить количество транспорта, но тогда эффективность его снизится, т. е. удельные затраты на его содержание возрастут, что весьма нежелательно.
Организация перевозок должна предусматривать устойчивость размеров и направлений отдельных грузопотоков и выполнение работы по графикам и маршрутам перевозок.
Перевозки грузов могут быть разовыми, совершаемыми по отдельным (неповторяющимся) требованиям-заказам; маршрутными, совершаемыми по определенным направлениям и расписаниям (маршрутам).
Намечаемая система маршрутов должна полностью удовлетворять требованиям основного производства, обеспечивать нормальную и равномерную загрузку транспортных средств, максимальное использование их технических характеристик (скорость, мощность, производительность, грузоподъемность и т. д.) при минимальных пробегах.
Различают две основные системы перевозки грузов: маятниковую и кольцевую.
Маятниковая система (рис. 20) предусматривает связь между двумя пунктами. При этом возможны следующие варианты возврата транспорта:
порожняком — односторонний (рис. 20, а) и веерный (рис. 20, в) маятники;
с грузом — двусторонний маятник (рис. 20, б).
Сущность организации межцеховых перевозок
Одна из особенностей промышленного производства при его системном представлении заключается в том, что данная система носит ярко выраженный вероятностный характер. Вероятными являются не только внешние факторы, влияющие на систему в целом, но и поведение каждого ее элемента (коллектива людей, средств и предметов труда). С учетом вероятностного характера протекания производственного процесса организация эффективного транспортного обслуживания производства представляет собой весьма сложную задачу: необходимо обеспечить своевременную подачу транспортных средств под погрузку и своевременную доставку их к месту потребления. Несоблюдение этого требования приводит к дополнительным остановкам отдельных агрегатов, перебоям в производственном процессе и др.; во избежание остановки по вине транспорта приходится создавать большое количество различных по мощности промежуточных складов.
Можно, конечно, увеличить количество транспорта, но тогда эффективность его снизится, т. е. удельные затраты на его содержание возрастут, что весьма нежелательно.
Организация перевозок должна предусматривать устойчивость размеров и направлений отдельных грузопотоков и выполнение работы по графикам и маршрутам перевозок.
Перевозки грузов могут быть разовыми, совершаемыми по отдельным (неповторяющимся) требованиям-заказам; маршрутными, совершаемыми по определенным направлениям и расписаниям (маршрутам).
Намечаемая система маршрутов должна полностью удовлетворять требованиям основного производства, обеспечивать нормальную и равномерную загрузку транспортных средств, максимальное использование их технических характеристик (скорость, мощность, производительность, грузоподъемность и т. д.) при минимальных пробегах.
Различают две основные системы перевозки грузов: маятниковую и кольцевую.
Маятниковая система (рис. 20) предусматривает связь между двумя пунктами. При этом возможны следующие варианты возврата транспорта:
порожняком — односторонний (рис. 20, а) и веерный (рис. 20, в) маятники;
с грузом — двусторонний маятник (рис. 20, б).
При возрастающем грузопотоке начиная с пункта 2 груз постепенно увеличивается при последовательном прохождении транспорта через пункты-кольца 3-5 до разгрузки в конечном пункте 1. Отсюда транспорт следует в пункт 2 без груза (на рис. 21 показано штриховой линией). При затухающем грузопотоке транспорт с грузом обслуживает все пункты-кольца и возвращается без груза к отправному пункту.
Выбор системы маршрутов зависит главным образом от структуры грузопотоков и территориального расположения обслуживаемых объектов предприятия. На предприятиях массового и крупносерийного производства, имеющих технологически связанные заготовительные, механические, термические, сборочные и отделочные цехи, система кольцевых маршрутов может давать значительно более высокие показатели транспортной работы, чем маятниковая система. Наоборот, на предприятиях единичного и малосерийного производства с небольшим количеством цехов целесообразнее применять маятниковые системы.
Необходимо отметить, что выбор типов транспортных средств для обслуживания грузопотоков определяется родом грузов, объемом грузопотока, расстоянием перевозки, характером и режимом работы обслуживаемого участка производства, а также степенью оснащенности его техническими средствами для необходимых погрузочно-разгру-зочных операций. Как правило, время пробега транспортных средств между пунктами относительно мало по сравнению с временем погрузки-разгрузки. Это требует максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применения различной специальной тары, поддонов, захватов и т. п.
Выбор системы маршрутов зависит главным образом от структуры грузопотоков и территориального расположения обслуживаемых объектов предприятия. На предприятиях массового и крупносерийного производства, имеющих технологически связанные заготовительные, механические, термические, сборочные и отделочные цехи, система кольцевых маршрутов может давать значительно более высокие показатели транспортной работы, чем маятниковая система. Наоборот, на предприятиях единичного и малосерийного производства с небольшим количеством цехов целесообразнее применять маятниковые системы.
Необходимо отметить, что выбор типов транспортных средств для обслуживания грузопотоков определяется родом грузов, объемом грузопотока, расстоянием перевозки, характером и режимом работы обслуживаемого участка производства, а также степенью оснащенности его техническими средствами для необходимых погрузочно-разгру-зочных операций. Как правило, время пробега транспортных средств между пунктами относительно мало по сравнению с временем погрузки-разгрузки. Это требует максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применения различной специальной тары, поддонов, захватов и т. п.
Курочкин А.С._Операционный менеджмент
Комментариев нет:
Отправить комментарий