вторник, 14 ноября 2023 г.

Управленческий учёт как инструмент контроллинга

 



Основная цель контроллинга заключается в поддержке и улучшении процессов, направленных на достижение целей предприятия. Поэтому ему необходим инструментарий, который позволял бы избегать случайности, своевременно и быстро реагировать на негативные изменения, лучше использовать возможности для позитивных преобразований. При отсутствии такого инструментария предприятие перестает активно работать и начинает неадекватно реагировать на происходящие события.

В России используют различные трактовки термина «контроллинг». Так, некоторые специалисты считают, что контроллинг — это внутренний контроль, другие же отождествляют контроллинг с аудитом и управленческим учетом, а специалисты в области информационных технологий считают, что контроллинг и автоматизированная система управления предприятием — одно и то же. Однако термин «контроллинг» включает в себя не только учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов предприятия. Среди многообразной совокупности используемого контроллингом инструментария одна из основных составляющих – инструменты сбора и обработки информации.

Инструменты сбора и обработки информации

Систематическим сбором информации о процессах, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, занимается система учета. Она может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. К внешней (регламентированной) системе учета относится, в первую очередь, финансовая бухгалтерия и связанные с ней второстепенные виды бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета определена законодательно государством.

Внутренняя система учета охватывает плановые и фактические расчеты по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности предприятия и законодательно определяется предприятием — система управленческого учета.

Управленческий учет — это подсистема управления на предприятии, которая предназначена для сбора и агрегирования учетных данных, направленная на решение конкретной управленческой задачи.

Управленческий учет — это подсистема управления на предприятии, которая предназначена для сбора и агрегирования учетных данных, направленная на решение конкретной управленческой задачи. Это может быть, например, обработка финансовой информации о протекающих на предприятии бизнес-процессах, преобразование ее к виду, удобному для оперативного принятия управленческих решений, и представление подготовленной таким образом информации менеджерам предприятия.

Законодательство России обязывает каждое предприятие вести регламентированный (бухгалтерский) учет. Но для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации управленческого учета, который может быть либо совмещен с регламентированным учетом, либо выделен отдельным блоком.

Система управленческого учета может быть встроена в систему обычного финансового учета или интегрирована с бухгалтерским учетом (рис.1), поскольку в стандартном Плане счетов предусмотрены счета для учета производственных затрат и результатов деятельности.

Рис. 1. Различные подходы к взаимодействию управленческого и финансового учёта.

Коренное отличие управленческого учёта от финансового (регламентированного) состоит в том, что финансовый учёт ориентируется на внешних пользователей информации, прежде всего на налоговую инспекцию. А управленческий учёт нацелен на внутренних пользователей, в первую очередь на руководителей предприятия и его подразделений. Этим обусловлены все прочие отличия (табл.1).

Таблица 1. Различия между финансовым и управленческим учетом


Управленческий учет на предприятии разбивается на три достаточно важные и крупные подсистемы, взаимосвязанные между собой: систему учета затрат, систему показателей деятельности, 
систему управленческих отчетов (рис. 2).

Рис.2. Структура управленческого учёта 

Система учета затрат

С каждым годом расширяется диапазон производственных, технических и организационно-экономических вопросов, решение которых следует искать в сфере управления затратами. Многие отечественные предприятия уже отошли от устаревшего представления о том, что единственный способ управления затратами — их сокращение. Актуальным стало построение целостной системы управления затратами, являющейся неотъемлемой частью контроллинговой процедуры.

Деятельность любого предприятия связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано предприятием в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Поэтому управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи:

  • выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
  • подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
  • выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;
  • выбор оптимальных методов и способов нормирования затрат;
  • выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.
Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла (рис.3): прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.

Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Только такой подход приносит плоды, способствуя резкому росту экономической эффективности работы предприятия.

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль их выполнения. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла (рис.3): прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.

Рис. 3. Схема взаимодействия функций управления затратами

Выполнение функций управления в полном объеме по всем элементам составляет цикл воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления).

Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Например, диспетчер влияет на координацию и регулирование производственного процесса, а следовательно, на производственные затраты; бухгалтер выполняет учет затрат и т.п.

Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг).

Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.).

Управление затратами не является самоцелью, но совершенно необходимо для достижения предприятием определенного экономического результата, повышения эффективности работы.

Функции управления затратами первичны по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности предприятия (на основе нормирования и планирования затрат) наиболее экономичным способом.

Система показателей деятельности

Система показателей как инструмент контроллинга помогает принимать управленческие решения и управлять предприятием. Под показателями понимают абсолютные и относительные величины, а также их совокупности, которые отражают явления хозяйственной деятельности предприятия. Чтобы информация имела содержательный смысл и объективно отражала степень или эффективность достижения поставленных целей, необходимо рассчитать и сравнить с базовыми (желательными) значениями соответствующие величины показателей. Показатели деятельности предприятия лежат в основе планирования и делегирования ответственности как в отдельных подразделениях, так и всего предприятия.

Показатели можно систематизировать по различным признакам (рис. 4). Например, абсолютные и относительные, стоимостные и натуральные.

Рис. 4. Систематизация показателей по экономической сущности 

Система показателей позволяет не только количественно охарактеризовать и оценить ситуацию, но и вскрыть причины возникновения проблем, провести структурно-логический анализ влияющих факторов. 

Система управленческих отчетов

Система управленческих отчетов должна отражать, прежде всего, принятую практику управления компанией. То есть, необходимо организовать систему так, чтобы руководитель получал с определенной периодичностью интегрированный отчет, скажем, об уровне продаж, уровне прибыли и нормативах себестоимости, фактических показателях себестоимости по основным группам продукции, производимой предприятием и т. п.

А если в этой информации есть существенное отклонение от плана, то именно по этим отклонениям, и только по ним, должен быть предоставлен развернутый анализ возникновения их причин и рекомендация по устранению выявленных недостатков.

Отдел контроллинга участвует в формировании системы отчетности и координирует составление отчетов.

Базой для сравнения в управленческом учете могут быть три подсистемы стандартов:

  • внешние стандарты и регламенты;
  • внутренние корпоративные стандарты;
  • стандарты, регулирующие функциональность бизнес-процессов предприятия.

К внешним стандартам и регламентам относятся: бухгалтерское законодательство, таможенное законодательство, законодательство об окружающей среде и т.д.

Корпоративные стандарты предприятия могут затрагивать практически все аспекты его деятельности. Но при этом, как определено в законодательстве, оказывать существенное влияние на порядок ведения финансового учета, и некоторые другие аспекты бизнеса.

То есть, корпоративные стандарты — это учетная политика организации.

К стандартам, регулирующим функциональность бизнес-процессов, относятся: стандарты управления складами и потоками товаров, стандарты на организацию системы закупок и др.

На каждый уровень управления ориентированы свои отчёты (табл.2).

Таблица 2. Примерная иерархия отчётов по уровням управления


Отчеты составляются внутри каждого функционального подразделения предприятия. Отдел контроллинга участвует в формировании системы отчетности и координирует составление отчетов. Качество отчетной информации зависит от идентичности структуры отчетов системе планирования.

Управленческий учёт с входящими в него системами управления затратами, показателей и отчётов представляет собой не только основу инструментария, сколько саму суть контроллинга. Именно управленческий учёт, его грамотная постановка и владение им позволяют компаниям принимать решения по достижению поставленных целей.


https://upr.ru/



понедельник, 13 ноября 2023 г.

Как меняется корпоративное обучение и что интересует сотрудников

 


Новая реальность полностью изменила сферу корпоративного обучения и определила дальнейшее направление ее развития с учетом меняющихся запросов и ожиданий. По данным доклада The Future of Jobs 2020, требования к компетенциям сотрудников будут формироваться под влиянием цифровизации и к 2025 году 40% этих требований будут совершенно новыми. Поэтому вопрос о том, что повышает эффективность корпоративного обучения, становится все острее. Компании KPMG Academy Russia, CROC Education Solutions и Digital Leader провели исследование «Корпоративное обучение: трансформация подходов», партнерами которого выступили Нетология и Институт образования НИУ ВШЭ. Делимся главными тезисами из него.

Зачем и как сотрудники хотят учиться

58% молодых сотрудников уверены, что корпоративное обучение играет важную роль в повышении эффективности. В исследовании выделили следующую тенденцию: чем ниже позиция сотрудника, тем важнее для него возможности, которые компания предлагает для его развития. 58% сотрудников мотивирует профессиональное обучение и рост, 14% — необходимость освоить новые навыки для выполнения рабочих задач, 11% сотрудников хотят обладать актуальными компетенциями, а 12% и 5% учатся для личностного развития и расширения кругозора. 40% сотрудников хотят самостоятельно выбирать обучение, при этом только у 17% есть такая возможность.

Респонденты хотят улучшить следующие навыки:

  • 40% — иностранные языки;

  • 35% — лидерство;

  • 34% — управление продуктами и проектами;

  • 31% — soft skills;

  • 30% — навыки в ИТ.

Большинство сотрудников видят практическую ценность в корпоративном обучении. При этом 25% респондентов отметили, что корпоративному обучению ее не хватает. Кроме того, сотрудники выделяют следующие недостатки:

  • излишняя теоретизированность;

  • недостаточная применимость знаний на практике;

  • информационный перегруз;

  • сжатые сроки обучения;

  • неэффективность и сложность онлайн-форматов;

  • отсутствие или недостаточное взаимодействие лектора с аудиторией.

Сотрудники также отметили недостатки и в отношении форматов. Например, широко обсуждаемое микрообучение на самом деле наименее востребовано. 25% сотрудников из-за сложностей с концентрацией предпочитают короткие форматы, при этом к микрообучению до 15 минут готовы лишь 1% респондентов. 48% участников опроса предпочитают длительность занятий в 30–60 минут, 33% — 60–90 минут, и только 12% считают лучшим форматом контент на 15–30 минут.

Продолжительность корпоративных образовательных программ чаще всего составляет 1–2 недели. Ни сотрудники, ни работодатели не заинтересованы в длительных курсах длительностью более 2 месяцев.

В исследовании отмечено и то, что 43% сотрудников предпочитают учиться очно, в то время как эксперты в области корпоративного обучения считают ключевым трендом тотальную цифровизацию и переход в онлайн. Второй и третий по популярности форматы — онлайн в режиме реального времени с преподавателем (20%) и перезаписанные онлайн-курсы (15%).

3 ключевых тренда в корпоративном образовании

Переход на онлайн-форматы

80% опрошенных компаний используют формат e-learning. Почти все эксперты отмечали, что онлайн не так эффективен, как офлайн. Но это связано не с самим форматом, а с недостаточным уровнем развития инструментов, позволяющих измерять эффективность обучения. Большая часть экспертов полагает, что такие решения появятся в ближайшие 1–3 года.

Короткие форматы обучения становятся все более популярными, но эффективность тех, которые длятся меньше 10 минут, под вопросом

Эксперты отмечают сокращение продолжительности занятий. Сотрудникам сложно сконцентрироваться на контенте в течение длительного времени из-за множества отвлекающих факторов. Компании преимущественно используют контент и курсы, длительность занятий которых составляет 20–30 минут. Разовую продолжительность онлайн-обучения в большинстве компаний стараются делать не дольше 1 часа.

Увеличение значимости персонализации образовательного контента и трека обучения

Более четверти респондентов отмечают, что принципиальный сдвиг в области подходов к корпоративному обучению связан с тем, что компании уделяют больше внимания сотрудникам. В связи со смещением традиционного подхода очного обучения в сторону цифровых сервисов L&D нужно создавать образовательные продукты и сервисы по законам и правилам продуктового подхода, продумывать UX/UI, пользовательский путь.

Шкала трендов






https://theoryandpractice.ru/

Соглашение о целях, или что такое матрица KPI?

 


Для проведения оценки персонала по ключевым показателям эффективности для каждого сотрудника организации формируется соглашение о целях или «матрица KPI». В эту матрицу мы включаем ограниченное число показателей из библиотеки KPI должности. Обычно рекомендуется четыре-пять показателей для сотрудников, шесть-семь показателей для руководителей разных уровней. На практике матрицы KPI имеют разные формы и содержание. При разработке таких матриц важно соблюдать компромисс между полнотой информации, необходимой для постановки целей и проведения оценки, с одной стороны и их простотой и понятностью для сотрудников ― с другой. Общая форма матрицы KPI показана ниже.

Соглашение о целях, или что такое матрица KPI


Матрица КPI заполняется следующим образом:

1. Выбираем из библиотеки KPI должности ключевые показатели эффективности, по которым будет оцениваться работа сотрудника в предстоящем месяце (квартале). Состав показателей определяется с учетом текущей ситуации и задач предприятия (подразделения), решаемых в этот период. Безусловно, часть показателей для данной должности может оставаться постоянной «на все времена», но в общем случае состав показателей может частично обновляться. При этом важно помнить о том, чтобы состав показателей был сбалансированным. В матрицу KPI могут (и должны) входить и командные / индивидуальные, и количественные / качественные и другие показатели деятельности.

2. Определяем веса КPI ― коэффициенты относительной важности показателей. Веса отражают приоритеты в работе сотрудника, исходя из текущих приоритетов деятельности предприятия и подразделения. Веса можно оценить в процентах, но затем их надо перевести в числа в интервале от 0 до 1, чтобы их сумма была равна 1. При этом желательно, чтобы не было весов выше 0,5 и ниже 0,1.
Далее выполняем нормирование показателей: для каждого показателя в матрице KPI определяем базовый, нормативный и целевой уровни.

3. Определяем базовый уровень. База ― это наихудшее допустимое значение показателя. Если значение показателя хуже, чем база, то это создает угрозу для деятельности предприятия или подразделения и совершенно недопустимо. База ― это «нулевая» точка, начиная с которой отсчитывается результат работы. Хуже базы ― это отсутствие результата. Например, для деятельности каждого менеджера по сбыту начальник отдела продаж может установить минимальный объем продаж, имеющий смысл для предприятия. Все, что меньше, ― это нулевой результат.

4. Определяем нормативный (плановый) уровень. Норма ― это норма. Это то, что должно выполняться обязательно, чтобы предприятие работало нормально и достигало своих целей. Если значения показателя хуже нормы, то это не смертельно, но крайне нежелательно. Это означает, что сотрудник свою функцию не выполняет.

5. Определяем целевой уровень. Цель ― это сверхнормативное значение, к которому желательно стремиться. В частности, цель может совпадать с нормой. Но, если есть возможность установить целевой уровень лучше норматива, но это важно сделать. Цели рекомендуется устанавливать на уровне не выше, чем 20-25% от нормы с учетом базы. Если цель сильно «завышена» по сравнению с нормой, то это означает, что либо цель будет недостижима, либо норматив занижен и его необходимо пересмотреть. Наличие целей (а не только планов и нормативов) должно показывать реальные перспективы улучшения результатов и создавать мотивацию у сотрудников на сверхнормативные достижения.
В таком виде KPI представляется сотруднику в начале отчетного (планового) периода. Это будут его задачи на предстоящий период (обычно месяц или квартал).

6. По истечении данного периода оцениваем результаты работы сотрудника, проставляя его фактические оценки по всем KPI.

7. Для каждого показателя рассчитываем индекс КPI, показывающий (в %) уровень результата по отношению к норме (плану). Если индекс KPI выше 100%, норма (план) по данному показателю перевыполнена. В этом случае KPI попадает в «зеленую» (разрешенную) зону. Если индекс KPI ниже 100%, норма не выполнена. При этом показатель попадает в «желтую» зону, если индекс KPI превышает 80%. В противном случае данный показатель попадает в «красную» (запрещенную) зону. Индекс KPI рассчитывается как отношение «факт/норма» с учетом базы. Расчетные формулы приведены ниже. С помощью индексов значения KPI, измеряемые в разных шкалах и единицах, переводятся в единую метрическую шкалу (в проценты). Это позволяет сравнивать между собой результаты работы по разным показателям и рассчитывать общий коэффициент результативности сотрудника.

Расчет индексов KPI


8. Вычисляем коэффициент результативности (в %), показывающий средневзвешенный результат работы сотрудника за прошедший период с учетом всех KPI и их весов. Для этого значения всех индексов KPI умножаются на веса соответствующих показателей и складываются. Расчетные формулы для вычисления индексов KPI и коэффициента результативности сотрудника приведены ниже.

Расчет результативности сотрудников



Для оценки качественных KPI рекомендую использовать 10-балльную или 100-балльную шкалу, включающую пять уровней:

1. «Неприемлемый результат».
2. «Слабый результат».
3. «Посредственный результат».
4. «Хороший результат».
5. «Отличный результат».

После выбора определенного уровня, соответствующего с точки зрения руководителя (внутреннего клиента) качеству полученного результата, определяется количественная (балльная) оценка значения показателя. Если, например, по качественному KPI руководитель оценил работу своего сотрудника за прошедший месяц на уровне «посредственный результат», то затем он должен перевести эту оценку в баллы в интервале от 40 до 60. Это позволяет более точно дифференцировать результаты работы сотрудников, поскольку, например, посредственный результат может быть ближе к слабому результату или, напротив, к хорошему. Эти отличия можно учесть с помощью количественных оценок.

Оценка качественных показателей


Однако, при постановке целей по качественным KPI важно истолковать хотя бы нормативные значения показателей и сделать это достаточно подробно, чтобы сотрудник однозначно понимал, какие к нему предъявляются требования и каких результатов от него ожидают его внутренние клиенты и, прежде всего, его непосредственный руководитель.
Рассмотрим пример постановки целей и оценки результатов работы для менеджера по продажам в одной небольшой оптовой компании.

Матрица KPI Менеджер по продажам


В этом примере сотрудник оценивался по пяти индивидуальным показателям. Из них три показателя ― количественные («Объем продаж», «Поступление денежных средств», «Просроченная дебиторская задолженность») и два ― качественные («Удовлетворенность внутренних клиентов», «Командность в работе»). Причем, один из этих показателей «Просроченная дебиторская задолженность» ― негативный, а остальные ― позитивные. После оценивания весов показателей были установлены базовые, нормативные и целевые значения. По истечении месяца выполнена оценка фактических результатов, рассчитаны индексы KPI и коэффициент результативности сотрудника:


Мы видим, что по трем показателям («Объем продаж», «Просроченная дебиторская задолженность», «Удовлетворенность внутренних клиентов») норматив перевыполнен. Как следствие, у этих KPI индексы выше 100% («зеленая зона»). В эту зону попадают разрешенные (допустимые) значения показателей. Но по остальным двум KPI («Поступление денежных средств» и «Командность в работе») норма не выполнена. Для таких показателей возможны два варианта: 1) если индекс находится в интервале от 80% до 100%, то показатель находится в «желтой зоне». Это неразрешенные, но предупреждающие значения показателей. 2) если индекс KPI меньше 80%, то показатель попадает в «красную зону». Этому цвету соответствуют запрещенные значения показателей. В общем случае, граница между красной и желтой зоной может устанавливаться для каждого KPI самостоятельно. В нашем примере в «желтой зоне» оказался показатель «Поступление денежных средств» (индекс KPI = 88%), а в «красной зоне» ― показатель «Командность в работе» (индекс KPI = 75%). Видимо, данный сотрудник, по мнению его начальника, слишком большое внимание уделял личным результатам и недостаточно продуктивно взаимодействовал с коллегами в своем подразделении.
На самом деле, показатель «Командность в работе» ― это не результат работы, а компетенция сотрудника. Компетенции ― это личные и деловые качества (способности, навыки, умения), наблюдаемые в поведении человека. Оценку ключевых компетенций сотрудников можно и нужно проводить комплексно с использованием специальных методов (например, ассессмент-центр, «360 градусов») отдельно от оценки результатов работы. Но данный пример показывает, что некоторые ключевые компетенции можно встраивать в регулярную оценку результатов и «измерять» их как качественные KPI, пользуясь той же самой балльной шкалой. При этом, по меньшей мере, нормативные требования по каждой компетенции должны быть описаны и известны сотруднику.
Рассмотрим еще один пример.

Матрица KPI водитель-экспедитор


Мы видим, что из пяти KPI, выбранных для оценивания водителя-экспедитора, два показателя («Доля заказов, выполненных в срок» и «Доля логистического брака») ― количественные, а остальные ― качественные. Причем, один из них («Отношение к делу») ― это компетенция. Все результаты видны из матрицы KPI. Расчет результатов проводился аналогично. В данном примере с соблюдением трудовой дисциплине все в порядке, но по остальным показателям норма не выполнена. Поэтому не удивительно, что в итоге коэффициент результативности сотрудника оказался ниже 100%.


Возможны такие должности, для которых трудно подобрать количественные показатели. В этих случаях оценка результатов работы производится исключительно по качественным KPI. Так, в следующем примере для оценивания работы офис-менеджера используется пять качественных показателей, причем один из них «Доброжелательность, внимательность к коллегам» ― это компетенция. Напомню, что в данной методике выборочную оценку компетенций сотрудников можно встраивать в текущую оценку результатов работы и включать 1-2 компетенции в матрицу KPI. Это не обязательно. Но это необходимо, когда та или иная компетенция критически важна для эффективной работы, и руководитель полагает, что это качество сотрудника (конкретного человека, а не должности!) надо «подтянуть». Кроме того, важно помнить о том, что все компетенции и качественные KPI должны быть расшифрованы и понятны для сотрудников.

Матрица KPI офис-менеджера


По каждому показателю, вошедшему в матрицу KPI, должна быть разработана четкая и понятная методика расчета. Методику расчета KPI можно оформить в виде следующей таблицы.
Пользуясь методикой расчета, каждый сотрудник должен иметь возможность самостоятельно выполнить расчет своих показателей и индексов KPI. В дальнейшем информация из матрицы KPI используется для анализа результатов работы, выявления причин отклонений и принятия решений об оплате труда и обучении сотрудников.

Методика расчета показателей


Пользуясь методикой расчета, каждый сотрудник должен иметь возможность самостоятельно выполнить расчет своих показателей и индексов KPI. В дальнейшем информация из матрицы KPI используется для анализа результатов работы, выявления причин отклонений и принятия решений об оплате труда и обучении сотрудников.

Автор: Олег Кулагин

https://topfactor.pro/