вторник, 4 мая 2021 г.

Точка безубыточности: формулы и примеры расчета

 По задачам из учебников точка безубыточности считается просто. Но реальная практика сложнее условных примеров. Если не учесть нюансы при вычислении, результат выйдет неверным. В статье - особенности определения показателя и Excel - модель для автоматизированного расчета.

Что такое точка безубыточности 

Иначе ее называют критической или «мертвой». Она показывает выручку, при которой прибыль от продаж окажется нулевой. В такой ситуации: 

  • доход от реализации полностью покрывает сумму постоянных и переменных расходов по основной деятельности; 
  • зона убытка уже пройдена; 
  • зона прибыли пока не началась. 

Значимость данного показателя в том, что он помогает: планировать объем продаж, причем не только нулевого уровня, но и с заданным значением операционной или чистой прибыли; анализировать рискованность бизнеса через расчет запаса финансовой прочности; оптимизировать структуру ассортимента, оставляя в линейке маржинальные продукты; обосновывать ценовую политику. 

Рисунок 1. Определение и формула показателя безубыточного объема продаж 


Определить безубыточный объем продаж можно либо по формуле, либо с помощью графика. Давайте рассмотрим оба подхода.

Точка безубыточности: формула 

Формула расчета легко выводится из следующего равенства:   

Выручка – Расходы по обычным видам деятельности = Прибыль (убыток) от продаж 

  Правая часть формулы в «мертвой» точке равняется нулю. Левую представим через сумму переменных и постоянных расходов. Получится так: 

0 = Выручка – Переменные расходы – Постоянные расходы 

С учетом приведенных выше допущений у нас есть еще два равенства: 

Выручка = Цена × Количество продаж 
Переменные расходы = Переменные расходы на единицу продукта × Количество продаж 

Таким образом, исходное равенство преобразуется в следующее:  

Цена × Количество продаж – Переменные расходы на единицу продукта × Количество продаж – Постоянные расходы = 0. 

Если из этой формулы извлечь количество продаж, то получим расчет в натуральном выражении. Это объем партии, который надо продать, чтобы выйти в ноль. Умножим его значение на цену – тогда найдем денежную характеристику «мертвой» точки. Это выручка, которая обеспечит нулевую операционную прибыль. Итоговые расчетные модели будут такими.

Точка безубыточности в натуральном выражении: формула


Знаменатель формулы – разница между ценой и переменными расходами на единицу продукта – называется маржинальный доход или маржинальная прибыль на единицу. Если принять во внимание еще и этот момент, то окончательный вариант выражения окажется следующим:



Точка безубыточности в денежном выражении: формула



В принципе можно остановиться и на таком подходе. А можно пойти дальше: разделить числитель и знаменатель дроби на цену и в итоге получить формулу с новым показателем.



Цена в числителе сократится, а в знаменателе вместе с маржинальным доходом на единицу определит величину коэффициента маржинального дохода или маржинальной рентабельности продаж. В итоге получим формулу:




Давайте посмотрим, как работают формулы на примерах.

 

Пример 1. Организация производит один вид продукта А.

Показатель

Продукт А

1. Цена, руб.

10 000

2. Переменные расходы на единицу, руб.

6 000

3. Постоянные расходы, руб.

200 000

4. Маржинальный доход на единицу, руб. (строка 1 – строка 2)

4 000

 


Уровень безубыточности равен: 

200 000 ÷ 4 000 = 50 ед. 

200 000 ÷ (4 000 ÷ 10 000) = 200 000 ÷ 0,4 = 500 000 руб. или, что то же самое, 

50 ед. × 10 000 руб. = 500 000 руб. (недостаток такого подхода – сначала нужно вычислить натуральную величину «мертвой» точки. Расчет через коэффициент маржинального дохода позволяет этого избежать). 

Расчет точки безубыточности 

При всех преимуществах показателя у него есть объективный минус: вычисление строится с учетом сразу нескольких ограничений. Именно они приводят к существенному отрыву теории от практики и не позволяют в чистоте применить формулу к любому производственному или торговому процессу. Вот допущения, которые важно знать, когда делаете расчет «мертвой» точки:

№ п/п

 

Допущение

Комментарий

1

Предприятие производит только один вид продукта или продает одну ассортиментную позицию товара

 

Это ограничение лежит в основе классической формулы. Далее в статье разберем, как можно его обойти и сделать расчет для многономенклатурного производства. Однако помните: такой вариант подхода в базовой методике вычислений не предполагается

 

2

Все затраты четко разделяются на постоянные и переменные

.

 

Нет никакой условно-постоянной или условно-переменной составляющей и потому поведение затрат – линейно. Для постоянных – это одна и та же величина. Для переменных – сумма, которая находится в прямой пропорции по отношению к объему продаж. Это, несомненно, отрыв от реальности. А еще – самая большая сложность методики расчета показателя

 

3

Организация функционирует в стабильных условиях

 

Неизменными являются цена продукта, а также величины постоянных и переменных затрат. В действительности такого не бывает, поэтому вычисления могут производиться по усредненным значениям

 

4

Объем продаж всегда равен объему производства

 

То есть нет незавершенного производства, а остатки готовой продукции и товаров – либо нулевые, либо неизменные. При таком раскладе вся сумма затрат в течение месяца перейдет в расходы и уменьшит финансовый результат

 


Точка безубыточности: график  

Безубыточный объем продаж для условия из примера 1 легко найти графически. Для этого по оси Х покажем объем продаж в единицах, а по оси Y – денежную составляющую. Кроме того, понадобятся четыре линии: 

  • первая – для постоянных расходов. Она – самая простая в построении. Так как постоянные расходы – неизменны в своей величине, то это будет горизонтальная прямая на уровне 200 000 руб.; 
  • вторая – для переменных расходов. Ее начало будет в нулевой точке осей Х и Y. Продолжение вычисляем по формуле: 6 000 × Количество продаж; 
  • третья – для совокупных расходов. Это сумма постоянных и переменных трат, поэтому просто поднимем вторую линию до уровня первой; 
  • четвертая – для выручки. По построению схожа с линией переменных расходов. Начинается так же в нулевой точке, а ее уравнение – 10 000 × Количество продаж. 

Напомним, что точка безубыточности – это равенство выручки и расходов по обычным видам деятельности. Поэтому искомое значение расположится на пересечении линий 3 и 4. Вот таблица с данными, по которым мы построили график в Excel.

Показатели

Объем продаж, ед

0

10

20

30

40

50

Постоянные расходы, руб.

200 000

200 000

200 000

200 000

200 000

200 000

Переменные расходы, руб.

0

60 000

120 000

180 000

240 000

300 000

Совокупные расходы, руб.

200 000

260 000

320 000

380 000

440 000

500 000

Выручка, руб.

0

100 000

200 000

300 000

400 000

500 000


Формула безубыточности очень проста. Надо сложить все постоянные издержки по анализируемой компании или продукту и разделить их на соответствующую норму валовой прибыли. Результатом является уровень продаж, при котором компания не будет ни терять, ни зарабатывать деньги, это и есть точка безубыточности. Формула выглядит так. 

Рисунок 2. График в Excel


Пояснение к графику: в зоне прибыли отражается прибыль от продаж, а не чистая. 

Как отмечалось в начале статьи, в порядке расчета показателя для простых исходных данных нет ничего сложного. 

Трудности начинаются при попытке применить теорию к практике работы компании в которой: 

  • меняются затраты и цены; расходы не имеют прямой зависимости от количества проданного; 
  • распространены многономенклатурные производства или продается больше, чем один вид товара; 
  • объем продаж чаще всего не равен объему производства, а потому затраты и расходы не равны по суммам. 

Тем не менее все названное не превращает расчет в нечто недосягаемое для реальных условий. Давайте рассмотрим несколько моментов, которые помогут отчасти сгладить названные сложности. 


Точка безубыточности: пример расчета 

Этап 1. Разделить затрат на постоянные и переменные 

Важнейший момент в расчете точки безубыточности – корректно разделить затраты на постоянные и переменные. Если в организации информация в таком разрезе уже обобщается, например, в управленческих отчетах, то трудности с применением метода не возникнут. Когда такого деления нет, потребуются дополнительные усилия. 

Если вы располагаете временем на детальное изучение бухгалтерских данных, обратите внимание на таблицу. В ней показано, что включается в состав переменных затрат. Заметьте, что наши рекомендации – примерные. Многое определяется особенностями работы вашей компании. 

Таблица 1. Что относится к переменным затратам

Затраты по элементам

Примеры переменной составляющей

Оплата труда

·        Часть зарплаты рабочих-сдельщиков, которая завязана на объем производства;

·        часть зарплаты продавцов, которая определяется как процент от объема продаж;

·        часть зарплаты консультантов, которая зависит от количества совершенных консультаций (ответов на телефонные звонки, в чате и т.п.)

 

Социальные отчисления

(30% + Ставка отчислений в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) × Оплата труда по строке 1

 

Материальные затраты

·        Основные материалы, которые списали в производство и объем потребления которых строго регламентируется техпроцессом;

·        упаковочные материалы в торговой организации, когда их потребление прямо пропорционально объему продаж

 

Амортизация

Амортизация основных средств и нематериальных активов, если в качестве метода начисления выбран способ пропорционально объему продукции (работ)

 


Распределение затрат на постоянные и переменные – очень кропотливый процесс. Причина – один и тот же вид трат будет иметь переменный характер для одного предприятия и постоянный или условно-постоянный для другого.  

Все, что не перечислено в таблице, можно отнести в состав постоянных расходов. Однако и здесь есть свои нюансы. Некоторые из постоянных трат имеют прямое отношение к конкретному продукту, а не к деятельности предприятия в целом. Допустим, организация оказывает пять видов юридических услуг, но активно рекламируется только один из них. В такой ситуации постоянные затраты на рекламу не стоит кидать в общий «котел» при подсчете точки безубыточности. Разумнее отнести их только к рекламируемой услуге.


Этап 2. Выбрать цены для расчета показателя 

Одно из допущений при расчете показателя – неизменная продажная цена. Но как быть в ситуации, когда цены в компании меняются если не каждый день, то каждую неделю? Наш совет: воспользуйтесь средневзвешенным значением. Конечно, точность вычислений пострадает. Но если ваша задача – узнать ситуацию с безубыточностью пусть даже в общих чертах, такой вариант подойдет. 

И еще подсказка: цены берите «чистые», то есть без входящих в них НДС и акцизов. Эти налоги не являются доходом организации, хоть и «сидят» в составе выручки-брутто. Если их не исключить, то значение точки безубыточности окажется заниженным из-за завышенной маржинальности продукта. 


Этап 3. Очистить затраты от налогов  

Базой для расчета НДС и акцизов является выручка от реализации, для налога на прибыль – разница между доходами и расходами, которые принимаются при его исчислении. Выходит, что ни один из трех налогов не относится к затратам. Значит, когда считаете точку безубыточности, то НДС, акцизами и налогом на прибыль можно пренебречь. Вот некоторые обоснования такого подхода: 

  • суммы «входного» НДС при выполнении требований НК РФ будут возмещены из бюджета. Значит, при подсчете постоянных и переменных затрат сразу берите «чистую» стоимость того, что купили у поставщиков или подрядчиков. Ведь НДС все равно примете к зачету, значит, не понесете на него никаких трат. Исключение – «входной» НДС, который организация не имеет права принять к вычету, например, из-за отсутствия счета-фактуры или потому что ее деятельность не облагается НДС; 
  • суммы НДС с реализации вашей компании – это тоже не затраты, а уменьшение дохода в пользу налоговых отчислений. Именно поэтому выше давался совет: брать продажные цены при расчете точки безубыточности без учета этого налога. Так вы сразу уменьшаете доход и принимаете во внимание только ту его часть, которая останется в организации; расчет оперирует нулевой прибылью от продаж, а не чистым финансовым результатом. На уровне прибыли от продаж налог на прибыль не имеет никакого значения, поэтому его можно не брать во внимание. Однако далее мы покажем, как учитывается его воздействие, когда требуется рассчитать объем продаж исходя из заданного уровня чистой прибыли. 

Все прочие платежи в бюджет, которые платит предприятие, относите к постоянным расходам, так как они не имеют прямой увязки с объемом продаж. Это, например, налоги: 

на имущество; 

на землю; 

транспортный налог. 


Расчет точки безубыточности для многономенклатурного производства 

Пусть организация производит не один, а три вида продуктов А, В и С с такими параметрами:

Показатель

Продукт А

Продукт В

Продукт С

1. Цена, руб.

10 000

15 000

34 000

2. Переменные расходы на единицу, руб.

6 000

13 000

28 000

3. Постоянные расходы, руб.

 

600 000

 

4. Маржинальный доход на единицу, руб. (строка 1 – строка 2)

4 000

2 000

6 000


Если попробуем применить формулу для расчета в натуральном выражении, то ничего не выйдет. Причина – неизвестно, как именно распределяются постоянные расходы между видами продукции и распределяются ли они вообще. 

Чтобы произвести расчет понадобиться, как минимум, информация о структуре продаж. То есть о том, сколько продаж продуктов В и С приходится на одну продажу продукта А. Отметим, что это могут быть как усредненные фактические цифры, так и примерные плановые. 

Предположим, что структура продаж в компании такова: 

  • продукт А – 50% (0,5); 
  • продукт В – 30% (0,3); 
  • продукт С – 20% (0,2). 

Поскольку физический объем продаж в единицах не известен, примем его за Х. Для расчета воспользуемся формулой из начала статьи: 

Цена × Количество продаж – Переменные расходы на единицу продукта × Количество продаж – Постоянные расходы = 0. 

В итоге получим:

Номенклатурная позиция

Цена х Количество продаж

Переменные расходы на единицу продукта × Количество продаж

 

Постоянные расходы

Продукт А

10 000 х 0,5 х Х

6 000 х 0,5 х Х

600 000

Продукт В

15 000 х 0,3 х Х

13 000 х 0,3 х Х

Продукт С

34 000 х 0,2 х Х

28 000 х 0,2 х Х

Итого

16 300 х Х

12 500 х Х

600 000


16 300 × Х – 12 500 × Х – 600 000 = 0; 

Х ≈ 158. 

Значит, при такой структуре продаж, чтобы выйти почти в ноль (почти, так как были округления в расчетах), организации надо продать: 

  • продукта А – 79 ед. (158 × 0,5); 
  • продукта В – 47 ед. (158 × 0,3); 
  • продукта С – 32 ед. (158 × 0,2). 

Это точка безубыточности в натуральном выражении. Выручка составит: 

  • для продукта А – 790 тыс. руб.; 
  • для продукта В – 711 тыс. руб.; 
  • для продукта С – 1074,4 тыс. руб. 


Расчет объема продаж для заданного уровня прибыли  

Формула точки безубыточности позволяет не только определить объем продаж для нулевого финансового результата. С ее помощью вычисляются значения для заданного уровня прибыли. 

Существует две вариации формульных записей: для прибыли от продаж и для чистой прибыли. Во втором случае потребуется корректировка целевого параметра чистой прибыли на ставку налога на прибыль. Для этого планируемая прибыль делится на значение (1 – Ставка налога на прибыль ÷ 100). Если организация работает только с базовой ставкой 20%, то значение корректирующей величины составит 0,8 (1 – 20 ÷ 100). 

Таблица 2. Формулы объема продаж для заданного уровня прибыли

Формула к-рая лежит в основе

Объем продаж

Для заданного уровня прибыли от продаж

Для заданного уровня чистой прибыли

Точка безубыточности в натуральном выражении

(Постоянные расходы + Целевое значение прибыли от продаж) ÷ Маржинальный доход на единицу

 

[Постоянные расходы + Целевое значение чистой прибыли ÷ (1 – Ставка налога на прибыль ÷ 100)] ÷ Маржинальный доход на единицу

 

Точка безубыточности в денежном выражении

(Постоянные расходы + Целевое значение прибыли от продаж) ÷ Коэффициент маржинального дохода

 

[Постоянные расходы + Целевое значение чистой прибыли ÷ (1 – Ставка налога на прибыль ÷ 100)] ÷ Коэффициент маржинального дохода

 


Посмотрим, как это применяется на практике.  

Пример 2. Дополним условия Примера 1 следующими показателями: 

  • заданный уровень прибыли от продаж – 240 000 руб., 
  • заданный уровень чистой прибыли –180 000 руб.  

Заметьте, что эти цифры являются самостоятельными. То есть для таких величин финансового результата требуемый объем продаж вполне может оказаться отличающимся. 

Искомые значения получатся следующими:

Объем продаж

Для заданного уровня прибыли от продаж

Для заданного уровня чистой прибыли

(200 000 + 240 000) ÷ 4 000 = 110 ед.

 

(200 000 + 180 000 ÷ 0,8) ÷ 4 000 ≈ 106 ед.

 

(200 000 + 240 000) ÷ 0,4 = 1 100 тыс. руб.

 

(200 000 + 180 000 ÷ 0,8) ÷ 0,4 = 1 062,5 тыс. руб.

 


https://bit.ly/2POmsjz