№ | Наименование показателей | 1993 | 1999 | 2001 | 2003 | 2005 | 2007 | 2009 | 2011 |
1 | Розничный товарооборот — всего | 83,0 | 102,3 | 115,4 | 117,3 | 113,5 | 110,7 | 104,4 | 120,9 |
2 | Продовольственные товары | 87,1 | 91,5 | 110,0 | 108,9 | 114,0 | 104,1 | 113,4 | 116,7 |
3 | Непродовольственные товары | 77,3 | 114,1 | 120,1 | 123,0 | 113,7 | 114,4 | 99,9 | 122,9 |
воскресенье, 6 марта 2016 г.
9.2. Экономические показатели субъектов товарного обращения
4.4 Система качества по украинским и международным стандартам
В последние годы широко применяются стандарты, в которых отражен мировой опыт управления качеством продукции на предприятии. В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла международные стандарты ИСО (ISO) серии 9000 по системам качества. Они были разработаны с широким использованием советских (Львовской, Саратовской, Ярославской и других систем бездефектного труда), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции. Во многих странах мира (Австрия, Германия, Финляндия, Франция, Великобритания и др.) стандарты ISO серии 9000 приняты в качестве национальных [15]. В соответствии с этими стандартами формируется политика предприятия в области качества, т. е. система качества, включающая в себя обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 25).
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или его долгосрочной цели. Содержанием этой политики являются:
улучшение экономического положения предприятия;
расширение или завоевание новых рынков сбыта;
достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;
освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
улучшение важнейших показателей качества продукции;
увеличение сроков гарантии на продукцию;
развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как "петля качества", охватывает 11 этапов (рис. 25).
В стандарте ИСО серии 8402 содержится следующее определение "петли качества": это концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
"Петля качества" наглядно показывает последовательное отражение качества процессов на качество конечного результата. С помо-
щью "петли качества" осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Стандарты ИСО все больше применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика. Как отмечают западные исследователи [9], в настоящее время более 90 % потребителей при заключении контрактов требуют подтверждения наличия у изготовителя систем качества по ИСО серии 9000.
Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов играют независимые испытательные лаборатории и сертификационные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине работа по сертификации находится на стадии завершения.
Сертификация является важнейшей подсистемой системы управления качеством продукции и в то же время — целью этой системы управления. Фактическое соответствие качества поставляемой на рынок продукции проверяется различными организационно-техническими процедурами, формами и методами. Один из них (наиболее распространенный, выполняемый, как правило, изготовителем) заключается в контроле, испытании, диагностировании, анализе причин брака, отказов, рекламаций и других несоответствий. Другой вид контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, — госнадзор в виде Госстандарта, Госсанэпидем-надзора и др. Однако в условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только в случае предоставления потенциальным потребителям достоверной информации о качестве товара. Органом, который обеспечивает достоверную информацию о качестве, является третий вид контроля — сертификация. Она осуществляется третьей, независимой организацией.
Почти во всех странах Западной Европы, в США и Японии сертификация обязательна и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды.
Организация сертификации включает в себя две стадии:
обеспечения и реализации условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;
организации и проведения сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.
Сертификация охватывает экономические и организационно-технические аспекты. Наряду с сертификацией производств и продукции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытательных центров, которые могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.
Как написать маркетинговую стратегию для малого бизнеса за 15 минут
Виталий Черевко
По статистике, 60% начинающих предпринимателей терпят крах, 30% кое-как держатся на плаву и только 10% достигают настоящего успеха. Победа или поражение каждого зависят от множества факторов, но есть одна составляющая, без которой ещё не состоялся ни один бизнес.
Определить стратегию – значит направить свой бизнес по правильному курсу
Ежедневно предприниматель буквально разрывается между массой дел, которые не терпят отлагательств: найти сотрудников, проконтролировать выполнение работы, запустить и проанализировать результаты рекламной кампании, создать сайт, написать статью в блог, встретиться с партнёрами - и так каждый день. В непрерывной гонке бизнесмена заботит только одно - как всё это успеть?
Времени на разработку стратегии просто не хватает. Но, поверьте, стратегия – это тот важный шаг, который упорядочит ваш безумный бег, остановит спешку, позволит найти цели и выведет на новые рубежи. Определение стратегии в разы повысит эффективность вашего бизнеса. И, главное, разработка маркетинговой стратегии для малого бизнеса не требует много времени, денег и усилий. Сейчас я подробно расскажу вам, как легко сформулировать стратегию за 15 минут.
Как взять правильный курс
Мы в Авеб не изобретали велосипед, а использовали проверенную схему построения маркетинговой стратегии, которая уже помогла сотням компаний быстро обойти конкурентов и привести бизнес к успеху.
Состоит она из пяти шагов
- Определите свою целевую аудиторию, выделите тех, для кого вы работаете.
- Найдите свою рыночную нишу и заявите о ней.
- Разработайте уникальное торговое предложение (УТП).
- Следите за тем, что делают конкуренты, проанализируйте их деятельность и отстройтесь от них.
- Создайте своё конкурентное преимущество, убедите целевую аудиторию, что вы - их лучший выбор.
Для кого вы работаете?
Ответ на этот вопрос - основа глобальной стратегии. От того, на кого вы работаете, зависят ваши затраты, объём работы, размер прибыли и скорость развития бизнеса. Сфокусируйтесь на главном клиенте, на том, кто может покупать ваши товары или услуги уже сегодня и платить за них по нужной вам цене. Вы должны быть на 100% уверены, что ваше предложение подходит клиенту, что оно оправдает его ожидания.
Порой очень сложно отказаться от денег, которые сами идут в руки, но что делать, если вы знаете, что не готовы решить задачи своего покупателя? В таком случае твёрдое «нет» обеспечит вам имидж честного и порядочного бизнесмена, который знает свои силы. Это намного лучше, чем взяться не за своё дело и провалить его. Не зная броду, не лезь в воду – золотое правило для этого случая. Я не призываю отказываться от серьёзных задач. Наоборот, агитирую не хвататься за всё сразу. Со временем вы освоите другие направления, расширите и, возможно, диверсифицируете свой бизнес. Но всему своё время.
Что вы делаете?
Какую бизнес-нишу вы заняли, чем занимается ваша компания? Не удивляйтесь, но этот простой вопрос часто ставит в тупик даже опытных предпринимателей. Проблема в том, что они пытаются сказать слишком много, и клиент просто теряется.
Если предприниматель не может коротко, простыми словами сказать целевой аудитории, что он конкретно делает для клиента, ему нет доверия. Кому вы доверяете больше - компании, которая занимается "инновационным интернет-маркетингом" - или просто продвигает сайты в интернете?
Обходите громкие, но ничего не говорящие общие термины. Все просто: одна компания шьёт качественную одежду, другая ее продаёт, третья делает красивые стрижки, а еще кто-то разводит светлячков. Примеров тысячи, и все они говорят о том, что малый бизнес ведётся в узких и конкретных направлениях. Заявите о своей нише. Стремитесь к простоте, но не будьте простаком.
Похожая проблема существует в брендинге. Когда потенциальный клиент, видя логотип вашего бренда или слыша его название, не может сказать, какие товары или услуги вы продаёте, значит всё, чего вы достигли – это создали удобный фон для конкурентов. Нужно срочно что-то менять.
Уникальное торговое предложение: что это такое и как его создать?
Посмотрите, как сегодня выглядит ваше торговое предложение. Если это длинный список товаров или услуг, который вы выложили на сайте и напечатали в буклете, то уникальности в нём нет. Причём чем длиннее список, тем меньше шансов, что клиент дочитает его до конца. Суть уникального предложения в том, чтобы в одном-двух лаконичных предложениях были изложены ключевые особенности ваших товаров или услуг. Например, вы продаёте термоодежду. Не нужно говорить о всех её свойствах. Уникальность в том, что она дышит.
Так же и с услугами. Формируя уникальное предложение, мы не перечисляли все работы, которые выполняем, чтобы достичь поставленной клиентом цели. Список наших услуг заказчику не нужен. Главное – развитие его бизнеса. Именно предложение развить бизнес наших клиентов помогло нам привлечь заказчиков, с которыми мы всегда хотели работать. Тех, кому нужен результат.
С кем вы соревнуетесь?
Дух соревнования, который несёт с собой конкуренция - это постоянный стимул быть лучше и эффективнее. Клиенты всегда будут вас сравнивать, и это правильно. Они должны знать, что покупают лучшее по оптимальной цене, а вы, в свою очередь, должны поддерживать их уверенность. Поэтому каждое сообщение, которое видят ваши реальные и потенциальные покупатели, должно нести информацию об уникальности вашего предложения и выгодах, которые получат клиенты, покупая у вас.
Чтобы отстроиться от конкурентов необходимо их хорошо знать. Уделяйте им должное внимание. Разберитесь, сколько их, кто они. Далеко не все те, кто работают в одном с вами направлении, ваши настоящие конкуренты. Проанализируйте, на чём они специализируются, в чём их сильные и слабые стороны. На базе этой информации создайте своё предложение, в котором вам не будет равных.
Почему клиент должен выбрать именно вас?
После изучения и анализа конкурентов необходимо найти свои преимущества. Избегайте длинных списков. Пара действительно интересных решений, которые можете предложить только вы, то, что нужно. Сделайте из этой информации сногсшибательное сообщение и разместите на главной странице сайта. Дополните его техникой elevator pitch. Ее суть в том, чтобы сделать мини-презентацию и за 30 секунд дать потенциальному покупателю главную информацию для принятия решения.
Формула идеальной стратегии
Всего через пять шагов, описанных выше, вы приступите к финальной стадии разработки вашей бизнес-стратегии. Она гениальна по своей простоте и выражает принцип, по которому были построены целые бизнес-империи.
Формула выражается в одном-двух коротких предложениях:
[Название компании] — лидер в [нише], который предоставляет [уникальную услугу]. В отличие от конкурентов, мы делаем это лучше [что и как именно].Подставьте определения, которые вы сформулировали раннее. Ваша стратегия готова. А теперь самое главное: вы готовы ее воплотить?
Факторинговые и форфейтинговые операции
- форфейтер берёт все риски на себя;
- существует вторичный рынок форфейтинговых ценных бумаг, где долг можно продать, то есть первый форфейтер продаёт, появляется второй, третий и т. д.;
- долг можно дробить и каждую часть долга можно оформить отдельным векселем, это удобно, при возникновении потребности финансовых ресурсов, в соответствии с её величиной продать не весь долг, а только его часть;
- форфейтинг предусматривает гибкий график платежей, в том числе возможность предоставления льготного периода.
- Необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму векселей, гарантий и аваля.
- Возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает гаранта, не устраивающего форфейтера.
- Более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера.
Реализация стратегии. Компетенции, которые создают конкурентные преимущества
Михаил Левицкий
Ключевые компетенции
Ключевые компетенции - это все то, что компания или ее подразделения делают лучше других. Это может быть уникальная технология, ноу-хау, маркетинговые навыки и знания, нечто ценное и оригинальное, чем обладает фирма и что позволяет ей делать продукты, отличные от продуктов других фирм, обеспечивая тем самым ее конкурентное преимущество.
Гэри Хэмел (Gary Hamel) и Прахалад (Prahalad), которые сделали этот термин знаменитым, определяют ключевые компетенции как «навыки и умения, которые позволяют компании предоставлять потребителям фундаментальные выгоды». Они также используют термин «ключевая компетенция» для обозначения набора умений и технологий, массы бессистемно накопленного организацией знания и опыта, которая становится основой успешной конкуренции. Хэмел и Прахалад утверждают, что с точки зрения перспектив стратегическое планирование не представляется ни достаточно радикальным, ни достаточно долгосрочным. Вместо этого его целью остается постепенное улучшение.
Компетенции, как некое внутреннее знание, недоступны непосредственному восприятию потребителя (впрочем, иногда и сотрудникам компании). Они находят косвенное выражение в потребительной стоимости конечного продукта через эффективность использования способностей и ресурсов в производственной и организационной системе с определенной конфигурацией.
Ключевой называется компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей потребительной стоимости, являющаяся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость.
Цель стратегического анализа ключевых компетенций — предложить базу для формирования стратегического плана, исполнение которого ведет к появлению (поддержанию) устойчивого конкурентного преимущества.
Свойства ключевых компетенций:
Ключевые компетенции являются производными от совокупности ресурсов и способностей компании, поэтому им присуща сложность.
Их достаточно трудно идентифицировать, они невидимы потребителю.
Конкретная ключевая компетенция может быть использована только в рамках той бизнес-системы, в которой она существует, то есть она присуща только данной конфигурации ресурсов и способностей.
Поэтому ключевая компетенция неподражаема, то есть не может быть непосредственно скопирована либо использована конкурентами, и незаменима — не может быть замещена другой компетенцией.
Компетенция, в отличие от других активов организации, не изнашивается от использования. Напротив, и ряд авторов отметил это как основное стратегическое преимущество, возникающее при формировании конкурентного преимущества на основе компетенции, она развивается, ее качество повышается, эффективность ее использования существенно возрастает — это наиболее износостойкий и долговременный актив организации.
Ключевая компетенция организации, чаще всего, изначально развита лучше, чем у конкурентов и ориентирована на потребителя (по определению).
И, наконец, поскольку ключевая компетенция включает в себя совокупность других компетенций и способностей, то она может быть использована для их взаимного усиления.
История концепции ключевых компетенций
В 1957 году, написав книгу «Лидерство в управлении» (Leadership in administration), Селзник (Selznick) стал одним из первых авторов, отметивших, что именно внутренние факторы организации, такие как кадры или накопленный опыт, определяют вероятность успеха в реализации выработанной политики. Утверждая, что в бизнесе прошлое определяет настоящее, а именно, что в ходе своего развития организация вырабатывает определенный «характер», который он назвал «отличительной компетенцией», Утверждая, что в бизнесе прошлое определяет настоящее, а именно, что в ходе своего развития организация вырабатывает определенный «характер», который он назвал «отличительной компетенцией», проявляющийся через ряд «особых способностей и ограничений», содержащихся в «формирующейся со временем институциональной системе, влияющей на компетенцию организации формировать и придерживаться определенных стратегий».
В своей книге «Корпоративная стратегия» (Corporate Strategy, 1965) Ансофф (Ansoff) предлагает шаблонный список умений и ресурсов, так называемую «сетку компетенций», которая должна регулярно составляться как для самой компании, так и для конкурентов с целью проведения сравнительного анализа и выявления относительной силы конкурентов на данном рынке.
Однако, публикация "Ключевые компетенции корпораций" авторов Праалад и Хэмэл (Prahalad and Hamel) признанная основополагающей работой по вопросу исследования ключевых компетенций для стратегического планирования, вышла лишь в 1990-м году.
Реализация стратегии — что еще может быть более важным для организации. Реализация стратегии — это процесс, посредством которого предприятие создает стоимость для акционеров, это процесс, посредством которого организация создает свои индивидуальные особенности, которые ее отличают от конкурентов и делают более привлекательной для потребителей. Однако, и это должно настораживать, от 80 до 90% организаций не сумели реализовать хорошо разработанные и сформулированные стратегии. Почему это происходит? Давайте обратимся к существующей статистике:
Рассмотрим каждый из перечисленных процессов и попробуем понять причины их влияния на успешную реализацию стратегии. Итак… 1. Ясная формулировка и измерение стратегии.Наиболее существенным препятствием на пути успешной реализации стратегии является неспособность ее описания. Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Существующие документы бухгалтерской отчетности и ориентация только на финансовые результаты не способны помочь бизнес-стратегии. Появившаяся ССП и стратегические карты способны ответить на поставленные вопросы. Команды по реализации стратегии во время встреч обсуждают развитие и преобразование разрозненных взглядов на стратегию организации. Зачастую именно во время таких встреч команда впервые достигает совместного решения по многим вопросам. В конечном итоге, стратегические цели преобразуются в ССП с измеримыми взаимосвязанными показателями, а также описаны пути их достижения. Таким образом стратегия переводится на операционный уровень.2. Управление ограниченным количеством стратегических инициатив.Организация должна каждый день выполнять сотни процессов. Эти процессы включают бухгалтерские отчеты, учет оборудования, доставку материалов и продукции и т.д. все они относятся к операционному бизнесу, большинство из них не являются стратегически важными и не обеспечивают достижения стратегических целей. Только немногие из общего числа процессов являются стратегическими. Если организация сможет идентифицировать эти ключевые процессы и уделить им особое внимание, то это значительно повысит ее шансы для успешной реализации стратегии. Эти ключевые процессы включают такие понятия, как инновации, удержание клиентов и операционное совершенство.3. Проведение регулярных встреч для мониторинга и управления стратегией.Стратегия — это гипотеза, это предположение о том, как организация будет достигать поставленных целей. Вы можете предположить, например, что улучшение качества продукта будет увеличивать удовлетворенность клиентов, которые, в свою очередь, будут увеличивать доход Вашего предприятия (рис.1)Основываясь на этих данных, стратегия была модифицирована. Теперь новой стратегической целью банка стала цель «100% выгодных удержанных клиентов». Новое направление увеличило стоимость слияния более чем на 75 млн. долл. 4. Перевод стратегии на все уровни организации.Недавнее проведенное исследование в Palladium Group, Inc. говорит, что 63% организаций поощряет сотрудников для лучшего понимания стратегии и соблюдения правил корпоративной стратегии. Почему они это делают? С первого взгляда вопрос относится к разряду риторических. Однако осознать получаемую от этого выгоду удается далеко не всем. Стратегия создается на верху, а выполняется она рядовыми сотрудниками. Приведем высказывание исполнительного директора компании Mobil:В конце концов успех — это результат деятельности каждого конкретного исполнителя на оперативном уровне. Оператор нефтеперерабатывающего завода, сидящий перед экраном компьютера, контролирующего производственный процесс в три часа пополудни в воскресенье, предоставлен сам себе — ведь у менеджеров выходной. Моя судьба в буквальном смысле этого слова зависит от отношения этого работника к своим обязанностям. Стоит ему отвлечься на тридцать секунд в самое неподходящее время — и это может стоить остановки производства. Если вы хотите эффективно руководить бизнесом, то следует понимать, что управление начинается на оперативном уровне, где решение принимает непосредственный исполнитель. Как видно из данного высказывания, знание и понимание стратегии исполнительным персоналом таким, как операторы сall-центров, менеджеры по взаимодействиям с клиентами или просто водители, доставляющие товар потребителю, обеспечивает компании достижение поставленных целей. И это понятно, т.к не зная и не понимая стратегии предприятия персонал физически не сможет ее реализовать. Насколько это важно для предприятия наглядно продемонстрировала компания Mobil в середине 90х годов прошлого столетия. Исследования, проведенные в данной компании представителями руководства показало, что только 20% работников понимают стратегию компании. Была внедрена новая коммуникативная программа, разъясняющая в простой и доступной форме цели и задачи предприятия. После двух лет кропотливой работы повторное исследование показало, что уже 90% сотрудников понимают стратегию компании. Естественно, это отразилось на финансовых результатах организации, исчисляемых в млн. долл. Эффективные коммуникации — это не одноразовые события. Это программа, которая последовательно вовлекает и погружает всю организацию в приоритеты и прогресс стратегии. Различные брошюры и др. издания обеспечивают передачу информации широким массам. Многие успешные организации включают понимание стратегии в свои обучающие программы. Такие подходы, как квартальные встречи с руководством, день открытых дверей в различных подразделениях компании и др. позволяют сделать стратегию делом каждого сотрудника предприятия. 5. Координация реализации стратегии бизнес единиц.Реализация стратегии требует координации и интеграции всех частей организации. Обучающие корпоративные программы, система мотивации организации должны быть сфокусированы на стратегических приоритетах. Развитие информационных технологий должно ориентироваться на тех же перспективах, которые являются приоритетными для маркетинговых, финансовых, инженерных служб, отделов, обслуживающих клиентов и т.д. К сожалению, многие организации не способны управлять перекрестными бизнес-процессами. Проблема здесь не в политике или отсутствии субординации. Это отражает тот факт, что поддерживающие подразделения не знают приоритетов стратегии или оптимизируют собственную деятельность в рамках внутренних границ. Развитие стратегических карт и ССП позволяет исключить данные барьеры. Имея общее видение стратегии, поддерживающие бизнес-единицы способны сфокусировать свои инициативы на стратегических приоритетах. Например, дивизион корпоративного обучения и развития компании IBM разработал стратегические карты для каждого внутреннего потребителя (бизнес-единицы). Последствием переориентации их обучающих программ в соответствии с индивидуальными потребностями подразделений стала экономия более 200 млн. долл. в год. Подобным образом, Mariott Vacation Club достиг экономии 75 млн. долл. посредством приведения к единым приоритетам (выравнивания) стратегий дивизионов маркетинга, развития и операций. Все перечисленные примеры иллюстрируют раскрывающиеся возможности для организаций, которые смогут достичь синергии стратегий своих бизнес-единиц.6. Связь стратегических инициатив и бюджета организации.Те же исследования Palladium Group, Inc показывают, что 60% организаций не достигли этой связи. Однако 64% успешных организаций определило эту взаимозависимость. Данный барьер возник из-за структурной несовместимости планирования и бюджетирования. Стратегия имеет дело с долгосрочными целями и программами, в то время как бюджет связан с краткосрочными операционными мероприятиями. Стратегия имеет дело с перекрестным управлением бизнес-инициативами, в то время как бюджет структурируется иерархически различными департаментами. Поэтому для установления связи данные процессы должны быть синхронизированы. Очень интересное решение для выполнения этих интеграций предложила финская производственная компания Elcoteg. Их финансовая система делится на Stratex (стратегические затраты), Opex (операционные затраты) и Capex ( основные затраты). Stratex изолированы от остального бюджета и управляются посредством отдельного процесса. Подобным образом поступила компания Ricoh Corp., которая создала специальный фонд, называемый Президентским, чтобы изолировать и отдельно управлять стратегическими инвестициями.В данной статье мы познакомили Вас с лучшими управленческими практиками, которые описывают шесть различных инструментов успешной реализации стратегии. Исключительной особенностью данных методик является то, что их нельзя рассматривать по отдельности — внедрение только трех или четырех из них не позволит достичь ощутимых результатов, потому что шесть инструментов являются неотъемлемыми шагами интегрированного, замкнутого управленческого процесса. Предложенная «дорожная карта» позволит организациям реализовать стратегию, создать конкурентные преимущества и достичь существенных выгод для акционеров. Литература:
|