среда, 28 января 2015 г.

Как быстро и точно провести анализ финансово-экономической деятельности компании





финансовый директор ООО «Арлифт»
После того, как финансовый директор взял под контроль финансовые потоки компании, провел систематизацию краткосрочных обязательств и осуществил мероприятия по привлечению финансирования, самое время детально проанализировать деятельность компании в предыдущих периодах. Это позволит сформировать среднесрочную повестку дня и определиться с тем, какими делами надо заняться в первую очередь, а что можно отложить.






Все компании отличаются друг от друга, поэтому схема работы и приоритеты финансового директора также будут разными в зависимости от того, в какой организации он работает. Чтобы финансовый директор был максимально эффективен и в первую очередь занимался теми вопросами, которые действительно являются ключевыми для компании, необходимо провести финансовый анализ её деятельности. Этот процесс (его можно назвать операционным due diligence) в чем-то схож со стандартной процедурой due diligence, которая проводится при покупке бизнеса, но есть и существенные различия. Главным отличием операционного due diligence является то, что он проводится не с целью определения стоимости компании, а с тем, чтобы выявить наиболее слабые места в её финансовой политике и определить приоритеты деятельности финансового директора на ближайшую (1-2 года) перспективу.

В состав операционного due diligence входят следующие этапы:

  1. Анализ денежных потоков
  2. Анализ продаж и маржинального дохода
  3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
  4. Анализ накладных расходов
  5. Анализ товарных потоков
  6. Анализ кредитных и заёмных средств
Кратко рассмотрим цель каждого этапа.
Анализ денежных потоков. Этот этап является ключевым, так как денежные потоки, будучи зримым отражением практически всех хозяйственных операций компании, могут очень многое рассказать о выручке, затратах, инвестициях компании, привлечении кредитных ресурсов и т.д. На основе анализа денежных потоков финансовый директор должен выяснить следующие моменты:
  • Какие юрлица входят в структуру компании, и как организовано движение денежных средств между ними;
  • Какова ситуация с ликвидностью в компании: есть ли у компании подушка безопасности на счетах или все остатки постоянно сливаются в ноль;
  • Использует ли компания кредитные ресурсы (овердрафты, кредитные линии и т.д.), если да — как часто и на какие цели;
  • Испытывает ли компания колебания выручки в течение года (сезонность) и в течение каждого календарного месяца, если да — насколько сильны эти колебания и как компания с ними справляется;
  • Какова структура платежей компании, насколько она стабильна в течение длительного (до 1 года) периода времени.
Анализ продаж и маржинального дохода. Этот этап призван ответить на следующие вопросы:
  • Какова структура продаж компании — доля каждой группы товаров/услуг в общем объёме продаж, как эта структура изменилась за последние 6-12 месяцев;
  • Какова маржинальность каждой товарной группы, как она меняется с течением времени;
  • Как распределена выручка между различными сбытовыми подразделениями (филиалами) компании;
  • Какова ценовая политика компании, отличаются ли цены реализации различным категориям клиентов, практикуются ли скидки, ретро-бонусы и т.п.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности производится с целью выяснения следующих моментов:
  • На каких условиях компания закупает и продает товары и услуги;
  • Как реально исполняются договорные обязательства компании и ее контрагентов (с точки зрения соблюдения сроков оплаты);
  • Какова оборачиваемость дебиторки и кредиторки, кто кого реально финансирует — компания контрагентов или контрагенты компанию. Почему сложилась такая ситуация;
  • Есть ли у компании проблемная дебиторская задолженность, как она возникла, какие меры принимает компания по её взысканию.
Анализ накладных расходов важен с точки зрения:
  • Понимания финансовой устойчивости компании при снижении продаж;
  • Выявления структуры и динамики расходов;
  • Анализа эффективности осуществляемых расходов и возможностей по их снижению;
  • Анализа текущей налоговой политики компании, неиспользованных возможностей по снижению налогового бремени.
Анализ товарных потоков особенно актуален для торговых компаний, у которых значительная часть оборотного капитала инвестирована в товарные остатки. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие моменты:
  • Какова величина и структура товарных остатков;
  • Какова оборачиваемость склада в целом и по отдельным товарным группам в частности;
  • Есть ли на складе неликвидные товарные позиции, какие меры принимаются по их реализации;
  • За счёт чего финансируется склад: кредиторской задолженности поставщиков, кредитов банков, собственного капитала компании.
Анализ кредитных и заёмных средств позволяет выяснить:
  • Из каких источников компания черпает внешние ресурсы, какие продукты использует (банковские кредитные линии, овердрафты, лизинг, факторинг, целевое финансирование и т.д.);
  • Какова стоимость и сроки погашения кредитов и займов;
  • Какое обеспечение компания предоставляет под привлеченные кредиты, если ли обеспечение, пока не заложенное в банках, которое можно использовать для получения новых кредитов;
  • На какие цели и насколько эффективно были направлены кредитные ресурсы;
  • Соответствует ли стоимость кредитных ресурсов рентабельности компании;
  • Есть ли возможности по эффективной реструктуризации кредитного портфеля компании.
По итогам финансового due diligence финансовый директор должен определиться с перечнем срочных мероприятий, необходимых для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Это может быть:
  • Внедрение жёсткой системы бюджетирования;
  • Усиление контроля за расходами;
  • Внедрение более адекватной ценовой, кредитной политики;
  • Реструктуризация кредитного портфеля;
  • Реструктуризация всей компании и т.д.
Таким образом, финансовый due diligence — это важнейший этап процесса адаптации финансового директора в новой компании, после осуществления которого CFO определяет ключевые проблемные точки в деятельности организации и приступает к их устранению.


Read more: http://fd.ru/blogs/221-kak-bystro-i-tochno-provesti-analiz-finansovo-ekonomicheskoy-deyatelnosti-kompanii#ixzz3Q9EmOEHh

Комментариев нет:

Отправить комментарий