воскресенье, 31 января 2016 г.

Основные концепции оптимизации себестоимости продукции



Головина Т.А.

Одним из важнейших условий реализации рыночных отношений является улучшение управления и совершенствование экономической природы формирования затрат производства.
Термин «издержки» — понятие более узкое, чем «затраты», оно включает только затраты производственные, в то время как понятие «затраты» включает все потребленные ресурсы.
Понятие «себестоимость» продукции базируется на основах закона стоимости, который заключается в том, что стоимость товара определяется не только производственными возможностями, но и потребностями общества.
Понятие «расходы» применяется в нескольких смысловых значениях: расходы от обычных видов деятельности (ПБУ 10/99); расходы отчетного периода; расходы в целях налогообложения (глава 25 НК РФ).
Неотъемлемой частью управленческого анализа затрат в целях оптимизации себестоимости продукции является исследование условно-переменных и условно-постоянных затрат. В этой области весьма полезным может быть применение экономико-математической модели факторного анализа, параметры которой оцениваются средствами математической статистики.
Применение указанной методики позволит установить возможные резервы снижения затрат и сформулировать конкретные задачи в области управления затратами.
Эффективное управление затратами на разных уровнях обеспечивается использованием методического единства, предполагающего единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии. Это обеспечивает система управленческого учета, которая соединяет все эти элементы в едином методологическом и методическом пространстве и выступает как комплексное, системное исследование затрат на производство.
В управленческом учете много внимания уделяется контролю расходов, их оптимизации и экономии.
При подсчете издержек предприятия возможна известная степень неточности, которая может уменьшаться, если при выборе способа расчетов иметь в виду его конечную цель. Такими издержками могут быть остаточные, стартовые и издержки упущенных возможностей.
Таким образом, издержки могут возникать без расходов. Это первое отличие издержек от затрат. Однако затраты отличаются от расходов в том случае, если товары, материальные средства, поступившие в одном периоде, полностью или частично расходуются в другом периоде. Второе отличие понятий «издержки» и «затраты» состоит в том, что в то время как затраты охватывают все израсходованные на предприятии материальные ценности, издержки относятся только непосредственно к производству продукции или когда идет уплата налогов, выплата заработной платы.
Определение издержек должно основываться на их точной регистрации, так как их неполный учет отражает расточительство факторов производства, а слишком широкое включение издержек создает неправильное впечатление по сравнению с издержками конкурентов, что является необходимым условием для экономического управления предприятием вследствие того, что издержки представляют собой один из важнейших внутрипроизводственных индикаторов анализа.
Поэтому затраты являются решающим показателем для представления предприятия во внешней среде, так как затраты — это расход материальных, трудовых и финансовых ресурсов в стоимостном выражении на обеспечение процесса расширенного воспроизводства.
Следовательно, понятие «затраты» шире, чем понятие «себестоимость», которая представляет собой стоимостную оценку используемых ресурсов в процессе производства и реализации, т.е. затраты на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного предприятия.
Для определения себестоимости важное значение имеет рассмотрение затрат как функции от объема производства. Затраты, которые не меняются с изменением объема производства, представляются как постоянные, а которые зависят от изменения объема производства являются переменными.
Схематически формирование издержек предприятия представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Схема формирования издержек предприятия
Из приведенной на рисунке 1 схемы издержки можно записать в виде

(1)
где
С
условно-постоянные издержки;

V
переменные издержки;

Аi
альтернативные (внешние) издержки i-го вида;

n
число видов альтернативных издержек;

S
себестоимость продукции.

По поводу «издержек» существуют противоречия — это представлено в ряде нормативных документов, таких, как письмо МНС РФ от 15 февраля 2001 г. № ВГ-6-02/139 «О разъяснении отдельных вопросов по применению налогового законодательства о налогообложении прибыли юридических лиц», приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № 20н, ГБ-3-04/39 «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» (п. 3.33) содержит термин «издержки», в то время как приказ МНС «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «НДС» НК РФ» специально отмечает замену понятия «издержки производства и обращения» понятием «расходы».
В нормативных документах, регламентирующих финансовый учет, также используются как слова-синонимы термины «расходы», «затраты», «издержки». Например, в ПБУ 2/94 и ПБУ 4/99 используются все три термина, в ПБУ 5/01, 6/01, 10/99, 15/01 — термины «затраты» и «расходы».
Существенное значение неопределенность терминологии приобретает в связи с тем, что нет строгого деления затрат (расходов, издержек) в зависимости от принципа соответствия, согласно которому расходы уменьшают доходы того же отчетного периода. Это не только нарушает частоту учета (в теоретическом смысле), но и мешает его компьютерной формализации, ведет к налоговым нарушениям. Речь идет о применении метода начисления или кассового для отражения в учете операций, связанных с исчислением прибыли.
Аналогичные проблемы решены в ряде стран следующим образом. Например, в Великобритании и США термин expenses означает затраты, используемые при исчислении прибыли или калькулировании остатков запасов, т.е. данный показатель исчисляется по принципу начисления. Термин expenditures означает расход, не связанный с процессом калькулирования (используется, например, для проектирования денежного потока). Так, в книге Ф. Вуда «Бухгалтерский учет для предпринимателей» при определении принципа начисления подчеркивается, что «под чистой прибылью понимают разницу между объемом продаж и расходами (expenses), а не между поступившими и затраченными денежными средствами (expenditures)».
Существует также термин cost, который имеет более широкое применение и означает, согласно оксфордскому словарю по бухгалтерскому учету, «расходы на товары и услуги, необходимые для осуществления всего процесса функционирования организации» (A dictionary of accounting).
Попытку развести термины «расходы» и «затраты» в соответствии с принципом начисления предпринимает М.А. Вахрушина. Она пишет, что согласно подходу соответствия доходов и расходов «в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами». С одной стороны, автор признает понятие «расходы» в качестве термина, аналогичного английскому expenses; с другой — в этой же фразе и далее по тексту она отождествляет его с термином «затраты».
Сопоставление финансового и управленческого учета под углом уточнения терминов затрат в России показывает, что в финансовом бухгалтерском учете для определения затрат используется принцип начисления, т.е. затраты относятся на себестоимость в момент их возникновения независимо от факта оплаты — последующей или предыдущей. В налоговом учете применим как принцип начисления (ст. 271, гл. 25 НК РФ), так и кассовый (ст. 273, гл. 25 НК РФ).
В управленческом учете в основу подготовки информации для разных целей могут быть положены как принцип начисления, так и кассовый. Кроме того, для удобства принятия группы решений используются условные (альтернативные) затраты.
С позиций трудовой теории стоимости К. Маркс в «Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, связанные с производством товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т. п. Первые издержки К. Маркс называл издержками производства, вторые — издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. К. Маркс исходил из того, что стоимость товара образует издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и др.
Современная экономическая теория совершенно по-иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможностей их альтернативного использования. Так, затраты на использование какого-либо ресурса, измеренные с точки зрения выгоды, которая упущена из-за неиспользования этого ресурса наилучшим, альтернативным путем, представляют собой вмененные или экономические издержки определенного ресурса (издержки упущенных возможностей или альтернативные издержки). Поэтому, чтобы вычислить издержки предприятия, необходимо для каждого вводимого фактора производства оценить в денежной форме ту выгоду, которую предприятие упустило, используя ресурс данным, а не наилучшим, альтернативным путем.
Отсюда делаем вывод, что экономические или вмененные издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве, равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства продукции.
Таким образом, экономические издержки — это плата поставщику, осуществляемая предприятием, или доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые предприятием, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данным предприятием и для определенного варианта производства.
Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства.
Главное назначение учета затрат на производство — контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.
В управленческом учете цели классификации затрат определяются исходя из целей и задач менеджмента.
Поэтому в связи с разнообразием целей, решений, методов их достижения, степени новизны, периода действия и других классификационных признаков управленческих решений можно указать разные цели классификации затрат.
Учетные системы должны обслуживать комплекс управленческих целей, существуют различные способы измерения и группировки затрат.
Характерная для зарубежного учета классификация приводится в работах С. Райборна, который рекомендует применять следующие классификационные признаки, приведенные на рисунке 2.
Рис. 2. Зарубежная классификация затрат на производство
Данная классификация полностью охватывает все виды категорий затрат, применяемые в англосаксонской и американской системах учета. В качестве недостатка предложенной классификации можно выделить тот факт, что классификационные признаки и виды затрат соответственно не являются строго определенными для предприятий. Каждое предприятие в данном вопросе имеет полную самостоятельность и использует такую систему классификации затрат, которая является наиболее удобной.
Выделение в отечественной системе учета таких видов затрат, как прошлые безвозвратные расходы, прошлые реальные затраты, принятые в зарубежной классификации, может оказать положительное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование управления затратами.
Использование данных группировок в отечественном учете затрат позволит оценивать различные контракты на производство продукции с использованием ранее приобретенных ресурсов в реальных текущих ценах, что создает возможность определять реальную прибыльность или убыточность отдельных заказов.
В российской учебной и научной литературе называется до десяти группировочных признаков затрат, однако они не нашли практического распространения. В отечественном учете на практике преобладает калькуляционный подход, т.е. используются группировки затрат, необходимые для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг).
Западный управленческий учет предлагает целевой, функциональный подход и др. В России функциональный подход пропагандирует Т.П. Карпова.
Анализ подходов к классификациям затрат показал, что группы затрат целесообразно объединять по трем направлениям:

1)
для целей калькулирования;
2)
для принятия оперативных, тактических и стратегических решений;
3)
для контроля.

Родоначальник целевого подхода — К. Друри. К его отечественным последователям можно отнести М.А. Вахрушину.
Ч.Т. Хорнгрен классифицирует затраты по следующим признакам:

1)
по отношению к объему производства (переменные, постоянные)<1>;
2)
по временной определенности (фактические, плановые или прогнозные, прочие);
3)
по степени усреднения (общие, средние (затраты на единицу — на студента, на час), прочие);
4)
по функции управления (производственные, коммерческие, административные);
5)
по способу отнесения на себестоимость объектов (прямые, косвенные);
6)
по периоду отнесения затрат на уменьшение прибыли (на продукт, на период);
7)
по ценности для управленческих решений (релевантные, нерелевантные, альтернативные, затраты прошлых периодов).

<1> На практике данное деление затрат производится условно, поскольку большую долю в них занимают условно-постоянные и условно-переменные расходы.
Ряд экономистов предлагают дифференцировать переменные затраты. Например, С. А. Стуков делит переменные затраты на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные, регрессивные, скачкообразные, реманентные, гибкие.
Деление затрат на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные, ступенчатые предлагает также М.А. Вахрушина; Н.Г. Чумаченко делит постоянные расходы на две части:

1)
в основном обусловливаются мощностью предприятия (амортизация, заданные расходы (фиксированная часть), рента, страхование, заработная плата обслуживающего персонала). Когда мощность уже определена, абсолютная величина расходов практически не изменяется в зависимости от того, насколько мощность фактически использована;
2)
вторая часть расходов представлена на усмотрение руководства предприятия.

Рассматривая переменные затраты, важно отметить проблему условности классификации затрат на постоянные и такой их классификации вообще. Данная проблема приводит к необходимости нахождения ответа на вопрос: есть ли критерии, позволяющие четко разделить совокупные затраты на постоянные и переменные? Поведение затрат прежде всего зависит от двух факторов: длительности периода, рассматриваемого для принятия решения, а также делимости производственных факторов. В теории западного управленческого учета в части классификации затрат на постоянные переменные говорится, что характер поведения расходов (переменный или постоянный) зависит от соответствующей производственной ситуации, в которой принимаются решения.
Скачкообразные затраты характерны для тех случаев, когда в сторону повышения или понижения пересматриваются оптовые цены на сырье и материалы, комплектующие изделия, тарифы на услуги производственного характера со стороны и тарифные ставки по зарплате. Эти изменения разовые и вызывают скачкообразное повышение или понижение затрат, особенно заметное, если речь идет о сырье и материалах, в среднем занимающих две трети в издержках производства.
Реманентные затраты — такие затраты, которые быстро возрастая при увеличении объема производства, гораздо медленнее снижаются при его сокращении.
Гибкие затраты ведут себя по-разному при различных объемах производства, в отдельных случаях выступая в качестве пропорциональных, прогрессивных или дегрессивных. Это, например, потери от брака, от простоев, вызванных поломками оборудования.
Термин «издержки» более узкое понятие, чем «затраты», оно включает только затраты производственные, в то время как понятие «затраты» включает все потребленные ресурсы.
Понятие «себестоимость» продукции базируется на основах закона стоимости, который заключается в том, что стоимость товара определяется не только производственными возможностями, но и потребностями общества.
Понятие «расходы» применяется в нескольких смысловых значениях: расходы от обычных видов деятельности (ПБУ 10/99); расходы отчетного периода; расходы в целях налогообложения (глава 25 НК РФ). Согласно главе 25 НК РФ расходами признаются любые затраты для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.
В принятии управленческих решений значительный упор делается на планирование и оптимизацию себестоимости продукции, выпускаемой предприятием. Определение путей сокращения себестоимости и повышения эффективности происходит на всех стадиях производственного процесса — от закупки материалов и их переработки до контроля на стадии выпуска готового продукта и доставки его потребителю. Изменения могут относиться к производству, обработке, сборке, упаковке.
Выявленные резервы оптимизации себестоимости продукции промышленного предприятия целесообразно разделить на стратегические и тактические. К тактическим отнесено увеличение разницы между ценой реализации и затратами на производство — рост цены продукции должен опережать рост затрат на ее изготовление. Этот резерв реализуется за счет повышения качества, а также производства продукции с новыми товарными свойствами, что приводит к увеличению доходности ее продажи.
К стратегическим направлениям отнесены анализ изменения уровня цен, более экономное расходование прямых затрат и гибкое манипулирование постоянными затратами в составе полной себестоимости продукции, оптимизация ассортимента продукции.
Основные концепции снижения себестоимости продуктов базируются на разных подходах.
Первая концепция основывается на прямых затратах, формирующих себестоимость. Условия: подсчитанные цены и издержки, базирующиеся на точной информации об объеме производства, виде сырья и материалов, эффективности методов закупок; нормативы по рабочей силе, рассчитанные исходя из применяемой технологии, методов обработки, имеющегося оборудования, системы стимулирования; накладные производственные расходы, основывающиеся на заранее определенных или плановых стандартах.
Вторая концепция базируется на косвенных затратах, формирующих себестоимость продукции. Условия: труд вспомогательных рабочих, работа по обслуживанию и ремонту оборудования, вторичное сырье, поставки должны быть оценены как живой труд; использование методов гибкого планирования, когда изменяются цели или пересматривается основа расчета накладных затрат; применение стимулирующих контрольных планов их сокращения, разработанных для всех производственных и непроизводственных отделов; регулирование материально-технического обслуживания на основе пересмотра нормативов времени вследствие повышения квалификации, приобретения трудовых навыков и т.п.; расчет регулирующих коэффициентов, позволяющих наладить процедуры контроля за себестоимостью.
Последовательное рассмотрение себестоимости различной продукции позволяет разработать программу снижения общей себестоимости и выбрать политику предприятия относительно объема производства и повышения эффективности на всех стадиях производственного процесса.
Промышленные предприятия относятся к группе материалоемких производств. Здесь затраты на сырье и материалы в себестоимости продукции составляют 80-85% и более. Поэтому к наиболее важным источникам оптимизации следует отнести снижение материальных затрат (совершенствование технологического процесса, снижение потерь, отходов, повышение качества продукции) и рост производительности труда.
Рациональное и эффективное использование сырья и материалов способствует повышению финансовой устойчивости организации и ее платежеспособности. В этих условиях организация своевременно и полностью выполняет свои расчетно-платежные обязательства, что позволяет успешно осуществлять коммерческую деятельность.
Уменьшение стоимости сырья, которое является результатом растущей производительности труда, применяемого для изготовления самого этого сырья, способствует снижению себестоимости выпускаемой продукции и созданию экономии, величина которой может быть рассчитана по следующей формуле:
Эн = (Н0Ц0 / КМ0 — Н1Ц1 / КМ1) Q1
(2)
где
Э
экономия текущих затрат производства на сырье, материалы, топливо;

Н0, Н1
нормы расхода материала для изготовления продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;

Ц0, Ц1
цена единицы сырья, материала, топлива в базисном и отчетном периодах;

КМ0, КМ1
коэффициент использования материальных ресурсов в базисном и отчетном периодах;

Q1
годовой объем производства.

Снижение материальных затрат на единицу продукции подчинено действию и требованиям закона стоимости. Этот закон предусматривает обеспечение соответствующего уровня эффективности средств производства, которые перерабатывают материальные ресурсы.
Себестоимость потребляемого материала снижается в результате сокращения удельного расхода материалов на единицу продукции, что непосредственно связано с уменьшением норматива оборотных средств.
Величина материалоемкости продукции оказывает непосредственное влияние на размеры производственных запасов и стоимость нормируемых оборотных средств, что имеет большое значение для финансового состояния предприятия.
Развитие нормативной базы является важнейшим направлением планирования материальных ресурсов. Основой планирования является система норм.
Экономическое обоснование расчетов для определения норм основывается на нормативах. В целях обеспечения единства и научной обоснованности норм проводится унификация расчетных нормативов. При этом учитывается классификация условий, определяющих расход материала, а также достижения научно-технического прогресса. Нормативные показатели материальных затрат рассчитывают отношением их удельного расхода на единицу технического параметра продукции. Такой характеристикой может быть мощность, производительность труда. Эти показатели служат для оценки материалоемкости продукции.
Использование прогрессивных норм расхода позволяет товаропроизводителю определить снижение норм расхода материальных ресурсов. При этом процент снижения предполагает учет наиболее полной реализации всех внутрипроизводственных ресурсов.
При разработке перспективных планов снижения себестоимости продукции наиболее предпочтительным является индексный метод. Тогда снижение себестоимости за счет использования внутрипроизводственных источников можно определить как сумму долей снижения себестоимости продукции или затрат на 1 руб. товарной продукции, обеспечиваемую каждым источником, то есть

(3)
где
доля снижения себестоимости продукции или затрат на 1 руб. товарной продукции i-го источника;

К
количество внутрипроизводственных источников i = 1, 2, 3, ..., К.

На основе соотношения индексов соответствующих факторов и их удельного веса в себестоимости продукции (или затрат на 1 руб. товарной продукции) можно определить резерв снижения себестоимости продукции за счет исследуемого фактора (статьи затрат, элемента затрат).
Так, снижение себестоимости (или затрат на 1 руб. товарной продукции) в результате роста производительности труда может быть рассчитано по формуле

(4)
где
доля снижения себестоимости продукции (или затрат на 1 руб. товарной продукции);

IЗ, IПР
индекс роста заработной платы и производительности труда (отношение заработной платы и производительности труда последующего года к предыдущему);

d
доля заработной платы в себестоимости (или затрат на 1 руб.) товарной продукции.

Экономия затрат в абсолютном выражении определяется:

(5)
где
Зтп
затраты на 1 руб. товарной продукции.

Снижение себестоимости в процентах постоянной и переменной части общепроизводственных и общехозяйственных расходов составит:

(6)
где
индекс роста затрат на управление цехом или предприятием;

Результаты расчетов на основе изложенной методики представим в таблице 1.
Таблица 1
Анализ снижения себестоимости сравниваемой продукции ОАО «МК “Орловский”»
Статьи затрат
Себестоимость продукции по ценам t-го г., тыс. руб.
Структура себестоимости в t-ом г.,%
Сравниваемая продукция в t+З-м г. по нормам и ценам, тыс. руб
Экономия, млн руб.
Снижение себестоимости сравнимой продукции, %



t
t+З


Основные материалы
100
33
125
125
-

Вспомогательные материалы
8
3
10
10
-

Топливо технологическое
2
0,7
2,5
2,5
-

Энергия технологическая
4
1,3
5
5
-

Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих
30
10
37,5
34,8
2,7
0,7
Общепроизводственные расходы
100
33
125
109,4
15,6
4,2
Общехозяйственные расходы
40
13
50
41
9
2,4
Потери от брака
16
5
20
-
2
5,3
ИТОГО
300
100
375
327,2
47,3
12,6

Неотъемлемой частью управленческого анализа затрат в целях оптимизации себестоимости продукции является исследование условно-переменных и условно-постоянных затрат. В этой области весьма полезным может быть применение экономико-математической модели факторного анализа, параметры которой оцениваются средствами математической статистики.
Факторная линейная регрессионная модель зависимости затрат производства имеет вид
y = b0 + b1 Х x1 + b2 Х x2 +...+bn Х xn
(7)
где
y
общая себестоимость в каком-либо месяце;

b0
условно-постоянные (косвенные) затраты;

b1
условно-переменные (прямые) затраты на единицу выпускаемой продукции, которая обозначена номером 1;

x1
объем выпуска продукции, обозначенной номером 1, в натуральных единицах измерения;

b2
условно-переменные затраты на одну единицу выпускаемой продукции, которая обозначена номером 2;

x2
объем выпуска продукции, обозначенной номером 2, в натуральных единицах измерения;

bn
условно-переменные затраты на единицу выпускаемой продукции, которая обозначена номером n;

xn
объем выпуска продукции, обозначенной номером n, в натуральных единицах измерения.

Рассмотрим применение указанной методики на примере нескольких видов продукции ОАО «МК “Орловский”». Обозначим каждый вид продукции соответствующими буквами: W, R, G. Выпуск продукции предприятия представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Данные о выпуске продукции предприятия за отчетный год
Предложенная методика позволяет извлекать из общей суммы затрат прямые и косвенные. Затраты на производство продукции ОАО «МК “Орловский”» за анализируемый период представлены в таблице 2.
Таблица 2
Данные по статьям затрат предприятия за год, млн руб.
Месяцы
Прямые затраты
Косвенные затраты

Сырье
Заработная плата основ ных производственных рабочих с отчислениями
Амортизация оборудования
Содержание и текущий ремонт основных средств
Заработная плата цехового персонала с отчислениями
Прочие цеховые затраты
Содержание и текущий ремонт основных фондов заводоуправления
Заработная плата управленческого персонала с отчислениями
Прочие общехозяйственные затраты
Итого
1
8,00
6,16
0,25
0,40
0,40
0,13
0,22
2,27
0,81
18,63
2
8,10
6,20
0,25
0,30
0,40
0,10
0,22
2,13
0,94
18,63
3
9,07
6,62
0,30
0,47
0,40
0,10
0,20
2,10
1.20
20,45
4
9,14
6,65
0,28
0,48
0,40
0,12
0,20
2,03
0,80
20,09
5
10,43
7,20
0,26
0,44
0,46
0,13
0,21
2,02
0,83
21,98
6
11,14
7,50
0,27
0,40
0,42
0,11
0,29
2,47
1,03
23,63
7
10,97
7,43
0,29
0,48
0,42
0,11
0,23
2,03
1,17
23,11
8
10,56
7,25
0,25
0,35
0,48
0,13
0,22
2,02
0,83
22,08
9
9,50
6,80
0,28
0,50
0,40
0,12
0,20
2,00
0,80
20,60
10
8,73
6,47
0,30
0,47
0,40
0,10
0,39
2,12
1,04
20,03
11
8,48
6,36
0,29
0,32
0,48
0,11
0,21
2,10
1,19
19,55
12
10,56
7,25
0,30
0,45
0,41
0,10
0,22
2,08
0,91
22,28

Результаты расчетов с использованием методики регрессивного анализа имеют вид
y = 6,44 + 0,008x1 + 0,007x2 + 0,01x3,
где
y
общая себестоимость в каком-либо месяце;

6,44
косвенные затраты;

0, 008
косвенные затраты на единицу выпускаемой продукции, которая обозначена номером 1 (W);

x1
объем выпуска продукции, обозначенной номером 1(W), в натуральных единицах измерения;

0,007
прямые затраты на единицу выпускаемой продукции, которая обозначена номером 2 (R);

x2
объем выпуска продукции, обозначенной номером 2 (R), в натуральных единицах измерения;

0,01
прямые затраты на единицу выпускаемой продукции, которая обозначена номером 3 (G);

x3
объем выпуска продукции, обозначенной номером 3 (G), в натуральных единицах измерения.

Таким образом, получается калькуляция себестоимости без осуществления процесса бухгалтерского калькулирования.
Ежемесячный размер затрат составляет 6 437 000 руб.(не зависит от изменения объемов производства). Также были определены затраты, непосредственно связанные с производством разных видов продукции (8000 руб., 7000 руб., 10 000 руб. — на единицу).
Предложенная методика позволяет оценить работу бухгалтера по учету затрат. Для этого необходимо сравнить данные калькуляции с полученными по методике результатами.
Для того чтобы изучить структуру затрат, составляющих сумму 6 437 000 руб., необходимо определить связь между затратами, существенно обусловливаемыми объемами производства и затратами, не обусловливаемыми объемами производства.
Указанную связь можно определить, прибегнув к помощи коэффициента корреляции. Его значение, равное единице, соответствует максимальной тесноте связи факторов производства и объемов производства, значение, равное нулю, означает, что никакой связи не существует.
Значения коэффициента корреляции для статей себестоимости продукции ОАО «МК “Орловский”» представлены в таблице 3.
Высокое значение коэффициента корреляции не отрицает наличия постоянной составляющей в себестоимости, обусловленной данным фактором. Это следует из свойств коэффициента корреляции, а именно: от увеличения или уменьшения доли себестоимости, обусловленной определенным фактором, на одно и то же число общая тенденция изменения во времени этой части себестоимости не изменяется, а потому не изменяется и значение коэффициента корреляции.
Таблица 3
Величина коэффициента корреляции статей затрат с общим объемом выпуска продукции
Сырье
Заработная плата основных производственных рабочих
Амортизация оборудования
Содержание и текущий ремонт основных средств
Заработная плата цехового персонала с отчислениями
Прочие цеховые затраты
Содержание и текущий ремонт основных фондов заводоуправления
Заработная плата управленческого персонала с отчислениями
Прочие общехозяйственные затраты
1
1
0,1
0,3
0,3
0,1
0,01
0,01
0,01

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в затратах на сырье и/или затратах на оплату труда основных производственных рабочих существенна доля постоянных издержек.
Это может быть связано с несовершенством системы оплаты труда, когда заработная плата основных производственных рабочих не в надлежащей степени увязана с результатами труда.
В отношении расходов на сырье следует отметить, что велика вероятность значительных устойчивых непроизводственных потерь, вызванных в том числе особенностями технологического процесса или «человеческим фактором».
Применение указанной методики позволит установить возможные резервы снижения затрат и сформулировать конкретные задачи в области управления затратами; как показывает практика, довольно часто при анализе затрат приходится иметь дело с погрешностями или полным отсутствием надлежащего калькулирования продукции.
Основными направлениями снижения себестоимости продукции является рационализация величины основных (прямых) и косвенных затрат. Управление в этом плане основывается на анализе информации, которую обеспечивает система дифференцированного управленческого учета издержек и поступлений.
Из вышеизложенного следует, что в принятии решений по финансово-хозяйственной деятельности упор следует делать на оптимизацию себестоимости продукции с учетом анализа ее качественных характеристик.

Экономические законы рыночных отношений 8.2. Закон стоимости в оптимизации затрат



Сущность товарно-денежных, рыночных отношений выражает закон стоимости. Характер проявления товарно-денежных, рыночных отношений на протяжении столетий соответственно видоизменялся под воздействием тех или иных экономических законов, свойственных определенным типам общественного производства, социально-экономическим формациям, при этом сохраняя основные черты закона стоимости.
Товарно-денежные, рыночные отношения есть экономические связи, возникающие на основе общественно необходимых затрат труда, так как понятия «связь» и «отношения» относятся к однопорядковым. Известные ученые употребляли понятия «связь» и «отношения» как равнозначные, тождественные. Например, В.И.Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «...отношения каждой вещи (явления) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс) связана с каждой»[1, c. 145]. «Они содержат в себе и то и другое, непосредственное тождество, как связь и отношение»[1, c. 145]. Товарные отношения в тесном переплетении с остальными производственными или экономическими отношениями (связями) существуют как часть содержания экономических явлений.
Рыночные, товарно-денежные отношения проявляются при общественном контакте между людьми. По этому поводу К.Маркс писал, что «...всеобщая форма эквивалента появляется и исчезает вместе с тем мимолетным общественным контактом, который вызвал её к жизни»[2, c. 98].
В системе экономических законов закон стоимости, воздействуя на процесс общественного воспроизводства, влияет на развитие моментов производства, распределения, обмена, потребления, поскольку «между различными моментами, — как указывал К.Маркс, — имеет место взаимодействие. Это бывает во всяком органическом целом»[3, c. 726].
Условием необходимости соизмерения индивидуальных затрат труда на основе общественно необходимой величины является несоответствие уровня развития производительных сил масштабам общественного производства (общественной деятельности), которое предопределяет существование товарно-денежных, рыночных отношений.
К системе рыночных отношений относятся категории, содержание которых выражает экономические отношения, возникающие на основе общественно необходимых затрат труда. Такие категории, как стоимость и себестоимость товаров, издержки производства, издержки обращения, издержки трансакций, прибыль, издержки потребления, цена, торговые скидки и другие, имея общее содержание, представляются определенной целостностью, то есть системой товарно-денежных отношений. Она отражает содержание рыночных отношений, так как «рынок — это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом»[4, c. 19]. Сущность системы товарно-денежных отношений выражает закон стоимости, который проявляется через экономические категории системы рыночных отношений и выражает их всеобщую, внутренне необходимую связь. Закон стоимости — это объективно существующая всеобщая, внутренне устойчивая связь между людьми, фирмами, предприятиями, организациями, отраслями в системе отношений по присвоению и отчуждению собственности посредством производства, распределения, обмена, потребления в общественном воспроизводстве на основе общественно необходимых затрат труда, которая регулирует их функционирование в условиях несоответствия уровня развития производительных сил масштабам общественной деятельности.
Взаимосвязь экономических категорий системы рыночных отношений на основе общественно необходимых затрат труда отражает механизм действия закона стоимости. Под методом определения взаимосвязи между категориями системы рыночных отношений на основе общественно необходимых затрат труда понимается механизм использования закона стоимости. Элементы содержания последнего, к примеру, составляют методы определения величины стоимости, себестоимости товаров, общественно необходимой величины частей С(овеществленные затраты труда), v (необходимые затраты живого труда), m (прибавочные затраты живого труда) в стоимости и себестоимости (С + v). Стоимость и себестоимость товаров, общественно необходимая величина торговых скидок, издержек обращения, соотношение в них общественно необходимых величин затрат овеществленного и живого труда С:v, /С:(m)/, m:vС:m служат основой механизма действия закона стоимости.
Для раскрытия механизма действия закона стоимости необходимо исследование взаимосвязей количественных характеристик содержания категорий рыночной системы на основе общественно необходимых затрат труда. Далее нужно рассматривать взаимосвязь частей Сvm в стоимости и себестоимости как взаимозависимость общественно необходимых величин этих частей, причем раскрывая их взаимообусловленность от конечного результата деятельности фирмы. Таким образом через взаимосвязь количественных сторон содержания экономических категорий системы рыночных отношений на основе общественно необходимых затрат труда определяются параметры действия закона стоимости.
Нужно отметить, что раскрытие механизма действия закона стоимости первоначально требует исследование сферы производства, которое позволит выявить методы расчета стоимости и себестоимости товаров, соотношение в них общественно необходимых величин частей Сvm; [С:(v + m)]; С:vm:vm:С. Исходя из методов расчета общественно необходимых величин затрат овеществленного и живого труда в сфере производства можно прийти к определению общественно необходимых величин торговых скидок, издержек обращения, так как организации сферы товарного обращения, хотя и существуют обособленно, являются производными, вторичными по отношению к общественному производству.
В сфере производства на основе стоимости товаров, которая выражает с количественной стороны общественно необходимую величину затрат труда, между производителями обеспечивается эквивалентный обмен деятельностью. Отношения между организациями товарного обращения и производственными фирмами также должны осуществляться на эквивалентности обмена деятельностью, то есть на основе общественно необходимых затрат труда.
Для установления взаимосвязи сфер производства и товарного обращения на основе общественно необходимых затрат труда нужно рассмотреть содержание таких категорий, как торговые скидки, издержки обращения. В сфере общественного производства создается стоимость товара, которая выражает содержание цены и измеряется как общественно необходимая величина овеществленных и живых затрат труда, ориентирующая на возмещение этих затрат. Тогда в организациях сферы обращения торговые скидки должны обеспечить возмещение частей С, vm, затрат труда на основе измерения их как общественно необходимых величин. Экономические отношения, возникающие на основе общественно необходимых затрат труда, обеспечивающие производство, выражаются через категорию «стоимость» товара, которая проявляется в реалии жизни в форме цены. Следовательно, торговые скидки, как проявление экономических отношений на основе общественно необходимых затрат труда (С + v + m), обеспечивающих реализацию товаров и их воспроизводство, служат формой существования такой категории, как стоимости реализации товаров.
Значит, стоимость товара, как мы знаем, выражает содержание (сущность) цены, тогда как стоимость реализации товаров — содержание торговых скидок. Стоимость реализации товаров выражает экономические отношения между производственными фирмами и организациями сферы товарного обращения и обществом, между работниками и предприятиями данной сферы в системе рыночных отношений по присвоению и отчуждению собственности для обеспечения реализации товаров и воспроизводства субъектов сферы обращения на основе общественно необходимых затрат труда.
Далее сопоставим содержание категорий «издержек производства» и «издержки обращения». Издержки производства существуют как форма проявления себестоимости товаров, которая характеризуется общественно необходимой величиной овеществленных и живых затрат труда. Это количественная характеристика себестоимости товаров. Издержки обращения проявляются как форма себестоимости реализации товаров.
Стоимость и себестоимость характеризуются с количественной стороны как общественно необходимые величины затрат труда, тогда как их формы проявления могут колебаться: быть больше или меньше общественно необходимых величин.
Категории «стоимость товара», «себестоимость товара», «стоимость реализации товаров», «себестоимость реализации товаров» позволяют рассматривать отношения между производственными и торговыми предприятиями на уровне общественно необходимых величин затрат труда, что обеспечивает эквивалентность обмена деятельностью и пропорциональное развитие сфер производства и товарного обращения.
О важности механизма действия закона стоимости в развитии макроэкономики впервые было замечено К.Марксом: «... При сохранении общественного производства определение стоимости остается господствующим в том смысле, что регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства, наконец, охватывающая всё это бухгалтерия становятся важнее, чем когда бы то ни было»[5, c. 421]. «Величина стоимости товара выражает, — как писал К.Маркс, — необходимое, имманентное самому процессу созидания товара отношение его к общественному рабочему времени. С превращением величины стоимости в цену это необходимое отношение проявляется как меновое отношение данного товара к находящемуся вне его денежному товару. Но в этом меновом отношении может выразиться как величина стоимости товара, так и тот плюс или минус по сравнению с ней, которым сопровождается отчуждение товара при данных условиях. Следовательно, возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены. И это не является недостатком этой формы, — наоборот, именно эта отличительная черта делает ее адекватной формой такого способа производства, при котором правило может прокладывать себе путь сквозь беспорядочный хаос только как слепо действующий закон средних чисел»[6, c. 112].
Исследование механизма действия закона стоимости позволяет установить взаимосвязь между категориями системы рыночной экономики и найти методы определения общественно необходимой величины издержек фирм, трансакций, обращения и пути их снижения. Для раскрытия механизма действия закона стоимости в общественном производстве обратимся к методологии исследования К.Марксом данного механизма[6, c. 169–171]. Определение К.Марксом среднеарифметических величин из совокупности составных частей затрат отраслей общественного производства позволило прийти к следующему выводу. Если в тех отраслях, где уровень отношения овеществленных и живых затрат труда ниже среднего уровня отношений данных частей из совокупности, то они несут потери индивидуальных затрат труда, поскольку часть величины затрат конкретной отрасли производства остается непризнанной обществом. И наоборот, в отрасли с уровнем соотношения овеществленных и живых затрат труда выше среднего при обмене продуктами переливается часть затрат труда непризнанных обществом предыдущих отраслей, что позволяет получать повышенные размеры прибыли. Это явление, открытое К.Марксом как один из моментов механизма действия закона стоимости, показало, что соотношения затрат овеществленного и живого труда, входящих в стоимость годичного продукта необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи различных отраслей общественного производства. Далее, определив среднюю величину из совокупности затрат на производство товаров различных отраслей, которой тождественна сумма средних размеров издержек производства и прибыли, К.Маркс определяет ту величину, которая служит основой действия закона стоимости при регулировании развития отраслей общественного производства.
Чтобы продолжить исследование механизма действия закона стоимости, нужно вернуться к проблеме противоречия между трудами К.Маркса, I и III томами «Капитала», в определении стоимости товара. В I-ом томе К.Маркс определил стоимость как среднюю величину затрат отрасли. «... Стоимость каждого товара определяется количеством труда, материализованного в потребительной стоимости товара, рабочим временем, общественно необходимым для его производства. Это относится и к продукту, который получен нашим капиталистом как результат процесса труда. Следовательно, необходимо, прежде всего, вычислить труд, овеществленный в этом продукте» [6, c. 189]. Здесь необходимо также привести следующие строки: «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда»[6, c. 47]. Следует отметить, что последнее определение величины стоимости исходит из рамок изготовления конкретного вида товара, как указано в последней цитате, из масштаба всего общественного производства, куда входят множество различных отраслей. Эта формулировка дает определить «общий знаменатель» эквивалентности товаров, тогда как предыдущее предположение ограничивается в пределах отрасли. Последнее положение, хотя является ложным направлением в определении величины стоимости товаров, используется некоторыми авторами в качестве основополагающего элемента в определении общественно необходимых затрат труда. Так, например, К.К.Вальтух пишет, что «эти средние взвешенные затраты находятся простым делением уже полученных суммарных затрат по отраслям на их суммарную продукцию»[7, c. 24].
В III томе «Капитала» К.Марксом стоимость определяется как сумма индивидуальных издержек и средней нормы прибыли: «Стоимость составляет математический предел цены производства. Конкуренция так распределяет общественный капитал между различными сферами производства, что цены производства в каждой сфере складываются по образцу цен производства в сферах среднего строения, т.е. = k + kp¢ (издержки производства плюс произведение издержек производства на среднюю норму прибыли)»[8, c. 189].
В I томе определение стоимости товара в большей степени подходит к методу расчета равновесной цены отрасли на товары. В другом варианте, предлагаемом в III томе, стоимость товара определяется как цена производства, получаемая из слагаемых индивидуальных издержек и средней нормы прибыли, не равнозначных величине, определяемой как средняя из овеществленных и живых затрат совокупности отраслей. Это, во-первых. Во-вторых, ни первый подход, определения стоимости товара, данный в I томе, ни второй метод, предлагаемый в III томе, не позволяют определить «общий знаменатель» для сравнения товаров.
«Капитал» — научно-исследовательская работа, а не божественное писание, поэтому выводы, обобщения, умозаключения, построенные на не основательных моделях, конструкциях, могут иметь изъяны и быть противоречивыми, не отражающими пути к реальному решению проблем. Это можно встретить у всех ученых экономистов в их научных статьях, монографиях.
К.Маркс, как любой ученый, не смог избежать ошибок в обобщениях и выводах по некоторым вопросам, так как сама экономическая теория находилась и ещё находится на стадии становления и формирования; в ней отсутствуют системность, целостность, полноценная разработанность экономических категорий, понятий. Но заслуга К.Маркса заключается в искреннем стремлении к познанию истины, системности исследования, что позволило ему упорядочить большой объем материала и приблизиться в отличие от его предшественников к более высоким результатам.
Проблема определения величины стоимости товара и механизма действия закона стоимости не решена и по сей день. Об этом справедливо говорится в экономической литературе. Так, С.В.Брагинский и Я.А.Певзнер пишут, что «... в трудовой теории стоимости Маркса вопрос об общественно необходимых затратах труда разработан совершенно недостаточно... Научная теория должна не только утверждать, что рынок производит измерение общественно необходимых затрат труда, но и показывать, как он это делает. На этот вопрос ни у Рикардо, ни у Маркса ответа нет»[9, c. 77].
Для дальнейшего исследования механизма действия закона стоимости рассмотрим следующие примеры (см. табл. 4).
Таблица 4
Модель определения общественно необходимых или объективно предельных затрат труда
———————
* Прежде чем использовать методы определения индивидуальных затрат труда на будущий период (год), для расчета плановых общественно необходимых затрат труда необходимо будет исчислить общественно необходимые величины затрат за базисный (прошедший) период. Такое исчисление возможно уже по имеющимся данным за прошедший год и с использованием методов определения общественно необходимых затрат труда.
Затраты общественного труда на производство годичного продукта выразим в виде формулы:
W = С +v + m,     (2)
где    W — совокупные затраты общественного труда на производство товаров;
         С + v — затраты овеществленного и необходимого живого труда, издержки производства;
         С — овеществленные затраты труда;
         v — необходимые затраты живого труда;
         m — затраты прибавочного живого труда;
         W¢ — стоимость товаров, общественно необходимая величина (затрат труда) цены товаров, представленная в таблице 4, колонках 6, 7.
Общественно необходимую величину торговых скидок (стоимость реализации товаров) выразим в виде:
                                                 (3)
где     — себестоимость реализации товаров (общественно необходимая величина издержек обращения);
         m'' — общественно необходимая величина прибыли организаций сферы товарного обращения.
В таблице отрасли условно подразделяются по выпуску конкретного вида товара, при этом индивидуальные величины затрат каждой отрасли, которые измеряются в денежных единицах различны. По данным таблицы видно, что в тех отраслях, где уровень отношения С:(v + m) ниже, чем средний уровень из совокупности отраслей общественного производства, индивидуальные затраты овеществленного и живого труда в этих отраслях не полностью возмещаются после осуществления обмена товаров на основе общественно необходимых затрат труда.
Так, отрасли производства под номером 1, 2, имея уровень соотношения овеществленных и живых затрат труда (соответственно 2,250:1, 2,258:1), ниже, чем их среднее (2,262:1), при W1(1300) > Wср(721), W2(1010) >Wср(721), несут потери индивидуальных затрат труда в каждой из этих отраслей общественного производства на (–7) и (–2) единицы в данном примере.
В пятой отрасли индивидуальные затраты W5(145) < (721)Wср, вместе с тем данная отрасль несет также потери на –3 единицы, так как уровень соотношения 2,222:1 меньше, чем 2,262:1. Следовательно, эти отрасли для возмещения всей величины индивидуальных затрат труда должны улучшить условия производства до уровня тех отраслей, которые меньшим количеством живого труда возмещают затраты, где соотношение их равно или выше средней С:(v + m) из совокупности отраслей общественного производства.
Отрасли под номером 3, 4, где уровни соотношения овеществленных и живых затрат труда выше, чем среднее их соотношение из совокупности отраслей общественного производства (2,273:1 > 2,262:1; 2,308:1 > 2,262:1), после реализации товаров по общественно необходимой величине затрат (стоимости) не только возместят индивидуальные затраты, но и увеличат прибыль соответственно на 3 и 9 единиц. Механизм действия закона стоимости основывается, в зависимости от масштабов отраслей общественного производства, на различных величинах общественно необходимых затрат труда.
Для определения общественно необходимых затрат труда на планируемый период (год) нужно знать некоторые исходные моменты. Решение этой проблемы требует, во-первых, использования цен на товары базисного периода; во-вторых, метода определения планируемых индивидуальных затрат труда отрасли на производство того или иного количества (массы) товаров.
Расчет массы товаров осуществляется умножением цены товара базисного периода на количество данного вида товаров, производство которых планируется отраслью на последующий период. Если в базисном периоде имело место колебание цен, то в этом случае находят среднюю величину цены и умножают её на количество производимых товаров.
По данному методу в индивидуальных расходах отрасли определяется часть С как промежуточный продукт и по тем нормативам отчисления для возмещения основных производственных фондов. А часть v — затраты живого труда, — проявляющаяся в форме заработной платы, рассчитывается на основе пропорции С:v из соотношения этих частей как общественно необходимых величин в базисном периоде* и уже известной величины овеществленных затрат труда (С). Следовательно, можно определить часть m по известным величинам СvW — общей сумме расходов отрасли:
m = W – (С + v). (4)
Таким образом определяются части индивидуальных затрат труда во всех отраслях общественного производства на планируемый период. Однако, если на последующий год предусматривается выпуск совершенно нового вида товаров, то при планировании индивидуальных затрат труда используется соотношение m:v для определения планируемой величины m из пропорции этих частей как общественно необходимых величин затрат труда в базисном периоде данной отрасли, при известной уже величине части v иС, методы расчета которых приводились выше.
Теперь, исходя из планируемых индивидуальных затрат труда отрасли, можно вычислить планируемые величины общественно необходимых затрат труда. Для этого предположим, что в таблице даются в денежных единицах планируемые индивидуальные затраты труда пяти отраслей, в каждой из которых производится определенный вид товаров или товарная группа. В пункте 6 данной таблицы расположена строка суммы затрат частей СVm всех отраслей общественного производства. В строке 7 находим среднеарифметическую величину из данной суммы в отдельности частей С, vm, и среднее арифметическое значение величины W.
Исходя из имеющихся данных, нужно сделать расчет стоимости (общественно необходимых затрат труда) товаров каждой отрасли и общественно необходимых величин частей Сvm на планируемый период (год), для чего используем следующие формулы:
W¢ = W·k,   (5)
где    W¢ — стоимость (общественно необходимые затраты труда) товаров отрасли на планируемый период;
         W — индивидуальные затраты на производство товаров на планируемый период;
         k — коэффициент приведения индивидуальных затрат труда к общественно необходимой величине (коэффициент эффективности) конкретной отрасли, выражающий отношение:
   (6)
где    [C:(v + m)]ср. — средний уровень отношения овеществленных и живых затрат труда из совокупности отраслей;
         [C:(v + m)]отр. — соотношение этих же частей конкретной отрасли.
При делении соотношения овеществленных и живых затрат труда конкретной отрасли на средний уровень отношений овеществленных и живых затрат труда из совокупности отраслей общественного производства определяем сколько единиц последнего показателя содержится в первом. Следовательно, результат этого деления (k) при умножении на индивидуальные затраты труда конкретной отрасли приводит последние к общественно необходимой величине затрат труда. Таким способом определяются планируемые общественно необходимые затраты труда конкретной отрасли.
Этот расчет покажем на примере, используя данные для второй отрасли таблицы. Во-первых, определим величину k:
.
Коэффициент приведения индивидуальных затрат труда второй отрасли (коэффициент эффективности) к общественно необходимой величине равен 0,9980645.
Затем сделаем расчет стоимости товаров (общественно необходимых затрат труда) в данной отрасли, для чего используем следующую формулу:
W¢2 = W2·k2 = 1010·0,9980645 = 1008.
Для определения общественно необходимых величин частей Cvm нужно использовать такие формулы:
С¢ = С·k,     (7)
где    С¢ — общественно необходимая величина овеществленных затрат отрасли;
         С — индивидуальные затраты овеществленного труда отрасли.
v¢ = v·k,       (8)
где    v¢ — общественно необходимая величина затрат необходимого живого труда (фонда заработной платы) отрасли;
         v — индивидуальные затраты необходимого живого труда отрасли.
m¢ = m·k,    (9)
где    m¢ — общественно необходимая величина затрат прибавочного живого труда (прибыли) отрасли;
         m — индивидуальные затраты прибавочного живого труда отрасли.
Следовательно:
C¢2 = C2·k2 = 700·0,9980645 = 698,6;
v¢2 = v2·k2 = 110·0,9980645 = 109,8;
m¢2 = m2·k2 = 200·0,9980645 = 199,6.
И по отдельным элементам C¢2, v¢2m¢2 можно получить сумму: W¢2 =
= C
¢2 + v¢2 +m¢2 = 698,6 + 109,8 + 199,6 = 1008.
Используя формулы 2–6 можно определить общественно необходимые величины затрат труда и для других отраслей, приведенных в таблице 5.
Здесь необходимо подчеркнуть последовательность логики определения планируемых общественно необходимых затрат труда.
Во-первых, хотя бы условно нужно подразделять отрасли по производству того или иного вида товаров или товарных групп.
Во-вторых, учет затрат труда должен осуществляться в денежных единицах.
В-третьих, затраты труда нужно подразделять на части С (овеществленные затраты труда), v (необходимые затраты живого труда), m (прибавочные затраты живого труда).
В-четвертых, вести учет соотношения частей С:(v + m).
В-пятых, необходимо сделать расчет общественно необходимых величин затрат труда отраслей за прошлый год (базисный период) на основе формул: 2–6. Это позволит использовать соотношения общественно необходимых величин С:vm:v, С:(m) базисного периода для определения планируемых индивидуальных затрат труда в отраслях на следующий год (планируемый период).
В-шестых, нужно определить планируемые индивидуальные затраты труда отраслей, что и используется для определения планируемых общественно необходимых величин затрат труда, расчет которых осуществляется по формулам 2–6.
Вышеприведенными методами определяются планируемые общественно необходимые величины затрат труда как на уровне звеньев макроэкономики, так и микроэкономики.
В действительности на макроэкономическом уровне не подразделяют на отрасли по выпуску какого-либо одного вида товаров. Это осуществить практически сложно. Вместе с тем систему методов определения «идеальной модели» планируемых общественно необходимых величин затрат труда можно использовать на практике для стратегического планирования в рыночной экономике. Знание планируемых индивидуальных затрат отрасли (предприятия) и величины k, коэффициента приведения индивидуальных затрат труда к общественно необходимой величине, дает возможность определить планируемые общественно необходимые затраты труда.
Общественно необходимые затраты труда (стоимость) — это такая величина, которая отражает средний, или усредненный уровни развития условий труда в целом предприятий и отраслей общественного производства, необходимые для изготовления или реализации определенного объема товаров. «Общественно необходимое рабочее время, — писал К.Маркс, — есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительской стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда» [2, c. 47]. Поэтому общественно необходимые величины предопределяют уровни развития условий труда в сфере товарного обращения, требуя их соответствия среднему стандарту из совокупности отраслей общественного производства.
На основе общественно необходимых затрат труда обеспечивается эквивалентный обмен деятельностью между производственными и торговыми фирмами. При этом затраты труда организаций сферы товарного обращения предопределены условиями развития общественного производства. Величина данных затрат в обращении должны быть минимальной, поскольку они вычитаются из произведенного совокупного продукта. Этот минимум выражает общественно необходимые затраты труда организаций товарного обращения, позволяющих реализовать произведенную совокупность товаров.
Для определения общественно необходимой величины затрат труда организаций сферы товарного обращения можно использовать данные в приведенной таблице 4. Предположим, что обмен деятельностью между пятью отраслями общественного производства обеспечивается организациями сферы обращения. Данный обмен должен производиться при таких условиях: издержки обращения не должны превышать средней величины из совокупности затрат отраслей (721) или не должны быть ниже средней издержек производства (500 + 93). Мы исходим из того, что, во-первых, если издержки превысят среднюю величину из совокупности затрат отраслей, то организации сферы товарного обращения несут потери индивидуальных затрат труда; во-вторых, если издержки обращения будут меньше средней издержек производства, то в этом случае фирмы сферы обращения не обеспечат тот объем товарооборота между отраслями, необходимый для процесса воспроизводства.
Для возмещения затрат и воспроизводства организаций сферы товарного обращения (как обособленной отрасли под номером 6 в таблице 4) необходимо, чтобы общественно необходимая величина торговых скидок (стоимость реализации товаров) была равна средней величине затрат отраслей общественного производства (W¢¢ = 721), общественно необходимая величина издержек обращения (себестоимость реализации товаров) — средней величине издержек производства (С¢¢ + v¢) = (500 + 93), соотношение общественно необходимых величин овеществленных и живых затрат труда предприятий сферы товарного обращения С¢¢:(v¢¢ + m¢¢) было равно 2,262:1. Следовательно, затраты овеществленного и живого труда организаций сферы товарного обращения должны быть равны таким оптимальным величинам, получаемым из совокупности затрат отраслей общественного производства, которые отражают развитие отрасли, находящейся в средних условиях развития труда.
Исходя из вышеприведенного положения, можно определить размеры затрат труда фирм сферы товарного обращения на реализацию единицы объема товарооборота, то есть величину общественно необходимых затрат труда (торговых скидок) на реализацию единицы продукции. Она получается путем деления общественно необходимых величин (торговых скидок) затрат труда предприятий сферы товарного обращения на величину совокупной стоимости товаров, произведенных для обмена, осуществляемого через организации сферы обращения, что можно выразить следующей формулой:
,        (10)
где    З — общественно необходимые затраты труда (стоимость) на реализацию единицы объема товарооборота;
         ТС — общественно необходимая величина торговых скидок (стоимость реализации товаров фирм сферы обращения;
         ТО — совокупная стоимость товаров, созданных для обмена производственными отраслями или объем предлагаемого товарооборота.
Формула (11) позволит вычислить затраты конкретного предприятия на определенный объем товарооборота по его общественно необходимой величине (стоимости).
.     (11)
Таким способом определяются общественно необходимые величины торговых скидок (стоимость реализации) того или иного объема товарооборота предприятия сферы товарного обращения. Себестоимость реализации товаров (общественно необходимую величину издержек обращения) предприятия определяют исходя из соотношений частей С:(v + m), m:v в стоимости реализации товаров сферы обращения.
Существуют и другие методы определения общественно необходимых величин торговых скидок, издержек обращения, частей С, vm организаций сферы товарного обращения.
По вышеприведенным формулам 2–6 и по известным планируемым данным индивидуальных затрат труда определяются планируемые общественно необходимые величины затрат фирмы сферы обращения.
Методы определения общественно необходимых затрат труда организаций сферы товарного обращения дают возможность вычислить реализуемый объем товарооборота по стоимости. Здесь нужно дополнительно использовать формулу:
Vтор.пр. = V·Зтор.пр,   (12)
где    Vтор.пр — объем стоимости товарооборота торгового предприятия;
         Зтор.пр. — общественно необходимые затраты труда (торговые скидки) торгового предприятия;
         V — объем стоимости товарооборота на единицу общественно необходимых затрат труда (торговых скидок) для реализации.
.        (13)
Для определения V используются данные формулы 10 (ТСТО).
Методы определения общественно необходимой величины прибыли, стоимости товаров, создаваемых производственными предприятиями, а также стоимости реализации и себестоимости реализации товаров организаций сферы товарного обращения позволяют распределить прибыль между производственными и торговыми фирмами, где общественно необходимые затраты труда последних возмещаются за счет части прибыли, которую условно уступают производственные предприятия.
Далее необходимо учитывать следующий немаловажный момент в раскрытии механизма действия закона стоимости, как общественно необходимых затратах труда на производство товаров, которые учитываются среднее соотношение спроса и предложения. Так, например, если из всей совокупности продукции одних товаров произведено сверх потребности, а других не хватает с учетом, как количества, так и их качества, то величина стоимости на единицу данных товаров лишь в среднем отражает спрос и предложение. Следовательно, цены на один вид товаров, которых не хватает, при продаже могут колебаться выше стоимости, а на другой — ниже стоимости, потому что их произведено сверх потребности без учета спроса. По этому поводу К.Маркс, раскрывая взаимосвязь закона спроса и предложения и закона стоимости, отмечал: «...если спрос и предложение регулируют... цены или, точнее, отклонения... цен от... стоимости, то с другой стороны... стоимость регулирует отношения спроса и предложения или тот центр, вокруг которого изменения спроса и предложения заставляют колебаться... цены» [10, c. 198]. При этом колебание цен выше или ниже величины стоимости служит тем сигналом, который предупреждает фирмы, предприятия о сокращении производства одних товаров и увеличении других.
Взаимодействие экономических законов предопределяет отклонение цен от стоимости товаров. Посредством колебания цен относительно стоимости на фоне воздействия закона спроса и предложения происходит перераспределение прибыли между фирмами, предприятиями. Поэтому предприятия, производящие товары в пределах спроса, как по количеству, так и качеству, будут характеризоваться повышенной рентабельностью по сравнению с теми, которые не удовлетворяют спрос.
Колебание цен вносит некоторые коррективы в распределение прибыли между производственными и торговыми фирмами. Так, если товары реализуются по их стоимости, то производственные предприятия вычитают из прибыли общественно необходимую величину торговых скидок, которая должна обеспечить рентабельность торговых организаций. Однако цены на товары не совпадают с величиной их стоимости, поскольку она, как указывали выше, отражает лишь в среднем соотношение спроса и предложения.
В условиях рыночных отношений колебание цен относительно стоимости должно происходить в соответствии с покупательской способностью населения, преследуя, в конечном счете, цель более полного удовлетворения потребности.
Далее нужно отметить, что некоторые практики от бизнеса порой путают содержания категориальных аппаратов и вводят в оборот не существующие экономические законы. Так, С.Грисюк отмечает, что «Производными закона эквивалентного обмена являются законы стоимости, спроса и предложения, усредненные нормы и т.д., которые хорошо известны экономистам. Ведь ничего нового в этом нет. Есть нежелание части экспертного сообщества признать, что это реальность»[11, c. 26]. В данном случае представитель бизнеса видит необходимость использования объективных экономических законов: закона стоимости, закона спроса и предложения. Но утверждение о том, что эти законы являются производными выдуманного закона эквивалентного обмена, представляется фантазией данного бизнесмена. Такое высказывание может исходить из пробелов знаний фундаментальной экономической науки. Именно закон стоимости обусловливает реализацию отношений производства, обмена, распределения, потребления на основе общественно необходимых затрат труда, объективно предельных величинах или средних, усредненных величинах. Поэтому эквивалентный обмен и усредненные нормы предопределены требованиями закона стоимости. А закон спроса и предложения способствует к равновесию посредством колебания вокруг стоимости, что ведет к равновесию спроса и предложения, но не к эквивалентному обмену.
Итак, исследование механизма действия закона стоимости позволяет раскрыть взаимосвязь явлений системы рыночных отношений на основе общественно необходимых затрат труда и установить взаимозависимость их количественных сторон. Познание механизма действия закона стоимости дает возможность найти именно те методы и рыночные рычаги, которые, регулируя субъективные решения и действия людей, отражают требования объективной необходимости для обеспечения оптимального повышения эффективности предприятий сферы товарного обращения и формирования социально ориентированной экономической системы. Этот вывод подтверждается К.К.Вальтухом, который подчеркивает, что «… закон стоимости … реализуется в современном ценообразовании с достаточно высокой точностью» [7, c. 22].
Понятия и термины
Закон стоимости; рыночные отношения; общественно необходимые затраты труда; всеобщая форма эквивалента; рынок; себестоимость товара; механизм действия закона стоимости; механизм использования закона стоимости; овеществленные затраты труда; необходимые затраты живого труда; затраты прибавочного живого труда; стоимость реализации товаров; себестоимость реализации товаров.
Рассматриваемые вопросы
1.  Условия возникновения и развития товарно-денежных, рыночных отношений.
2.  Стоимость в системе экономических законов.
3.  Механизм действия и механизм использования закона стоимости.
4.  Роль закона стоимости в развитии экономики.
Вопросы к семинарским занятиям
1.  Эволюция развития рыночных отношений.
2.  Сущность закона стоимости.
3.  Определение параметров действия закона стоимости.
4.  Объективное и субъективное в законе стоимости.

* Нужно различать стоимость товарооборота и объем товарооборота, определяемый на основе цен, где последние могут быть выше или ниже стоимости того или иного объема товарооборота.