суббота, 26 сентября 2020 г.

Типы управления в социокультурных средах

 

Общий мыследеятельностный механизм деятельности управленца по разному проявляется в различных типах ситуаций. Ситуации, зависящие от характера социокультурных сред, дают различное содержание мыследеятельностным процессам и способствуют появлению различных их траекторий. Наиболее крупным членением на различные типы управлений может выступать выделение социального, социотехнического, социокультурного, экономического, регионального и государственного управления. Остановимся на ряде подобных типов подробнее, имея ввиду, что в реальном управлении особым образом совмещаются признаки различных типов. 

Объединение моделей, когда в той или иной мере поведение отдельного человека может быть расчленено на "свое", "для других", "для себя", а взаимозависимость позволяет сводить множество поведений к поведению объединения со всеми основными характеристиками поведения, такое объединение будем называть группой. Поскольку основание, ведущее к эффекту поведения объединения как целостности, может быть различным, то имеет смысл различать и сами группы. Микрогруппа характерна тем, что объединение, вхождение во взаимозависимость предопределена симпатиями и антипатиями. Индивидуальная жизнедеятельность, ее траектория видоизменяется в связи с появлением чувства симпатии и антипатии. В случае симпатии возрастает вероятность вхождения в согласовательные процессы и простого сближения с открытостью для своего отчуждения, превращения на время усиления чувства симпатии себя в качестве предмета потребности другого человека. Появление вторичной потребности сделать то, что было бы оценено как значимое, приятное со стороны партнера отклоняет от основной линии жизнедеятельности, а позитивная оценка партнером действий и устремлений вызывает чувственное удовлетворение вне связи с актуальными потребностями в жизнедеятельности.

Поскольку траектория процессов зависит не только от дополнительных к жизнедеятельности фрагментов с одной стороны, но и от оценок этих фрагментов, изменений своих линий поведения с другой стороны, то лишь при установлении пропорции действий и реакций, на них, сохраняющих напряжение чувства симпатии или антипатии с перевесом чувств симпатии как условий совмещаемости моделей, происходит структурирование или микрогруппообразование. Все типы поведенческих проявлений являются в ней сервисными к сохранности напряжения чувства симпатии, его установления. Поэтому то или иное поведение члена микрогруппы и микрогруппы в целом имеет значимость или не имеет в зависимости от поддержания системообразующего чувства. Поскольку чувство симпатии в микрогруппе должно лидировать над антипатией, а эти чувства полярны, то оно создает контраст между внешним и внутренним. Внешнее рассматривается с точки зрения той или иной меры антипатийности. Как правило антипатийность к внешнему или антипатийная оценка внешних воздействий усиливает осознавание или чувственное ощущение контраста и стимулирует чувство симпатии внутри.

Управленец может решить свои задачи при вхождении в отношения с микрогруппой, если учтет особенности микрогрупповой динамики, ее внутренней структурированности. В этой микрогруппе может быть лидер, стабилизирующий и интегрирующий симпатические отношения к себе как условия стабилизации микрогруппы. Поэтому находя взаимопонимание с лидером легче осуществить через принимаемое им воздействие на себя воздействие на микрогруппу. Чувственная основа оценки любых внешних для каждого и для всех действий предопределяет выбор тех действий, их способов и оснований, которые чувственно приемлемы и близки по содержанию чувственному основанию симпатии. Тем самым, управленец должен осуществлять чувственное отождествление с типом поведения, могущим вызвать симпатии у микрогруппы. Если это должна быть постоянная основа отношений с лидером или с микрогруппой в целом, то управленец сталкивается с необходимостью не ситуационной, а постоянной идентификации с типом поведения и индивидуальности.

Микрогруппа может структурироваться не только от динамики взаимного чувственного оценивания, но и по основанию деятельностной самоорганизации, придающей стабильность микрогрупповой жизнедеятельности. Следовательно, управленец может опираться на рефлексивное звено структурации, на лицо принимающее решение, его познавательный, критический, нормативный, контрольный и снабженческий сервис. Однако самоорганизационное основание само является лишь сервисом исходного чувственного основания, что может создавать значительные колебания значимости органов самоорганизации микрогруппы. Общая линия возникновения, функционирования, развития и деградации микрогруппы создает большие затруднения для управленца, который реализует стратегии, ценности, идеалы систем, основанных не на межсубъективных отношениях и имеющих иную логику существования. В то же время неучет микрогрупповых явлений вызывает временные или достаточно постоянные усиление антипатийных консолидаций, негативно отражающихся не решении системодеятельностных задач. 

2. УПРАВЛЕНИЕ ГРУППАМИ

В основании группостановления лежит не чувственная взаимооценка, а достижение определенной цели. Если эта цель может быть достигнута только совместными усилиями и отдельные люди, рассматривающие данную цель как индивидуально значимую в рамках их ситуационной или долговременной потребности, выделяют звено своей жизнедеятельности для достижения этой цели, то они готовы войти в отношения друг с другом, согласовать характер участия в достижении единой цели. Согласовательный процесс носит уже более интеллектуальный, а не чувственных характер. Открытость к различным предложениям о способе действий каждого и совместных действий облегчает структурирование по деятельностному критерию.

Наряду с общей открытостью к построению совмещенного способа действия, локализации своего индивидуального участия, допустимости воздействий друг на друга, внешней корректируемости конкретного поведения благодаря сознательному отчуждению критериев индивидуальной жизнедеятельности и т.д., выступающими как необходимая предпосылка группостановления, должны быть и множественность общезначимых ситуативных целей, и долговременность целей, и совместное осознавание и выработка идеалов, и создание механизма взаимоорганизации, его критериев эффективности и приемлемости и т.п., чтобы появились условия долговременности и прочности группы. Целеосознавание и целедостижение, вытесняющее потребностную динамику на периферию оценки происходящего, облегчает интеграцию рефлексивной взаимоинтеграции и самоорганизации в рамках достижения общезначимой цели. Всвязи с ней и выявляются лидер, знаток, критик, нормировщик, снабженец и контролер группы.

Управленец, выявляя наличие группы, может пользоваться тем или иным уровнем развитости внутренней самоорганизации, наличием уже актуальных целей или прогнозом возникновения целей для блага реализации своих замыслов. Однако реальных ход становления группы, динамика внутренних деформаций идет в иной логике, чем это осуществляется с социотехнических и социокультурных системах. Поэтому совпадение актуальных целей и даже перспективных является маловероятным. Поэтому управленец пользуется в большей степени потенциалом самоорганизации и потенциалом адаптивности к новым целеполаганиям, механизмами согласования для их принимаемой группой коррекцией в пределах необходимостей социокультурной или социотехнической системы.

Как и микрогруппа та или иная группа возникает и вне системы, подвергающейся управлению, и внутри нее. Зависимость этих процессов возникает тогда, когда члены микрогруппы или групп входят в целое того многообразия участников, которое подбирается или нанимается в социотехнические или социокультурные системы. От них зависимыми становятся эффективность деятельности, ее качество, перспективность. За счет внутренней структурированности группа может быть как большой деструктивной, так и конструктивной силой. Поэтому анализ групподинамики, выявление и прогнозирование позитивных действий или возможных действий, направленности, предуготовленности группы, также как и негативных устремлений или проявлений, является условием выработки системы коррекций групподинамики в сторону совмещения с интересами социокультурных и социотехнических систем. 

3. УПРАВЛЕНИЕ МАКРОГРУППОЙ

Увеличение разнообразия объединений моделей по чувственным и целевым основаниям умножает практику согласований, позволяющую компенсировать противодействие, конфликты, ограниченность возможностей индивидуальных жизнедеятельностей. В согласовательных процессах ситуационное согласование часто стимулирует выход на более сложные его формы. Недостаточность снятия ситуационных противопоставлений также стимулирует этот процесс. Так на базе многих социогенетических процессов рождаются макрогруппы. Их основой выступает выделение и построение идеалов и ценностей, относительно которых переменным становится индивидуализированное содержание симпатии и антипатии, ситуационного целеполагания.

Как правило, появление идеалов и ценностей является результатом огромных интеллектуальных и самоопределенческих усилий в рефлексии социодинамики. Если реализационно ориентированные лидеры закладывают саму необходимую основу для вычленения потребностей в идеалах и ценностях, то критико-рефлексивно ориентированные и склонные строить стратегии, долговременные цели при некоторых условиях превращаются в идеологов. Они концентрируют внимание на предельных значимостях, теряющих характер индивидуальных и ситуационных, а также приобретают способности относиться к абстрактным мировидениям как включенным в совокупную практику и ее внеситуативные проблемы. Вне философского типа познания, построения метафизически значимых микрокартин, вне совокупного анализа критериев договоренностей о взаимоприемлемом бытии, анализа этических систем идеологическая мыследеятельность не приобретает развитого вида. Предельные критерии и ценность истинности стимулирует обращение к религиозным практикам и внешним началам бытия. Для того, чтобы согласованные внеситуационные потребности и цели были достижимы, нужны более сложные и надежные способы взаимодействия и соорганизованности. Уровень требовательности для тех, кто хочет реализовать ту или иную функцию в макрогруппе, становится все более высокой, так как содержание ценностей и идеалов должно быть воспринято, присвоено, реализовано, опознано в реализации самых разных людей. Тем более, что макрогруппа сама внутри уже структурирована всвязи с многообразием включенных в нее микрогрупп и групп, семей, совмещающих микрогрупповые и групповые критерии в организации своей жизни. Тем самым достижение реализуемости ценностей и идеалов опирается как на соответствующих масштабов рефлексивную практику воспитания и обучения, так и на практику сложно структурированных органов коррекционных сопровождений, а также тех следствий социальной коррекционности, которые связаны с наказание, исправлением и т.п.

Управленец, имея дело с макрогруппой в целом или с ее представителями, может реконструировать их поведение лишь относительно принятых систем ценностей и идеалов. В той мере, в какой эти ценности актуально действуют, он должен учитывать соответствующие типы поведения и строить коррекции, допустимые для них, но ведущие к достижению управленческих целей. В системе деятельности управленец не имеет дела с макрогруппой в целом, ограничиваясь отношением с представителями макрогруппы. Если же количество представителей макрогруппы заметно в пропорциях к общему числу исполнителей и сервисных работников, то все более важным становится выявление макрогрупповых лидеров и макрогрупповых представителей сервиса лидеров. Установление отношений с ними, нахождение согласия в пределах взаимодействия и способах таких процедур, осознание меры открытости или закрытости для остальных работающих членов макрогрупп результатов согласования, создание с их участием микрогрупп и групп в единых рамках соответствующего пространства деятельности и т.п. способствует достижению управленческих целей.

Тем самым, в силу иных масштабов количества, структурированности, мощности духовного и интеллектуального воздействия, механизмов воспроизводства и т.п., которые характерны для макрогрупп, управленец должен иметь более сложную подготовку для адекватного установления отношений как с отдельными представителями макрогруппы, так и с лидерски ориентированными из них. Чем в более полной форме он рефлексирует практику идентификации с представителями макрогруппы и с макрогруппой в целом, чем быстрее создает функциональные места для различных систем ценностей и идеалов, содержаний, касающихся функционирования макрогрупп, их развития, тем быстрее выявит и создаст типы макрогруппозначимых поведений, сможет их использовать для опознания и сводимости поведения к типу. 

4. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Групповая и макрогрупповая самоорганизация выступают исходным материалом, который, при определенных условиях, приобретает форму особой организации, включенной в институционализированный механизм гражданского общества. С одной стороны, такая организация сохраняет естественно-социальные процессы и их структурацию в качестве своей базы, специально выделяя исходные цели и ценности. Поэтому слежение за деятельностью общественной организации оставляется прежде всего членам групп, макрогрупп, применяющих привычные критерии оценки и эффективности и способа деятельности общественной организации. С другой стороны, включенность общественной организации в механизм гражданского общества ведет к адаптации естественно-социальных процессов и, прежде всего, функционирования, становления, развития и прекращения деятельности организации, критериями правового статуса, материально-технического и экономического характера. Потому управленец в условиях общественной организации должен заимствовать содержание целей, потенциал их изменения, систему критериев целеполагания, формы самоорганизации, системы ценностей и идеалы самой социальной среды, которую выражает организация. С другой стороны, управленец приобретает знания, умения, осваивает систему нормативных предписаний, типовых условий функционирования организации, помещенной в правовую, хозяйственную, организационно-хозяйственную среду. Регламентированность деятельности организации со стороны механизма гражданского общества стимулирует формально-ритуальные способы достижения стабильного и успешного функционирования общественной организации. Содержание базовых процессов оформляется в рамки, приемлемые для гражданского общества и этим становятся воздействующими на гражданскую среду, вовлекая ее в реализацию целей и ценностей общественной организации и его представляемого сообщества. Но через посредство этой же организации становятся доступными организованные воздействия иных организаций и сообществ.

Совмещение функций формального и неформального лидера, при определяющей ценности последнего, характерно для управленца общественной организацией. Поэтому в рефлексивной самоорганизации управленца все нити и пути формального лидерства становятся средством, тогда как содержательность лидерства сохраняет самоценность и предопределяющий характер. Для реализации этого управленец должен реконструировать актуальное состояние и предисторию становления и динамики групп, макрогрупп, синтезирующихся вокруг объединяющих макро-целей, относительно оформившегося самоопределения в реальном гражданском обществе. Ту или иную недооформленность целей, множественность влияний различных групп, макрогрупп, лидеров, идеологов, организаторов и др. ему необходимо инвентаризировать, типологизировать, иерархизировать, найти системообразующие тенденции, привести их в соответствие с идеалами и ценностями через посредство соответствующей проблематизации, выстроить стратегию, обеспечить проверку ее приемлемости основной частью среды и активистами и осуществлять ситуационно адекватным способом реализацию. При этом подбирая и подготавливая тех помощников, продолжателей (команду), которая может стать ответственной за реализацию стратегии. При осознании справедливости критики стратегии и способов ее возникновения, созидания команды, при выявлении более перспективных лидеров и их команд, управленец должен найти способ уйти из активной роли, либо готовясь к возврату за счет своего совершенствования, либо находя более соответствующее своей индивидуальности приложение сил. 

5. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Чувственно-оценочная, мыслительная, двигательная, художественная и т.п. культуры имеют общее мотивационное ядро. С одной стороны, творец произведений культуры осуществляет свободное самовыражение, испытывая от своего результата высшее чувство удовлетворения и доказывая право на свое новаторство, право первенства, временной недосягаемости в свободном соревновании и конкуренции с любым из желающих проявить высшее самовыражение. С другой стороны, внешняя оценка результатов связана с фиксацией их самозначимости с точки зрения достижения высшего типа проявления духа человека. Как непосредственно духовное проявление, их высшего уровня, так и одухотворенные формы высшего физического и душевного, интеллектуального, волевого и иных проявлений выступают как самоценность и как материал для эталонизированного оформления. Культура как бы соединяет проявленность, оцененность и эталонозированность высших проявлений, позволяющих придать организованность, мотивированность самосовершенствованию, ориентированность для всех имеющих потенциал подобного самовыражения.

Возникая и подвергаясь первичной оценке в социальной среде, культура, интегрируясь в ней, рождает, в силу выделенности за обычные рамки и критерии, систему самоподдержания, воспроизводства. Она сначала самооценивается в пределах своих специфических критериев и в своих формах,зависящих от характерных особенностей индивидуальности творцов. Однако при определенных условиях культуропрактика и культурокритика требуют интегрированности в обычные системы воспроизводства деятельности, имеющие социальную, правовую, экономическую и политическую поддержку, аналогично той, которая нужна инновационному процессу во всех сферах бытия общества.

В этих случаях создаются организации, учреждения, привносящие механизмы, способы и критерии жизни иных сфер. Пока эти привнесения обслуживают культуропрактику, способствуют или не мешают ей они не вызывают отторжения культурной среды. Тем более, что общество заинтересовано в воспитательных, возвышающих душу и дух целях знакомить, демонстрировать, содействовать, распространять, хранить как творческому культурному самовыражению, так и обеспечению сохранности возникших традиций, полученных результатов, потенциала продолжения и развития.
Управленец в социокультурных учреждениях использует механизмы гражданского общества, экономической и политической системы, организационно-структурного строительства для обеспечения сохранности и воспроизводимости творческой практики путем материально-технического, образовательного, правового, экономического, социально-психологического сопровождения творческого процесса.

Специфика управления концентрируется в непредопределенности творческого процесса, который необходимо обеспечить условиями от невмешательства до реализации сервисных заказов самих творцов. В силу непредопределимости творческого самовыражения, легких изменений в мере интенсивности, объекта приложения, в тематике и т.п. управленец должен иметь достаточно адекватное модельное представление, самоопределение, идентификацию и др., которое обеспечивает прогнозируемость самовыражений, их типологизацию, построение основных линий поведения, конфликтов, преодоления конфликтов и пр. Только обладая подобной подготовленностью, в том числе к специфическому общению и коммуникации с творцами, управленец сможет стать полезным для них и организовать соответствующее обеспечение всеми ему доступными в учреждении сервисами и службами, а также благодаря взаимодействию с другими сферами общества. 

6. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Образование предназначено для подготовки человека, как правило,начинающего жить или заниматься новым делом, к будущей жизни, деятельности. Исходя из объективного состава жизни человека, его деятельности складывается то или иное содержание образования. Оно может быть сведенным до усвоения конкретной суммы знаний, умений, а может быть расширено до приобретения способности к самоорганизации в любых жизненных условиях. Поскольку акцент на способности к самоорганизации, включая и самоизменение, саморазвитие не относится с конкретными требованиями фиксированной деятельности или жизнедеятельности, но предполагает длительную и сложную преобразовательную учебно-воспитательную работу, то реальные рамки возможностей и заинтересованность общества, макрогруппы в приобретении этих способностей становится ведущими при решении вопроса о выборе содержания образования. Реальная практика даже при условии удержания общеобразовательной ценности и усилий, сводит дальнейшие усилия к локализации содержания, вплоть до определенной суммы знаний и умений.


В основе любого образования лежит самоизменение ученика и его педагогическая организация. Только особым образом осуществляя цикл процессов самоизменения ученик открывает возможность направленной, социокультурно значимой, ускоренной своей изменяемости. Этот цикл включает и усилия в решении учебно-практической задачи, и фиксацию затруднений из-за недостаточной готовности и способности ее решить, и рефлексию попытки, и акцентированность рефлексии на способности, и непосредственно преобразовательные усилия в рамках специфической тестовой задачи, и рефлексию успешности преобразования способностей. Естественно, что педагогические усилия прежде всего сосредоточены в рефлексивном слое учебной деятельности. А корректное корректирующие воздействие на рефлексию и на само действие ученика не может не быть очень сложным и деликатным. Тем более, что педагогу необходимо это осуществлять в группе учеников, создающих микрогруппы и принадлежащих различным макрогруппам. В зависимости от типа педагогической рефлексии и рамок традиции педагогического анализа, соответствующих концепций, понятийно-категориальных средств, систем ценностей, идеалов, имеющихся стратегий, методов и методик педагогическая рефлексия может значительно отличаться в разных случаях.Образовательное учреждение представляет собою совмещение базового, собственно образовательного, и разнообразных сервисных процессов. Последние включают и методическое обеспечение, и материально-техническое, а также экономическое обеспечение, наличие библиотеки, тренировочных комплексов, связей с родителями, с неучебными заведениями, педагогического совета и т.п. Все типы сервисов согласовываются с базовым процессом управления учебным заведением и управленческим сервисом. Управленец обеспечивает становление педагогического, методического и иных коллективов, их совмещаемость на базе интегрального коллективообразовательного процесса. Кроме того, управленец учитывает особую логику материально-технического, экономического и иных сервисов подчиняет их существование требованиям базового процесса без нарушения основных правил жизни каждого сервиса. Вся согласовательная, рефлексивная, снабженческая, контрольная работа получает достаточную целостность, если управленец способствует коллективному самоопределению относительно внешне представленных и инициативных проектов содержания образования, форм и методов обучения. После интеграции обществом и государством предписанных программ обучения и воспитания и совмещение с внутренним самоопределением педагогического коллектива наиболее трудным в управлении выступает интеграция инновационных усилий, связанных не только с самовыражением новаторов, но разнородным отношением к этому со стороны других педагогов. Корректное согласование, эффективное использование мыслекоммуникации во всех рефлексивных функциях выступает как ядро усилий управленца внутри как своего образовательного учреждения, так и в иных организациях. Особые усилия он должен прилагать сохранению принятых и обоснованных инноваций в организационно-управленческих структурах сферы образования, поскольку их логика деятельности может быть расходящейся с логикой поисковых процессов в самом учреждении. Длительность решения управленческих задач и проблем объективно стимулирует отклонение от собственно педагогических установок, стереотипов, целей, ценностей и идеалов, что дополнительно усложняет адекватное в образовании решение управленческих задач и проблем. 

7. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Основу предприятия составляет достаточно строгая технологическая форма производства необходимого продукта, технологически организованная цепь от исходных материалов до конечного продукта, строгие сервисные отношения между всеми службами и базовым процессом. Исходя из этого производственные отношения имеют высокий уровень отчужденности каждого работника от его личных потребностей,а связь между производственным способом существования и индивидуальной жизнедеятельностью осуществляется через заработную плату. Смягчающим отчуждение фактором выступает предрасположенностей отдельного работника к типу осуществляемой деятельности. Однако при наличии предрасположенности жесткость технологизированных отношений создают для индивидуального самоопределения работника достаточны частые и трудные ситуации. Кроме того, облегчающим это отчуждение фактором выступает и различие типов осуществляемой деятельности, меняя которые можно уходить от принципиальности самоопределенческих проблем. И в самой типологии деятельностей одни наиболее близки к технологизации, другие оставляют достаточно большой простор для индивидуального самовыражения. Все рефлексивные типы мыследеятельности обладают значительной мерой самостоятельности. Субъективные ощущения жесткости рамок могут усиливаться многократным пересечением технологических и внетехнологических отношений, заимствующих стороны технологических отношений. Значительную роль в этом играет влияние индивидуальных качеств работников и их производственный статус.

Управление предприятием и соучастие в нем в различных управленческих сервисах подчинено принципам управления кооперативными системами. Именно в них огромное и предопределяющее значение имеет технологический результат рефлексивной мыследеятельности управленца. Поэтому чем более технологизирована система деятельности, тем точнее и надежнее реализуется принцип системообразования деятельности, локального выявления и преодоления разрывов, точнее выявляется заказ на доизменение исполнителя и руководителя, а также на коррекционное отношение. В кооперативных системах более точно осуществляется и экспертиза, оценивание осуществленной деятельности, определение объема вклада в успешность или неуспешность предприятия каждого работника. Сама управленческая мыследеятельность в значительной степени может быть технологизирована благодаря строгому модельному оформлению многих звеньев управленческого процесса. 

8. УПРАВЛЕНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Управление в предпринимательской деятельности зависит от охватывающей её целостности самой предпринимательской деятельности, подчиняясь ей. Прежде всего какими бы масштабами дела не владел предприниматель, он по своей природе является полностью ответственным лицом за ход и результаты своей деятельности. Управленец в обычных социотехнических и даже социокультурных системах не может быть полностью ответственен. Его собственность и свобода ограничены как характером получения заказа, так и способами реализации снабженческой функции. Управленец в своих системах выходит на потребителей, на заказчиков через посредство вертикальных управленческих связей. Вышестоящий управленец "освобождает" нижестоящего от сложностей отношения с конечным, а не с технологическим потребителем за счет "освобождения" от проблем снабжения, обеспечения всего производственного процесса. Даже в том случае, если появляются возможности самостоятельно подбирать себе исполнителей,закупать сырье и т.п., это находится под контролем и корректирующим воздействием со стороны вышестоящих управленческих структур. В социалистической экономике зависимость становится охватывающей всю вертикаль пирамиды управленческой иерархии. В этих условиях ограничивается не только свобода управления, включая само пребывание на управленческой должности, но и ответственность за свой управленческий труд. Предприниматель свободен полностью либо индивидуально, либо через посредство групповых форм реализации предпринимательской функции.

Полнота свободы и ответственности имеет свою деятельностную форму, обладающую специфичностью. Если мы предположим, исходя из модельного характера рассуждения, что нужно полностью самостоятельно реагировать на спрос или заказ и обеспечить его удовлетворение, то неизбежно возникнет следующая цепь взаимозависимых процедур понять содержание спроса, построить проект деятельности, соответствующий продуктной характеристике спроса, войти в финансовый рынок и осуществить первую часть обмена, заем, и использовать его в снабженческом рынке,купив все необходимое для реализации проекта деятельности, осуществить становление производства, войти в реализационный рынок для продажи продукции, осуществить инвентаризацию и членение полученных денежных масс, осуществить вторую часть обмена на финансовом рынке, отдав компенсацию за заем с оговоренными процентами, выделить часть денег для стабилизации цикла предпринимательства и подсчитать прибыль.

Как мы видим, управленческое звено в обычных критериях представлено проектированием деятельности в рамках понятого спроса и становлением производства. Как приобретение средств для снабженческой функции, так и само приобретение того, что необходимо для деятельности, включая исполнителей, а также процессы реализации продукции являются не совсем обычными. Они подчинены не организационно-управленческим отношениям и не технологическим функциям, а законам рынка. Рынок основан на согласовательных процессах, где основанием согласия выступает и индивидуальный интерес, и давление той системы деятельности участника рынка, которая выходит на рынок. В рыночном обществе любая система выживает не за счет только технологической организации труда, но и многих типов согласовательных процедур, индивидуализированного и типизированного понимания прибыльности или бесприбыльности того или иного действия. Поэтому исходным основанием согласия на обмен не может быть заранее заданное "число". Наряду с объективными факторами в принятие решения входит мощный субъективный фактор. Управленец оперирующий критериями кооперативных деятельностных структур, технологизированных систем становится беспомощным в принятии решений и не могущим обеспечить выживаемость своего предприятия.


Предприниматель рассматривает управленческие процедуры как один из сервисов главного, базового процесса движения капитала, выраженного деньгами или их замещающими ценными бумагами. Всеобщий закон экономических отношений в случае предпринимательской деятельности выражается в требовании иметь прибыль. Неприбыльное дело не имеет "права" на существование. Необходимой предпосылкой выступает своевременное реагирование или создание спроса, так как только при его наличии возможен свободный приход на реализационный рынок покупателя. Другой предпосылкой является наличие либо готовых к движению денежных средств, либо их запас в соответствующих банковских структурах, которые могут дать заем,ссуду и т.д. проверив предпринимательскую компетентность и мощность приходящего на финансовый рынок. Достаточной предпосылкой становится не только сама способность построить производство, обеспечить трансляцию товаров на рынок, но и прежде всего подвижность, свободность разнообразных рынков готовых для осуществления встречи всех заинтересованных в обмене типов участников. Естественно, что свободный рынок обеспечивает функционирование и развитие своих механизмов лишь за счет правовой системы, всех типов социокультурного сервиса.Иначе говоря, в отличии от управленца в "обычных" социотехнических системах, отчуждающего свой тип жизни для приобретения средств к существованию или частично реализующий себя в управленческих структурах при определяющем воздействии самих этих структур,предприниматель остается один на один со всей социально-политической, культурно-образовательной, правовой и экономической структурой общества и реализует свои замыслы на свой страх и риск. Все трудности прохождения реальных экономических, правовых, гражданско-государственных сред он компенсирует своей свободой, своей самоорганизацией, перспективой иметь завершенность цикла прибыльность как условие воспроизводства своей свободы. Но в целостности предпринимательского цикла одни звенья являются приближающимися к обычному управлению, другие похожи на него в меньшей степени, а третьи совсем этому противоположны.

Очевидно, что предприниматель может быть успешным, если он не только не теряет естественную связь с жизнедеятельностью, но и сформировал в себе способности к адекватным социальным процедурам, без чего нельзя цивилизованно осуществлять согласования, выдерживать требования договоренностей, а также если он грамотно реализует требования управления технологизированными системами деятельности. По количеству требований к способностям предприниматель не имеет себе равных, так как его единицы экономической жизни есть совмещение всех типов жизни человека в обществе. Конечно, такие особенности очевиднее в малом бизнесе. При увеличении объема бизнеса возникает перераспределение значимости многих звеньев цикла, а сам цикл усложняется различными производными процедурами. не меняется сам внутренний закон циклопостроения. На определенном шаге предприниматель делегирует часть своих функций, включая и управление производством. Тогда наемный управляющий, менеджер, в определенной части может быть похож на управленца в социотехнических системах.

9. УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЬЮ

Предприятие является единицей в многообразии предприятий, связанных с выпуском типа продукции. Технологические схемы, присущие конкретным предприятиям, могут быть соотнесены друг с другом, типизированы, иерархизированы, благодаря чему в технологическом поле выявляются абстрактные типы. В абстрактной типологии технологий и продуктов деятельности осуществима процедура распределения абстрактных типов на сектора, зависящие от синтетической картины кооперативных связей. Членение управления универсумом деятельности по указанным секторам, в той или иной мере и объективное, и субъективное, приводит к отраслевой прикрепленности управленческой функции.

Отрасль имеет как многообразие предприятий, так и сеть сервисных структур, деятельность которых протекает морфологически "рядом" с предприятиями, производящими типовую продукцию, а функционально они обслуживают все или часть предприятий вместе взятых.

Следовательно, управление отраслью должно обеспечить возможность воспроизводства деятельности отдельных предприятий, гарантированность их сервисного обеспечения для предотвращения или снятия разрывов в деятельности, а также обеспечение как изнутри стимулирующее развитие деятельности, ее изменение по конкретной номенклатуре и способам организации, так и извне стимулируемое развитие по критериям номенклатуры, объема, качества и способа организации. Эти функции создают границу между микро и макроуправлением. Если микроуправление предопределено базовыми процессами производства продукции, то макроуправление смещает акцент в сервисность и применительно к многообразию однородных предприятий. Микроуправление как бы отчитывается продуктно, тогда как макроуправление воспроизводством массы деятельности. Дополнительная макроуправленческая функция связана с построением отраслевых стратегий, относительно которых отдельные предприятия конкретизируют свои стратегии, совмещая внутренние основания стратегического сопровождения и внешние, предписываемые или рекомендуемые отраслевым управлением.Естественно, что отраслевое управление начинается с отраслевого самоопределения в универсуме деятельности. Поэтому принятие решений отраслевого типа является отражением принятия стратегических или ситуационно значимых универсумальных решений, относительно которых отраслевые управленцы приобретают ответственность. Эту ответственность они транслируют в ходе принятия решений, обращенных к предприятиям и сервисным структурам (конструкторский, научный, образовательный, финансовый, технический и др. сервисы).

Тем самым в мыследеятельности регионального управленца и соуправленца есть особенности по по содержанию рефлексивно-коррекционного мышления. Оно прежде всего более абстрактно, что отражается на применении всей замкнутой формы мыследеятельности к абстрактному материалу. Для этого конкретный материал должен быть предварительно количественно обработан, сведен к абстрактным заместителям. Кроме того, на стратегическом уровне проведенный цикл рефлексивного и коррекционного анализа согласовывается с еще более стратегическим анализом вышестоящего управленца, который охватывает универсум деятельности. 

10. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СРЕДАМИ

Предпринимательская деятельность по своей сущности абсолютно самостоятельна. Ограничения в ней появляются в пределах того, насколько сам предприниматель воспринимает происходящее как фактор, требующий учета и коррекции движения капитала и, вслед за этим, коррекции конкретных действий всех участников предпринимательского цикла.

Если рассмотреть отраслевое и межотраслевое пространство деятельности и соотнести его с суммарным и меняющимся спросом, выявить стратегически значимые тенденции динамики спроса, привести пространство деятельности с этими тенденциями, то дальше макроуправленец стоит перед необходимостью не только осуществить отраслевое членение, но и ответить на вопрос о том, какие производственные структуры смогут взять на себя морфологизацию производства деятельности и какими способами они реализуют потребности в реагировании на спрос, а также как будут в этом принимать участие сервисные структуры.

Поскольку наиболее ответственными в деловых отношениях являются предприниматели, а наиболее послушными управленцы предприятиями, то возникает выбор между надежностью одного и другого типа. Если эффективность предпринимательства и рыночной организации экономики и общества не подвергается сомнению, то макроуправленец инвентаризирует сложившиеся возможности предпринимательских структур, учитывает их возможность самостоятельно выходить на заказчика, носителя спроса и просчитывает долю всего спроса, который может быть этим удовлетворен. Анализ динамики соотношения между самодвижением связки спроса и предпринимательского предложения и оставшейся частью может привести макроуправленца к необходимости усилить привлекательность спроса, а также стимулировать систему сервиса, управленец может лишь варьировать правовые рамки, правила экономических взаимодействий по внеэкономическим критериям облегчая и затрудняя движение капитала, его объем и скорость. Кроме того, сервис, выключенный из экономического самодвижения в той или иной степени и живущий по кооперативно-деятельностным критериям, также может быть построен под перспективу увеличения мощности предпринимательских действий и увеличения части совокупного спроса, ими реализуемую. Подобные решения и являются характерными для сохраняемого предпринимательского пространства и позитивного вклада в него со стороны макроуправленца. В качестве критериев такой направленности принятия решений либо экономическое самоопределение макроуправленца, либо зависимость от политических структур и ситуаций и т.п. Но экономика в целом является организмом, который нормально существует лишь в прибыльном варианте, когда его выразитель бюджет, имеет положительное сальдо, когда прибыль превышает расходы. Какие бы ни были условия для определения структуры расходов, каков бы ни был искусственным сам принцип расходования, но при его фиксированности макроуправленец принимает такие решения, которые сдвигали суммарное отношение "расходы доходы" в доходную сторону. Однако он должен при этом учитывать, что те или иные решения либо укрепляют, либо ослабляют экономический потенциал. Поэтому если условия стимулируют ограничение самодвижущей части экономики, растет диспропорция расходов и доходов, возрастает инфляция и т.п. макроуправленец обязан думать не только о конкретной ситуации, но и перспективе и рассматривать в качестве системообразующего экономического критерия то, что никакими искусственными механизмами надолго невозможно сделать экономику надежной, если она не имеет в качестве своей базы самодвижущуюся часть. 

11. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Специфика регионального управления состоит в том, что регион вмещает в себе все представительства структур общества. В нем есть и жизнедеятельность многих людей, социогенез, начиная от семьи до общественных организаций, предпринимательские среды с их самоорганизацией, механизмы самоуправления, отраслевые единицы и многообразный сервис социотехнических и самодвижущихся экономических структур, образовательные, культурные и научные учреждения и системы, органы правопорядка и многое другое. Регион использует материально-природные ресурсы, имеет ту или иную демографическую, расовую и идеологическую распределенность.

Региональный управленец реализует разнородные пересекающиеся функции. Одни из которых связаны с сохранением и обслуживанием самодвижения жизнедеятельностных, социальных, культурных, идеологических, экономических. экологических и др. процессов. Другие функции предопределены интегрированностью в межрегиональные ценности, могущие в значительной мере деформировать постановку целей и задач внутрирегионального типа. Привязка межрегиональных стратегий к местным условиям, использование специфики региона для коррекции содержаний межрегиональных программ и коррекционных воздействий является обоюдным процессом. Сопряжение разнородных структур, находящихся в регионе, регулярное слежение за возникающими разрывами между ними и приемлемое их преодоление составляет содержание деятельности региональных управленческих структур. Исходя из этого понятно, что реконструктивно-критическая и корректировочная функции должны быть наиболее развиты и обеспечены надежным сервисом. В региональных условиях не может быть достаточно развитых однородных и непротиворечивых стратегий, так как полностью самостоятельного обеспечения регион не может иметь, а мера самообеспечения по отдельным частям номенклатуры спроса отличается от региона к региону. Стратегии развития появляются лишь как оформление складывающейся тенденции в траектории равнодействующей разнородных воздействий. Там где есть возможность отдельные звенья регионального целого брать полностью на свое обеспечение или существует надежное обеспечение от межрегиональных систем вероятность стратегии, за реализацию которой может взять ответственность региональный управленец, повышается. Ситуационное реагирование является более присущей характеристикой регионального управления и техники региональной мыследеятельности.

Имея доступ к возможности брать региональные налоги, формировать региональный бюджет региональный управленец приобретает и инструмент обеспечения региональных сервисных структур, а также меру инвестиционного и другого влияния на экономические и внеэкономические стороны жизни региона. С другой стороны, чтобы влиять на разнородные структуры управленец должен реконструировать специфику базовых процессов в этих структурах и системах в отличии от надстроечных, управленческих и сервисных процессов, чтобы осуществлять корректирующее воздействие через те механизмы, которые позволяют, допускают и даже способствуют внешнему воздействию. Тем более, что воздействие может носить различный характер, от консультационно-рекомендательного до директивного характера.Конкретный характер включенности регионального управления в судьбу расположенных в регионе учреждений, организаций, механизмов социо-технического, социо-культурного, экономического и иного типов зависит от особенностей правовой системы, в свою очередь предопределенной типом общества, его системы интегральных ценностей. 

12. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В отличии от регионального управления принятие межрегиональных, национально-государственных решений строится по типу решений в универсумальном пространстве деятельности. Поэтому межрегиональный управленец опирается на целое поле разнородного спроса, целостное поле проблем удовлетворения спроса, на целостное представление о производительном потенциале, полном многообразии сервиса, всего многообразия отраслевых, межотраслевых, региональных, свободных и организованных ресурсов и потенциалов.

Тем самым на управленце и его сервисном обеспечении лежит ответственность складывания такого пространства деятельности, которое могло бы потенциально удовлетворить спрос и пользуясь которым можно было бы просчитать имеющуюся возможность наличным действующим и скрытым потенциалом ресурсов различного рода, различными сложившимися и возможными механизмами удовлетворить спрос. При расхождении между интегральным (материальным, техническим, социальным, духовным. правовым и т.д) спросом и возможностью его удовлетворить он вырабатывает путь совмещения, начиная от реалистичного минимального удовлетворения. Как и в случае отраслевого управления управленец имеет дело с принятием макроуправленческих решений, с мыследеятельностью на высоком уровне абстракций. Однако в случае межрегионального (национально-государственного) управления целое и пространства деятельности, и стратегии, и ситуационного воззрения, и поля проблем, и концептуального основания, и систем ценностей, и ресурсов, и мощностей, и свободы обретается как условие самой мыследеятельности. Свобода ограничивается лишь суммарным согласием или не согласием общества на пути удовлетворения его спроса. Выдвижение общенациональных стратегий, проектов перестает быть относительным, иллюзорным, безответственным.

 Анисимов О.С.
Источник: Анисимов О.С. Профессионализм управленческой деятельности
(акмеологические аспекты) М.,1995

Типология управленческой деятельности (по объекту управления)

 

1. УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ

В любом реальном управлении, если не акцентировать внимание на процессе принятия решений, которое может быть крайне сложным и в случае управления объектами в неопределенных ситуациях, существует фаза коррекции. Именно она дает основание для специфики управления объектами. Действительно, в простейшем случае, в управлении объектами не принимается в расчет внутреннее устройство объекта, нет необходимости учитывать логику жизни объекта и он предстает как нечто однородное целое.

В том случае, если объект имеет такое устройство, что его принцип приводит к "самостоятельным" изменениям состояния, проявлениям, характерным, например, для созданных человеком сооружений, то учет внутреннего устройства не меняет отношения к нему со стороны человека как к абсолютно подвластному корректирующей воле.

В социокультурных условиях, когда управленец принимает решения и осуществляет его реализацию, возникающая необходимость коррекционных действий всегда несет момент коррекции объектов. Чем более технологизирован процесс реализации решений, чем больше диктат нормы для исполнителей, тем в большей степени отношение к исполнительской деятельности сохраняет этот момент, а все остальные моменты, учитывающие жизнедеятельностные, социальные и другие обстоятельства, редуцируются.

В связи с подобными редукциями возникает "жесткий" тип управления. Могут быть многие компромисные формы такого управления. Так например, управленец в достаточно технологизированной схеме деятельности игнорирует или противодействует инновационным устремлениям исполнителя, редуцируя в своем сознании творческое самовыражение исполнителя. Вместе с этой редукцией, соответствующими отношениями с исполнителем он воспроизводит в замаскированной форме момент управления объектами. Технологизация сопровождается редукцией полноты возможностей рефлексии, подчиняя ее требованиям реализации готовой нормы. Управленец как бы "сжимает" объем рефлексии исполнителя в особом коррекционном действии, если видит в ней опасность разрушения реализационного исполнительства.

Наиболее изощренной формой сохранения момента управления объектами является обращение исполнителем на себя корректирующего воздействия в рамках требования нормы с сохранением и использованием возможности рефлексии. Это волевая саморегуляция, когда осуществляется тонкая и сложная интеллектуальная и душевная работа в рефлексии и в подчиненном действию "тренировочном поле" для обуздания тех ориентаций в рефлексии, которые противостоят заранее принятой норме.

Тем самым, в реальном управлении всегда возникает необходимость и ситуации, требующие сведения реально возникающего рисунка деятельности к тому, что необходимо заранее. Это возможно лишь за счет редукции отношения к деятельности до того объема ее учета, который совместим с задачной формой построения деятельности, с подчиненностью требованиям нормы. В подобных редукциях воспроизводится в той или иной мере тип объектного управления. 


Живые организмы в той или иной степени подчинены принципу жизнедеятельности. Поэтому они любые воздействия извне воспринимают с точки зрения некого фактора удовлетворения своей потребности, дифференциации потребностей в той мере, в какой это позволяет устройство организма и нервной системы в особенности, усложняет жизнедеятельностный цикл, но не переопределяет зависимость витальных потребностей и создает устойчивые инстинктивные комплексы, включающие периферические отходы от жестких процессуальных фигур условно-рефлекторные вариации.

 В процессе управления живыми организмами, что наиболее демонстративно представлено в использовании и обучении прирученных животных, достижение желаемого результата опосредованно учетом их жизнедеятельностного цикла, встраиванием в него и манипулированием периферическими возможностями изменения рисунка поведения и модификации потребностных состояний.

 Конечно, соотношение между устойчивыми инстинктами и вызванными их периферическими модификациями может быть различным. При изощренности управленца он создает достаточно сложный рисунок периферического слоя поведения, по форме похожий на поведение надинстинктивное. Если животное не склонно к возврату в жесткие стереотипы инстинкта, то оно при исчезновении заботы о нем, перестает адекватно реагировать в привычных для себя средах и даже погибает, если в среде существуют соответствующие отношения между животными.

 В социокультурных средах в тех случаях, когда можно учитывать индивидуальные особенности исполнителей, управленцы часто встречаются с барьером индивидуальных жестких стереотипов жизнедеятельностного типа, с инстинктивной основой тех, кем приходится управлять. Если нельзя обойтись без этих людей, если ограничен отбор, если уровень их обучаемости невелик, а рефлексивная самоорганизация проста и неразвита, то коррекционные действия сводятся к вызову тех усложнений привычного рисунка жизнедеятельности исполнителей, которые, по своей форме и временному осуществлению, близки или адекватны нормативным требованиям. Управленец должен достаточно хорошо анализировать, прогнозировать эти возможные, доступные для исполнителя усложнения, чтобы вписывать в свои планы достижения намеченных целей. В силу малой прогнозируемости промежуточных шагов в поведении исполнителя, процессуально-нормативное управление в большей степени становится целевым, а ситуационно-нормативная рефлексия управленца преобладает над иными формами рефлексии. Естественно, что для совмещения поставленных задач с возможностями указанного типа исполнителей требуется тщательный анализ индивидуальных особенностей людей, наличие больших типологических карт, помогающих опознать принадлежность человека к определенному типу и прогнозировать наиболее вероятные рисунки поведения.


Несмотря на то, что в жизнедеятельности человека сохранен сам принцип подчинения поведения актуальной потребности, человек имеет важнейшие сдвиги и в потребностном поле, и в построении поведения, и в оценочных возможностях, и в том, как он познает окружающее. Основные деформации кроются в выделении рефлексивного механизма, благодаря которому устанавливается сознательное самоотношение, а познавательное, прогностическое, нормирующее самоотношение дополняется концептуальным, понятийно-категориальным, проблемным и ценностным.

Данные изменения отражаются, с одной стороны, неслучайным, критериально насыщенным, внеситуационным и внеиндивидуальным основанием сохранности своего поведения, а с другой стороны, большими возможностями обсуждения условий коррекции этого поведения, смещения центра тяжести от внутренних ко внешне-социальным необходимостям. Следовательно, при построении коррекционных воздействий управленец не только производит диагностику актуального состояния и направленностей человека, но и принимает во внимание сложившиеся структуры механизмов сознания, самосознания, самоопределения, воли, личности, многообразия имеющихся стереотипов для прогнозирования и понимания реального поведения, а также предполагает общение и мыслекоммуникацию для согласования предпочтений внутреннего для него характера и внешних необходимостей, проистекающих из принятого управленческого решения.

 В процессе согласования управленец выступает от имени социокультурной среды или ее конкретной единицы. Следовательно, его критерии отличаются от критериев, с которыми приходит другой человек. Социокультурные объекты обладают логикой особого типа, где принцип воспроизводства и развития системы, накопление и переоценка результатов, проблематизация и депроблематизация носят внеиндивидуальный характер и т.п. Поэтому она не только не совпадает, но и часто противостоит интересам отдельного человека, даже если он несет в себе следы своего прошлого пребывания в подобных и иных системах. Как бы ни был успешно пройден путь присвоения внеиндивидуальных способов и средств построения деятельности отдельным человеком, как бы он не сохранял способность их применять в логике самих этих слоев, все же они помещаясь во внутренний мир рефлексивного сознания подчиняются в конкретном применении принципам целостности субъективного и нейрофизического существования человека.


Следовательно, управленец использует возможность учесть сознание, самосознание и другие высшие возможности другого человека там и тогда, когда социотехническая или социокультурная система, в которой осуществляется взаимодействие, предполагает выход за чисто исполнительский тип поведения. Этому посвящены любые рефлексивные фазы, обсуждение конфликтов, инновационных предложений, диагностики ситуации и поведения конкретных лиц и т.п. Процесс вхождения в новую деятельность или даже повторное вхождение в знакомое звено любой деятельности включает в себя и знакомство с содержанием нормы деятельности, и самоопределение исполнителя. Оба процесса не могут осуществляться вне тех дополнительных возможностей, которыми обладает человек.

 Вне этих фаз, в самом процессе исполнительства и в ходе коррекционного действия управленца данные качества приемлемы лишь в подчинении особенностям реализации нормы. Если исполнитель даже участвует в процессе принятия управленческих решений, то ему ставятся ограничения "произволу" индивидуализированной рефлексии, так как исполнитель может применить свой потенциал рефлексии вне учета тех рамок, которые предопределяют управленческую мыследеятельность и проистекают из характера социокультурного или социотехнического объекта.


Взаимоотношения между людьми в наиболее простых случаях связаны с тем или иным типом отношения к самому наличию "другого" в контексте жизнедеятельности. Тем самым, встречаемый человек оценивается сначала как возможный "предмет" актуальной потребности, а лишь затем основание оценки меняется и в нем распознаются не менее значимые другие качества. Привлечение человека в качестве фактора успешного прохождения звена жизнедеятельностного цикла зависит от уровня осознания возможного места приложения его силы и способа подчинения его поведения тому, что требует это место. Как правило, это сводится к резкому ограничению потенциальных возможностей "другого", что соответствует самой логике сведения человека к предмету, а чаще к средству оперирования иным предметом.

 Другой человек при попытке реализации сведения его к средству оперирования, к предмету "чужой" потребности может сопротивляться. В этом случае первый из взаимодействующих либо решит оставить в покое "другого" как предмет не соответствующий потребности, либо попытается его трансформировать и привести в соответствие с потребностью вне учета его особенностей, что позволяет сохранить логику предметного использования, либо попытается трансформировать сам способ привлечения в свою жизнедеятельность. Естественно, что прямой путь трансформации поведения другого человека при сохраняющихся попытках противостояния этому ведет к противодействию с различной мотивацией сторон противодействовать сопротивлению для превращения другого человека в предмет или средство приобретения предмета потребности, с одной стороны, и противодействие сопротивлению для сохранения собственной линии жизнедеятельности.

 Другим источником противодействий может выступать отношение к иному человеку через отношение к предмету потребности, если предмет выступает предметом двух аналогичных потребностей разных людей. В этом случае другой человек является препятствием к присвоению необходимого предмета, так как он активно пытается сам присвоить предмет и препятствует присвоению другими людьми.

 Естественно, что противодействие в его динамике и по результату зависит от уровня напряжения потребности каждого, стабильности состояния потребности, подвижности и изощренности построения поведения, мощности действий в защите и нападении, динамики общей энергетики и т.п. На фоне противодействия может выявиться и быстро раскрываться склонность к специфическим чертам поведения агрессия, страх, продолжаемость самого противостояния вне конечного эффекта, интерес к риску, к страданиям и т.д.

 В социокультурных средах противодействия в логике индивидуальной жизнедеятельности дополняются факторами, специфичными для социодинамики и влияния культур. Не меняя общей формы противодействия появляются различные обоснования упорства в противостоянии. Эти обоснования могут быть следствием эгоцентрического толкования социокультурных факторов, их подчинения основному настрою противодействующих сторон. Следствием подобного усиления выступает превращение противодействия в конфликт. С другой стороны, социокультурные системы руками своих выразителей и представителей также могут в соприкосновении друг с другом реализовать свои необходимости вне учета интересов друг друга либо по поводу "найденных" ресурсов, либо в связи с привлечением представителей иной системы для своих целей и т.п.

 Поскольку социокультурные системы надиндивидуальны и законность их претензий определена объективной логикой движения этих систем, то сведение отношения их друг к другу, посредством соответствующих представителей, к противодействию превращает конфликт в борьбу вопреки индивидуальным склонностям участников борьбы, могущих быть склонными к иному типу отношений.

 Управленец может иметь дело как с противодействиями отдельных людей, так и с противодействием различных социокультурных систем. Он не может игнорировать общую форму становления и развития конфликтов и борьбы, а также межиндивидуальных противостояний. Его участие в возникающих противостояниях неизбежно в начале будет восприниматься как помощь одной из сторон и противодействие другой. Каждая сторона будет нуждаться в своем усилении и должна стараться рассматривать управленца как потенциальный предмет своей потребности. Либо она переносит на него характеристики противостоящей стороны, а различные проявления управленца будут интерпретироваться в зависимости от сводимости реального поведения к стереотипам "противника".

 Тем самым управленец может прежде всего менять рисунок поведения конфликтных сторон, выделяя те зоны рисунка, в которых воздействие возможно и оно, объективно влияя на целостность рисунка той или иной стороны, уменьшает напряжение противостояния, локализует эти проявления и подготавливает к отходу от противодействия. Поскольку энергетическим основанием противостояния выступают простейшие слои потребности, мало подверженные корректирующему воздействию с целью ослабления напряжения в силу актуальности потребности, то воздействия на высшие психологические механизмы не дают быстрых результатов непосредственно. В то же время в самой логике реализации напряжения противодействия есть различные зоны ожидаемых и поисковых решений. Смещая акценты в конкретных вариантах проектов поведения можно достигать желаемого состояния противодействия.

 Еще более сложным является включение в конфликт и борьбу представителей противостоящих социокультурных систем для того, чтобы находить зоны "успокаивающего" влияния и воздействия. Социокультурная архитектура также имеет слои мало подвергающиеся воздействию по критериям более тонких и функционально вторичных слоев. Объем и инерция систем предполагают иные объемы и продолжительность корректирующих воздействий в зависимости от соответствующих исследований и прогнозов возможных состояний как каждой системы, так и хода их противостояния.

 В тоже время управление противодействием не должно вести к редукции самих участников противодействия в силу самоценности каждой стороны. Если удается сочетать устранение противодействия с сохранением каждой стороны, то открываются возможности перехода к иным способам достижения тех же целей, реализации тех же потребностей, если таковые объективно необходимы. Этим не только локализуется исходное напряжение, ей придается иная направленность, но и подготавливается становление новых исходных механизмов, уменьшающих значимость тех механизмов, которые стимулировали противостояние. 


Согласование является одним из путей преодоления противодействия и в наибольшей степени отходящий от прямой реализации принципа жизнедеятельности. Являясь начальной точкой социогенеза, оно вначале подчинено жизнедеятельностной ориентации участников противодействия, так как сохраняет побудительный мотив использования другого человека в своей жизнедеятельности в качестве предмета или средства. Однако начинает приниматься в расчет то, что другой человек активно устанавливает условия и меру своего использования в несвойственной его жизнедеятельности функции. С другой стороны, возможность согласия на подобное инобытие, особое самоотчуждение предопределяется не естественными обстоятельствами внешнего бытия, а возможностью удовлетворить собственные потребности за счет использования того, ради кого происходит отчуждение. Происходит как бы обмен отчуждениями и использованиями друг друга.

 Естественно, что для перехода в согласование необходимо иметь соответствующие способности. Они касаются и нейтрализации действия актуальных потребностей, и заимствование содержания иных потребностей, что предполагает генерирование в себе потребностных состояний по внешней "подсказке", и прогнозирование многофазных процессуальных переходов, завершающихся удовлетворением своей потребности, и понимание того, что требуется в целости или в фазе целости другой жизнедеятельности, и прогнозирование поведения другого, строящего свою часть отчужденного поведения, и т.п. Примечательно появление двойственности процессов, когда по одной линии идет свое отчужденное поведение (для другого), а по второй линии включается и контролируется чужое отчужденное поведение (для себя). Такая двойственность отличается от монолинеарности жизнедеятельности, где любые "отклонения" от первоначального базового цикла располагаются в последовательности по времени действия сервисной потребности. Новые способности наиболее демонстративны в собственно согласовании, когда воздействие на другого происходит в связи с ожиданием воздействия на себя по содержанию сводящемуся к подтверждению или опровержению предложенного способа взаимоиспользования.


Если удается договориться, то индивидуальные предложения заменяются принимаемым обеими сторонами соглашением, договором, которое выступает В функции нормы для измененного поведения в пределах фиксированных частей двух жизнедеятельностей.

 На время реализации соглашения обе стороны пребывают в своем инобытии, подчинены норме, делящейся на две различимые по содержанию части. Выполнение своих обязанностей каждым происходит в контексте выполняемости обязанностей другими участниками соглашения. Совмещенное выполнение обязанностей является условием возврата к индивидуальной жизнедеятельности.

 Согласовательный процесс в узком смысле слова опирается на специальные средства передачи содержания версий и этим провоцирует порождение языка и коммуникации. Но особым условием принятия решений выступает реконструкция внутренних для другого условий приемлемости предлагаемой ему версии. Затруднения в согласовании, которые обусловлены закрытостью внутреннего мира партнера для участника согласования и, следовательно, невозможность придать устойчивость и надежность "еще одному" предложению, стимулирует переход от внешнего к внутренне значимому типу познания. Это переход от предметного к субъективному познанию, состоящему в отождествлении, идентификации с партнером и, следовательно, в заимствовании его состояния, способов познания и построения поведения, его способов оценки внешнего и т.п.

 Данные процессы являются базовыми для становления игрового поведения, а затем и театра в целом.

 В социокультурных системах процессы согласования являются базовыми для функционирования и развития этих систем. Чем менее технологизирована та или иная система, тем больше протекает согласовательных процессов. Однако даже в случае минимальной технологизации основных процессов в той или иной системе, само ее существование невозможно вне выхода за пределы ситуационных согласований и согласований конкретных лиц. Возникает переход от индивидуально значимых согласований к проектированию системы деятельности, а проектирование рассматривается по объему и времени действия договоренностей. Выделяется стратегическое проектирование, подчинение требованиям которого создает устойчивость и организационно-механизмическое оформление исходным базовым процессам. Стратегия преодолевает границы поиндивидуальных согласований и предстает как заранее имеющееся требование, влияющее на характер согласовательных процессов.

 В зависимости от архитектуры социокультурных систем там сосуществуют множество рамок, ограничивающих естественное распадение и дезорганизацию частей. Тем самым, в процесс согласования вносятся содержания различных нормативных рамок так или иначе понятых и принятых участниками согласования, вносящее увеличивающийся момент отчужденности и вынужденности в результат согласования.

 Управленец в силу того, что он несет в себе ценности, миропонимание, способы действия и оценок и т.п., характерные для социокультурных и социотехнических систем, выступает прежде всего от имени различных нормативных рамок. Он совмещает эти рамки с ситуациями, возникающими в ходе функционирования или развития системы. В том числе и с согласовательными процессами. В процессе согласования управленец ищет звенья, в которых легче понимаемым и принимаемым согласующимися образом ввести предложения в функции коррекции. Это касается либо самих версий взаимоиспользования, либо представлений о согласующихся, либо понимания ситуации, либо критериев согласования, либо прогноза реализации соглашения и т.п. Как правило согласующиеся уже проходили фазы вхождения в социокультурное пространство и имели опыт самоопределения. Поэтому сохранность ценности самой социокультурной среды, ее рамок, необходимости воспроизводства и др. облегчает вывод согласующихся за пределы их частного интереса вне игнорирования самого согласовательного процесса.

 В процессе корректирующих воздействий управленец подхватывает само ситуационное преодоление логики жизнедеятельности и использует его для решения управленческих задач в зависимости от уровня ценности самих согласующихся и даже хода согласования, если оно значимо по содержанию возможных договоренностей для системы.

 Характер коррекционных действий управленца зависит от того, куда помещается согласовательный процесс в социокультурную систему и насколько согласуемое содержание преследует интересы системы. Если индивидуальные согласования осуществляются в том звене, в котором нет действия регламентирующих нормативных рамок, то сила корректирующих действий минимальна и она прежде всего связана с подготовкой к будущей реализации каких-либо требований. Если же место согласования выбрано там, где максимально действуют внеситуационные требования, от соблюдения которых зависит стабильность социокультурной системы, то сила корректирующего воздействия может быть велика при опасении противопоставленности системе. При этом характер воздействия зависит от системы профессиональных ценностей управленца. Технологические ценности максимально противостоят согласовательности, тогда как педагогические, культурологические и др. могут уменьшать контраст между происходящим и необходимым с точки зрения управленца и вести согласующихся в нужном направлении вне разрушения согласовательного процесса. 


В коммуникации снимается основное затруднение согласования, связанное с недостатком определенного содержания договоренности. В пределах своего понимания партнера в лучшем случае каждый с искренней уверенностью реализует "соглашение" и не менее искренне удивляется возникающими отрицательными оценками реализации и попытками ввести коррекции в действие.

 Различные варианты воздействия друг на друга в процессе общения суживаются до тех, которые могут вести к однозначности понимания содержания "сообщения". Активная сторона, выявляющая недостаточность обычных воздействий вынуждена искать специальные средства для организации процессов восприятия воздействия и построения того образа, который мог быть оценен автором как "такой же" что и хотел он получить как результат своего воздействия. Поскольку в качестве посредника может выступать то, что максимально удовлетворяет этому требованию, то путем приведения в соответствие материала посредника с функцией средства, которая отведена ему коммуникантами, возникает язык как система нормативных требований и эталонов, а также текст как продукт ситуационного использования языка.

 Вместе с появлением языка, остающегося достаточно постоянным при неограниченном числе порождаемых на его основе текстов, открывается перспектива превратить вопросы на допонимание в вопросы на критику авторского воззрения и неограниченно совершенствовать одинаково значимый результат то или иное воззрение на что-либо. Несогласования и противоречия заставляют выходить в функцию арбитража по содержанию и по способу коммуницирования, к соорганизации разнородных усилий пользуясь тем же языком. Кроме того, арбитражная функция и действие в соответствии с нею позволяют переходить к совершенствованию не только актуальной коммуникации, но и самого языка со стороны содержательных универсальных единиц средств преодоления многозначности.

 В социокультурных системах управленец использует возможности коммуникации для организации понимания нормы, ее принятия, реализации и выхода из деятельности, а также для преодоления многих затруднений в общении, подчиненном системе нормативных требований. Наиболее простая форма создания коррекционного воздействия заключается в критическом соучастии в коммуникации. Встраиваясь в обсуждение сначала как активный понимающий, а затем, проконтролировав свое понимание, как критик, управленец влияет на осознание автором специфики своего представления и перспективы его деформации. Более сложной формой участия является реализация функций арбитра, так как она не только удлиняет сам ход сопоставления точек зрения, облегчает осознавание их отличия, но и вводит абстрактные заместители, убедительность использования которых зависит от склонности, наличия опыта, стереотипизации у другого коммуниканта, процедур использования и построения абстракций. Наиболее соответствующей управленческой функции является позиция организатора коммуникации. В связи с совмещением усилий автора, оппонента и арбитра появляются специальные внутрикоммуникационные возможности преодоления индивидуально и ситуационно ориентированного хода обсуждения. Таким средством и соответствующей процедурой является, например, тематизация, тематическое ограничение выдвижения противостоящих точек зрения. Другим средством и процедурой является слежение за сменой микротем, возвращаемость в точку перелома, отбор за исходным началом мысли автора, за плотностью движения мысли и т.п. Введение рефлексивных процедур еще более усиливает осознанное отношение к происходящему и опознавание сервисной функции коммуникации к жизнедеятельности или деятельности, соответствующее самоопределение в пользу либо одного, либо другого. Тем самым, встраиваясь в ход коммуникации, управленец при наличии развитой рече-языковой и коммуникационной способностей, может повернуть коммуникацию в ту сторону, которая необходима для реализации принятых решений или выработки решений.

 Естественно, что способ, сила и объем воздействий на текущую коммуникацию зависит от ее размещенности в цикле функционирования и развития социокультурной системы. Там, где фаза цикла способствует удержанию инерции коммуникации осуществляется мягкий стиль поворота в необходимое русло и даже удлинение обсуждения в адекватных рамках. Таковы все рефлексивно значимые фазы. В случае прямой технологической реализации естественный рисунок коммуникации может быть обременительным.

 Если в обучении управленец большее внимание уделяет приведению установок, стремлений, интересов в соответствие с требованиями социокультурной системы, то в мыслекоммуникации основной акцент приходится на приведение в соответствие содержаний мнений и ход их изменений. 


Исполнительская деятельность непосредственно противопоставлена и происходит из одного источника с управленческой деятельностью. Ее исходным принципом выступает реализация норм, что связано с сознательной формой отчуждения от принципа удовлетворения своих потребностей на время деятельности. Следовательно, осуществлению исполнительской деятельности предшествует согласовательный в общении и мыслекоммуникативный процесс понимания содержания нормы, его соотнесение с индивидуальными потребностями, их прогнозом, прогнозом типа существования в рамках предлагаемой деятельности, сопоставление следствий пребывания в реализации нормы с перспективой удовлетворения различных потребностей, прогноз реализуемости требований наличными способностями и т.д. Особенностью согласовательного и коммуникативного процессов является то, что уровень жесткости и консервативности у сторон разный. Поскольку именно управленец является предлагающей стороной, человеку остается примерять свои возможности и желания с уже готовым и мало меняющимся представлением о способе деятельности, а чувствительность к индивидуальным особенностям будущего исполнителя со стороны управляющего является сервисом для более осознанного понимания и принятия нормы.

 Конечно, рисунок коммуникативно-общенческого поведения управленца зависит от многих условий. Если он имеет большой выбор и действия носят отборочный характер, то рисунок может быть подчиненным полноте соответствия претендента требованиям нормы и получения согласия на ее реализацию. При отсутствии выбора рисунок поведения преследует цель найти в претенденте то, что могло бы его склонить к обязательствам без тщательной проверки соответствия требованиям нормы. Естественно, что объективное несоответствие желаний, способностей, понимания исполнителем предложенной нормы приведет к затруднениям и деструкциям в ходе самой деятельности. Поэтому управленец осуществляет прогноз как возможного поведения исполнителя, так и необходимых коррекций этого поведения, беря на себя ответственность за возможные негативные эффекты.

Каким бы ни было вовлечение человека в исполнительскую деятельность, переход к ней означает переход к контролю за правильностью реализации нормы как системообразующей частью единого рефлексивного сопровождения реализации, которой подчинена возможность коррекционных воздействий и критики исполнительской деятельности с локальными деформациями нормативного содержания. При этом в качестве предмета контроля выступает не только само поведение исполнителя, но вся целостность исполнительства как функционирования деятельности.
Иначе говоря, норма деятельности включает в себя требования ко всем звеньям функционирования к исходному материалу, средству, способу его использования, к переходу от материала к продукту, к поведению исполнителя, его представлениям о деятельности, к его способностям, к характеру взаимозависимости всех звеньев. Она в различной степени полноты может быть акцентирована в процессе изложения содержания исполнителю, а также акцентированно быть представленным в его сознании. Однако, если содержание нормы свертывается по какой либо части, то теряется функционарность деятельности, а исполнительский характер деятельности сводится к исполнительности как субъективной характеристике исполнителя.

 Редукция полноты предопределенности открывает возможности для рефлексии исполнителя за пределами самокоррекции и приобретения им части управленческой деятельности. В реальной деятельности чистого исполнительства не бывает. Тем самым появляется парадокс системной ответственности тип деятельности требует полной ответственности за получение предписанного результата, но при неполноте нормы закладывается неполнота обеспечения, непредусмотренность того, что объективно приводит к результату в предписанных формах и, следовательно, не может быть у исполнителя ответственности за это.

 Управленец должен выявлять меру неполноты ответственности исполнителя как следствие самого принципа существования исполнительской деятельности. В отличии от этого управленческая деятельность имеет иной критерий приобретения ответственности в силу того, что она по природе рефлексивна. В рефлексии не может быть заранее определенного результата и полноты траектории его получения. Рефлексия имеет дело с неопределенностью как ее базовой характеристикой. Поэтому приобретение рефлексивной культуры, обеспечение ее средствами интеллектуального и духовного типа и т.п. ведет к большей определенности рефлексивного процесса, а следовательно и управленческого в целом. В рефлексии выявляется та или иная сторона и мера формы деятельности, а вместе с тем возникают обязанности, нормы рефлексии, ответственность за их реализацию. Но она никогда не может быть полной.

 И в тоже время управленец берет ответственность за созидаемую им деятельность в рамках согласованного проекта деятельности, как правило стратегического проекта. Сведение этой ответственности к исполнительскому типу ответственности является ошибкой и может быть оправдано лишь непониманием природы управленческой деятельности, либо потребностью спекулятивного типа. 


Принцип развертывания кооперативных систем одинаков везде снятие противоречий, затруднений в функционирующей деятельности за счет введения новых звеньев, имеющих форму деятельности. Однако затруднения непосредственно связаны с характером исходной деятельности в том или ином звене. Если это исполнительско-реализационное звено, то затруднения могут касаться либо обеспечения необходимым под требования нормы, либо необходимостью членения единого преобразовательного или иного базового процесса. Перспектива членения или дополнительного снабженческого сервиса сохраняется и в управленческом звене. Любые преобразования в исполнительском звене предполагают сохранение значимости конечной цели как нормативного оформления социально-значимой потребности спроса. Восстановление перспективы достигаемости цели и движимости процессов и составляет мотив управленческого действия в случае возникновения затруднений и снятия их в виде расширения системы. Новые звенья системы как бы заполняют разрыв процессов, придавая им новый уровень стабильности в воспроизводящейся деятельности. При потере критерия воспроизводства снимается и значимость сервисных дополнений и расщеплений.

 В целом развертывание кооперации столь определенно прикреплено к фиксированным разрывам, потенциалу их повторения и к построению или привлечению тех деятельностей, которые могут обеспечивать снятие фиксированного разрыва, что при исчезновении самих разрывов теряется значимость и усложнений в кооперациях. Управленец должен тщательно следить за соотношением между усложнением коопераций и их побуждающими причинами. Если не придавать этому значения, то перенос на сервисные звенья принципа воспроизводства деятельности поставит их перед необходимостью активного отношения к базовому процессу, чтобы продолжить свое существование. Базовый процесс превращается в обеспечивающий для служебного и разрушается прежнее системообразующее основание.
 

Активное проявление сервисных подсистем в связи с учетом их дополнительных возможностей в направлении предложений по коррекции способа достижения цели являются неразрушающими, включенными в прежнюю кооперацию. Но этот вид активности всегда дополняется собственными интересами сервиса, который усиливая свои первичные процессы и придавая им устойчивость легко расширяют сферу воздействия и меняют, если удается, соотношения в прежней кооперации, ослабляя предписанный статус базовых процессов. В связи с активизацией действий сервисных структур, даже в пределах их технологической и типодеятельностной ценности, они могут свести кооперативные отношения к содеятельностным, а при сопротивлении этому к противодеятельностным. Последний тип отношений становится тем более вероятным, если сервис предопределяет прежние кооперативные отношения. Если же прямое противопоставление становится невыгодным, опасным и т.п., то оно может быть переведено в форму псевдокооперативных отношений, когда при сохранении противодействия или содействия делается вид кооперативных отношений, активно создается оценочная иллюзия.

Управленец должен понимать, что каждая подсистема и звено кооперации является самостоятельным "в себе" и подчиненным "для иного" или подчиняющим "для себя" во внешних отношениях. Для того, чтобы сервис был надежным, нужно обеспечить ему полное становление, функционирование и развитие. Но именно приобретение большей мощности сервиса создает инерцию самоумощнения за счет всего того, что есть в кооперации. Кроме того, само существование людей в сервисных звеньях, динамика их профессионального совершенствования, притязаний, обязанностей перед своей жизнедеятельностью, семейной, групповой и т.п. базой, стимулирует их к активности наряду с приведением себя в соответствие с принятыми обязательствами.

Все это отражается как вычленение для управленца не только системодеятельностных проектных, снабженческих и др. задач, но и прогноза поведения системы, ее звеньев, потенциала, кооперативной адекватности в отличии от сведения к содеятельности, противодеятельности, псевдодеятельности, к различным деформациям кооперации при сохранности цели и заказа.

Анисимов О.С.

Источник:Анисимов О.С. Профессионализм управленческой деятельности
(акмеологические аспекты) М.,1995.