Мы исписываем листы множественными формулировками своих целей – наша реальность пропитана советами по тайм-менеджменту. Но гора листов не делает наши желания и цели более реальными.
Как сделать так, чтобы наша цель стала реальностью, превратилась из миража на горизонте в осязаемое «здесь и сейчас»? Как организовать свою жизнь так, чтобы наши действия были направлены на результат, а не на процесс?
Описанные техники помогут вам сделать личные задачи достижимыми и быть уверенным, что ваши друзья, коллеги или подчиненные одинаково понимают проект, над которым вы вместе работаете.
Определяем желаемый результат
Коучинговая техника SMART поможет вам сделать ваши желания по-настоящему осуществимыми.
Согласно этой технике, любая цель должна обладать такими характеристиками:
Specific – конкретная;
Measurable – измеримая;
Achievable – достижимая;
Realistic / Relevant – реальная / релевантная;
Timed – определенная во времени.
Specific – конкретная;
Measurable – измеримая;
Achievable – достижимая;
Realistic / Relevant – реальная / релевантная;
Timed – определенная во времени.
Конкретная цель. Четкая и позитивная. Например, ваша личная задача на сегодня «отослать резюме» – не четкая. Гораздо конкретнее звучит «сегодня найти 5 интересных вакансий, составить резюме под каждую из них и отправить». «Исправить дикцию» – тоже не вариант, а ваш конкретный вариант самосовершенствования – «каждый день читать скороговорку по два раза». «Организовать вечеринку для друзей» – тоже звучит слишком размыто. А вот «организовать вечеринку на 20 человек в стиле офисных зомби под открытым небом за городом» – уже гораздо яснее. Задание «сделайте промовидео, чтобы ууух!» выльется в «ууух, что за фигню вы сняли?». Зато «хочу экшен с нарезкой из YouTube-приколов в видеоролике на одну минуту, где наша идеальная целевая аудитория получает ответ «зачем мне нужна эта подписка на сайт?» – дает четкое понимание сотрудникам, что именно вы хотите увидеть.
Если что-то можно измерить, значит, это можно сделать. Количественные показатели помогают понять, на каком этапе достижения цели вы находитесь.
Измеримая цель. Цель всегда должна иметь результаты, которые можно каким-либо образом зафиксировать. Ведь если что-то можно измерить, значит, это можно сделать. Количественные показатели помогают понять, на каком этапе достижения цели вы находитесь. Поэтому вместо «увеличить продажи», например, хорошие менеджеры по продажам ставят себе задачу «увеличить в мае средний чек продаж до $5 000». А, к примеру, маркетолог формулирует измеримость так –«опубликовать три статьи на один разворот в трех ведущих изданиях страны / увеличить количество подписчиков Вконтакте до 5 000 человек».
«Стать более гибким» – непонятно. Зато вполне ясно, чего нужно достичь в таких случаях, – «за месяц достать своим лбом до своего колена, не сгибая ног / практиковать по одной технике ведения переговоров в день».
У вас должны быть возможности для реализации задуманного. Бессмысленно хотеть виллу на море, пролеживая все свободное время на диване.
Если сложно понять, чем измерять цель, ответьте для себя на два вопроса, воспользовавшись шкалой от 1 до 10 баллов: во сколько баллов вы определяете достижение своей цели и насколько вы сейчас приближены к конечной цели? Первый вопрос означает, что ваша задача не требует идеальных 10 баллов, и вам достаточно, к примеру, 5, чтобы поставить галочку «сделано».
Достижимая цель. Это означает, что у вас должны быть возможности для реализации задуманного. Например, вам будет сложно выйти замуж за известного ТВ-ведущего без какого-либо доступа к кругам, в которых он вращается. Так же бессмысленно хотеть виллу на море, пролеживая все свободное время на диване, не имея богатых родственников и даже не ввязываясь в денежные аферы.
Ставьте перед собой цели, которые вы в силу профессиональных навыков или личных умений можете реализовать. Если для этого задания необходимо подключить кого-то, то выбирайте человека, имеющего мотивацию, способности или необходимые навыки.
Реалистичная цель. Реалистичность определяется вашими внешними и внутренними ресурсами. Честно оцените, что у вас уже есть на сегодня для достижения цели, а чего еще нет. Кроме того, каждая новая цель должна согласовываться с прочими вашими целями и деятельностью. Иначе вы будете останавливать сами себя.
Не растягивайте и не сжимайте реальные дедлайны, иначе придется делать все в последний момент или в ускоренном темпе.
Цель, определенная во времени. Хорошая задача всегда имеет конечные сроки. Для того, что пробежать полумарафон, лично вам необходимо тренироваться год. Ставьте дедлайн – «чтобы хорошо подготовиться и не умереть во время тренировок, мне нужен год, но не один последний месяц перед забегом». Если вы можете написать рецензию на книгу / финансовый отчет за неделю (учитывая форс-мажоры) – укажите именно этот срок. Не растягивайте и не сжимайте реальные дедлайны, иначе придется делать все в последний момент или в ускоренном темпе. И наверняка упустите что-то важное в спешке.
Проработка каждого задания/желания/цели по этим пяти критериям помогут вам определить конкретные шаги, которые вам нужны для реализации.
Определяем условия для реализация цели
Хотите составить объективную картину фактов и понимать, что на самом деле происходит в вашей жизни/работе относительно конкретной цели (например, проекта, задачи), что может вам помешать в достижении задуманного и та ли эта цель, к которой вы стремитесь?
Вот вам список уточняющих вопросов:
1. Как обстоят дела с этой целью?
2. Если оставить все, как есть, что будет через год, три, пять?
3. Что будет, если цель реализуется?
4. Насколько вы лично можете повлиять на реализацию?
5. Как шаги уже сделаны в выбранном направлении?
6. Можно было сделать больше?
7. Что помешало сделать больше?
8. Какие ресурсы необходимы для реализации?
9. Какие ресурсы уже есть, какие понадобятся в будущем и где их взять?
10.Какие возможны риски?
11. Кто из партнеров/ассистентов /друзей может помочь реализовать идею, а кто – помешает?
12.Какие измеримые результаты необходимы?
13. Как реализованная цель повлияет на все, что нас окружает?
Определяем стратегию достижения
Если вы четко понимаете свою цель, значит, перед вами находятся несколько способов по ее достижению. И уже от выбранной вами стратегии зависит алгоритм последующих шагов. Хотите быть уверенным, что нашли лучший способ? Протестируйте свою стратегию.
Так, проведите мозговой штурм (если уверены в себе, можете брейнстормить в одиночку) и запишите ответы на такие вопросы:
1. Как можно реализовать поставленную перед собой цель? Записывайте все, даже самые бредовые варианты. Ничего не отметайте.
2. Какие плюсы и минусы каждого из вариантов? Записывайте все, даже потенциальные недостатки и преимущества.
3. Что нужно для реализации каждого из вариантов? Опишите финансовые, человеческие, временные и пр. ресурсы.
4. Какой из вариантов сработает быстрее, какой – эффективнее? Этот вопрос отметает слишком растянутые во времени решения, требующие сверхвложений и истощения ресурсов, неэффективные в целом решения.
Наверняка, вы знакомы со SWOT-анализом, которые позволяет оценить ту или иную идею: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Проанализируйте свою цель и составьте себе табличку, чтобы систематизировать все, что пришло в голову во время мозгового штурма. Как правило, после этих вопросов остается лишь пара вариантов, по которым и нужно сделать реальный выбор стратегии.
Определяем конкретный план
После окончательного выбора единой стратегии составьте план действий (не забывайте все формулировать по принципу SMART!). Иначе вся проделанная работа не имеет смысла. Стартовые вопросы очень просты. Мы их задаем себе каждый день:
1. Какой самый первый шаг по достижению цели, который вы готовы сделать?
2. Когда именно вы сделаете этот первый шаг?
3. Кого привлечете: кто исполнитель, контролер, кто должен мотивировать и т.д.?
4. Все ли шаги имеют дедлайны?
2. Когда именно вы сделаете этот первый шаг?
3. Кого привлечете: кто исполнитель, контролер, кто должен мотивировать и т.д.?
4. Все ли шаги имеют дедлайны?
Пусть ваши цели будут умными, возможности – неисчерпаемы, а усилия – эффективными!
Комментариев нет:
Отправить комментарий