вторник, 31 мая 2016 г.

Двойной учет. Становление



Методологическая версия решения одной проблемы

В вопросе об истоках всегда есть что-то таинственное. Имеется своя тайна и в вопросе об истоках бухгалтерского учета. Официальным годом рождения Бухгалтерского учета как профессии считается 1494 год — год публикации трактата «О счетах и записях» францисканского монаха, одного из крупных математиков Европы эпохи Возрождения Луки Пачоли. В этом трактате он систематически изложил основные принципы применения метода учета, который позднее и получил наименованиедвойной учет. Точности ради отметим, что ученый лишь теоретически описал, а не изобрел двойной учет. И, действительно, более тщательные исследования отнесли дату зарождения практики бухгалтерии на XIIIv.
С другой стороны, история показывает, что практика учета неизбежно возникала и реализовывалась при становлении каждойиз известных историкам цивилизаций. В Шумере и Египте, на Крите, в Индии и Китае, в древней Эбле и Финикии — везде среди самых ранних письменных памятников встречаются во множестве систематические записи о фактах хозяйственной жизни. По эмпирическим наблюдениям в доброй половине из известных нам случаев письменность зародилась именно в связи с необходимостью ведения таких записей.Это не удивляет: ведь, не фиксируя состояние дел (читай: «не делая записей») управлять невозможно. А без систематизации учетных записей невозможно управлять сколько-нибудь сложными, территориально распределенными или удаленными объектами. И каждая цивилизация, которая по понятию именно таковым объектом и является, при своем становлении обязана решить, в частности, и эту проблему. Иначе она (цивилизация) просто не состоится как таковая.Будем следовать сложившейся терминологии, и называть учетную деятельность во всех формах, сложившихся с момента ее возникновения без использования правила двойной записи термином простой учет.  Так вот, во всех упомянутых случаях записи велись именно с использованием приемов простого учета. Начиная же с XIII v. двойной учет распространился по всему миру, захватывая одну страну за другой так.
Возникает вопрос: почему до XIII v. не было двойной бухгалтерии?
Ни в Египетском государстве, просуществовавшем более трех тысячелетий (значит, дело не в зрелости государства), ни в Финикии - бывшим не одно столетие центром средиземноморской торговли, ни в Римском государстве с его прекрасно проработанным законодательством (значит, и не этот фактор ведущий), ни в Китае с его огромным чиновничьим аппаратом — нигде[1]
Нас, вслед за многими, привлек этот вопрос. При его рассмотрении мы будем отталкиваться от воззрений замечательного популяризатора теории и истории бухгалтерского учета В.Я.Соколова, на протяжении последних десятилетий регулярно освещавшего, в частности, и этот вопрос. Не имея возможности, да и не считая нужным приводить здесь анализ Я.В. Соколова (классику надо читать), мы обратимся непосредственно к результату.
Анализируя ответы на этот вопрос бухгалтеров прошлого и современников ВЯ.Соколов делает странный, на наш взгляд,  вывод[2]:
«На самом деле все было значительно проще, двойная запись родилась стихийно, из необходимости контролировать разноску по счетам... Это был исключительно процедурный прием... Уже потом, в конце ХЧШ в., для некоторых бухгалтеров стало приятной неожиданностью открытие того, что за двойной записью скрыто определенное содержание».
Однако такой ответ ровным счетом ничего не объясняет. И почему же именно в ХШ веке потребовалось усиление контроля? Это было востребованное временем изобретение, или «внутреннее дело одного из ремесленных цехов»? В самом деле, ну что за нужда — которой не было никогда ранее (за многие столетия), и ни при каких (весьма разных, как следует из простого перечисления цивилизаций) обстоятельствах— заставила массу людей из разных государств ввести процедуру, приносившую - кроме выгоды - массу проблем? Ведь не смотря на все заслуги двойной бухгалтерии, еще никто не отрицал колоссальные трудности его освоения, приводящие — даже в наше время — к массе проблем взаимопонимания между бухгалтерами и экономистами (не говоря уже о прочих специалистах).
Далее В.Я.Соколов предлагает следующую картину становления бухгалтерского учета.
«Правильнее эти критерии (предложенные Р. де Рувера — А.О.) назвать этапами эволюции двойной записи. Первый этап — двойная запись родилась как формальный прием, как следствие эволюции методов регистрации. Второй — двойная запись рассматривается как технический прием, позволяющий автоматически контролировать правильность записи хозяйственных оборотов. Третий — учет является единой законченной и замкнутой системой и, следовательно, использует единый денежный измеритель... Четвертый этап предполагает наличие в системе не только счетов собственника, но и учет финансовых результатов. Пятый связан с расширением сферы».
Ниже мы постараемся оспорить утверждение, что двойная запись – лишь формальный прием, за которым не стоит ничего кроме «эволюции» методов регистрации.

Проблема метода

Итак, В.Я.Соколова не устроил ни один из ответов предшественников и коллег.
Нас не устраивает ответ, предлагаемый им самим...
И тут возникает вопрос уже перед автором этой статьи, на что же рассчитывать ему? Как прийти к ответу неслучайному и убедительному? Чем принципиально должна отличаться новая версия от всех предыдущих? Ведь иначе она не избежит общей участи. Вот вопросы, которые реально встали при подготовке данной работы к публикации. 
Очевидно, что ни красноречие, ни личная убежденность, ни апелляция к авторитетному мнению, ни опора на исследования историков не могут обеспечить появление более высокого качества новой версии.
Итак, вопрос, поднимаемый нами, это вопрос о методе. Ибо только осознанный выбор, а затем и последовательное применение метода может служить в качестве альтернативы простой аргументации в пользу той или точки зрения. Как показали еще софисты Древней Греции — и в этом их величайший вклад в культуру мышления - аргументировать можно любую точку зрения. И сама по себе аргументация никогда не являлась достаточно убедительным доказательством. Что, собственно, мы и наблюдаем в периодической литературе: после обзора воззрений предшественников, авторы приводят критические тезисы против описанных точек зрения и предлагают собственную.
Что же касается вопросов, подобных рассматриваемому, то не только ответ, но и сама его постановка зависит от общего подхода исследователя. То есть нам предстоит выбрать метод. А для этого надо ответить себе на новый ряд вопросов.
  • Какова природа того феномена, который мы собираемся исследовать?
  • Какого он типа?
  • Каким именно методом изучаются феномены подобного типа?

Природа и тип феномена

Начнем с очевидного и бесспорного — с обобщенного описания.
1. Объектом нашего изучения выступает «учет». Учет мы рассматриваем как практику, а точнее говоря — как деятельность.
2. Продуктом этой деятельности выступают отчеты о хозяйственной жизни. Продукты эти используются внутри хозяйства (для целей управления хозяйством) или для целей «отчета предприятия» перед фискальными органами. Это обстоятельство позволяет вскрыть функциональные отношения между двумя деятельностями: учет не самостоятелен, и является сервисной  по отношению к управлению деятельностью.
3. Известно, что существование учета насчитывает не одну тысячу лет. Что учетная деятельность возникала с необходимостью везде, где уровень организация общества достигал уровня развития достаточного для изобретения письменности.
4. Известно также, что в какой-то момент принципы ведения учета претерпели резкое изменение. Эти изменения были очень существенными: стали существенно строже правила ведения записей, изменилась и расширилась профессиональная терминология, поменялась техника сведения данных, интерпретация сводных данных; новая форма ведения учета получила собственное имя - «двойной учет». Именно это изменение нас и интересует.
5. Далее по историческим меркам очень быстро, в течение нескольких столетий новая форма ведения учета распространилась во все сферы хозяйствования, невзирая на границы государств и на режимы, там существовавшие. 
Последнее обстоятельство свидетельствует в пользу неслучайности рассматриваемых явлений. Описание же в целом позволяет нам определить тип изучаемого объекта: мы имеем дело с актом развития (качественным скачком) деятельности, сервисной по отношению к функции управления.
Именно тип изучаемого объекта (точнее — тип предмета изучения) предопределяет и метод. Метод изученияразвивающихся объектов известен, даже знаменит, хотя и сложен. Это – метод Г.В.Ф. Гегеля восхождения от абстрактного к конкретному. Пожалуй, нет более эффективного и менее освоенного метода, чем этот.
Сказанное в частности означает, что мы беремся за постановку задачи не историческую, но логическую. Соответственно,все встречающиеся далее исторические параллели могут нами использоваться только в функции подсказок, не более. Ответ мы также получим чисто теоретический, то есть позволяющий правильно трактовать, объяснять те или иные исторические факты, но никак не подтверждать или опровергать их. Другое дело, что полученные нами результаты могут быть использованы в исторических исследованиях: знание сущности облегчает слежение за ее проявлениями.

Клеточка учета

Из предыдущего раздела, казалось бы, следует, что мы имеем дело с актом развития собственно «учетной деятельности». Однако это несовсем так. Вопрос «что именно претерпело развитие базисная управленческая деятельность или сервиснаяучетная» пока остается открытым — его предстоит доопределить.

Исходный предикат

Собственно этот вопрос — вопрос о поиске «клеточки», о той минимальной целостности, той единицы, которая в себе содержит всю необходимую полноту качеств развивающегося объекта – является отправным пунктом нашего исследования.
Техническая сторона поиска такой единицы — отдельная и весьма нетривиальная процедура, но в данном конкретном случае вопрос настолько хорошо проработан предшественниками, что нам осталось только воспользоваться прямыми указаниями.
В качестве исходного тезиса для построения клеточки, мы возьмем определение, данное в 1970г. Американским институтом присяжных бухгалтеров: «функция учета «обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах (economic entity) в целях использования этой информации для принятия управленческих решений». (Хозяйствующий субъект — это самостоятельно функционирующая хозяйственная единица)[3]»
Засхематизируем натуральное представление процесса, описанного в данном определении. Мы получим цикл движения информации (причем нам важно, чтобы эта схема была достаточно абстрактна, чтобы быть корректной для обоих случаев).
 
Схема 1. Информационный цикл в хозяйственной деятельности
Внешнему взору легко различить следующий цикл процедур, в которые учетная деятельность включена — как сервис:
1. Данные о происходящем на предприятии доводятся до Учетчика, например, в виде так называемых первичных документов
2. Учетчик обрабатывает содержащиеся там данные, сводит их в «своды» или сведения
3. Своды, или подготовленные по ним отчеты (3) передаются Управленцу
4. Управленец после изучения отчетов вносит в свои действия по управлению объектом (в нашем случае – хозяйственной деятельностью предприятия)  коррективы (4); то есть распоряжается иначе, чем до них. 

Отождествление и разотождествление исходного предиката

Правомерно ли данный цикл использовать как клеточку для целей анализа акта развития учетной деятельности? И да и нет.
«Да» - потому, что любая учетная деятельность включена именно в такой цикл; этот цикл является обособленной и самодостаточной единицей хозяйственной деятельности.
«Нет» - потому, что на данной схеме не отражена специфика именно учетной деятельности. В самом деле, любая информационная служба может быть включена в данный цикл. Например,статистика или даже secrete service. Поэтому схема в данном виде недостаточна и требует уточнения.
Поиск уточняющего предиката
Очевидно, что от «внешнего» взора, зафиксировавшего в Схеме №1 форму процесса, ускользает его «внутренняя» логика, его содержание, а специфика учета содержится именно в ней. Раскроем его последовательно — шаг за шагом.
В нашем случае содержание процесса определить несложно. То именно движется по указанному циклу? Ответ очевиден — тексты в разном статусе: «Распоряжения — Документы - Отчеты- Распоряжения' ».
Поэтому далее нам придется последовательно рассмотреть 1) как строятся тексты вообще, а затем конкретизировать 2) как строятся тексты, описывающие именно хозяйственную деятельность. 

Уточняющий предикат. Текст и язык

Для прояснения природы собственно текста, нам достаточно обратиться к результатам психологии, на протяжении теперь уже прошлого века, решавшей проблему взаимоотношения мышления и речи, и возникшей на ее основе методологии[4]. Как мы увидим, это весьма актуально и для понимания сущности самой бухгалтерской деятельности.
Не вдаваясь в подробности, изложим требуемый материал в нескольких тезисах, которые сделают понятным и используемые далее термины.
Прежде всего, различим речь и язык (см. Схема 2).
  
 Схема 2. Взаимоотношение речи и языка
На схеме видно, что входящие в состав языка слова состоят из двух частей — знаков слов (которые и входят в состав речи), и из значений слов (которые позволяют сформулировать мысль),
Будем называть речью (или текстом) то, что изложено, результат изречения. Изречения делаются с помощью того или иного языка.
Очевидно, любой человек, который владеет языком, может произвести бесконечное множество текстов. Язык — то, с помощью чего автор создает речь (текст), средство изречения.
Переформулируем последний тезис: именно средство (язык) предопределяет полученный результат (текст). То есть, конечно, содержание речи всегда определяет автор, но и за языком остается весьма важная роль: именно язык позволяет транслировать нужное содержание в принципе. Или не позволяет – и тогда язык надо менять. Это как раз наш случай.
Но что дает нам такой экскурс для понимания сути бухгалтерской деятельности?

Уточнение. Тексты и язык бухгалтера

Применительно к теме нашей статьи вышесказанное позволяет локализовать постановку проблемы. С точки зрения семиотики разница между простым и двойным учетом сводится именно к языку. Возникновение двойного учета — переход на описание хозяйственной жизни проводками, изменение названий сторон счета, переосмысление старых понятий, правил и введение новых — означает, что акт развития претерпел именно язык.
Как зафиксировал бы лингвист, произошло изменение парадигмы языка, то есть изменилось содержание и составбазовых понятий языка, принципов его строения.
Однако что именно вызвало к жизни эти изменения, пока остается нераскрытым.

Язык и сознание

Вернемся к Схеме 1. Из нее очевидно, что язык учета должен использоваться минимум дважды: он используется Учетчиком для описания хозяйственной жизни, и используется Управленцем (а в нашем случае – предпринимателем) для чтения отчетов и осмысления сложившейся на предприятии ситуации.
Последнее — нетривиально. Переформулируем: Предприниматель мыслит в понятиях того языка, в которых построен отчет. Ситуация может быть лучше или хуже, но сам язык ее описания не меняется (почти никогда).
Здесь мы вновь сталкиваемся с двойственностью, но совсем иного рода: при построении языка (а как раз для бухгалтерского языка очевидно, что он именно «строится» и «перестраивается», а не просто возникает стихийным образом) необходимо учитывать как особенности объективно протекающей хозяйственной жизни, так и субъективногосознания предпринимателя.
Другими словами, каково сознание предпринимателя, таково и его предприятие. Верно и обратное — в силу того, что информационный цикл в схеме замкнут.
Здесь мы сталкиваемся с известным в бухгалтерских кругах эффектом: не только объективные изменения хозяйственной жизни влияют на субъективное восприятие ее, но и субъективные изменения, привносимые особенностями сознания предпринимателя, и даже учетные процедуры также оказывают влияние на течение объективных процессов хозяйственной жизни. И все это воплощено в используемом языке.
Этот момент требуется подчеркнуть еще раз. Язык учета не просто отражает состояние сознание предпринимателей своего времени. Дело обстоит существенно иначе. Используемый[5] язык и есть обобщенное сознание предпринимателей конкретной эпохи.
Вопрос изменения бухгалтерского языка неразрывно связан с вопросом изменения предпринимательского сознания и организации хозяйственной жизни. Развитие одного из элементов взаимообуславливает развитие остальных.
До тех пор, пока язык выполняет свою функцию — то есть принципиально позволяет решать стоящие задачи, или, другими словами, до тех пор, пока понятия языка адекватны базовой задаче — язык используется и развивается эволюционно — без изменения его парадигмы (системы базовых понятий и принципов построения языка).
Чтобы пересмотреть парадигму, например сменить простой учет двойным,  требуются весьма серьезное давление обстоятельств. Перед предпринимательством должна возникнуть принципиально новая задача.
Что это может быть за задача?

О сознании предпринимателя и предприятии

В контексте вышесказанного можно сказать, что момент зарождения двойного учета совпадает с изменением  значения термина «предприятие».
В самом деле, в русском языке у этого термина два значения — «одноразово предпринятое действие» и «постоянно функционирующая организация». Конечно, и предпринятое купцом«хождение за три моря», и «налаживание торгово-сбытовой деятельности» имеют общие черты, но есть и принципиальная разница. Для темы развития учета важен субъективный аспект вопроса.
Так, Купец «видит» (мыслит, осознает) свое дело как цепочку одноразовых предприятий, по каждому из которых ставит себе задачу «дешево купить, дорого продать». Основные трудности купеческого дела связаны никак не с подсчетом денежной суммы, вложенной в предприятие, а с риском в ходе самого предприятия.
Совсем иначе смотрит на свое дело капиталист. Анализируя возможные сделки, он ищет те, которые приносят систематическую, неслучайную и постоянную выгоду. И, однажды найдя, он организует постоянную схему купли-продажи. Умение «видеть» свое дело не просто как разовую выгодную сделку, но как постоянно воспроизводящийся процесс - цикл, которому требуется придать более организованный характер, наладить дело - это совсем иные требования, чем предъявлялись ранее. 
Этимологическая шутка
Предприятие  выходит на новый качественный уровень и становится организациейкогда рисунок ее процесса приобретает организованный характер; а именно — вид замкнутого воспроизводящегося цикла одноразовых ранее процессов.
Деньги не всегда — капитал. Они становятся таковыми, когда они вложены «в Организацию», то есть в цикличный воспроизводящийся хозяйственный процесс, построенный и оптимизированный с целью максимизации самовозрастания.
Для целей ясности дальнейшего изложения мы будем различать купцов и капиталистов, а терминпредприниматель будем использовать в обобщающем значении.
 
Становление капитализма вытеснило купеческий подход к делу. Просто потому, что в конечном итоге он оказался более эффективным. А на смену простого натурального учета, «простого учета», пришла бухгалтерия, то есть «двойной учет».
Можно ли считать это случайностью? С точки зрения исторической – даже скрупулезный анализ ситуации на такой вопрос ответ будет носить вероятностный характер. С логической же точки зрения (как ее понимал Г.В.Ф.Гегель, и вслед за ним К.Маркс) правомерен только положительный ответ.
 
 
 
Схема 3. Две модели учета.
В самом деле, что должен обеспечить учет модели 1? Его заботит сохранность имущества и определение успешности предприятия.
Способ определения успешности предприятия купца прост: здесь периодически возникает ситуация легкого подведения итогов – это момент окончания очередного предприятия. В простейшем случае можно себе представить, что после продажи товаров все деньги оказались в кассе. А это позволяет определить и барыш. И вообще, как показывает опыт становления предпринимательства в России в начале 90-х годов XX века, в ситуации, когда постоянен и велик риск потерять все, когда налаженность предприятия влияет на успех дела меньше, чем колебания в законодательной сфере и личные отношения – в такого типа ситуации точный учет не нужен и рассматривается как бесплодные умствования (в лучшем случае – как защита от налоговых органов).
 
Основная особенность учета в организации (модель 2), состоит в том, что не существует такого момента времени, когда можно достаточно просто подсчитать общую сумму капитала. У цикла часто не бывает конца и начала, а капитал в каждый момент времени вложен и в материалы, и в готовую продукцию, в наши обязательства и в обязательства перед нами. Сумма, одномоментно оказывающаяся в кассе, на практике всегда составляет весьма незначительную долю от капитала.
Но главное даже не в этом. Источником «благополучия» Предпринимателю начинает видеться не собственно имущество (товар), но сам цикл товарооборота. Именно его теперь подлежит оптимизировать. И – следовательно, учету и оценке подлежит не столько имущество (вещи), сколько его движение. А еще точнее – движение всего, что вовлечено в цикл предпринимательской деятельности.

Выводы

1. По нашей версии, бухгалтерский учет следует трактовать как количественное описание финансовой стороны предпринимательской деятельности. В основе учета лежит «то, с помощью чего описания строятся», то есть язык.
2. Поскольку бухгалтерский учет является сервисной деятельностью по отношению к управлению, и предпринимательской деятельности вообще, то бухгалтерский язык должен быть адекватен как сознанию управленца, так и природе управляемого объекта. Онтология[6] предпринимательского сознания, бухгалтерский учет как язык и управляемая деятельность - взаимообуславливают друг друга и меняются согласованно.
3. Зарождение двойного учета – в этом подходе – следует понимать как исчерпание возможностей «старого» языка и переход на «новый». По нашей версии исторически это было вызвано налаживанием всей инфраструктуры среды в Европе в XVвеке, в которой осуществляется хозяйственная деятельность, и возможностью перехода от разовых предприятий к циклическому характеру ведения предпринимательской деятельности. Связанные с этим изменения предпринимательского сознания и оформились как появление принципиально нового взгляда на объект управления.
4.  В части бухгалтерии принципиальность изменений заключается в изменении предмета учета - переход от «учета единиц имущества» (простой учет) к «учету перемещения финансовых единиц» (двойной учет). Учету отныне подлежит не объект, а процесс, единицей которого предстает «хозяйственная операция», и ее содержание - «движение капитала[7]». В этом нам видится суть и источник изменений.
5. Таким образом, сложившиеся принципы бухгалтерского учета нами трактуются как внешне представленное отражение сознания предпринимателя, а их кардинальная смена – как акт развития предпринимательской деятельности вообще и предпринимательского сознания в частности.
6. Попутно отметим, что информативной оказывается не самая «мощная» система учета, а та, которая соответствует взглядам («видению», сознанию) на деятельность предпринимателя и сложившейся среде. На каждом историческом отрезке времени доминирует та система учета, которая формирует у управленца передовые (для этого уровня развития экономики) взгляды на правила ведения бизнеса.
 
Остапович А.О.



[1] Даже если предположить (вслед за В.Я. Соколовым), что двойной учет мог возникать, а мы просто об этом не знаем, но неоспоримым является исторический факт, что он нигде не стал доминирующим.
[2] Я.В.Соколов «Основы теории бухгалтерского учета» - М.: «Финансы и статистика», 2000г. – стр. 270
[3] Приводится по Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Соколова — М.: Финансы и статистика, 1994.
 
[4] В качестве базовых понятий, использованных в данной работе, применен категориальный аппарат, разработанный методологом О.С. Анисимовым. Им же разработан язык схематических изображений, также использованный в данной статье.
[5] ' Здесь речь идет об «обобщенном» предпринимателе. Но этот тезис верен и для конкретного случая — с точностью до того, что «используемый» язык должен быть реально, а не формально используемым; в последнем случае он превращается в «пустой звую> (то есть за звуком-знаком нет осмысленного значения).
 
[6] Картина мира как она представляется предпринимателю
[7] Учет «движимости» обеспечивается процедурой бухгалтерской проводки; размер же капитала представляет содержание проводки.

6.3 Диспетчирование и оперативное распорядительство



Диспетчирование — это система централизованного оперативного контроля и регулирования текущего хода работы по выполнению производственных заданий согласно заранее разработанным календарным графикам. Главная цель такой системы — предупредить, обнаружить и ликвидировать производственные неполадки и отклонения от графика, а также направить движение производственного процесса в рамки установленного организационно-технологического режима, обеспечивая условия для выполнения производственных заданий.

Диспетчирование представляет собой заключительный этап оперативного управления производством. В соответствии с главной целью диспетчирование охватывает следующие виды работ:

непрерывный учет и сбор информации о ходе выполнения разработанных и принятых к исполнению календарных графиков производства;
выявление отклонений от установленных плановых заданий и анализ их причин;
принятие оперативных мер по устранению и дальнейшему предупреждению отклонений от графика;
координация текущих работ взаимосвязанных производственных подразделений для обеспечения ровного ритма производства в соответствии с календарным графиком.

Диспетчирование осуществляется с помощью специальных технических средств связи и сигнализации. В работе диспетчерских служб широко применяются различные приборы и аппараты как проводных, так и беспроводных средств связи, телевизионные установки, световые короба, блоки автоматического счета и учета выпуска изделий, аппаратура магнитной записи, звукоусилительные станции и др.

На основании данных оперативного учета и контроля хода производства осуществляется оперативное управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. К контуру оперативного управления предприятием относятся задачи, непосредственно связанные с реализацией производственных планов предприятия. Среди этих задач можно выделить как актуальные для всех видов организаций (снабжение, складской учет), так и характерные только для торговых организаций (операции с консигнационным товаром, розничная торговля).

Вся информация, получаемая, например, от производственных подразделений предприятия (цехов, участков, отделов), делится на группы:

первая — информация, направленная на ликвидацию сбоев на участках производства, которые задерживают или срывают суточный (сменный) план выпуска продукции;
вторая — информация, используемая для ликвидации неполадок, которые нарушают запланированный ход производства, однако не срывают суточного плана выпуска продукции;
третья — систематическая информация о ходе производства, используемая для контроля за процессом производства.

Диспетчирование сводится к непрерывному контролю за ходом выполнения плана производства и к текущему распорядительству, направленным на выполнение плановых заданий (табл. 13).







Контроль производства осуществляется на основе учета выполнения номенклатурного плана и ведется по табличной форме с помощью графиков (табл. 14, 15). График составляется посменно и нарастающим итогом с начала месяца в абсолютных величинах. Наглядность учета достигается применением элементов линейного графика: выполнение отмечается по каждой позиции суммарной линией с начала месяца (ширина графы принимается за 100 % сменного задания). По такому графику легко определить, по какое число выполнено плановое задание и имеется на данный день опережение или отставание в выполнении плана.





Оперативное регулирование направлено на ликвидацию неполадок и отклонений от графика. Основные виды таких неполадок, вызывающие отклонения хода производства от плана, и типичные решения, которые могут быть приняты в тех или иных случаях, представлены в табл. 16.









воскресенье, 29 мая 2016 г.

CUBI: A User Experience Model for Project Success

We all want to be a part of compelling creative projects—projects that solve business problems and engage users through meaningful and valuable experiences. However, given tight budgets and timelines it's challenging to create genuinely innovative design, identify gaps in the process, and consider the variety of factors for effective user experience.
To solve these common challenges, I researched existing user experience models or frameworks and found that most UX diagrams are confusingunorganizedcomplex, or antiquated, making them useless for designers and clients. That’s why I decided to create my own model.
Henry Ford once said …
"I invented nothing new. I simply assembled the discoveries of other men behind whom were centuries of work… Progress happens when all the factors that make for it are ready and then it is inevitable."
This was exactly my approach. I began my work by reverse-engineering hundreds of award-winning interactive projects* from a range of industries and project types (marketing websites, games, appse-commerce, educational, etc.), to understand and document the concepts, interactions, and elements of the experiences.

Graphic used with permission from TheFWA.com (Favourite Website Awards). Research included reviewing Google’s Creative Sandbox, Communication Arts, The FWA, and Behance from January-June 2014.
It was impossible for me to determine if each project was successful or not—effective design requires more than a pretty surface or whiz-bang interactions. However, the research did help provide insights on the different components that comprised each project.
As a result of my research, I determined most projects had a strong balance of content and interactions. The content was engaging and easy to consume, while the interactions supported access to more content.
When considering how these elements overlap with user goals and business goals, I created the CUBI User Experience Model. This model helps deconstruct the major components, which consist of:
  • Content
  • User Goals
  • Business Goals
  • Interaction

When considering the intersections on the diagram, there was the Process by which users navigate through content through the provided interactions, which includes communications, reactions, actions and transactions.
Another set of intersections was Experience Factors (★). In order to have an effective experience a product needs to be comprehensive, useful, usable and branded.

The Benefits of CUBI

As I used and developed the model it began to serve multiple purposes:
  1. Creativity: Creative experiences have the potential to engage users and provide more unique brand experiences. The model provides a framework for presenting content more creatively, through use of a variety of techniques and methodologies.
  2. Communication: When terminology and language are common between designers and clients, it provides for greater communication and helps keep the strategy on-track.
  3. Simplification: The terminology and practices that are a part of experience design can be vast and confusing. This model simplifies the complex design process, and delivers it in consumable bite-sized chunks, by outlining all the considerations that must be made throughout a project.
  4. Collaboration: When we understand the factors involved with designing experiences we then understand the different roles, teams, assets, and content required to execute on any given strategy. This understanding can help create a project plan and make it easier to delegate tasks.
  5. Gaps: The model can help identify gaps within the design process. For example, a business may have established requirements, goals, and functionality for their marketing site, but maybe they haven’t developed a content strategy—or they have only marketing research, but haven’t performed formal user research.

The Layers of CUBI

Content
There are five layers to consider when incorporating content—Content Types, Models, Treatments, Methods, and Architecture.


  1. Content Types: Content is more than just text. Content includes a variety of media including photography, video, audio, data, documents, and a whole bunch of other things you might not have even considered. When content types are combined there are more opportunities for creative forms of media. For example, infographics combine text, data visualization, and illustration. It's also critical to inventory the different types of content and how the content can become object-oriented, which is when content is used in other contexts.
  2. Content Models: Content models combine the different content types into a more recognizable model or format. For example, a recipe is a content model, which may include content types such as ingredients, instructions, and photography. The content model for a movie review may contain content types such as a movie description, ratings data, a list of actors, and a movie trailer.
  3. Content Treatments: Content can also have applied aesthetics and treatments. For example, the visual style may include 2D illustration or the photography may be treated with a vintage style or duotone. Text may have a unique tone or personality based on the brand voice. Graphics may reflect a certain company culture or personality, which can be indicated in brand guidelines.
  4. Content Methods: Content can be presented in more creative ways. It can be vastly more interesting and engaging when methods like storytelling, metaphors, analogy, symbolism, scenarios, challenges, or other creative concepts are applied.
  5. Content Architecture: Content architecture is the structure and organization of information in a website or software system. It touches all content categories including content types and models and how content interlinks.
To summarize, Content Types are aggregated to create Content Models. The content types and models can have an applied Content Treatment. A Content Method can provide a narrative or framework for the content. All of these elements are organized through Content Architecture.
User Goals
There are five layers to consider when incorporating user goals: User Types, Needs, Motivations, Behaviors, and Outcomes.


  1. User Types: It’s important to understand the different user types that will use the end product. A common practice is to create user personas that detail their different roles, responsibilities, skill-levels, demographics (gender, age range, languages, locations, etc.)psychographics (personality, values, attitudes, interests, lifestyles) and where, when and how they will use the product.
  2. Needs: Once user types are identified, it is critical to understand and define the relevant needs and aspirations that will help fulfill their goals. Some needs may be more simple, like finding documentation, while others are more complex more physiological or esteem needs. Additional examples of needs may include personal progression, accomplishment, mastery, recognition, status, belonging, expression, or a sense of purpose.
  3. Motivations: Once the user needs are identified, we need to understand how users are motivated to fulfill those needs. This could be a wide range of intrinsic or extrinsic rewards or motivators, implemented with cues, design triggers, or other techniques.
  4. Behaviors: Once the motivations are understood, it's important to research the user's current behaviors and how new motivations can potentially drive behavior change. With enough motivation and behavior change there is a greater likelihood of developing new habits and loyalty to a product and brand.
  5. Outcomes: The combination of Needs, Motivations, and Behaviors can then translate into meaningful and measurable outcomes for users.
To summarize, each User Type has a set of Needs they are trying to fulfill. Users are Motivated to take action. Repeated Behaviors can produce significant user Outcomes.
An example may be mother with a busy schedule (User Type) who Needs to train for a 10k. She might be Motivated by daily reminders and encouragement from friends to exercise (Behaviors) resulting in longer distance runs (Outcome).
Business Goals
There are four layers to consider when incorporating business goals—Operations, Offerings, Outcomes, and Mission.


  1. Operations: Each project has operations that support the product, which can include people, resources, and other connected experiences. People involved in the project can be key business stakeholders, content contributors, subject matter experts, collaborators, administrators, recruited users and others involved in the project. Resources may include content data feeds, APIs, third-party tools, stock artwork, brand guidelines, existing user research, analytics or other resources. Connected Experiences can happen prior, during and after the experience. First, understand how users will find the product either through internal communications, advertising, the App Store, search engines or through social media. This helps make the communications consistent, congruent, professional, and focused. Then users may interact with departments like live customer support, technical support, human resources, or others. This understanding informs the designer how the company has the capacity to support user inquiries.
  2. Offerings: The business may offer an ecosystem of products and/or services. It’s also important to understand how these products and services relate to each other. To communicate these offerings, the business should also have a value proposition, which states why a consumer should use the product or service versus other competitors.
  3. Outcomes: The offerings ultimately support meaningful metrics and Key Performance Indicators that help support business success. KPIs may include financial performance, customer acquisition goals, increased customer satisfaction, employee performance metrics, call center metrics, or other indicators.
  4. Mission: A mission statement provides the core purpose of an organization, its competitive advantages, its target audience, and the reason the organization exists. The mission statement should guide decisions and clearly define goals.
If customers have positive brand experiences and transactions they provide business outcomes
tweet this

To summarize, the Operations support the business Offerings. If customers have positive brand experiences and transactions they provide business Outcomes, which help fulfill the business Mission.
Interaction
There are four layers to consider when incorporating interaction—Patterns, Systems, Devices, and Humans.


  1. Pattern Interaction: Design patterns (AKA Micro Interactions) are reusable components and interactions. Patterns include everything from headers and menus to calendars and maps. Resource libraries for patterns include Pattern TapMobile Patterns, and pttrns.
  2. System Interaction: The system can contain navigation, flows, feedback, and notifications to help the user progress and achieve their goals. The nature of the system can either be static, meaning that it is unchanged or dynamic meaning there is constant change or activity within the system. Dynamic systems can be regulated or self-regulated, meaning there are varying degrees of permissions and actions certain users perform based on their credentials. Systems can also be defined by the content management system or other system software, which may have a set of capabilities and limitations.
  3. Device Interaction: When designing for an experience it’s key to understand the capabilities and constraints of the targeted devices, including screen sizes, connectivity, user interface conventions and other factors. The experience could happen with a variety of devices including phones, tablets, kiosks, terminals, watches, appliances or other things. For example, modern phones can support gestures, geolocation, accelerometers, audio recording, camera capabilities, push notifications and other features that are native to modern phones. User interface design considerations are also made to provide experiences that are ergonomic and comfortable when using certain devices.
  4. Human Interaction: The human interaction may be formal or informal, personal or interpersonal, social, or some other type of human interaction.
To summarize, a set of Patterns are provided in a System. The system can be available on multiple Devices to encourage certain types of Human Interaction.
Experience Factors
Effective user experience is more than just the simple usability of a product. When creating the CUBI model, I concluded that there are at least four primary factors for effective experiences.


  1. ★Branded Experience: A brand experience is not simply the visual identity. It’s the tonality and totality of the entire brand experience for a customer at any touchpoint. Any experience a user has with the business is a brand experience, whether it’s reviewing product information online, receiving live support from a call center, opening product packaging, or learning about the product or service from friends. The brand experience should convey to users that it’s credible, reliable, reputable, and that the company delivers on their promises. Brand communications and transactions can make or break brand loyalty.
  2. ★Comprehensive Experience: A comprehensive experience is one that is both comprehendible and extensive. A comprehensible experience is understandable, clear, uncluttered, properly labeled, scannable, organized, categorized, and lacks ambiguity. If there is an inordinate amount of corporate lingo, jargon, slang, or the messaging is not relatable, the experience may not resonate with users. An extensive experience provides users with a sense of completeness. Missing content can leave users unfulfilled. For example, if users don’t have enough information about company offerings on a homepage or within supporting pages, people may leave the site or delete the app.
  3. ★Useful Experience: A useful experience satisfies user needs, makes them feel empowered or productive, and helps them efficiently achieve their end goals. This can be measured by their changes in behaviors, actions, and performance or by other tangible means.
  4. ★Usable Experience: A usable experience is easy to use, intuitive, findable, learnable, legible, consistent, and provides prompts and feedback to communicate their progress in a system or process.
Usable experiences also:
  • Allow for forgiveness by allowing users to correct mistakes
  • Provide accessibility for those with impairments
  • Functionally work on the targeted devices and browsers
Process Factors
When businesses provide systems for users to interact with, there are typically four process steps to consider.


  1. Communications: The intersection between business goals and content is communications. The branded content communicates comprehensive messaging to engage users.
  2. Reactions: Users react to these communications and quickly decide if it’s something useful to them.
  3. Actions: The reaction can motivate users to take action to fulfill a goal or perform a task. This could be prompted from a call to action, trigger, task list, dashboard or by other means.
  4. Transactions: User actions then translate into business transactions. The types of transactions may include purchases, providing ratings on products or services, customer loyalty registration, etc.

The CUBI Outer Ring

Once the CUBI Model was developed, I made the observation that user experience disciplines, tasks, and methods matched with the major components on the model forming a structured outer ring. This ring helps indicate the potential tasks and efforts required to execute on the strategy. It doesn’t have to be daunting or disorderly.
Please note that there are too many user experience disciplines and tasks to incorporate on this diagram.


For example, content development can potentially require content strategy, subject matter expertise, and information architecture. To identify user goals it may require user research methods such as surveys, contextual inquiry, interviews, and usability testing.

Conclusion

After months of research, peer reviews and study, I hope designers, developers, and clients will find this an invaluable framework for projects to help determine product viability and feasibility. Whether it's a mobile game, healthcare software platform, or marketing website, engagement requires detailed strategy and effective execution.
We welcome your thoughts and input on the CUBI UX Model. We also encourage you to share this article with others to get their feedback. Look for a future Nerdery webcast to further explain the model and how it can help with your project success. Click here formore information about the CUBI User Experience Model.
https://bit.ly/3lU4l8d

четверг, 26 мая 2016 г.

Four steps to handle tight deadlines better



When you are assigned a complex project that has a short timeframe (as often happens), it can be nerve wracking - I know this from experience. It’s like driving a racing car - you have to push close to the limits but any error can throw you completely off the track. I’ve found that following a few practices helps me complete such projects on time:
  • Determine the business context which will be affected by the change to status quo
  • Define the scope of the solution required to satisfy the identified business need
  • Plan short iterations to verify the project direction
  • Align the solution with the existing business processes and IT infrastructure

Business context

Completing this step successfully often determines the success or failure of the project.
Many organizations that operate in a competitive environment have well defined and standardized processes. Many others don’t however, so be prepared to discover them. Explore the business processes which may be affected by the new solution. Learn which systems are used by the business within these processes. Embedding new solutions into these business landscapes should be considered thoroughly to reduce resistance to changes and exclude redundancy in project management, solution delivery and transition to the new state. If done right, it also gives a business analyst an opportunity to find ways to add value to the business.
The rationale for the project should be identified by the project manager, while the business analyst should identify business drivers and actual business needs.

Solution scope

This is the exciting part of the project, but defining solution scope has never been an easy task. Short timeframes and technological changes which may happen during your project make it even more challenging.
In general, to cope with this task the project team needs a solid foundation to build on - well documented processes and good infrastructure. Knowing and using best industry practices can often point you towards defining a sustainable solution and save exploration and research time.
When it comes to defining solution scope, my approach is to use only the “must” requirements for the “initial” solution, and prioritise the remaining “should” requirements into subsequent phased releases (“final” solution).
You must work closely with the solution architect and play an active role in exploring available options. Often the overlap between business analysis and system architecture saves a lot of time - I have saved up to a third of project time by ensuring that the architect could use my documents as a useful starting point in producing a detailed design of the solution.

Short iterations

I’m still on the fence with regards to the Agile method. Its value is clear in software development (at least for certain kinds of projects) but when it comes to business analysis, I’m not so sure. However, short iterations are one useful technique in Agile which can reduce project time. Use them to get a summary of the completed and outstanding tasks, evaluate changes to the project scope, and identify feasible shortcuts.
Project manager and business analyst need to present a unified front in dealing with business stakeholders. Face to face communication is essential to make short iterations work for analysing the current situation, required changes and making decisions on the next steps. Informal communication style helps too - really, there’s just no time for strict formalities if you want to get things done. It’s very important for the project manager to arrange a “green corridor” for access to authorities and clear the way for the team to focus on delivering rather than struggling with bureaucracy.
As a business analyst, you also have to do your share to deliver results quickly by being professional and active (Pro and Active) in all your activities (industry research, compliance requirements and so on). Make sure that communication is well maintained between everyone involved in the project.

Aligning business and IT infrastructure

Most of the time new solutions are embedded into the existing environment. It’s a good idea to make maximum use of the existing components and processes to make the introduction of the new solution less intrusive and to minimise the number of temporary patches and business interruptions.
I try to present the solution in terms of interacting services to achieve this. I transform business references to applications and systems into services and show how they could interact. This approach allows me to show the business users how all pieces of the business, including external parties and outsourced services, come together and how the new solution will improve overall efficiency.

Conclusion

The four steps above are not exhaustive. However, they work well to reduce the pressure of tight deadlines and deliver better results at the same time.