суббота, 24 октября 2020 г.

«Резервист на повышение» или «кандидат на увольнение»?

 Для сотрудников компаний, устремленных к успеху в профессиональной деятельности, в нашей статье  содержатся сведения о том, что помогает, а что препятствует карьерному росту в компании. Руководитель, сможет наметить пути повышения эффективности работников в решении поставленных перед ними задач. «Большой прилив поднимает все лодки», - эту цитату одного из классиков современного менеджмента любят употреблять консультанты, объясняя причины значительного улучшения экономических показателей российских компаний, сопровождающегося интенсивным ростом численности сотрудников в лидирующих компаниях. Спрос на высококвалифицированных работников стремительно возрастает. А возможность удержать их от ухода к конкурентам становится одной из приоритетных задач директоров по персоналу.

Привлечь и заинтересовать талантливых сотрудников, которые в рамках корпорации стремятся реализовывать свои дарования, одна из первоочередных задач руководства компаний устремлённых к лидерству.  На сегодняшний день по прогнозам экспертов («Эксперт» №11, 19.03.07, «Осталось пять лет…») масштабные инновационные проекты, заявленные правительством и бизнесом на ближайшие годы, могут быть поставлены под вопрос, в связи с дефицитом квалифицированных специалистов.  В этих условиях повышается актуальность эффективных инструментов, подходов, методов, позволяющих удерживать сотрудников в компании благодаря грамотно организованному процессу работы с кадровым резервом. Работники, понимающие при каких условиях, они могут рассчитывать на изменение своего статуса, расширение полномочий, возможности  выполнять интересную для них работу, с большей вероятностью проявят лояльность компании, в которой они работают при получении предложений от конкурентов.
  
Обобщив наблюдения за поведением сотрудников, перед которыми поставлена та или иная задача руководителем, за особенностями их реагирования на задачу, мы выделили семь типов реагирования сотрудников по критериям понимания задачи и принятия (лояльности) по отношению к задаче, руководителю, организации. Выделенные нами семь типов фиксируют особенности реагирования сотрудников на задачу, поставленную руководителем в той или иной ситуации.  С нашей точки зрения,  актуализация типа реагирования происходит под влиянием профессионально-личностных качеств сотрудника, и стиля руководства, выбранного по отношению к работнику.
Ниже мы  рассматриваем типы реагирования сотрудников на задачи, поставленные руководителем оставляя за рамками данной работы стиль, в соответствии с которым была поставлена задача, и предлагаем некоторые из возможных конструктивных действий руководителя, в зависимости от наблюдаемого им отношения работника к задаче. Сотрудник, который умеет задавать адекватные ситуации вопросы, чтобы точно понимать, что и как необходимо сделать для решения поставленных задач в контексте целей организации и при этом искренне разделяет корпоративные ценности, лоялен руководителю и организации, становится «резервистом на повышение».  

Типы реагирования на задачу, мы рассматриваем по следующим параметрам:

  • Принятие/понимание задачи;
  • Отношение к целям, руководству;
  • Типичные действия работника при получении задач;
  • Роли в процессе решения задач (соотносим типы реагирования с типологиями командных ролей М. Белбина [1] и В.Н. Верхоглазенко [2]);
  • Активность/пассивность в процессе решения поставленных руководством задач. 
В рассмотренных случаях реагирование исполнителя на поставленную руководителем задачу происходит в контексте взаимодействия в команде. «Команда в деятельности – объединение людей, включенных в совместную деятельность, сплочение которых предопределено согласованностью способов взаимодействия, адекватных целям, ценностям и идеалам деятельности».[3]   

В соответствии с критериями различения зафиксированы семь типов реагирования сотрудника на задачу, поставленную руководителем (рис. 1).


Рис. 1. Типы реагирования сотрудников на задачу, поставленную руководителем.   
  
Тип 1– «Резервист на повышение».

Задача принимается(лояльность по отношению к организации, руководителю, высокая степень приверженности). Смысл задачи понимается в контексте целей отдела, организации в целом. Сотруднику ясно, каким образом достигнутый им результат влияет не только на достижение поставленных перед ним задач, но также осознает последствия своих действий для решения задач, находящихся в зоне ответственности других сотрудников отдела, организации (задача понимается в целостном организационном контексте). 

Отношение к целям, руководству:

«Резервист на повышение» принимает как личностно значимые стратегические цели, миссию и видение желаемого будущего организации. Сотрудник, для которого характерен этот тип реагирования на поставленные задачи, разделяет корпоративные ценности, нормы. Ему близки символы, значения, ритуалы и другие аспекты корпоративной культуры.
Для него характерна внутренняя прикреплённость, мотивированность на достижение целей организации, доверие руководителям. 

Действия при получении задач:

Во многих ситуациях руководитель ставит подчинённому этого типа задачу, по отношению к которой уже была проявлена инициатива «резервистом на повышение». Руководитель значительное количество задач делегирует «резервисту». Выполняя задачу «резервист на повышение» значительное внимание уделяет тому, как последствия выполнения скажутся на других подразделениях, так как идентифицируется с организацией в целом. Идентификацию с организацией в целом у этих сотрудников можно проиллюстрировать притчей о Петре первом. Согласно легенде Пётр I  однажды присутствовал при строительстве храма в будущей северной столице. Мимо проезжали подводы, на которых везли камни для строительства храма. Суровый правитель спросил первого, - «Ты что делаешь?». «Камни вожу», - испуганно ответил извозчик. «А ты что делаешь?», - задал вопрос второму. – «Семью кормлю!» - услышал Пётр в ответ. «Ну а ты чем занимаешься?», - спросил у третьего. – «Храм строю!», – улыбка на лице правителя сменила хмурое выражение. «А ты что скажешь?», - обратился Пётр к четвёртому. – «Окно в Европу прорубаю!», – крепко обнял император своего будущего советника… 

Роль в процессе решения задач:

Часто выступает в ролях генератора идей, координатора, эксперта. Также может вдохновлять сотрудников на достижение общекомандных целей. Надёжный командный игрок. Может быть «финишером», то есть доводящим дела до завершения, до результата. В соответствии с типологией командных ролей, выделяемых В.Н. Верхоглазенко[4] на наш взгляд «резервист на  повышение» склонен к исполнению следующих командных  ролей:

«Лидер» - член группы, склонный к активности и проявляющий ее в рамках фиксированных задач. Лидер либо индивидуализирует активное воздействие на достижение значимых целей по принципу «делай как я», либо проявляет активность в вовлечении партнеров в реализацию идеи, программы, проекта и т.п. и в их соорганизации (формировании «команды»).

«Генератор идей» - член группы, склонный к творчеству и максимально эффективный при поиске нестандартных идей и решений «непроходимых» проблем.

«Идеолог» - член группы, в основании действий которого лежат фиксированные социокультурные ценности и идеология деятельности. Идеолог характеризуется ценностным самоопределением. Участвуя в групповых процессах, идеолог контролирует и корректирует в групповых проектах и деятельности ценностные основания.

«Депроблематизатор» (проектировщик) - член группы, нацеленный (самоопределенный) на решение задач и вставших перед командой проблем за счет активизации своего проектного потенциала с направленностью на конструктивное решение проблем.    

Активность/пассивность и мотивация:

Сотрудник – «резервист» может не только добросовестно следовать нормам деятельности, но и активно вносить предложения по коррекции норм, утративших адекватность в изменившихся условиях. Например, сотрудник отдела продаж может не только следовать предписаниям по алгоритму работы с клиентом, но и предлагать усовершенствовать, усложнить (с точки зрения структуры регламентированных действий) процесс коммуникаций с клиентом. Проиллюстрируем это на примере одной из консалтинговых компаний.  Менеджер по продаже тренингов предложил существенные коррективы в алгоритм работы с клиентами. До того, как идеи инициативного сотрудника были рассмотрены и внедрены руководством, работа менеджеров проходила по определённому  шаблону, мало отличаясь от подхода большинства компаний среднего уровня в этом секторе рынка.  «Холодные» звонки, договорённость о встрече или получение запроса на программы, резюме тренеров (как правило, для участия в тендере), переговоры, периодически совершаемые звонки с целью выяснения, какое решение принято и т. д. Предложение менеджера состояло в организации клубных встреч, с определённой содержательной тематикой для менеджеров по персоналу и директоров компаний. Во время таких встреч посетители клуба могли общаться с коллегами, получать интересную для них информацию, видеть тренеров компании (которые разрабатывали сценарии и проводили содержательные блоки) в деле. Задачей менеджеров было приглашать на клуб и общаться с клиентами во время и после встреч. Количество работы для всех (и менеджеров и тренеров компании) увеличилось, зато существенно сократился цикл времени получения заказа (от посетителей клуба) с момента первого контакта (приглашения на клубную встречу) до подписания договора по сравнению с обычным циклом переговоров.  Дополнительный позитивный эффект был достигнут в отношениях между менеджерами и тренерами, которые для подготовки и проведения клубов с неизбежностью вынуждены были работать в команде. До этого «команда» коллектива консалтинговой компании была лишь декларацией, далёкой от фактического положения дел. 

Комментарий:

Подход к работе «резервиста на повышение» характеризуется проактивностью, инициативностью. Выражена мотивация на достижения. Встречая препятствия на пути достижения целей, анализирует причины затруднений, активно совершенствует нормы деятельности. Проявляет себя в работе не с целью самоутверждения, а с целью оптимизации функционирования и развития организации. 

Тип 2 – «Наш человек (лояльный сотрудник)» 

Задача принимается(лояльность по отношению к организации, руководителю).   Нет полноты понимания смысла задачи и способа решения в контексте стратегии организации (задача не понимается).  

Отношение к целям, руководству:

Во многом совпадает с отношением, как у «резервиста на повышение». Только характеризуется меньшей степенью осознанности. Сотрудник полностью доверяет руководителю, но может испытать затруднение при ответе на вопрос о причинах этого доверия. Цели принимаются безоговорочно, так как выражено базовое доверие руководству. 

Действия при получении задач:
  • Сотрудник задаёт вопросы на понимание, проясняет задачи.
  • Проявляет активность при выполнении заданий.  
  • Уточняет содержание задач, при необходимости согласует действия по их выполнению.   
Роль в процессе решения задач:

«Наш человек» как правило, проявляет себя в роли лояльного исполнителя, объединяет членов группы, «заражает» своей лояльностью по отношению к поставленным задачам.
По типологии командных ролей В.Н. Верхоглазенко для «нашего человека» может быть характерна роль «души компании» (эмоционального лидера) – пользующегося в команде общими симпатиями, активно создающего и поддерживающего позитивный психологический микроклимат в команде, особенно при возникновении проблемных ситуаций.   

Активность/пассивность:

«Наш человек» проявляет активность в решении задач, поставленных руководителем. Прилагает значительные усилия, чтобы как можно лучше выполнить поставленную задачу. Иногда может «переусердствовать», затратить избыточное количество времени и сил, искренне стараясь «не подвести» руководителя, оправдать доверие.
 
Комментарий:

Сотрудник этого типа назван «нашим человеком (лояльным сотрудником)» так как приверженность компании является ценностью, очень значимой для руководителя и коллег по работе. Сотрудник этого типа идентифицировался с компанией, предан ей. Он с гордостью будет говорить знакомым, - «Это наша компания! Я работаю в этой компании!». В свою очередь руководитель скажет о таком сотруднике,- «Это наш человек! Я могу ему доверять как самому себе».   

Тип 3 – «Критик-аналитик». 

Задача не принимается(отрицательное отношение к задаче или форме, в которой она поставлена, неприятие действий или личности руководителя).   Смысл задачи и ожидания руководства, поставившего задачу, понятны работнику (задача понимается). 

Отношение к целям, руководству:

Линия руководства, в соответствии с которой поставлена задача, или форма, в которой это сделано, вызывают отторжение, непринятие. Отсутствует желание решать задачу, «руки опускаются». 

Действия при получении задач:

Работник критикует решение руководства, даёт экспертную оценку распоряжениям. Прогнозирует последствия. Пытается вносить коррективы. Убеждает. Последовательно отстаивает свою позицию. 

Роль в процессе решения  задач:

Распространённой ошибкой руководителя бывает излишне настороженное отношение к «критикам-аналитикам». Эти сотрудники лишь на первый взгляд не лояльны. При осуществлении действий, направленных на вовлечение подчинённых этого типа в процесс принятия решений и разделения с ними ответственности за их реализацию такие изначально критически настроенные сотрудники становятся приверженцами линии руководства. Становятся наиболее ревностными борцами за интересы компании. Они «болеют» за дело. Хотят максимальной эффективности и совершенства в работе. Они требовательны к себе, коллегам, руководству. Для предохранения от роковых ошибок руководителю необходимы такие члены команды. Они служат гарантом «проверки на прочность» принимаемых решений. В психологии групп известны феномены «группомыслия»[5], когда группа склонна к принятию более рискованных решений, чем индивидуумы и «гипертрофированного доверия лидеру», когда наблюдается тенденция некритичного отношения к мнению лидера, что нередко приводит к губительным последствиям. Наличие в команде «критиков – аналитиков», которые по своей командной роли «обязаны» находить недостатки и риски в принимаемых решениях является одним из инструментов «техники безопасности» в управлении.

В соответствии с типологией командных ролей В.Н. Верхоглазенко «критик - аналитик» может активно проявлять себя в следующих ролях:

«Критик» (проблематизатор) - член группы, ориентированный на поиск причин затруднений в деятельности команды и проявляющийся при возникновении в команде ситуаций неопределенностей, конфликтов, проблем и т.п. посредством стимулирования активности команды в поиске деструктивных факторов.

«Теоретик» (интеллектуал - концептолог) - член группы, склонный к теоретическому конструированию абстрактных объектов и особо выделяющийся в группе как мастер построения концептуальных моделей, позволяющих анализировать и проектировать деятельность на принципиально ином уровне. 

«Знаток» (эрудит) – член группы, отличающийся хорошей памятью и знанием многих фактов в различных научно-предметных, философских и практических областях деятельности.

«Практик» (реалист) - член группы, хорошо осведомленный в практической стороне деятельности команды и в связи с этим реально оценивающий реализационный потенциал того или иного решения (проекта, программы и т.п.), вырабатываемого в группе.  

При неблагоприятном развитии отношений с руководителем и при определенных личностных особенностях «критик-аналитик» может выступать в роли «манипулятора» - «негативного лидера группы, который стремится «продавить» выгодное ему решение, не считаясь с этичностью средств «цель оправдывает средства». Стремится, во что бы то ни стало контролировать ситуацию, навязывать свою волю даже по самым незначительным вопросам. Основная тенденция манипулятора: максимально влиять на события в группе в выгодную для себя сторону, при этом максимально избегая ответственности за результат. Старается тайно воздействовать на членов группы, используя их уязвимые места»[6].   

Активность/пассивность:

Активно отстаивают свою позицию. Предлагают альтернативные варианты решений. Убеждают, аргументируют, обосновывают объективное наличие выявляемых ими «разрывов» в деятельности. «Разрыв» в деятельности понимаем на основе теории деятельности и мышления в версии О. С. Анисимова.  «Разрыв» в деятельности – это такое затруднение в процессе преобразования исходного материала в продукт, которое дестабилизирует деятельность и в то же время не может быть преодолено (рис. 2).    

Рис. 2 Схематическое изображение «разрыва» в деятельности [7]
 
Тип 4 – «Заблуждающийся» 

Задача не принимается(отрицательное отношение к задаче или к тому, как она поставлена, неприятие действий или личности руководителя).   Смысл задачи и ожидания руководства, поставившего задачу, кажутся работнику понятными, но это искаженное понимание. На самом деле, сотрудник заблуждается в том, что правильно понял смысл задачи и её взаимосвязь с общими целями и задачами организации (задача не  понимается).

Рис. 3. «Заблуждающийся».   

Отношение к целям, руководству:

Во многом похоже на отношение «критиков - аналитиков» - критически-неприязненное. Но в отличие от «критиков», хорошо понимающих смысл поставленной руководителем задачи, но имеющих альтернативное мнение по данному вопросу, «заблуждающиеся» находятся «в плену» неточного понимания. Их критика вызывает особо острое раздражение у некоторых руководителей, - «Если не понимают, то хоть бы помалкивали!». 

Действия при получении задач:

Критикует решения руководства. Объясняет своё раздражение «нелепостью» заданий, бессмысленностью «дурной работы». Повышенный эмоциональный фон в реакциях «заблуждающихся» блокирует непредвзятый анализ ситуации, адекватные выводы и действия. Нередко такой сотрудник  провоцирует руководителя. 

Роль в процессе решения задач:

Типичная негативная командная роль таких сотрудников – «критик–деструктор (критикан)» - человек, скептически настроенный и критикующий любые решения группы (и руководителя – прим. авторов). В своей критике пользуется не культурно-мыслительными критериями, а индивидуальными предпочтениями в видении «плохого» («Психология прибыли», В. Н. Верхоглазенко… стр. 61). 

Активность/пассивность:

Для сотрудников этого типа характерна импульсивная негативно-эмоциональная реактивность. Активность носит деструктивный характер, так как в действиях «заблуждающегося» отсутствует лояльность и адекватность понимания. 

Комментарий к рисунку 3:

Заблуждающийся сотрудник, для которого характерно иллюзорное понимание смысла поставленных задач, не осознает своего заблуждения. В своем самоощущении он, скорее «критик - аналитик», который понимает, но не принимает. Потому часто и выступает в роли «критика - деструктора», что не разобрался по существу дела. Из этого следует простая рекомендация. Если мы охвачены критическим настроением и нам кажется, что начальство «все делает не так», «отдают дурные распоряжения», «создают проблемы от нечего делать» нужно задать себе вопросы – «А не заблуждаюсь ли я в том, что правильно понимаю смысл поставленной задачи?», «А для чего это могло бы быть нужно?». Можно и руководителю задать вопрос о том, для достижения каких организационных целей нужно решать эту задачу? Является ли это единственным возможным способом достижения организационных целей или можно предложить свой вариант, свою версию, программу, проект и т.п.? Если, конечно, корпоративная культура характеризуется скорее демократичными, чем авторитарными отношениями в коллективе. 

Тип 5 – «Исполнитель лояльно-демонстративный»
 
Задача формально принимается(«показная», «фиктивно-демонстративная» лояльность по отношению к организации, руководителю).   Нет полноты понимания смысла задачи, понимания соотношений поставленной задачи с целями организации (задача не понимается). 
 
Отношение к целям, руководству:

Отношение показное, неискреннее. Работник преследует цели самоутверждения, карьерного роста. Желает «выделиться», обратить на себя внимание руководства. Если охарактеризовать его поведение на профессиональном сленге, такой сотрудник «пиарит» себя, свою работу. Делает карьеру. Действуя определенным образом, задумывается не о последствиях для дела, а об отношении руководителя к своей персоне. Исполнитель лояльно-демонстративный может допоздна работать, выходить на работу в выходные дни, прилагать много усилий. При этом весьма любопытно бывает наблюдать, как время работы такого сотрудника напрямую зависит от графика руководителя. Начальник до восьми вечера и он до пяти минут девятого. Руководитель в шесть уйдет – и его в начале седьмого не застать…  

Действия при получении задач:

Может изображать бурную деятельность, результатом которой становятся «фиктивно-демонстративные продукты». Последствия своих действий (или не действий) для других сотрудников организации не волнуют, если за них не придётся отвечать лично.
 
Роль в процессе решения задач:

Нередко предпринимают попытки, не разобравшись в существе дела занять лидерскую позицию. Стремятся оказаться «в нужное время в нужном месте». 

Активность/пассивность:

Действует только после получения соответствующей резолюции «сверху». Лояльно-демонстративного работника заботит не качество результата, а быстрое исполнение распоряжений руководителей. Расставляет приоритеты без учета реальной срочности и важности для дела, ориентируется только на мнение начальства. 

Тип 6 – «Исполнитель не лояльный, пассивный» 

Задача понимается  (работнику ясно, какой результат от него ожидают, как можно решить задачу).   Нет принятия и лояльности, преобладает критически-скептическое отношение (задача не принимается).  

Отношение к целям, руководству:

Отношение неприязненное, скептическое, критическое. Сопротивляются изменениям, инициативам других сотрудников – «Не высовывайся! Тебе что, больше всех надо что ли?». Если большинство коллектива находится в таком состоянии, то внедрить инновации, изменения в деятельность организации становится крайне проблематично. Если в компании наступят трудные времена, они первыми уволятся. Если от конкурирующей компании поступит предложение о смене места работы, как правило, соглашаются при обещаниях даже минимального улучшения условий работы. Или используют предложение как повод для «шантажа» руководства с целью повышения зарплаты.
   
Действия при получении задач:

При получении задач понимают, какой результат желает получить руководитель, но внутренне с неприязнью относятся к задаче, руководителю. Вопросов почти не задают. Могут внешне покорно ответить – «сделаем…». При малейшей возможности уменьшают объем работ, выполняя задания на минимально приемлемом уровне. Получив задание от руководителя, затягивают время решения вопроса под разными предлогами, пока, вдруг, это дело не поручат другому работнику или актуальность пропадёт, и про него забудут. На глаза руководителю стараются не попадаться, чтобы избежать случайных поручений. Нужно признать, что зачастую сами руководители ставят задачи тому, кто «под руку попался». Стихийно управляют, постепенно превращая потенциальных «резервистов на повышение» в «исполнителей не лояльных, пассивных». 

Роль в процессе решения задач:

Согласно М.Белбину [8] роли представляют собой полезные модели поведения в работе команды. Для «исполнителя не лояльного, пассивного» характерно отсутствие полезных моделей поведения в команде. 
  
Активность/пассивность:

Для данного типа реагирования характерно пассивное отношение к происходящему, минимизация усилий, внутренняя неприкреплённость к происходящему. 

Тип 7– «Кандидат на увольнение» 

Задача не понимается  (работнику не ясно, какой результат от него ожидают, что нужно делать, чтобы решить задачу).   Нет принятия и лояльности, преобладает критически-скептическое отношение (задача не принимается). 

Отношение к целям, руководству:

«Кандидат на увольнение» внутренне не прикреплён к организации, руководству, поставленным задачам. Он внешне со всем соглашается, не высказывает критики, не вносит предложений. Работает по принципу – «скажите мне, что нужно сделать, я сделаю,… и отстаньте от меня…». Работника этого типа заботят вопросы никак с работой не связанные. Он, в лучшем случае, честно отрабатывает получаемые деньги. В неблагоприятном варианте стремится сил и времени отдать как можно меньше, получить от организации как можно больше (денег, льгот, строчку в резюме и т.п.). Равнодушие, скука, апатия – наиболее часто испытываемые эмоции. На работе возникает желание «убить время» например, игрой в компьютерные игры или занятием своими делами в Интернете. Отсиживает на работе «от звонка до звонка» и от аванса до зарплаты. На Руси таких называли «хороняка». А их отношение к работе точно выражено в пословицах «моя хата с краю», «поближе к кухне, подальше от начальства». Для иллюстрации рассмотрим пример из практики работы в одной из компаний, лидирующих в России в своем секторе рынка. Володя и Саша, назовем их так, отличались умением весь день провести на работе, не сделав вообще ничего. Они «работали» рядовыми сотрудниками Департамента логистики в одном из лучших в Москве логистическом центре. Володя – болтун, который для коллег был «клоуном - сказочником», своеобразным Василием Тёркиным. Каждый день рассказывал небылицы, которыми очень забавлял грузчиков склада. В этом, и только этом, состояла его работа. Полагаем, что именно в силу такой его роли, своеобразного «души команды», его не увольняли. Возможно, позитивные эмоции, которые испытывали рабочие, смеявшиеся над его «анекдотами из жизни», и были той «прибавочной стоимостью» за создание которой ему регулярно платили зарплату. Как-то раз ему задали вопрос, - «Володя, а ты, почему здесь работаешь, на такой невысокой должности, если такой высококвалифицированный специалист?» (после его рассказа о том, что, оказывается, его задача контролировать работу недавно установленной швейцарцами автоматизированной линии, аналогов которой в России нет). Он ответил – «Здесь платят регулярно».

У другого нашего «героя», Александра, которому несколько месяцев удавалось скрываться от всех, но при этом в первых рядах получать зарплату, это получалось, наверное, потому, что в процессе переезда огромного склада с одного района Москвы в другой руководству склада было просто не до него. Он в десять закрывался в каком-то закутке, выпивал, в тринадцать часов выходил поесть, снова «хоронился» до шести часов. Как-то застав его по пути в «убежище» Александра  попросили на автокаре или тележкой перевезти коробки с фурнитурой с одного места на другое. Было 17.30, полчаса до окончания рабочего дня. На что он ответил, - «Сейчас, что ли?! Нужно же к окончанию рабочего дня готовиться!…». 

Действия при получении задач:

Делает вид, что понял, что от него ожидает руководитель. В состоянии не понимания, не принятия, работник способен выполнять задания, для выполнения которых требуется не больше, чем полчаса. Если через примерно такой промежуток времени руководитель не озадачит новым делом, или не внесёт корректив в проделываемую работу, то результата может не дождаться. Работник в этом состоянии может начать увлечённо изучать содержание рабочих столов коллег, «мониторить» мониторы их компьютеров, увлечённо общаться с бумагорезкой…   

Роль в процессе решения задач:

Такие сотрудники могут невольно играть роль шута, над которым смеются, на которого показывают пальцем. «Прибавочная стоимость» создаваемая таким работником, возможно, состоит в том, что другие сотрудники могут чувствовать некое подобие морального удовлетворения оттого, что они то другие. Что они, в отличие от этого шута, дисциплинированные, трудолюбивые, сообразительные и т.п. работники. 
 
«Кандидат на увольнение» может проявлять себя в следующих негативных ролях:

«Аморальный тип» - человек, осознанно или неосознанно нарушающий общепринятые, общекультурные моральные нормы поведения человека в коллективе. Склонен к разрушению морально-психологического климата в группе.

«Нытик» (зануда-пессимист) – видит все только в черном цвете, говорит и думает только о неприятностях.

«Козел отпущения» - человек, ставший в силу личной предопределенности и (или) каких-то обстоятельств объектом насмешек и потенциальным виновником неудач группы, а также причиной большинства возникающих групповых проблем».[9] 
  
Активность/пассивность:

Активность сотрудник этого типа начинает проявлять, когда ему предлагают написать заявление по собственному желанию. Тогда он начинает интересоваться, почему ему предлагают покинуть компанию. Либо уходит сам, или будет уволен по статье.

Рис. 4. Динамика переходов между типами реагирования.  

Сплошная черта на рисунке разграничивает активные и пассивные типы реагирования на задачу. Типы, расположенные над сплошной чертой, характеризуются активным проявлением отношения к задаче: либо поддержкой, либо критическим отношением. Типы, разграниченные пунктирной линией, являются проницаемыми, подразумевают переходы из одного состояния в другое. В состояние понимания и принятия задачи (характерное для «резервиста на повышение») можно перейти только из активного состояния. Понимание и принятие в момент постановки задачи руководителем является залогом дальнейшего карьерного роста. Если задача принимается, но не достаточно точно понимается, то работник может задать руководителю вопросы на понимание и, благодаря проявленной активности, перейти в состояние «резервиста на повышение».

Другой возможный для него путь – сначала критически отнестись к задаче (перейти в состояние «критика – аналитика»), и, благодаря критическому осмыслению, понять смысл задачи. После процедуры понимания у работника, который изначально находился в состоянии «наш человек», появляется возможность вновь осуществить внутреннее прикрепление, принятие задачи. Понимая и принимая, работник окажется в благоприятствующем карьерному росту состоянии. Если сотрудник изначально находится в критической позиции, то он может придать прикреплению, принятию приоритетное значение, к своему пониманию отнестись критически, подвергнуть его сомнению. Внутренне прикрепившись, он может по-новому осознать смысл поставленной задачи. Тем самым перейдет в состояние «резервиста». «Заблуждающийся» может критически отнестись к своему мнению, проверить его, тем самым переместиться в состояние «критика-аналитика». Исполнитель «лояльно-демонстративный» при показной внешней активности не понимает смысла задач в целостном контексте организации, не стремится к этому пониманию, так как его волнует создание впечатления на руководителя, а не интересы дела. Такое состояние является пассивным и препятствующим реальному продвижению. Исполнитель «не лояльный, пассивный» утрачивает интерес к происходящему и, поэтому, также утрачивает подлинное понимание смысла задач, и если не уходит по собственному желанию, то, со временем, его уволят по статье. 

Рекомендации для исполнителей

«Резервист на повышение»:

Нужно продолжать ответственно выполнять поручения, проявляя понимание и лояльность, проявлять инициативы и постепенно круг полномочий будет расширяться.
 
«Критик – аналитик»:

Если Вы замечаете у себя критическое настроение по отношению к распоряжению руководства, то можно задуматься, все ли контексты, под влиянием которых возникла эта задача, мне известны? Для чего может быть необходим требуемый результат? Может, существуют «политические» аспекты ситуации, исходя из которых, возникла задача? Очень помогает перевести свое отношение из «критика - аналитика» в реагирование, присущее «резервисту на повышение» христианское смирение. В качестве примера можно привести фрагмент поучений Преподобного Серафима Саровского: «Не должно входить в дела начальнические и судить оныя; сим оскорбляется величество Божие, от Коего власти поставляются, ибонесть… власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Не должно противится власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию: Темже противляйся власти Божию повелению противляется: противыяющиеся же себе грех приемлют (Рим. 13, 2). Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит в умиление» [10]

«Наш человек (лояльный сотрудник)»:

Если вы доверяете руководителю, дорожите коллективом, организацией, в которой работаете и с готовностью беретесь за выполнение любой поставленной задачи, но иногда оказывается, что руководитель ожидал чего-то другого, то для Вас может быть полезной дополнительная активность на прояснение задачи. Эффективный способ избежать неверного понимание, это резюмирование поручения руководителя. То есть, своими словами нужно пересказать, как Вы понимаете, что и для чего нужно сделать. При этом, проговаривая, Вы сможете осознать, с какими трудностями можете столкнуться в процессе выполнения, какая информация или помощь от руководителя Вам потребуются. Благодаря Вашему резюмированию руководитель также сможет проверить точность постановки задачи и сообщить дополнительные нюансы, которые могут оказаться определяющими для решения задачи. 

«Заблуждающийся»:

Проверьте правильность своего понимания, когда осознаете критическое отношение к поставленной задаче. Возможно, не все обстоятельства Вам известны, в связи с которыми возникла задача. 

«Исполнитель лояльно-демонстративный»:

Может быть, больше внимания уделить интересам дела, а не личному продвижению? Тогда у руководителей будет больше реальных оснований для доверия Вам ответственных поручений и назначения на вышестоящую должность. 

«Исполнитель не лояльный – пассивный»:

Может, есть смысл преодолеть гордую изоляцию, проявить активность в сторону принятия руководства и задач? Или уже пришло время искать другое место работы? Может помочь чувство юмора. Есть такая поговорка, - «если с третьим мужем не получается совместная жизнь, может дело не в муже?». 

«Кандидат на увольнение»:

Может, Вы лучше сможете проявить себя на другой работе? Есть такая история: В начале двадцатого века, в Америке, один фермер отчитывал нерадивого работника за плохое качество ухода за бычками. Он обратил внимание, что работник во время выговора до блеска натер зеркало в кабинете. Тогда он поручил ему мытье окон в усадьбе. Через несколько лет этот человек открыл свой бизнес и стал самым высокооплачиваемым мойщиком окон в штате. 

Рекомендации для руководителей

«Резервист на повышение»:

Вы можете постепенно делегировать все более сложные и ответственные задачи такому сотруднику. Для повышения его квалификации эффективным инструментом является коучинг – освобождение потенциалов, скрытых в каждом работнике. Тим Голлуэй, один из основателей этого направления профессионального содействия развитию, предложил следующую формулу: «успех в профессиональной деятельности = Потенциал – Помехи». Ключ к решению этой задачи, развитие осознанности (как ты это делаешь сейчас?) и ответственности за принимаемые решения [11]. Эффективным инструментом содействия принятию работником осознанных и ответственных решений является технология GROU. Аббревиатура расшифровывается следующим образом: G – goal – цель, R – reality – реальность, O – options – варианты, W – wrap-up – результат [12]. Беседа руководителя с резервистом в соответствии с этой технологией может включать в себя последовательность вопросов следующего типа:

  • По каким затруднениям Вам нужна помощь? (цель беседы).
  • Как сейчас обстоят дела, что происходит? (реальность).
  • Какие варианты решения проблемы видите сами? (варианты).
  • Какой вариант считаете оптимальным? (осознанный выбор).
  • Какие действия планируете? (принятие ответственности за принятое решение). 
Особенность коучинга – отсутствие прямых советов руководителя, о том, как нужно поступить. Работник сам принимает решение и несет за него ответственность. Опыт руководителя необходим, чтобы задать правильные вопросы, которые помогут работнику глубже осознать ситуацию, важные нюансы, и принять решение. Удерживая себя от советов, от соблазна подсказать свой удобный, проверенный способ решения проблемы, руководитель «выращивает» достойную смену. Опыт самостоятельно принятых решений необходим для перехода из позиции исполнителя в ответственного руководителя. В динамично развивающихся компаниях существует негласное правило, желаешь повышения – подготовь достойную смену, чтобы работа выполнялась не хуже. 

«Критик – аналитик»:

Сотрудник, который не скрывает свое мнение по тому или иному вопросу, даже если оно расходится с позицией руководства, ценный работник. Вовлекая склонных к аналитике сотрудников в процессы принятия решений, поручая им роль «адвоката дьявола» (функция командного игрока, заключающаяся в поиске уязвимых мест в решениях, принимаемых группой), запрашивая их мнение по проблеме, относительно которой нужно принять решение, руководитель содействует постепенному изменению отношения сотрудника из критического в лояльное, приверженное руководителю и организации. Вовлечение сотрудников в принятие решений является ключевым фактором преодоления сопротивления работников в процессе внедрения изменений [13]. 

«Наш человек (лояльный сотрудник)»:

Приверженному работнику, который не всегда точно понимает смысл задачи и допускает ошибки в процессе выполнения задания, можно после постановки задачи задать вопрос: «Скажи, как понял, что нужно сделать, чтобы я проверил, все ли тебе сказал?». В зависимости оттого, что скажет подчиненный, Вы сможете задать дополнительные вопросы, чтобы проверить степень понимания работником поставленной перед ним задачи. При необходимости можете дополнить сказанное для полноты понимания  работником поставленной  задачи. 
 
«Заблуждающийся»:

Сотруднику, реагирующему неадекватно ситуации нужно дать «выпустить пар», пригласить для беседы наедине. Задать вопросы о том, как он понимает смысл поставленной задачи. Дополнительно пояснить, прокомментировать контекст задачи, чтобы развеять заблуждения и помочь работнику перейти в состояние понимания и лояльности. 

«Исполнитель лояльно-демонстративный»:

Можно дать понять сотруднику, что Вы цените действия ради интересов дела, а не стремление угодить лично Вам. Будьте бдительны к лести, обилию комплиментов, заискиванию….   Не позволяйте подобострастным сотрудникам играть на струнах гордыни и тщеславия… 

«Исполнитель не лояльный – пассивный»:

Может помочь откровенный разговор наедине. Возможно, что, высказав обиды, неоправданные ожидания, разочарования и др. сотрудник освободится от «камня за пазухой» и вы сможете по-новому выстроить деловые отношения. Благодаря такому разговору и изменению своего отношения работник может из состояния «не лояльного – пассивного» перейди в «резервисты на повышение». 

«Кандидат на увольнение»:

Сотруднику нужно объяснить, какие действия от него требуются, чтобы избежать увольнения, если он дорожит рабочим местом. Важно, чтобы работник понимал, что руководитель дал ему шанс. А как он им воспользуется – это уже его ответственность. 
В заключение, хотим отметить, что характер реагирования сотрудником на поставленную задачу также определяется тем, как руководитель реагирует на ошибки подчиненного. Проявляет ли он раздражение, угрожает санкциями или терпеливо и спокойно вновь и вновь объясняет работнику, что и как нужно сделать. Спрашивает его мнение, прислушивается. У руководителя – наставника все подчиненные со временем становятся «резервистами на повышение».



[1] Р. Мередит Белбин «Типы ролей в командах менеджеров», HIPPO, 2003 г.
[2] В.Н. Верхоглазенко «Управление командой в деятельности» («Психология прибыли», М.: Приор, 2005, стр. 45)
[3] Там же. Стр. 47
[4] «Психология прибыли» В. Н. Верхоглазенко, А. А. Звезденков, М. В. Хлюнева, Москва, 2004, с. 60  
[5] «Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации» под ред. Джона Биллсберри, МИМ ЛИНК, 1997, Ирвинг Л.Джанис «Групповое мышление», с. 180
[6] «Психология прибыли» В. Н. Верхоглазенко, А. А. Звезденков, М. В. Хлюнева, М.: Приор-издат, 2004, с. 61
[7] Там же. Стр. 122
[8] Р. Мередит Белбин «Типы ролей в командах менеджеров», HIPPO, 2003 г. с. 33
[9] «Психология прибыли» В. Н. Верхоглазенко, А. А. Звезденков, М. В. Хлюнева, - М.: Приор-издат, 2004, с. 61
[10] «Житие старца Серафима», Фонд «Христианская жизнь», Клин 2003 стр. 383
[11] Эрик Парслоу, Моника Рэй «Коучинг в обучении», «Питер» 2003, стр. 16
[12] Майлз Дауни «Эффективный коучинг», Москва 2005, стр. 54
[13] Питер Сенге «Танец перемен», ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», Москва 2004 г. стр. 35

воскресенье, 18 октября 2020 г.

The Serial Innovation Imperative - THE MOST INNOVATIVE COMPANIES 2020

 


Facing turbulent and fast-changing markets, innovators need a well-tuned innovation system that can spot emerging product, service, and business model opportunities—and then rapidly develop and successfully scale them—over and over again.


Successful Serial Innovators Get Three Things Right

1) They “Walk the Talk”

Successful Innovators Walk the Talk


By Michael RingelRamón BaezaRahool Panandiker, and Johann D. Harnoss


In innovation—as in life—drive, size, and skill are a powerful combination. Drive to set an ambitious agenda and fund promising opportunities. Size to transform these opportunities into real sources of new revenue. And the skill, as embodied in a well-tuned innovation system, to be able to do it over and over again.

And the world’s most innovative companies have been getting bigger. The revenue of a typical “small” company on BCG’s 2020 list of the 50 most innovative companies is $30 billion—up more than 170% from $11 billion (in constant dollars) in our first survey in 2005.


But drive and size mean little if your innovation system can’t build on them for serial success. And here our research offers a more sobering assessment. Serial innovation is hard. Of the 162 companies that have been on our top 50 list over the past 14 years, nearly 30% appeared just once—and 57% appeared three times or fewer. Only 8 companies have made the list every year: Alphabet, Amazon, Apple, HP, IBM, Microsoft, Samsung, and Toyota.

When we began the research for this 14th edition of BCG’s Most Innovative Companies report, COVID-19 had not yet emerged. As we explored the data and interacted with clients, however, it became clear that this year’s core findings—about the advantages of scale and the imperative for serial innovation—may be even more relevant today as innovation leaders need to adapt to rapidly shifting patterns of supply, demand, consumer behavior, and ways of doing business.

Moreover, our research has shown that companies doubling down on innovation during downturns—using the opportunity to invest and position for the recovery—outperform over the long term. But doing that successfully requires developing a clear innovation strategy and supporting it with appropriate investment, leveraging the advantages of scale, and ensuring that your innovation system is nimble enough to spot and seize the best opportunities quickly and decisively. As we explore these themes, we draw on our global innovation performance database of more than 1,000 firms to detail the practices that make the best stand out from the rest.

COMMITTING TO INNOVATION

Innovation is a top-three management priority for almost two-thirds of companies. This is the lowest level since the financial crisis in 2009 and 2010—perhaps reflecting the uncertain economic outlook amid geopolitical tensions even before the outbreak of COVID-19.

We can disaggregate our findings further. “Committed innovators” (45% of the total) say that innovation is a top priority, and they support that commitment with significant investment. “Skeptical innovators” (30% of the total) are the reverse, seeing innovation as neither a strategic priority nor a significant target of funding. And “confused innovators” (25% of the total) are in between, with a mismatch between the stated strategic importance of innovation and their level of funding for it. (See Exhibit 1.) We find the highest proportion of committed innovators in the financial and pharmaceutical sectors (both 56%)—and the lowest in industrial goods (37%) and wholesale and retail (32%).



Committed innovators are winning. Almost 60% of them report generating a rising proportion of sales from products and services launched in the past three years, compared with only 30% of the skeptics and 47% of the confused. The skeptics may or may not be making wise strategic decisions—it is sometimes neither strategically sound nor feasible to pursue innovation leadership—but at least they are consistent. The confused are a puzzling lot with a worrying disconnect between strategy and innovation spending.

And winners are more likely to be committed innovators, further evidence of the divide between the best and the rest that we have discussed in the past few innovation reports. In 2019, for example, we found a wide gulf between strong and weak innovators with respect to their use of artificial intelligence (AI). We also discovered that strong innovators were making increasing use of external innovation channels such as incubators and partnerships with academic institutions. Our 2018 research showed that almost 80% of strong innovators have properly digitized innovation processes compared with less than 30% of weak innovators. The relationship between commitment and results is the latest evidence of the strong getting stronger—across a spectrum of innovation-related criteria.

HOW COMMITTED INNOVATORS ARE PLACING THEIR BETS

While many companies struggle to address multiple innovation challenges at once, committed innovators prioritize a handful and as a result address them more effectively. They focus on advanced analytics, digital design, and technology platforms. (See Exhibit 2.) Companies may embrace these enablers for different reasons. Advanced analytics, for example, are a top priority for industrial goods companies that are seeking to develop new analytics-driven value propositions, such as agricultural equipment manufacturers moving into precision farming enabled by the Internet of Things (IoT).


Even among committed innovators, only 60% report success in solving the challenges they prioritize. All companies have plenty of room to improve but doing so may be hampered by the “AI paradox” we pointed to last year—the ease of achieving powerful results with AI pilots and the difficulty of replicating those results at scale. Another issue is the challenge of making success repeatable, establishing a successful serial innovation machine. (See the related article in the 2020 report, “When It Comes to Innovation, Once Is Not Enough”)

Consider the example of Target. The company is making a major push to innovate in its core store-based retail business and achieve synergies between offline and online commerce. Target doubled capital expenditures from 2016 to 2018. The intent is to attract foot traffic by making stores more interactive—for example, customers can better imagine how products fit their homes by using augmented-reality point-of-sale displays. The company also wants to create omnichannel customer journeys so that shoppers can seamlessly move among channels, ordering at home and picking up in stores, for instance. Target’s online sales growth outpaced its competitors in 2019, and in a sector that has been under sustained disruptive attack, it generated 25% annualized TSR for the past three years.

INNOVATION AND DISRUPTION

Since 2015, we have asked executives to name not only the three companies they regard as the top innovators across all industries but also the three most innovative companies in their own industry. This year, we noted a new and surprising pattern: compared with 2015, significantly more respondents named companies traditionally associated with a different industry as a leading innovator in their own industry. Think Amazon in health care or Alibaba in financial services.

In a world where every industry is becoming a technology industry to some degree, this kind of boundary-busting innovation is an increasingly important innovation capability. We have therefore added a new scoring dimension to our most innovative companies ranking methodology that captures each company’s variety and intensity of boundary breaking. Granted, some companies have always been boundary busting. For example, 3M has innovated in multiple industries over the years, including consumer goods, chemicals, manufacturing, and medtech. Yet today, we already see significantly more such activity compared with 2016—an increase of 20%. New players that are active across industry borders and exemplify this trend include firms such as Sony, Nike, Xiaomi, and JD.com.

Looking at the data on the industry level, software and services companies are the ones most frequently cited as entering other sectors—further confirmation (if any is needed) of venture capitalist Marc Andreessen’s 2011 observation that “software is eating the world”—but tech is far from the only cross-industry disruptive innovation force. (See Exhibit 3.) Automakers, chemical companies, retailers, and industrial manufacturers are also playing more and more often in other companies’ sandboxes as they see opportunities for new technology-enabled business models and revenue streams outside their own core businesses.



These disruptors are often orchestrating ecosystems that bring together the capabilities of multiple participants in a new platform or service offering. The auto industry’s shift toward autonomous driving and a mobility model is one prominent example, as demonstrated by Sony, Alphabet, and Apple, as well as automotive companies such as Tesla, Volkswagen, and Bosch.

The IoT and other technologies create opportunities for traditional companies, such as manufacturers, to transform themselves into data-enabled software or service businesses. These companies often play offense and defense simultaneously. Think of the ongoing transformations in the automotive, aircraft, and farm equipment industries, where companies are moving from manufacturing equipment to combining equipment, data, software, and connectivity to provide entirely new types of solutions. The data suggests that successful self-disruptors earned an annual TSR premium of 2.7 percentage points from 2016 to 2019 over companies that focused solely on defending their own turf.


A clear innovation ambition, appropriate resourcing, and the ability to break industry boundaries are not the only prerequisites for innovation success. As we examine in the companion articles that make up this year’s report, winners find a number of ways to differentiate themselves. And large companies are increasingly using size to flex their innovation muscles and may be even more advantaged now than In Innovation, Big Is Back.

2) They Embrace the Benefits of Scale

In Innovation, Big Is Back



Conventional wisdom suggests that when it comes to innovation, small companies have the edge. They are quick and nimble. They have no legacy organizations, technology, or infrastructure to hold them back. Because they are often privately owned, they can play for the longer term. Big companies, by contrast, are weighed down by internal bureaucracy, bound by out-of-date systems and ways of working, and if publicly traded, too focused on the next quarter’s earnings to think about the longer term.

But even before the crisis, the data suggested a more nuanced picture. While smaller companies’ scale makes coordination easier—and helps ensure that they stay closer to customers—our research found that the innovation success rates of smaller companies were not higher in any statistically significant way than those of larger ones. And today, given the greater ability of larger companies to fund investments from their own cash flows, some of them may actually have an edge.

Of course, if size is not an impediment to innovation, it stops being an excuse for underperformance. After all, as we show in a companion article in this year’s report, the most innovative companies in BCG’s annual listing have been getting larger. So what distinguishes the large companies that are innovation winners from the rest?


THE BIG ENGINES THAT CAN

Large companies face a few common obstacles. The top two issues cited by all large firms in our 2020 innovation survey are a lack of discipline in resource allocation, including insufficient rigor in cutting questionable projects while putting muscle behind those with promise (31%), and the difficulty of uniting the organization behind the innovation strategy (27%).

But not all large companies are alike. More than 40% of the big companies (defined as $1 billion or more in revenue) in our 2020 sample overcome these two key obstacles. They fall into the innovation leaders category—that is, they generate a larger percentage of sales from products or services launched within the past three years than their industry median. This compares with on average 50% of the smaller firms surveyed. (See Exhibit 1.) So, smaller companies are more likely to outperform the large firms, but the difference is small in magnitude and not statistically significant.


MORE BANG FOR THE BUCK

Innovation leaders appear to be remarkably alike, regardless of size. Smaller leaders make investments in innovation as a percentage of sales at a similar level as bigger companies. They are equivalent in speed to market and achieve comparable returns. The real distinctions emerge when we look at what distinguishes large leaders from other large firms.

Large innovators that outperform their big-company peers put more money behind their innovation programs—1.4 times more as a percentage of sales—and they get far greater payoffs: four times as much as a percentage of sales. (See Exhibit 2.) Surprisingly, they also take time to get things right, with large leaders reporting average times to market for innovation outside their core that are up to five months longer than the times for others.


OVERCOMING BARRIERS

So among the larger innovators, what are the key differences between the leaders and the laggards? To our surprise, culture does not appear to be one of them. In fact, the cultures of large companies, both leaders and laggards, look very similar. (See Exhibit 3.) Granted, an innovation culture is notoriously hard to describe or assess. Still, the data suggests culture may not be a precondition for, but rather have a correlation with—or even be an outcome of—innovation success.


Leading large innovators pursue different priorities and more carefully design their innovation systems for impact. Laggards must first put a lot of attention into fixing the basics: building new and critical incubation or development skills, gaining leadership support, and establishing strategic clarity on the direction of innovation efforts. Leaders seem to have the luxury to address higher-order issues, however, such as filling gaps in product-market fit and building a stable of scalable external partners. Leaders are also about 15% more likely to prioritize business model innovation although not uniformly across industries. (See Exhibit 4.) Innovation at the business model level—to defend existing profit engines, to imagine entirely new offerings in response to emerging customer needs, or to adapt current business models to ongoing shifts in the business environment—can provide an important edge, particularly in turbulent environments.

These differences do not suggest that some strategic choices are better than others. They do spotlight the importance of having an internally consistent systematic approach to innovation.

DESIGNING A WINNING INNOVATION SYSTEM

Deeper analysis of the differences between leaders and laggards in the same industry (as well as BCG’s client experience) points to leaders expanding their advantage in five aspects of their innovation systems. These are talent, ambition, governance, funnel management, and project management.

Our benchmarking database reveals that achieving just one level of improvement on our five-point maturity scale in any one of these five aspects can result in an increase in innovation output (the percentage of sales from products, services, or business models introduced in the past three years) of 0.5 to 0.8 percentage points. A one-level improvement in all five dimensions raises innovation output by 3.4 points—a big yet very much achievable number for any large company.

Inspiring Ambition. Leaders align their innovation ambition with corporate strategy and communicate the connection. The organization has a clear, shared understanding of what it means by “innovation.” Leaders also back their ambition with resource commitments of capital, operating budgets, and staff, as well as top management support. We recently helped a large energy company set its innovation ambition in an iterative process that took into account organic growth expectations and the projected shrinking size of the running business. On that basis, we derived the target growth from innovation and then validated this target with bottom-up growth potentials from different market segments. We then further assessed the resulting ambition against the availability of funds and talent.

One Steering System. Leaders increase their odds of success by establishing good-governance practices and regularly adjusting them as needs change. For example, most large companies now have a varied set of ecosystem partners and vehicles—including internal incubators, venture funds, and accelerators—to accelerate innovation by complementing their in-house development efforts. In practice, these vehicles often overlap in scope, undermining their effectiveness. We observed this dynamic at a global manufacturing company that had various vehicles with overlapping mandates, creating competitive tensions and leading to disconnects with the core business. The company corrected these overlaps by setting up a coherent steering system with specific roles and success metrics for each vehicle.

Talent First. Leaders work toward making their innovation teams go-to destinations for internal and external talent. They devote resources to attracting, training, and retaining the best people they can find—often prioritizing those with entrepreneurial experience. Yet what really drives performance, in our view, is their ability to allocate their best internal talent to innovation teams. One medtech company elevated the role of head of R&D to chief technology officer (a board-level position), trained technical managers in business so that they could become product owners capable of leading cross-functional teams, and now delivers more new digitally enabled solutions than ever.

Portfolio Mindset. Leaders pay close attention to the shape and quality of their innovation funnel—and the processes to manage it. Not surprisingly, leaders tend to have broader funnels: they have the capacity to generate more potentially valuable ideas and convert their best ideas into scalable products or services. Funnel management ultimately comes down to the quality of decision making in a few critical go or no-go decisions, as well as the ability to take both a project and a portfolio perspective at the same time. Winners create the context for better decision making by establishing a focused set of tools and criteria for making the right call, ensuring the ideal balance between hands-off and hands-on involvement, and setting the right incentives, such as not penalizing innovation teams for flagging issues or even recommending a late project pivot.

What’s more, leaders consistently run postmortem analyses to make sure that they learn from mistakes. The best innovators do this not only for failed projects but also for funding decisions that, with the benefit of hindsight, look like false positives or false negatives, to ensure better-quality decision making going forward.

Empowered Teams. Ultimately, the innovation success of a company lives and dies with the quality of its innovation teams. Good teams are small (they adhere to Jeff Bezos’s two-pizza rule) yet functionally diverse, that is, they are staffed with a mix of product managers, engineers, and designers. They typically combine data-driven (patent scanning, for example) and human-centric (such as ethnographic) methods to find solutions to problems that add value for customers.

These teams need a healthy degree of autonomy, embedded in a supportive governance framework. Ideally, they are led by a strong product owner whose top task is to maximize the desirability and viability of the innovation while keeping it technically feasible to deliver in an acceptable time and at an acceptable cost. Incentives matter. Less successful companies tend to manage teams on delivery against expected outputs, while leaders reward high-quality outcomes. A high-quality outcome could be a resounding in-market success but also the early demise of an initially promising but ultimately doomed idea.

We recently assisted a large automotive company in improving the elements of its innovation system. Early idea generation at the company now starts by pairing deep technology and regulatory foresight with customer centricity. In cross-functional ideation sessions focused on anticipated future market opportunities, teams iteratively refine their ideas by drawing up a mockup product-launch press release. These teams address technical, market, and business risks by running an open backlog of implicit, to-be-validated beliefs. Through such methodical testing, the biggest innovation risks are addressed first, greatly improving the odds of an ultimate in-market success. Senior managers set an inspiring yet achievable ambition. They make decisions on the portfolio and funnel of projects every two months, ensuring thoughtful and timely decisions well informed by their proximity to the action.


Being a great innovator is not just about embracing best practices such as the ones detailed above, although doing that is table stakes. It’s also about spotting changes in the technology or regulatory environment, in markets, and in social norms, and then understanding which doors these changes open and which they shut. In many ways, the most successful companies see innovation as a learning journey in which the destination shifts in response to changing travel conditions. As it turns out, the real innovation challenge for large companies isn’t achieving one great success—When It Comes to Innovation, Once Is Not Enough.

3) They Calibrate Their Innovation Systems for Success

When It Comes to Innovation, Once Is Not Enough



Remember the Macarena? The song shot to the top of 15 global music charts in 1996 and was certified platinum in seven countries. It was also a one-hit wonder. The band that created it, Los del Rio, did just fine—but they never topped the charts again.

Startups have it relatively easy. They’re only expected to get it right once. If they do, and are acquired by a larger company, it’s a big victory. Larger companies are held to a higher standard. Their valuations depend on the market’s belief that they will be able to innovate successfully into the future. If they don’t, they’re punished by the market.

As we mentioned earlier, of the 162 companies that have made BCG’s annual ranking of the 50 most innovative companies since 2005, only eight made the list every year—and only 12% ranked in the top 50 ten or more times. (See Exhibit 1.) Serial innovation is hard. But in the current rapidly shifting customer and competitive environment, it is essential.


The 20 companies that made the list more than ten times come from a diverse set of industries—tech of course but also retail, automotive, industrial goods, and consumer products. (For a look at the 50 companies on the list in 2020 and the evolution of the top 50 over the past 14 years, explore this interactive exhibit.) Elon Musk of Tesla (which has made the list seven times) famously argued that even more important than the product is “the machine that makes the machine.” He has a point. Serial innovators succeed not because of the qualities of any individual offering. Rather, they draw on the strength of their underlying innovation systems, which integrate strategy, ecosystems, portfolio management, governance, development, performance management, and more into one seamless and mutually supportive whole. So what does it take to get it right again and again?

SYSTEMATIZING INNOVATION SUCCESS

Successful innovation pays. An investment of $100 made in the MSCI World Index in 2005 would have been worth $251 at the end of 2019. The same $100 invested in BCG’s 50 most innovative companies (assuming annual reweighting) would have grown to $327—30% more. Over the 15 years that we have produced this report, the top innovators have outperformed the companies in the MSCI index by more than 1 percentage point a year on sales growth and by 2 percentage points annually on total shareholder return (TSR).

Everyone knows the parable of the blind men and the elephant: each man can feel and describe a part of the animal, but none of them can get a sense of the whole. Elephants are big; innovation systems are complicated and multifaceted. They involve people and teams from multiple functions. They can have lots of moving organizational parts: R&D, ecosystem partners, incubators, accelerators, and corporate venture funds, for example. They include decision-making systems, processes to guide activities, as well as many less tangible factors such as embedded tools, capabilities, and cultural norms of behavior. In recent years, we have examined specific aspects of such systems: how successful innovators source ideas, how they collaborate, how they organize to support innovation, and how they incorporate new technologies into their programs.

Companies with strong innovation systems do all these things well. But that’s often not enough. Innovation systems are dynamic. They need to be designed and regularly reworked to deliver the desired level of organic profitable growth—but they always need to be seen as a whole. On the basis of our research and experience, we assess innovation systems on ten elements. Seven relate to the innovation platforms and organization that set ambition, define innovation domains, delimit roles, shape portfolios, and measure and reward performance. And three are associated with the actual practice of moving a portfolio of projects to impact. (See Exhibit 2.)


The data from BCG’s innovation benchmarking database shows that companies with better systems achieve an increase of 5 to 20 percentage points in their innovation output (the percentage of sales from products, services, or business models introduced in the past three years).

In our experience, the most successful large innovators take a page from the instruction manual of serial acquirers and systematize the success factors. Serial acquirers integrate the discipline of effective M&A (from target identification and analysis to price setting and negotiation to rigorous post-merger integration) into their management systems. Serial innovators also understand that success depends on all facets of innovation working together toward a common goal of generating a continuing series of new products or services that make an impact where it counts—in the marketplace.

GETTING STARTED

It’s difficult for leaders, even those with 20-20 vision into their organizations, to get their arms around the entire machine and identify what’s working and what isn’t. In most large organizations, the CEO is the only leader who is in a position of authority to drive an innovation system. All other leaders are left with partial or functional mandates. For them to drive change, they need to build exceptional stakeholder orchestration skills in order to cut through silos and build coalitions across the organization.

An effective innovation journey starts with doing the careful work of establishing a common language on innovation, building a fact base for framing the challenge, and getting CEO buy-in. Only then can leaders decide which issues to attack first. What is working well? What are their companies’ most pressing weaknesses? What should they scrutinize first—strategy, governance, process, talent, incentives, culture, or something else?

We have found that a series of pointed questions, each of which focuses on one of the ten essential elements of the company’s innovation system, provide a good way to start. We derived these questions from BCG’s experience working in innovation and validated them against our benchmarking database containing data on the innovation performance and organization of more than 1,000 firms. The questions for innovators in a post-COVID-19 world reflect the typical gaps we see between leading innovators (benchmark companies) and those aiming to join their ranks:

  • Innovation Ambition. Do we have a shared innovation purpose? Have we established an aspirational goal aligned with corporate strategy and value creation targets that rallies our best talent to invent better ways to serve customers and society?
  • Innovation Domains. Is our innovation strategy grounded in deep customer insight and foresight that help us decide what to do—and not do—and enable us to nimbly adjust to shifting opportunities? Do we focus on a limited number of innovation domains where we have a right to win?
  • Innovation Governance. Do we ensure that people and budgets are aligned with our shared innovation priorities—and promptly realigned when priorities shift—even when multiple stakeholders have a voice?
  • Performance Management. Do our metrics and incentives reward both predictable, incremental progress and successful step-change innovation? Do we recognize leaders who are not only able to push new ideas but also recognize failures early in the process?
  • Organization and Ecosystems. Do we have clear roles for all the disparate elements of our broader innovation ecosystem—for example, R&D units, venturing vehicles, digital units, and external partners—to ensure that we collaborate seamlessly and realize our targets?
  • Talent and Culture. Do we have true business builders, and do we allocate our very best talent to our most ambitious innovation challenges?
  • Idea-to-Market Fit. What’s the last truly novel idea we developed that solved a “hair on fire” problem for customers?
  • Project Management. Do we have a clear view of our unfair advantage relative to our competition, and do we actually manage to wield it?
  • Funnel Management. Is our funnel of potentially valuable projects actually funnel-shaped or is it a cylinder? Do we learn from past mistakes?
  • Portfolio Management. Do we manage our portfolio strategically, for example, to ensure balance between core and noncore, or among new products, services, and business models? Do we take nonconsensus bets that promise outsize rewards? Have we reassessed and rebalanced our priorities and our portfolio through the COVID-19 lens?

Consider the well-known history of Apple. Ranked #1 in our top 50 list for all but one year since 2005, Apple is a poster child of successful innovation. But in the late 1990s the company was in trouble, losing out to the Wintel platform. After Steve Jobs’s return in 1997, he set about recalibrating the company’s innovation system for success. He broadened the ecosystem by engaging Microsoft as a partner, strengthened governance by focusing development on the projects most likely to drive value such as the iMac, and increased ambition by defining new domains for innovation (iPod in 2001, iTunes Music Store in 2003). These moves generated the resources and attracted the talent that fueled Apple’s serial innovation machine, which now—against the odds—outlives its original founder.


An effective innovation system takes time and experience to build. Practice, as well as learning from both successes and failures, is essential. Our list of ten questions does not replace the need for a more systematic assessment. From time to time, a company needs to reassess and revalidate all the elements of its innovation system—the “machine that makes the machine”—to ensure that it is delivering maximum value. Still, in our experience, these questions provide a starting point for innovation leaders to build a case for change, rally other stakeholders, and point to a first set of points for action. Successful serial innovators are made, not born.




THE 50 MOST INNOVATIVE COMPANIES FOR 2020

The BCG most innovative companies ranking is based in large part on a survey of 2,500 global innovation executives (63% C level, 37% senior vice-president or vice-president level) who were polled from August 2019 through October 2019. We assess companies’ performance on four dimensions and then take an average of normalized scores to calculate the overall ranking. This year, as noted in the text, we added a new scoring dimension that captures each company’s variety and in-tensity of boundary breaking, by assessing its ability to breach established industry entry barriers and play in an array of markets out-side its own. These four dimensions are:

The 50 Most Innovative Companies of 2020


Source: BCG Global Innovation Survey.

Note: Returnees have appeared on the ranking before but not in the prior year. Values in parentheses show change in ranking from 2019.

https://www.bcg.com/