Стресс
Для возникновения стресса необходимо одновременное наличие следующих условий:
Пример: Как правило, сдача экзамена является серьезным источником стресса, поскольку студент по результатам экзамена может либо приобрести что-то важное для себя (получить степень, перейти на следующий курс), либо потерять что-то важное (быть отчисленным и существенно уменьшить вероятность успешной карьеры). Результат экзамен одновременно важен и неясен.
Однако, предположим, что результат экзамен не влечет за собой приобретение (или потерю) чего-то важного для студента (например, он учится в нелюбимом для него учебном заведении и отчисление не станет для него большой потерей). В этом случае, отсутствует необходимое условие для возникновения стресса - и стресса нет.
Или же, результат экзамена для студента важен, однако он знает заранее, что его провалит. (Не учился совсем в течение семестра, и до экзамена времени подготовиться не остается). В этом случае стресса также нет. Скорей студент будет волноваться о результатах переэкзаменовки, и, поскольку результат этого события важен и неясен, именно он станет для студента источником стресса
- Человек находится в ситуации, когда перед ним либо открываются возможности получить что-то, либо появляются препятствия для получения чего-то, либо возникает вероятность потерять что-то.
- Это "что-то" (результат) должно быть важно для человека, а конечный исход ситуации заранее неясен.
Пример: Как правило, сдача экзамена является серьезным источником стресса, поскольку студент по результатам экзамена может либо приобрести что-то важное для себя (получить степень, перейти на следующий курс), либо потерять что-то важное (быть отчисленным и существенно уменьшить вероятность успешной карьеры). Результат экзамен одновременно важен и неясен.
Однако, предположим, что результат экзамен не влечет за собой приобретение (или потерю) чего-то важного для студента (например, он учится в нелюбимом для него учебном заведении и отчисление не станет для него большой потерей). В этом случае, отсутствует необходимое условие для возникновения стресса - и стресса нет.
Или же, результат экзамена для студента важен, однако он знает заранее, что его провалит. (Не учился совсем в течение семестра, и до экзамена времени подготовиться не остается). В этом случае стресса также нет. Скорей студент будет волноваться о результатах переэкзаменовки, и, поскольку результат этого события важен и неясен, именно он станет для студента источником стресса
Модель стресса
Согласно данной модели можно выделить три категории потенциальных источников стресса:
Некоторые люди работают успешнее в условиях стресса, в то время как других стресс подавляет. Как минимум шесть факторов определяют индивидуальную реакцию человека на стресс:
Явления, связанные с проявление стресса можно разбить на три категории
- Факторы окружающей среды
- Организационные
- Индивидуальные
Некоторые люди работают успешнее в условиях стресса, в то время как других стресс подавляет. Как минимум шесть факторов определяют индивидуальную реакцию человека на стресс:
- Восприятие
- Опыт работы
- Социальная поддержка
- Вера в локус контроля
- Самоуверенность
- Враждебность
Явления, связанные с проявление стресса можно разбить на три категории
- Физиологические
- Психологические
- Поведенческие
Связь Стресс-Производительность
Чаще всего связь между уровнем стресса и производительностью труда имеет форму "перевернутая U" (см. рисунок)
Логическое объяснение:
Зависимость между продолжительностью стресса и производительностью труда также имеет форму "перевернутая U".
Выводы:
Логическое объяснение:
- Уровень стресса от низкого до среднего стимулирует тело и улучшает реакцию. Сотрудники в этих условиях часто выполняют задание лучше и быстрее. Однако слишком большой уровень стресса возлагает на сотрудника слишком серьезные требования или ограничения, что приводи к снижению производительности его труда.
Зависимость между продолжительностью стресса и производительностью труда также имеет форму "перевернутая U".
Выводы:
- Уровень стресса от низкого до среднего может повышать производительность труда сотрудников
- Высокий уровень стресса, или даже стресс низкого уровня, но сохраняющийся продолжительное время, может привести к снижению производительности труда сотрудников
- В то время, как ограниченный уровень стресса может влиять положительно на производительность труда сотрудников - не стоит ожидать, что сотрудники будут рассматривать данную ситуацию в таком свете
Управление стрессом
Существуют два подхода к управлению стрессом: индивидуальный и организационный
Индивидуальный подход (методы управления стрессом на уровне индивидуума) включает в себя:
Организационный подход (методы управления стрессом на уровне организации) включает в себя:
Индивидуальный подход (методы управления стрессом на уровне индивидуума) включает в себя:
- Тайм-менеджмент
- Физические упражнения
- Техники релаксации
- Группы социальной поддержки: возможность поговорить с друзьями, домочадцами, коллегами "о наболевшем" позволяет "выпустить пар" и снизить уровень стресса
Организационный подход (методы управления стрессом на уровне организации) включает в себя:
- Учет характеристик задания и исполнителей при назначении работы
- Определение конечных целей: позволяет сотрудникам увидеть "свет в конце туннеля", придает значимость выполняемой им работе и, таким образом, способствует снижению уровня стресса
- Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений
- Улучшение коммуникаций с сотрудниками: позволяет уменьшить неопределенность
- Предоставление "сгоревшим" сотрудникам продолжительных отпусков (сроком до года)
- Оздоровительные программы, организуемые компанией и фокусирующиеся на общем физическом и душевном состоянии сотрудников
https://tinyurl.com/2ek65nyp
Комментариев нет:
Отправить комментарий