четверг, 10 декабря 2015 г.

О методах организации управления



Страхова О.П.

1. Организационные механизмы в управлении

Сложившийся в нашей стране методический аппарат решения организационных проблем управления соответствовал тоталитарной системе с централизованно-плановым руководством экономикой. В течение длительного времени преобладающее значение в методологии организации управления имели эмпирические методы, Наиболее успешно использовались методы стандартизации и типизации: типовые организационные структуры управления, типовые штаты управленческих работников, стандарт управления предприятием и т. д. и т. п. Несмотря на то, что типовые положения разрабатывались на основе изучения передового опыта и экспериментальной апробации, они не могли учесть всего многообразия особенностей предприятий и характера их функционирования даже в условиях плановой экономики.
В конце 60-х и в 70-е годы попытки реформирования форм, статуса, условий планирования и функционирования предприятий сопровождались разработкой организационных и экономических механизмов управления ими.
В экономической теории понятие "механизм" используется в сочетании со словами "экономический", "хозяйственный", "организационный" и др. При этом эти понятия ассоциируются с управлением.
Слово "механизм" в прямом смысле применяется в техническом значении, толкование его связано с внутренним устройством машины.
В переносном значении это слово трактуется как "система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности. Государственный механизм"1.
Понятие "механизм" сочетается с эпитетом "механический". Последнее означает "сознательно не регулируемый"2, Следовательно, при использовании понятия "механизм" предполагается создание такой системы (экономической, хозяйственной, организационной), которая обеспечивает постоянное управляющее воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности.
Из практики отечественных предприятий можно привести много примеров создания и использования механизмов управления. Наиболее ярким из них является Щекинский эксперимент. представлявший систему экономических и организационных мер, направленных на обеспечение высоких показателей производительности труда. Важнейшей мерой при этом было предоставление прав предприятию самостоятельно устанавливать задания по росту производительности труда при условии сохранения базового фонда заработной платы. Заработная плата высвобожденных работников оставалась в распоряжении предприятия и могла использоваться на повышение оплаты труда работникам при условии расширения зон обслуживания, совмещения профессий и др., повышающих интенсивность труда.
Эксперимент дал прекрасные результаты, особенно на предприятиях, где имелись большие резервы роста производительности труда и где существовала возможность трудоустройства высвобождаемых работников.
Однако, как система Щекинский эксперимент оказался несовместимым с принципами социалистической экономики. в результате его проведения заработная плата работников одной квалификации на разных предприятиях все более и более различалась, так же как и возможности решения проблем социальной инфраструктуры.
Другой пример можно привести из действующей практики государственного регулирования. Так, установление таможенных ограничений, льгот, тарифов позволяет регулировать либо развитие производств каких-то продуктов в России, либо подавление их за счет импорта этих продуктов из зарубежных стран.
Организационный механизм представляет систему методов, способов и приемов формирования и регулирования отношений объектов с внутренней и внешней средой.
Понятие организационных механизмов связывается с объективностью действия тектологических и экономических законов, закономерностей и принципов, составляющих их основу и сущность и являющихся средством обеспечения необходимых результатов. Особенности организационных механизмов определяются характером действий по организации управления. Последние представляют собой:
  • действия по образованию, созданию, формированию целого, как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих частей, объединение которых обусловлено целями строения целого - управляющей системы (УС);
  • действия по формированию, созданию элементов (частей) целого, как подсистем УС;
  • действия по обеспечению внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей управляющей системы;
  • действия по приведению в соответствие УС и ее элементов со стратегической миссией, целями и характером объекта управления;
  • действия по адаптации СУ к внешней среде.
Таким образом, действия по организации управления можно представить как формирующие, упорядочивающие и регулирующие. Именно характер действий определяет те методические подходы, методы и приемы, которые являются инструментами организационных механизмов. Это прежде всего методы разделения (расчленения) целого на элементы и методы соединения (сочетания, комбинирования), объединения. Первые широко представлены в организационных механизмах графическими методами, методами структуризации, эвристическими методами, способами оптимизации, матрицами взаимосвязей и зависимостей и др., вторые - сетевым методом планирования и управления, функционально-стоимостным анализом, методами оптимизации решений, графическими и эвристическими методами и т. п.
Итак, универсальными слагаемыми организационных механизмов являются методы и способы соединения и разъединения элементов системы и сочетания их с другими системами. При этом результативность этих действий может быть различной. Она зависит от свойств элементов: активностей и сопротивлений, которые отражают их отношения (их реакцию на соединение и разъединение).

2. Составляющие подбора элементов

А.А. Богданов, рассматривая сущность и содержание организационных механизмов, выделил в них три части: объект подбора, факторы подбора и базис подбора. при этом объект представляет собой то, что подвергается подбору, т. е. то, что формируется путем подбора3. В качестве объекта и ее подразделения (составляющие); управляющая система предприятия и ее элементы.
Управляющая система как объект подбора имеет специфические особенности, которые должны учитываться при разработке механизма ее формирования. Первая особенность состоит в том, что УС является субъектом управления конкретного предприятия, функционирующего в определенных условиях. Вторая особенность заключается в характере деятельности УС предприятия. Ее действия направлены как на выработку целей функционирования предприятия, так и на организацию их реализации, контроль. мотивацию деятельности коллектива работников, а также на регулирование взаимодействия предприятия с объектами внешней среды. Третья особенность УС предприятия связана с ее многомерностью, необходимостью формирования поэлементного и структурного составов систем, а также проектирования процессов управления по направлениям и сферам деятельности.
Факторы подбора представляют собой то, что воздействует на объект, сохраняя или разрушая его. Особенности управляющей системы как "объекта подбора" определяют и факторы, которые необходимо учитывать при осуществлении действий по соединению или разъединению ее элементов. Они могут быть внутрисистемными и внесистемными. Внутрисистемные факторы определяются особенностями объекта подбора. Например, для управляющей системы такими факторами являются состав УС и требования, предъявляемые элементами системы друг к другу. Так, используемые технические средства управления требуют и соответствующих знаний и умений кадров. Функциональный состав подразделений УС требует соответствующего профессионального и квалификационного состава управленческих работников, соотношений руководящих работников и исполнителей и др.
Внесистемные факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы определяются особенностями того предприятия, для которого формируется управляющая система. Это, прежде всего, характер организационно-правовой формы предприятия, характер корпоративной схемы (наличие холдинга, дочерних предприятий, посреднических фирм и др.), уровень внутренней кооперации, комбинирования и специализации производственных подразделений, состав и характер внутренней инфраструктуры и т. д.
Внешние факторы отражают области соприкосновения, взаимодействия объекта подбора с другими системами. Эти факторы представляют собой возможные воздействия на объект подбора всех сегментов внешней среды: производственного, научно-технического, коммерческого, потребительского, ресурсного, финансового, трудового, сырьевого, топливно-энергетического, инфраструктурного. Особое значение в условиях рыночной экономики имеют факторы государственного воздействия: система налогообложения, таможенная политика, ценовая и др.
Третья составляющая организационных механизмов: базис подбора - это, по определению Богданова А. А., та сторона объекта, от которой зависит его сохранение или устранение, т. е. это то, что определяет возможность дееспособности системы в конкретных условиях. В понятие базиса входят, прежде всего, характер экономических отношений в стране, уровень технического развития производства в данной и других отраслях промышленности, состояния науки в государстве, экономическая политика, проводимая в стране, уровень конкурентоспособности предприятия и т. п.
Все действия по формированию, упорядочению и регулированию объекта должны согласовываться, сочетаться с концептуальной моделью объекта, базисом и факторами подбора. Можно различить три уровня согласования. Основой выделения их служат, по нашему мнению, три принципа сочетаемости: принцип совместимости, принцип соответствия и принцип соотносительности.
Основополагающим является принцип совместимости. Он определяет самое главное - возможность дееспособности системы в существующих условиях. При этом существующие условия определяются базисом подбора.
Дееспособность УС определяется возможностью выполнять главную функцию по постановке и обоснованию стратегической миссии предприятия, ее долгосрочных и краткосрочных целей и задач, а также путей и способов их достижения.
Дееспособность управляющей системы возможна при условии сочетаемости ее с характером экономики и уровнем развития экономических отношений в стране, с правовым и организационным статусом предприятий, при обеспечении возможности системы предвидеть и предварять, воспринимать и реагировать на воздействия внутренней и внешней среды, а также при соответствии УС достижениям техники, организации и социологии в области управления.
Примеров несовместимости УС с объектами управления, государственным управлением много. Так, уже с первых лет перестройки несовместимость систем управления с экономической политикой государства являлась серьезной причиной подрыва дееспособности предприятий. Переход экономики страны к рыночным отношениям поставил предприятия в сложные условия. Руководители и работники служб управления предприятий не владели в то время методологией маркетинга, стратегического управления, предпринимательства и финансового кредитования, методами управления акционерным капиталом и другими инструментами. Организационные структуры управления соответствовали системе централизованного планового управления экономикой.
Монетаристская система управления не сочетается с кризисным положением предприятия. В условиях огромной бюджетной задолженности (в 1997 году - 400 млрд. руб. в новом исчислении перед бюджетами всех уровней) и не менее существенной кредиторской задолженности4 предприятия пытаются найти выходы из создавшегося положения путем формирования посреднических организаций по закупке материалов и реализации готовой продукции, введением сложных корпоративных схем с использованием "налоговых гаваней", оффшорных зон и пр. Это по существу попытки вывода части прибыли из-под налогового бремени. Однако эти действия распыляют средства предприятия, не способствуют их развитию, не решают вопросов повышения конкурентоспособного статуса предприятий и их продукции. Одновременно такие действия не пополняют доходную часть бюджета государства.
В табл. 1 приведен примерный перечень характеристик, которые могут использоваться для установления совместимости управляющей системы предприятия с внутренними и внешними условиями функционирования.

Таблица 1 
Совместимость УС предприятия с внутренними и внешними условиями

Объект совместимости
Перечень характеристик, используемых для установления совместимости
Государство
  1. Экономическая система государства.
  2. Характеристика экономических отношений.
  3. Система государственного регулирования.
  4. Степень свободы предприятия в управлении сферами деятельности.
Внешняя среда
  • Состояние рынков (наполненность, стабильность).
  • Характер конкуренции на рынках и конкурентоспособности, статус предприятия.
  • Степень доступности предметов материальнотехнического обеспечения.
  • Степень стабильности условий материально-технического снабжения в настоящее время и в перспективе.
  • Факторы и средства обеспечения научно-технического развития предприятия.
  • Состояние рынков трудовых ресурсов.
  • Возможности обеспечения повышения квалификации персонала.
  • Объект управления (предприятия)
  • Организационно-правовая форма, статус предприятия.
  • Сферы деятельности.
  • Производственный и региональный состав предприятия.
  • Динамизм развития.
  • Тип предприятия.
  • Концептуальная модель системы управления
  • Соответствие состава и характера СУ и ее элементов концептуальной модели системы управления.
  • Взаимосвязи и взаимодействия элементов системы управления.

  • Принцип соответствия определяет как бы степень дееспособности УС, ее результативность. Если на первом этапе формирования управляющей системы с позиций принципа совместимости устанавливаются схемы корпоративного управления, вид организационной структуры управления (ОСУ), обосновываются уровни управления, состав служб в ОСУ, то на втором этапе с позиций принципа соответствия детализируются задачи формирования, обосновываются составы органов (комитеты, комиссии) стратегического управления, служб функционального управления, схем управления производственными отделениями. Для установления степени соответствия целесообразно использовать параметры факторов внутренней и внешней среды, внутрисистемных и внесистемных.
    Третий принцип формирования управления - принцип соотносительности позволяет установить необходимые количественные значения параметров управляющей системы. Например, такие параметры, как: численность, профессиональный и квалификационный состав работников структурных подразделений, нормы управляемости, количество необходимых средств оргтехники и вычислительной техники по видам и подразделениям, контингенты подготовки кадров и повышения квалификации. На рис. 1 приведена схема подбора элементов системы.
    Устойчивость результатов подбора и продолжительность дееспособности сформированной УС зависит от периодов развития и характера изменения среды. Среда может изменяться путем медленного или быстрого эволюционного развития (общественных отношений экономики, темпов технического развития) или путем революционных преобразований. При этом, чем консервативнее внесистемная и внутрисистемная обстановка, тем длительнее действенность подбора и тем более завершенным получается соответствие вырабатываемых форм с этой обстановкой. И что важно отметить: высшая степень соответствия данной среде означает несоответствие всякой другой среде.
    Эти выводы подтверждает опыт организации управления отечественных предприятия. Системы управления предприятий формировались до 1965 года в строгом соответствии с командно-административной системой управления государством. Экономические реформы по переводу предприятий на принципы самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления, на новые условия планирования и стимулирования по показателям прироста объема реализации продукции и рентабельности дали хорошие результаты, однако принцип самоуправления предприятий противоречил государственной системе централизованного управления экономикой. Экономическая реформа 1965 года не соответствовала существующей среде.

    3. Структурирование как основа организационных механизмов

    Принципы подбора элементов систем определяют и методы организационных механизмов. Необходимость обеспечения совместимости, соответствия и соотносительности требует на каждом этапе формирования систем расчленения ее на элементы, а элементов на части таким образом, чтобы обнаружить сочетаемость или несочетаемость с базисом, внутрисистемными и внешними факторами.
    Это обстоятельство определяет широкое использование в методологии формирования нового объекта методов структуризации, декомпозиции, десегрегирования. Методы структуризации являются составляющими инструментами организационных моделей. В табл. 2 приведены составляющие методических подходов, результаты структуризации, широко используемых в теории и практике организации управления.




    Таблица 2 
    Методические подходы к структурированию элементов систем управления

    Предмет
    Способы,
    Элементы модели
    Результат композиии
    Модели и методы
    структуризации
    приемы

    подбора частей


    структуризации




    (разъединения)



    1
    2
    3
    4
    5
    1. Генеральная
    Дерево целей
    Цели, подцели, задачи
    1. Организационная струк-
    Структурирование
    цель фирмы


    тура управления
    дерево целей



    2. Направления деятельности

    2. Основной
    Декомпозиция
    Направление деятель-
    Производственная структура
    Моделирование
    род деятель-
    деятельности
    ности, сферы деятель-
    предприятия
    объекта
    ности пред-

    ности, промежуточный

    управления
    приятия

    и конечный результаты




    деятельности


    3. Функции
    Функциональная
    Функции, работы,
    1. Распределение задач, функ-
    Функциональная
    управления
    матрица
    операции
    ций, работ между подразделе-
    матрица



    ниями организационной струк-




    туры и сотрудниками




    2. Характер действия руково-




    дителей, сотрудников по




    функциям и работам

    4. Проблема
    Дерево
    Проблема, подпроблемы,
    1. Программа решения
    Дерево проблемы,

    проблемы
    мероприятия, ресурсы
    проблемы
    экспертный метод,



    2. Целереализующий комплекс
    экономико-математи-



    3. Технология выполнения работ
    ческое моделирование



    4. Затраты и их распределение




    по организациям целереализую-




    щего комплекса

    5. Конкуренто-
    Расчленение на
    1. Физико-химические,
    1. Оценка конкурентоспособ-
    Методы оценки конку-
    способность
    составляющие
    механические, эстетичес-
    ности по качеству, затратам и
    рентоспособности и
    продукта
    конкурентоспо-
    кие, социальные и эколо-
    послепродажному обслуживанию.
    поиска путей решения.
    (оценка)
    собности
    гические показатели
    2. Разработка мероприятий



    качества.
    по обеспечению конкуренто-



    2. Затраты.
    способности продукта.



    3. Показатели соотноси-




    тельности с качеством




    лучших отечественных и




    зарубежных образцов.


    6. Конкуренто-
    1. Функциональ-
    1. Основные, вспомога-
    1. Задания на обеспечение
    1. Функционально-
    способность
    но-стоимостная
    тельные, полезные, бес-
    конкурентоспособного уровня.
    стоимостная модель.
    (организация
    модель.
    полезные, вредные функ-
    2. Уровень затрат.
    2. Эвристические
    работ по
    2. Методы гене-
    ции объекта.
    3. Методы и приемы организа-
    методы.
    обеспечению).
    рирования идей.
    2. Затраты на функции.
    ции работ по разработке,
    3. Экономико-матема-

    3. Морфологи-
    3. Затраты на технологи-
    оценке вариантов решения и
    тическое моделирова-

    ческие таблицы.
    ческие операции.
    выбора наилучшего варианта.
    ние.

    4. Экспертный
    4. Задание на проектиро-



    метод.
    вание: уровень функций,



    5. Метод оценки
    затраты, эффект.



    эффективности




    инвестиций.



    7. Комплексная
    1. Сетевой метод
    1. Работы, события, пути,
    1. Технология выполнения, ход
    1. Расчленение комп-
    управленческая
    планирования и
    критический путь.
    выполнения работ. Критичес-
    лексной работы. Сете-
    работа.
    управления.

    кие работы, сроки выполне-
    вой график. Методы



    ния работ.
    оптимизации сетевого




    графика.

    2. Нормаль.
    2. Работы, процедуры, ис-
    2. Регламент выполнения
    2. Расчленение работ и


    полнители, пользователи,
    работы.
    композиция во време-


    документопотоки, сроки.

    ни. ЛИС.

    3. Оперограмма.
    3. Работы, исполнители,
    3. Процедуры выполнения
    3. Графические мето-


    маршрут движения.
    работ (документов).
    ды.






    4. Ониграмма.
    4. Работы, исполнители,
    4. Процедуры выполнения
    4. Графические мето-


    маршрут движения, ха-
    работ (документов).
    ды.


    рактер участия в работе.



    5. Документо-
    5. Маршрут движения,
    5. Процедуры выполнения
    5. Графические мето-

    грамма.
    документы при разработ-
    работ (документов).
    ды.


    ке, характер участия.


    8. Решение.
    Дерево решений.
    1. Факторы регулярного
    Модель дерева решений.
    Дерево решений.

    Сценарии.
    действия.
    Варианты решений.
    Модели оценки рисков

    Морфологичес-
    2. Проблемно-ориентиро-
    Оптимальный вариант решения.
    и степени неопреде-

    кие таблицы.
    ванные факторы.
    Условия реализации оптималь-
    ленности.

    Функционально-
    3. Факторы, подлежащие
    ного решения.
    Модель выбора опти-

    стоимостная
    наблюдению.

    мального варианта.

    модель.
    4. Степень неопределен-



    Графические
    ности действия факторов.



    методы.
    5. Количественная оценка




    воздействия факторов.




    6. Оценка рисков.


    Любая
    Органиграмма.
    1. Операции действия.
    Технология работ:
    Графические методы.
    многоопе-
    Оперограмма.
    2. Способ выполнения.
    1. Графики.

    рационная
    График Ганта.
    3. Последовательность
    2. Задания исполнителям.

    работа

    выполнения.
    3. Технические средства.



    4. Исполнители.
    4. Программы для компьютерных



    5. Результат.
    технологий.



    6. Операции действия.



    Сетевой график.
    Факторы регулярного




    действия.



    4. Особенности методических подходов решения организационных проблем

    Усложнение объектов управления, их связей и взаимодействий с объектами внешней среды потребовали использования таких методических подходов решения организационных вопросов, которые основываясь на методах расчленения проблем на элементы, включают в свой состав целый арсенал способов и приемов.

    Так, программно-целевой метод охватывает следующие способы и приемы:
    1. Структурирование проблемы на подпроблемы и мероприятия в такой степени, которая позволяет раскрыть проблему. Выделение в ней подпроблем позволяет определить состав целереализующего комплекса.
    2. Расчленение проблемы на задачи и мероприятия, что позволяет разработать программу решения проблемы.
    3. Оценку приоритетности и последовательности выполнения мероприятий, что используется для разработки технологии выполнения работ по всей программе в виде сетевого графика, а также распределения ресурсов (инвестиций, материальных, трудовых) между организациями целереализующего комплекса.
    4. Механизм управления выполнением комплексной программы решения проблемы, куда включаются методы оптимизации сроков выполнения работ, использования ресурсов, методы стимулирования и система санкций.
    5. Организационную систему управления решением проблем в целом. На каждом этапе решения проблемы с помощью программно-целевой методологии широко используются эмпирические методы, методы экономико-математического моделирования, сетевые методы планирования и управления, регрессионного анализа, финансового анализа и инвестиционного проектирования.

    Большой интерес в части решения комплексных проблем организации представляет функционально-стоимостной анализ (ФСА). Методология ФСА в сочетании с методами оценки конкурентоспособности продукции может быть использована для организации и управления работами по достижению конкурентоспособного статуса предприятия. Следует отметить, что и в этой методологии большое место занимает расчленение целого на элементы с последующим подбором таких частей, которые бы позволяли создать целое (продукт, объект, систему управления), совершенное по качеству и экономическим параметрам.
    С использованием методического аппарата ФСА может решаться широкий круг сложных задач, связанных с разработкой более совершенной технологии, обеспечивающей высокое качество и низкие затраты, с проектированием систем управления, организационных структур.
    Следует отметить, что в методологии ФСА используются такие экономические категории, как качество, стоимость, потребительная стоимость, уровень потребительной стоимости и цены. ФСА основан на исследовании зависимостей: стоимости объекта от его качества, потребительной стоимости от качества и, наконец, уровня потребительной стоимости от качества объекта. При этом под уровнем потребительной стоимости понимается количество объекта (продукции) определенного качества, которое необходимо для удовлетворения потребности. Чем выше качество продукции, тем меньше ее требуется для удовлетворения определенной потребности. Предположим, что срок службы автомобиля 15 лет. Если для комплектации его используется пластмассовая деталь, механическая прочность которой определяет срок ее службы в 5 лет, то на весь срок эксплуатации автомобиля потребуется три таких детали. Соответственно, при сроки службы детали 15 лет - всего одна деталь. Следовательно, при данном качестве детали уровень потребительной стоимости ее может различаться в три раза. Однако, если деталь выпускается со сроком службы - 17 лет, уровень потребительной стоимости не изменится, он останется тем же, что и при сроке службы - 15 лет. Исследование зависимости стоимости объекта от уровня потребительной стоимости позволяет разработать вариант объекта с оптимальными с точки зрения производителя и потребителя качественными показателями. Выполнение такой задачи осуществляется с помощью ФСА.



    На рис. 2 представлены этапы решения проблемы достижения конкурентоспособности продукции с помощью ФСА.

    Подготовительный этап

    Задача: Выбор объектов ФСА
    Методы:

    1. Оценка конкурентоспособности объекта.
    2. Структура жизненного цикла объекта и технологии его изготовления.
    3. Предельные затраты.
    4. Оценка значимости объекта для предприятия-изготовителя.
    II. Информационный этап

    Задача: получение информации от потребителей
    1. о требуемом качестве,
    2. по средствам и условиям транспортировки,
    3. о послепродажном обслуживании,
    4. о цене.
    Методы: Анкетирование.
    III. Аналитический этап

    Задача: Определение задач для разработки вариантов совершенствования объекта.
    Методы:

    1. Группировка функций:
      • основные - дополнительные
      • внутренние - внешние
      • полезные - бесполезные - вредные
    1. Построение структурно-функциональной модели объекта.
    2. Пооперационный анализ формирования функций.
    3. Построение функционально-стоимостной модели объекта (определение затрат на каждую функцию).
    IV. Творческий этап

    Задача: Разработка вариантов решения задачи по созданию конкурентоспособного объекта.
    Методы:

    1. Генерации идей.
    2. Экспертный метод.
    3. Метод разработки сценариев.
    4. Метод морфологических таблиц.
    5. Метод АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач)
    6. Методы инженерного проектирования.
    7. Синектика и др.
    V. Исследовательский этап

    Задача: Предварительная оценка вариантов и отбор наиболее рациональных.
    Методы:

    1. Оценка вариантов с позиций реализации функций, новизны, полезности и возможности реализации технических идей.
    2. Метод "Дельфи".
    VI. Рекомендательный этап

    Задача: Выбор наилучшего варианта.
    Методы:

    1. Расчеты цен.
    2. Оценка эффективности инвестиций.
    3. Определение срока окупаемости.
    4. Повышение уровня конкурентоспособности.
    VII. Внедренческий этап

    Задача: Реализация выбранного варианта.
    Метод: Сетевые методы планирования и управления.



    Рисунок 2. Этапы проведения функционально-стоимостного анализа

    Как видно из рис. 2, ФСА представляет собой комплекс взаимосвязанных методов и приемов организации и выполнения сложной работы по исследованию, проектированию и внедрению результатов. Функционально-стоимостной анализ, как и другие комплексные методы, предполагает поэтапное решение проблем с применением на каждом этапе определенного набора методических инструментов: эмпирических, эвристических, сравнительных, экономико-статистических, графических, морфологических, экономико-математических методов.
    В основу ФСА положены два подхода: системный и ситуационный, основанные на принципах решения проблем от целого к частному и от частного к целому.
    В условиях расширения профилей компаний, усиления процессов диверсификации, глобализации рынков, нарастания нестабильности внешней среды, непредсказуемости событий, хаотичности развития. Особое значение приобретает необходимость разработки и применения таких моделей, которые бы позволяли на основе сопоставления основных факторов внешней среды и внутренних факторов определять стратегию поведения фирмы как в отношении определенных сфер деятельности предприятия, так и в отношении производства отдельных видов продукции. Например, наращивать объем определенной сферы деятельности путем инвестирования. сохранять занимаемые позиции, постепенно свертывать производство и т. д.
    Проведение таких исследований очень важно для формирования структуры производственной и инновационной деятельности фирм, для разработки стратегических направлений работ, маркетинговой, финансовой, научно-технической и других служб компании. К моделям, позволяющим проводить подобные исследования, относятся матрица возможности по товарным рынкам, модель ВСG, модель Schell/DPM, матрица GE/Mc Kinsey, модель Портера. Сущность, приемы и способы этих инструментов очень содержательно рассмотрены в статьях В. С. Ефремова, опубликованных в номерах этого журнала.
    Усложнение организационных проблем и методов их решения требует высокой квалификации работников и обеспечения полным набором технических средств. Квалификация работника и обеспечения полным набором технических средств. Квалификация работника и обеспечение техникой управления являются важнейшими факторами как совершенствования методологии организационных механизмов, так и их использования.

    понедельник, 7 декабря 2015 г.

    AIDA Framework in Marketing

    Slide29s


    AIDA is a marketing concept and acronym used to describe the process that a potential consumer steps through, from first becoming aware of a product to ultimately buying and using it. The four key steps of that process are commonly described as Awareness, Interest, Desire, and Action, hence the acronym AIDA. But the graph below also shows that a number of variations and other acronyms can also be used (some in three, four or five step increments).

    AIDA is graphically best depicted as a funnel, because the fundamental idea is that as potential consumers step through the different phases, their numbers decrease. Millions of consumers may be aware of a product, a smaller number may be interested in this product or at least this category, an even smaller number may be actively looking to buy it, and an even smaller number may have gone through with the purchase.
    The AIDA concept is very useful in marketing and market research, because it allows marketers to identify key gaps and orient their messages and marketing campaign. A comparison of different products may show that they have similar levels of awareness, interest and desire, but that one of the products has a large drop off in the last stage of the process. This would lead the marketer in charge to design a sales and marketing campaign oriented towards “Action” (i.e. how can we encourage trial, how can we get people in the stores, etc.). For a different product, Awareness may be more the issue, and therefore the messaging and structure of a marketing campaign may look quite different.
    The AIDA concept has been around for a long time. Some newer studies and literature (link) have actually found that it may be a bit too simplistic and linear, and that in today’s world, where consumers have a lot more information on their finger tips and may be influences by social networks, online reviews and a host of other factors, the purchasing process may be much more complex and circular than the simple AIDA funnel suggests.

    Проведение стратегического анализа бизнеса (SBA)



    Любая компания, осознавая и принимая преимущества, которые несут преобразования ее производственных мощностей по бережливой методике, должна также осознавать необходимость фундаментальных изменений процессов ее основных видов деятельности, обусловленных все той же философией бережливого производства. Достижение успеха посредством осуществления бережливых методов на производстве инициирует трансформацию всей компании. И поэтому оно не должно происходить в виде краткосрочного проекта с определенными начальной и конечной датами. Реализация бережливого производства обуславливает постоянное развитие компании, основанное на процессе непрерывного улучшения.

    Методы, используемые для преобразования производства в бережливое, просты и понятны; реализация этого мероприятия улучшит показатели компании практически сразу. Эти методы представляют собой основные математические уравнения, рассчитывающие идеальную модель производства и оптимальные уровни запасов. По мере достижения начальных целей реализации бережливого производства произошедшие изменения должны стать катализатором непрерывного процесса улучшений в рамках всей компании. Упомянутые идеальные модели часто противоречат существующей системе производства, политике компании и устоявшимся функциональным процедурам.

    Внедрение бережливых методов — это не только и не столько вопрос теоретических дискуссий. Принимая во внимание эффект домино, происходящий в масштабах всей компании, изменение производственной системы не должно осуществляться в неполном объеме. Успешное функционирование бережливых методов требует реорганизации культуры производства всей компании. Довольно рискованно просто посетить семинар, вернуться и начать преобразование предприятия. Хорошие менеджеры должны повысить свой профессиональный уровень принятия решений, прежде чем приступать ко всему объему изменений, необходимых для реализации бережливого производства. Вложение времени и энергии в разработку стратегического анализа бизнеса (Strategic Business Analysis, SBA) является неплохим началом принятия решения о создании бережливого производства на вашем предприятии.
    Цель выполнения SBA — определение потенциальных финансовых преимуществ преобразования организации. SBA также должен установить потенциальные организационные и культурные вызовы (это может быть необходимым) и продемонстрировать прибыль на инвестированный капитал (Return on Investment, ROI) в реальных деньгах для бережливого производителя. Для оправдания затрат каждая инициатива по улучшению должна предполагать значительную ROI времени, людских ресурсов и денежных средств, которые должны быть потрачены для проведения преобразований.

    Оправдание затрат на проект бережливого производства должно быть таким же, как обоснование любого другого проекта, предполагающего принятие решения на основе взвешивания рисков и выгод. Предполагаемая ROI должна превышать затраты рабочего времени членами команды, участвующими в реализации проекта, а также любые издержки, которые могут понести сторонние консалтинговые компании. Прибыли должны также компенсировать затраты на ожидаемую перестройку предприятия и переучивание персонала, а также на стеллажи новых модификаций, производственную оснастку, контейнеры для перемещения комплектующих и полуфабрикатов и специальные таблички-сигналы для ввода системы канбан. Должен быть проведен исчерпывающий анализ потенциального влияния на организацию. Получение максимальной прибыли от любой системы возможно лишь при реализации всех ее компонентов. Компромиссы снижают потенциальные выгоды. Помните, что достигнутый уровень усовершенствования будет зависеть от степени компромисса между существующей системой управления предприятием и требованиями бережливого производства.

    Если ROI не может быть определена в денежном выражении, основанием для внедрения бережливого производства должны стать качественные выгоды. Некоторые из них состоят в меньшей, чем у конкурентов, величине времени отклика на потребности клиентов, что способствует увеличению доли рынка компании, уменьшению количества претензий к качеству продукции, а также потенциальному сокращению количества рабочих смен, времени управления и снижению уровня накладных расходов. Все это является результатом повышения производительности. Среди наиболее существенных преимуществ — фактор управления посредством визуального контроля, простота наблюдения за производством, помощь при возникновении проблем со стороны самообразующихся рабочих команд, избавление от полученных по наследству сложных и дорогостоящих в эксплуатации промышленных комплексов, реализация принципов 5S (основы для непрерывного процесса улучшения — кайдзен), усиление трудовой дисциплины, повышение качества жизни, связанного с внедрением более высокой культуры производства, и удовлетворение от выполняемой работы.

    Каждая компания должна определиться, оправдывают ли затраты те усилия, которые нужно приложить для внедрения бережливого производства. Работая совместно со специалистом в данной области, руководитель проекта, проведший SBA, обязан приложить максимум усилий для просчета вышеупомянутых выгод с той целью, чтобы производитель мог качественно сопоставить ожидаемые преимущества с необходимыми затратами на преобразование производства по бережливым методам.
    Даже несмотря на то что сторонний бережливый специалист и руководитель проекта со стороны компании могут обладать энтузиазмом и энергией для полного внедрения бережливой философии на предприятии, следует сопротивляться искушению преувеличить потенциальные преимущества преобразования с целью подтверждения успешности такого проекта. Если SBA используется только в качестве рычага для начала долго предвкушаемого проекта или для осуществления каких-то других намерений, а результаты, в конце концов, не будут соответствовать заявленным, проект, естественно, будет рассматриваться как неуспешный. Предполагаемые выгоды, обозначенные в SBA, всегда будут служить базисом для окончательной оценки исполнения бережливого производства. Если намеченные выгоды превосходят то, что внедрение бережливой философии в состоянии реально принести, SBA становится протоколом успеха или провала. В большинстве компаний последствия провала проекта означают невозможность его повторного запуска когда бы тони было в будущем.

    Искусственное раздувание преимуществ и выгод — весьма плохая услуга компании; она может стоить карьеры стороннему специалисту по бережливому производству и руководителю проекта в самой компании. Лучше сделать сдержанную оценку выгод и после превзойти ее, чем переоценить выгоды и не достичь их. Однако в большинстве случаев реализация бережливого производства приносит преимущества, объем которых превышает ожидания компании, делая, таким образом, ненужным их преувеличение.

    Строгое следование методам бережливого производства принесет максимальные преимущества предприятию. Однако в реальности подобные преобразования всегда связаны с определенными компромиссами. Спорный компромисс зачастую может негативно повлиять на получение намеченных выгод. По завершении проекта производители проявляют склонность забывать о компромиссах, на которые они пошли «в пылу битвы». Руководитель проекта и специалист по бережливому производству несут ответственность за разъяснение и обучение, а также за согласование разногласий и документальную фиксацию воздействия любых компромиссов на упомянутые в SBA прогнозируемые преимущества.

    Требования к объемам ресурсов, необходимым для проведения SBA, различаются. В зависимости от размера предприятия проведение SBA может нуждаться в работе одного или двух человек на срок свыше нескольких дней. Данный анализ не следует проводить в спешке, его сущность подразумевает сбор как качественной, так и количественной информации о компании. Такая информация собирается посредством опроса лиц, обладающих самым лучшим и полным знанием о тех сферах деятельности, в которых будет производиться оценка будущих выгод. В дополнение к количественной информации, используемой для проведения SBA, также следует собрать некоторый объем субъективной информации о производстве и организации в целом. Например, в чем заключаются текущие политические вопросы организации, сущность борьбы за влияние, какова степень приверженности проекту, желание и готовность проводить изменения, и кто в действительности является лидером перемен.

    Для достижения оптимальных результатов реализации бережливого производства необходимы максимальные усилия со стороны менеджера и организатора проекта; они всегда несут ответственность за успех или провал данного проекта. К проведению SBA следует подходить с должным вниманием и тщательностью. Для выполнения проекта крайне важно обладать мотивацией, преданностью делу и заинтересованностью в нем.

    Часто желание перемен в организации отстаивается одним или несколькими заинтересованными сотрудниками. Независимо от их положения в иерархии компании успешная реализация проекта требует вклада и скоординированности всей организации. Цели осуществления бережливого производства могут быть труднодостижимыми, если сама организация не подготовлена к необходимым переменам. Сопротивление переменам, вероятнее всего, будет проявляться в «подрывной» деятельности, утаивании информации, недостатке согласованности и даже в неприкрытой враждебности.

    Оценочный лист SBA

    Готовность, воля и способность к переменам

    Оценка готовности, воли и способности к переменам не препятствует реализации внедрения бережливой философии. Сопротивление переменам присутствует в большинстве передовых организаций. Следует определить, удовлетворяет ли людей статус-кво как индикатор их готовности поддержать рекомендуемые изменения, а также оценить понимание работниками значительных усилий, которые потребуются для проведения этих изменений.

    Если оценка готовности определяет низкую степень способности поддержать перемены, могут потребоваться дополнительные усилия по обучению и тренингу. Добавочное время, необходимое для этого, может превысить лимит времени, отведенного на осуществление проекта. Соответственно, компании с передовой производственной культурой, знакомой с проведением перемен, может потребоваться меньше времени на переобучение, что ускорит процесс реализации бережливого производства.

    К сожалению, готовность, воля и способность к переменам являются очень субъективными оценочными показателями. Ответная реакция не может быть получена под давлением. Трудности при выяснении этой неосязаемой информации не могут служить оправданием для неудачных попыток ее получить. Ответственность за точную оценку готовности лежит на профессионализме конкретного менеджера проекта, так как он собирает информацию посредством проведения собеседований и опросов.
    Применение следующих обобщенных методик часто помогает обнаружению «подводных камней» в компании.
    • Разъясните, чем, по вашему представлению, будет отличаться ваша повседневная работа в случае успешного завершения проекта.
    • Объясните, почему данный проект имеет для организации первостепенное значение.
    • Что представляют собой некоторые наиболее серьезные вызовы, с которыми сталкиваются участники проекта в своей повседневной работе? Каким образом данный проект связан с этой работой?
    Для выяснения большего количества деталей ниже приведен список вопросов, необходимых для создания бережливого производства, которые помогут в определении готовности, воли и способности производителя к переменам.
    Опрашиваемые сторонним специалистом по бережливому производству и руководителем проекта лица рассматриваются в качестве клиентов.

    Клиент — точный термин для описания взаимоотношений конечного пользователя бережливой производственной системы с вышеназванными специалистами.

    Общая мотивация и стремление

    • Какова мотивация для проведения этого проекта? Обладает ли клиент энтузиазмом или он пассивен?
    • Какова сущность сопротивления проекту? Есть ли отличия в мотивации среди разных групп внутри компании?
    • Каковы, по мнению клиента, возможные выгоды?
    • Кто заинтересован в переменах? Кто против перемен? Кому все равно?
    • Ставит ли проект цели, важные для каждого; какие из них не вызывают энтузиазма?
    • Существуют ли другие проблемы с мотивацией?

    Распределение ресурсов и степень приверженности

    • Какие, по мнению клиента, понадобятся вложения времени, энергии и внутренней поддержки для осуществления проекта?
    • Рассчитывает ли клиент принять участие в работе? Готов ли он внести свою лепту?
    • Требуются ли иные ресурсы (то есть рабочая сила или станки из других отделов и т. п.)? Если да, то были ли они закреплены за проектом?
    • Ясен ли будущий бюджет? Совпадает ли взгляд клиента на соответствующий бюджет со взглядом консультанта?
    • Существуют ли другие вопросы (сомнения), касающиеся ресурсов?

    Климат для проведения перемен

    • Какова сущность давления в проведении перемен в организации клиента? Что является источником давления?
    • Каким образом проект входит в иерархию интересов клиента? Является ли он высокоприоритетным направлением или это выглядит как то, что просто требует обсуждения в организации клиента?
    • Будет ли климат, царящий в организации клиента, способствовать проведению изменений, необходимых проекту?
    • Существуют ли другие вопросы, касающиеся климата компании?

    Гибкость клиента и профессионализм управления переменами

    • Какова способность клиента к реализации новаторских решений? Что показывает последний опыт о возможности клиента проводить требуемые проекту перемены?
    • Обладает ли клиент опытом «из первых рук» или он имеет устаревшие знания о проекте?
    • Существуют ли еще какие-нибудь вопросы, касающиеся профессионализма и знаний?
    • Мнение клиента о руководителе проекта или стороннем специалисте
    • Обладает ли клиент свежим опытом, связанным с другими проектами?
    • Что он думает насчет такого опыта? Что можно взять из предыдущего опыта для более успешного продвижения нынешнего проекта?
    • Какова общая позиция клиента касательно лиц, которые будут работать над ожидаемым проектом?
    • Существуют ли другие вопросы, касающиеся взаимоотношений клиента и команды по управлению проектом?

    Понимание клиентом проекта

    • Четко ли клиент определил для себя ожидаемые результаты? Что будет мерилом успеха?
    • Осознает ли клиент, что проект так или иначе затронет всю организацию?
    • Кто и как собирается использовать результаты? Понимают ли это ключевые игроки?
    • Существуют ли другие вопросы, касающиеся понимания клиентом ситуации?

    Масштаб и темп осуществления проекта

    • Как скоро клиент должен увидеть осязаемые результаты? Каковы эти результаты?
    • Какими, по мнению клиента, должны быть масштаб и темп проекта? Насколько большим должен быть проект?
    • Какому темпу хочет следовать клиент?
    • Существуют ли другие вопросы, касающиеся масштабов и темпа выполнения проекта?

    Другие факторы успеха

    • Существуют ли определенные решения, которые будут неприемлемыми в организации клиента?
    • Имеют ли клиент и консультант взаимопонимание в отношении терминологии, описывающей проект?
    • Существуют ли другие нераскрытые вопросы?

    Историческая перспектива

    • Как возникла текущая потребность в преобразовании? Как давно клиент был осведомлен о такой потребности?
    • Как до текущего момента клиент пытался решить этот вопрос? Что не получалось?
    • Как возникла идея о запуске специального проекта по осуществлению бережливого производства?

    Важные показатели выполнения SBA

    Методы бережливого производства сосредоточены на выпуске продукции за время, наиболее соответствующее фактическому времени обработки данного изделия, значительно уменьшая или устраняя не добавляющее ценности время. Бережливые производители понимают, что ожидаемое потребителем время на изготовление продукта состоит из времени, действительно требующегося на выпуск товара, и времени, не добавляющего никакой ценности готовой продукции. Все дополнительное время, потраченное сверх действительно требующегося для производства изделий, рассматривается как не добавляющее ценности. Следовательно, масштаб возможных улучшений основывается на разнице между ожидаемым потребителем временем и фактически требуемым временем производства. Анализ текущей ситуации является очень эффективным средством определения величины такой разницы.

    Ликвидация этой разницы во времени для большинства компаний зачастую является причиной перехода на бережливые принципы. Преимущество они видят в способности поставлять продукцию потребителям за меньшее время, чем их конкуренты. Сокращение времени производственного цикла позволяет предприятиям выделиться на фоне своих конкурентов и становится важным инструментом продаж на насыщенном рынке (рис. 2.1). Потребители, в свою очередь, ожидают от производителей ускорения процедуры — от размещения заказа до поставки готовой продукции.



    Рис. 2.1. Разница во времени выполнения одного и того же объема работы

    Сокращение времени производственного цикла, которое приближается к действительно необходимому времени выполнения объема работы, становится основой для других преимуществ, к получению которых стремятся производители. Применение инструментов, технологий и методов бережливой философии позволяет реализовать предвидение будущего производства. Получение всех выгод и преимуществ, обоснованных SBA, базируется на сокращении или ликвидации именно времени на выполнение не добавляющей ценности работы в общем ожидаемом потребителем времени выполнения заказа.

    Вышеупомянутая разница во времени также может выражаться в эквиваленте инвестиций в оборотные средства и расходы на запасы. Следовательно, логично предположить, что уменьшение времени производственного цикла должно привести к сокращению объема дополнительных запасов. Сегодня многие компании используют методы производства, противоречащие задаче снижения времени производственного цикла с содержанием минимального объема запасов. В этом случае затраты на сохранение внутренней политики и производственной практики, существующих на предприятии, должны быть обоснованы SBA.

    Ныне используемые производственные модели часто приводят к превышению времени производственного цикла по сравнению с ожиданиями заказчика. Вместо того чтобы изменить саму модель производства, многие предприятия концентрируются на разработке иных методов в попытке удовлетворения ожиданий своих потребителей.

    Например:
    • Попросить потребителя переждать эту разницу во времени между фактическим и предполагаемым временем исполнения заказа. В этом случае производитель рискует потерять бизнес, так как конкуренты могут выполнить заказ клиента быстрее.
    • Поставить потребителю товары из своих запасов готовой продукции (ЗГП). Этот метод хорошо работает, если продукция не требует особой конфигурации или дизайна под заказ. В противном случае прием поставок из ЗГП обойдется дорого, так как потребуется точно прогнозировать спрос. Если продукция, произведенная согласно прогнозу будущего спроса, не продана в течение намеченного периода времени, это приведет к избыточным запасам.
    • Создать запасы незавершенной продукции (ЗНП), состоящие из сборочных узлов, блоков и деталей, которые могут быть быстро собраны за меньшее время производственного цикла.
    Время цикла поставщика диктует количество приобретаемых материалов, которые необходимо хранить в запасах для поддержания желаемой гибкости реакции на спрос. Независимо от принятого способа управления запасами и обработки заказов с ожидаемым временем поставки на общую стратегию запасов будет влиять весь процесс закупок в предшествующих звеньях цепочки поставок. Выбор любой из указанных выше методик требует принятия стратегических решений об инвестициях в запасы. Каков же идеальный объем запасов?

    В общем случае величины запасов определяются прогнозированием количества ЗНП и ЗГП, которые необходимо содержать для обеспечения реакции на заказы потребителей. Так или иначе для заказа материалов у поставщиков должно использоваться прогнозирование, поскольку ни один потребитель не любит тратить время на ожидание в течение как периода поставки, так и производственного цикла собственно предприятия-производителя.

    Уровень запасов может стать чрезвычайно большим и затратным. В возникновении этой проблемы обычно обвиняют неточность прогнозирования спроса. Производственные компании потратили многие годы и миллионы долларов, пытаясь предсказать будущее с помощью сложных систем прогнозирования. Между тем прогнозы никогда не бывают точными. И если они сегодня, в условиях современного развития технологий, являются ошибочными, то нет никаких причин верить в их точность когда-либо в будущем.

    Следующий пример демонстрирует потенциальные финансовые преимущества, которые можно получить применяя методы бережливого производства. Показано, как можно уменьшить размер раздутых запасов. Анализ основывается на информации, полученной непосредственно из собеседования с клиентом.
    • Если компания имеет уровень годовых продаж, равный $ 150 млн, и ее прибыль до налогообложения составляет 20%, то конечная стоимость проданных товаров составит $ 120 млн.
    • Исторически сложившаяся структура распределения стоимости товаров (рис. 2.2):
      • средняя стоимость материалов = 60%;
      • средняя величина накладных расходов = 30%;
      • средние затраты на рабочую силу = 10%.
    • Применение данного исторического соотношения к стоимости проданных товаров, составляющей $ 120 млн, дает следующее годовое распределение затрат:
      • материалы = $ 72 млн;
      • накладные расходы = $ 36 млн;
      • рабочая сила = $ 12 млн (предположим, 400 служащих получают $ 30 тыс. в год).
    • На основании стоимости годовых запасов материалов в $ 72 млн, стоимость дневных запасов составляет $ 197 260 ($ 72 млн./365 дней).
    Для снижения стоимости продукции компании прибегают ко множеству различных тактических приемов. Эти три компонента стоимости продуктов являются общепринятыми целями мер по ее снижению. Применяемые приемы часто провозглашаются как программы или специальные проекты. Программы по приобретению материалов включают в себя закупку более дешевых материалов или получение скидок от поставщиков. Накладные расходы снижаются за счет экономии электроэнергии, закрытия учебных центров, сокращения расходов на закупку нового оборудования, командировочных расходов и т. д. Некоторые компании предпочитают платить своим работникам меньше, уходить в оффшорные зоны или увольнять сотрудников.

    Итоги программ по увеличению производительности

    Общепринятой стратегией снижения стоимости продукции является осуществление программ увеличения производительности. Многие компании начинают подобные агрессивные программы. Обычно не существует каких-либо специальных рекомендаций по их проведению, поэтому отдельные менеджеры производства прибегают к своей собственной изобретательности для достижения целей повышения производительности. 
    Непосредственно на предприятии этот процесс принимает вид увеличения обрабатываемых партий продукции с одновременным уменьшением числа переналадок. Такая стратегия рискует привести к созданию избыточных запасов и нехватке комплектующих по причине того, что приобретенные материалы выталкиваются в производство посредством графика поставки системы MRP. Так или иначе управление запасами — это ответственность отдела снабжения, что создает противоречие с задачей повышения производительности. Нехватка комплектующих и материалов также может быть использована в качестве обычного оправдания невыполнения данной задачи.



    Рис. 2.2. Компоненты стоимости продукции

    По всему предприятию развешиваются плакаты, на собраниях произносятся ободряющие речи, осуществляются рационализаторские программы, устанавливается новый пооперационный конвейер. Вскоре после медленного начала рабочих убеждают, запугивают и заставляют работать интенсивнее. В итоге достигается 15%-ный прирост производительности (оптимистичная оценка).
    Вскоре после этого происходит уменьшение количества рабочей силы на 15% посредством увольнений.

    Экономия, основанная на повышении производительности =
    = $ 1,8 млн = 400 x 15% x $ 30 тыс.

    Каковы издержки компромисса по достижению этих целей? Какое это оказало влияние на уровень запасов? Как повлияло на трудовую дисциплину? Было ли принесено качество в жертву объему выпуска? Как много времени было потрачено на управление наименьшим компонентом структуры стоимости продукции? Действительно ли программы по увеличению производительности — лучшее решение для снижения стоимости продукции?

    Метод бережливого производства утверждает, что есть лучшая альтернатива традиционным драконовским программам снижения стоимости. Какие возможности снижения стоимости появляются при условии, если самый большой компонент структуры стоимости продукции — стоимость запасов — мог бы быть уменьшен?
    В противоположность обычным программам уменьшения запасов, сфокусированных на приобретаемых у поставщика запасах, бережливое производство ставит своими целями снижение уровней ЗГП и ЗНП. Более того, бережливые методы предполагают, что размер запасов материалов останется неизменным или даже увеличится в обмен на скорость реакции на ежедневный потребительский спрос в отношении продукции с различной конфигурацией!

    Следовательно, первое, что необходимо выполнить при проведении SBA, — количественно оценить возможное снижение уровня соответствующих ЗГП и ЗНП для определения разницы между общим временем производственного цикла и фактическим временем выполнения работы в отношении продукции, включенной в сферу бережливого производства. На основании этой информации можно оценить потенциальную возможность снижения уровня запасов.

    Примем как условие, что для одного дня производственного цикла требуется дневная стоимость ЗНП и ЗГП.

    Текущие условия производства
    Время производственного цикла= 30 дней
    Ожидаемое потребителем время производственного цикла= 5 дней
    Число оборотов запасов («от стены до стены», то есть от поступления на склад до выхода готовой продукции)= 6
    (Запасы материалов, в среднем, в стоимости проданной продукции, деленные на величину «замороженных» денег в запасах разного вида)= $ 72 млн / $ 12 млн
    Величина «замороженных» денег в запасах разного вида (без стоимости труда рабочих) представлена по категориям.
    Текущее распределение стоимости приобретенных запасов
    ДниЗначение
    Приобретенные запасы= 30$ 5 917 800($ 197 260 x 30 дней)
    ЗНП= 21$ 4 109 600($ 197 260 x 21 день)
    ЗГП= 10$ 1 972 600($ 197 260 x 10 дней)
    $ 12 000 000величина «замороженных» денег в запасах разного вида

    Используя схему технологического процесса (СТП) и реальный объем работы для каждого процесса, найдем общий объем времени производства продукции. Это время, необходимое для движения изготавливаемой продукции через производственные процессы, представляет собой добавляющее ценность для потребителя время изготовления продукта на бережливой линии. Переведем это время в дни производственного цикла. Вычтем полученную величину из значения текущего ожидаемого потребителем времени производственного цикла. Умножим полученную разницу на однодневную стоимость запасов ($ 197 260).

    После осуществления бережливого производства
    Добавляющее ценность для потребителя время изготовления продукта на бережливой линии= 3 дня
    Время, в течение которого потребитель ожидает поставки продукции= 5 дней
    Представим, что производительность не выросла (непривлекательный, но осторожный подход)1.
    Новое распределение стоимости приобретенных запасов
    после внедрения бережливого производства
    ДниЗначение
    Приобретенные запасы= 30$ 5 917 800Нет в начале2
    ЗНП= 5$ 986 300$ 3 123 300
    ЗГП= 5$ 986 300$ 986 300
    $ 7 890 400$ 7 890 400
    Единовременная экономия запасов при применении бережливых методов производства= $ 4 109 600
    Новая скорость оборота запасов бережливых методов производствавозросла на 33% до значения 9
    Ежегодная экономия (при затратах на ее достижение на уровне 20% от сэкономленной суммы)= $ 820 000
    Эта окончательная величина демонстрирует возможности от снижения уровня запасов. Кроме того, реальное время выполнения работы становится равным по величине времени постоянного воздействия производственных процессов на продукт. Чем больше уменьшается разница между временем производственного цикла и временем, в течение которого потребитель ожидает поставки товара, тем вероятнее снижение уровня запасов.
    Для внедрения бережливого производства все же потребуется управленческое время. Однако прибыль от инвестиций времени в управление превышает прибыль от программ снижения стоимости или увеличения производительности. В совокупности с мероприятиями по кайдзен и непрерывным процессом улучшения подобные экономия и достижения — только начало.

    Воздействие времени производственного цикла на оборотный капитал

    Еще один крупный источник экономии (зачастую незатрагиваемый) — снижение величины оборотного капитала (оборотных средств), необходимого для функционирования бизнеса. Потребность в оборотном капитале снижается простым улучшением времени отклика (реакции) производства. В приобретение запасов вкладываются значительно меньшие суммы, а более короткое время производственной реакции на заказ предоставит огромное конкурентное преимущество.

    Недостаток высокого уровня запасов также заключается во влиянии их на накладные расходы. Эти запасы занимают пространство в цехах, на складах и в центрах дистрибуции. Пространство стоит денег, что увеличивает накладные расходы производителя. Запасы нужно пересчитывать, перемещать и платить по ним налоги. Средства, вкладываемые в запасы, недоступны для альтернативных инвестиций, что означает упущенные возможности. Таким образом, сущность запасов очень проста:

    ЗАПАСЫ = ДЕНЬГИ!

    Рассмотрим (в рамках проведения SBA), каким образом время производственного цикла и текущие запасы воздействуют на оборотный капитал. Следующий пример иллюстрирует подобный сценарий.

    Вспомним, что стоимость продукта слагается из трех компонентов: стоимости материалов, стоимости труда рабочих и накладных расходов. Доля материалов в структуре стоимости продукта самая большая. Среднее соотношение веса компонентов в структуре стоимости — 60% на материалы, 30% на накладные расходы и <10% на рабочую силу (см. рис. 2.2).

    Затраты на приобретение материалов представляют собой связывание денежных средств как минимум на период производственного цикла. Если время производственного цикла составляет 4 недели, но ожидаемое заказчиком время поставки — 2 недели, то для покрытия разницы в 2 недели можно использовать стратегию создания ЗГП. Она требует как минимум 2 дополнительные недели на то, чтобы ЗГП были обеспечены приобретенными материалами. Более того, ЗНП и ЗГП требуют дополнительных рабочих ресурсов и накладных расходов.

    При 4-недельном производственном цикле в любой момент времени в незавершенном производстве будет связан как минимум 4-недельный запас материалов. Кроме того, на складах может находиться 4-недельный запас уже приобретенных материалов, что обусловлено временем производственного цикла.

    При помощи следующего примера можно посчитать вложенный в приобретенные запасы объем средств. Цифры можно заменить показателями реального предприятия.
    • Большинство поставщиков ожидают оплаты в тридцатидневный срок (30 календарных дней), несмотря на то что небогатые компании часто играют в игры со сроками оплаты за свою продукцию.
    • В соответствии со временем производственного цикла поставщика приобретенные материалы в общем случае оплачиваются и отправляются на склады в ожидании начала производства. Если переналадка производства занимает 4 недели, то средства, вложенные в запасы, также связываются на 4 недели.
    • Если уровень ЗГП составляет 3-4 недели, то еще большая величина оборотного капитала связывается на дополнительные 3 или 4 недели.
    • После окончания производства продукция может быть отгружена согласно заказу потребителя. На этом этапе потребителю можно выставить счет. Всегда ли оплата перечисляется быстро? Средний показатель задолженности — от 45 до 50 дней. Еще больше оборотных средств оказываются связанными надолго!
    На данном этапе средства производителя связаны на срок как минимум от 12 до 13 недель!

    Объем вложенного оборотного капитала может быть вычислен следующим образом: стоимость приобретенных запасов + ЗНП + ЗГП + задолженность – деньги, которые следует уплатить за уже поставленные материалы (счета, подлежащие оплате поставщикам).
    Сырье, материалы4 недели
    Материалы в процессе производства4 недели
    Готовая продукция4 недели
    ПЛЮС
    Выставленные счета на оплату клиентам4 недели
    Запасы системы снабжения16 недель
    МИНУС
    Счета, подлежащие оплате поставщикам4 недели
    Оборотный капитал12 недель

    На основе этого примера компания имела бы показатель оборота капитала, равный 4,3 (52 недели/12 недель в запасах). Проще говоря, каждые 25 центов каждого доллара выручки за отгруженную продукцию должны быть вложены в оборотный капитал. Требования к оборотному капиталу могут вызвать значительный отток средств в любой компании. Из-за этого они часто прогорают!

    Когда время производственного цикла сокращено, время реакции производства значительно улучшается. Соответственно уменьшается оборотный капитал. Подобная трансформация активов, состоящих из запасов, в финансовые активы повышает ликвидность компании. Вновь доступные средства могут быть вложены в иные приоритеты, например, в расширение рынка, обновление основных фондов, в новые предприятия или же просто занесены в строку прибыли.

    Положительный момент состоит еще и в том, что экономия оборотного капитала не является единовременным улучшением. Теперь можно управлять меньшими уровнями запасов, неся меньшие накладные расходы, которые представляют собой остальные ±20% объема запасов.

    Производство, согласно бережливой философии, также ведет к повышению производительности и улучшению качества продукции. Это может быть определено и вычислено в окончательной оценке прибыли от вложенных средств.

    Субъекты организации для проведения собеседования в рамках SBA

    Представители областей, перечисленных ниже, должны быть опрошены в рамках проведения SBA. Цель собеседований на этой стадии — оценка ожидаемых выгод, уровень готовности компании, потенциальные помехи внедрению бережливого производства, а также получение информации, необходимой для оценки прибыли от вложений в проект по внедрению бережливого производства.
    • Управление компанией
      • Блок финансов
      • Блок инженерного проектирования
        • Технологический отдел
        • Отдел проектирования
        • Производственный отдел
      • Блок, отвечающий за качество
      • Блок, отвечающий за планирование и осуществление поставок
        • Отдел снабжения
        • Планово-экономический отдел
      • Блок линейных руководителей и начальников производственных отделов
      • Блок, отвечающий за сбыт выпускаемой продукции
        • Отдел маркетинга
        • Отдел работы с клиентами

      1 Увеличение производительности — явление, сопутствующее внедрению методов бережливого производства, однако оно с трудом поддается прогнозированию во время проведения SBA. Лучшим подходом будет отсутствие прогнозирования увеличения производительности до тех пор, пока его можно будет вычислить.2 Методы бережливого производства утверждают, что на уровень приобретаемых запасов нельзя воздействовать до завершения программы сертификации поставщиков. Со временем, по мере сертификации все большего количества поставщиков, запасы приобретаемых материалов можно будет постепенно снизить.