воскресенье, 6 марта 2016 г.

9.2. Экономические показатели субъектов товарного обращения





Кругооборот промышленного капитала связан с процессами купли и продажи (Д–Т, Т–Д`). Данные стадии необходимы для создания условий производства и возмещения затрат, а также присвоения прибавочной стоимости (прибыли). Обособление стадий купли и продажи товаров от сферы производства как самостоятельной сферы со своей системой организации, материальной основой — одно из важных условий существования субъектов товарного обращения и затрат труда, обеспечивающих обмен деятельностью и распределение совокупного общественного продукта, в форме издержек обращения.
В сфере товарного обращения функционирует торговый капитал, который является производным от промышленного капитала. Функционирование торгового капитала осуществляется посредством оптовых и розничных фирм, корпораций. Оптовые фирмы являются в основном промежуточным звеном между производителями и розничными фирмами. Субъекты розничной торговли реализуют товары непосредственно конечным потребителям, тогда как оптовые фирмы опосредованно участвуют в данном процессе.
Основной функцией субъектов товарного обращения является обеспечение реализации товаров, что включает процессы хранения последних, их перемещение в пределах рынка, ведение бухгалтерских операций, управление и регулирование процесса непосредственной реализации товаров в актах купли-продажи и т.д.
Развитие товарного обращения в большей степени зависит от оптовых фирм, чем от розничных, поскольку первые работают непосредственно с производителями и осуществляют закупки товаров большими партиями, что влияет на ценообразование и закладывает основу в ценовую политику розничной торговли.
Оптовая торговля обусловливает планомерность процесса ценообразования, поскольку крупная партия товаров, закупаемая торговыми фирмами, представляет проявление концентрации и централизации капитала в сфере товарного обращения. Так, например, товарные биржи, осуществляя сделки с покупателями и продавцами на перспективу в больших объемах, закладывают основу планомерного развития товарного обращения.
Фирмы розничной торговли более гибки в ценообразовании. Если оптово-торговые корпорации преимущественно ориентируются на твердые наценки, то розничные фирмы нацеливаются на реализацию товаров в пределах цены предложения и цены спроса. Процесс колебания и динамики цен розничной торговли в Казахстане за 1993–2011 гг. наглядно можно проследить по следующей таблице 6, где преобладала тенденция повышения индекса цен, однако некоторый спад имеется в 2007–2009 гг.
Таблица 6
Индексы розничного товарооборота по группам товаров в Республике Казахстан за 1993–2011 гг.* (без услуг общественного питания, в % к предыдущему году)
Наименование
показателей
19931999200120032005200720092011
1Розничный товарооборот — всего83,0102,3115,4117,3113,5110,7104,4120,9
2Продовольственные товары87,191,5110,0108,9114,0104,1113,4116,7
3Непродовольственные товары77,3114,1120,1123,0113,7114,499,9122,9
Затраты овеществленного и необходимого живого труда, на основе которых осуществляется непосредственная связь между производственными фирмами, соответствуют по характеру функционирования издержкам обращения. Данная связь проявляется в форме товарного обращения. При этом вышеуказанные затраты не относятся к издержкам обращения, они составляют неотъемлемую часть издержек производства и трансакционных издержек. Если товарное обращение осуществляется через организации, фирмы сферы обращения, то эти, уже обособленные, затраты труда проявляются в форме издержек обращения.
На этапе перехода к рыночной экономике реализация экономических связей между производственными фирмами и организациями сферы товарного обращения и обществом, между работниками и фирмами данной сферы осуществляется в условиях необходимости их регулирования на основе общественно необходимых затрат труда и господства частной и государственной собственности на средства производства. Далее нужно отметить, что отношения собственности являются исходными и основными отношениями в системе экономических отношений любого социально-экономического строя или типа общественного производства. Следовательно, содержание категории издержек обращения выражает экономические отношения между производственными фирмами и организациями сферы товарного обращения и обществом, между работниками и фирмами данной сферы в системе отношений по присвоению и отчуждению собственности для обеспечения реализации товаров на основе общественно необходимых величин овеществленных затрат и необходимых затрат живого труда (общественно необходимых затрат труда) в условиях ограниченности ресурсов. Причем качественную сторону содержания категории издержек обращения выражают экономические отношения, возникающие на основе общественно необходимых затрат труда.

Сами общественно необходимые затраты труда характеризуют издержки обращения количественно.
Выше отождествлены были такие понятия, как общественно необходимые затраты труда и общественно необходимые величины овеществленных
затрат и необходимых затрат живого труда. Общественно необходимые затраты труда являются количественной характеристикой овеществленных и живых затрат труда в стоимости. Вместе с тем не будет ошибкой измерение в отдельности овеществленных затрат или живых затрат, или овеществленных и необходимых живых затрат как общественно необходимых величин (общественно необходимых затрат труда), средних величин из больших чисел, точнее — усредненных.
Категория издержек обращения начинает объективно существовать с возникновением товарного производства, когда происходит обособление товарного обращения. С качественными переменами социально-экономического строя или типа общественного производства меняется и содержание категории издержек обращения. Причем развитие уровня производительных сил воздействовало не только на качественную сторону содержания этой категории, но и количественную.
Общественно необходимые затраты труда являются общей основой существования категории издержек обращения и издержек производства, издержек потребления, альтернативных издержек, характеризующих содержание с количественной стороны. Причем качественную сторону их содержания выражают экономические отношения по присвоению и отчуждению собственности. Поэтому категории издержек производства и издержек обращения органически взаимосвязаны и представляют собой элементы системы товарно-денежных отношений рыночной экономики. А различия между содержанием данных категорий в том, что издержки производства выражают экономические отношения по присвоению и отчуждению собственности для производства товаров, тогда как издержки обращения — для обеспечения реализации товаров.
В условиях ограниченности ресурсов субъекты общественного производства, товарного обращения постоянно находятся в состоянии выбора и необходимости отказа от потребления тех же факторов производства, обращения для другого применения. Поэтому все издержки представляют альтернативные издержки[3, c. 135].
В сфере товарного обращения существование альтернативных издержек обращения является главной проблемой, которая стоит перед торговыми фирмами в процессе реализации своего потенциала — максимизации эффективности.
В экономической литературе альтернативные издержки подразделяют на явные и неявные или внешние и внутренние. Такое деление присуще и издержкам сферы товарного обращения. Однако здесь нужно отметить, что понятия «явные издержки» и «внешние издержки» тождественны, то же самое и по отношению к неявным и внутренним издержкам, содержание которых также равнозначно. Это можно отследить, приводя определение, данное в зарубежной экономической литературе. Так, Э.Дж.Долан, Д.Линдсей пишут, что «явные издержки — это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных — прим. ред.) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входят зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и многое другое». А теперь для сравнения приведем определение внешних издержек, данное в «Экономиксе»: «Денежные выплаты, то есть денежные расходы, которые фирма несет «из своего кармана» в пользу «аутсайдеров», поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию и т.д., называются внешними издержками».
По существу, судя по перечисленным элементам содержания, внешние издержки и явные издержки ничем не отличаются друг от друга. Здесь следует отметить, что нужно остановиться на одном понятии для внесения ясности. Более подходящим из двух приведенных определений является «явные издержки», поскольку эти затраты существуют в действительности и учитываются в расчетах расходов, а также при отчетности перед государством, то есть они проявляются как явные.
Подобное рассуждение можно применить при выборе из двух понятий неявных и внутренних издержек более подходящего, для чего нужно сравнить их содержания. Так, в «Экономиксе» отмечено, что «издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс представляют собой неоплачиваемые, или внутренние издержки. С точки зрения фирмы, эти внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из возможных способов его применения». В другом источнике описывают неявные издержки так: «Существуют также неявные (имплицитные) издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирм (или находящихся в собственности фирмы как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и потому остаются недополученными (в денежной форме — прим. ред.)».
Все издержки — это расходы фирмы, внутренние издержки организации. Другое дело, когда речь идет о неявных издержках, когда эти расходы в официальных документах, отчетах перед государственными органами фирмой не учитываются, но фактически существуют, и увеличение неявных издержек отрицательно сказывается на эффективности деятельности.
Неявные издержки (обращения) относятся к дополнительным расходам. Они увеличивают общую сумму издержек и снижают величину чистой прибыли. Поэтому возникает проблема перевода неявных издержек в явные, которую можно решать различными способами: во-первых, за счет увеличения амортизационных отчислений выше норматива, излишек которых будет покрывать неявные издержки; во-вторых, сокращение неявных издержек осуществлять через оформление их как явных; в-третьих, для компенсации неявных издержек необходимо искать пути повышения и максимизации прибыли фирмы.
Явные и неявные издержки (обращения) в зарубежной экономической литературе относят к альтернативным издержкам, что обусловливается ограниченностью экономических ресурсов. Вместе с тем явным и неявным издержкам противостоят альтернативные издержки. Которые предопределены тем или иным направлением деятельности или способом решения проблемы в обеспечении, к примеру, товарного обращения. Однако здесь нельзя путать и отождествлять понятия «альтернативные издержки» и «альтернативная стоимость», хотя в экономической литературе встречаются точки зрения о том, что эти понятия по содержанию равнозначны. Так, Е.А.Киселева, пишет, что «научное понимание феномена цены связано с понятием альтернативной стоимости (альтернативных издержек)…». Другой автор А.В.Холопов утверждает: «… издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки, т.е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. В следующем источнике отмечают: «Экономист определяет вмененные издержки как потери других, альтернативных товаров и услуг».
В данном случае нужно дать различие между понятиями «альтернативная стоимость» и «альтернативные издержки» для упорядочивания, используемого категориального аппарата. Во-первых, альтернативная стоимость шире по содержанию, чем альтернативные издержки, где последние являются составной частью первой. Во-вторых, альтернативная стоимость выражает содержание цены альтернативных товаров, услуг, тогда как альтернативные издержки составляют часть затрат, учитывающихся в ценах как расходы без учета потенциальной сверхприбыли, прибавочной стоимости, входящих в альтернативную стоимость.
Рыночная экономика создает объективные условия для рациональных затрат живого и овеществленного труда при организации товарного обращения. Эти затраты, исходящие из процесса товарного обращения, имеются в промышленности, когда говорим об издержках по сбыту, в заготовительных организациях, где существуют затраты по заготовкам и сбыту продукции сельского хозяйства, оптовых и розничных торговых организациях и других. Данные расходы связаны не с производством. Затраты на поиски информации о ценах, контрагентах бизнес — сделок, заключения хозяйственного договора, контроль за его исполнением и так далее представляют собой компоненты содержания трансакционных издержек.
Некоторые авторы под трансакционными издержками понимают в основном издержки обращения. Так, например, А.И.Добрынин и Л.С.Тарасевич пишут: «Сюда относят, главным образом, издержки обращения, т.е. расходы по реализации товара (реклама, содержание рынков и т.д.). Понятие «трансакционные издержки» ввел американский экономист Р.Коуз. По мнению К.Эрроу, трансакционные издержки в экономике подобны трению в физике. Неоинституционалисты считают, что функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек, а главным его преимуществом выступает тенденция к минимизации затрат каждого участника обмена на получение информации».
Трансакционные издержки дословно означают издержки сделки, соглашения. Трансакция (transactio) с латинского языка переводится как сделка, соглашение. Трансакционными издержками называют «издержки по общей организации бизнеса» без включения в них затрат на изготовление товаров. Их не рассчитывают на предприятиях. Это концептуальное понятие для сравнения разных способов организации технологических цепочек: эти издержки связаны с поддержанием экономической системы на ходу и включают расходы по поиску информации, ведению переговоров, по определению и защите прав собственности и т.д..
Американец Д.Норт классифицировал трансакционные издержки следующим образом:
-  Издержки, связанные с поиском информации (о контрагентах, о ценах и ценовых ожиданиях);
-  Издержки, связанные с ведением переговоров по условиям контракта и заключением сделки;
-  Издержки, связанные с разработкой системы стандартов, контролем за уровнем качества, а также с потерями от ошибок;
-  Издержки по правовому регулированию собственности, созданию и поддержанию в обществе адекватного восприятия справедливости правового режима;
-  Издержки в результате нарушения условий контракта.
Р.Коуз писал, что «рынки представляют собой институты, существующие для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения издержек по трансакциям обмена». Издержки по трансакциям обмена должны включать в себя расходы как на поиски, подготовку, организацию самой сделки, так и на реализацию данного соглашения. Здесь можно сказать, что в трансакционные издержки входят издержки по сбыту в сфере производства, издержки обращения в товарном обращении; издержки потребления, выражающие расходы и затраты покупателей на поиски и приобретение товаров. Далее нужно отметить, что трансакционные издержки логично будет подразделить на чистые, как классифицирует Д.Норт, и смешанные или полные, которые включают все виды издержек, связанных с обменом, куплей-продажей.
Распределение совокупного общественного продукта осуществляется на основе затрат труда и времени не только работников сферы товарного обращения, но и производителей и потребителей. Затраты потребителей связаны с преодолением расстояния до фирм торговли и обратно, поисками нужного им товара, пребыванием на этих фирмах, доработкой и подготовкой продуктов к потреблению. Эти затраты труда и времени со стороны покупателей относятся издержкам потребления и трансакционным издержкам. Последние составляют часть совокупных затрат общества при распределении продуктов. Другой частью этих затрат являются издержки обращения, затраты труда и времени со стороны работников торговли, сферы товарного обращения. Значит, издержки обращения и потребления — это две стороны затрат общества, обусловленные распределением совокупного общественного продукта, которые находятся в тесной взаимосвязи.
Издержки обращения и потребления обусловлены величиной совокупной стоимости товаров. На этапе перехода к рыночной экономике создаются предпосылки для оптимального равновесного соотношения между издержками обращения, потребления и чистыми трансакционными издержками. Это соотношение должно обеспечивать наименьшее количество затрат труда и времени общества на распределение продуктов, то есть издержки обращения и потребления, трансакционные издержки нужно снизить до общественно необходимой величины.
В условиях рынка содержание категории издержек потребления выражает экономические отношения между торговыми фирмами, выступающими в роли продавца и индивидуальными потребителями в системе отношений по присвоению и отчуждению собственности в процессе реализации товаров и сокращению до общественно необходимой величины затрат труда и времени на поиски, приобретение, потребление их покупателями.
Издержки обращения составляют часть, вычтенную из продукта общественного производства, то есть, как отмечал К.Маркс, «если бы часть продукта была превращена в машину, которая покупала бы и продавала бы остальную часть продукта…», то «…эта машина представляет собой вычет из продукта» . Поэтому издержки товарного обращения — обособленная часть стоимости совокупного общественного продукта.
Торговле, как относительно самостоятельной отрасли, присущи свои кадры, система управления, материально-техническая база. К последней относятся здания для торговых и складских целей, оборудование, машины для фасовки и упаковки товаров, вычислительная техника, транспорт, инвентарь, торговые автоматы и другие. Посредством этой материальной основы и затрат труда работников торговли совершается непрерывный процесс обращения товаров: их покупка, хранение, реализация.
Торговля находится во взаимосвязи не только с отраслями производства, обеспечивающими общество товарами широкого потребления, но и с теми организациями, которые предоставляют свои услуги для товарного обращения. Условия функционирования торговли и ее связь с другими отраслями на уровне макро- и микроэкономики предопределяют существование различных форм издержек обращения, связанных с оплатой труда работников торговли, расходами на содержание материально-технической базы и материальное потребление в торговле (упаковочные материалы, топливо, электроэнергия, износ основных средств), оплатой услуг других отраслей национального хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства), товарными потерями, возникшими при транспортировании, хранении и продаже, процентами за кредит, расходами на подготовку кадров.
Для рентабельного ведения хозяйства в торговле, изыскания резервов экономии необходимы оперативный учет и контроль издержек обращения. Это невозможно без научной классификации издержек обращения. Научное подразделение издержек обращения на различные виды расходов дает возможность раскрыть сущность тех или иных явлений сферы товарного обращения. Классификация расходов считается научной, когда она отражает существенные стороны структуры издержек обращения, позволяющие регулировать их развитие.
В сфере товарного обращения происходят различные по роду экономические процессы; общественные затраты труда подразделяются по характеру проявления как производительные и непроизводительные. Поэтому К.Маркс в соответствии с характером общественных затрат труда классифицировал издержки обращения на виды дополнительные и чистые.
Чистые издержки вытекают из товарной формы продукта и обеспечивают реализацию товаров в процессе купли-продажи. К ним относятся расходы по закупке и продаже товаров, ведению денежного хозяйства, организации рекламы и другие. Характеризуя чистые издержки обращения, К.Маркс писал, что «издержки обращения, вытекающие из простого изменения формы стоимости, из обращения, рассматриваемого в чистом виде, не входят в стоимость товаров»[11, c. 155]. Эти издержки имеют непроизводительный характер. Дополнительные издержки обращения связаны с продолжением производства и обусловливаются потребительской стоимостью товара. Это расходы на перевозку, хранение, фасовку, упаковку товаров.
По поводу дополнительных издержек обращения К.Маркс отмечал, что «иную природу имеют те издержки обращения, которые… могут вытекать из процессов производства, которые только продолжаются в обращении и производительный характер которых, следовательно, лишь затушевывается формой обращения. С другой стороны, с общественной точки зрения, они могут быть чистыми издержками, непроизводительным расходованием живого и овеществленного труда»[11, c. 155]. Данное положение К.Маркса дает основание предполагать, что расходы фирм сферы товарного обращения не учитываются в совокупных затратах овеществленного и живого труда отраслей общественного производства при определении величины стоимости товаров. Поэтому «с общественной точки зрения» дополнительные издержки обращения, как чистые издержки, относятся к непроизводительным затратам труда, не увеличивающим стоимость товаров.
Деление издержек обращения на дополнительные и чистые дает возможность глубже проникнуть в сложные экономические процессы товарного обращения. Оно имеет огромное практическое значение. Такое деление позволяет установить границы материального производства, имеющегося в сфере обращения. Дифференциация издержек на дополнительные и чистые помогает видеть внутренние связи процессов товарного обращения, выявить пути рациональной экономии живого и овеществленного труда. Однако систематический раздельный учет дополнительных и чистых издержек обращения в торговле не ведется, поскольку эти формы затрат тесно переплетаются и требуют большего объема работ для их исчисления. Но для установления научно обоснованного оптимального соотношения доли дополнительных и чистых издержек в сфере товарного обращения на современном этапе развития общественного производства необходимо знать их реальные пропорции, чтобы получить эффективные результаты при воздействии на них. Поэтому целесообразно ежегодно вести в рамках макроэкономики раздельное исчисление чистых и дополнительных издержек обращения.
Классификация издержек обращения сложилась в результате многолетней практики их планирования и регулирования в хозяйственной деятельности торговых фирм. Деление издержек обращения на статьи производится по признаку экономической однородности затрат; они группируются соответственно предмету расхода. Так, в торговле существует разделение издержек обращения по видам расходов, по сферам хозяйственной деятельности и по звеньям торговли. В структуре издержек обращения расходы дифференцированы по видам на отдельные статьи. В торговле существует около 20 таких статей, входящих в единую номенклатуру.
На принципах коммерческого расчета основана практическая деятельность торговли. Ныне существующая группировка издержек обращения и их классификация по статьям позволяет вести учет и контроль, выявить резервы и, в конечном счете, регулировать хозяйственную деятельность торговых фирм. Однако эта классификация издержек не в полной мере соответствует научным требованиям.
В экономической литературе[12, c. 156] для анализа издержки обращения подразделяют на две основные группы: условно-переменные и условно-постоянные. Такое деление основано на зависимости одних статей издержек обращения от объема товарооборота и незначительной степени зависимости других расходов. Здесь зависимость расходов от объема товарооборота выдвигается как главный и единственный фактор при подразделении издержек обращения, но этого недостаточно для дифференциации издержек обращения на основополагающие группы.
Такое деление издержек обращения основано на второстепенных признаках, не выражающих требования объективной необходимости, диктуемых экономическими законами. По этому поводу специалист по проблемам, связанным с развитием сферы товарного обращения, М.И.Баканов отмечает, что «группировки издержек обращения имеют существенные недостатки, … действующие классификации не позволяют производить анализ, делать обобщения и выводы в масштабе всего народного хозяйства»[11, c. 124]. Далее, раскрывая эту мысль на конкретном примере, он пишет: «Отсутствует единая классификация системы…, что препятствует улучшению… учета затрат по товародвижению»[13, c. 125]. Подводя итог исследования по данному вопросу, М.И.Баканов подчеркивает, что «…торговые предприятия не имеют классификации, полностью отвечающей требованиям экономической науки и хозяйственной практики»[13, c. 125]. Для решения этой проблемы он выдвигает ряд требований[13, c. 122], которые обеспечили бы правильную классификацию издержек обращения. Затем М.И.Баканов предлагает новый проект классификации издержек обращения[13, c. 123–132]. Здесь расходы сферы товарного обращения подразделяются им на три основные группы: на издержки обращения, прочие расходы и потери. «Деление издержек, расходов и потерь на издержки обращения и прочие расходы и потери, — пишет М.И.Баканов, — имеет большое значение для обобщений в масштабе народного хозяйства, когда необходимо отделить издержки обращения от других расходов и потерь торговых предприятий»[13, c. 129]. Однако такое деление на издержки обращения и неиздержки обращения не имеет экономического смысла и не дает практической пользы в хозяйственной деятельности фирмы, так как все затраты, исходящие из этой обособленной сферы, из процесса обращения, относятся к издержкам товарного обращения, на основе которых осуществляются непосредственное и косвенно воздействие на товародвижение. Далее издержки обращения группируются на операционные расходы, связанные с производственными и торговыми функциями и расходы по управлению. Такое подразделение издержек обращения для их регулирования в условиях расширения сферы товарного обращения имеет определенный смысл.
В целом рекомендации по классификации издержек обращения, предлагаемые М.И.Бакановым, по ряду положений вызывают большой интерес и согласие. Однако этот проект все же не обеспечивает необходимого эффекта в регулировании практической деятельности торговых фирм и всей сферы товарного обращения, так как данные рекомендации в полноте не вытекают из требований объективной необходимости.
При дифференциации издержек обращения из ряда требований на передний план должен выдвигаться основополагающий пункт, который является главным звеном в этой цепи, — подразделение издержек обращения на затраты овеществленного и живого труда. Оно вытекает из требования механизма действия закона стоимости, поскольку он функционирует на основе соотношения общественно необходимых величин овеществленных и живых затрат труда.
С учетом недостатков классификации издержек обращения М.И.Баканова можно предложить следующие рекомендации по проекту, где расходы сферы товарного обращения необходимо подразделить на основные группы затрат овеществленного труда и затрат живого труда, далее группировать по предмету их расходов в соответствии общему стандарту для всех субъектов общественного производства.
Основным условием неуклонного роста производительности труда и эффективности субъектов сферы товарного обращения является осуществление движения овеществленных затрат минимальным количеством затрат живого труда, что должно обеспечить в полном объеме товарообмен для воспроизводства общественного производства.
Измерение производительности и эффективности труда в сфере товарного обращения имеет свою специфику и в то же время сохраняет то общее, что характерно для производственного сектора.
Производительность труда торговой фирмы определяется соотношением суммы товарооборота ко времени, в течение которого был реализован тот или иной объем товаров, а также можно соотнести товарооборот к количеству людей, занятых в реализации товаров, и затраченное на данный процесс времени. Это можно выразить в следующих формулах:
ПТ =  (36), ПТ =  (37) ,
где ПТ — производительность труда; ТО — товарооборот в денежном выражении; t — время, затраченное на реализацию данного объема товаров; Ч — численность людей, занятых в процессе реализации товаров.
Для определения уровня производительности труда необходимо фактическую производительность труда за определяемый период времени соотнести к общественно необходимой величине производительности труда торговой организации. Общественно необходимая величина производительности труда определяется произведением фактической производительности труда и коэффициента приведения индивидуальных затрат труда к общественно необходимой величине. Для наглядности приведем формулы определения уровня производительности труда.
где Упт — уровень производительности труда; ПТф — фактическая производительность труда; ПТ` — общественно необходимая величина производительности труда; k — коэффициент приведения индивидуальных затрат к общественно необходимой величине.
Данные формулы можно использовать в определении динамики производительности труда. Для этого нужно уровень производительности труда последующих периодов от базисного соотнести к нему же, что можно выразить в следующей формуле.
где Дпт — динамика производительности труда; ПТфn — фактическая производительность труда n-ного периода; ПТ`n — общественно необходимая величина производительности n-ного периода;  — фактическая производительность труда базисного периода; ПТ`1 — общественно необходимая величина производительности труда базисного периода; Уфn — уровень фактической производительности труда n-ного периода; У`1 — уровень фактической производительности труда базисного периода.
Традиционно уровень производительности труда определялся соотношением производительности труда отчетного к базисному периоду, а также этот метод использовался при определении динамики производительности труда за ряд лет. Данный подход можно встретить при определении уровней производительности труда различных стран на основе приведения к долларовой величине[14, c. 61–67]. Однако такой подход некорректный, поскольку сравниваемые показатели не имеют общего знаменателя в качестве общественно необходимых величин и не выражают закона тенденции развития средних из больших чисел, то есть закона стоимости. Измерение уровня и динамики производительности труда в едином денежном значении еще не представляется основой приведения к «общему знаменателю» сопоставления, так как перевод всех показателей в долларовый эквивалент является лишь поверхностным процессом, первым шагом к объективной основе для их сравнения.
При сравнении уровней и динамики производительности труда различных отраслей и фирм нужно приводить их к «общему знаменателю» на основе использования общественно необходимых величин. А традиционные методы не обеспечат объективного отражения экономических процессов в определении тенденции развития производительности труда.
Особенность развития сферы товарного обращения обусловливает некоторую специфику в определении эффективности торговых фирм и субъектов по сравнению с производственными предприятиями. Для торговых организаций характерно определение эффективности труда посредством сопоставления товарооборота к торговым скидкам или торговых скидок к затратам живого труда. Это можно проиллюстрировать в следующем виде:
где ЭТ.Ф. — эффективность торговой фирмы по товарообороту и торговым скидкам; ТО — товарооборот; ТС— торговые скидки. Данная формула показывает: сколько объема товарооборота приходится на единицу торговых скидок или общих затрат торговой фирмы на его реализацию.
Производным от формулы 26 могут быть следующие.
где (V + m) — затраты живого труда; ЭЗ` — эффективность затрат живого труда; С — затраты овеществленного труда; ЭЗ`` — эффективность затрат овеществленного труда.
По следующим формулам определяются эффективности затрат труда:
где Эж — эффективность затрат живого труда; С — овеществленные затраты труда.
где Эи — эффективность издержек обращения; (C + m) — издержки обращения; m — прибыль.
где Эv — эффективность необходимого живого труда по отношению к прибавочному живому труду; V — необходимый живой труд (заработная плата); m — прибавочный живой труд (прибыль).
Данные формулы эффективности затрат являются дополняющими показателями к эффективности фирмы. Уровень эффективности торговых фирм определяется следующими формулами.
где УЭТФ — уровень эффективности торговых фирм по торговым скидкам; ТС — торговые скидки; ТС` — общественно необходимая величина торговых скидок.
где У`ЭТФ — уровень эффективности торговых фирм по соотношениям овеществленных затрат к живым затратам труда; [C:(V + m)]ТФ — соотношение овеществленных затрат к живым затратам торговой фирмы; [C:(V + m)]ср — среднее соотношение овеществленных затрат к живым затратам труда из совокупности отраслей общественного производства.
Далее рекомендуется фирмам учитывать эффективность издержек воспроизводства по товарообороту (ТО) и чистой прибыли (mч). Это дает возможность видеть результативность конечной стадии в циклической деятельности фирмы, тогда как эффективность издержек обращения или производства показывают достижения в промежуточной стадии.
где ЭСв — эффективность издержек воспроизводства по товарообороту; Св — издержки воспроизводства.
где Э`Св — эффективность издержек воспроизводства по чистой прибыли.
Интересно также определение эффективности чистых и полных издержек трансакций по прибыли и товарообороту. Данные расчеты могут показать торговым организациям результативность неучтенных затрат и расходов трансакций на подготовленные процессы реализации товаров, а также результативность полных издержек трансакций. Здесь нужно отметить, что определение эффективности полных издержек трансакций охватывает результативность всех стадий полного цикла деятельности торговых фирм. Эффективность чистых и полных издержек трансакций можно определять по следующим формулам.
где ЭТАСп — эффективность полных издержек трансакций по товарообороту; СТАСп — полные издержки трансакции.
где Э`ТАСп — эффективность полных издержек трансакций по прибыли.
где ЭТАСч — эффективность чистых издержек трансакций по товарообороту, СТАСч — чистые издержки трансакции.
где Э`ТАСч — эффективность чистых издержек трансакций по прибыли.
Таким образом, субъекты товарного обращения непосредственно зависят от овеществленных и живых затрат труда, их соотношения, где производительность и эффективность труда характеризуют параметры результативности их деятельности. Экономические показатели товарного обращения служат элементами механизма воспроизводства этих субъектов и способствуют формированию социально ориентированной рыночной экономики.
Понятия и термины
Торговый капитал; оптовая торговля; розничная торговля; издержки обращения; альтернативные издержки; альтернативная стоимость; чистые издержки обращения; дополнительные издержки обращения; качество обслуживания покупателей; рентабельность; динамика производительности труда; явные издержки; неявные издержки.
Рассматриваемые вопросы
1.  Функции субъектов товарного обращения.
2.  Формы издержек фирм товарного обращения.
3.  Экономические показатели торговых фирм.

4.4 Система качества по украинским и международным стандартам



В последние годы широко применяются стандарты, в которых отражен мировой опыт управления качеством продукции на предприятии. В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла международные стандарты ИСО (ISO) серии 9000 по системам качества. Они были разработаны с широким использованием советских (Львовской, Саратовской, Ярославской и других систем бездефектного труда), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции. Во многих странах мира (Австрия, Германия, Финляндия, Франция, Великобритания и др.) стандарты ISO серии 9000 приняты в качестве национальных [15]. В соответствии с этими стандартами формируется политика предприятия в области качества, т. е. система качества, включающая в себя обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 25).

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или его долгосрочной цели. Содержанием этой политики являются:

улучшение экономического положения предприятия;
расширение или завоевание новых рынков сбыта;

достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;
освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

улучшение важнейших показателей качества продукции;
увеличение сроков гарантии на продукцию;
развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как "петля качества", охватывает 11 этапов (рис. 25).

В стандарте ИСО серии 8402 содержится следующее определение "петли качества": это концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

"Петля качества" наглядно показывает последовательное отражение качества процессов на качество конечного результата. С помо-




щью "петли качества" осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Стандарты ИСО все больше применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика. Как отмечают западные исследователи [9], в настоящее время более 90 % потребителей при заключении контрактов требуют подтверждения наличия у изготовителя систем качества по ИСО серии 9000.

Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов играют независимые испытательные лаборатории и сертификационные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине работа по сертификации находится на стадии завершения.

Сертификация является важнейшей подсистемой системы управления качеством продукции и в то же время — целью этой системы управления. Фактическое соответствие качества поставляемой на рынок продукции проверяется различными организационно-техническими процедурами, формами и методами. Один из них (наиболее распространенный, выполняемый, как правило, изготовителем) заключается в контроле, испытании, диагностировании, анализе причин брака, отказов, рекламаций и других несоответствий. Другой вид контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, — госнадзор в виде Госстандарта, Госсанэпидем-надзора и др. Однако в условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только в случае предоставления потенциальным потребителям достоверной информации о качестве товара. Органом, который обеспечивает достоверную информацию о качестве, является третий вид контроля — сертификация. Она осуществляется третьей, независимой организацией.

Почти во всех странах Западной Европы, в США и Японии сертификация обязательна и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды.

Организация сертификации включает в себя две стадии:

обеспечения и реализации условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;
организации и проведения сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Сертификация охватывает экономические и организационно-технические аспекты. Наряду с сертификацией производств и продукции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытательных центров, которые могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.

Как написать маркетинговую стратегию для малого бизнеса за 15 минут

Как написать маркетинговую стратегию для малого бизнеса за 15 минут

Виталий Черевко


По статистике, 60% начинающих предпринимателей терпят крах, 30% кое-как держатся на плаву и только 10% достигают настоящего успеха. Победа или поражение каждого зависят от множества факторов, но есть одна составляющая, без которой ещё не состоялся ни один бизнес.


То, что всегда ведёт к успеху - хорошо продуманная, грамотная маркетинговая стратегия. Она направляет ресурсы к достижению задуманной цели. Стратегия – это курс. Без курса любая деятельность превращается в бесцельную суету и топтание на одном месте. Как говорится, если вы не знаете, куда плыть, ни один ветер не будет для вас попутным.

Определить стратегию – значит направить свой бизнес по правильному курсу

Ежедневно предприниматель буквально разрывается между массой дел, которые не терпят отлагательств: найти сотрудников, проконтролировать выполнение работы, запустить и проанализировать результаты рекламной кампании, создать сайт, написать статью в блог, встретиться с партнёрами - и так каждый день. В непрерывной гонке бизнесмена заботит только одно - как всё это успеть?

Времени на разработку стратегии просто не хватает. Но, поверьте, стратегия – это тот важный шаг, который упорядочит ваш безумный бег, остановит спешку, позволит найти цели и выведет на новые рубежи. Определение стратегии в разы повысит эффективность вашего бизнеса. И, главное, разработка маркетинговой стратегии для малого бизнеса не требует много времени, денег и усилий. Сейчас я подробно расскажу вам, как легко сформулировать стратегию за 15 минут.

Как взять правильный курс

Мы в Авеб не изобретали велосипед, а использовали проверенную схему построения маркетинговой стратегии, которая уже помогла сотням компаний быстро обойти конкурентов и привести бизнес к успеху.

Состоит она из пяти шагов
  • Определите свою целевую аудиторию, выделите тех, для кого вы работаете.
  • Найдите свою рыночную нишу и заявите о ней.
  • Разработайте уникальное торговое предложение (УТП).
  • Следите за тем, что делают конкуренты, проанализируйте их деятельность и отстройтесь от них.
  • Создайте своё конкурентное преимущество, убедите целевую аудиторию, что вы - их лучший выбор.
Звучит слишком просто? Давайте рассмотрим каждый шаг более подробно.

Для кого вы работаете?

Ответ на этот вопрос - основа глобальной стратегии.  От того, на кого вы работаете, зависят ваши затраты, объём работы, размер прибыли и скорость развития бизнеса. Сфокусируйтесь на главном клиенте, на том, кто может покупать ваши товары или услуги уже сегодня и платить за них по нужной вам цене. Вы должны быть на 100% уверены, что ваше предложение подходит клиенту, что оно оправдает его ожидания.

Порой очень сложно отказаться от денег, которые сами идут в руки, но что делать, если вы знаете, что не готовы решить задачи своего покупателя? В таком случае твёрдое «нет» обеспечит вам имидж честного и порядочного бизнесмена, который знает свои силы. Это намного лучше, чем взяться не за своё дело и провалить его. Не зная броду, не лезь в воду – золотое правило для этого случая. Я не призываю отказываться от серьёзных задач. Наоборот, агитирую не хвататься за всё сразу. Со временем вы освоите другие направления, расширите и, возможно, диверсифицируете свой бизнес. Но всему своё время.

Что вы делаете?

Какую бизнес-нишу вы заняли, чем занимается ваша компания? Не удивляйтесь, но этот простой вопрос часто ставит в тупик даже опытных предпринимателей. Проблема в том, что они пытаются сказать слишком много, и клиент просто теряется.

Если предприниматель не может коротко, простыми словами сказать целевой аудитории, что он конкретно делает для клиента, ему нет доверия. Кому вы доверяете больше - компании, которая занимается "инновационным интернет-маркетингом" - или просто продвигает сайты в интернете?

Обходите громкие, но ничего не говорящие общие термины. Все просто: одна компания шьёт качественную одежду, другая ее продаёт, третья делает красивые стрижки, а еще кто-то разводит светлячков. Примеров тысячи, и все они говорят о том, что малый бизнес ведётся в узких и конкретных направлениях. Заявите о своей нише. Стремитесь к простоте, но не будьте простаком.

Похожая проблема существует в брендинге. Когда потенциальный клиент, видя логотип вашего бренда или слыша его название, не может сказать, какие товары или услуги вы продаёте,  значит всё, чего вы достигли – это создали удобный фон для конкурентов. Нужно срочно что-то менять.

Уникальное торговое предложение: что это такое и как его создать?

Посмотрите, как сегодня выглядит ваше торговое предложение. Если это длинный список товаров или услуг, который вы выложили на сайте и напечатали в буклете, то уникальности в нём нет. Причём чем длиннее список, тем меньше шансов, что клиент дочитает его до конца. Суть уникального предложения в том, чтобы в одном-двух лаконичных предложениях были изложены ключевые особенности ваших товаров или услуг. Например, вы продаёте термоодежду. Не нужно говорить о всех её свойствах. Уникальность в том, что она дышит.

Так же и с услугами. Формируя уникальное предложение, мы не перечисляли все работы, которые выполняем, чтобы достичь поставленной клиентом цели. Список наших услуг заказчику не нужен. Главное – развитие его бизнеса. Именно предложение развить бизнес наших клиентов помогло нам привлечь заказчиков, с которыми мы всегда хотели работать. Тех, кому нужен результат.

С кем вы соревнуетесь?

Дух соревнования, который несёт с собой конкуренция - это постоянный стимул быть лучше и эффективнее. Клиенты всегда будут вас сравнивать, и это правильно. Они должны знать, что покупают лучшее по оптимальной цене, а вы, в свою очередь, должны поддерживать их уверенность. Поэтому каждое сообщение, которое видят ваши реальные и потенциальные покупатели, должно нести информацию об уникальности вашего предложения и выгодах, которые получат клиенты, покупая у вас.

Чтобы отстроиться от конкурентов необходимо их хорошо знать. Уделяйте им должное внимание. Разберитесь, сколько их, кто они. Далеко не все те, кто работают в одном с вами направлении, ваши настоящие конкуренты. Проанализируйте, на чём они специализируются, в чём их сильные и слабые стороны. На базе этой информации создайте своё предложение, в котором вам не будет равных.

Почему клиент должен выбрать именно вас?

После изучения и анализа конкурентов необходимо найти свои преимущества. Избегайте длинных списков. Пара действительно интересных решений, которые можете предложить только вы, то, что нужно. Сделайте из этой информации сногсшибательное сообщение и разместите на главной странице сайта. Дополните его техникой elevator pitch. Ее суть в том, чтобы сделать мини-презентацию и за 30 секунд дать потенциальному покупателю главную информацию для принятия решения.

Формула идеальной стратегии

Всего через пять шагов, описанных выше, вы приступите к финальной стадии разработки вашей бизнес-стратегии. Она гениальна по своей простоте и выражает принцип, по которому были построены целые бизнес-империи.

Формула выражается в одном-двух коротких предложениях:

[Название компании] — лидер в [нише], который предоставляет [уникальную услугу]. В отличие от конкурентов, мы делаем это лучше [что и как именно].Подставьте определения, которые вы сформулировали раннее. Ваша стратегия готова. А теперь самое главное: вы готовы ее воплотить?

Факторинговые и форфейтинговые операции




Факторинг – переуступка банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания фирмы-поставщика.
В факторинговых операциях участвуют три стороны.
1. Факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) – специализированное учреждение, покупающее у своих клиентов требования к их покупателям. Фактически происходит покупка дебиторской задолженности и финансирование фирм-клиентов.
2. Фирма-клиент (поставщик товара, кредитор) – фирма, заключающая соглашение с факторинговой компанией.
3. Фирма-заемщик – покупатель товара. Покупка дебиторской задолженности производится чаще всего без права обратного требования и предусматривает оказание ряда услуг до окончания погашения счетов.
Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономики оборотных средств фирмы, а также ускорению оборачиваемости оборотных средств фирмы. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних фирм, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения дебиторской задолженности и ограничены в получении банковского кредита.
Преимущества факторинга – возможность финансирования за счет средств факторинговой компании до наступления срока платежа; уменьшение финансового риска фирмы; возможность получения от факторинговой компании информации о платежеспособности покупателей – клиентов фирмы.
Форфейтинг – форма финансирования преимущественно внешнеэкономических операций фирм путем учета векселей без права регресса. Суть операции форфейтинга заключается в покупке обязательств, возникающих в процессе поставки товаров или оказания услуг, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем, против предоставления определенного обеспечения, например гарантии (аваля) иностранного банка. Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:
1) в финансовых сделках – в целях быстрой реализации досрочных финансовых обязательств;
2) в экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Объекты форфейтинговых сделок – векселя, счета дебиторов, отсроченные обязательства по аккредитиву. Приобретение предлагаемых к форфейти-рованию долговых или платежных обязательств производится путем их учета, т. е. посредством авансового взимания процентов за весь срок пользования кредитом.
Форварды – поставки. А контракты по ним – это фьючерсные контракты, или фьючерсы. На практике эти термины часто взаимозаменяются. Фьючерсный контракт вообще – это соглашение продать (купить) что-либо в будущем по цене, установленной сегодня (близко к этому понятие «опцион»). Однако в биржевой повседневности фьючерсами больше называют не товарные, а бестоварные сделки на срок, потому что именно они составляют львиную долю всех операций.

Факто́ринг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) ипокупатель товара (дебитор). В некоторых случаях, здесь может быть и четвёртая сторона-посредник, которая, например, предоставляет площадку или электронную платформу для совершения факторинговых сделок.
Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 75−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживаяпроцент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги
Виды факторинга
Существует большое количество разновидностей факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.
Факторинг с регрессом (англ. recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства.
Факторинг без регресса (англ. non recourse factoring) — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту).
Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Если при открытом факторинге должник платит напрямую фактору, то в закрытом факторинге должник платит сначала клиенту, а тот уже перечисляет эту сумму фактору. Также он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консенсуальным (денежное требование возникнет в будущем)[3].
При участии одного фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух факторов — взаимным.
При классификации видов факторинга стоит обратить внимание на инвойс-дискаунтинг, когда, например, при заключении договора кредита право требования выступает в качестве залога, и только при невыполнении обязательств по выплате денежных средств, кредитор реализует данное право требования, засчитывая вырученную сумму в счёт обязательства должника. То есть инвойс-дискаунтинг — это кредит под залог права требования.
Факторинг называется внутренним (domestic factoring), если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.
Факторинг называется внешним (чаще используется название международный факторинг — international factoring), если фактор и его клиент (поставщик товара) являются резидентами разных государств.
Также существует, так называемый, электронный факторинг или EDI-факторинг, который отличается от традиционного тем, что работает на основе электронного документооборота. Как правило, такой вид факторинга позволяет в автоматическом режиме осуществлять сделки по подтверждению и уступке прав требования на основании пакетов электронных документов по поставкам.
Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. Таким образом, факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборотакапитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности. Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютныепроцентныекредитные риски и риск ликвидности.
При этом покупатель, заключая договор факторинга, получает возможность вернуть долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях долг пролонгируется под дополнительные обязательства), разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторинговые компании.
Коммерческие банки и факторинговые компании расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг и увеличивают размеры прибылей

Форфейтинг (англ. forfaiting от фр. à forfait — целиком, общей суммой) — операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заёмщика (покупателя, импортёра) перед кредитором (продавцом, экспортёром). Операция является специфической формой кредитования торговых операций. Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на обязательства продавца.
Преимущества и недостатки форфейтинга

Преимущества
  • форфейтер берёт все риски на себя;
  • существует вторичный рынок форфейтинговых ценных бумаг, где долг можно продать, то есть первый форфейтер продаёт, появляется второй, третий и т. д.;
  • долг можно дробить и каждую часть долга можно оформить отдельным векселем, это удобно, при возникновении потребности финансовых ресурсов, в соответствии с её величиной продать не весь долг, а только его часть;
  • форфейтинг предусматривает гибкий график платежей, в том числе возможность предоставления льготного периода.
Недостатки
  • Необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму векселей, гарантий и аваля.
  • Возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает гаранта, не устраивающего форфейтера.
  • Более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера.

Виды форфейтинговых ценных бумаг
Форфейтинговыми ценными бумагами являются простой и переводной вексель. В отличие от традиционного учёта векселей форфейтинг применяется при поставках оборудования на крупные суммы от шести месяцев до восьми лет во внешнеэкономических сделках, превращая экспортную сделку с отсрочкой платежа в наличную и кредитуя дебиторскую задолженность других стран, в которых невозможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии по ним. Форфейтинг используется и при отказе экспортера предоставлять долгосрочный кредит некоторым странам. Форфейтинг, таким образом, даёт возможность мелким и средним предприятиям заключать сделки, превышающие их финансовые возможности, поскольку они могут постепенно продавать свои долгосрочные требования за наличные.

Реализация стратегии. Компетенции, которые создают конкурентные преимущества



 Михаил Левицкий

Ключевые компетенции


Ключевые компетенции - это все то, что компания или ее подразделения делают лучше других. Это может быть уникальная технология, ноу-хау, маркетинговые навыки и знания, нечто ценное и оригинальное, чем обладает фирма и что позволяет ей делать продукты, отличные от продуктов других фирм, обеспечивая тем самым ее конкурентное преимущество.

Гэри Хэмел (Gary Hamel) и Прахалад (Prahalad), которые сделали этот термин знаменитым, определяют ключевые компетенции как «навыки и умения, которые позволяют компании предоставлять потребителям фундаментальные выгоды». Они также используют термин «ключевая компетенция» для обозначения набора умений и технологий, массы бессистемно накопленного организацией знания и опыта, которая становится основой успешной конкуренции. Хэмел и Прахалад утверждают, что с точки зрения перспектив стратегическое планирование не представляется ни достаточно радикальным, ни достаточно долгосрочным. Вместо этого его целью остается постепенное улучшение.

Компетенции, как некое внутреннее знание, недоступны непосредственному восприятию потребителя (впрочем, иногда и сотрудникам компании). Они находят косвенное выражение в потребительной стоимости конечного продукта через эффективность использования способностей и ресурсов в производственной и организационной системе с определенной конфигурацией.


Ключевой называется компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей потребительной стоимости, являющаяся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость.

Цель стратегического анализа ключевых компетенций — предложить базу для формирования стратегического плана, исполнение которого ведет к появлению (поддержанию) устойчивого конкурентного преимущества.


Свойства ключевых компетенций:

Ключевые компетенции являются производными от совокупности ресурсов и способностей компании, поэтому им присуща сложность.

Их достаточно трудно идентифицировать, они невидимы потребителю.
Конкретная ключевая компетенция может быть использована только в рамках той бизнес-системы, в которой она существует, то есть она присуща только данной конфигурации ресурсов и способностей.

Поэтому ключевая компетенция неподражаема, то есть не может быть непосредственно скопирована либо использована конкурентами, и незаменима — не может быть замещена другой компетенцией.

Компетенция, в отличие от других активов организации, не изнашивается от использования. Напротив, и ряд авторов отметил это как основное стратегическое преимущество, возникающее при формировании конкурентного преимущества на основе компетенции, она развивается, ее качество повышается, эффективность ее использования существенно возрастает — это наиболее износостойкий и долговременный актив организации.

Ключевая компетенция организации, чаще всего, изначально развита лучше, чем у конкурентов и ориентирована на потребителя (по определению).
И, наконец, поскольку ключевая компетенция включает в себя совокупность других компетенций и способностей, то она может быть использована для их взаимного усиления.

История концепции ключевых компетенций

В 1957 году, написав книгу «Лидерство в управлении» (Leadership in administration), Селзник (Selznick) стал одним из первых авторов, отметивших, что именно внутренние факторы организации, такие как кадры или накопленный опыт, определяют вероятность успеха в реализации выработанной политики. Утверждая, что в бизнесе прошлое определяет настоящее, а именно, что в ходе своего развития организация вырабатывает определенный «характер», который он назвал «отличительной компетенцией», Утверждая, что в бизнесе прошлое определяет настоящее, а именно, что в ходе своего развития организация вырабатывает определенный «характер», который он назвал «отличительной компетенцией», проявляющийся через ряд «особых способностей и ограничений», содержащихся в «формирующейся со временем институциональной системе, влияющей на компетенцию организации формировать и придерживаться определенных стратегий».

В своей книге «Корпоративная стратегия» (Corporate Strategy, 1965) Ансофф (Ansoff) предлагает шаблонный список умений и ресурсов, так называемую «сетку компетенций», которая должна регулярно составляться как для самой компании, так и для конкурентов с целью проведения сравнительного анализа и выявления относительной силы конкурентов на данном рынке.

Однако, публикация "Ключевые компетенции корпораций" авторов Праалад и Хэмэл (Prahalad and Hamel) признанная основополагающей работой по вопросу исследования ключевых компетенций для стратегического планирования, вышла лишь в 1990-м году.


Реализация стратегии — что еще может быть более важным для организации. Реализация стратегии — это процесс, посредством которого предприятие создает стоимость для акционеров, это процесс, посредством которого организация создает свои индивидуальные особенности, которые ее отличают от конкурентов и делают более привлекательной для потребителей. Однако, и это должно настораживать, от 80 до 90% организаций не сумели реализовать хорошо разработанные и сформулированные стратегии. Почему это происходит? Давайте обратимся к существующей статистике:
  • 60% организаций не связывают собственные стратегии с бюджетом;
  • 67% HR и IT департаментов не связывают собственные приоритеты со стратегией предприятия;
  • 75% менеджеров среднего звена не имеют мотивации, связанной с реализацией стратегии;
  • 95% работников не понимают, что такое стратегия.
Давайте обратимся к результатам исследований, которые были проведены среди более 130 предприятий, которые с успехом реализовали собственную стратегию. Они показывают, что предприятия, удачно реализующие собственную стратегию, добиваются ошеломляющих результатов, которые трансформируются в миллиарды долларов. Эти достижения начали вызывать повышенный интерес в бизнес-среде. В исследовании, проведенном Palladium Group, Inc., было предложено 143 менеджерам описать собственную программу внедрения.

Таблица 1

ДАНЕТ
Разработан ли у Вас процесс реализации стратегии?54%46%
Реализация стратегии Вашей организацией осуществляется лучше в сравниваемой группе?70%27%
В табл. 1 показано, что 70% организаций, у которых был внедрен процесс реализации стратегии, декларировали превосходные результаты. Эти организации также имели восьмикратное превосходство по применению технологических решений для автоматизации таких процессов, как бюджетирование, отчеты о выполнении и операционное прогнозирование. Быстрая адаптация к технологическим изменениям позволила данным предприятиям также быстро привести в соответствие внутренние процессы. Для сравнения, только 27% организаций, которые не имели внедренного процесса реализации стратегии, декларировали существенные бизнес-достижения.

Таблица 2

Имеете ли Вы процесс для…Высокое исполнениеНизкое исполнение
1. Ясная формулировка корпоративной стратегии и ее измерение77%43%
2. Управление ограниченным количеством стратегических инициатив76%46%
3. Проведение регулярных встреч для мониторинга и управления стратегией75%33%
4. Перевод стратегии на все уровни организации73%28%
5. Координация реализация стратегии бизнес-единиц63%28%
6. Связь стратегических инициатив и бюджета организации64%36%
Некоторые результаты исследований представлены в Табл. 2. Они идентифицируют шесть основных управленческих процессов, имеющих влияние на успешную реализацию стратегии.
Рассмотрим каждый из перечисленных процессов и попробуем понять причины их влияния на успешную реализацию стратегии. Итак…

1. Ясная формулировка и измерение стратегии.

Наиболее существенным препятствием на пути успешной реализации стратегии является неспособность ее описания. Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Существующие документы бухгалтерской отчетности и ориентация только на финансовые результаты не способны помочь бизнес-стратегии. Появившаяся ССП и стратегические карты способны ответить на поставленные вопросы. Команды по реализации стратегии во время встреч обсуждают развитие и преобразование разрозненных взглядов на стратегию организации. Зачастую именно во время таких встреч команда впервые достигает совместного решения по многим вопросам. В конечном итоге, стратегические цели преобразуются в ССП с измеримыми взаимосвязанными показателями, а также описаны пути их достижения. Таким образом стратегия переводится на операционный уровень.

2. Управление ограниченным количеством стратегических инициатив.

Организация должна каждый день выполнять сотни процессов. Эти процессы включают бухгалтерские отчеты, учет оборудования, доставку материалов и продукции и т.д. все они относятся к операционному бизнесу, большинство из них не являются стратегически важными и не обеспечивают достижения стратегических целей. Только немногие из общего числа процессов являются стратегическими. Если организация сможет идентифицировать эти ключевые процессы и уделить им особое внимание, то это значительно повысит ее шансы для успешной реализации стратегии. Эти ключевые процессы включают такие понятия, как инновации, удержание клиентов и операционное совершенство.

3. Проведение регулярных встреч для мониторинга и управления стратегией.

Стратегия — это гипотеза, это предположение о том, как организация будет достигать поставленных целей. Вы можете предположить, например, что улучшение качества продукта будет увеличивать удовлетворенность клиентов, которые, в свою очередь, будут увеличивать доход Вашего предприятия (рис.1)

Но это только теория. Теория же должна проверяться посредством обратной связи из реального мира. Наличие четкой стратегии — это важный начальный пункт, но стратегия должна постоянно адаптироваться в соответствии с постоянно меняющимися внешними и внутренними условиями. Приведенный ниже пример слияния двух банков — наглядное тому доказательство. Целью данного объединения было увеличение доли рынка и, следовательно, экономия на масштабе (один из принципов стратегии операционного совершенства). Основной стратегической целью было «100%-ое удержание клиентов». В одном из месячных отчетов по реализации стратегии было обнаружено, что новый банк имел много «неприбыльных» клиентов.
Основываясь на этих данных, стратегия была модифицирована. Теперь новой стратегической целью банка стала цель «100% выгодных удержанных клиентов». Новое направление увеличило стоимость слияния более чем на 75 млн. долл.

4. Перевод стратегии на все уровни организации.

Недавнее проведенное исследование в Palladium Group, Inc. говорит, что 63% организаций поощряет сотрудников для лучшего понимания стратегии и соблюдения правил корпоративной стратегии. Почему они это делают? С первого взгляда вопрос относится к разряду риторических. Однако осознать получаемую от этого выгоду удается далеко не всем. Стратегия создается на верху, а выполняется она рядовыми сотрудниками. Приведем высказывание исполнительного директора компании Mobil:
В конце концов успех — это результат деятельности каждого конкретного исполнителя на оперативном уровне. Оператор нефтеперерабатывающего завода, сидящий перед экраном компьютера, контролирующего производственный процесс в три часа пополудни в воскресенье, предоставлен сам себе — ведь у менеджеров выходной. Моя судьба в буквальном смысле этого слова зависит от отношения этого работника к своим обязанностям. Стоит ему отвлечься на тридцать секунд в самое неподходящее время — и это может стоить остановки производства. Если вы хотите эффективно руководить бизнесом, то следует понимать, что управление начинается на оперативном уровне, где решение принимает непосредственный исполнитель.
Как видно из данного высказывания, знание и понимание стратегии исполнительным персоналом таким, как операторы сall-центров, менеджеры по взаимодействиям с клиентами или просто водители, доставляющие товар потребителю, обеспечивает компании достижение поставленных целей. И это понятно, т.к не зная и не понимая стратегии предприятия персонал физически не сможет ее реализовать. Насколько это важно для предприятия наглядно продемонстрировала компания Mobil в середине 90х годов прошлого столетия. Исследования, проведенные в данной компании представителями руководства показало, что только 20% работников понимают стратегию компании. Была внедрена новая коммуникативная программа, разъясняющая в простой и доступной форме цели и задачи предприятия. После двух лет кропотливой работы повторное исследование показало, что уже 90% сотрудников понимают стратегию компании. Естественно, это отразилось на финансовых результатах организации, исчисляемых в млн. долл.
Эффективные коммуникации — это не одноразовые события. Это программа, которая последовательно вовлекает и погружает всю организацию в приоритеты и прогресс стратегии. Различные брошюры и др. издания обеспечивают передачу информации широким массам. Многие успешные организации включают понимание стратегии в свои обучающие программы. Такие подходы, как квартальные встречи с руководством, день открытых дверей в различных подразделениях компании и др. позволяют сделать стратегию делом каждого сотрудника предприятия.

5. Координация реализации стратегии бизнес единиц.

Реализация стратегии требует координации и интеграции всех частей организации. Обучающие корпоративные программы, система мотивации организации должны быть сфокусированы на стратегических приоритетах. Развитие информационных технологий должно ориентироваться на тех же перспективах, которые являются приоритетными для маркетинговых, финансовых, инженерных служб, отделов, обслуживающих клиентов и т.д. К сожалению, многие организации не способны управлять перекрестными бизнес-процессами. Проблема здесь не в политике или отсутствии субординации. Это отражает тот факт, что поддерживающие подразделения не знают приоритетов стратегии или оптимизируют собственную деятельность в рамках внутренних границ. Развитие стратегических карт и ССП позволяет исключить данные барьеры. Имея общее видение стратегии, поддерживающие бизнес-единицы способны сфокусировать свои инициативы на стратегических приоритетах. Например, дивизион корпоративного обучения и развития компании IBM разработал стратегические карты для каждого внутреннего потребителя (бизнес-единицы). Последствием переориентации их обучающих программ в соответствии с индивидуальными потребностями подразделений стала экономия более 200 млн. долл. в год. Подобным образом, Mariott Vacation Club достиг экономии 75 млн. долл. посредством приведения к единым приоритетам (выравнивания) стратегий дивизионов маркетинга, развития и операций. Все перечисленные примеры иллюстрируют раскрывающиеся возможности для организаций, которые смогут достичь синергии стратегий своих бизнес-единиц.

6. Связь стратегических инициатив и бюджета организации.

Те же исследования Palladium Group, Inc показывают, что 60% организаций не достигли этой связи. Однако 64% успешных организаций определило эту взаимозависимость. Данный барьер возник из-за структурной несовместимости планирования и бюджетирования. Стратегия имеет дело с долгосрочными целями и программами, в то время как бюджет связан с краткосрочными операционными мероприятиями. Стратегия имеет дело с перекрестным управлением бизнес-инициативами, в то время как бюджет структурируется иерархически различными департаментами. Поэтому для установления связи данные процессы должны быть синхронизированы. Очень интересное решение для выполнения этих интеграций предложила финская производственная компания Elcoteg. Их финансовая система делится на Stratex (стратегические затраты), Opex (операционные затраты) и Capex ( основные затраты). Stratex изолированы от остального бюджета и управляются посредством отдельного процесса. Подобным образом поступила компания Ricoh Corp., которая создала специальный фонд, называемый Президентским, чтобы изолировать и отдельно управлять стратегическими инвестициями.
В данной статье мы познакомили Вас с лучшими управленческими практиками, которые описывают шесть различных инструментов успешной реализации стратегии. Исключительной особенностью данных методик является то, что их нельзя рассматривать по отдельности — внедрение только трех или четырех из них не позволит достичь ощутимых результатов, потому что шесть инструментов являются неотъемлемыми шагами интегрированного, замкнутого управленческого процесса. Предложенная «дорожная карта» позволит организациям реализовать стратегию, создать конкурентные преимущества и достичь существенных выгод для акционеров.

Литература:

  1. Strategy Execution. A Competency that Creates Competitive Advantage. Dr. David P. Norton, Founder and Director, Palladium Group, Inc.