вторник, 7 марта 2023 г.

Понятие и содержание управления. Глава 1. Часть 1.

 

Введение в управление

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

На сегодня можно выделить четыре основные сложившиеся школы менеджмента:

  1. школа научного управления;
  2. административная или классическая школа;
  3. школа человеческих отношений;
  4. математическая школа управления.

Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи*) а процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента следует отнести: понятие и сущность управления; виды менеджмента; объекты и субъекты менеджмента; организационная структура и схема управления; принципы менеджмента; методы менеджмента; стиль руководства*; организационная структура*.

Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Есть пять базовых операций а роботе каждого менеджера:

  1. он устанавливает цели
  2. он организует
  3. поддерживает мотивацию и коммуникацию
  4. менеджер осуществляет контроль
  5. способствует росту компетенции персонала*.

Понятие и содержание управления



        Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление* является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения.

       Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

       Английское слово "менеджмент" происходит от корня латинского слова "манус" - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

       Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление* - это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе "менеджмент" и "управление" определяются как слова-синонимы.

       Вместе с тем следует отметить, что понятие "менеджмент" имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

  1. Способ, манера общения с людьми.
  2. Власть и искусство управления.
  3. Особого рода умелость и административные навыки.
  4. Орган управления, административная единица.


       В Словаре иностранных слов "менеджмент" переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

       В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер*.

       Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях.

       Управление* - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

       Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.

       Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

       Управление* рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение определенной цели или целей. Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить её цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу.

       "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен" (Питер Друкер).

       Управление* выполняет функцию предпринимателя, направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо.

       Как специфическая область деятельности и знаний, управление* имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности.

       В специальной управленческой литературе даются различные толкования управления в широком понимании этого слова. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания управления представлены на рис. 1.1.

       Как видим, понятия "менеджмент" и "управление" можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления. Кратко рассмотрим содержание подходов, представленных на рис. 1.1.



Рис. 1. 1. Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

       1. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию* и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

       Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера* как субъекта процесса управления.

       2. Управление как вид деятельности людей. В XVII - XVIII вв. менеджмент выделяется в самостоятельный вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. В этот период началось зарождение профессионального менеджмента.

       Управление как вид деятельности реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. К числу важнейших функций управления относятся: прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет и контроль. Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и во времени. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.

       "Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент - двигатель, развитие - следствие" - так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, человек, который первым сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, человек, которого, пожалуй, можно назвать родоначальником менеджмента как систематизированной дисциплины.

       Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в нашем столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей социальной инновацией*.

       Единственное, что отличает одно предприятие этой отрасли от другого, - качество управления на всех уровнях.

       В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении, обычно имеют в виду две стороны этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления).

       3. Управление как процесс. Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Таким образом, содержание процесса управления проявляется в реализации его функций.

       Процессный подход к управлению позволяет интегрировать все виды управленческой деятельности в единую логически взаимосвязанную цепочку. Такой подход позволяет представить управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, изменяющихся в пространстве и во времени, целью которого является решение проблем и задач организации.

       Процесс управления есть информационный процесс, т. е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий возникновения, прохождения и использования информации реализуются в ряде действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

       Таким образом, менеджмент можно рассматривать как информационный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей - менеджеры*. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

       4. Менеджмент как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры*, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала* для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Отсюда управление - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Новая роль человека как ключевого ресурса требует от менеджеров усилий по созданию условий для реализации заложенного в людях потенциала к саморазвитию. Эффективное использование и наращивание этого потенциала становится центральной задачей управления. Отсюда вытекает необходимость, смещения центра тяжести с автократического стиля управления в сторону демократических отношений между менеджером и другими работниками. Это обязательное условие повышения качества принимаемых решений, эффективности организации и повышение качества жизни работников.

       Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.

       Все организации имеют доступ примерно к одним и тем же ресурсам, однако продуктивность их деятельности различна. Это отличие определяется качеством управления.

       Продуктивность фирмы означает тот баланс между факторами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными и проч.), который дает наибольший выпуск при наименьших усилиях. Поэтому повышение продуктивности - одна из главных задач менеджеров.

       5. Управление* идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.

       Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

       В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия* аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления* - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.


https://cutt.ly/38DklY8

Как провести Форсайт и сценарное планирование в своей компании

 

Сейчас не время заниматься стратегией – это говорят все эксперты. И вот почему.
Стратегическое планирование начинается с оценки реальности, все остальное исходит из того, что есть сейчас. Но опираться на нестабильную и неопределенную реальность невозможно.
Во времена турбулентности эффективнее проводить Форсайт и сценарное планирование.
Потому что оно строится на оценке трендов. Это вдумчивое понимание будущего и гибкое реагирование на обстоятельства.

Виктория Бехтерева

Тут возможно создание от 3 до 5 вариантов сценариев.

Что еще более важно: результат сценарного планирования нужно обсуждать регулярно, сверять часы, корректировать курс. Это живой инструмент.

 

Сравните фокусирующие вопросы.

 Стратегическое планирование:

? «Что есть сейчас?»

«К чему мы хотим прийти через Х лет?»

? «Как мы к этому придем исходя из сегодняшней реальности?»

    Сценарное планирование:

? «Какие сценарии возможны?»

«Как мы можем использовать их для развития?»

«Как мы поймем, что сценарий начал осуществляться?»


Такое планирование проходит в два этапа:

1.       Форсайт – описание будущего через тренды текущей реальности глазами человека, который в нем уже словно живет.

2.       Сессия сценарного планирования – создание возможных гибких вариантов развития событий и сценариев собственного поведения в этой картине.

 Давайте подробнее разберем технологии проведения.

 

Технология Форсайт. Как провести

Форсайт – описание картины будущего на основе прогнозов авторитетных экспертов. Совместное создание самосбывающихся пророчеств*. Взгляд далеко вперед. Раньше Форсайт проводили на 40-50-100 лет вперед. Минимальным горизонтом планирования считается 20-25 лет. Хотя иногда Форсайты проводят и на 10 лет. Мир стал быстрее.


*самосбывающиеся пророчества – это значит, мы сами эти пророчества создаем. Если мы всем сердцем верим в будущее, которое увидели на основе реальных существующих трендов, оно точно осуществится.


 

ШАГ 0. Подготовка

Пригласите внешних экспертов, которые объективно и широко видят реальность.

Кто это?

Футурологи. Следует обращаться к тем, чьи прогнозы вызывают доверие.

Люди-сканеры. Обычно это предприниматели. Они ловят и чувствуют тренды. Их бизнесы часто опережают время либо создаются на старте тренда и успешно взлетают на этой волне.

НАПРИМЕР: Дамир Халилов начал развивать SMM-маркетинг, когда про соцсети знали единицы. Дмитрий Кибкало в период самоизоляции открыл кибер-школу для детей.

Эксперты, которые следят за трендами и авторитетны в вашей сфере деятельности.

Можно пригласить их на сессию и поговорить прямо в процессе. Можно провести интервью заранее или найти прогнозы в открытых источниках и подготовить по ним материалы к сессии.

 

Для онлайн-работы важно удобное программное обеспечение. Мы рекомендуем:

Доски Trello

Интеллект-карты

Miro

 

ШАГ 1: Сбор мнений

Подготовка списка вопросов, по которым будут опрашиваться эксперты и участники Форсайта.

Обязательные вопросы:

  • Что будет с обществом? Какие социальные тренды есть сегодня? Как они влияют на нашу компанию?

  • Какие экономические тренды мы видим?

  • Какие политические тренды мы видим?

  • Какие технологические тренды мы видим?

  • Что сейчас непонятно?

 

Дополнительные вопросы могут быть ориентированы на узкую сферу деятельности или тот сектор жизни человека, который интересует вашу компанию.

Советуем попросить всех экспертов и участников сессии заранее подумать над этими вопросами и внести свои ответы в единую базу знаний. Например, на доску Trello. Это ускорит работу в процессе сессии.

 


ВАЖНО:

Icon-1.pngФиксировать авторство каждой идеи.

Во-первых, чтобы уточнить детали, если понадобится.

Во-вторых, авторитетность источника имеет значение.

В-третьих, мнение того, кто экспертнее в данном конкретном вопросе, имеет приоритет над остальными.

Icon-1.pngНе брать во внимание банальные тренды.    

Icon-1.pngНе критиковать. Не оценивать. Все ответы правильные. Чем больше разных картин мира появится, тем больше шансов увидеть, каков мир на самом деле.

Icon-1.pngПо ходу сессии вести протокол в удобном и визуально очевидном формате.


 

ШАГ 2: Эмоциональные реакции

После того, как будет собрано мнение каждого эксперта, нужно собрать эмоциональные реакции на каждый тренд. Из этих реакций тоже могут родиться тренды.

 НАПРИМЕР: Иван говорит, что через 10 лет на дорогах будут ездить преимущественно беспилотные автомобили + Инна Сергеевна категорически не верит. = Тренд: «Большой технологический разрыв между странами и регионами».

 На этом шаге участников встречи можно опрашивать по кругу, пока не закончатся мысли.

 Каждую мысль следует фиксировать.

 

ШАГ 3: Написание сценариев

 Теперь нужно посмотреть на получившийся мир своими глазами. Продолжаем фантазировать, но уже про себя. Здесь можно включить медитативные методики. Предложить людям закрыть глаза и подумать вот над чем:

 «Представьте, что вы проснулись в своей кровати в 2040 году. Выбрались из постели, оделись и пошли на работу. Что вы видите вокруг? Каков этот мир?

О чем вы мечтаете?

Что покупаете?

Как покупаете?

Чем занимаетесь?

Как принимаете решение?

Где и с кем живете?»

 

На эти вопросы должен ответить каждый участник группы. Все ответы также важно записать в разные тематические столбцы.

 На этом творческая часть завершена.

 Здесь можно сделать перерыв или завершить первую часть работы. Этап мозгового штурма окончен.

В результате у вас может появиться несколько вот таких досок. 

*Это реальная доска Форсайт сообщества "Бизнес со смыслом"

Второй этап работы - сессия сценарного планирования - проходит вдумчиво и спокойно.

 

Сессия сценарного планирования. Как провести.

 Это аналитическая часть. Между Форсайтом и сессией сценарного планирования может пройти несколько дней или даже недель.

Этот этап работы можно построить по двум методам.


Метод Уолта Диснея

 Суть: все участники делятся на три группы в соответствии со своими жизненными установками:

Оптимистичные – люди, которые во всем видят возможности.

Пессимистичные – люди, которые склонны оценивать риски и видят угрозы.

Реалисты – люди, которые видят реальную картину.

 

Каждая группа работает автономно и разрабатывает сценарий развития событий на ближайшие 3-5 лет на базе тех трендов, которые появились в результате Форсайта.

 В результате у команд должно получиться три стартовых сценария:

Радужный.

Печальный.

Реалистичный.

 Какой-то из них точно реализуется.

 

Метод «Исторический скан»

 На доске или стене размечается хронологическая прямая. На ней нужно зафиксировать идеи команды о том, какие события могут произойти в ближайшие 3-5 лет.

Можно опрашивать людей по кругу или попросить каждого заполнить доску, а потом сгруппировать карточки с похожими мыслями.

 

Это нужно проделать трижды:

1.       Какие события произойдут в мире.

2.       Какие события произойдут в России.

3.       Какие события произойдут в нашей компании.

 

Для этого этапа больше всего подходит доска Miro.



ВАЖНО:

Icon-1.png«Низший» сценарий всегда вписывается в «высший». Компания - в Россию, Россия - в мир.

Icon-1.pngВсе участники высказываются по кругу. Одно высказывание - одна мысль. Пока не кончатся идеи.


Далее строим блок-схему.

Блок-схему можно строить от событий (см. рис. 1) или от трендов (см. рис. 2).

В любом случае сначала важно голосованием выбрать 3-5 самых значимых событий или трендов:

 в которые большинство верит,

либо в которых большинству хочется поучаствовать.

Далее на основе получившихся схем можно:

  • Расписать план действий на ближайшую перспективу.

  • Придумать продукт.

  • Выбрать вектор развития компании.



Так у группы появляется несколько возможных сценариев. То есть несколько вариантов будущего, которые люди сами начнут создавать.

 

НАПРИМЕР:

Дано: сессию проводит команда транспортной компании пассажирских перевозок.

Тренд: созданы и успешно протестированы беспилотные автомобили, эта сфера будет развиваться.

 

Что может произойти в мире: беспилотников на дорогах станет больше, чем управляемых людьми машин.

Что может произойти в России: такси и грузоперевозки станут беспилотными.

Что может произойти в нашей компании:

Оптимистичный сценарий. Вкладываемся в развитие этой отрасли и первыми переводим парк машин на этот транспорт. Создаем гарантированные, безопасные перевозки. Захватываем первую волну пассажиров новизной.

Пессимистичный сценарий. Не вытягиваем финансово переход на новую технику, отстаем от рынка. Теряем бизнес.

Реалистичный сценарий. Работаем как есть, следим за рынком, готовимся к возможному переходу на беспилотники, когда это станет необходимо.

 

Работа после сессии

Сценарное планирование – это гибкая методика. События могут развиваться по любому из созданных сценариев, поэтому нужно постоянно «сверять часы».

  • Раз в две недели смотреть, что из сценария сбылось, а где нужно скорректировать план.

  • Раз в месяц следует корректировать свой сценарий, сопоставляя его с реальностью.

  • Прорабатывать конкретные действия на короткие спринты.

  • Если требуют обстоятельства, менять все кардинально!

 

В идеале следует сохранить результат сессии на общедоступном ресурсе. Сделать на его основе красивые визуальные инфографики и выслать всем участникам сессии, чтобы им было легко и приятно работать с этим материалом.

https://cutt.ly/s8DgxUZ