вторник, 31 мая 2016 г.

6.3 Диспетчирование и оперативное распорядительство



Диспетчирование — это система централизованного оперативного контроля и регулирования текущего хода работы по выполнению производственных заданий согласно заранее разработанным календарным графикам. Главная цель такой системы — предупредить, обнаружить и ликвидировать производственные неполадки и отклонения от графика, а также направить движение производственного процесса в рамки установленного организационно-технологического режима, обеспечивая условия для выполнения производственных заданий.

Диспетчирование представляет собой заключительный этап оперативного управления производством. В соответствии с главной целью диспетчирование охватывает следующие виды работ:

непрерывный учет и сбор информации о ходе выполнения разработанных и принятых к исполнению календарных графиков производства;
выявление отклонений от установленных плановых заданий и анализ их причин;
принятие оперативных мер по устранению и дальнейшему предупреждению отклонений от графика;
координация текущих работ взаимосвязанных производственных подразделений для обеспечения ровного ритма производства в соответствии с календарным графиком.

Диспетчирование осуществляется с помощью специальных технических средств связи и сигнализации. В работе диспетчерских служб широко применяются различные приборы и аппараты как проводных, так и беспроводных средств связи, телевизионные установки, световые короба, блоки автоматического счета и учета выпуска изделий, аппаратура магнитной записи, звукоусилительные станции и др.

На основании данных оперативного учета и контроля хода производства осуществляется оперативное управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. К контуру оперативного управления предприятием относятся задачи, непосредственно связанные с реализацией производственных планов предприятия. Среди этих задач можно выделить как актуальные для всех видов организаций (снабжение, складской учет), так и характерные только для торговых организаций (операции с консигнационным товаром, розничная торговля).

Вся информация, получаемая, например, от производственных подразделений предприятия (цехов, участков, отделов), делится на группы:

первая — информация, направленная на ликвидацию сбоев на участках производства, которые задерживают или срывают суточный (сменный) план выпуска продукции;
вторая — информация, используемая для ликвидации неполадок, которые нарушают запланированный ход производства, однако не срывают суточного плана выпуска продукции;
третья — систематическая информация о ходе производства, используемая для контроля за процессом производства.

Диспетчирование сводится к непрерывному контролю за ходом выполнения плана производства и к текущему распорядительству, направленным на выполнение плановых заданий (табл. 13).







Контроль производства осуществляется на основе учета выполнения номенклатурного плана и ведется по табличной форме с помощью графиков (табл. 14, 15). График составляется посменно и нарастающим итогом с начала месяца в абсолютных величинах. Наглядность учета достигается применением элементов линейного графика: выполнение отмечается по каждой позиции суммарной линией с начала месяца (ширина графы принимается за 100 % сменного задания). По такому графику легко определить, по какое число выполнено плановое задание и имеется на данный день опережение или отставание в выполнении плана.





Оперативное регулирование направлено на ликвидацию неполадок и отклонений от графика. Основные виды таких неполадок, вызывающие отклонения хода производства от плана, и типичные решения, которые могут быть приняты в тех или иных случаях, представлены в табл. 16.









воскресенье, 29 мая 2016 г.

CUBI: A User Experience Model for Project Success

We all want to be a part of compelling creative projects—projects that solve business problems and engage users through meaningful and valuable experiences. However, given tight budgets and timelines it's challenging to create genuinely innovative design, identify gaps in the process, and consider the variety of factors for effective user experience.
To solve these common challenges, I researched existing user experience models or frameworks and found that most UX diagrams are confusingunorganizedcomplex, or antiquated, making them useless for designers and clients. That’s why I decided to create my own model.
Henry Ford once said …
"I invented nothing new. I simply assembled the discoveries of other men behind whom were centuries of work… Progress happens when all the factors that make for it are ready and then it is inevitable."
This was exactly my approach. I began my work by reverse-engineering hundreds of award-winning interactive projects* from a range of industries and project types (marketing websites, games, appse-commerce, educational, etc.), to understand and document the concepts, interactions, and elements of the experiences.

Graphic used with permission from TheFWA.com (Favourite Website Awards). Research included reviewing Google’s Creative Sandbox, Communication Arts, The FWA, and Behance from January-June 2014.
It was impossible for me to determine if each project was successful or not—effective design requires more than a pretty surface or whiz-bang interactions. However, the research did help provide insights on the different components that comprised each project.
As a result of my research, I determined most projects had a strong balance of content and interactions. The content was engaging and easy to consume, while the interactions supported access to more content.
When considering how these elements overlap with user goals and business goals, I created the CUBI User Experience Model. This model helps deconstruct the major components, which consist of:
  • Content
  • User Goals
  • Business Goals
  • Interaction

When considering the intersections on the diagram, there was the Process by which users navigate through content through the provided interactions, which includes communications, reactions, actions and transactions.
Another set of intersections was Experience Factors (★). In order to have an effective experience a product needs to be comprehensive, useful, usable and branded.

The Benefits of CUBI

As I used and developed the model it began to serve multiple purposes:
  1. Creativity: Creative experiences have the potential to engage users and provide more unique brand experiences. The model provides a framework for presenting content more creatively, through use of a variety of techniques and methodologies.
  2. Communication: When terminology and language are common between designers and clients, it provides for greater communication and helps keep the strategy on-track.
  3. Simplification: The terminology and practices that are a part of experience design can be vast and confusing. This model simplifies the complex design process, and delivers it in consumable bite-sized chunks, by outlining all the considerations that must be made throughout a project.
  4. Collaboration: When we understand the factors involved with designing experiences we then understand the different roles, teams, assets, and content required to execute on any given strategy. This understanding can help create a project plan and make it easier to delegate tasks.
  5. Gaps: The model can help identify gaps within the design process. For example, a business may have established requirements, goals, and functionality for their marketing site, but maybe they haven’t developed a content strategy—or they have only marketing research, but haven’t performed formal user research.

The Layers of CUBI

Content
There are five layers to consider when incorporating content—Content Types, Models, Treatments, Methods, and Architecture.


  1. Content Types: Content is more than just text. Content includes a variety of media including photography, video, audio, data, documents, and a whole bunch of other things you might not have even considered. When content types are combined there are more opportunities for creative forms of media. For example, infographics combine text, data visualization, and illustration. It's also critical to inventory the different types of content and how the content can become object-oriented, which is when content is used in other contexts.
  2. Content Models: Content models combine the different content types into a more recognizable model or format. For example, a recipe is a content model, which may include content types such as ingredients, instructions, and photography. The content model for a movie review may contain content types such as a movie description, ratings data, a list of actors, and a movie trailer.
  3. Content Treatments: Content can also have applied aesthetics and treatments. For example, the visual style may include 2D illustration or the photography may be treated with a vintage style or duotone. Text may have a unique tone or personality based on the brand voice. Graphics may reflect a certain company culture or personality, which can be indicated in brand guidelines.
  4. Content Methods: Content can be presented in more creative ways. It can be vastly more interesting and engaging when methods like storytelling, metaphors, analogy, symbolism, scenarios, challenges, or other creative concepts are applied.
  5. Content Architecture: Content architecture is the structure and organization of information in a website or software system. It touches all content categories including content types and models and how content interlinks.
To summarize, Content Types are aggregated to create Content Models. The content types and models can have an applied Content Treatment. A Content Method can provide a narrative or framework for the content. All of these elements are organized through Content Architecture.
User Goals
There are five layers to consider when incorporating user goals: User Types, Needs, Motivations, Behaviors, and Outcomes.


  1. User Types: It’s important to understand the different user types that will use the end product. A common practice is to create user personas that detail their different roles, responsibilities, skill-levels, demographics (gender, age range, languages, locations, etc.)psychographics (personality, values, attitudes, interests, lifestyles) and where, when and how they will use the product.
  2. Needs: Once user types are identified, it is critical to understand and define the relevant needs and aspirations that will help fulfill their goals. Some needs may be more simple, like finding documentation, while others are more complex more physiological or esteem needs. Additional examples of needs may include personal progression, accomplishment, mastery, recognition, status, belonging, expression, or a sense of purpose.
  3. Motivations: Once the user needs are identified, we need to understand how users are motivated to fulfill those needs. This could be a wide range of intrinsic or extrinsic rewards or motivators, implemented with cues, design triggers, or other techniques.
  4. Behaviors: Once the motivations are understood, it's important to research the user's current behaviors and how new motivations can potentially drive behavior change. With enough motivation and behavior change there is a greater likelihood of developing new habits and loyalty to a product and brand.
  5. Outcomes: The combination of Needs, Motivations, and Behaviors can then translate into meaningful and measurable outcomes for users.
To summarize, each User Type has a set of Needs they are trying to fulfill. Users are Motivated to take action. Repeated Behaviors can produce significant user Outcomes.
An example may be mother with a busy schedule (User Type) who Needs to train for a 10k. She might be Motivated by daily reminders and encouragement from friends to exercise (Behaviors) resulting in longer distance runs (Outcome).
Business Goals
There are four layers to consider when incorporating business goals—Operations, Offerings, Outcomes, and Mission.


  1. Operations: Each project has operations that support the product, which can include people, resources, and other connected experiences. People involved in the project can be key business stakeholders, content contributors, subject matter experts, collaborators, administrators, recruited users and others involved in the project. Resources may include content data feeds, APIs, third-party tools, stock artwork, brand guidelines, existing user research, analytics or other resources. Connected Experiences can happen prior, during and after the experience. First, understand how users will find the product either through internal communications, advertising, the App Store, search engines or through social media. This helps make the communications consistent, congruent, professional, and focused. Then users may interact with departments like live customer support, technical support, human resources, or others. This understanding informs the designer how the company has the capacity to support user inquiries.
  2. Offerings: The business may offer an ecosystem of products and/or services. It’s also important to understand how these products and services relate to each other. To communicate these offerings, the business should also have a value proposition, which states why a consumer should use the product or service versus other competitors.
  3. Outcomes: The offerings ultimately support meaningful metrics and Key Performance Indicators that help support business success. KPIs may include financial performance, customer acquisition goals, increased customer satisfaction, employee performance metrics, call center metrics, or other indicators.
  4. Mission: A mission statement provides the core purpose of an organization, its competitive advantages, its target audience, and the reason the organization exists. The mission statement should guide decisions and clearly define goals.
If customers have positive brand experiences and transactions they provide business outcomes
tweet this

To summarize, the Operations support the business Offerings. If customers have positive brand experiences and transactions they provide business Outcomes, which help fulfill the business Mission.
Interaction
There are four layers to consider when incorporating interaction—Patterns, Systems, Devices, and Humans.


  1. Pattern Interaction: Design patterns (AKA Micro Interactions) are reusable components and interactions. Patterns include everything from headers and menus to calendars and maps. Resource libraries for patterns include Pattern TapMobile Patterns, and pttrns.
  2. System Interaction: The system can contain navigation, flows, feedback, and notifications to help the user progress and achieve their goals. The nature of the system can either be static, meaning that it is unchanged or dynamic meaning there is constant change or activity within the system. Dynamic systems can be regulated or self-regulated, meaning there are varying degrees of permissions and actions certain users perform based on their credentials. Systems can also be defined by the content management system or other system software, which may have a set of capabilities and limitations.
  3. Device Interaction: When designing for an experience it’s key to understand the capabilities and constraints of the targeted devices, including screen sizes, connectivity, user interface conventions and other factors. The experience could happen with a variety of devices including phones, tablets, kiosks, terminals, watches, appliances or other things. For example, modern phones can support gestures, geolocation, accelerometers, audio recording, camera capabilities, push notifications and other features that are native to modern phones. User interface design considerations are also made to provide experiences that are ergonomic and comfortable when using certain devices.
  4. Human Interaction: The human interaction may be formal or informal, personal or interpersonal, social, or some other type of human interaction.
To summarize, a set of Patterns are provided in a System. The system can be available on multiple Devices to encourage certain types of Human Interaction.
Experience Factors
Effective user experience is more than just the simple usability of a product. When creating the CUBI model, I concluded that there are at least four primary factors for effective experiences.


  1. ★Branded Experience: A brand experience is not simply the visual identity. It’s the tonality and totality of the entire brand experience for a customer at any touchpoint. Any experience a user has with the business is a brand experience, whether it’s reviewing product information online, receiving live support from a call center, opening product packaging, or learning about the product or service from friends. The brand experience should convey to users that it’s credible, reliable, reputable, and that the company delivers on their promises. Brand communications and transactions can make or break brand loyalty.
  2. ★Comprehensive Experience: A comprehensive experience is one that is both comprehendible and extensive. A comprehensible experience is understandable, clear, uncluttered, properly labeled, scannable, organized, categorized, and lacks ambiguity. If there is an inordinate amount of corporate lingo, jargon, slang, or the messaging is not relatable, the experience may not resonate with users. An extensive experience provides users with a sense of completeness. Missing content can leave users unfulfilled. For example, if users don’t have enough information about company offerings on a homepage or within supporting pages, people may leave the site or delete the app.
  3. ★Useful Experience: A useful experience satisfies user needs, makes them feel empowered or productive, and helps them efficiently achieve their end goals. This can be measured by their changes in behaviors, actions, and performance or by other tangible means.
  4. ★Usable Experience: A usable experience is easy to use, intuitive, findable, learnable, legible, consistent, and provides prompts and feedback to communicate their progress in a system or process.
Usable experiences also:
  • Allow for forgiveness by allowing users to correct mistakes
  • Provide accessibility for those with impairments
  • Functionally work on the targeted devices and browsers
Process Factors
When businesses provide systems for users to interact with, there are typically four process steps to consider.


  1. Communications: The intersection between business goals and content is communications. The branded content communicates comprehensive messaging to engage users.
  2. Reactions: Users react to these communications and quickly decide if it’s something useful to them.
  3. Actions: The reaction can motivate users to take action to fulfill a goal or perform a task. This could be prompted from a call to action, trigger, task list, dashboard or by other means.
  4. Transactions: User actions then translate into business transactions. The types of transactions may include purchases, providing ratings on products or services, customer loyalty registration, etc.

The CUBI Outer Ring

Once the CUBI Model was developed, I made the observation that user experience disciplines, tasks, and methods matched with the major components on the model forming a structured outer ring. This ring helps indicate the potential tasks and efforts required to execute on the strategy. It doesn’t have to be daunting or disorderly.
Please note that there are too many user experience disciplines and tasks to incorporate on this diagram.


For example, content development can potentially require content strategy, subject matter expertise, and information architecture. To identify user goals it may require user research methods such as surveys, contextual inquiry, interviews, and usability testing.

Conclusion

After months of research, peer reviews and study, I hope designers, developers, and clients will find this an invaluable framework for projects to help determine product viability and feasibility. Whether it's a mobile game, healthcare software platform, or marketing website, engagement requires detailed strategy and effective execution.
We welcome your thoughts and input on the CUBI UX Model. We also encourage you to share this article with others to get their feedback. Look for a future Nerdery webcast to further explain the model and how it can help with your project success. Click here formore information about the CUBI User Experience Model.
https://bit.ly/3lU4l8d

четверг, 26 мая 2016 г.

Four steps to handle tight deadlines better



When you are assigned a complex project that has a short timeframe (as often happens), it can be nerve wracking - I know this from experience. It’s like driving a racing car - you have to push close to the limits but any error can throw you completely off the track. I’ve found that following a few practices helps me complete such projects on time:
  • Determine the business context which will be affected by the change to status quo
  • Define the scope of the solution required to satisfy the identified business need
  • Plan short iterations to verify the project direction
  • Align the solution with the existing business processes and IT infrastructure

Business context

Completing this step successfully often determines the success or failure of the project.
Many organizations that operate in a competitive environment have well defined and standardized processes. Many others don’t however, so be prepared to discover them. Explore the business processes which may be affected by the new solution. Learn which systems are used by the business within these processes. Embedding new solutions into these business landscapes should be considered thoroughly to reduce resistance to changes and exclude redundancy in project management, solution delivery and transition to the new state. If done right, it also gives a business analyst an opportunity to find ways to add value to the business.
The rationale for the project should be identified by the project manager, while the business analyst should identify business drivers and actual business needs.

Solution scope

This is the exciting part of the project, but defining solution scope has never been an easy task. Short timeframes and technological changes which may happen during your project make it even more challenging.
In general, to cope with this task the project team needs a solid foundation to build on - well documented processes and good infrastructure. Knowing and using best industry practices can often point you towards defining a sustainable solution and save exploration and research time.
When it comes to defining solution scope, my approach is to use only the “must” requirements for the “initial” solution, and prioritise the remaining “should” requirements into subsequent phased releases (“final” solution).
You must work closely with the solution architect and play an active role in exploring available options. Often the overlap between business analysis and system architecture saves a lot of time - I have saved up to a third of project time by ensuring that the architect could use my documents as a useful starting point in producing a detailed design of the solution.

Short iterations

I’m still on the fence with regards to the Agile method. Its value is clear in software development (at least for certain kinds of projects) but when it comes to business analysis, I’m not so sure. However, short iterations are one useful technique in Agile which can reduce project time. Use them to get a summary of the completed and outstanding tasks, evaluate changes to the project scope, and identify feasible shortcuts.
Project manager and business analyst need to present a unified front in dealing with business stakeholders. Face to face communication is essential to make short iterations work for analysing the current situation, required changes and making decisions on the next steps. Informal communication style helps too - really, there’s just no time for strict formalities if you want to get things done. It’s very important for the project manager to arrange a “green corridor” for access to authorities and clear the way for the team to focus on delivering rather than struggling with bureaucracy.
As a business analyst, you also have to do your share to deliver results quickly by being professional and active (Pro and Active) in all your activities (industry research, compliance requirements and so on). Make sure that communication is well maintained between everyone involved in the project.

Aligning business and IT infrastructure

Most of the time new solutions are embedded into the existing environment. It’s a good idea to make maximum use of the existing components and processes to make the introduction of the new solution less intrusive and to minimise the number of temporary patches and business interruptions.
I try to present the solution in terms of interacting services to achieve this. I transform business references to applications and systems into services and show how they could interact. This approach allows me to show the business users how all pieces of the business, including external parties and outsourced services, come together and how the new solution will improve overall efficiency.

Conclusion

The four steps above are not exhaustive. However, they work well to reduce the pressure of tight deadlines and deliver better results at the same time.

среда, 25 мая 2016 г.

Тектология А.А. Богданова как прототип современной методологии управления

Творчество А.А. Богданова неоднократно освещалось в отечественной и зарубежной прессе, вызывая интерес специалистов, однако широкой публике его идеи остались неизвестны. В данной статье мы попытались зафиксировать основные идеи “Тектологии”, которые получили дальнейшее развитие в современной методологии. Заинтересованные в более глубоком современном понимании и оценке наследия Александра Александровича могут, обратится к методологической реконструкции тектологии наиболее полно проведенной О.С. Анисимовым в его книге «Организационные онтологии и анализ систем деятельности: А.А. Богданов и современная методология".
Александр Александрович Богданов родился 10 (22) августа 1873г. – он был экономистом, биологом, математиком, врачом, философом и революционером. Жизнь А.А. Богданова (настоящая фамилия Малиновский) интересна, поучительна, изменчива и глубоко противоречива. Студентом, начав заниматься революционной деятельностью, он от приверженности к идеям народовольчества прошел путь до члена ЦК РСДРП от большевиков (1905-1910 гг.). Был соратником Ленина и принимал активное участие в становлении большевистской партии, а в 1911 г. разочаровавшись, вообще отошел от политической работы.
Научное творчество Богданова так же отличается динамикой и широтой интересов. Имея медицинское образование, он активно занимался общественными науками. Перерабатывая и пропагандируя “Капитал” Маркса, Богданов создал “Краткий курс экономической науки” (М., 1897), а затем в соавторстве “Курс политической экономии” (М., 1910). К философским трудам относится его книга “Основные элементы исторического взгляда на природу” (СПб., 1899), где он пытался соединить марксизм с идеями Э. Маха. Широко известна критика этой попытки Лениным в работе “Материализм и эмпириокритицизм”. Однако резкий и нелицеприятный, для вождя, ответ Богданова на эту критику замалчивался и не обсуждался. Кроме многочисленных научных трудов А.А. Богданов создал несколько художественных произведений. После Октябрьской революции Богданов активно участвовал в научной и общественной жизни, являясь членом ЦК Пролеткульта и членом Президиума Коммунистической академии, в создании которой он принимал активное участие. В 1926 г. Богданов возглавил созданный им первый в мире Институт переливания крови.
Считая переливание крови “могущественным” средством медицины Богданов ставил перед собой не только научно-исследовательские, но и практические задачи. Однако наиболее рискованные опыты он предпочитал проводить только на себе. Этот факт, сам по себе, свидетельствует о незаурядных личных качествах, о принципиальности и кристальной честности. Двенадцатый эксперимент закончился трагедией, А.А. Богданов тяжело заболел и 7 апреля 1928г. скончался. Ему было неполных 55 лет. Широчайший кругозор и спектр интересов, энциклопедическая образованность, исключительный жизненный опыт и неисчерпаемая личная энергия позволили ему сформулировать основополагающие идеи системного подхода, которые до сегодняшнего дня имеют фундаментальное научное значение.

Тектология

“Тектология. Всеобщая организационная наука” (М., 1913-1929) - главная теоретическая работа Богданова, которая по содержанию намного обогнала свое время, но была не понята и не принята современниками. Только развитие научного знания показало, что Богданов предвосхитил многие положения кибернетики, общей теории систем и современной методологии.Он опередил работы Н. Винера и Л. фон Берталанфи более чем на 30 лет и справедливо считается автором первого варианта общей теории систем и предшественником кибернетики /2, с. 13/.
Безусловно, системные представления не являются его открытием. Слово “система” появилось в Древней Греции и изначально означало сочетание, устройство, организация, строй, союз. Первоначально оно было связано с формами социально-исторического бытия, позднее понятие порядка было перенесено на Вселенную. В античной философии термин “система” характеризовал упорядоченность и целостность естественных объектов, а термин “синтагма” – упорядоченность и целостность искусственных объектов. Тектология в буквальном переводе с греческого означает “учение о строительстве”. Сам Богданов понимал тектологию как развитую и обобщенную методологию науки. Он ставил задачу “выработки универсально-общих организационных методов, которая положила бы предел анархичности в дроблении организационного опыта”/2, с.51/. Критикуя особенности мышления воспитанного на специализации, Богданов осуществил попытку заложить универсальные, обобщенные, методологические основы науки, объединяющей организационный опыт человечества.
 Рис. 1 Универсально-обобщенная постановка задачи
Организационную точку зрения Богданов рассматривал как универсально-обобщенную и призванную служить средством решения практических задач. “Весь опыт науки убеждает нас, что возможность и вероятность решения задач возрастают при их постановке в обобщенной форме… Обобщение в то же время есть упрощение. Задача сводится к минимальному числу наиболее повторяющихся элементов; из неё выделяются, и отбрасываются многочисленные осложняющие моменты; понятно, что решение этим облегчается; а раз оно получено в такой форме, переход к более частной задаче совершается путём обратного включения устранённых конкретных данных. Так мы приходим к вопросу об универсально-обобщённой постановке задач. Это и есть наша постановка” /2, с. 46-47/. Богданов для повышения результативности решения конкретных, практических задач (К-уровень) (Рис. 1), предполагает обязательное сведение процесса решения задач к выявлению абстрактной (А-уровень) составляющей в процессе решения. Решение абстрактной, облегченной задачи при переводе на конкретный уровень, при детализации позволяет получить конкретное решение. Этим методом и пользуется Богданов при постановке и решении тектологических задач.
Рис. 2 Применение обобщенных способов решения задач
Методы всякой науки определяются, прежде всего, её задачами. Задача тектологии, по Богданову, как науки эмпирической, систематизировать организационный опыт. Тектология должна выяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и в человеческой деятельности; затем – обобщить и систематизировать эти способы; далее – объяснить их, т.е. выработать абстрактные схемы их тенденций и закономерностей, определить направления развития организационных методов и их роль в мировом процессе (Рис. 2). Этот общий план, аналогичен плану любой из естественных наук, но охватывает “материю” всех других наук и всей жизненной практики, только со стороны метода. Тектологическое обобщение должно считаться с фактами бесконечно разнообразными, преодолевать и силу привычки, и предрассудки специализации. Аналог тектологии Богданов видит в математике, которая берёт все явления как величины и подчиняет их одним и тем же формулам, отвлекается от всего конкретного характера элементов, скрытых под ее схемами. Таким же образом должна поступать и тектология. Её обобщения должны скрывать эту конкретность под безразличными “символами”, своими “формулами”, методами.
А.А. Богданов рассматривал и части универсума, и сам универсум мыслительными средствами, порождаемыми в ходе раскрытия организационного бытия самых привычных объектов в привычных средах, но теми способами, которые должны давать предельно всеобщие заключения /1, с.132/.
Тектология, как фиксирует Богданов – единственная наука, которая должна не только непосредственно вырабатывать свои методы, но также исследовать и объяснять их; поэтому она и представляет, по его мнению, завершение цикла наук. Однако он противопоставляет тектологию философии, так как философии свойственна “объяснительная” тенденция, в смысле созерцания. А тектология если и объясняет, как соединяются разнородные элементы, то только для практического овладения. В тектологии единство опыта создается активно-организационным путем. Для тектологии в отличие от философии так же характерна постоянная проверка на опыте, на эксперименте, что невозможно в философии /2,с.141/.  
Вырабатывать подходящую символику, по Богданову, одно из основных условий успеха тектологии. Он считал, что для того, чтобы перейти в область собственно тектологии, надо отвлечься от практических ситуаций, заменить их безразличными символами и выразить связь их абстрактной схемой. Эту схему необходимо сравнивать с другими аналогично полученными схемами и этим путём вырабатывать тектологические обобщения. Средством для этого служит “абстрагирование”, т.е. отвлечение, удаление усложняющих моментов; оно обнаруживает в чистом виде основу данных явлений. Однако Богданов ставя задачу создания тектологических символов, ограничился лишь текстовым описанием выведенных им тектологических законов. Вероятно, отсутствие наглядной формы визуализации закономерностей созданной им теории в абстрактном, надсловарном выражении и привело к недопониманию ее современниками. При этом, беря аналогом тектологии математику, А.А. Богданов не попытался разработать и применить в тектологии абстрактную символику.
По мнению А.А. Богданова, когда в процессе обобщения, абстрагирования выяснены общие законы, то дедукцией даётся твёрдая опора для планомерной организационной деятельности – практической и теоретической. Полный расцвет тектологии будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо, как он считал, всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу, каким способом наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов – реальных или идеальных. Успех тектологических обобщений и выводов, по мнению Богданова, зависит, прежде всего, от правильного анализа, от методов и способов организации тектологического анализа /2, с. 127-134/.

Комплексность как свойство объектов

Богданов выявляет всеобщие свойства объектов находящегося в постоянном изменении мира. С организационной точки зрения он все сводит к изменениям, действиям и противодействиям элементов, объединенных в комплексы. В тектологии определение организационного комплекса строится на основе базового принципа “целое больше сумм своих частей”. Этот принцип обосновывает методологию изучение организации любого объекта с точки зрения взаимоотношений, как его частей, так и отношений его как целого с внешними объектами. Термин “комплекс” в “Тектологии” соответствует современному понятию “система”. Комплексы, по характеру организации, делятся на организованные, неорганизованные и нейтральные. Принципом различия комплексов на типы вносится сопоставление содержательного целого и формальной суммы частей (Рис. 3). В организованных комплексах - “целое больше суммы своих частей”, в неорганизованных – меньше, а в нейтральных – “целое равно сумме своих частей”.
Понятие тектологической границы рассматривается Богдановым как контур взаимодействия комплекса с внешней средой. Объекты, располагающиеся на тектологических границах комплекса функционируя и развиваясь по своим закономерностям, могут нарушать его форму, разрушая его. Изучая механизм взаимодействия объектов на тектологической границе, А.А. Богданов выводит свойства активности и сопротивления “элементов всякой организации, всякого комплекса”. Любой элемент системы, по отношению к другим, так же как и система в целом по отношению к другим системам внешнего окружения обладает этими свойствами. При взаимодействии комплексов (систем) могут иметь место различные соотношения между активностями и сопротивлениями его элементов. Им рассматриваются три возможных варианта. Первый, когда “активности одного и другого соединяются, так что не делаются сопротивлениями одни для других” /2, с.146/. В этом случае достигается предельный положительных результат. Однако в практике почти никогда не бывает абсолютно гармоничного соединения. Так же как не бывает и диаметрально противоположного варианта, когда “активности одного комплекса являются всецело сопротивлениями для активностей другого комплекса”/2,с.147/
Рис. 3 Обоснование типологизации комплексов
Самый распространенный случай, когда “активности частично складываются, частично являются взаимными сопротивлениями, т.е. организационно вычитаются” /2,с.146/. В этом случае организованность комплекса определяется совокупностью соотношения тех и других свойств. Комплексы имеют организационные, формирующие механизмы различающиеся на конъюгацию (соединение комплексов), ингрессию (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессию (распад комплекса). Из биологии Богданов заимствует понятие “подбор” и обозначает им универсальный регулирующий механизм, сохраняющий и разрушающий все виды систем.
В закономерностях устойчивости и организованности форм А.А. Богданов различал количественную и структурную устойчивость, и зависимость от наименьшего сопротивления (закон относительных сопротивлений). Раскрывая механизм двойного взаимного регулирования Богданов, предвосхищает основную идею кибернетики – идею обратной связи (в тектологии - биорегулятора).

Организационная деятельность

Взгляды Богданова на деятельность проявляют методологическую направленность его устремлений. Он считал, что всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. В обыденной речи, по его мнению, словам “организовать”, “организация”, “организаторская деятельность” придаётся смысл более узкий, но если мы хотим дать этим понятиям научную определённость и точность, то необходимо вскрывать их деятельностное наполнение. “Организовать”, по Богданову, значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства (Рис. 4). Организатор предприятия объединяет работников, комбинирует их трудовые акты. Использование машины ставит перед организатором задачу в новом виде: как целесообразно сорганизовать действия работников с работой машин. В технике орудия представляются дополнением органов тела, и улучшение всякого орудия вызывает перегруппировку рабочих сил или изменение связи в трудовых действиях. Задача при этом ставится так, чтобы сорганизовать рабочие силы и средства производства в планомерно функционирующую систему. Весь процесс борьбы человека с природой заключается в подчинении и эксплуатации стихийных её сил и это есть ни что иное, как процесс организации мира для человека /2, с.69-70/.
Рис. 4 Организация деятельности
Фокусируя внимание на организующей составляющей деятельности, и выявляя формы этой организации в живой практике человечества Богданов, предопределяет методологические приемы изучения деятельности. Организационная основа деятельности рассматривается им, как группирующая, соорганизующая людей, машины, орудия и т.д. Однако Богданов не делает принципиального различия между деятельностными и додеятельностными (стихийными) организованностями, между организационными и дезорганизационными процессами, оставаясь на дометодологических основаниях. Методология своими средствами направлена не на природу, а на мыслительную деятельность, ее организованность, что осталось невыделенно Богдановым.
Рис. 5 Организационный процесс
Для Богданова тектология является связующим звеном в живой практики человечества, построенной на материале организационной деятельности. Элементом организационной деятельности является организационный акт, образование новой тектологической формы, переход от одной такой формы к другой. Организационный акт, как считает Богданов, может протекать стихийно или планомерно. При этом он не различает естественные, природные, и искусственно организованные процессы. Стихийный, самопроизвольный ход процесса сводится просто к сближению и общению ряда лиц, без какого-либо ясного плана или системы. Каждый акт общения, пишет Александр Александрович, соответствует частичному кризису но общей тенденции, характеризующей развитие возможной системы, ещё не намечается. Связи могут получаться различные, как по своему типу, так и по степени устойчивости. Дело может, как он пишет, остановится или закончиться тектологическим регрессом. Регулирующий механизм подбора поддерживает, отбирает такого рода изменения как увеличивающие структурную устойчивость группировок. При этом фаза системных дифференциаций не завершает организационного процесса. Завершение достигается через устранение тех противоречий, которые присуши системному расхождению вообще. Чем шире и глубже этот базис, тем меньше дезорганизующая роль частных расхождений, тем больше они сводятся к дополнительным связям, и происходит системная консолидация. Она достигается путём обсуждения совместных действий, путем контрдифференциации. Механизм подбора усиливает и закрепляет устойчивые соотношения и разрушает неустойчивые. Элементы и группировки, стоящие в противоречии со связью целого, отрываются, выделяются из него; целое “консолидируется”. “Болезнь”, определяет Богданов, есть борьба организма против разрушительных влияний, против дезорганизующих воздействий. Она, по его мнению, процесс организационный. Ход дезорганизационного процесса, по схеме, такой же, как и организационного. Организационный процесс не обязательно сохраняет единство системы, он может и разделять ее. Термин “акт” берётся Богдановым, развёрнутым на три фазы, составленные из различных частичных кризисов. Он полагал, первая фаза - это собирание. Различные перегруппировки составляющих и модификации их с разрушением многих из них – это вторая фаза. Переход к соотношениям, которые принимаются как устойчивые, консолидация - это третья фаза. Решение всякой задачи, практической или теоретической, по Богданову, это есть организационный акт /3. с. 258-266/.
Методология в современном понимании так же как тектология связывает практику человеческой деятельности в ее переходе от одной формы к другой. Методология –
Рис. 6 Постановка научных вопросов
А.А. Богданов пишет (Рис. 6), что всякий научный вопрос можно ставить и решать с организационной точки зрения, чего специальные науки либо не делают, либо делают не систематически, а организационная точка зрения, отвечая на эти вопросы, вынуждает ставить новые научные вопросы. Во многих случаях достаточно её решительного и ясного применения к той или иной задаче, чтобы сразу получилось новое освещение всех ранее известных фактов, а затем появилась возможность сделать и новые выводы. Опыт всех наук показывает, что решение частных вопросов достигается лишь тогда, когда их предварительно преобразуют в обобщённые формы. Методы всех наук для тектологии – только способы организации материала, доставляемого опытом, и её собственные методы не составляют исключения. Для тектологии единство опыта не “находится”, а создаётся активно – организационным путём. Для тектологии постоянная проверка её выводов на опыте обязательна /2, с.134-140/.
Тектологию Богданов рассматривает, как науку находящуюся в тесной связи с тремя основными циклами научного знания: с науками математическими, естественными (физико-биологическими) и общественными. “Она (тектология – прим.авт.) представляет, в сущности, их развитую обобщенную методологию” /3, с.283/. Методологическую устремленность Боданова продолжили современные методологи. Наиболее ярким и последовательным представителем методологии был идеолог и лидер Московского методологического кружка Г.П.Щедровицкий (1929-1994 гг.), под руководством которого, вместе с работами Маркса, Фихте, Канта, Гегеля подвергался анализу комплекс идей и система воззрений А.А. Богданова. Организационная позиция, введенная Богдановым, выявление, изучение, конструирование организованностей, послужило анализу организационной деятельности, созданию необходимых в этой деятельности методов, знаний. В своем развитии эта идея привела к необходимости изучения в методологии теории деятельности и мыслительной составляющей организационной деятельности – мыследеятельности.
Современная методология решила проблему, поставленную Богдановым по разработке символических, абстрактных схем выражающих обобщенные структурные отношения с такой же формальной чистотой, как в математике отношения величин. В методологической практике используются схематические изображения, выражающие деятельностные, пространственно-деятельностные и системо-деятельностные организованности. В этой линии разработок исключительное место занимает разработанная Анисимовым О.С. азбука теории деятельности – содержащая парадигму теоретико-деятельностного языка. Использование азбуки позволяет конструировать схемы как формулы в математике под любую организационную задачу.
Анисимов О.С. называет Богданова “первым методологом” /1, с.15/, который сформулировал проблему, исходную для методологического пространства. Объединяя специализированные научные методы, решая вопросы универсумально-практического характера организованности форм, А.А. Богданов создал уникальную концепцию системного подхода к анализу явлений в природе и социуме. “Тектология” по поставленным задачам, по своему подходу, по используемым методам решения задач и проблем является прототипом современной методологии.
Литература
  1. Анисимов О.С. Организационные онтологии и анализ систем деятельности (А.А. Богданов и современная методология).- М.: ФГОУ РосАКО АПК, 2002.
  2. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1 – М.: Экономика, 1989.
  3. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 2 – М.: Экономика, 1989.

Савченко А.В.

Принципы и методы тектологии А.А.Богданова в современной организации управления

Л.П. Страхова
Российским ученым А.А.Богдановым в начале 20-х годов уходящего столетия была создана общая теория организации - наука об универсальных типах и закономерностях строения и развития разных организационных форм, разных систем. Использование этих закономерностей развития организационных процессов особое значение приобретают в нашей стране, вошедшей в период глубокой перестройки.
Реформирование экономики в нашей стране предъявляет новые требования к формированию систем управления на всех уровнях и во всех звеньях хозяйственных структур. Эволюционные или революционные преобразования экономических отношений, организационно-правовых форм объектов хозяйства, технический прогресс в области развития производства и управления всегда вызывали необходимость в поиске и разработке новых подходов к организации управления. Этапность развития новых концепций, научных школ управления, методических подходов и их связь с основными характеристиками производства, внешних условий функционирования промышленных объектов, техники и методов информационного обеспечения систем управления нашли отражение в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В области организации управления широкую известность, повсеместное использование и развитие получили идеи Ф.Тейлора, А.Файоля, А.А.Богданова, А.К.Гастева, Э.Мэно, Питера Д.Друкера, Н.Винера.
В каждой стране формирование систем управления осуществлялось с учетом специфических особенностей экономики, ее состояния, конкретных целей и задач, решаемых в определенные периоды времени, с учетом возможностей ресурсного обеспечения.
В этой связи большое значение приобретает знание общих закономерностей и принципов формирования систем управления и использование их применительно к особенностям конкретной экономики и даже конкретного объекта хозяйствования.
Большой интерес с этих позиций представляют труды русского ученого А.А.Богданова по тектологии, общенаучной концепции организационного подхода к изучению любой системы в природе и человеческой деятельности.
Исходным пунктом его концепции является положение о том, что законы организации едины для всех объектов, в которых самые разнородные явления (элементы) объединяются структурными связями. Отсюда, подход к изучению любого явления, по его мнению, должен основываться на исследовании любой системы как отношений всех ее частей, так и отношении ее как целого со средой, т.е. со всеми внешними системами.
Тектологические положения Богданова А.А. приобретают особую актуальность для современных условий нашей страны в период ломки старых форм производственных отношений и формирования новых механизмов организации экономики, новых целостных моделей систем управления на всех уровнях.
Анализу основных принципов и закономерностей всеобщей организационной науки и возможностей ее использования в методических подходах к формированию систем управления и посвящена эта статья.
Тектологические границы. Исходным пунктом тектологии А.А.Богданова является определение организационного комплекса на основе главного системообразующего принципа “целое больше сумм своих частей”. Этот принцип означает изучение организации любого объекта с точки зрения отношений как его частей, так и отношений его как целого со средой, т.е. со всеми внешними системами.
Тектологические границы рассматриваются как контуры взаимодействия комплекса с внешней средой. Объекты, располагающиеся на тектологических границах комплекса функционируя и развиваясь по своим направлениям могут нарушать его формы, разрушать его. Отсюда выявление границ и организация взаимодействий с объектами на границах является важнейшей задачей управляющей системы. Именно поэтому тектологические границы следует рассматривать, по нашему мнению, как контуры управляющей системы комплекса. И это находит подтверждение в практике развития современных комплексов и управления ими.
Положения Тектологии А.А.Богданова1  приобрели особую значимость в современных условиях - в условиях глобализации экономики, роста неопределенности экономических процессов и изменчивости потребительского спроса, неадекватного поведения партнеров, нечёткого государственного регулирования. В условиях рыночной экономики предприятие как объект управления должно рассматриваться как “предприятие в макросфере”. Это означает, что оно не только и не столько должно реагировать на внешние воздействия, сколько упреждать их, способствовать своими действиями формированию необходимых и полезных для предприятия внешних воздействий.
Развитие комплексов-корпораций, транснациональных компаний приводит к необходимости формирования на тектологических границах своих представительств, консультативных органов, сбытовых и снабженческих контор, организаций послепродажного обслуживания и др.
Рассматривая механизм взаимодействия объектов на тектологической границе А.А.Богданов вводит понятия свойств активности и сопротивления “элементов всякой организации, всякого комплекса”. Любой элемент системы, по отношению к другим, так же как и система в целом по отношению к другим системам внешнего окружения обладает этими совйствами. При взаимодействии комплексов (систем) могут иметь место различные соотношения между активностями и сопротивлениями его элементов. Им рассматриваются три возможных варианта. Первый, когда “активности одного и другого соединяются так что не делаются сопротивлениями одни для других”2 . В этом случае достигается предельный положительных результат. Однако в практике почти никогда не бывает абсолютно гармоничного соединения. Так же как не бывает и диаметрально противоположного варианта, когда “активности одного комплекса являются всецело сопротивлениями для активностей другого комплекса”3 .
Наиболее обычным случаем является тот, когда “активности частично складываются, частично являются взаимными сопротивлениями, т.е. организационно вычитаются”4 . В этом случае степень организованности комплекса определяется соотношением тех и других свойств.
Разложение комплекса (системы) на взаимодействующие элементы должно осуществляться в каждом случае с учетом конкретных целей и задач, решаемых им. При этом очень важно выявить все составляющие, воздействующие на решение проблем.
Это положение представляет большой интерес для разработки организационного и экономического механизмов для управления современными крупными промышленными комплексами. Практическую реализацию этот принцип получил в конце 60-х годов в методе организационного структурирования посредством выстраивания так называемого “дерева целей”.
Четкое установление тектологических границ, характера, целей, интересов пограничных объектов, их возможных реакций и воздействий должны быть методической основой разработки любого решения по формированию любого комплекса малых предприятий, акционерных обществ, крупных компаний, а также организационного и экономического механизмов управления ими. Учет этого тектологического положения имеет первостепенное значение для разработки как принципов, так и методов государственного регулирования. Неполный учет этого положения, отмечал А.А.Богданов, может привести к распаду комплексов. На границе, где не установлены условия успешного взаимодействия происходит либо разрыв границы, либо поглощение одного комплекса другим. Примеров, иллюстрирующих это положение, очень много и в нашей стране, и в зарубежной практике. Это закономерное обстоятельство усугубляется сложностью современных проблем российской экономики, которые должны решаться одновременно, в сжатые сроки и к тому же в условиях отмирания одной экономической системы и начального периода становления другой.
Так, система государственных мер в нашей стране, казалось бы, направленная на создание и развитие мелых предприятий, до сих пор не дала необходимых результатов. Почему? Не были учтены условия материально-технического обеспечения и финансовые возможности населения, необходимые и достаточные для осуществления малого бизнеса. Льготы по налогообложению для таких объектов представляли существенный интерес для крупных предприятий как способ освободить часть получаемой прибыли из под налогового бремени. Такой интерес решался просто: отдельные участки действующих предприятий регистрировались как малые предприятия. При этом в качестве учредителя выступало то же предприятие или его руководители. В результате, налогов предприятие выплачивало меньше, учредители и работники “малого предприятия” оказывались в льготных условиях по оплате труда. А что получало государство? А государство вместо крупного предприятия (системы), получало набор мелких (сумму частей).
Другой пример можно привести из практики создания автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП). Систему можно разложить на три главных элемента: технические средства, информация, работник. На первом этапе в 60-70-е годы ставилась задача создания АСУП на базе использования больших вычислительных комплексов ЭВМ общего пользования посредством создания вычислительных центров. При этом задачами второго элемента, управленческого персонала, не подготовленного к работе с такой техникой, сводилась к подготовке информации и якобы к “анализу” результатов решения задач на ЭВМ, а по существу проверке расчетов, произведенных на машине. Это приводило только к усложнению процесса принятия управленческих решений и увеличению объемов управленческого труда. В результате складывались две параллельные противодействующие друг другу системы управления традиционная и автоматизированная. Только внедрение персональных компьютеров, широкое овладение знаниями и навыками ее использования управленческим персоналом непосредственно на своих рабочих местах вывели проблему из тупика. Произошло, говоря словами А.А.Богданова, “соединение активностей элементов” системы, что позволило рационализировать процесс управления. Все элементы системы дополняют друг друга, четко расставляя приоритеты и возможности каждой.
Итак, тектологические границы, как области соприкосновения, взаимодействия нескольких систем (элементов систем) являются контурами управляющей системы комплекса. Изучение объектов тектологической границы, четкое обозначение их характера, интересов, целей и задач позволяет выработать меры (управляющие воздействия) по упреждению отрицательных результатов: потери связей, распаду комплекса, поглощению его.
Разрыв связей на тектологической границе (банкротство предприятий, нарушение договорных условий) порождает резонанс свертывания производства, а при условии глубокой специализации и широкой кооперации приобретает разрушительную силу. Примером этого может служить разрушение системообразующих хозяйственных связей в результате распада СССР, что привело к спаду производства, а иногда к невозможности дальнейшего продолжения производственной деятельности.
Каким образом должны проводится исследования возможностей соединения элементов в систему? Какие принципы и закономерности могут быть положены при разработке таких мер? Тектология дает ответы и на эти вопросы.
Принципы соединения элементов. А.А.Богданов различает методы соединения однородных и разнородных элементов в комплексы (системы). В первом случае элементы выполняют в системе “одинаковую организационную функцию, во втором случае - разные”. Соединение однородных элементов осуществляется методом, который получил название цепной связи. Примером такого соединения может быть сосредоточение однородных работ по функциям, сферам деятельности, другим признакам в одном отделе. Подбор работников для выполнения этих работ осуществляется по квалификации, количественному составу другим параметрам. Речь в данном случае идет по существу только о соотносительности элементов по определенным параметрам.
Более сложно решаются вопросы когда речь идет о соединении разнородных элементов. В этом случае тектология предлагает использовать метод ингрессии, т.е. методы “вводных” или “посредствующих” элементов5 .
Ингрессия (вхождение) рассматривается как основной тип организационной связи. Метод может широко использоваться в настоящее время в поисках тех активностей, которые могли бы привести к взаимодействию объектов на тектологических границах. Такими вводными элементами, по нашему мнению, являются общие цели, общие интересы, новый комплекс, новые знания и др.
Простейший пример: чтобы соеденить вычислительную технику и работника вводится опосредствующий элемент - программное обеспечение задач, решаемых работником на вычислительных машинах.
Более сложную ситуацию, связанную с необходимостью введения “посредствующего” элемента на тектологической границе, проиллюстрируем на примере взаимодействия государственного регулирования и управления предприятием. Мы уже отмечали выше отсутствие взаимодействия.
Принципы и методы государственного регулирования должны отражать главную задачу государства, которая заключается в обеспечении необходимого уровня благосостояния населения страны, роста этого параметра, а так же обеспечении безопасности жизни в данной стране. Следовательно, все меры по государственному регулированию должны проверять на предмет соответствия этому критерию. Достижение такого результата в свою очередь обеспечивается надлежащей структурой, потенциальными возможностями всех отраслей экономики, включая науку, здравохранение и культуру, но прежде всего товаропроизводящих отраслей.
Каковы они эти потенциальные возможности? Структура экономики соответствует проводимой политике в области промышленного производства до 1985 года. Уровень технологий, оборудования определяется уже тем, что реформирование экономики осуществляется более 10 лет. За это время инновационная и инвестиционная деятельность предприятий осуществлялась в мизерных масштабах. Отсюда совершенно ясно, что отечественные предприятия оказались в сложных условиях. Они не конкурентноспособны ни по качеству продукции, ни по уровню издержек производства. Исключение, может быть, состовляют только предприятия добывающие и экспортирующие сырьевые ресурсы.
Следует отметить и такой важный фактор потенциальных возможностей предприятий как степень обеспеченности высококвалифицированными руководителями и работниками, обладающими необходимыми знаниями, владеющими современными методами и имеющими навыки управления в рыночных условиях.
К сожалению, следует констатировать, что пока государственные меры не обеспечивают условий для соединения целей и средств. Система налогообложения такова, что не способствует не только появлению у предприятий финансовой возможности для инвестиций, но чаще приводит в невозможности оплачивать труд работников.
Государственная политика по либеризации внешних связей, ликвидация монополии внешней торговли привела к резкому превышению потока импорта над экспортом, увеличению внешнего долга страны, к вымыванию золото-валютных резервов, падению курса рубля. Это так же сказалось на отечественных предприятиях и хозяйствах, которые, будучи не конкурентноспособными на внешнем рынке, потеряли и внутренние рынки. На внешние рынки выходят, как правило, только компании добывающих отраслей и очень немногие предприятия перерабатывающего комплекса.
Выведение предриятий из кризисного состояния требует обоснования такой системы задач и мер, которые обеспечивали бы выполнение главной функции государства и развитие отечественной промышленности.
Вводные “опосредствующие” элементы широко используются при построении отношений предприятий-производителей с предприятиями-потребителями продукции, предприятиями-поставщиками сырья и материалов. В качестве вводных элементов в этом случае могут выступать пакеты акций, комерческий кредит, бартер, совместная деятельность и др.
Следует отметить, что достижение согласия и равновесия интересов не означает стирания тектологической границы на данном участке. Это означает, что найден такой способ организации связи на участке, который действует как механизм в течение того периода времени, пока не приисходит существенных изменений в условиях функционирования обоих объектов. Задачей организации управления является обеспечение “возрастания его (комплекса) активностей за счет внешней среды”.
Итак, установление и учет взаимных интересов позволяет бесконфликтно строить отношения предприятий и государства, предприятий с потребителями продукции, предприятий с поставщиками материально-технических ресурсов, предприятий с организациями рыночной инфраструктуры.
Особое значение методы подбора элементов имеют для формирования организационных структур управления комплексами. Рассмотрим, что предлагается тектологией в этой области?
Централистические и скелетные структуры. А.А.Богданов в своих трудах по тектологии выделяет два вида структур “централистическое”6  и скелетное. Первые характеризуются наличием центра, к которому тяготеют и с которым тесно связаны, подчиняясь ему, все кроме части систем. Центр концентрирует активности всех частей.
“Скелетная” структура состоит из двух частей: пластичной и скелетной. Пластичность означает подвижный, гибкий характер связей системы, легкость перегруппировки ее элементов. Чем пластичнее система, тем больше в ней образуется комбинаций при изменяющихся к этим условиям.
Централистический тип структуры “всего более концентрирует активности, создает возможности максимального их накопления в одной системе”7 .
Скелетный “по преимуществу фиксирует активности, закрепляет их в данной форме, обуславливает максимальную прочность системы”8 .
Основные организационные структуры представлены в тектологии следующим образом (см. Рисунок 1)
1) простейшая централистическая структура
2) сложная централистическая структура
3) простейшая скелетная структура
4) сложная скелетная структура
Условные обозначения:
высшая организованность
низшая организованность 
Рисунок 1. Представление организационных структур в тектологии.
Определения основных типов и принципов построения простых и сложных структур систем получили свое отражение в проектировании организационных структур управления промышленными комплексами органов отраслевого и государственного управления. Так, схема и принципы построения первого типа представлены в линейно-функциональных штабных, дивизионных структурах управления. Четкое разделение труда в них по функциям, продуктам, регионам позволяет сосредоточить квалифицированных специалистов по специализации отдельных подсистем, звеньев, служб управления.
Наличие центра и иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим обеспечивает возможность генеральному руководителю концентрировать ресурсы системы и их распределение по структурным подразделениям.
Следует отметить, что труда А.А.Богданова по тектогии впервые появились в начале 20-х годов. Именно в этот период авторы классической (административной) школы управления в США создавали теоретическую основу формирования органов управления организациями: универсальные принципы управления и принципы построения структуры организации и управления работниками. Основные принципы организации управления, к которым тогда относились единоначалие (“единоценрие”) , единство направлений, разделение труда (“накопления активностей”), скалярная связь (“цепная эгрессия”), нашли отражение во всеобщей организационной науке.
Линейно-функциональная организация управления до сих пор широко используется организациями во всем мире. Однако, изменения, произошедшие в характере управляемых объектов: масштабы и разнообразие сфер деятельности, организационных форм, правового статуса и других параметров поставило вопрос о необходимости разработки и использования соответствующих схем управления.
Принципы централитстических структур использования и в организации государственного управления в капиталистических странах. Например, в довоенной и послевоенной Германии. В первом слечае это было связано с необходимостью концентрации всех ресурсов для осуществления милитаризации экономики. Во втором случае в ФРГ централистические методы руководства связаны с проведением реформы по выводу страны из сложившегося экономического положения9 .
Одна из многочисленных заслуг А.А. Богданова состоит в том, что в его трудах уже в то время были определены недостатки централистических структур.Так, в качестве одного из них автор отмечает “понижение организованности” по мере перехода от высшего звена к низшим. Было выведено очень важное положение: по мере увеличения числа уровней низшие звенья “все меньше определяются цнтральным комплексом”10 . “Такая связь может быть достаточной при устойчивом равновесии всей системы, но ее слабость обнаруживается, когда выступают процессы развития или разложения”11 .
В качестве еще одного недостатка централистической системы было отмечено “накопление системных противоречий между центральным комплексом и переферическим элементом”, проявляющееся в том, что “между “организаторами” или властвующими, и “исполнителями” или подчиненными идет психологическое расхождение: их взаимное понимание становится неполным, а затем тенденция к его уменьшению все более усиливается”12 .
Именно этот фактор послужил основой формирования концепции школы человеческих отношений. Отправным пунктом концепции является то положение, что мотивами поступков работников является не экономические, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно удовлетворяются с помощью денег. Школа рекомендовала использовать приемы управления человеческими отношениями. С 50-х годов развитие поведенческих наук: социологии, психологии позволили выработать приемы оказания помощи работнику в осознании и использовании своих собственных возможностей. Это явилось значительным фактором повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
В нашей стране такой подход получил реализацию в виде бригадных структурных подразделений (70-е годы).
Особое значение приемы формирования межличностных отношений, социологические и психологические методы приобрели в организации управления в Японии, как кружки качества, повышения производительности труда, кадровой политике ( с 60-х годов по настоящее время).
Все недостатки централистических структур, выявленные А.А. Богдановым, подтвердились практикой организации управления крупными промышленными комплексами и другими организациями, но спустя десятилетия.
Еще большие заслуги автора трудов по тектологии в определении скелетной структуры управления, исследовании ее особенностей и прогрессивности. Появление пластичных форм связывается с усложнением организационных форм системы, с изменением ее содержания. При этом подчеркивается и иной характер внешней среды системы, который характеризуется непостоянством, “неизвестностью”, параметры ее не поддаются человеческому восприятию, расчету предвидению”. Ясно, что для такой системы необходима другая структура, которая была бы способна фиксировать и старое, и новое”13 .
По типу схемы скелетной структуры осуществлялось формирование проективных матричных структур, структур программно-целевого управления. Начало появления и использования их структур относится к 60-м годам. Они получили названия адаптивных, органических. Уже в самих названиях структур определены причины их появления: необходимость приспособления к окружающей среде и потрубностям самой организации. Исследуя развитие и противоречия скелетных систем А.А.Богданов приходит к выводам, которые представляют большой интерес для организации управления крупными комплексами на современном этапе. Первые положения о том, что “процессы роста и усложнения будут развиваться сильнее и быстрее совершаться в пластичной части как выше организованной ... более способной к ассимиляции; скелетная, менее к ней способная, должна тогда отставать”14 . Это ведет к нарушению равновесия, “скелет” стремится удержать пластичную часть в рамках своей формы и тем самым “задержать ее рост, ограничить ее развитие”15 . И второй не менее важный вывод заключается в том, что организационный прогресс, основанный на пластичности ведет к усложнению организационных форм ибо в них накапливаются приспособления к новым, изменяющимся условиям. “Усложнение в свою очередь благоприятно для развития пластичности, так как усиливает богатство возможных комбинаций”16 .
В последние два десятилетия действительно получили развитие формы пластичных элементов. Это органы программного и проектного управления, стратегические хозяйственные центры, центры прибыли, центры бизнеса, кружки качества. Интерес представляет и допущение различных размещений пластичных элементов как внутри, так и вне скелета. В практике построения адаптивных структур это также нашло отражение. Органы программного управления, комитеты и комиссии на высшем уровне управления вне как бы “скелета”, а такие органы как стратегические хозяйственные центры, центры прибыли внутри.
Имеет место в тектологии упоминание и о представлении конструкции системы в виде “пространственной сетки”17 . Однако это положение в тектологии не развито в такой степени, чтобы судить о приложении его к теории и практике организационного проектирования систем управления. С этих позиций большой интерес представляют работы В.С.Ефремова, посвященные принципам и отличительным сторонам менеджмента будущего. Анализируя тенденции развития конструкций систем управления автор приходит к вывооду, что будующее за корпоративной структурой сетевого типа, “в которой отношения сетевого сотрудничества непосредственных исполнителей окончательно вытесняют бюрократические отношения”18 . Интересны положения и о принципах виртуальности в противовес иерхическим структурам, о формировании и управлении виртуальными коллективами.
В этой статье рассмотренны только отдельные теоретические положения тектологии. Очень интересными и важными для организации управления являются разработанные А.А.Богдановым общенаучные концепции о принципах и методах формирования основных организационных механизмов - формирующего и регулирующего; понятия о кризисах и их типах; положений об устойчивости организационных форм. Многими учеными признается, что тектология содержит все исходные идеи, позднее развитые и популизируемые общей теорией систем и кибернетики.
1 А.А.Богданов. Тектология. Всеобщая организационная наука. т. 1, М., Экономика, стр. 164.
2 Там же, стр. 146.
3 Там же, стр 147.
4 Там же, стр. 146,
5 Там же, стр, 156.
6 Там же, т. 2, стр 151.
7 Там же, т. 2, стр. 100.
8 Там же.
9 Там же, стр. 115.
10 З.Шульц. Реформа Эрхарда. Вопросы экономики. № 8, 1941.
11 А.А.Богданов. Тектология. Всеобщая организационная наука. т.2, М., Экономика, 1989 г., стр. 115.
12 Там же, стр. 116.
13 Там же, стр. 134.
14 Там же, стр. 136.
15 Там же, стр. 125.
16 Там же, стр. 125.
17 Там же, стр. 134.
18 В.С.Ефремов. Семь граней современного менеджмента. Менеджмент в России ии за рубежом. № 1, 1997.