пятница, 25 июля 2014 г.

CFO Bloom Energy привлек миллиард долларов на энергетическую революцию

Полезно ли для компании, когда ее главный финансист занимает одновременно и должность коммерческого директора? В одном из самых масштабных и многообещающих стартапов США дела обстоят именно так, и при этом идут в гору. Финансовая стратегия Bloom Energy строится на том, что ей предстоит поколебать современные представления об энергоснабжении. Кстати, если расходы вашего предприятия на электричество измеряются уже тысячами долларов в месяц, то вам совместно с главным энергетиком стоит внимательнее следить за этим проектом.
Bloom Energy начала продавать свою продукцию за полтора года до официального выхода на рынок. Примечательно, что среди ее первых клиентов было несколько компаний с мировым именем. Они в условиях таинственного молчания испытывали первую партию электрогенераторов, работающих на твердооксидных топливных элементах с использованием инновационной технологии, которую разработали в NASA. Корпорации признали, что генераторы Bloom Energy позволяют не только обеспечить энергобезопасность бизнеса, поскольку электроэнергия производится на месте потребления, но и существенно снизить затраты на нее.
Сам же производитель уникальных генераторов пока живет за счет венчурного финансирования. Но уже в 2013 году CFO компании Билл Куртц (Bill Kurtz) планирует вывести бизнес на операционную прибыль. А по мере реализации основной идеи компании он прогнозирует астрономические финансовые результаты.


С Марса на Землю

Профессор Аризонского университета К. Шридхар начал заниматься разработкой топливных элементов для потенциальных баз колонистов на Марсе в рамках программы NASA. Он спроектировал компактную систему выработки кислорода, которая представляла собой топливный элемент наоборот. После закрытия программы ученый решил не хоронить перспективные технологии, а коммерциализировать их. С этой целью в 2001 году он открыл компанию Ion America. В 2006 году ее переименовали в Bloom Energy (новое название придумал девятилетний сын Шридхара).

Из космического проекта родился вариант электрогенератора, в основе которого лежат не двигатели внутреннего сгорания или турбины, а твердооксидные топливные элементы на базе кремния. Топливом для установки служит природный газ либо биогаз, хотя в принципе она способна использовать любое углеводородное топливо.
В теории новый генератор выглядел перспективно, но сначала надо было найти средства на его создание и серийное производство. По первоначальным подсчетам, Шридхару были необходимы 100 млн долларов. Уже спустя год после создания компания Bloom Energy получила первые венчурные инвестиции, превысившие плановые в четыре раза, — 400 млн долларов. Инвесторами выступили венчурный капиталист Винод Хосла и компания Kleiner Perkins Caulfield & Byers, знаменитая своими вложениями в передовые технологии (в ее портфеле были такие стартапы, как Google, Amazon.com, Netscape и Genentech).
Однако первое упоминание о Bloom Energy в СМИ появилось лишь в 2010 году, из-за давления клиентов, которым нужно было обосновать свои многомиллионные вложения в продукцию неизвестной компании. Пресс-конференцию CEO Шридхара посетил и Майкл Блумберг (Michael R. Bloomberg), интерес которого к компании подтолкнула в том числе схожесть названия с его фамилией. Именно агентство Bloomberg вело прямую трансляцию пресс-конференции, тем самым открыв компанию для своей многомиллионной аудитории.

От технологии к продажам

После четырехлетнего периода разработок в Кремниевой долине Bloom Energy поставила свою первую установку для тестовых проверок в Университет Теннесси. Испытания также проходили на Аляске.
Итоговый коммерческий продукт компании — энергосервер «Блумбокс» (Bloom Box) имеет мощность 100 кВт, его габариты составляют 5,7 × 2,1 × 2 метра, а весит он 9 тонн. Один генератор в состоянии обеспечить энергией офисное здание площадью 3 тыс. кв. м или 100 частных домов. Возможности установки возрастут, если объединить несколько генераторов в блоки. Сервер рассчитан на непрерывную работу в режиме 24/7/365 несколько лет подряд, его КПД вдвое выше, чем у дизель-генераторов. Работу каждого сервера Bloom Energy контролирует через интернет, что позволяет отслеживать все параметры в реальном времени.
Полноценную коммерческую деятельность компания начала лишь в 2008 году, тогда и появилась необходимость в финансовом директоре. Им стал Билл Куртц, на момент вступления в должность за его плечами был более чем 30-летний опыт управления финансовыми департаментами и операционной деятельностью как в компаниях из списка Fortune 500, так и в молодых стартапах, а также опыт проведения IPO и заключения многомиллиардных сделок. Билл совмещает пост CFO с должностью коммерческого директора Bloom Energy, кроме того, отвечает за бухгалтерский учет, а также кадровые и юридические вопросы в компании.

Пирамида клиентов

Уже в июле 2008 года первые коммерческие энергосерверы общей мощностью 400 кВт получила компания Google, установившая их в своей штаб-квартире.
В 2008–2010 годах Bloom Energy заключила контракты на установку ее серверов с рядом крупных компаний. Так, в Walmart два набора серверов по 400 кВт на 80 процентов покрыли потребности двух магазинов в калифорнийских городах Ланкастер и Хемет.
В компании eBay было установлено пять генераторов суммарной мощностью 500 кВт, что позволило ей сэкономить за два года 100 тыс. долларов за счет более низкой стоимости 1 киловатт-часа. Покупатель имеет все шансы окупить «Блумбокс» в течение гарантийного срока, который сегодня составляет 10 лет.
Также клиентами Bloom Energy стали Staples, AT&T, Adobe, CocaCola, Bank of America, FedEx, Life Technologies, Safeway и другие известные компании.
Впрочем, пока речь идет только о крупных покупателях, учитывая, что стоимость одного энергосервера достигает 700–800 тыс. долларов. В то же время, по словам Билла Куртца, энергетические установки станут доступными для более широкой аудитории: ожидается, что в течение пяти лет цена сервера нового поколения снизится до 10 тыс. долларов, а стоимость его более компактных вариантов может уложиться в пределы 3 тыс. Таким образом, если энергосервер за 800 тыс. долларов могут позволить себе только несколько сотен крупнейших мировых корпораций, то обещанная в будущем цена устроит многочисленные организации рангом меньше, и уже можно будет говорить о реальной персонализации энергетики и количестве клиентов, исчисляемом миллионами.
Спускаясь по своеобразной «пирамиде клиентов», одним из ключевых направлений развития компании в последние годы стала разработка и продажа серверов операторам дата-центров. Популярность продукции Bloom Energy в этой области объясняется тем, что компании eBay и Apple уже имеют успешный опыт применения «Блумбоксов» и проводят в своих компаниях политику по снижению зависимости от энергетических сетей. Их пример воодушевляет многих. Учитывая, что собственными дата-центрами владеет или планирует обзавестись большое число компаний в мире, потенциал данного направления огромен, и именно поэтому Bloom Energy создала отдельное подразделение. Ведь речь теперь идет не только о снижении счета на электричество, но и о безопасности бизнес-информации.
Даже при текущей высокой цене Bloom Energy удваивает продажи каждые шесть месяцев. Это объясняется в том числе и тем, что в 2011 году ради расширения числа клиентов компания внедрила финансовую схему Bloom Electrons, которая предусматривает бесплатную установку сервера, остающегося в собственности Bloom Energy, и оплату потребителем только вырабатываемого электричества. Контракт по данной схеме заключается сроком на 10 лет. Правда, пока потенциальный клиент такой схемы — компания, тратящая на электроэнергию не менее 25 тыс. долларов в месяц.

Карта развития

Второе важнейшее направление — развитие компании в географической плоскости. Помимо существующего производства в Калифорнии компания в 2011 году открыла новый завод в Делавэре. Сегодня в Bloom Energy работает более 2000 сотрудников. Однако дело не ограничивается локальным расширением внутри страны. В мае 2013 года 100 млн долларов инвестиций Bloom Еnergy получила от европейской группы E.ON, что является еще одним положительным сигналом для компании и открывает перспективы для выхода на европейский рынок. А летом этого года Биллу Куртцу удалось заключить сделку с японской Softbank Group о создании совместной компании Bloom Energy Japan, которая будет заниматься продажей энергосерверов в азиатском регионе. Партнеры вложили в этот проект по 10 млн долларов и владеют в новой компании равными долями.
В 2012 году в мире было продано 21 тыс. твердооксидных топливных элементов, а к 2022 году ожидается, что продажи вырастут до 350 тыс. в год. Тем самым объем рынка вырастет с текущих 1,7 млрд долларов до 9 млрд. У Bloom Energy стабильно появляются новые клиенты.
Один из главных вызовов перед CFO компании — обеспечить стремительный рост бизнеса. Bloom Energy продолжает привлекать венчурный капитал для модернизации технологии, которая позволит производить больше продукции за меньшую цену, тем самым достигнуть эффекта экономики масштаба. Последние несколько лет эксперты ожидают, что Bloom Energy выйдет на IPO. Но, по словам Билла Куртца, компания не видит острой необходимости в этом, размещение на бирже не является самоцелью ее финансовой политики, хотя такой вариант и не исключается. Инвестиции продолжают поступать несмотря на то, что Bloom Energy несет убытки: за I квартал 2013 года операционные убытки компании составили 61 млн долларов. Однако эти показатели лучше результатов за III и IV кварталы 2012 года, валовая прибыль уже по его итогам была положительной. В 2013 году ожидается, что компания получит операционную прибыль, сделав доходной продажу каждой единицы продукции. В то, что прибыльность компании — это вопрос исключительно времени, верят все венчурные инвесторы, уже вложившие в нее более 1,1 млрд долларов. Среди крупнейших: GSV Capital, Apex Venture Partners, DAG Ventures, Kleiner Perkins Caufield & Byers, Mobius Venture Capital, Madrone Capital, New Enterprise Associates, Sunbridge Partners, Advanced Equities и Goldman Sachs. Сегодня Bloom Energy является одной из крупнейших в мире компаний по объему вложенных в нее инвестиций.
Примечательно, что капитализация Bloom Energy оценивается в 2,7 млрд долларов, что многократно выше суммарного показателя всех компаний, занимающихся аналогичными разработками.
Таким образом, финансовый директор Bloom Energy, помимо своих традиционных обязанностей, занимается также непосредственно коммерческими вопросами: в условиях стремительного расширения новой технологической ниши ему необходимо обеспечить симметричный рост компании, чтобы сохранить лидирующие позиции в своем сегменте на энергетическом рынке.

CFO

Билл Куртц (Bill Kurtz) с марта 2008 года — финансовый и коммерческий директор компании Bloom Energy. Работал аудитором в PwC, а затем в течение 15 лет занимал руководящие должности в AT&T. В его обязанности входило сокращение расходов в международных подразделениях AT&T, участвовал в заключении сделки о приобретении McCaw Cellular за 15 млрд долларов.
С 1998 года занимал должности CFO ряда стартапов, в том числе успешно провел IPO компаний 3PARdata и Scient. Также работал CFO компании Novellus Systems, занимающейся производством полупроводникового оборудования. Сейчас, помимо работы в Bloom Energy, входит в состав совета директоров PMC-Sierra и возглавляет ее аудиторский комитет.
Получил диплом бакалавра по бухучету в Университете Райдера, окончил магистратуру Стэнфордского университета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий