четверг, 1 сентября 2016 г.

БИЗНЕС-ИНЖИНИРИНГ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ


Автор: Олег Черемных, МВА (cheremnykho@cnt.ru)
Аннотация: В данной статье рассматривается методология бизнес-инжиниринга, разработанная автором на основе опыта работы над инвестиционно-банковскими проектами (слияния и поглощения, привлечение внешних инвестиций), а также над консалтинговыми проектами в области стратегического управления бизнесом и позволяющая значительно повысить эффективность, прибыльность и стоимость бизнеса по сравнению с «традиционными» методологиями.

Введение: как и почему была написана данная статья

Общеизвестно, что каждый автор пишет ту статью или книгу, которую сам хотел бы прочитать. Не является исключением и данная статья. В течение ряда лет автору статьи приходилось участвовать в реализации инвестиционно-банковских проектов (слияния и поглощения, привлечение внешних финансовых инвестиций и т.д.), а также консалтинговых проектов в области стратегического управления бизнесом, направленных на качественное повышение конкурентоспособности, прибыльности и стоимости бизнеса.
Очевидно, что для максимально эффективной реализации таких проектов необходимо использование методологии комплексного и, вместе с тем, быстрого и эффективного анализа и проектирования бизнес-систем(как относительно простых, так и довольно сложных – от небольших компаний до многопрофильных холдингов), прежде всего, с точки зрения создания стоимости (финансовой ценности бизнеса).
К сожалению, несмотря на длительные и многолетние усилия автора, такой методологии не удалось обнаружить ни среди технологий, преподаваемых в бизнес-школах России, Европы и даже США, ни среди методологий, используемых консультантами-практиками. Существующие методологии оказывались либо слишком теоретическими и имеющими лишь весьма отдаленное отношение к требованиям, предъявляемым реальными задачами и проблемами, либо недостаточно комплексными, либо просто неудобными для практического применения, либо и то, и другое и третье одновременно.
Поэтому пришлось разработать собственную методологию стратегического управления бизнесом, которая и рассматривается в данной статье. Автор отнюдь не претендует на «исключительность» данной методологии, как и на то, что она «всех случаях жизни» обладает абсолютными преимуществами перед иными («альтернативными») методологиями. Просто представляется (на основе собственного опыта реализации проектов), что знакомство с данной методологией позволит как практикующим менеджерам, так и консультантам и преподавателям в области стратегического управления бизнесом усовершенствовать собственные методологии и тем самым существенно повысить эффективность реализации стоящих перед ними задач.

Определение бизнес-инжиниринга

История развития управленческих технологий убедительно доказывает, что известное выражение «как назовешь корабль, так он и поплывет» справедливо и для методологий стратегического управления бизнесом.
Из чего немедленно следует, что, во-первых, каждая новая методология стратегического управления бизнесом должна иметь собственное название (или, по крайней мере, явно относиться к определенной категории таких методологий) и, во-вторых, это название должно наиболее точно отражать характерные особенности и «идеологию» (или «философию») этой методологии.
При этом очевидно, что идеология методологии стратегического управления бизнесом должна оптимально соответствовать современным реалиям и тенденциям развития (по крайней мере, на обозримое будущее) окружающей среды бизнеса – как международной, так и российской (поскольку данная методология разрабатывалась, прежде всего, для российских компаний).
Современные реалии и тенденции развития окружающей среды бизнеса, пожалуй, лучше всего отражает знаменитый лозунг компании Хитачи – «скорость есть Бог; время есть Дьявол». Иными словами, окружающая среда меняется настолько быстро (и зачастую непредсказуемо), что для выживания и процветания российской компании (впрочем, как и любой другой) необходимо сформировать такую систему управления бизнесом, которая позволяла бы максимально быстро адаптироваться к внешним изменениям с тем, чтобы при любом развитии событий (неважно, насколько неожиданном) достигать основополагающих целей бизнеса.
Пожалуй, наилучшей аналогией, позволяющей наглядно представить себе современные требования к системе управления российским бизнесом является система управления современным боевым самолетом, которая должна обеспечить успешное поражение (т.е. достижение) поставленных целей при любых погодных условиях (в случае бизнеса – внешних факторах окружающей среды) и при любом противодействии средств ПВО (т.е. конкуренции).
Поэтому современная система управления бизнесом должна четко, явно и наглядно описывать как ключевые подсистемы (или объекты) бизнеса, так и их интерфейсы (механизмы и процедуры взаимодействия) с тем, чтобы обеспечить максимально быструю и согласованную реакцию всего бизнеса в целом на изменения окружающей среды. К сожалению, существующие системы управления бизнесом в российских компаний слишком хаотичны и, как правило, состоят из очень слабо связанных между собой «островков», что не позволяет обеспечить достаточно быструю реакцию бизнеса на внешние изменения, что, в свою очередь, приводит к существенным финансовым потерям а нередко – и к краху бизнеса.
С другой стороны, чрезмерная регламентация бизнеса (т.е. слишком высокий уровень «порядка») также не позволяет бизнесу достаточно быстро и эффективно реагировать на внешние изменения (поскольку чрезмерно «бюрократизированный» бизнес также становится слишком инерционным), что приводит к тем же последствиям, что и слишком высокий уровень хаоса (т.е. к существенным финансовым потерям а нередко – и к краху бизнеса).
Поэтому для современной системы управления бизнесом необходимо оптимальное сочетание порядка и хаоса; при этом оптимальное сочетание порядка и хаоса все-таки ближе к пресловутому «принципу Парето» (в данном случае, 80% порядка и 20% хаоса), поскольку приблизительно в таком соотношении находятся системы управления наиболее преуспевающих западных компаний – лидеров мирового бизнеса.
Возвращаясь к аналогии между бизнесом и боевым самолетом, следует отметить, что подобное соотношение между хаосом порядком уже реализовано в современных российских боевых самолетах и получилодинамической неустойчивости (или, что то же самое, максимальной гибкости и, соответственно, минимальной инерционности) самолета (в соответствии с данной аналогией, оптимальное соотношение между упорядоченностью и хаосом в системе управления бизнесом может быть названо динамической неустойчивостью бизнеса).
Принцип «динамической неустойчивости» боевого самолета является изобретением российских авиаконструкторов (собственно, российский универсальный боевой самолет – истребитель-бомбардировщик Су-35, оснащенный двигателем с изменяемым вектором тяги, является первым и пока единственным в мире серийным самолетом, построенным по полноценной технологии динамической неустойчивости). И именно благодаря реализации этого принципа Су-35 легко выигрывал все показательные «воздушные бои» с самыми последними модификациями американских боевых самолетов аналогичного класса - F-15, F-14 и F/A-18 и европейских «Миражей» и «Тайфуна».
Суть принципа динамической неустойчивости состоит в том, что, хотя самолет и летит по определенной траектории, траектория эта является «неустойчивой» в том смысле, что в любой момент с помощью специальных аэродинамических и компьютерных систем самолет может резко и почти мгновенно поменять эту траекторию (пируэт, совершенно недоступный построенным по традиционной – «инерционной» - технологии американским и другим западным самолетам), чтобы, например, уклониться от выпущенной противником ракеты или же, наоборот, неожиданно и результативно атаковать противника с неожиданного и непредсказуемого угла, достигая при этом целей полетного задания.
Очевидно, что подобная возможность является крайне полезной (если не сказать, совершенно необходимой для российского бизнеса, стремящегося к выживанию и процветанию в наступившем веке).
Поскольку бизнес на 80% процентов является сложной системой, в значительной степени подобной промышленным системам (в частности, боевому самолету), то можно с уверенностью сказать, что к проектированию системы управления бизнесом применимы те же фундаментальные подходы, что и к проектированию сложных промышленных систем.
А поскольку общая методология проектирования таких систем уже много лет назад получила название инжиниринга, то вполне естественно, что современную систему анализа и проектирования бизнеса (или, что в данном контексте, одно и то же, системы управления бизнесом, так как проектирование одного неотделимо от проектирования другого), следует назвать бизнес-инжинирингом (или, поскольку термин «бизнес-инжиниринг» уже существует, отнести к категории методологий бизнес-инжиниринга).
Следовательно, формальное определение бизнес-инжиниринга в данном контексте может звучать примерно следующим образом:
Бизнес-инжинирингом называется формальное комплексное проектирование взаимосвязанных бизнес-процессов и бизнес-структур, обеспечивающее оптимальное соотношение между хаосом и порядком вбизнес-системе и оптимальную и постоянную  адаптацию бизнес-системы к изменениям во внешней среде, обеспечивающую достижение основополагающих целей бизнеса при любом фактическом сценарии развития окружающей среды.

Последовательность бизнес-инжиниринга

Последовательность бизнес-инжиниринга состоит из следующих этапов:
·          Определение основополагающих целей бизнеса (финансовых и эмоциональных)
·          Определение и описание ограничений и возможностей (внешних и внутренних)
·          Определение и описание «заинтересованных лиц» бизнеса (клиентов, поставщиков, партнеров, госструктур и т.д.)
·          Определение и описание базовых структур бизнеса (целевых рынков, брендов, продуктов, бизнес-единиц и т.д.)
·          Описание бизнес-действий (структурированных в бизнес-процессы и бизнес-проекты)
·          Описание показателей эффективности бизнеса и их значений (финансовых и нефинансовых, количественных и качественных)
·          Описание персонала компании
·          Описание бизнес-знаний и информационной системы компании
При этом важно, что вышеперечисленные этапы выполняются не строго последовательно, а последовательно-параллельно; кроме того, в ряде случаев возможна и итеративная реализация этапов (с «возвратом на шаг» после выполнения следующего этапа).

Определение основополагающих целей бизнеса

У истоков каждого бизнеса стоят его основатели – предприниматель или группа предпринимателей. Кроме того, у бизнеса может не быть клиентов (в случае если предприниматель является «чистым трейдером», рискующим лишь собственными деньгами на фондовой или товарной бирже) или наемных работников (если каждый из сотрудников бизнеса одновременно является и предпринимателем-компаньоном). А владельцы-акционеры у бизнеса есть всегда. Поэтому очевидно, что основополагающими целями бизнеса являются основополагающие цели его акционеров.
Очевидно, также, что предприниматели занимаются бизнесом и для того, чтобы «сделать деньги» (то есть, удовлетворить свои финансовые потребности), и для того, чтобы «получить удовольствие» (то есть, удовлетворить свои эмоциональные потребности).
Поскольку на данном этапе развития бизнеса осталось уже мало сомнений в том, что «делать деньги» есть то же самое, что «создавать стоимость» (т.е., «финансовую ценность»), то очевидно, что основополагающими финансовыми целями бизнеса, удовлетворяющими финансовые потребности предпринимателей-акционеров, являются цели, непосредственно связанные с процессом создания стоимости в бизнесе.
Таковыми целями являются, во-первых, размер стоимости, который хотят создать акционеры; во-вторых, сроки ее создания и, в-третьих, способ ее реализации (т.е., превращения в «живые деньги»). Последних известно всего три – получение дивидендов, продажа бизнеса стратегическому инвестору или публичное размещение акций на российской или зарубежной фондовой бирже (так называемое «первичное размещение акций» - Initial Public Offering - IPO).
Эмоциональные цели акционеров достигаются как путем достижения финансовых целей (известно, что удовольствие от достижения большой и сложной цели является одним из самых сильных человеческих удовольствий), так и путем «реализации себя» в компании (точнее, своих ценностей, принципов, убеждений и т.д.). Последнее реализуется путем формирования соответствующей корпоративной культуры компании (формальной и неформальной), при этом основными формальными инструментами являются так называемые «корпоративная конституция» и «корпоративный кодекс» («внутрикорпоративное законодательство»).

Определение и описание внутренних и внешних ограничений и возможностей бизнеса

Очевидно, что свобода акционеров в определении своих стратегических финансовых и эмоциональных целей является ограниченной – как «объективными законами мироздания», так и не менее объективными внешними и внутренними ограничениями и возможностями. При этом важно видеть возможности и в так называемых «опасностях», поскольку современная психология убедительно доказала, что любую опасность можно (и нужно!) рассматривать как возможность для постоянного развития и движения вперед (на этом, кстати, строится вся классическая западная система «позитивного мышления» и «мотивации успеха», доказавшая свою высокую эффективность).
Ключевыми внутренними ограничениями и возможностями являются следующие:
·          Ключевые компетенции компании (что компания умеет делать лучше всего)
·          Стратегические конкурентные преимущества (что компания умеет делать лучше всех своих конкурентов)
·          Ключевые корпоративные технологии (управленческие, операционные, информационные, компьютерные и т.д.)
·          Ключевые ресурсы (активы – финансовый капитал, персонал – человеческий капитал, знания – информационный капитал)
·          Существующая корпоративная культура (формальная и неформальная)
Ключевыми внешними ограничениями и возможностями являются следующие внешние факторы:
·          Политические
·          Экономические
·          Технологические
·          Социокультурные
·          Прочие
С технической точки зрения, каждое внутреннее или внешнее ограничение или возможность описывается системой (совокупностью) атрибутов, структурированных в одну или несколько таблиц (как правило, в формате MS Excel); при этом таблица в целом и отдельные атрибуты поддерживаются как текстовыми, так и визуальными (схемы, графики, рисунки, фото, видео и т.д.) комментариями и иллюстрациями, которые соединяются с атрибутами с помощью механизма гиперссылок – наиболее простого, и, вместе с тем, мощного механизма организации взаимосвязей между информационными объектами в системе MS Office.
После этого описание внешних и внутренних ограничений и возможностей сводится в систему таблиц, поддерживаемую системой комментариев и иллюстраций, образующих таким образом информационную систему описания внешних и внутренних ограничений и возможностей.

Определение и описание «заинтересованных лиц» бизнеса

Очевидно, что каждый бизнес существует не в вакууме, а в окружении вполне конкретных «заинтересованных лиц» (stakeholders) – клиентов, поставщиков, партнеров (например, в канале дистрибуции продуктов), государственных структур, СМИ и т.д. Очевидно также, что бизнес может успешно существовать и развиваться лишь в том случае, если он удовлетворяет потребности (функциональные, эмоциональные и финансовые) определенной совокупности заинтересованных лиц лучше, чем его конкуренты.
Иными словами, бизнес «имеет право» на существование и успешное развитие лишь в том случае, если он создает ценность – функциональную, финансовую и эмоциональную – для своих заинтересованных лиц в большем объеме, нежели это могут сделать его конкуренты.
При этом нужно отметить, что в условиях рыночной экономики (а с течением времени российская экономика постепенно становится все более и более рыночной) и функциональная, и эмоциональная ценность имеют конкретное финансовое выражение, т.е. сводятся к ценности финансовой.
Поэтому механизм функционирования бизнеса и создания финансовой ценности (стоимости) для его владельцев (акционеров) достаточно прост – бизнес создает финансовую ценность для своих заинтересованных лиц (либо напрямую, либо через функциональную и эмоциональную ценность) и получает – прямо или косвенно - часть созданной им финансовой ценности, которая и становится собственностью владельцев бизнеса.
Следовательно, следующим ключевым этапом бизнес-инжиниринга является определение и описание каждого из ключевых «заинтересованных лиц» бизнеса, которое относится к одной из следующих категорий:
·          Клиенты (точнее, целевые рынки, подробное описание которые включает отраслевые, социальные, демографические и иные характеристики)
·          Поставщики продуктов и услуг для бизнеса
·          Партнеры (например, участники канала дистрибуции для производственных, торговых или розничных компаний)
·          Государственные структуры федерального, регионального и местного уровня
·          Структуры бизнес-сообщества (бизнес-ассоциации, клубы и прочие объединения представителей бизнеса)
·          Средства массовой информации (отраслевые, деловые, общественно-политические и т.д.)
·          Негосударственные организации (общественные и некоммерческие структуры)
·          Общество в целом
Кроме того, дополнительной важной категорией «заинтересованных лиц» для компаний, планирующих в обозримом будущем публичное размещение акций на российской или зарубежной фондовой бирже, являютсяструктуры фондового рынка – фондовые биржи, брокерские конторы, инвестиционные банки и т.д.
Следует отметить, что перечень (точнее, портфель) «заинтересованных лиц» определяется как стратегическими целями акционеров, так и внешними и внутренними ограничениями и возможностями бизнеса.
Каждое из «заинтересованных лиц» бизнеса описывается рядом параметров (атрибутов), важнейшими из которых являются потребности данного заинтересованного лица (функциональные, эмоциональные и финансовые), оценка ценности компании для данного «заинтересованного лица», а также ценности данного «заинтересованного лица» для компании.
Кроме того, поскольку все взаимоотношения с «заинтересованными лицами» компании являются в конечном итоге финансовыми взаимоотношениями, для каждого из «заинтересованных лиц» необходимо разработать финансовый план взаимоотношений, содержащий, в частности, ключевые показатели оценки финансовой эффективности взаимоотношений с «заинтересованными лицами» бизнеса (NPV[1]IRR[2] и т.д.).
В дополнение к финансовому плану необходимо построить и реализовать операционный план (план-график) действий по построению, поддержке и развитию взаимоотношений с данным «заинтересованным лицом» (т.е., по достижению финансовых целей, заданных в финансовом плане).
С технической точки зрения, каждое «заинтересованное лицо» описывается системой (совокупностью) атрибутов, структурированных в одну или несколько таблиц (как правило, в формате MS Excel); при этом таблица в целом («паспорт заинтересованного лица») и отдельные атрибуты поддерживаются как текстовыми, так и визуальными (схемы, графики, рисунки, фото, видео и т.д.) комментариями и иллюстрациями, которые соединяются с атрибутами с помощью механизма гиперссылок – наиболее простого, и, вместе с тем, мощного механизма организации взаимосвязей между информационными объектами в системе MSOffice.
После этого описание «заинтересованных лиц» сводится в систему таблиц, поддерживаемую системой комментариев и иллюстраций, образующих таким образом информационную систему описания «заинтересованных лиц» бизнеса.
Основным инструментом составления финансовых планов построения и развития взаимоотношений с «заинтересованными лицами» является «старый добрый» MS Excel, а операционных планов – система поддержки управления проектами, наиболее распространенной из которых является Microsoft Project.
Отдельные финансовые и операционные планы управления взаимоотношениями с «заинтересованными лицами» затем интегрируются в единую информационную систему поддержки финансового и операционного управления взаимоотношениями с «заинтересованными лицами», точнее, портфелем заинтересованных лиц бизнеса (благо средства интеграции, входящие в состав программных продуктов MS ExcelMS Project иMS Office, позволяют сделать это быстро и безболезненно).
При этом общие подходы к управлению портфелем «заинтересованных лиц» бизнеса аналогичны подходам к управлению портфелем любых других активов бизнеса. Что неудивительно, поскольку с точки зрения владельцев бизнеса «заинтересованные лица» бизнеса являются такими же активами, как, например, производственное оборудование или ценные бумаги и, следовательно, управление ими преследует аналогичную цель – максимизацию стоимости, создаваемую портфелем данных активов (в данном случае, «заинтересованных лиц»)

Определение и описание базовых структур бизнеса

После определения и описания ключевых «заинтересованных лиц» бизнеса и их потребностей (удовлетворение которых и позволяет создать финансовую и эмоциональную ценность и тем самым достичь стратегических целей владельцев бизнеса), необходимо определить и описать базовые структуры бизнеса, с помощью которых как раз и создается ценность для «заинтересованных лиц» - финансовая, функциональная и эмоциональная – которая затем превращается в финансовую и эмоциональную ценность для владельцев бизнеса, реализуя таким образом стратегические цели управления бизнесом.
Базовыми структурами бизнеса являются следующие:
·          Бренды (торговые марки), поскольку вследствие постоянно сокращающейся продолжительности жизненных циклов продуктов компании и постоянно повышаемой значимости эмоциональной ценности по сравнению с эмоциональной именно бренды являются основными инструментами создания стоимости бизнеса (что подтверждается современными оценками стоимости бизнеса даже крупнейших компаний, в структуре стоимости которых стоимость портфеля брендов бизнеса нередко составляет 60-90%, а сами компании позиционируют себя как специалисты по разработке и развитию брендов – все остальное делается на условиях аутсорсинга)
·          Продукты (и услуги), причем в эту категорию входят не только «классические» продукты, предназначенные для потребления клиентами компании, но и продукты, удовлетворяющие потребности других «заинтересованных лиц» бизнеса
·          Продуктовые линейки (группы продуктов или услуг)
·          Бизнес-единицы
·          Региональные филиалы (отечественные и зарубежные)
·          Конкуренты (отдельно по каждой бизнес-единице, бренду, продукту, целевому рынку и т.д., включая сравнительные таблицы с указанию преимуществ и недостатков каждого из элементов бизнеса по сравнению с конкурентами, а также прогнозы действий конкурентов)
·          Корпоративные технологии (управленческие, операционные, информационные, компьютерные и т.д.), необходимые для достижения стратегических целей бизнеса и удовлетворения потребностей «заинтересованных лиц» (как правило, существующие корпоративные технологии не позволяют достичь этих целей и, следовательно, нуждаются в радикальной переработке)
·          Компания в целом как «универсальный интегратор» отдельных бизнес-структур
Описание каждой бизнес-структуры включает следующие элементы:
·          «Паспорт» бизнес-структуры (подробное описание атрибутов бизнес-структуры, включая необходимые пояснения, комментарии и иллюстрации)
·          Финансовый план создания и развития бизнес-структуры, содержащий, в частности, ключевые показатели оценки финансовой эффективности данной бизнес-структуры (срок окупаемости, NPVIRR и т.д.). Поскольку финансовый план включает оценку стоимости (финансовой ценности), создаваемой в результате создания и функционирования бизнес-структуры, его нередко называют стоимостной модельюсоответствующей структуры
·          Операционный план создания и развития бизнес-структуры – последовательность взаимосвязанных действий по построению, поддержке и развитию данной бизнес-структуры (т.е., по достижению финансовых целей, заданных в финансовом плане бизнес-структуры).
При этом очевидно, что описание конкурентов бизнеса включает лишь «паспорт» конкурента.
С технической точки зрения, паспорт каждой бизнес-структуры представляет собой набор атрибутов, структурированных в одну или несколько таблиц (как правило, в формате MS Excel); при этом таблица в целом и отдельные атрибуты поддерживаются как текстовыми, так и визуальными (схемы, графики, рисунки, фото, видео и т.д.) комментариями и иллюстрациями, которые соединяются с атрибутами с помощью механизма гиперссылок – наиболее простого, и, вместе с тем, мощного механизма организации взаимосвязей между информационными объектами в системе MS Office.
После этого описание совокупности бизнес-структур, относящихся к определенной категории, сводится в систему таблиц, поддерживаемую системой комментариев и иллюстраций, образующих таким образом информационную систему описания портфеля бизнес-структур, относящихся к определенной категории.
Основным инструментом составления финансовых планов построения и развития бизнес-структур является «старый добрый» MS Excel, а операционных планов – система поддержки управления проектами, наиболее распространенной из которых является Microsoft Project.
Отдельные финансовые и операционные планы управления построением и развитием бизнес-структур (а также отдельными категориями бизнес-структур) затем интегрируются в единую информационную систему поддержки финансового и операционного управления построением и развитием бизнес-структур, точнее, портфелем базовых бизнес-структур (благо средства интеграции, входящие в состав программных продуктов MS ExcelMS Project и MS Office, позволяют сделать это быстро и безболезненно).
При этом общие подходы к управлению портфелем базовых бизнес-структур бизнеса аналогичны подходам к управлению портфелем любых других активов бизнеса. Что неудивительно, поскольку с точки зрения владельцев бизнеса бизнес-структуры являются такими же активами, как, например, производственное оборудование или ценные бумаги и, следовательно, управление ими преследует аналогичную цель – максимизацию стоимости, создаваемую портфелем данных активов (в данном случае, базовых бизнес-структур)

Определение и описание структурированных «бизнес-действий» - проектов и процессов

После определения базовых бизнес-структур необходимо определить и описать действия, которые должны обеспечить практическое воплощение этих бизнес-структур, удовлетворение потребностей «заинтересованных лиц» бизнеса и, следовательно, создание ценности – функциональной, эмоциональной и финансовой – для «заинтересованных лиц» и владельцев бизнеса.
При этом важно, что соответствующие «бизнес-действия» тесно связаны друг с другом, а также с бизнес-структурами. Поэтому необходимо определить описать не отдельные действия, а системы взаимосвязанных бизнес-действий, которые можно разделить на две категории – бизнес-проекты и бизнес-процессы.
Отметим, что бизнес-планы, которые являются одним из ключевых понятий «традиционной» методологии стратегического управления бизнесом, фактически представляют собой бизнес-проекты, поскольку (1) имеют фиксированный «срок жизни» (период времени, в течение которого должны быть реализованы бизнес-планы) и (2) представляют собой однократные (т.е., выполняемые единожды) системы взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов (финансовых и нефинансовых, количественных и качественных) и, таким образом, полностью соответствуют определению бизнес-проекта.
Кроме того, явное структурирование бизнес-планов в виде бизнес-проектов позволяет значительно повысить эффективность их реализации, поскольку, во-первых, позволяет более четко ориентировать руководителей и исполнителей на достижение четких, конкретных и осязаемых результатов и, во-вторых, позволяет использовать современные высокоэффективные технологии финансового и операционного управления проектами.

Бизнес-проекты

Как уже было отмечено, бизнес-проектом называется система взаимосвязанных работ (шагов, действий, заданий), направленная на достижение заданных результатов – финансовых и нефинансовых, количественных и качественных, выполняемая однократно (единожды) в течение строго определенного промежутка времени.
Поскольку отличительной особенностью бизнеса (в отличие, например от политики, общественной или религиозной деятельности) является ориентация прежде всего на достижение финансовых целей (создание стоимости – финансовой ценности), то каждый бизнес-проект ориентирован прежде всего на достижение финансовых целей, т.е., является инвестиционным проектом.
Ключевыми параметрами и структурами описания бизнес-проекта являются следующие:
·          Совокупность целей (показателей) проекта, включая оценку ценности (функциональной, эмоциональной и финансовой), создаваемой в результате реализации проекта
·          Совокупность взаимосвязанных работ (шагов, задач, действий) – составляющих проекта, при этом каждая работа имеет как собственные цели, так и специфические атрибуты – даты начала и окончания, длительность, взаимосвязи с другими работами и т.д.
·          Совокупность ресурсов (материалов, персонала, оборудования и т.д.), необходимых для успешного выполнения каждой работы и всего проекта в целом
·          Финансовые затраты на реализацию отдельных работ и всего проекта в целом

Для каждого проекта необходимо разработать следующие планы:
·          Финансовый план реализации проекта (иногда называемый финансовой моделью проекта), содержащий, в частности, ключевые показатели оценки финансовой эффективности проекта (срок окупаемости,NPVIRR и т.д.).
·          Операционный план реализации проекта – последовательность взаимосвязанных действий по достижению финансовых целей, заданных в финансовом плане проекта, а также нефинансовых целей проекта.
Следует отметить, что описание корпоративных проектов начинается уже на более ранних этапах бизнес-инжиниринга, поскольку рассмотренные выше планы работы с «заинтересованными лицами», планы создания и развития базовых бизнес-структур и т.д. являются именно бизнес-проектами.
Как уже было отмечено выше, основным инструментом составления финансовых планов реализации бизнес-проектов является «старый добрый» MS Excel, а операционных планов – система поддержки управления проектами, наиболее распространенной из которых является Microsoft Project.
Отдельные финансовые и операционные планы реализации бизнес-проектов затем интегрируются в единую информационную систему поддержки финансового и операционного управления корпоративными проектами, точнее, портфелем корпоративных проектов (благо средства интеграции, входящие в состав программных продуктов MS ExcelMS Project и MS Office, позволяют сделать это быстро и безболезненно).
При этом общие подходы к управлению портфелем корпоративных проектов аналогичны подходам к управлению портфелем любых других активов бизнеса. Что неудивительно, поскольку с точки зрения владельцев бизнеса корпоративные проекты являются такими же активами, как, например, производственное оборудование или ценные бумаги и, следовательно, управление ими преследует аналогичную цель – максимизацию стоимости, создаваемую портфелем данных активов (в данном случае, корпоративных проектов)

Бизнес-процессы

Бизнес-процессы отличаются от бизнес-проектов во-первых, тем, что процесс является неоднократно (как правило, бесконечно) повторяющейся системой взаимосвязанных действий и во-вторых, тем, что бизнес-проекты могут рассматриваться и управляться по отдельности (и сводятся в портфель бизнес-проектов), а бизнес-процессы, вообще говоря, рассматриваются совместно (покрывая при этом всю совокупность повторяющихся действий в компании).
Эти отличия являются достаточно существенными для того, чтобы для определения и описания бизнес-процессов использовались методологии, существенно отличающиеся от методологий управления бизнес-проектами. Таких методологий несколько, но наиболее распространенной из них является методология графического описания бизнес-процессов IDEF0, которая в 2000 году была включена в систему стандартов ISO2000.
Согласно этой методологии, описание каждого бизнес-процесса и действия или подпроцесса внутри этого бизнес-процесса состоит из следующих компонентов
·          Собственно действие
·          Цели (прежде всего, с точки зрения создания ценности – функциональной, эмоциональной и финансовой)
·          Выходы (продукты) бизнес-процессов, создающие ценность для их потребителей (бизнес-структур, других бизнес-процессов, «заинтересованных лиц» и т.д.)
·          Входы (сырье, материалы, информация и т.д.), которые «перерабатываются» в процессе для создания выходов (продуктов)
·          Персонал – сотрудники компании, реализующие бизнес-процесс
·          Механизмы – оборудование, компьютеры и т.д.. необходимые для реализации бизнес-процесса
·          Управляющие воздействия – информация, определяющая реализацию бизнес-процессов (внутренние и внешние нормативы, контракты, законодательство и т.д.)
Основным инструментом, с помощью которого строятся графические модели бизнес-процессов по методологии IDEF0, которые затем могут быть интегрированы с другими элементами информационной системы поддержки бизнес-инжиниринга, является программный продукт Microsoft Visio, являющийся составной частью платформы Microsoft Office.
Кроме графических моделей, для описания бизнес-процессов используются и другие модели и инструменты:
·          Комментарии к графической модели – тексты, графики, дополнительные диаграммы, рисунки, фотографии, видео и т.д., которые создаются с помощью различных средств Microsoft Office и совместимых продуктов и интегрируются с графической моделью с помощью гиперссылок – стандартных средств интеграции Microsoft Office
·          Затратные модели бизнес-процессов, которые, как правило, разрабатываются на основе методологии функционально-стоимостного анализа (ФСА или АВС – Activity-Based Costing) – разрабатываются с помощью либо средств MS Excel, либо специализированных программных систем
·          Стоимостные модели бизнес-процессов, используемые для оценки стоимости (финансовой ценности), создаваемой в результате реализации бизнес-процесса – разрабатываются с помощью либо средств MSExcel, либо специализированных программных систем
После разработки моделей отдельных бизнес-процессов эти модели интегрируются в единую систему управления бизнес-процессами компании с помощью соответствующих средств интеграции Microsoft Office.

Определение показателей эффективности бизнеса и их значений

Показатели эффективности бизнеса (финансовые и нефинансовые, количественные и качественные) и их значения определяются на каждом этапе бизнес-инжиниринга – параллельно определению и описанию «заинтересованных лиц», базовых бизнес-структур, бизнес-действий и т.д.
Однако на данном этапе необходимо обеспечить интеграцию и сбалансированность показателей эффективности бизнеса (как между собой, так и с другими компонентами описания бизнеса), например, с помощью инструментария системы сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard) либо других аналогичных по назначению инструментов.
Следует отметить, что, поскольку цель бизнеса состоит в создании стоимости, все показатели эффективности должны быть основаны на ключевых факторах стоимости бизнеса (т.е., тех 20% факторов, которые определяют 80% создаваемой в компании стоимости). Поскольку, по определению, стоимость есть не что иное, как финансовая ценность, то ключевые факторы стоимости (КФС) можно также назвать ключевыми факторами финансовой ценности.
Аналогично, среди показателей эффективности бизнеса можно выделить и ключевые факторы функциональной ценности, а также ключевые факторы эмоциональной ценности.

Описание персонала бизнеса

Для того, чтобы бизнес-структуры были построены, бизнес-действия, а целевые значения показателей эффективности бизнеса – достигнуты (что является необходимым условием достижения стратегических целей бизнеса), необходимо сформулировать и распределить соответствующие обязанности между сотрудниками (персоналом) компании.
Обычно формирование распределение этих обязанностей («зон ответственности») между сотрудниками компании осуществляется в два этапа. На первом этапе формируется система взаимосвязанных формальныхролей, необходимых для построения бизнес-структур, выполнения бизнес-действий и достижения целевых значений показателей эффективности бизнеса, а также соответствующих этим ролям «зон ответственности».
На втором этапе формально описанные роли распределяются между сотрудниками организации (при этом в случае необходимости осуществляется найм нового персонала, а также горизонтальное или вертикальное продвижение сотрудников в организационной структуре компании).
Таким образом, формальное описание персонала компании состоит из следующих ключевых компонентов:

Общие компоненты (общие для всего персонала компании):

·          Организационная структура - роли (иерархическая структура, отражающая взаимосвязь и взаимодействие «ролей» в компании)
·          Организационная структура - сотрудники (иерархическая структура, отражающая взаимосвязь и взаимодействие сотрудников в компании)
·          Корпоративная культура – формальные и неформальные правила, «писаные» и «неписаные» законы
·          Корпоративный кодекс («корпоративная конституция», «корпоративное законодательство» и т.д.)
·          Основные принципы материальной и нематериальной компенсации сотрудников

Индивидуальные компоненты (для каждого сотрудника компании)
·          «Зоны ответственности» (бизнес-структуры, бизнес-действия, целевые значения показателей эффективности бизнеса, внутренние и внешние «продукты» и т.д., за которые отвечает сотрудник)
·          Индивидуальные планы действий и достижения результатов в соответствующих «зонах ответственности»
·          Вертикальные и горизонтальные взаимодействия с другими сотрудниками компании, а также с внешними «заинтересованными лицами»
·          Структура индивидуального компенсационного пакета (включая и материальную, и нематериальную компенсацию)
·          Требования к профессиональной квалификации (образование, опыт работы и т.д.)
·          Требования к личным качествам (черты характера, личностные навыки, интересы, предпочтения и склонности и т.д.)
·          Фактическая профессиональная квалификация
·          Фактические личные качества
·          Программа повышения профессиональной квалификации и развития карьеры (включая финансовый и операционный план)
·          Программа личностного развития (включая финансовый и операционный план)
Совокупность индивидуальных компонент образуют т.н. «корпоративный паспорт сотрудника».
С технической точки зрения, описание каждого сотрудника представляет собой набор атрибутов, структурированных в одну или несколько таблиц (в формате либо MS Excel, либо специализированной программной системы поддержки управления персоналом, обладающей возможностями по эффективной интеграции с другими элементами описания бизнеса).
При этом таблицы в целом и отдельные атрибуты поддерживаются как текстовыми, так и визуальными (схемы, графики, рисунки, фото, видео и т.д.) комментариями и иллюстрациями, которые соединяются с атрибутами с помощью механизма гиперссылок – наиболее простого, и, вместе с тем, мощного механизма организации взаимосвязей между информационными объектами в системе MS Office или внутренних средств интеграции специализированной программной системы.
Описание всей совокупности сотрудников сводится в единую информационную систему поддержки управления персоналом компании.

Описание системы бизнес-знаний

Данные, информация и знания

Современный бизнес становится все в большей степени зависимым от знаний (т.е., является все более и более информационно-интенсивным). Иными словами, выживание и процветание бизнеса все в большей степени зависит от эффективности обладания и управления знаниями (как в информационной системе компании, так и «в головах сотрудников»).
Отличие знания от информации состоит в том, что информация «нейтральна» и «статична» - она представляет собой лишь структурированную совокупность данных, имеющих определенный смысл (например, личная карточка сотрудника компании). При этом данными называются элементарные «кирпичики» информации (например, дата рождения или ФИО конкретного сотрудника компании).
Знанием же является только та информация, которая позволяет принимать более эффективные решения и совершать более эффективные действия, создавая, тем самым, конкурентное преимущество для компании, обладающей знанием и дополнительную стоимость в этой компании (а, как уже было отмечено в данной статье, смысл любого бизнеса состоит в создании стоимости).
Например, знание параметров целевого рынка и процесса поведения покупателей позволяет компании более эффективно продвигать свои продукты, получая тем самым более высокий доход и прибыль, а также занимая при этом большую долю рынка. Очевидно также, что знание позволяет создавать не только дополнительную стоимость (т.е. финансовую ценность), но и дополнительную функциональную и эмоциональную ценность.

Построение информационной системы компании – системы управления знаниями

Поэтому информационная система компании (т.е., система управления данными, информацией и знаниями) должна реализовывать следующую логическую цепочку:
Данные ®  Информация ® Знание ® Решение/Действие ® Дополнительная_Стоимость/Ценность
Очевидно также, что проектирование и реализация (инжиниринг) информационной системы компании осуществляется ровно в обратном направлении. Сначала определяется объем стоимости (финансовой ценности) и эмоциональной ценности, которые необходимо создать для акционеров, затем – функциональной, финансовой и эмоциональной ценности, которые необходимо создать для «заинтересованных лиц» бизнеса (поскольку лишь таким образом можно создать финансовую и эмоциональную ценность для акционеров бизнеса); затем – решения, которые необходимо принять и действия, которые необходимо выполнить создания необходимой ценности; затем – знания, которые необходимы для принятия необходимых решений и выполнения необходимых действий и лишь затем – информация и данные, которые являются составляющими необходимых знаний.
Очевидно также, что необходимые бизнес-знания основываются на ключевых факторах стоимости и ключевых факторах ценности бизнеса.

Классификация бизнес-знаний

Бизнес-знания можно разделить на внутренние (о внутренней среде компании) и внешние (о внешней среде компании). Кроме того, бизнес-знания делятся на «осязаемые» (те знания, которые -  в явном или неявном виде - находятся в информационной системе компании) и «неосязаемые» (это те знания, которые находятся «в головах сотрудников» компании).

Описание знаний в информационной системе компании

Требования к знаниям, находящимся «в головах сотрудников» компании были рассмотрены в предыдущем разделе статьи, поэтому в данном разделе будет рассмотрено описание лишь «осязаемых»  знаний (т.е., знаний, находящихся в информационной системе компании).
Описание «осязаемых» знаний включает в себя следующие ключевые компоненты:
·          Пользователи («потребители знаний») – сотрудники компании, а также представители внешних «заинтересованных лиц»
·          Метазнания – описание каждого «индивидуального знания», необходимого для принятия решений и выполнения действий, необходимых для создания стоимости, а также функциональной и эмоциональной ценности
·          Документы – как структурированные (в виде таблиц), так и неструктурированные (в виде гипертекстовых страниц, содержащих текст, рисунки, графики, видео и данные других типов)
·          Структурированные данные (как правило, в виде таблиц реляционных баз данных)
·          Процедуры генерации, сбора, обработки, структурирования, оценки, проверки, хранения, представления и распространения данных, информации и знаний
·          Платформы и технологии (корпоративные стандарты технических и программных средств, средств коммуникаций и т.д.) для реализации системы управления знаниями в компании
·          Аппаратные средства компьютерного обеспечения бизнеса
·          Программные средства компьютерного обеспечения бизнеса
·          Индивидуальные электронные рабочие станции сотрудников компании, включая описание необходимых знаний, средств обработки и управления знаниями, электронных документов и т.д.

Четыре этапа интеграции в бизнес-инжиниринге

Поскольку процесс бизнес-инжиниринга, во-первых, охватывает все составляющие бизнеса и, во-вторых, должен позволять быструю адаптацию структуры и содержания бизнеса к быстро меняющимся внешним условиям, очевидно, что успешная реализация бизнес-инжиниринга возможна лишь на основе электронных технологий.
Очевидно также, что для получения максимальной доходности от проекта по бизнес-инжинирингу (который является таким же инвестиционным проектом как, например, приобретение производственного или складского оборудования или внедрение корпоративной информационной системы) необходимо как можно быстрее получить наглядную отдачу от проекта (т.е. наглядные и осязаемые результаты бизнес-инжиниринга, функциональная, финансовая и эмоциональная ценность которых не подлежит сомнению).
Поэтому наиболее целесообразным является осуществление инжиниринга в четыре этапа (с точки зрения постепенной интеграции результатов и инструментов бизнес-инжиниринга в единую комплексную интегрированную систему бизнес-инжиниринга и ре-инжиниринга).
На первом этапе осуществляется описание отдельных элементов бизнеса – целей, ограничений, возможностей, «заинтересованных лиц» и т.д. с помощью стандартных инструментов платформы Microsoft Office и совместимых инструментов с минимальной интеграцией компонентов описания бизнеса между собой с помощью гиперссылок - стандартных средств интеграции платформы Microsoft Office.
На втором этапе осуществляется полная интеграция описаний отдельных элементов бизнеса с помощью гиперссылок - стандартных средств интеграции платформы Microsoft Office без разработки специализированного портала – средства интеграции описаний отдельных элементов бизнеса.
На третьем этапе осуществляется разработка интеграционного портала - средства интеграции описаний отдельных элементов бизнеса (как правило, с помощью прикладной системы Microsoft FrontPage, входящей в состав платформы Microsoft Office или аналогичного инструмента). При этом интеграционный портал не содержит специализированных средств бизнес-инжиниринга - развития описания бизнеса и адаптации структуры и содержания бизнеса к изменениям внешней среды.
И, наконец, на четвертом этапе осуществляется разработка инструментального портала (портала бизнес-инженера), содержащего специализированные средства бизнес-инжиниринга - развития описания бизнеса и адаптации структуры и содержания бизнеса к изменениям внешней среды.

Управление процессом бизнес-инжиниринга

Для эффективного управления процессом бизнес-инжиниринга необходимо формирование двух внутренних структур – комитета по бизнес-инжинирингу и команды бизнес-инжиниринга.
Комитет по бизнес-инжинирингу формируется из высших руководителей бизнеса – генерального директора компании и его непосредственных подчиненных. В задачи комитета по бизнес-инжинирингу входит постановка основополагающих целей и задач бизнес-инжиниринга, а также утверждение основных методологий, принципов, стратегий и наиболее общих планов проведения инжиниринга и ре-инжиниринга бизнеса.
Практическая работа по проведению инжиниринга бизнеса осуществляется командой бизнес-инжиниринга, в состав которой на постоянной основе входят руководитель команды, специалисты по реинжинирингу и координатор процесса инжиниринга, в обязанности которого входит организация взаимодействий между командой бизнес-инжиниринга, с одной стороны, и руководителями и сотрудниками компании, а также представителями «заинтересованных лиц» бизнеса, с другой.
Основными требованиями к руководителю команды и специалистам по бизнес-инжинирингу является наличие системного подхода к анализу и построению бизнеса и опыт работы над соответствующими проектами. Как правило, это означает, что специалисты в области бизнес-инжиниринга должны иметь опыт работы либо в отделе корпоративных финансов инвестиционного банка, либо в инвестиционном фонде прямых инвестиций, либо в консалтинговой компании, предоставляющей услуги по стратегическому управлению бизнесом (поскольку лишь такие специалисты обладают действительно системным подходом к управлению бизнесом).


Приложение. Графическая схема процесса бизнес-инжиниринга


[1] Net Present Value – чистая текущая стоимость, в данном случае, финансовая ценность создаваемая для компании (т.е., ее владельцев) в результате взаимоотношений с данным «заинтересованным лицом»
[2] Internal Rate of Return – коэффициент внутренней доходности, в данном случае, инвестиций в построение, поддержку и развитие взаимоотношений с данным «заинтересованным лицом»


среда, 31 августа 2016 г.

Создание управленческой прибыли



В условиях постепенного насыщения товарных рынков и обострения конкурентной борьбы многие российские руководители начинают задумываться о повышении конкурентоспособности своего бизнеса. Поиск новых источников конкурентных преимуществ, обеспечивающих более высокую прибыльность компании, волнует всех менеджеров без исключения.

Подавляющее большинство руководителей весьма чувствительно реагируют на все возможности, связанные с ростом прибыли. Однако чаще всего эти возможности ограничиваются наиболее простыми и очевидными действиями, например, поиском крупных клиентов, обучением торгового персонала или закупкой более дешевого сырья и материалов. Понятно, что подобные меры могут быть полезны и необходимы, но они лежат на поверхности и в лучшем случае дают лишь кратковременный эффект.

Вместе с тем, в распоряжении руководителей имеются гораздо более глубокие ресурсы прибыльности. И эти ресурсы часто недооцениваются. Прежде чем к ним обратиться, рассмотрим факторы, влияющие на прибыль компании. По нашему мнению, существует шесть ключевых факторов, определяющих прибыльность любого бизнеса: оборот, ценность, затраты, качество, время и монополия (рис. 1).


Рис. 1. Факторы прибыльности компании

Как они «работают»? Во-первых, если бизнес рентабелен, то наращивание оборота приводит к росту совокупной прибыли компании. 
Во-вторых, покупатели согласны платить цену, превышающую себестоимость продукции или услуг, только в том случае, если данный товар имеет для них ценность, т.е. обеспечивает решение проблемы или удовлетворение потребности. 
В-третьих, любая деятельность связана с затратами, и уменьшение затрат, если оно не отражается на качестве и ценности товара для потребителя, безусловно приносит дополнительную прибыль. Уровень затрат должен быть таким, чтобы добиться согласия покупателя заплатить определенную цену и тем самым обеспечить саму возможность получения прибыли. 
В-четвертых, известно, что «время – это деньги». Чем выше скорость ведения бизнеса, тем меньше производственный цикл, выше оборот, более довольны клиенты (они быстро получают то, что хотели) и, как следствие, выше прибыльность компании. 
В-пятых, покупатели готовы отдать свои деньги, если товар не только обладает потребительской ценностью, но и соответствует их конкретным требованиям, т.е. имеет заданное качество. 
И, в-шестых, пожалуй, самый мощный источник прибыли – это монополия. В условиях рынка речь идет о временной монополии, создаваемой через конкурентные преимущества компании в цене или дифференциации своих товаров. Чтобы создать конкурентное преимущество, компания должна делать что-то, чего не делают конкуренты, т.е. продавать эксклюзивный продукт, либо делать что-то лучше или дешевле конкурентов.

Борьба за приобретение конкурентного преимущества – это сущность конкуренции. Обладание конкурентными преимуществами на рынке клиентов, рынке поставщиков, рынке труда и рынке капитала притягивает потоки заказов, поставок, финансов, персонала и направляет их в сторону компании. Любая фирма, создавая временную монополию, должна стремиться к тому, чтобы к ней выстраивались: очередь клиентов – в отдел продаж, очередь поставщиков – в отдел снабжения, очередь инвесторов – в финансовый отдел и очередь персонала – в отдел кадров.

Безусловно, все названные источники прибыли взаимосвязаны и взаимозависимы. Это своего рода управленческие рычаги, воздействуя на которые можно повлиять на прибыльность компании. Но как это сделать? Только посредством нововведений, т.е. путем непрерывного совершенствования и обновления организации. Нововведения – это плановые и реальные изменения, происходящие в организации. Они могут затрагивать различные стороны деятельности компании. В общем случае можно построить иерархию, включающую три типа нововведений: продуктовые, технологические, управленческие (рис. 2).



Рис. 2. Иерархия нововведений

Продуктовые нововведения находятся на верхушке иерархии, поскольку они расположены «ближе всего» к потребителям. Только они реально и ощутимо воспринимаются рынком и формируют конкурентный облик организации. Эти нововведения касаются выхода компании на новые рынки, разработки новых видов товаров, расширения или сокращения ассортимента, существенных модификаций в потребительских свойствах или повышения качества выпускаемой продукции. Именно здесь создаются конкурентные преимущества, на основании которых потребители принимают решение: покупать товар у нас или у наших конкурентов.

Однако разнообразие продуктовых нововведений ограничено существующими технологиями. Изменения в технологии позволяют значительно расширить спектр возможностей компании в области создания новых продуктов. Например, переход на производство новых товаров или рывок в качестве продукции обычно невозможен без приобретения нового оборудования и внедрения свежих технологических решений. Поэтому технологические нововведения представляют собой более глубокий уровень инноваций, которые, как правило, неочевидны для покупателей, но выступают важным источником конкурентных преимуществ.

Технологическое обновление компании влечет за собой необходимость дальнейших изменений:
в организации труда, внутрифирменных отношениях, бизнес - процессах, организационной структуре, мотивации и оценке персонала, нормах поведения и другие. В условиях инновационной гонки устаревшие методы управления и ведения бизнеса начинают сдерживать развитие компании. В связи с этим возникает естественная потребность в управленческих нововведениях, создающих социальный фундамент для разработки и внедрения новых технологий. Александр Македонский был гениальным менеджером и инноватором в военном искусстве, однако он был героем своего времени и его методы управления неприменимы к современной армии, оснащенной новейшей и изощренной техникой ведения войны. Аналогичный механизм работает и в бизнесе.

Управленческие нововведения еще более «прозрачны» для покупателей. Хуже всего то, что зачастую они прозрачны и для самих руководителей, не осознающих, что новшества в управлении обеспечивают постоянные изменения в социально-психологической среде компании, необходимые для поддержки новых технологий и создания новых продуктов. Таким образом, нововведения нижних уровней выступают как ограничения и основа для нововведений верхних уровней иерархии.

Все типы нововведений увеличивают потенциал прибыльности компании и создают свою долю прибыли. Причем эта доля растет, если инновации затрагивают все более глубокие ресурсы развития организации.

В соответствии с этим можно говорить о продуктовой, технологической и управленческой прибыли

Продуктовая прибыль образуется в результате продуктовых нововведений, например, после разработки и удачного вывода на рынок нового товара. 

Технологическая прибыль создается вследствие технологических нововведений, например, в результате роста производительности труда и качества продукции после технического перевооружения производства. 

И, наконец, управленческая прибыль является итогом управленческих нововведений, например, как результат сокращения издержек и увеличения объема продаж после внедрения новой системы оценки и мотивации производственного и торгового персонала.

Наш опыт консультирования показывает, что многие российские руководители неосознанно лишают свои предприятия именно управленческой доли прибыли, не используя скрытых возможностей организационных механизмов. О каких же механизмах идет речь?

В современном менеджменте разработаны многочисленные инструменты управления, которые на разных этапах развития бизнеса могут быть внедрены в практику управления предприятием. Часть из них показана
в таблице 1.

Таблица 1. Инструменты управления организацией
  • Сбалансированная система показателей (BSC)
  • Всеобщее управление качеством (TQM)
  • Метод «шесть сигма»
  • Комплексное обслуживание производства (TPM)
  • Бенчмаркинг (BM)
  • Метод «5S»
  • Всеобщая вовлеченность работников (TEI)
  • Анализ затрат по видам деятельности (ABC)
  • Автоматизированное проектирование (CAD)
  • Управление проектами (PM)
  • Непрерывное усовершенствование (кайзен)
  • Развертывание функции качества (QFD)
  • Бережливое («тощее») производство (LP)
  • Усовершенствование бизнес-процессов (BPI)
  • Обучение действием
  • Аутсорсинг бизнес-процессов
  • Метод Hay Group
  • Стратегические альянсы
  • Управление знаниями
  • Обогащение работы
  • Управленческая команда
  • SWOT-анализ и др.

Перечисленные методы разработаны в разное время, в разных странах и разными людьми. Они успешно применяются на практике и по праву входят в золотую коллекцию управленческой мысли. Однако прежде, чем пытаться их использовать, важно понять, что многие их этих методов были разработаны в недрах ведущих исследовательских центров для нужд крупнейших национальных и транснациональных компаний, например, входящих в знаменитый список Fortune-500. Для таких гигантов даже незначительное конкурентное преимущество, достигаемое после внедрения новой системы или процедуры управления, оборачивается многомиллионными прибылями. Поэтому использование дорогих и сложных методов им посильно и вполне уместно. Но что же делать многим российским компаниям, испытывающим потребность в развитии и сильное давление со стороны конкурентов?

Опыт разработки и совершенствования систем управления показывает, что существует ряд методов, доказавших свою эффективность на многих предприятиях (рис. 3). Последовательное внедрение этих методов в повседневную практику управления служит мощным источником конкурентных преимуществ.
В совокупности они образуют тот минимальный набор инструментов, который необходим для построения полноценной системы управления организацией.



Рис. 3. Система управления организацией

Формирование системы управления должно начинаться с внедрения в деятельность компании эффективных механизмов выработки стратегии. Стратегия – это система долгосрочных целей и способов их достижения, обеспечивающих сохранение и развитие организации. Согласно модели BSC (Balanced ScoreCard) система стратегических целей должна быть сбалансированной и охватывать различные аспекты деятельности фирмы: финансы, рынок, бизнес-процессы, обучение и развитие. Помимо целей стратегия закрепляет и способы их достижения. В этом качестве выступают решение о масштабе бизнеса, т.е. выбор целевых рынков и сегментов, и решение о конкурентном облике – выбор конкурентных преимуществ фирмы и определение их источников. Источники конкурентных преимуществ заключены в бизнес-процессах, охватывающих различные виды деятельности компании и взаимосвязи между ними.

Поэтому второй шаг после выработки стратегии – это анализ и оптимизация бизнес-процессов. В результате этой работы «вскрывается» внутреннее устройство организации, и становится очевидной общая технология ее работы. Описание и усовершенствование бизнес-процессов можно проводить с помощью формализованных методов, например, в формате стандарта IDEF0. Это целесообразно делать при подготовке предприятия к комплексной автоматизации и внедрению корпоративной информационной системы. Однако для большинства организаций это преждевременно и бессмысленно. Для многих компаний необходимо и достаточно хотя бы разобраться с тем, как они работают, и как они должны работать, чтобы исключить все «лишние движения», определить «сцепления» между подразделениями, описать взаимодействие с поставщиками и клиентами. Это можно сделать гораздо проще и быстрее, например, с помощью сетевых графиков, дающих наглядное и понятное представление о внутренних процессах организации.

Описание бизнес-процессов служит основой для совершенствования административно-функциональной структуры. Изменения в организационной структуре следует проводить только после того, как стали понятными стратегия и бизнес-процессы. Исходя из стратегии, в организации могут появиться новые процессы. С другой стороны, некоторые из существующих процессов можно исключить или вынести за пределы организации. Любые изменения в структуре бизнес-процессов диктуют необходимые изменения и в организационной структуре: разукрупнение компании, создание новых бизнес-единиц, ликвидация отделов и служб, объединение подразделений, введение или сокращение должностей и т.д. Пресловутая «оптимизация» организационной структуры – это ее адаптация к изменениям целей и внутренних процессов компании. По этой причине организации должны иметь «легкие» и «сверхчувствительные» структуры, способные гибко и быстро изменяться вслед за изменением ситуации и приоритетов руководителей.

Четвертый шаг – определение служебных функций персонала. Служебная функция – это общефирменная цель, переведенная на уровень подразделения или сотрудника. В отличие от традиционных должностных инструкций, служебные функции определяют не перечень действий сотрудников, а требуемые результаты деятельности. В соответствии с этим подходом любая организация рассматривается как своеобразный «рынок», на котором каждый сотрудник «продает» некие «продукты», т.е. результаты работы, своим внутренним клиентам. 

Данный метод, предложенный проф. Пригожиным А.И., получил название продуктовый. Он создает ряд эффектов: 1) последовательная передача целей компании «сверху вниз» на все уровни иерархии, 2) определение четких взаимосвязей между подразделениями и работниками по «вертикали»
и «горизонтали», 3) максимальное сближение целей работников с целями организации, 4) исполнение служебных функций становится контролируемым и проверяемым.

Однако служебные функции, если они не подкрепляются снизу регулярной оценкой персонала, со временем «размываются» и перестают «работать». Наиболее эффективный инструмент оценки персонала – система ключевых показателей эффективности (KPI – Key Performance Indicators), отражающих цели деятельности компании, подразделений и сотрудников. При разработке KPI необходимо исходить из стратегических и оперативных целей организации, а также учитывать ситуацию в компании, специфику рабочих мест и даже особенности конкретных работников. Набор KPI для каждого работника (от генерального директора до рядовых специалистов и рабочих) должен быть сбалансированным и включать 3-6 показателей, характеризующих не только конечные результаты деятельности (например, объем продаж для коммерческого директора), но и факторы их достижения. К ним относятся качественные результаты и ключевые компетенции работников. Так на всех уровнях иерархии достигается баланс между оперативной деятельностью и развитием организации.

По истечении 2-3 месяцев после внедрения KPI систему оценки персонала необходимо увязать с выплатой вознаграждений. На этой стадии неизбежно встает задача пересмотра и усовершенствования действующей в организации системы стимулирования. В большинстве компаний механизмы оценки и мотивации оторваны друг от друга. Однако эффект от их применения возможен только в том случае, когда они работают в одной «связке».

 Сложившаяся в компании практика стимулирования должна: 
(1) учитывать существующую в данной организации структуру трудовой мотивации и 
(2) быть крепко привязана к оценке результатов деятельности и ключевых компетенций персонала. 

Это необходимые условия. В дальнейшем на основе оценок KPI должны разрабатываться гибкие технологии материального и нематериального стимулирования, такие, как сбалансированная система премирования, внедолжностная карьера, формирование управленческой команды, участие в собственности и другие.

И, наконец, самый глубокий ресурс управления – развитие организационной культуры. Это основа жизнедеятельности организации. Руководители обычно задумываются об этом, когда все предыдущие ресурсы уже исчерпаны. Однако внедрение в «тело» организации любых управленческих механизмов, начиная с целей и стратегии, должно подкрепляться эволюцией организационной культуры, иначе неминуемо их отторжение. Чтобы этого не произошло, изменение организационной культуры должно быть не стихийным, а управляемым. Но здесь вновь не обойтись без искусственных методов, создаваемых людьми: организационной философии, управленческих установок, стандартов корпоративного поведения, фирменных ритуалов. Их смысл заключается в том, чтобы организационные ценности, например, качество, бережливость, командность, ориентация на клиента, инновационность, доверие, провозглашенные в философии фирмы, стали нормой поведения каждого сотрудника. Другими словами, ценности должны «раствориться» в нормах. Только тогда происходят качественные и необратимые изменения, формирующие уникальный облик
и устойчивые конкурентные преимущества компании.

Рассмотренные выше методы управления доступны для любых организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, специфики деятельности и финансовых возможностей. Разработка и внедрение этих методов – непростая, но увлекательная, творческая работа, преобразующая компанию и работающих в ней людей. Создание управленческой прибыли – щедрое вознаграждение за этот нелегкий труд.


https://bit.ly/3vTSbSk