пятница, 30 августа 2019 г.

Корпоративная культура компании: основные классификации



Корпоративная культура компании – потребность любой организации на пути к успешности и эффективности. Это и имидж компании в глазах клиентов и партнеров, и повышение лояльности персонала, и сплоченный коллектив, работающий для достижения общей цели.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как происходит классификация корпоративных культур компаний;
  • какие типы корпоративных культур предлагает Хофстеде;
  • чем опасно резкое изменение корпоративной культуры.

Классификация корпоративных культур компаний

Корпоративная культура компании – это определенные идеи, ценности и интересы, которые разделяет группа. К ним можно отнести опыт, навыки, традиции, коммуникативные процессы, способы принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания сотрудников. Именно она определяет смысл деятельности и модели поведения персонала вне зависимости от должностного положения. Корпоративная культура компании – это своеобразный свод неписаных правил поведения профессионального сообщества, без которых невозможно его успешное функционирование.
В настоящее время в профессиональной литературе предложено множество разных подходов к классификации корпоративной культуры компании. Систематизированный и структурированный подход к определению основных типов корпоративной культуры важен как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Классификация корпоративных культур Зоненфельда

Данная классификация считается общепринятой в классическом западном менеджменте. Джеффри Зоненфельд, декан Школы менеджмента Йельского университета, исследователь в области корпоративного управления, предлагает выделять 4 вида корпоративной культуры. Классификация корпоративных культур компаний по Зоненфельду осуществляется по наличию в компании тех или иных характерных моделей поведения.
Бейсбольная команда
Этот тип корпоративной культуры характеризуется быстрым принятием бизнес-решений, непосредственной взаимосвязью с внешней средой и быстрой реакцией на любые изменения извне. Одобрение получают новаторские, но зачастую рискованные решения. Талантливые и инициативные сотрудники в такой среде чувствуют себя уверенно. Подобная корпоративная культура компании выстраивается в областях с быстрыми темпами развития бизнеса и крупными рисками: маркетинг, IT, шоу-бизнес.
Клубная культура
Подобная культура возникает в организациях, создающих для сотрудников стабильные и безопасные условия работы. Она отличается высоким уровнем лояльности, преданности, слаженной командной работой. Компании с клубной культурой практически не сталкиваются с текучестью кадров. Карьерный рост в них происходит очень медленно, однако, сотрудники приобретают широкий профессиональный кругозор, поднимаясь от одного уровня к другому.
Академическая культура
Академическая корпоративная культура компании также предполагает медленный карьерный рост, но отличается тем, что сотрудники редко меняют направления деятельности. Напротив, они совершенствуются в определенном сегменте, развивая свой творческий и профессиональный потенциал но, по сути, являясь специалистами узкого профиля. Такая корпоративная культура характерна для устоявшихся компаний, работающих в стабильной обстановке. Как правило, по академическому пути идут крупные корпорации с долгой историей.
Оборонная культура
Этот тип корпоративной культуры формируется, когда компания находится в кризисной ситуации и борется за выживание. При преобладании черт оборонной корпоративной культуры, в компании практически отсутствуют возможности карьерного и профессионального роста, нет даже гарантии постоянной работы, так как подобные компании вынуждены оперативно адаптироваться к неблагоприятным условиям с помощью реструктуризации. Подобный тип корпоративной культуры компании благоприятен лишь для тех, кто умеет и любит принимать вызов. Для рядовых же сотрудников он некомфортен из-за своей нестабильности.
Позитивная корпоративная культура положительно влияет на сотрудников и атмосферу в коллективе, что особенно ценно в период экономической нестабильности. 

Типология корпоративной культуры Хофстеде

Типология нидерландского социолога Герта Хофстеде. Ученый предложил использовать для классификации корпоративных культур компаний универсальные параметры, представляющие собой континуумы определенных характеристик поведения.
Индивидуализм — коллективизм
Индивидуализм проявляется в тех случаях, когда сотрудники компании не одобряют ее вмешательства в их частную жизнь и удовлетворяют лишь свои личные потребности. Коллективизм же, напротив, характеризуется тесной связью между отдельным сотрудником и коллективом. Персонал компании обладает повышенной лояльностью, а компания занимается удовлетворением их потребностей.
Дистанция власти (степень участия в принятии решений)
Данная характеристика корпоративной культура компании показывает степень удаленности сотрудников от управленческих процессов. Если уровень дистанции власти высок, то в компании преобладает авторитарный тип управления, в обратном случае – демократический.
Приемлемость неопределенности
Этот параметр характеризует то, насколько сотрудников тревожит чувство неопределенности и как часто они стараются избегать угрозы. В компаниях с высоким уровнем избегания неопределенности руководство не любит идти на риск, тогда как в компаниях, где этот уровень низок, даже рядовые сотрудники легко принимают ответственность за выполнение решений.
Мужественность-женственность
Корпоративная культура компании, в которой преобладают мужские ценности, поощряет настойчивость и удовлетворение материальных потребностей. Феминистическая культура, напротив, заботится об отношениях в коллективе, повышении качества жизни. Данная характеристика важна при определении мотивации персонала и решении конфликтов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий