четверг, 25 мая 2023 г.

Менеджмент. Глава 3. Современная система взглядов на управление

 


Системный подход в теории управления - это: концентрация внимания на целостности структуры организации; взаимозаменяемость частей организации, работающих ради одной цели; ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы в условиях быстроменяющейся внешней среды.

Ситуационный подход - ориентация управления внутри организации на совокупность различных по своей природе воздействия переменных, характеризующих определенную ситуацию. Меняется ситуация - меняются методы управления и поведения лица, принимающего решение.

Кибернетика - наука об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах. Из кибернетики управление заимствует следующие законы и принципы: необходимого разнообразия, внешнего дополнения, обратной связи, выбора решений, декомпозиции, а также иерархии управления* и автоматического регулирования (саморегулирования).

Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения:

  1. Применение системного подхода в управлении
  2. Применение ситуационного подхода в управлении
  3. Кибернетический подход
  4. Нововведение, интеграция, интернационализация.
  5. Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом.
  1. Понятие и содержание системного подхода.
  2. Понятие о системе и производных от него терминов.
  3. Отличительные признаки больших и сложных систем.
  4. Исходные положения теории системного управления.
  5. Требования системного подхода к качествам руководителя.
  6. Требование и сущность ситуационного подхода к качествам руководителя.
  7. Внутренние и внешние переменные ситуации.
  8. Метод анализа конкретных ситуаций и его влияния на навыки процесса выработки решения.
  9. Понятие о кибернетике.
  10. Закон необходимого разнообразия.
  11. Принцип эмерджентности.
  12. Принцип внешнего дополнения.
  13. Закон обратной связи.
  14. Нововведение, интеграция, интернационализация - генеральные проблемы менеджмента.

Системный подход в теории управления - это:

  • концентрация внимания на целостности структуры организации;
  • взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели;
  • ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы в условиях быстро меняющейся внешней среды.

Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих.

Свойство - это качество параметров частей и системы. Свойства позволяют описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. При этом свойства частей могут изменяться в результате действия системы.

Связи - это то, что соединяет части и свойства в системном процессе в единое целое. Связи существуют между всеми системными элементами и между системами и подсистемами.

Организационное поведение - это область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использование этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые решающим образом влияют на организацию в конкретное время.

Ситуационный подход - ориентация управления внутри предприятия на совокупность различных по своей природе воздействия переменных, характеризующих определенную ситуацию.

кибернетика - наука об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах

Закон необходимого разнообразия. По определению У. Р. Эшби, первый фундаментальный закон кибернетики заключается в том, что разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает некоторым разнообразием.

Принцип эмерджентности. Второй принцип У. Э. Эшби, выражает следующее важное свойство сложной системы: "Чем больше система и чем больше различия в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей".

Принцип внешнего дополнения. Впервые сформулированный С. Т. Биром третий принцип кибернетики гласит: любая система управления нуждается в "черном ящике" - определенных резервах, с помощью которых компенсируются неучтенные воздействия внешней и внутренней среды.

Закон обратной связи. Четвертый принцип кибернетики возведен в ранг фундаментального закона, который известен как закон обратной связи. Без наличия обратной связи между взаимосвязанными и взаимодействующими элементами, частями или системами невозможна организация эффективного управления ими на научных принципах.

Принцип выбора решения. Пятый принцип кибернетики заключается в том, что решение должно приниматься на основе выбора одного из нескольких вариантов.

Принцип декомпозиции. Этот принцип указывает на то, что управляемый объект всегда можно рассматривать как состоящий из относительно независимых друг от друга подсистем (частей).

Принципы иерархии управленияПод иерархией понимается многоуровневое управление, характерное для всех организованных систем.


Методология системного подхода к организации и управлению

       Впервые идея системного подхода была сформулирована русским ученым А. А. Богдановым в 1912-1928 гг. в работе "Всеобщая организационная наука (тектология)". Позже в середине 30-х годов эта идея была возрождена Л. фон Берталанфи в работе "Общая теория систем". Основная задача концепции системного подхода состояла в том, чтобы, опираясь на понимание системы как комплекса взаимосвязанных элементов (частей), найти совокупность законов и принципов, объясняющих поведение, функционирование и развитие систем разных классов.

       Много интересных и оригинальных моделей в области теории и практики организации систем предложено русскими учеными в сборниках "Организация и управление" под ред. акад. А. И. Берга (1968); "Проблемы методологии системного исследования" (1972); в серии работ М. И. Сетрова, В. Г. Афанасьева и др. Среди зарубежных работ в этой области выделяется вышедшая в 1971 г. книга американских специалистов Р. Джонсона, Ф. Каста и Р. Розенцвейга "Системы и руководство" и опубликованная в 1981 г. работа Дж. Гига "Прикладная общая теория систем".

       Системный подход* тесно связан с общей теорией систем. Он заимствует у нее категорию системы и ряд других положений, однако остается самостоятельной областью научных знаний. Приведем принятое в специальной литературе определение этой категории и научного направления.

       Системный подход в теории управления - это:

  • концентрация внимания на целостности структуры организации;
  • взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели;
  • ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы в условиях быстро меняющейся внешней среды.

       Системный подход является методологией анализа и синтеза объектов природы, науки и техники, организационных и производственных комплексов как систем.

       Категория системы есть научный инструмент исследования объектов, процессов и управления ими. В основе системного подхода лежит понятие системы.

       Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих.

       При такой трактовке системами являются: живой организм, образуемый совокупностью клеток; предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей; различные виды ресурсов, готовая продукция и т. д.

       Рассмотрим содержание входящих в определение системы терминов: "части", "свойства*" и "связи*".

       Из определения системы и её окружающей среды следует, что любая система может быть подразделена на подсистемы, части, объекты, причем имеется неограниченное множество таких частей.

       Свойство - это качество параметров частей и системы. Свойства позволяют описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. При этом свойства частей могут изменяться в результате действия системы.

       Связи - это то, что соединяет части и свойства в системном процессе в единое целое. Связи существуют между всеми системными элементами и между системами и подсистемами.

       Система* существует как некоторое целостное образование только тогда, когда напряженность существенных связей между её частями (элементами) больше, чем напряженность связи их с окружающей средой.

       При этом объекты (части) функционируют как единое целое - каждый объект, подсистема, элемент работают ради единой цели, стоящей перед системой в целом.

       Между элементами (частями) в системе устанавливаются определенные отношения, обуславливающие те или иные её свойства. Эти отношения и свойства, характеризующие взаимосвязь, упорядоченность и взаимодействие всех элементов, являются конкретным проявлением главного принципа системного подхода - целостности системы.

       Все части системы взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно работать, то и вся система либо не будет работать вообще, либо будет работать неэффективно.

       Все биологические организмы представляют собой системы. Наша жизнь и здоровье зависят от того, насколько правильно функционируют многие взаимозависимые органы. Поэтому врач при лечении больного собирает информацию о дыхании, об обмене веществ, пульсе, привычках в еде, стрессах и т. п., прежде чем поставить диагноз и выписать вам лекарство.

       Все организации являются социотехническими системами. Хороший руководитель, так же как и врач, должен собирать информацию обо всех существенных элементах организации, для того чтобы диагностировать проблемы и предпринимать корректирующие действия.

       Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении, является представление предприятия как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди.

       Большие и сложные системы имеют следующие отличительные признаки:

  1. сложную внутреннюю организацию - сочетание социальной (людей), технической (оборудование, машин и механизмов), экономической (ограниченность ресурсов) и информационной (потоки информации для принятия решений) составляющих;
  2. наличие выделяемых частей или подсистем, имеющих содержательный характер деятельности соответственно многоцелевому аспекту функционирования системы;
  3. наличие большого числа разнообразных внутренних связей в каждой подсистеме между её элементами и минимально необходимых внешних связей между подсистемами;
  4. наличие большого числа разнообразных связей между системой в целом и элементами внешней среды (поставщики, потребители, конкуренты, государство и т. п.);
  5. циркуляция внутри системы больших материальных и информационных потоков, а отсюда необходимость организации разветвленной информационной сети, обеспечивающей рациональное функционирование системы;
  6. иерархическая структура управления* с вертикальными (внешними) и горизонтальными (внутренними) связями между частями (подсистемами), соответственно сочетающая принципы централизованного и децентрализованного управления.

       Указанные признаки больших и сложных систем должны обязательно учитываться при построении производственных и организационных систем и их подразделений, а также выступать в качестве критериев при анализе правильности построения и функционирования действующих систем.

       Системный подход* позволяет научно обоснованно решать задачи оптимизации структуры и функционирования больших и сложных систем. Системный подход предполагает три аспекта формирования, функционирования и изучения системы: функциональный, элементарный и организационный.

       Функциональный аспект состоит в определении состава функций - задач, которые должна выполнять система и соответствующие обособленные подсистемы последней. В основе реализации функционального аспекта лежит построение дерева целей системы, вершиной которого является главная цель, а ветвями - локальные (обеспечивающие) цели, реализация которых обеспечивает достижение главной цели.

       Поскольку достижение любой цели предполагает определенные действия, то каждая цель фактически достигается посредством реализации некоторой функции-задачи, а дерево целей представляет собой фактически еще более разветвленное дерево функций-задач.

       Совокупность функций-задач, ориентированная на реализацию конкретной программы (цели), товары, рынок или покупателя, в дальнейшем позволяет сформировать базовые блоки (подразделения) любой структуры.

       Элементный аспект предусматривает выделение в системе определенного набора элементов, необходимого для реализации конкретных функций-задач. При этом происходит движение по дереву функций-задач снизу вверх: на самом низком уровне, как правило, определяются исполнители. По мере движения они объединяются в целевые группы специалистов и команды, предполагающие наличие руководителей.

       Организационный аспект устанавливает структуру системы, ясную и точную цель для каждой структурной части формирует состав и содержание связей между элементами системы. Наличие структуры организации, объединяющей элементы в единое целостное образование, определяющей правила и направленность взаимодействия элементов системы, является необходимым условием существования объекта.

       Обеспечение взаимосвязи и единства указанных трех аспектов системного подхода при формировании организации и её структурных частей позволяет упорядочить и упростить структуру фирмы, достичь целостности частей и приобретение ими качественно новых свойств и характеристик. В результате реализации этого подхода создаются предпосылки для эффективного управления организацией.

       Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна её функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. В некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить её часть - сделать её менее точной или менее эффективной. Например, в целях повышения надежности проектируемых производственных систем, коэффициент загрузки оборудования должен быть меньше единицы на величину необходимого резерва (10-15%). В любой системе важна работа целого: это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности.

       Изначальный же недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредотачивают внимание только на одном каком-то важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. В этом принципиальное отличие современного подхода к управлению. Таким образом, системный подход* - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Именно поэтому теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

       Исходными положениями теории системного управления являются:

  1. Организация* (предприятие, фирма, корпорация) является системой. Как и в биологическом организме, в организации все части её взаимосвязаны.
  2. Подсистемы являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию. Каждая подсистема есть часть системы, которая, в свою очередь, может быть подсистемой для системы более высокого порядка. Например, подсистема "участок" есть часть системы "цех", а "цех", в свою очередь, является подсистемой, входящей в систему "предприятие".
  3. Синергия означает концепцию, по которой целое является большим, чем сумма его частей. Синергия делает упор на взаимозависимость среди всех частей организации. В отношении бизнеса это означает, что отдельные подразделения внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем когда они действуют независимо.
  4. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности;
  5. Границы являются точками, в которых организация встречается с внешним окружением. Для большинства организаций граница между самой фирмой и внешним окружением постоянно изменяется, например меняются источники сырья, рабочей силы, технического перевооружения, рынков сбыта и т. п.
  6. Поток есть движение материальных, информационных, энергетических потоков и человеческой энергии в системе. В организацию поступает сырье, комплектующие, а выходит готовая продукция и услуги.
  7. Обратная связь есть процесс получения информации о различных системах для того, чтобы определить их состояние и вносить коррективы, осуществлять регулирование. Например, на основании учетных данных о ходе производства осуществлять функцию оперативного регулирования по отклонениям от плана.
  8. В русле системного подхода в менеджменте 60-80-х гг. развилась одна из наиболее известных концепций этого времени - концепция организационного поведения.

       Организационное поведение - это область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использование этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Основные ценности, характеризующие концепцию организационного поведения, состоят в следующем:

  1. Акцент на установлении причинно-следственных связей при изучении поведения индивида.
  2. Влияние процесса обучения на изменение поведения индивида.
  3. Гуманистический подход к человеку (без насилия).
  4. Забота об организационной эффективности.
  5. Стремление полагаться на эмпирические (опытные) исследования и научный метод.

       Обеспечивая понимание, как и почему индивидуумы и группы ведут себя, организационное поведение* подготавливает людей стать лучшими служащими и менеджерами*. Основная идея, проходящая через концепцию организационного поведения, заключается в том, что поведение людей вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся.

       Все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Однако теория систем сама по себе еще не говорит, какие же элементы организации как системы особенно важны. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на эффективность управления. Очевидно, что руководители должны знать структуру переменных организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияние на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логически продолжением теории систем.


  Ситуационный подход* расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация.

       Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые решающим образом влияют на организацию в конкретное время.

       Ситуационный подход - ориентация управления внутри предприятия на совокупность различных по своей природе воздействия переменных, характеризующих определенную ситуацию.

       Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация - меняются методы управления и поведение лица, принимающего решение. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент входит постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. А в набор средств эффективного менеджмента к "системному мышлению" добавляется способность "ситуационного мышления". Концепция процесса управления, ориентированная на ситуационный подход*, применима ко всем организациям, потому что ситуационный подход пытается увязать конкретные принципы и методы работы с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. При этом каждая ситуация* рассматривается так, чтобы определить её уникальные свойства перед тем, как принять управленческое решение*. Это заметно отличает его от ранее применяемых подходов, ориентированных на универсальные принципы, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям. Ситуационный подход* концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Реализация ситуационного подхода предполагает, что руководитель должен:

  1. уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для нее;
  2. принять соответствующее решение, которое бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовало бы требованиям, выдвигаемым к организациям со стороны ситуации;
  3. уметь предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные - от применения конкретной методики или концепции;
  4. создавать в организации потенциал и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

       С помощью ситуационного подхода руководитель пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Все факторы влияния можно сгруппировать по двум основным классам: внутренних и внешних переменных.

       Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые по существу являются результатом управленческих решений. К числу основных внутренних переменных относятся цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология и культура организации*.

       При анализе внешних переменных обычно выделяют:

  • переменные прямого воздействия, т. е. те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации (поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты и собственники);
  • переменные косвенного воздействия, т. е. те, которые опосредственно, а не прямо влияют на операции организации и не испытывают на себе прямое же влияние операций организации (экономическое окружение и политическая среда, технологическое, социально-культурное и международное окружение).

       "Бизнес-ситуация" - это перечень событий и проблем, фактически стоящих перед лицом, принимающим решение с ориентацией на сведения о внутренней и окружающей среде. Изменение внешних и внутренних переменных свидетельствует о возникновении новой ситуации, которая требует адекватной реакции лица, принимающего решения.

       Управление процессами и объектами в любой области человеческой деятельности изобилует неопределенностью и конфликтами*. Эти проблемы бывают часто настолько сложными, что верные решения требуют большой подготовительной работы для выбора оптимального варианта. Одним из перспективных и результативных методов получения верных решений в таких случаях является метод изучения хозяйственных и производственных ситуаций.

       В отечественной и зарубежной практике обучения менеджеров* в последние годы находит широкое применение метод изучения хозяйственных и производственных ситуаций - "кейс-стади".

       Основная цель метода анализа конкретных хозяйственных ситуаций - развитие аналитических способностей и привитие навыков в применении полученных знаний. Сущность метода заключается в том, что слушатели знакомятся с описанием конкретной ситуации, сложившейся на предприятии, определяют проблему, заложенную в ситуации. После выявления проблем разрабатываются несколько альтернативных курсов действий и рассматриваются возможные положительные и отрицательные последствия каждого действия. Наконец, вырабатывается наиболее верный вариант решения. Таким образом, процесс выработки решения составляет сущность метода конкретных ситуаций.


Для выяснения сущности управления и для рассмотрения проблем его организации и эффективности важное значение имеет установление связи между теорией управления и кибернетикой.

       Слово "кибернетика"* возникло в Древней Греции. Впервые его произнес задолго до нашей эры философ Платон, произведя его от греческого слова "кибернус", что означало "кормчий". Вот почему древнее искусство управлять кораблем может служить первым символом кибернетики.

       В середине ХХ века новый смысл в это понятие вложил математик Н. Винер. Кибернетика - наука об управлении сложными динамическими системами и процессами. Объектом изучения этой науки являются системы любой природы, способные воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать её для управления и регулирования. Система* (с греческого: составленное из частей, соединение) является одним из основных понятий кибернетики.

       Появление кибернетики - науки об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах, - позволило собрать и обобщить огромное количество фактов, которые показали, что процесс управления во всех организованных системах сходен. Различие в управлении объектами касаются критериев цели, задач и содержания управления. Однако структура и построение процессов управления в организованных системах любых рангов имеют черты глубокого сходства, общности. Это обстоятельство объясняется тем, что процесс управления всегда представляет собой информационный процесс.

       Кибернетика изучает процессы получения и передачи, накопления и преобразования, переработки и использования информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Установление связи между управлением и информационными процессами - важнейшее достижение кибернетики. Оно позволяет понять технологию процесса управления и, главное, подвергнуть его изучению количественными методами. Отличительная черта кибернетического подхода к познанию и совершенствованию процессов управления - использование их аналогов в живой и неживой природе и моделирование. Основная задача кибернетики - достижение на основе присущих ей методов и средств оптимального уровня управления, т. е. принятие наилучших управленческих решений. Таким образом, кибернетическим называется такое управление, которое:

  • рассматривает организацию как некоторую большую систему, каждый элемент которой берется не только сам по себе, но и как часть большой совокупности, в которую он входит;
  • обеспечивает оптимальное решение многовариантных динамических задач организации;
  • использует специфические методы, выдвинутые кибернетикой (обратную связь, саморегулирование и самоорганизацию и т. п. );
  • широко применяет механизацию и автоматизацию управленческих работ на основе использования вычислительной и управляющей техники и компьютерных технологий.

       Благодаря такой трактовке кибернетика* находит практическое применение в самых различных областях деятельности человека, в том числе и в экономической. Ее приложение к экономике получило наименование экономической кибернетики, которая рассматривается как "использование научных подходов, основного комплекса понятий и научных инструментов кибернетики для исследования экономических явлений и решения практических экономических задач.

       Из кибернетики управление заимствует следующие законы и принципы необходимого разнообразия, эмерджентности*, внешнего дополнения, обратной связи, выбора решения, декомпозиции, а также иерархии управления и автоматического регулирования (саморегулирования). Рассмотрим указанные законы и принципы с точки зрения их связи с вопросами управления организацией.

       Закон необходимого разнообразия. По определению У. Р. Эшби, первый фундаментальный закон кибернетики заключается в том, что разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает некоторым разнообразием. Иначе говоря, значительное разнообразие воздействующих на большую и сложную систему возмущений требует адекватного им разнообразия её возможных состояний. Если же такая адекватность в системе отсутствует, то это является следствием нарушения принципа целостности составляющих её частей (подсистем), а именно - недостаточного разнообразия элементов в организационном построении (структуре) частей.

       Ограничение разнообразия в поведении управляемого объекта достигается только за счет увеличения разнообразия органа управления (управленческих команд). Чтобы достигнуть минимума разнообразия выходных реакций (результатов деятельности) системы, управляющий орган должен быть способен к выработке определенного минимума команд и сигналов. Если его мощность ниже минимума, он не способен обеспечить полное управление.

       Процесс управления в конечном счете сводится к уменьшению разнообразия состояний управляемой системы, к уменьшению её неопределенности. В соответствии с этим законом, с увеличением сложности управляемой системы сложность управляемого блока также должна повышаться. Поэтому все большее усложнение аппарата управления корпорациями, холдингами, финансово-промышленными группами, и т. п. организациями и их частями в современных условиях - это закономерный процесс. Другое дело, что восполнять разнообразие управляющей системы нужно за счет внедрения компьютерных и других прогрессивных технологий управления и математических методов, а не за счет привлечения дополнительных людских ресурсов.

       Закон необходимого разнообразия* имеет принципиальное значение для разработки оптимальной структуры системы управления. Если центральный орган управления при сохранении разумных размеров не обладает необходимым разнообразием, то следует развивать иерархическую структуру, передавая принятие определенных решений на нижние уровни и не допуская, чтобы они превращались в передаточные инстанции. Неудовлетворительные результаты проводимой в стране экономической реформы объясняются неадекватной реакцией органов управления. В стране увеличивается разнообразие форм собственности, разновидностей структурных формирований объектов управления, моделей хозяйствования и т. п. В соответствии с этими изменениями необходимо систему управления таким развитием привести в соответствие с законом необходимого разнообразия (обеспечить льготное кредитование структурных преобразований, разумное налогообложение развивающихся предприятий, государственную политику подготовки и переподготовки кадров и т. п. ).

       С позиции теории управления главнейшим моментом, характеризующим сложность системы, является её разнообразие. Поэтому определение степени оптимального разнообразия при разработке любых систем - организации производства, планирования, обслуживания, оперативного управления, систем оплаты труда и т. д. - является одним из наиболее важных и первоочередных этапов использования кибернетики при проектировании и функционировании организации.

       Этот вывод хорошо подтверждает и народная мудрость: "Ум хорошо, а два лучше", "Один в поле не воин". Заболевание организма человека очень часто связано с отсутствием необходимого и достаточного разнообразия в рационе питания, режиме работы и отдыха. Таким образом, соблюдение закона необходимого и достаточного разнообразия в проектировании и функционировании организационных систем повышает их эффективность и наоборот.

       Принцип эмерджентности. Второй принцип У. Э. Эшби, выражает следующее важное свойство сложной системы: "Чем больше система и чем больше различия в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей". Указанные различия возникают в результате объединения в структуре системы (частей) определенного числа однородных или разнородных частей (элементов). Этот принцип указывает на возможность несовпадения локальных целей (частных целей отдельных элементов системы) с глобальной (общей) целью системы, а отсюда - на необходимость для достижения глобальных результатов принимать решения и вести разработки по совершенствованию системы и её частей на основе не только анализа, но и синтеза. Так, например, при построении дерева целей необходимо помнить о том, что система будет более эффективно функционировать в том случае, если достижение частных целей (например, работников фирмы) способствует достижению глобального (общего) оптимума системы (фирмы в целом).

       Принцип эмерджентности* имеет большое значение для оптимизации системы управления. Он определяет требования системного подхода в решении проблем управления.

       Принцип внешнего дополнения. Впервые сформулированный С. Т. Биром третий принцип кибернетики гласит: любая система управления нуждается в "черном ящике" - определенных резервах, с помощью которых компенсируются неучтенные воздействия внешней и внутренней среды. Степень реализации этого принципа и определяет качество функционирования управляющей подсистемы. Действительно, в любом, даже самом детальном и тщательно разработанном плане нельзя учесть все многочисленные факторы, воздействующие на управляемую подсистему в процессе его реализации. Например, это может проявляться в недостаточной разработке каких-либо плановых показателей, в неполном учете при планировании и управлении всех факторов развития того или иного производства, в недостаточно качественном уровне информации, циркулирующей в системе, и т. п.

       Неучтенные факторы могут резко снизить надежность функционирования систем. Для удержания системы в заданных пороговых значениях переменных (показателей) необходимо наделить её нормативным уровнем резервов (стратегических, тактических, оперативных, технических, технологических, организационных, экономических и управленческих), компенсирующих воздействие этих факторов. Так, например, при проектировании участка и линий группового производства необходимо стремиться к загрузке оборудования на уровне, близком к нормативному его значению - 85%. Недогрузка 15% является тем резервом, который позволяет компенсировать неучтенные факторы: неотработанность конструкции, несовершенство технологии, недостаточный уровень квалификации рабочих и т. п.

       Закон обратной связи. Четвертый принцип кибернетики возведен в ранг фундаментального закона, который известен как закон обратной связи. Без наличия обратной связи между взаимосвязанными и взаимодействующими элементами, частями или системами невозможна организация эффективного управления ими на научных принципах. Все организованные системы являются открытыми, и замкнутость их обеспечивается только через контур прямой и обратной связи. Необходимым условием их эффективного функционирования является наличие обратной связи, сигнализирующей о достигнутом результате. На основании этой информации корректируется управляющее воздействие. В упрощенном виде это показано на рис. 1. 5. Входная величина действует на управляемый процесс и в соответствии с передаточной функцией, характерной для данного объекта и определяющей соотношение между входными и выходными сигналами, превращаются в выходную величину с.



Рис. 1. 5 Схема управления с обратной связью (простая замкнутая система)

       Эта величина с помощью канала обратной связи подается на вход, корректирует входную величину r и в виде управляющего сигнала m воздействует, но уже по-новому, на объект. Возникшая таким образом связь образует замкнутый контур.

       Различают два вида обратной связи: отрицательную, которая уменьшает влияние входной величины на выходную величину, т. е. стремится как бы установить и поддержать некоторое устойчивое динамическое равновесие, и положительную, увеличивающую это влияние и тем самым создающую неустойчивое равновесие. Аналогичные регулирующие процессы происходят в биологических и социально-экономических системах. Таким образом, первая важная роль обратной связи - восстановление нормальной работы, нарушенной внешними и внутренними факторами, т. е. способность систем к саморегулированию и самоорганизации (адаптации). Создание самонастраивающихся и самообучающихся систем управления производством - одно из наиболее перспективных приложений кибернетики.

       Экономические системы находятся под постоянным воздействием природных и общественных факторов. Эти внешние воздействия, как правило, носят случайный характер. Вместе с тем сложность и изменчивость системы во времени приводят к тому, что поведение самой системы является в той или иной степени неопределенным, вероятностным. Влияние этих многочисленных неопределенностей приводит к тому, что экономические системы всегда являются системами с неполной информацией и управление ими всегда осуществляется в условиях неопределенности. Поэтому вторая важная роль обратной связи состоит в том, что, сообщая органу управления информацию о реальном состоянии объекта, она позволяет осуществлять регулирование в условиях неполной информации о возмущающих воздействиях.

       С кибернетической точки зрения обратная связь - процесс информационный. Воздействие входного сигнала на объект, переработка его в выходной сигнал и обратное действие выхода через канал обратной связи на входную величину - все это процессы передачи и переработки информации.

       Простейшим примером применения обратной связи на предприятии является диспетчерское управление: поступление на пульт диспетчера оперативных сведений о состоянии производства для выработки команд управления есть обратная связь по отношению к изменению объекта управления, рассматриваемому как сумма информации о нем.

       Закон обратной связи* подчеркивает, что управление немыслимо без наличия как прямой, так и обратной связи между объектом и субъектом управления, образующими замкнутый контур. Применительно к планированию этот закон утверждает единство плана и отчета. Кто порождает план, тот организует учет, анализ и контроль его исполнения объектом управления.

       Принцип выбора решения. Пятый принцип кибернетики заключается в том, что решение должно приниматься на основе выбора одного из нескольких вариантов. Там, где принятие решения* строится на анализе одного варианта, имеется субъективное управление. Разработка же многовариантных реакций в ответ на конкретную ситуацию, привлечение коллективного разума для разработки вариантов решений, в том числе с использованием метода "мозговой атаки", безусловно обеспечит принятие оптимального решения для конкретного случая. Этот принцип учитывает взаимосвязанность и обусловленность количественных и качественных изменений.

       Принцип декомпозиции. Этот принцип указывает на то, что управляемый объект всегда можно рассматривать как состоящий из относительно независимых друг от друга подсистем (частей). Данное положение, развитое У. Э. Эшби и Г. Клаусом, представляет значительный интерес для приложения кибернетики к производству. Дело в том, что приспособление регулятора к сложному объекту, учитывая все его аспекты и переменные, является теоретически и практически невозможным, так как на это никогда не хватило бы времени. Расчленение объекта на независимые звенья и переменные и самого регулятора на отдельные управляющие блоки обеспечивает возможность приспособления ко многим условиям и последовательного управления ими. Например, на практике диспетчер предприятия не рассматривает одновременно все возникшие возмущения. Он ранжирует их по степени влияния на производственный процесс* и принимает меры к последовательному их устранению. Искусство управления заключается в отборе взаимосвязанных факторов, в расчленении решаемой задачи на ряд последовательных звеньев.

       Принципы иерархии управления и автоматического регулирования. Под иерархией понимается многоуровневое управление, характерное для всех организованных систем. Обычно нижние ярусы управления отличаются высокой скоростью реакции, быстротой переработки поступивших сигналов. На этом уровне происходит оперативное принятие решения*. Например, при поломке инструмента рабочий быстро отключает станок от электросети.

       Чем менее разнообразны сигналы, тем быстрее реакция - ответ на информацию. По мере повышения уровня иерархии действия становятся более медленными, но отличаются большим разнообразием. Осуществляются они уже не в темпе воздействия, а могут включать в себя анализ, сопоставление, разработку различных вариантов реакции (ответ на информацию).

       Применительно к производству управление на уровне мастера участка должно быть быстрым, но предусматривать ответы лишь на простейшие ситуации. Управление* на уровне цеха должно быть уже более медленным, так как оно включает в себя уже учет многих факторов и планирование на более длительное время. Отсюда следует необходимость обеспечить максимальную децентрализацию - саморегулирование и самоорганизацию системы без подключения более высоких уровней управления.

       Все указанные законы и принципы кибернетики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они должны непременно учитываться при организации структуры как объекта, так и субъекта управления, а в равной мере при реализации временного аспекта их организации, т. е. при осуществлении процессов планирования и управления.

       Рассмотренные принципы кибернетики последовательно связаны жесткой логикой и образуют замкнутый контур (рис. 1.7).


https://cutt.ly/fwqTpV4q

вторник, 23 мая 2023 г.

Economies Of Scale: How To Scale The Right Way

 Economies of scale are the reasons that larger companies have a competitive advantage of smaller companies. As an example, Walmart has a defensible competitive position (an economic ‘moat‘) because of its scale.

Walmart is able to leverage its scale to:

  • Buy products at a lower price than competitors. Walmart can distribute and sell high volumes of a product compared to its competitors.
  • Walmart has a highly efficient supply chain which results in lower distribution costs per unit. As a simple example, it can always fill the trucks which make the distribution costs per unit low.
  • Walmart embraced and invested in technology to become an innovator in the way stores track inventory and restock their shelves, thus allowing them to cut costs. In 2015, the company spent a reported $10.5 billion on information technology. Smaller companies could never afford that level of investment in technology.

Economies of scale graph

A simple explanation, imagine for a moment that you produce and sell homemade salsa in jars. As a small business, you’re limited by your time. Let’s say that in a single day you can only produce 100 jars of salsa.

Now imagine that a friend joined your business and so two of you could now make salsa.

If you:

  • achieve more than 200 units a day you will have succeeded in realizing economies of scale.
  • if you produce less than 200 units per day then you have incurred diseconomies of scale.
  • if you simply double production and achieve just 200 units per day then you achieve constant returns.

Economies of Scale Quick Explanation


Economies of scale – quick explanation

Economies of Scale Key Points

  • Economies of scale occur as a company’s production increases and results in fixed costs becoming a lower percentage of each unit.
  • Internal economies of scale can be because of technical improvements, managerial efficiency, financial ability, monopsony power, or access to large networks.
  • External economies are ones where companies can influence economic priorities, often leading to preferential treatment by governments. 
  • Diseconomies of scale can occur when a company becomes too big, lowering its production.

Economies of Scale Definition

An economy of scale is achieved when increasing the scale of production decreases long-term average costs.

In other words, the cost of production per unit decreases as a company produces more units. Reducing the cost per unit of production is the major advantage companies seek when scaling.


economies of scale infographic

Digital Technologies and Zero Marginal Cost

Producing, distributing and selling music used to belong in the physical world. Music would be ‘burned’ onto CD’s in a factory, boxed and then distributed to stores to be sold.

Apple with iTunes changed the music industry. Music became a digital product that could be distributed almost instantly across the globe and very low cost.

The production costs of copying a file are near zero and so huge costs were eliminated as people transitioned to digital music players.

The cost of producing the first piece of music is high but then the cost of producing more digital copies is very low.

In economics, the marginal cost of production is the change in the total production cost of producing an additional unit.

Marginal costs are calculated by dividing the change in production costs by the change in quantity produced. This then determines at what point an organization can achieve economies of scale which optimize production. If the marginal cost of producing one additional unit is lower than the per-unit price, the producer has the potential to gain a profit.

Network economies of scale occur primarily in online businesses. It costs almost nothing to support each additional customer with existing infrastructure. See network effects.

So, revenue from new customers is highly profitable. A great example is eBay.

The Flywheel Effect

Jim Collins in his book Good to Great identified eight common traits that “good to great” companies share.


In creating a good-to-great transformation, there is no single defining action, no grand program, no single killer innovation, no solitary lucky break, no miracle moment. Rather, it feels like a giant, heavy flywheel. Pushing with great effort, you get the flywheel to inch forward. You keep pushing and with persistent effort, you get the flywheel to complete one entire turn. You don’t stop. You keep pushing. The flywheel moves a bit faster. The flywheel moves a bit faster. Two turns…then four…then eight…the flywheel builds momentum. Sixteen…thirty-two…moving faster…a thousand…ten thousand…a hundred thousand. Then at some stage – breakthrough! The flywheel flies forward with almost unstoppable momentum.

Jim Collins

Amazon is another company that has built a competitive advantage through the scale of its operations – both physically and digitally. The Amazon business model uses this scale to its be able to distribute products at low prices.


Amazon’s flywheel

The Main types of external economies of scale

There are main types of economies of scale:

  • Financial.
  • Managerial.
  • Technical.
  • Marketing
  • Information.

Internal Economies of Scale

Internal economies of scale offer greater competitive advantages than external economies of scale.

This is because an external economy of scale tends to be used by competitors as well. As an example, cloud technologies for music streaming are available to Apple, Google as well as Spotify.

However, it’s important to remember some companies may be in a better position to take advantage of external economies of scale than others.

For these reasons, internal economies of scale offer a greater chance of developing a competitive advantage.

Examples of external economies of scale

Transportation

Often governments make investments in infrastructure that allows multiple companies to take advantage of external economies of scale. This is done to improve overall national productivity and compete on a global scale.

As an example, investments in improved rail and road systems yield deliver more efficient transportation and thus reduce costs for businesses that use these.

Skilled labour

High concentrations of skilled labour often result from industrial clusters of companies with a specific sector. In the UK there is a large concentration of car manufacturers and engineers in the midlands area as a result of formula 1 racing and historical production facilities.

Another example is Silicon Valley, where there are large numbers of programmers because of the presence of large tech firms like Apple and Google.

The five types of economies of scale

Technology

Technical economies of scale result from efficiencies in the production process itself such as the introduction of robotics. As a result, manufacturing costs fall 70% to 90% every time the business doubles its output.

Larger companies can invest in costly technologies that are then spread across a much larger volume of production.

For example, large companies can harness expensive AI software to improve customer acquisition. Similarly, large companies such as Amazon and Walmart use technologies to improve supply chains.

Large-scale businesses can afford to invest in specialist machinery or technologies. For example, Walmart can use specialist technologies to improve planning and stock control.

The law of increased dimensions also known as the container principle offers large companies economies in scale in transportation. As an example, if you double the height and width of a tanker the cubic capacity disproportionate.

The result of this law in economies of scale in distribution, freight industries, travel and leisure sectors e.g such super cruisers such as P&O’s Ventura, super-tankers such as the Maersk ‘Triple-E’ container ship and the Airbus 280.

Research and Development Economies are rarely affordable for smaller companies. Research and development is costly and mainly limited to large scale companies e.g. pharmaceutical companies.

Purchasing Power

Monopsony power occurs when a company can reduce its per-unit costs because if its huge buying power.

Large food retailers have monopsony power and hence purchase supplies from farmers and wine growers and in completing supply contracts from food processing businesses.

Amazon uses its purchasing power in the publishing industry to get large reductions in prices it pays publishers for the books sold on the Amazon web site.

Other examples of the use of monopsony power include the prices paid by coffee roasters and other middlemen to coffee producers in some of the poorest countries.

Managerial

Economies of scale occur when large firms can afford to create specialist departments as well as hire specialists. Specialist departments enable more efficient running of operations across the company.

This is known as division of labour where firms employ specialists to supervise production systems.

Specialization of the workforce: Larger firms can split the production processes into separate tasks to boost productivity.

Improved management and the use of specialist equipment results in greater productivity and a reduction in unit costs. Workers in larger-scale factories and other such production operations can do more precise, specific jobs.

Financial

Financial economies of scale usually result from a company having access to cheaper capital.

Large companies are usually rated as being more ‘credit worthy’ and have access to credit with favourable rates of borrowing.

Often large companies get funds from an initial public offering. Moreover, large companies once listed on stock markets can raise further money by selling equity.

Marketing Economies of Scale

Marketing economies of scale result from lower costs per unit for advertising and promotion.

As production increases, firms can spread (fixed) marketing costs over a larger output. This then reduces the per-unit costs.

Additionally, larger companies benefit from greater reach and word of mouth as the critical mass increases. In other words, it forms a multiplier effect.

Economies of Scale Versus Economies of Scope

Economies of scope occur when a company branches out into multiple product lines.

They benefit by combining complementary business functions, product lines, or manufacturing processes.

For example, most newspapers diversified into similar product lines, such as magazines and online news. This diversified their revenue away from declining newspaper sales. Their advertising sales teams could sell ads in all three product lines.