четверг, 3 ноября 2022 г.

Этапы разработки стратегии

 


Этапы разработки стратегии – последовательность работы по созданию стратегического плана, включающая анализ внешней и внутренней ситуации и траектории развития, определение стратегических целей, а также разработку подходов по их достижению.

Этапы разработки стратегии могут представлять собой эпизодическую или непрерывную работы организации, направленную на:

  • анализ рыночной ситуации и тенденций развития окружающей среды,
  • поиск возможностей и идентификацию угроз,
  • объективную оценку способностей компании и ресурсного обеспечения,
  • выбор направлений развития и определение обоснованных долгосрочных целей,
  • разработку детального плана реализации целей и способов достижения ожидаемого видения компании.

Непрерывная разработка стратегии развития является более предпочтительным вариантом по сравнению с широко распространённой эпизодической разработкой. Мы рекомендуем встроить необходимые этапы в процессы управления, чтобы сделать работу по достижению целей непрерывной.

Это повысит качество управления и вероятность реализации стратегии. Какие этапы и методы необходимо применять для успешной разработки стратегии, какова их последовательность и подходы к внедрению мы выясним в сегодняшней статье.

Этапы разработки стратегии: состав и последовательность

Методов разработки стратегии довольно много. Как правило, они предполагают последовательное использование определённых инструментов стратегического анализа и планирования, которые компании выбирают по своему усмотрению. В реальности компании часто принимают один метод за полноценную разработку стратегии. Это неправильно.

При разработке стратегии важно учитывать множество факторов, влияющих на вероятность её реализации. В связи с тем, что среднее время работы одного сотрудника часто меньше временного горизонта стратегического планирования, сотрудники часто фокусируют внимание только на разработке стратегии, предполагая, что реализацией стратегии будут заниматься другие люди. Поэтому стратегии компаний часто представляют собой красивые документы, а не детальные и последовательные планы действий по достижению поставленных целей.

Мы провели большую работу для того, чтобы выяснить, какие именно этапы разработки стратегии должны быть обязательно выполнены, чтобы обеспечить наибольшую вероятность её реализации. Помимо этого в виду того, что динамика изменения компаний и турбулентность рынков в последние десятилетия возрастают, была поставлена задача обеспечения возможности быстрой корректировки стратегии развития компании. Результаты этой работы сформировали научно обоснованную методологию Strategium Space Scrum, которая обеспечивает наиболее высокое качество сложного интеллектуального продукта – стратегии развития компании.

Периодическая система стратегических элементов содержит более 100 методов и инструментов, которые можно использовать при разработке стратегии по нашей методологии, но не все они могут применяться сразу. Есть определённые базовые этапы, которые нужно сделать ранее остальных. Эти этапы и входят в Strategium Space Scrum.

Состав этапов этой методологии вы можете видеть на иллюстрации ниже.


Этапы разработки стратегии или стратегические сессии

Наш курс по разработке стратегии для команд даёт возможность команде компании грамотно провести серию стратегический сессий, которые являются неотъемлемой частью процесса стратегического планирования и управления. Курс содержит подробные инструкции и шаблоны, которые помогут вам или вашей команде последовательно разработать качественную стратегию развития.

Каждый этап методологии сформирован в виде отдельной стратегической сессии, которая выполняется сотрудником или рабочей группой. Методология предполагает быструю и структурированную работу, которая напоминает спринты в методе Scrum, который позволяет ускорить разработку сложных продуктов и повысить качество результата.

Более привычным названием для таких этапов является стратегическая сессия. Подробные сведения о конкретной стратегической сессии, её назначении, целях, составе участников, порядке работ, используемых форматах и шаблонах представлены в соответствующих уроках курса по разработке стратегии.

В этой статье вы ознакомитесь с кратким обзором каждого этапа методологии, чтобы подготовиться к разработке стратегии, обсудить работу с исполнителями и запланировать соответствующие спринты (стратегические сессии).

В видео ниже вы ознакомитесь с составом методологии, но в тексте ниже, некоторые вопросы раскрыты более отчётливо.


Видео создано на предыдущей версии визуализации методологии, однако состав и последовательность этапов разработки сохранены.

Схема внедрения процесса разработки стратегии в систему управления

Прежде чем приступить к описанию этапов разработки стратегии развития, я хотел бы остановиться на том, каким образом сделать так, чтобы эти этапы стали неотъемлемой частью системы управления компании. Это достигается с помощью проекта внедрения системы стратегического управления компании.

Реализация такого проекта также возможна по нашей методологии, фрагмент которой вы можете видеть на схеме ниже.


Данная схема показывает последовательность работ по внедрению системы стратегического управления, которая обеспечивает качественную и быструю разработку стратегии развития и своевременную её корректировку. Подобный проект можно реализовать параллельно с первоначальной разработкой стратегии и закрепить необходимые процессы в рутинах (устоявшихся процессах) предприятия при последующих обновлениях стратегии.

Этапы разработки стратегии: 11 взаимосвязанных шагов

Каждый этап методологии представляет из себя отдельную стратегическую сессию, которая позволяет выполнить одну из нескольких важнейших работ по созданию детального стратегического плана компании. Каждый из этапов предполагает применение одного или нескольких инструментов разработки и предусматривает получение промежуточного, но цельного результата, который может быть использован на следующих стратегических сессиях.

Краткую информацию по каждому этапу методологии вы можете увидеть ниже. Если по какому-то из этапов на нашем сайте есть открытый (бесплатный) урок или статья, то в тексте будет указана соответствующая ссылка. Для удобства мы будем называть стратегические сессии спринтами, предполагая, что эти работы выполняются структурированно и быстро в рамках одного состава рабочей группы.

Спринт 1. PESTLE-анализ


Разработка стратегии должна начинаться с оценки состояния внешней среды на макроуровне и анализа влияния отдельных факторов этой среды на будущее компании. Эту задачу выполняет PESTLE-анализ.

Суть PESTLE-анализа состоит в том, чтобы проанализировать важные для бизнеса компании факторы: политические, экономические, социальные, технологические и другие. В ходе этой работы определяются тенденции изменения этих факторов и степень влияния этих тенденций на будущее организации или функциональной области, если речь идёт о разработке стратегии подразделений.

Факторов может быть довольно много. Для того, чтобы не упустить важных тенденций, компания должна периодически отслеживать изменения внешней среды. Подробные инструкции по проведению PESTEL-анализа, адаптированные к командной работе на стратегической сессии представлены в соответствующем уроке курса по разработке стратегии компании.

Спринт 2. SWOT-анализ



SWOT-анализ, пожалуй, наиболее известный метод стратегического анализа. Он позволяет определить внутренние силы и слабости, а также возможности и угрозы внешней среды. Часто компании сводят процесс разработки стратегии только к стратегической сессии по SWOT-анализу. Это недопустимо.

Часть данного анализа, касающаяся внешней среды, в большой степени будет конкретизацией результатов предыдущего спринта. А часть, касающаяся внутренней среды, позволяет детально проанализировать слабости и сильные стороны компании.

Возможности, угрозы, сильные и слабые стороны есть не только у компаний, но и у их подразделений или функциональных областей. Поэтому, если вы разрабатываете стратегию нижнего уровня по отношению к стратегии компании, то важно понимать, что внешней средой для подразделения является не только среда вне компании, но и окружение подразделения внутри компании.

Спринт 3. Протостратегии



На этой стратегической сессии рабочая группа вырабатывает прообразы стратегических решений на основе проведённого SWOT-анализа. Мы называем эти решения протостратегиями и выявляем их путём детального анализа результатов SWOT-анализа на следующем спринте.

На самом деле, эти два спринта, SWOT и протостратегии, являются двумя стратегическими сессиями по расширенному SWOT-анализу. Разделение в нашей методологии сделано в виду большого объёма этой работы и несколько отличающихся компетенций, требуемых рабочим группам: в SWOT больше аналитической работы, а в протостратегиях нужно выявлять конкретные решения тех или иных проблем или их комбинаций. Это требует более ориентированного на бизнес-инжиниринг подхода и привлечения некоторых дополнительных сотрудников в команду.

Данный спринт является важным для многих последующих этапов разработки стратегии. Большинство идей, которые здесь формируются войдут в окончательный вариант стратегии компании. Они могут быть переструктурированы и объединены в стратегические проекты, но идеи этих проектов, как правило, возникают именно на этом этапе.

Спринт 4. Бизнес-модель



Предыдущие этапы разработки стратегии составляют классический подход к проведению стратегического анализа. Однако многие компании упускают важнейший этап разработки, который охватывает динамические процессы взаимодействия между внешней средой и внутренними процессами. Эту задачу выполняет стратегическая сессия по бизнес моделированию.

Как правило, компании, особенно крупные, сидят, и я бы даже сказал, восседают на какой-то одной бизнес модели. Такое пассивное поведение касается не только неразвитых экономик, но и мировых лидеров. Иногда, как правило, это происходит в кризисы, рынок заставляет их менять свою бизнес-модель. Достаточно вспомнить наш анализ процесса корректировки бизнес-моделей Microsoft и Apple. Так что бизнес модели всегда нужно анализировать, заниматься поиском новых, если не постоянно, то с короткой периодичностью.

Это отличный инструмент анализа логики бизнеса, которая часто меняется, в связи с тем, что создаются новые технологии, развивается интернет, меняются предпочтения потребителей. Бизнес моделирование позволяет это анализировать.

Делать ли для вашей компании бизнес-модель – это ваше решение. Оно зависит от специфики компании. Мы рекомендуем это делать. Иначе зачем вообще делать стратегию, если вы развиваетесь в старой бизнес-модели. Что вы там изменили? Рынки, цифры? А остальное осталось по-прежнему? Такую стратегию нельзя назвать в полной мере развитием, трансформацией и движением вперёд.

При этом нужно учесть, что для наибольшей полезности нужно делать и старую бизнес-модель, и новую (целевую) бизнес-модель. Как минимум старую бизнес-модель  мы должны создать, чтобы оценить её эффективность. Для создания бизнес-моделей мы используем нашу методологию Rytsev Business Model, подробности вы можете узнать в программе по построению бизнес-моделей ниже.

Спринт 5. Миссия



Когда мы определили бизнес-модель, в которой мы работаем или будем работать, оценили внешнюю среду, угрозы и возможности, то наступает момент, когда мы должны определить свою роль во всём этом внешнем мире, который мы проанализировали. Настало время определить и принять миссию компании. Почему мы делаем это именно на этом пятом этапе?

Миссия – это предназначение организации (у функции тоже может быть своя миссия внутри организации), которая определяет и разъясняет смысл и основную цель её существования. Организация не существует сама по себе, она встраивается в другие социальные системы, общественные отношения и извлекает из этого прибыль в рамках определённой бизнес-модели. Поэтому миссия для организации является неким связующим звеном с внешней средой. Она задаёт роль организации в этой внешней среде и в мире.

Но нет смысла заявлять своё предназначение ранее, чем мы проанализируем то, где и как мы будем существовать и будет ли это целесообразно экономически. Эти данным мы получаем на этапе бизнес моделирования. Именно поэтому методология разработки стратегии сначала предполагает анализ того, где мы будем существовать, а уже потом определение своей роли в этой среде.

Миссия и видение обычно идут рядом. Вы можете подумать, что следующей стратегической сессией должна быть сессия по разработке видения компании, но это не так. После выработки миссии организации команда разработки стратегии должна понять, что нужно делать на регулярной основе, чтоб действительно реализовать миссию. Что мы должны делать на более низком уровне организации для этого?

Смысл состоит в том, что миссия, которую мы разработали на этом этапе, определяет требования к функционалу компании. Поэтому следующим этапом является определение функционала компании.

Этапы разработки стратегии. Спринт 6. Функционал компании



Миссия определяет предназначение компании, но, чтобы соответствовать ему, организации нужно делать конкретные вещи и конкретные дела регулярно. Мы будем называть такие регулярные действия функциями. Каждая из этих функций прямо или опосредованно выполняет какую-то задачу, которая, в идеале, должна работать на соответствие компании своей миссии.

Таким образом, миссия и функции, её поддерживающие, это и есть повседневная деятельность компании. Почему это должно появиться в стратегии вашей организации? Потому что большинству организаций ещё очень далеко до реализации миссии. Они только сформулировали свою миссию и теперь обычную организацию нужно соответствующим образом изменить и сделать её соответствующей своей миссией. Это может занять не один год и поэтому такая трансформация является стратегической, а значит должна управляться в стратегическому контуре управления и находить своё отражение в стратегии развития.

Итак, функционал, который мы сейчас обсуждаем, является довольно обширным для организации. Фактически, это значительная часть всей регулярной деятельности компании. И все эти функции и задачи нужно структурировать, иначе мы не сможем с этим массивом регулярных функций, действий и процессов работать. Обычно это реализовывается через модели бизнес-процессов. Так мы и будем делать, но есть ещё несколько уровней классификации, которые помогают управлять регулярной деятельностью компании.

Этими уровнями являются следующие:

  • проекции организации (самый верхний уровень – это финансы, клиенты, процессы и развитие – для адептов BSC это будет понятно),
  • сферы влияния,
  • функциональные задачи.

Так что на стратегической сессии, посвящённой функционалу мы создаём процессную базу реализации миссии компании, иначе она будет пустыми словами. На нижнем уровне этой работы появляются функциональные задачи, которые нам нужно регулярно выполнять, чтобы соответствовать нашей миссии. Это достаточно объёмный массив данных, но именно отсюда и проистекает возможность последующего каскадирования стратегических целей, связанных с изменением способа работы компании.

Такое структурирование текущей деятельности компании для соответствия миссии помогает эффективно управлять и целевой моделью (функций и процессов) и использовать её на других этапах разработки стратегии.

Спринт 7. Видение



После того, как мы описали функционал компании и возможные корректировки в этой области настаёт очередь формулирования видения. На предыдущих стратегических сессиях компания определила, чем она будет заниматься и какой функционал должен поддерживать эту деятельность. Формулируя видение команда определяет конкретное целевое состояние компании в будущем.

Например, если компания оказывает услуги по разработке стратегии и её миссия помогать организациям достигать своих целей, то видением в таком случае будет некое состояние компании в будущем. Например, быть мировым лидером в этой области и оказывать услуги на глобальных рынках.

Я надеюсь вы уловили эти особенности видения и то, что на данном этапе методологии разработки стратегии мы постепенно переходим к целеполаганию и ставим конкретные цели. Видение – это состояние компании, которое необходимо достичь через 5 или, например, 25 лет, и оно является неким образом будущего, для достижения которого и разрабатывается стратегия. Это прямой переход к целеполаганию, который будет преобразовываться в цели и конкретные действия по их достижению на последующих этапах.

Спринт 8. Карта целей



Теперь нам нужно расшифровать видение компании не только по сути, но и по времени. Однажды сформулированное видение достигается постепенно. Наступает очередь детализации видения через цели для разных временных горизонтов.

Чтобы реализовать указанное выше видение, компания должна выйти, например, на конкретные зарубежные рынки, оказывать конкретные услуги и использовать конкретные технологии и так далее. Эту информацию мы и фиксируем через цели.

Цель – это описание желаемого состояния объекта в будущем. А карта целей – это совокупность целей организации (или функциональной области), объединённых причинно-следственными связями. Каждая цель должна быть обоснована, она не может быть взята с потолка, она должна быть взята из конкретных причинно-следственных связей. Каждую такую связь команда разработки должна отследить и исходя из них проводить всю дальнейшую работу по разработке стратегии.

И карта целей является средством, позволяющим создать взаимосвязанную, сбалансированную и логически обоснованную стратегию. Этому посвящены последующие этапы.

Спринт 9. Стратегические проекты



И только после создания карты целей команда разработки стратегии может приступить к определению способов достижения целей и начать разрабатывать собственно стратегию, т.е. способы достижения поставленных целей. Эти способы могут быть оформлены в виде стратегических проектов, инициатив или программ. Данная классификация зависит от масштаба организации, но независимо от названий, все они должны быть направлены на достижение стратегических целей, видения и соответствие миссии организации.

Планированием стратегических проектов мы детально занимаемся в соответствующем спринте курса по разработке стратегии. Но нужно понимать, что когда мы разрабатываем проекты, то мы можем запланировать столько всего, что потом это невозможно реализовать. Просто не хватит ресурсов. Поэтому мы должны провести балансировку стратегии компании по ресурсам. В соответствии с нашей методологией такую задачу рабочая группа по разработке стратегии решает на следующей стратегической сессии.

Спринт 10. Ресурсы



Если финансы компании уже как-то научились планировать, то планировать ресурсы, особенно в расширенном смысле, мало кто умеет. Не все даже понимают, что это такое. Ресурсы это не не только финансы, материалы и люди, это гораздо более широкая вещь.

Стратегии, к сожалению, чаще не реализовываются не из-за материальных ресурсов, а из-за более тонких вещей, которые также необходимы для преобразования материальных ресурсов и получения результата. Такими вещами являются знания, компетенции, отношения с контрагентами, динамические способности и многое другое. При разработке стратегии нужно проверять, как недостаток этих ресурсов может повлиять на её реализацию. Если проблема есть, то необходимо заблаговременно создавать и развивать требуемые ресурсы, чтобы они обеспечивали или не мешали достижению стратегических целей.

По сути, когда мы сделали балансировку по ресурсам, то наша стратегия уже сформирована, остаётся её оформить. Это делается в рамках отдельного спринта, но есть ещё один важный этап, который может повлиять на содержание стратегии развития. И это не только утверждение стратегии высшим органом управления компанией, но и согласование её основных положений со всеми заинтересованными сторонами. В нашей методологии этот этап называется синхронизацией.

Спринт 11. Синхронизация



Синхронизация стратегии развития – это процесс согласования и утверждения разработанных стратегий организации или функциональной области. Он обеспечивает систематизацию и синхронизацию локальных стратегий между собой и со стратегией вышестоящего уровня посредством сопоставления основных положений стратегических планов различного уровня.

Правильная разработка стратегии предусматривает трансляцию стратегии в нижестоящие или смежные подразделения, чтобы они были в курсе планов компании, особенно если реализация стратегии предполагает задействовать ресурсы и интересы этих подразделений. В процессе синхронизации происходит сопоставление стратегических планов разного уровня и так называемая операционализация стратегии.

Этот привычный для компаний процесс делается путём согласования стратегии. Если появляются какие-то замечания или нестыковки в планах, то заинтересованное подразделение выдвигает требования по корректировке стратегии и приведению её в соответствие новым, конечно же, объективным данным. Только этот этап позволит создать действительно реализуемую стратегию.

Важно понимать, что в случае выявления фактов несоответствия стратегий на разных уровнях стратегического управления, стратегия верхнего уровня управления, конечно же, имеет приоритет. Но только при условии, что низы обеспечены необходимыми ресурсами для её внедрения.

Этапы разработки стратегии: выводы

Вы ознакомились с научно обоснованной методологией разработки стратегии, которая включает в себя и соответствует основным положениям нескольких важнейших направлений стратегической теории фирмы. Эта теория состоит из нескольких научных направлений и школ, каждая из которых исходит из важнейших положений, определяющих фундамент конкурентоспособности компаний.

Одним из таких положений является принцип ограниченной интенциональности.

Наличие каждого этапа в нашей методологии далеко не случайно: все они выполняют определённые задачи и при последовательном выполнении обеспечивают качество разработанной стратегии развития.


Теория организации: принцип ограниченной интенциональности в реализации стратегий

Теория организации, а точнее, теория фирмы редко становится темой наших статей. Но для особенно важных в практическом смысле положений теории мы делаем исключения. Сегодня вы узнаете, что такое принцип ограниченной интенциональности и как он определяет требования к содержанию и реализации стратегий.

Стратегическая теория организации и множество исследований в этой области показывает, что большинство компаний не могут успешно реализовать свои стратегии. Да что говорить о стратегиях, если даже отдельные внутренние или внешние инициативы по стратегическим трансформациям не всегда реализовываются. Независимо от того, в большой или малой компании стоит такая задача.

Мы уже доказали, что проблема кроется в системе управления компанией. Но сегодня мы рассмотрим аспект, который находится ещё выше, чем система управления. Мы рассмотрим факторы, влияющие на архитектуру управления компанией и это уже наука.

Теория организации о причинах проблем в реализации стратегий

Некоторые ведущие учёные и руководители вполне оправданно считают, что причина провалов реализации стратегий вовсе не в плохом планировании, а в некачественном процессе реализации стратегии. Дескать, именно он является основной помехой достижения компаниями высоких результатов в реализации своих целей.

К сожалению, это лишь отчасти так. Да, успешные стратегии и процессы их реализации обязательно должны фокусироваться на наиболее важных факторах реализации планов, таких как, корпоративная культура, организационный дизайн, способности и мотивация.

Но это ещё не всё. Учёные, как обычно, гораздо дальше менеджмента продвинулись в понимании причин реализации стратегий. Поэтому сегодня мы разберём наиболее ключевые факторы и препятствия влияющие на эти процессы.

Состав этих препятствий показан на пирамиде слоёв организации на иллюстрации ниже.


В соответствии с системно-интеграционной теорией фирмы препятствуют стратегическим изменениям следующие слови организации:

  • организационная структура,
  • процессы и функции,
  • технологические особенности,
  • когнитивные механизмы,
  • корпоративная культура,
  • менталитет сотрудников.

Как сделать эти препятствия союзниками менеджмента в реализации стратегии? Для этого есть специальные инструменты, перечисленные в последнем и предпоследнем столбце иллюстрации.

Что мешает менеджменту компании сфокусировать свои усилия на изучении всех этих препятствий и построению стратегии, которая их учитывает? На самом деле им ничего не мешает, кроме:

Как правило, руководители обращают внимание только на первый слой организации, показанный на иллюстрации выше. Сегодня мы попытаемся восполнить этот пробел.

Многослойность фирмы как социальной системы

Чтобы полностью охватить то, что влияет на успех достижения стратегических целей, мы должны понять и принять многослойность организации, как социальной системы. Поэтому, помимо упомянутых факторов, управление которыми более или менее хорошо освоено, необходимо включать в рассмотрение и другие, не менее важные факторы реализации стратегии.

Этими недостающими факторами являются процессы, функции, менталитет и когнитивные механизмы системы управления. Это именно то, что часто упускают из поля зрения.

Дальнейшие рассуждения потребуют от нас нового уровня осознания, что такое организация и что такое стратегия развития.

Начнём с того, что указанные выше факторы (процессы и т.д.) должны управляться на каждом уровне управления: от отдельного сотрудника до команд и всей организации. Вы не сможете управлять процессами на нижних уровнях через приказы генерального директора. Этими процессами будут заниматься сами исполнители.

Что нужно, чтобы они могли эффективно управлять изменениями на своих участках работы? Управление включает в себя планирование, действия, мониторинг и корректировку действий и планов. Это и нужно дать каждому из уровней. Но и это ещё не всё.

Управлять такими сложными факторами, как когнитивные механизмы, менталитет и корпоративная культура возможно только в случае хорошо структурированной методологии. Она должна быть и легка для использования руководителями всех уровней. Именно они непосредственно занимаются реализацией инициатив и имеют дело с различными проблемами, которые часто являются невидимыми причинами неудач в реализации стратегий.

Наша работа заключается в разработке методологий разработки и реализации стратегии и внедрении их в практику.

Стратегическая теория организации: принцип ограниченной интенциональности

Но планы работы и методы также не детерминируют успех. В стратегической теории организации есть принцип ограниченной интенциональности. Согласно этому принципу, интенции только тогда становятся фактором деятельности предприятия, если эти интенции приобретают структуру самой социально-экономической системы.


Что такое интенции? Это намерения и желаемое видение будущего состояния организации.

Так что для того, чтобы стратегии были действительно реализованы, потрудитесь, в первую очередь, детально проработать целевое состояние. Никто ведь не делает самолеты, автомобили и даже маленькие игрушки без чертежей и детального описания даже самой маленькой детали.

Почему менеджмент считает, что будущее состояние можно описать всего парой слайдов?

В соответствии с научной теорией организации её целевое состояние в будущем необходимо подробно описать. Причём не только всей организации в целом, но и отдельных её частей.

Если это сделать с учетом той самой указанной выше многослойной структуры, то в дальнейшем мы сможем учесть уровень усилий и количество ресурсов, которые потребуются для запланированных стратегических изменений.

И только затем настанет очередь детальной проработки планов по изменению всех факторов, которые влияют на реализацию целевого видения для каждой составной части компании. Только при таком подходе мы получим действительно реализуемый план по воплощению любой стратегической инициативы или стратегии в целом.

Чтобы сделать это успешно и быстро, и обеспечить высокую вероятность преодоления различных вызовов и препятствий, необходимы соответствующие инструменты и методы разработки и реализации стратегий.

Но это ещё не всё. Важно, чтобы эти инструменты и подходы были интегрированы в систему управления организации и были неотъемлемой частью её управленческих процессов. Если в вашей организации такого нет, то рекомендую обратить внимание на проектно-трансформационную программу по модернизации системы управления предприятий, состав которой представлен ниже.

Кому необходимы знания теории организации?

Может показаться, что опции представленной выше программы могут заинтересовать только руководство компании,но на самом деле, это может быть интересным любому сотруднику, которому не всё равно, как сложится судьба организации.

Независимо от отрасли и масштаба компании такие знания обязательно пригодятся в карьере. Особенно в моменты резких изменений, которые случаются всё чаще и чаще, и особенно для тех, кто планирует и реализовывает такие изменения.

Если вы занимаетесь планированием и вам не безразлична судьба ваших планов, вы должны взглянуть на них по-новому и переосмыслить весь процесс формулирования и реализации стратегий. Взглянуть на них, как на единое целое, можно через призму наших методологий и инструментов.

Только так вы сформулируете действительно реализуемые цели и найдёте специфические способы их достижения.


©Дмитрий Рыцев - автор является основателем проектов Strategium.Space и NooSphereum

https://bit.ly/3WsrDmG



среда, 2 ноября 2022 г.

Типы личности сотрудников: как найти подход к каждому из них

 


Хотите анекдот? Трём работникам с вечера дали задание посадить 20 яблонь. На следующий день первый работник добросовестно выкопал 20 ям. А третий работник все их засыпал. Каждый из них сделал свою работу на отлично. Однако, ни одной яблони посажено не было. А всё потому, что второй работник не явился на работу и никого не предупредил.

 

Боитесь, что ваши сотрудники могут поступить так же? Тогда давайте разбираться.

 

Существуют десятки классификаций типов личности сотрудников. Ни одна из них не претендует на истину, потому что характер каждой личности уникален. Людей невозможно уместить в 6 или в 16 типов. Однако, знание психологической классификации даёт понять, что мотивирует человека или, напротив, угнетает. Это помогает выстраивать отношения с разными людьми и эффективно управлять рабочими процессами. 

 

Из чего складывается формула психотипа человека? Какие бывают типы сотрудников в организации? Как они ведут себя на различных должностных позициях? Разбираем зоны роста и сильные стороны сотрудников в зависимости от их психологического типажа в новом материале Yva.ai.

 

Психологическая классификация: формула психотипа сотрудника

 

Швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг предложил типизировать людей согласно их личностным установкам – экстраверсия и интроверсия и по четырём функциям – логика (мышление), этика, сенсорика (ощущение) и интуитивность1

 

Позднее, американский психолог Дэвид Кейрси добавил к ним ещё одну пару – рассудительность и импульсивность2. Так появились 16 типов личности. Каждый из 16 типов личности имеет свою составную формулу. В зависимости от психофизиологических качеств, которые в нём преобладают. 


Рассмотрим типы сотрудников согласно психологическим особенностям личности. Сделаем акцент на деловых качествах каждого из 16 психотипов3

 

Типы руководителей, коллег и подчинённых: каста аналитики

 

Стратег, архитектор (INTJ) – у этого типа личности высокие стандарты и требования к самому себе. Они строят отношения с людьми по принципу «уважаю – не уважаю». Потерять это уважение очень легко, а восстановить практически невозможно. Для них инновации важнее комфорта, а эффективность – важнее общения. С теми, кто думает иначе, этот тип личности может быть резким и пренебрежительным. 

 

Логичность и непредубеждённость – два слова, которыми можно описать стратега. Он крайне негативно встречает попытки ограничить его свободу. Это не тот человек, который будет строго придерживаться правил. Если начальник не вызывает у стратега уважения, они не сработаются. 

 

Редко кто из стратегов выбирает постоянную командную работу. Их перфекционизм и высокие стандарты позволяют им оставаться одиночными игроками. Они не выносят пустую болтовню на рабочем месте. Стратеги не склонны заводить дружеские связи на работе. Однако, в команде с надёжными и высокопрофессиональными игроками, этот тип личности сотрудников может добиться значительного успеха.

 

Власть нужна стратегам, чтобы продвигать собственные инновации и повышать эффективность, а не самоутверждаться. С подчинёнными они обычно на равных. Они ценят самостоятельность и предоставляют им достаточно свободы в повседневной деятельности. 

 

Им важны детали. Стратеги будут требовать от подчинённых подробного рассказа о том, как продвигается проект. Они с лёгкостью делегируют полномочия подчинённым с развитым критическим мышлением. Тем, кто ждёт от руководителя конкретных указаний, со стратегом может быть непросто.

 

Учёный, логик (INTP) – это любители сложных задач. Им необходима постоянная умственная нагрузка и свобода в реализации собственных идей. Рутинные задачи и высокая коммуникативная нагрузка вгоняют учёных в стресс. Они могут быть очень эффективны в командной работе, которую всячески избегают.

 

Учёных раздражают коллеги с просьбами рассказать о том, как они планируют реализовывать свои идеи. Однако, в перспективе это может помочь им, не только молниеносно придумывать идеи, но и воплощать в жизнь.

 

В ограничивающей среде учёные могут потерять мотивацию. Руководитель такого типа сотрудников должен ставить перед ними сложные задачи, поощрять находчивость и инновационный подход. Учёные склонны откладывать неинтересные и рутинные дела. Им сложно завершать проекты.

 

Нередко учёные воспринимают коллег как отвлекающий от работы фактор. Люди, которые бросают им вызов, оказывают этим услугу. Это подстегивает учёных в стремлении оставаться лучшими. Глубоко в душе они нуждаются в разнообразии.

 

Учёным нравится руководить людьми, но они к этому не стремятся. Они стараются делегировать рутинные задачи подчинённым, чтобы сосредоточить свою энергию на создании новых идей. Руководители-учёные гибки и открыты для интересных предложений. Они требовательны и несдержанны в негативной оценке работы подчинённых. Но могут быть очень терпеливыми.

 

Командир (ENTJ) – это резкий тип личности. Его относят к трудному типу сотрудников. Они чувствуют себя наиболее органично в жёсткой иерархической среде. Эти люди будут до последнего отстаивать своё мнение. Они инициативны и способны на невозможное. 

 

Командиру сложно оставаться в подчинённом положении. Руководителю требуется недюжий талант, чтобы управлять вовлечённостью и удовлетворённостью такого сотрудника. Его нужно ориентировать на высокие цели. Замедленность рабочих процессов делает командиров рассеянными. Но если этих людей вовлечь в проект, их организованности и умению расставлять приоритеты не будет равных. Им нужна объективная и рациональная критика, которая повышает эффективность.

 

С коллегами командир общителен. Он активно делится позитивной обратной связью, критикует, в случае несогласия. Командир любит работать с равными. Однако, эту равность требуется доказать. Некомпетентный коллега столкнётся с высокомерием и снисходительностью командира. Они способны вдохновлять и обучать других, но в этом чувствуются чрезмерность и давление.

 

Командиры-руководители нацелены на высокое качество и эффективную работу. Они прирождённые лидеры. Командиры эффективно распределяют роли в команде. Они отлично чувствуют слабые и сильные стороны подчинённых. Харизма и коммуникативность этого типа руководителей заставляют подчинённых воспринимать цели компании как свои собственные. Они умеют мотивировать сотрудников и повышать их моральный дух. Командиры не терпимы к ленивым и некомпетентным сотрудникам.

 

Полемист, спорщик (ENTP) – это не те сотрудники, которые будут выполнять «рядовую работу». Рутинные задачи явно не для них. Они ждут, что их идеи будут услышаны руководством и открыты к дискуссии и прениям с коллегами. Полемисты избегают иерархических структур. 

 

Эти подчинённые спокойно оспаривают идеи своих руководителей. Они не выносят правил и управленческих принципов. У них острый пытливый ум, позволяющий принимать и генерировать нестандартные решения. Они ценят конструктивную критику, которая способна повысить эффективность работы. Им нужны сложные задачи и разнообразные проекты. 

 

Их страсть к спорам и чрезмерному анализу может напрягать более практичных коллег, настроенных на решение текущих задач. Порой, в борьбе за идею, они кажутся жёсткими и бесчувственными. Однако, их эрудированность, чувство юмора и общительный характер располагают к ним коллег. Они кладовые знаний. Общение с полемистами очень информативно.

 

Полемисты прекрасно чувствуют себя на руководящем месте. Однако, генерация свежих идей и разработка инновационных подходов занимает их больше, чем сам процесс управления. Подчинённым полемистов остаётся только предлагать нестандартные решения и заниматься поэтапной реализацией идей руководителя. 

 

Полемисты не стремятся к всеобщей любви. Им важно слыть уважаемым и умным руководителем. Они твердо стоят на земле и в профессиональных дебатах способны защитить не только свои идеи, но и свою команду.


Типы подчинённых, коллег и руководителей: каста дипломаты

 

Активист, адвокат (INFJ) – этот тип личности сотрудника должен знать, что его работа помогает и способствует личностному развитию других. Для них важно, чтобы в профессиональной среде разделяли их ценности, принципы и убеждения.

 

Их мотивирует смысл того, что они делают. Это творческие личности. Они крайне изобретательны. Строгая иерархия действует на активистов угнетающе. Чувствительные и независимые – эти люди ценят возможность быть услышанными.

 

Им важен открытый руководитель, который будет отмечать их вклад в общее дело. При этом желательно, чтобы их ценности совпадали. Они одинаково чувствительны к похвале и критике. Последняя способна глубоко ранить активистов. Строгие правила, рутинные задачи, формальные структуры действуют на них разрушительно.

 

Активисты прирождённые миротворцы. Они способны разрядить конфликтную ситуацию в зачаточном состоянии. Порой, хорошие отношения становятся для них важнее эффективности. Их можно отнести к интровертам. 

 

Как руководители, они обеими руками за равные отношения. Редко пользуются своим положением. В подчинённых для них важна честность, надёжность, высокая мотивация и строгость. Они справедливы и эмпатичны. Стремятся выявлять и развивать сильные стороны своих сотрудников. Могут быть жёсткими с теми, кто нарушает морально-этические принципы.

 

Посредник, медиатор (INFP) – им важно видеть цель в своей работе. Они жаждут быть полезными другим людям. Это лояльные, оптимистичные и внимательные сотрудники. Они креативны и проницательны. Их мотивирует возможность помогать другим. 

 

Они высоко ценят похвалу и благодарность и буквально зажигаются от этого. Негативное начальство, переполненный почтовый ящик и разрывающийся от постоянных звонков телефон, вгоняют посредников в стрессовое состояние. Они ценят свободу, но нуждаются во временных ограничениях и чётких указаниях. 

 

Для них важно равенство. У посредников обострённое чувство справедливости. Они не любят конфликтов. Коллеги часто обращаются к ним за советом. Они придерживаются эмпатийного стиля общения. 

 

Эти руководители уважают личность сотрудников. Их слабое место – ответственность. Нередко они советуются с подчинёнными не в силах самостоятельно принять решение. Они склонны поддерживать сотрудников, а не раздавать ЦУ. Посредники поощряют сотрудников в развитии их собственных идей. Им стоит развивать в себе строгость с подчинёнными и устанавливать границы. 

 

Тренер, герой (ENFJ) – харизматичный тип личности. Это социально-активные люди, харизматики, идеалисты и творческие личности. Они незаменимы в профессиях с высокой коммуникативной нагрузкой.

 

Как подчинённые, они легко обучаемые, отлично справляются с многозадачностью. Трудолюбивы и ответственны. Склонны недооценивать себя и свои способности. Избегают конфликтов. Не любят критику. Имеют высокий риск выгорания. 

 

Всегда готовы помочь коллегам. Предпочитают сотрудничество. Заботятся о комфорте всей команды. Чувствительны к чужим нуждам и отзывчивы на просьбы других людей.

 

Такие руководители чувствуют глубинные потребности подчинённых и строят на них мотивационную систему. Иногда они тонко манипулируют, но с подчинёнными всегда придерживаются позиции «выиграл – выиграл».

 

Борец, агитатор (ENFP) – для этого типа сотрудников в компании важно изучать новые идеи вместе с единомышленниками. Они не любят иерархию. К их особым качествам можно отнести креативность, душевность и отсутствие предубеждений относительно других людей. Они хорошие слушатели. Это инноваторы, которые способны вдохновлять собственным примером и повышать моральный дух команды.  

 

Как подчинённые, агитаторы обладают хорошей адаптивностью, не выносят контроль, самостоятельны. Идеальный вариант для взаимоотношений с руководством – сотрудничество или товарищество. При таком типе взаимоотношений они будут иметь максимальную вовлечённость.

 

Агитаторы рассматривают коллег как друзей. Они оптимисты, которые всегда подбодрят и поддержат тех, кто испытывает трудности или находится в дурном настроении. Их конёк – мозговые штурмы. Способны выслушать и учесть все мнения. Часто бывают неформальными лидерами.

 

Как руководители верят во внутреннюю мотивацию сотрудников, выстраивают дружеские отношения с подчинёнными. Учитывают потребности всей команды.


Типы коллег, подчинённых и руководителей: каста хранители

 

Администратор, логист (ISTJ) – этот тип личности трудолюбивый и добросовестный работник. Он уважает авторитеты и выбирает компании с чёткой иерархической структурой. Администраторы строго придерживаются правил и ждут этого от других. Ответственность для них символ оказываемого доверия. Они тяжело переносят какие-либо перемены в организации, которые затрагивают их лично. 

 

В проектах им важна чёткая инструкция. Они часто оказываются универсальными специалистами. Из-за повышенной чувствительность к критики часто страдает их гибкость. Это пунктуальные работники, серьёзно подходящие к своим обязанностям. Всегда доводят начатое до конца. В работе проявляют въедливость и дотошность.

 

Они спокойные и последовательные сотрудники, которые никогда не срывают сроков. Эмпатия не их конёк. Предпочитают работать в одиночку. Логисты не участвуют в разработке новых идей или плана по их внедрению, но становятся незаменимыми в процессе их реализации. 

 

У руководителей-логистов настоящий культ ответственности. Они любители делать всё по инструкциям и того же ждут от подчинённых. Оперировать с ними можно только фактами и цифрами. Логисты требуют строгого следования плану. Для них истина важнее чувств других людей. Склонны к жёстким решениям и критике. 

 

Защитник (ISFJ) – на этот тип сотрудников всегда можно положиться. Доброта, преданность и неравнодушие к чужим проблемам делают их незаменимыми в столкновении с неожиданными препятствиями в рабочих процессах. 

 

Возможность помогать другим и искренняя благодарность в ответ – является мощным рычагом управления глубинной мотивации защитника. Они не из тех, кто будет хвастаться своими достижениями. Это скромные и сдержанные личности. Они пример лояльности. Это те сотрудники, которые в случае увольнения своего руководителя, уходят за ним. Чтобы не впасть в стресс при организационных переменах, им важно осознавать правильность предстоящих изменений.

 

Среди коллег защитники слывут альтруистами. Лучше всего они чувствуют себя в дружных и сплочённых коллективах. Это преданные и душевные коллеги. Испытывают отвращение к конфликтам. Им бывает сложно сказать «нет».

 

Глубоко в душе руководители-защитники не любят управлять людьми. Они предпочитают работать наравне с подчинёнными. К такому начальнику всегда можно обратиться за помощью. Он не только выслушает и даст дельный совет, но и проявит теплоту и поддержку. Защитники стараются минимизировать конфликты. С подчинёнными выстраивают дружеский формат отношений. Могут быть излишне чувствительными, что является минусом для руководителя.

 

Менеджер, руководитель (ESTJ) – это люди порядка. Они создают правила и следуют им. В работе стремятся к высокому уровню и того же ожидают от других. Терпеть не могут безответственных сотрудников. К их минусам относится чрезмерное упрямство и отсутствие гибкости. Они не склонны к экспериментам в работе и предпочитают проверенные способы. 

 

Их лояльность и преданность зависит от уважения, которое они испытывают к компании и руководителю. Сотрудники психотипа менеджер выражают мнение открыто и могут быть до отвращения честны. 

 

Они любят хорошо организованные рабочие места и процессы. Менеджеры честные и дружелюбные коллеги. Они не склонны к риску. Сложнее всего им даётся общение с теми, кто любит продвигать рисковые и неоднозначные идеи. Менеджеры положительно относятся к конструктивной критике. Они любят чувствовать себя частью команды. 

 

Формирование эффективных команд – конёк руководителей-менеджеров. Они не выносят лень и нарушение трудовой этики. Как руководители, менеджеры требуют признания своего авторитета и следования правилам. Их ожидания всегда чётко и доступно выражены, что не оставляет подчинённым места для манёвра.  

 

Консул (ESFJ) –  этот психотип обладает высоким социальным интеллектом. Таким людям нет равных, когда надо донести и проконтролировать исполнение обязанностей другими сотрудниками. Они чувствуют себя комфортно в организациях со строгой иерархией и чётким распределениям ролей. 

 

Консулы преданные, выносливые и трудолюбивые подчинённые. Они признают авторитет своего руководителя. Консулы негативно относятся к чрезмерной свободе и импровизации. Они отлично справляются с рутинными задачами. Это командные игроки. Бумажная работы их выжимает. Консул первым протянет руку помощи коллеге. Нетворкинг для них такой же естественный процесс, как дыхание. Им важна признательность коллег. Критика или отказ от предложенной помощи, могут ранить чувствительного консула.

 

Консулы-руководители ожидают от подчинённых уважения к их авторитету. И всячески подкрепляют его правилами и стандартами. Консулы не бояться брать на себя ответственность. Они получают удовольствие от управления людьми. Консулы умеют объединять людей в эффективные команды и добиваться от сотрудников высокой вовлечённости. Они не любят конфликтов и предпочитают чётко придерживаться традиционных ролей. 


Типы личности сотрудников: каста искатели

 

Виртуоз, мастер (ISTP) – этот тип личности по жизни прагматик. Стимулом в работе для такого сотрудника является благосостояние. Он не тот человек, который будет работать за идею. Он ждёт материальной отдачи от работы. Виртуозы предпочитают работать в маленьком уютном пространстве. Для них важно доброжелательное отношение коллег. 

 

Несмотря на природную скромность, виртуозы чувствительны к похвале. Признание заслуг и талантов мотивирует их работать эффективней. В период спада работоспособности виртуозы нуждаются во внимании и поддержке сослуживцев.

 

Строгие правила, формальные договорённости и безукоснительное следование плану угнетают подчинённого-виртуоза. Такие люди с трудом меняют привычки и рабочие методы под давлением руководства. Им не занимать тихого упрямства. Стратегия не является их сильной стороной. Они склонны решать тактические задачи. Умеют доводить начатое до конца.

 

Тихие, рациональные и сдержанные виртуозы могут быть непреднамеренно грубыми в общении с коллегами. Это обижает тонкокожих сотрудников. Всему виной спонтанность и низкий уровень эмпатии виртуозов. Сами они устойчивы к конфликтным ситуациям и способны разрядить обстановку хорошей шуткой.

 

Виртуоз-руководитель общается с подчинёнными так, как хотел бы, чтобы общались с ним. В почёте минимум разговоров и свободные границы. Они слабо эмоциональны и поэтому кажутся сотрудникам холодными и отстранёнными. Им не нравится разговорчивость и чрезмерная эмоциональность подчинённых. Однако, виртуоз способен внимательно выслушать сослуживца и предложить рациональное беспристрастное решение. Его деловая активность нацелена на текущую ситуацию и логику фактов. 

 

Артист, авантюрист (ISFP) – этот тип сотрудников работает продуктивно, когда нет спешки и не нарушен привычный ритм жизни. Артист – творческая спонтанная личность. В работе им обязательно нужно пространство для манёвра. Строгое соблюдение правил, жёсткая иерархическая структура не для них. Они не выносят контроль со стороны руководства. Перед ними важно ставить конкретные цели, а в остальном давать полную свободу действий.

 

Артисты обожают учиться и решать проблемы. Они скромны и поэтому не торопятся предлагать свою помощь, а ждут когда их позовут. Им важно чувствовать, что их ценят. 

 

Этот тип сотрудников предпочитает быть на равных с коллегами. Несмотря на высокие коммуникативные навыки, чрезмерная социальная активность может истощать артистов. Они терпимы к людям и дружелюбны. Чувствительны к похвале. Приоритет личных целей артистов может иногда мешать работе. 

 

Чуткость артистов делает их внимательными и заботливыми руководителями. Во взаимоотношениях с подчинёнными они предпочитают формат сотрудничества. Руководитель этого типа прирождённый дипломат. Вопросы предпочитает решать на неофициальном уровне. Настроен на помощь тем, кто в ней нуждается. 

 

Артисты умеют согласовать личные мотивы своих сотрудников с рабочими задачами. Они будут работать вместе с подчинёнными, засучив рукава и вдохновлять команду личным примером4

 

Делец, предприниматель (ESTP) – это тип умного энергичного человека, который ценит риск. Обладает предпринимательской жилкой. Шумный, весёлый и спонтанный. Проблемы решает по мере их поступления. Люди этого психотипа высоко адаптивны.

Они ненавидят правила, что делает их проблемными подчинёнными.

 

У них быстрое мышление и яркая склонность к экспериментам. Рутинные задачи монотонные действия наводят на дельцов тоску. Их не пугает ситуация неопределённости. Они способны быть эффективными в кризис. Доска почёта придумана специально для такого типа личности. Ничто так не мотивирует дельцов, как выделение их среди других сотрудников.

 

Они могут говорить с кем угодно и о чём угодно. Умеют налаживать нужные связи. У дельцов низкая эмоциональная чувствительность. Они не постесняются обвинить коллегу в лени или некомпетентности. 

 

Руководящая должность лучше всего подходит дельцу. Здесь он может проявить всю гибкость и отойти от привычных традиций и устоев. Они практичны и стремятся улучшить рабочие процессы. Дельцы ставят перед подчинёнными измеримые и достижимые цели. Они планомерно движутся к финишной прямой. 

 

Это волевые личности. Дельцы умеют оценить расстановку сил. Склонны к иерархическому лидерству. Уважают пробивных подчинённых. В конфликтных ситуациях придерживаются конкурирующего стиля поведения. С подчинёнными проявляют административный контроль. В бизнесе могут быть неэтичными. Ориентированы на увеличение прибыли.

 

Развлекатель, конферансье (ESFP) – эти сотрудники ставят свободу и независимость выше безопасности. Поэтому легко могут уволиться, если почувствуют давление и жёсткие ограничения. Порой бывают безответственными. Подчинённые-конферансье не выносят рутинные действия и повторяющиеся типовые задачи. Могут быть эгоистичными и нетерпеливыми. Обожают перемены и новые идеи. Конферансье склонны к получению быстрых результатов.

 

Такие сотрудники отлично ладят с коллегами. Они знают как разрядить напряжённую обстановку. Спонтанные и находчивые конферансье с удовольствием организуют корпоративное мероприятие. Коллеги ценят их за лёгкий стиль общения и остроумность. Они способны в игривой манере создать комфортную обстановку и привлечь других сотрудников к выполнению практических задач. Конферансье незаменимы в динамичной стрессовой среде. Чувствительны к критике.

 

Руководитель такого психотипа ловкий манипулятор. Это вдохновляющий лидер. Он накачивает команду энергией и позитивом, которые помогают добиваться высоких результатов. Помните, знаменитого «Волка с Уолл-стрит» в исполнении Леонардо Ди Каприо?! Типичный руководитель-конферансье. 

 

Такой начальник бесстрашно бросается в самую гущу работы и «гребёт» наравне со всеми. Он прекрасно разруливает конфликты. К нему всегда можно прийти со своим предложением или жалобой на то, что мешает в работе. Он обязательно выслушает и поддержит.


Мы разобрали 16 психотипов. Каждый из них имеет свои преимущества и зоны роста, которые стоит учитывать формируя команду и делегируя полномочия. Однако, помимо психологической классификации сотрудников существует разделение по стилю лидерства. И это тоже важно учитывать в работе. 

 

По статистике 84 % бизнеса контролируются неформальными лидерами. Одни сотрудники помогают коллегам адаптироваться к предстоящим переменам. Вторые – берут на себя ответственность за команду в кризисный период. Третьи – следят за тем, чтобы сослуживцы придерживались намеченного курса и всё происходило по правилам

 

Кто-то легко и просто объясняет коллегам сложные вещи. А кто-то вовремя подкидывает новую идею, которая приводит команду к успеху. Все эти люди уже есть в вашей компании! Хотите знать своих героев в лицо?

 

Умная платформа поведенческой аналитики Yva.ai позволяет выявлять неформальных лидеров и эффективно управлять лидерским процессом. 

 

Помимо стилей лидерства, платформа Yva.ai в динамике оценивает показатели благополучия (выгорания), удовлетворённости и навыков сотрудников.

 

Хотите узнать больше о том, как это работает? Регистрируйтесь на мастер-класс со специалистом Yva.ai. Наш эксперт расскажет, как использовать систему пульс-опросов для выявления неформальных лидеров в вашей компании.

 

  1. Экстраверсия и интроверсия. Особенности психосоматики и событийности // B-17.ru.
  2. Типология Д. Кейрси // Studfile.
  3. 16 Personalites // 16personalities.com.
  4. Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви // Мультимедийное издательство Стрельбицкого. Иван Карнаух. 2013.

 

Автор Yva.ai