пятница, 30 января 2015 г.

Модель AIDA. Нестареющая классика



Сегодня я хочу напомнить читателям журнала про классическую модель воздействия рекламы, предложенную еще в 19 веке. Речь пойдет об AIDA(S). Несмотря на то, что впервые мир услышал о ней более 100 лет назад, даже сегодня данная модель не потеряла своей актуальности (Игорь Манн в своей книге «Маркетинг на 100%» особо акцентирует внимание на AIDA).

Краткая история и суть

Впервые данную модель обращения предложил американец Э.Левис в 1896 году. AIDA – это аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом:

- Attention (внимание);

- Interest (интерес);

- Desire (желание);

- Action (действие);

Суть сводится к тому, что любое рекламное обращение должно сначала привлечь внимание человека к себе, затем вызвать его интерес, который плавно перетечет в желание обладания товаром (при этом именно между интересом и желанием должно возникнуть доверие). Ну, а в последней стадии нужно подстегнуть потенциального клиента к совершению действия – покупке товара.

Конечно, нельзя сказать, что абсолютно все рекламные кампании развиваются по такой схеме. Но классика остается классикой до сих пор, и успешно используется в современном маркетинге.

Изменения и дополнения

За время своего существования модель AIDA претерпевала ряд изменений и дополнений. Во-первых, некоторое время третью букву в аббревиатуре ассоциировали не с Desire, как это было принято изначально, а с двумя другими вариантами:

Demand —потребность;

Decision —решимость;

Получалось, что между интересом и действием нужно создать потребность, или решимость сделать что-либо у потребителя. Так или иначе, эти два варианта не стали общепринятыми, уступив свое место оригиналу.

Сегодня модель AIDA представляется в большинстве случаев в расширенном варианте - AIDAS. Последняя буква обозначает слово «Satisfaction», что в переводе с английского – удовлетворение. Получается, что после всех классических процедур, заканчивающихся покупкой товара нужно еще и добиться того, чтобы клиент оказался удовлетворен продукцией (это нужно затем, чтобы он рассказал о товаре своим знакомым, а потом, возможно, даже приобрел еще несколько продуктов компании). В институтах данное расширение всегда рассматривают с некоторой оговоркой, так как удовлетворение – это уже задача не рекламы, а скорее правильной разработки продукта и сопутствующих услуг.


AIDA (аббревиатура: Attention, Interest, Desire, Action – внимание, интерес, желание, действие) – один из инструментов традиционного маркетинга. Принятая в маркетинговой практике классическая концепция, определяющая очередность реакции потенциального покупателя. Это одна из распространенных моделей рекламного обращения и маркетинговых коммуникаций в целом, чтобы побудить клиента приобрести товар.

Эта концепция объясняет восприятие товаров потребителями и представляет собой ряд последовательных этапов реакции покупателей, ведущих к принятию решения о покупке. AIDA опирается на тщательный анализ и оценку различных рекламных средств воздействия. Применяется для формирования стратегии сбыта, продвижения, при обучении торговых дилеров, менеджеров, продавцов, копирайтеров, маркетологов.

По сути, AIDA — это базовая, универсальная «формула» для структурирования всех видов рекламных текстов, аудио- и видеоматериалов, директ-маркетинговых писем, брошюр и каталогов. Техника AIDA относится к агрессивным методам воздействия на потенциального покупателя. Не предусматривает диалога с потребителем. Техника AIDA применяется как план или последовательность подачи информационного сообщения.

Этапы техники продаж AIDA

Модель описывает этапы желательной реакции потенциальных клиентов на обращенные к ним коммуникации, цель которых:

1. Привлечь внимание потенциального клиента к объекту рекламы. Attention (внимание). Для этого необходимо: захватить взгляд (слух) клиента, задержать его внимание на объекте или презентации. Это можно осуществить с помощью удачного места размещения, привлекательной компоновки, креативного решения, когда игнорировать сообщение сложно.

2. Повысить интерес потребителя к идее, основным элементам текста. Interest (интерес). Завоевав внимание возможного клиента, следующая задача — пробудить интерес к предложению. Эту задачу может решить заголовок или первая фраза сообщения – парадоксальная, вызывающая или даже шокирующая.

3. Завоевать желание. Desire (желание). Стимулировать потребность клиента в приобретении можно наиболее привлекательными выгодами, предоставляемыми товаром, местом продажи и др. Показать, какие выгоды извлекли из использования продукта другие люди. Часто используются прямые отзывы о товаре.

4. Добиться действия клиента для приобретения им продукта. Action (действие). Объяснить, что и как он должен сделать, чтобы купить товар: указать адрес ближайшего магазина, предоставить форму заказа для заполнения, предложить нажать кнопку «купить» на сайте...

Для каждого уровня продаж можно использовать свой комплекс аргументов, но для достижения результата и психологического воздействия на покупателя они должны преподноситься в выше перечисленной последовательности.


Сферы применения методики AIDA

На практике схема AIDA используется на этапе прямых продаж или в рекламе. Ее могут применять:

  • Продавцы в розничной торговле при живом общении с покупателем.
  • Торговые представители с целью заключения поставок в точки продаж.
  • Менеджеры call-центров.
  • В сетевом маркетинге (на презентациях).
  • Копирайтеры для создания продающих текстов.
  • Режиссеры и сценаристы рекламных роликов.

Применение формулы AIDA не ограничено. Практикуется для рекламных компаний, в журнале для коммерческих страниц, ТВ, радио, email-рассылки, оплаты за клик или landing page.

https://cutt.ly/b5smwAR

Комментариев нет:

Отправить комментарий