вторник, 7 декабря 2021 г.

Рекламное агентство

 


Что такое рекламное агентство?

Это может показаться глупым вопросом, на который есть в такой же мере глупый ответ, но современное рекламное агентство – это намного более сложное предприятие, чем кажется с первого взгляда. Однако прежде чем окунуться с головой в изучение темы, давайте рассмотрим общепринятое определение рекламного агентства. 

Общепринятое определение 

Рекламное агентство создает, планирует и руководит проведением рекламной кампании клиента. 

Рекламные агентства могут специализироваться на специфических проф. областях, например, на интерактивной рекламе, или могут быть агентствами полного цикла, которые создают рекламные материалы, веб-сайты, проводят он-лайн кампании в интернете и социальных сетях, печатают брошюры, каталоги, осуществляют e-mail рассылки, печатают рекламные плакаты, размещают рекламу на радио и ТВ, изготавливают надписи и буквы и т.д. 

Виды рекламных агентств

 

Нельзя грести все рекламные агентства под одну гребенку. Это все равно что сказать, что все телеканалы или журналы одинаковые. Да, они все выполняют одну и ту же функцию, но все же очень сильно отличаются друг от друга по многим факторам. Для начала перечислим 3 основные группы агентств:

Рекламные агентства ATL (Above-the-line)

К этой категории относятся агентства, которые занимаются крупными заказами и создают рекламу национального (и даже международного) масштаба, на которые клиенты выделяют крупные суммы из своего бюджета. Масштабные ТВ кампании, наружная реклама, журналы, газеты и нетрадиционные средства рекламы (представления для публики, «партизанская реклама»).

Рекламные агентства BTL (Below-the-line)

Такие агентства обычно не получают такие щедрые суммы от клиентов и не имеют такого широкого признания, как агентства первой группы, но они играют очень важную роль в увеличении разнообразия средств рекламы (особенно сейчас, когда он-лайн реклама так популярна). Агентства BTL обычно занимаются почтовой рассылкой, рекламой регионального масштаба, текстовой рекламой, он-лайн рекламой – тексты и баннеры, и другими размещениями рекламы мелкого масштаба. Однако иногда они занимаются и рекламой компетенции ATL, но это не основной вид их деятельности.

Рекламные агентства TTL (Through-the-line)

Наверно наиболее распространенный на сегодняшний день тип агентств. Такие агентства совмещают в себе черты агентств ATL и BTL. Они предоставляют любые рекламные услуги своим клиентам: от масштабных представлений, наружной рекламы, ТВ и радио рекламы, вплоть до микросайтов и купонов. Комплексные агентства получили такое широкое распространение благодаря социальным сетям и смартфонам. В рекламу BTL теперь вкладывают большие средства, в том числе рекламные кампании в SnapChat, YouTube, Facebook и Twitter. 

Кроме этих трех основных групп рекламных агентств также есть специализированные рекламные агентства, которые могут относиться к любой из этих трех групп:

Цифровые рекламные агентства

Эти агентства специализируются на всем, что касается цифровых технологий. Они разрабатывают веб-сайты, приложения, он-лайн кампании, и все остальное, что относится к «цифровой рекламе». В то же время они также могут принимать заказы на печатную, радио и ТВ рекламу, но основной областью их деятельности являются цифровые средства рекламы.

Агентства рекламы продуктов здравоохранения

Для рекламы лекарств и услуг в сфере здравоохранения необходимы специалисты, которые занимаются исключительно этим, потому что реклама в этой сфере может обернуться сплошным юридическим кошмаром. Рекламные агентства, специализирующиеся на сфере здравоохранения делают рекламу для фармацевтических компаний, больниц, медицинского оборудования и всего остального, что для обычного агентства будет слишком «узко специализированно».

Рекламные агентства финансовых услуг и технологий

Как и в случае со здравоохранением, мир финансов и технологий таит в себе много загадок и опасностей, это настоящее минное поле для новичка. В таких агентствах работают профессиональные копирайтеры и арт-директоры, которые изучили эту область знаний вдоль и поперек и чувствуют себя в ней как рыба в воде.

Собственные рекламные агентства

Эти агентства создаются внутри какой-либо корпорации или компании, и обслуживают только эту компанию. Это может быть крупный бренд как Apple или Nike, или совсем неизвестный, но такие агентства работают только над рекламой этого продукта. Работники агентства являются сотрудниками компании, для которой они делают рекламу. Многие рекламщики считают коллег, работающих в таких компаниях, «ренегатами, которые продались за деньги», потому что такая работа однообразна и не дает возможности раскрыть свои способности при работе с разнообразными продуктами и брендами. Тем не менее, собственные рекламные агентства частенько выдают воистину потрясающие шедевры. 

Роли внутри рекламного агентства

Типичное рекламное агентство состоит из руководителя, креативного директора, бухгалтера, копирайтера, графического дизайнера и медийного директора.

Некоторые агентства также сотрудничают с копирайтерами и графическими дизайнерами-фрилансерами, которые обычно работают «из дома». Все чаще небольшие рекламные агентства расширяют или уменьшают свой штат в зависимости от наличия проектов, нанимая работников на почасовую или подневную или проектную работу.

Недостатки работы в рекламном агентстве

Это вам не какая-нибудь типичная офисная работа с 9 до 5, большая часть работников вынуждена время от времени задерживаться на работе и работать в выходные дни. Рабочая обстановка достаточно напряженная, и увольнения – частое явление. Обычно, если клиент отказывается от услуг агентства, за этим последуют увольнения. Клиенты могут быть очень требовательными, и работников могут заставить бросить все и переключиться на какой-нибудь срочный проект. 

Преимущества работы в рекламном агентстве

Вы работаете в творческой среде, которая объединяет в себе много веселья, большие возможности для путешествий, знакомства с известными личностями, где закинуть ноги на рабочий стол и размышлять о сумасшедших проектах, потягивая пиво из бутылки вполне себе приемлемо. Во многих агентствах есть специальные зоны «веселья», где работники могут развлечься за игрой в дартс или бильярд, расслабиться на креслах-мешках или даже вздремнуть. Зарплата может быть достаточно высока, и некоторые агентства предоставляют неограниченное количество дней отпуска (хотя шанс воспользоваться ими будет вам представляться крайне редко).

https://bit.ly/31IqOOH


Как выбрать рекламное агентство?

Первые грабли – выбор только по цене

Многие неопытные рекламодатели при выборе первого рекламного агентства ориентируются исключительно на один критерий: цену. Отдавая предпочтение самому дешевому варианту из всех предложенных, рекламодатель наступает на «грабли первого тендера». После первой попытки, не ощутив обещанной эффективности от рекламы, новички либо разочаровываются и обходят рекламные агентства стороной, либо внимательней относятся к выбору рекламного агентства.

Выносите в список критериев всё, что для вас важно

Обычно уже во время проведения второго тендера появляется расширенный список критериев, по которым выбирают партнера. Это экспертиза, адекватный аккаунтинг, креативность, скорость и качество предоставления отчетов; более длинный список задач, которые может брать на себя агентство (включая веб-аналитику, юзабилити и пр.). Цена остается важным, но не первостепенным критерием отбора. До подписания договора с подрядчиком, определитесь со своими ожиданиями, постарайтесь объективно оценить возможности партнера.

Чтобы результат сотрудничества соответствовал ожиданиям, до проведения тендера, ответьте сами для себя развернуто на следующие вопросы:
  • Зачем вам понадобилось рекламное агентство?
  • Какие задачи вы хотите поручить подрядчику?
  • Какие именно услуги вы хотите получить от агентства?
  • Как вы будете оценивать качество предоставления каждой из услуг?
  • Как вы будете оценивать эффективность сотрудничества с агентством в целом?
 
Узкая специализация или многостаночник

Если для подрядчика есть только одна задача, будь то написание текстов, SEO, веб-дизайн, контекстная или баннерная реклама, лучше обратиться в компанию, для которой это направление деятельности является единственным или одним из ключевых. Например, контекстную рекламу более качественно делают специализированные интернет-агентства, а не агентства «полного цикла», которые продают ТВ, наружку, радио и интернет. Если вам нужно использовать несколько инструментов интернет-рекламы, поищите подрядчиков, которые продемонстрируют экспертизу и кейсы по каждому из инструментов. Например, креативному агентству TAG.CREATIVE вы можете поручить решение даже самых сложных задач в сфере креатива, дизайна, брендинга и Digital, подробнее об агентстве узнаете на сайте http://thetag.ru
 
Изучите штатное расписание потенциального подрядчика

Выясните профиль компетенции агентства. Не всегда подрядчики предоставляют заявленные услуги. Бывает, что количество и уровень услуг несколько преувеличен. Если компания позиционирует себя как агентство полного цикла, обязательно изучите не только предлагаемый спектр услуг, но и штат. В штате должны присутствовать специалисты по необходимым вам направлениям интернет-рекламы. Иногда рекламодатели умудряются заказать поисковую оптимизацию у компаний, где в штате нет SEO-специалиста. Не повторяйте их ошибки.
 
Отзывы и кейсы

Есть ли ваши конкуренты в портфолио агентства? Реклама разных сфер бизнеса имеет свою специфику. Если подрядчик успешно работает с клиентами вашей отраслевой ниши, быстрее всего, он сможет предложить вам эффективное решение поставленных задач. Насколько успешно решаются задачи, расскажут отзывы клиентов и кейсы.
 
Участие в специализированных рейтингах и фестивалях

Кроме того, существует несколько авторитетных рейтингов рекламных агентств. Проверьте, есть ли выбранное вами агентство в этих рейтингах. Не забудьте внимательно ознакомиться с методологией составления рейтингов. Важно, как соотносится конкретный рейтинг с вашими задачами.
 
Социальная активность

Изучая репутацию агентства, обратите внимание на социальную активность. Практически все влиятельные рекламные агентства проводят семинары, тренинги, мастер-классы. Специалисты таких компаний участвуют в отраслевых конференциях, форумах. Высокая социальная активность косвенно подтверждает профессионализм подрядчика.
 
Весовая категория рекламодателя и агентства

В отличие от бокса, у рекламодателей и агентств, нет четкого разделения на весовые категории. Но заказчику нужно понимать, что его бюджеты, цели и амбиции должны быть сопоставимы с возможностями и интересами агентства. Выбирайте равных себе. Спросите у представителя агентства, почему в вас заинтересованы как в клиенте.
 
Персональный контакт

Собрали всю предварительную информацию о потенциальном партнере? Пришло время первого контакта. Пообщайтесь с менеджером, обсудите несколько услуг, которые вам интересны. Вам должны озвучить диапазон цен, уточнить поставленную задачу, сложность работы. В обговоренный срок менеджер должен выслать коммерческое предложение. При личной встрече попросите посмотреть примеры предыдущих работ, уточните даты и расценки, выясните, с кем именно из сотрудников вы будете поддерживать контакт. Внимательно изучите документы, прежде чем их подписывать.
 
Адекватность прогноза по рекламной кампании

Вы отправили запрос на проведение рекламной кампании сразу в несколько агентств. Если одно из них дает прогнозы намного более высокие, чем все остальные, попробуйте разобраться в причинах и получить гарантии достижения результата. Некоторые агентства заведомо завышают планируемый результат, чтобы выиграть тендер. После победы они получают годовой контракт, и уже после первого месяца сотрудничества начинают рассказывать, что проблема не достигнутых KPI находится на стороне рекламодателя – низкая эффективность посадочной страницы, проблемы с доставкой, «косяки» кол-центра.
 
Биохимия

Один из важных моментов, который влияет на общий результат – насколько комфортна коммуникация для сотрудников рекламодателя и агентства. Если маркетолог и аккаунт-менеджер не могут договориться, попросите руководителя агентства сменить аккаунта.
 
Коммуникации

Четко ставьте задачи, точно оговаривайте сроки, тарифы, ясно формулируйте ответы на поставленные агентством вопросы. Это позволит специалистам агентства максимально точно понять и воплотить ваши пожелания.

https://bit.ly/3lLvE4Z




Как найти лучшее рекламное агентство

Поиск рекламного агентства – это задача, которая рано или поздно встает перед любым Бренд-менеджером, Маркетологом или Менеджером по развитию всех растущих компаний, задумывающихся о своем росте в будущем и считающих целесообразным инвестировать в это будущее.

При этом – рекламный рынок Санкт-Петербурга насыщен агентствами, обещающими как комплексное рекламное обслуживание, так и продвижение по узким целевым каналам. На чем лучше остановиться, кого выбрать, на что стоит обратить внимание – мы и хотим разобрать в этой статье.

При выборе рекламного агентства есть ряд значительных факторов, на которые стоит обратить внимание:


1. ОПЫТ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА

Как эксперты рынка, с которым мы растем уже 13 лет – можем с уверенностью сказать, что рекламный рынок предъявляет к агентствам серьезные требования, которые влияют на качество предоставляемых услуг: это понимание процессов и закономерностей при планировании рекламных кампаний, это требование к знанию специализированного отраслевого программного обеспечения, это понимание тенденций не только рынка рекламы, но и сфер деятельности наших клиентов.

К сожалению, агентства, только начинающие свой путь не обладают собственной, наработанной экспертизой, что ведет к огромному количеству просчетов при планировании рекламных кампаний и, в итоге, к финансовым потерям клиентов.

2. КОМПЛЕКСНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ

Зачастую крупные рекламные агентства обладают большим опытом продвижения на одном медиа-канале, что позволяет им предоставлять улучшенные условия на размещение на этом канале, но лишает возможности клиентов таких агентств качественно размещаться на остальных носителях (ввиду отсутствия соответствующего опыта), что негативно влияет на эффективность рекламных кампаний, когда одного медиа-канала не достаточно.

Имея в портфеле услуг «Гамма Медиа» ряд собственных эксклюзивных площадок (Piter.tv, Chance.ru, к/т «Художественный» и к/т «Нева») и обладая особыми условиями при размещении на основных медиа-каналах – мы можем предложить нашим клиентам экономически-оптимальные условия при достижении высокой эффективности реализуемых кампаний.

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Работа с многими каналами коммуникаций существенно расширяет опыт и знания специалистов рекламного агентства. Благодаря этому – специалисты могут использовать большее количество инструментов и подходов в планировании для достижения целей клиента, чем узконаправленные рекламные агентства.

Понимая особенности каждого медиа, и разнообразие активностей, которые можно организовать в каждом СМИ – мы предлагаем своим клиентам не «созданные под копирку» кампании, а способы наиболее оптимального достижения поставленных перед нами целей.

 

4. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Как специалисты рынка – мы в своей работе используем данные не только открытых источников, но и закрытые отраслевые исследования – TNS, GFK, Comcon. Что позволяет нам реализовывать рекламные кампании на основе тщательной аналитической подготовки, что, в свою очередь, так же положительно сказывается на кампании наших клиентов. Необходимо отметить, что большинство агентств, присутствующих на рынке не могут предложить своим клиентам такой же аналитический подход, опираясь только на интуицию своих специалистов и убедительность клиентского менеджера.

В заключение хочется еще раз сказать, что если вы хотите выбрать хорошее рекламное агентство – не достаточно просто просмотреть в поисковиках доступные сайты рекламных агентств. Если вы хотите достичь наилучших результатов в реализации своей рекламной стратегии – необходимо, чтобы ваш будущий партнер отвечал всем перечисленным нами выше факторам. Наше агентство – не только соответствует каждому из них, но и ведет ежедневную работу по совершенствованию наших знаний, внутренних процессов, персонала, участвующих в сложном, но интересном процессе создания рекламных кампаний.

https://bit.ly/3ov26uk



КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО

Момент настал. Вы ощутили необходимость в продвижении собственного продукта: размещения рекламы (наружной, внутренней, интеррактивной), разработке фирменного стиля компании, в создании логотипа, баннера, корпоративной папки — да и буклет с рекламным модулем пришлись бы весьма кстати. Оценив фронт работ (и осуществив пару-тройку умеренно безуспешных попыток разобраться с проблемой самостоятельно), Вы в конечном итоге приходите к выводу, что на одной только инициативе выехать не удастся.

Самое время передать своё детище в руки профессионалов — обратиться в рекламное агентство. Открыв поисковик, Вы уверенно набираете в строке искомый запрос... и натыкаетесь на десятки, сотни рекламных агентств, разных, и в то же время неуловимо похожих. Что же делать дальше? Куда бежать? На что обращать внимание?

Как выбрать правильное рекламное агентство и не прогадать со своим решением?

Конечно, не стоит работать с первым встречным агентством, пожалев собственное время. Время, затраченное на поиски именно того, кто Вам нужен, с лихвой окупится впоследствии — как в финансовом плане, так и в эмпирическом. Ведь опыт, как утверждал некогда Юлий Цезарь, всему учитель.

А мы расскажем Вам о том, на что стоит обращать внимание при подборе рекламного агентства.


Встречаем по одёжке

Представьте, что сайт рекламного агентства — это своего рода «одежда» людей, с которыми Вам предстоит сотрудничать, а удобство навигации в нём — их манеры. Звучит, возможно, и грубовато, но правда есть правда: пренебречь своим внешним видом могут только «беспокойные гении», широко известные в своих кругах и уже заработавшие себе определённую репутацию. Остальные вынуждены вкладываться в свои манеры и внешность, потому что встречают их действительно «по одёжке».

Соберите список из 10-20 рекламных агентств, воспользовавшись рекомендациями знакомых и коллег, а также поисковой выдачей. А потом, не торопясь, за чашкой кофе внимательно изучите сайты каждой из отобранных рекламных компаний.

Сайт выдержан в строгих, лаконичных тонах? В таком случае, не стоит ожидать от сотрудников этого агентства неожиданных, «взрывающих мозг» решений. Сайт, напротив, радует многочисленными «пасхалками» и шутками, пестрит рисунками и «флэшем»? Значит, за ним, скорее всего, стоит бригада молодых креативщиков.

И так далее.

Изучите портфолио, дизайнерские находки, отзывы клиентов. С особым вниманием отнеситесь к тому, как реализована навигация по сайту: насколько она понятна с интуитивной точки зрения?

После тщательной выборки из всего списка у Вас останется не больше десяти позиций. Ну что же, время переходить к следующему пункту.


«Ценовое сито»

Сделав выборку, пропустите её через так называемое «ценовое сито». Безусловно, не стоит надеяться, что в рекламу не придётся вложиться. Но вот совет: если приблизительную сумму не сможет назвать даже менеджер, к которому Вы обратились напрямую, спешно ищите другое агентство.


Первый контакт

Лет десять назад на вопрос: «Что является показателем благосостояния компании?» многие ответили бы — разумеется, убранство офиса! Новейшая техника, изящный интерьер, дресс-код, секретарь... Однако сейчас всё организовано куда проще, и если речь идёт не о крупном рекламном агентстве, обстановка там может быть практически любой.

Некоторые сотрудники успешно работают «на удалёнке», многие агентства и вовсе предпочитают общаться с заказчиками с помощью телефона, скайпа или сети интернет. Как же в таком случае определить «благонадёжность» тех, кому Вы планируете доверить свою компанию?

Элементарно: по манере общения! Вне зависимости от размеров, количества «удалённых» работников и других параметров, общение действительно хорошего рекламного агентства с клиентом должно вызывать жгучую зависть даже у самых благородных английских джентльменов. Правило «клиент превыше всего» — это не просто пустые слова, вставленные в миссию агентства для проформы и заполнения пустующих пространств, это то, на что обязаны ориентироваться в своей работе добросовестные сотрудники.

Когда клиент ставится превыше всего, каждый его шаг продумывается заранее, что позволяет команде рекламного агентства работать быстро, ловко и слаженно, предупреждать пожелания заказчика, вести себя обходительно, вежливо и находчиво (но без перегибов — профессионалы своё дело знают и не станут выполнять пожелания заказчика, если они заведомо провальны). В интересах сотрудников — сделать разового клиента постоянным, а для этого жизненно необходимо выставить себя в выгодном свете.

Зарплата сотрудников рекламного агентства — это деньги, которые выплачивает им клиент не только за качественную и успешную работу, но и за отзывчивость, надежность и вежливость.


Послужной список

Развешанные на стенах грамоты, благодарственные письма от известных организаций, международные клиенты, участие в конференциях... Звучит великолепно, но имеет ли это практический смысл? Аргументом «за» не является и громкое имя рекламного агентства: даже если о нём знают все, вовсе не факт, что эти услуги будут Вам полезны.

Прервав «бомбардировку» грамотами, именитыми клиентами, европейскими симпозиумами и публикациями, задайте менеджеру простой вопрос: а занималось ли Ваше агентство тем, что прошу у Вас я? Сотрудничало ли с подобными моей компаниями? Разрабатывало ли именно тот вид рекламы, который нужен мне?

Например, если Вы занимаетесь созданием рыболовных крючков и хотите заказать рекламу, поинтересуйтесь напрямую, занималось ли агентство продвижением проектов в похожей сфере. Даже если тематика не пересекается полностью, Вам предложат нечто схожее, позволят взглянуть на портфолио и определиться со своим решением.

Следующий способ совершить «выборку» — это поинтересоваться, занималось ли рекламное агентство товарами или услугами, в которых заинтересованы лично Вы. Например, ноутбуками, бытовой техникой, детскими игрушками, мобильными телефонами. Когда менеджер продемонстрирует Вам рекламные макеты, взгляните на них с позиции стороннего наблюдателя, просто заинтересованного в приобретении товара, — и задайте себе вопрос: насколько меня привлекает сделанная агентством реклама?

Ещё один важный момент — следование цели. Реклама рекламы ради — это, конечно, хорошо, если Ваша компания давно «на слуху», и Вы считаете, что пора бы напомнить о себе целевой аудитории. А вот реклама ради продвижения — это уже совершенно другой разговор.


Динамо-машина

После долгих поисков, обзвонов, просматривания сайтов и портфолио Вы всё-таки определились с рекламным агентством. Сделав заказ и прождав ради вежливости пару недель, Вы обращаетесь к агентству с целью узнать, как продвигается дело. Но... Вашего менеджера нет на месте, дизайнер перенаправляет Вас к верстальщику, а верстальщик вообще впервые видит присланное Вами ТЗ. В ответ на закономерное возмущение директор агентства только разводит руками: Вы у него не один, а отслеживать все проекты никакого времени не хватит.

Подобное может говорить об одном: о скверной оптимизации рабочего процесса. Как же уберечь себя, своё время и деньги от подобной многоступенчатой динамо-машины?

Самый действенный способ — разузнать загодя. Поинтересуйтесь у коллег, пользовавшихся услугами избранного Вами рекламного агентства, задайте вопрос менеджеру напрямую. Насколько хорошо налажено сообщение между менеджером и начальством, между менеджером и креативным отделом, между менеджером и оперативкой? Спросите, кто будет заниматься работой, если менеджер уйдёт на больничный или возьмёт отпуск? Подобные вопросы не должны вызывать у профессионалов удивления: весьма логично, что Вы хотите всячески себя обезопасить, поэтому ответы квалифицированного специалиста будут чёткими и понятными.

И даже если агентство не использует подобную систему, всё равно подробно расспросите менеджера о том, как осуществляется коммуникация между отделами.


Подводя итог

Агентства разные нужны, агентства разные важны... Но искать правильное рекламное агентство Вам придётся самостоятельно. Эффективное, продуктивное и результативное сотрудничество напрямую зависит от того, сколько усилий Вы вложите в поиск.

И не забывайте, на каких «китах» держится действительно хорошее рекламное агентство: на портфолио, отношении к клиенту и отлаженном внутреннем взаимодействии.


https://bit.ly/3y1wfod

Имидж организации - концепция формирования

 



Имидж организации: как его сделать положительным

Позитивный имидж – полезный и ценный инструмент для позиционирования, развития и продвижения бизнеса. Он может как привлечь клиентов и партнеров, так и оттолкнуть. Правильно сформированный имидж увеличивает продажи и привлекает новых клиентов, готовых разделить идеалы компании. Как им управлять – читайте в статье

Что такое имидж компании

Имиджем называют представления о компании, ее товарах или услугах. Это те впечатления и ассоциации, которые возникают при упоминании организации. Многие бренды имеют устойчивый имидж. Например, производитель BMW ассоциируется с немецким качеством, надежностью, безопасностью и комфортом. Общественность еще не видит новый продукт, но уже возлагает на него определенные ожидания, благодаря выстроенной имиджевой политике.

Отличия от репутации

Имидж – это образ, который на деле не отражает всех экономических, социальных и производственных характеристик компании. Представление о бренде может стремительно меняться, даже если в организации не будет никаких изменений.

Репутация – более устойчивая характеристика, формирующаяся на протяжении длительного времени. Она складывается из достижений и преимуществ компании. 

Имидж завлекает потребителей, а репутация закрепляет их лояльность. Благодаря этим показателям клиенты годами делают выбор в пользу одних и тех же брендов, зная, что они «не подведут».  


Цель имиджа

Формирование имиджа фирмы имеет две главные цели:

  1. Создать на рынке нужное впечатление в соответствии с позиционированием компании.
  2. Повысить узнаваемость бренда.

Реализация этих целей обеспечит коммерческий успех, так как привлечет положительно настроенную аудиторию, готовую приобретать товары или услуги, а также квалифицированные кадры.

Виды имиджа

Имидж предприятия основан на внутренних и внешних проявлениях. Рассмотрим каждый подробнее.



Внутренний

Это корпоративная политика внутри компании, отношения сотрудников с руководителем и друг с другом. Она формируется из:

  • образа руководителя – способ управления, личностные качества, профессионализм;
  • образа сотрудников – культура общения и поведения;
  • корпоративной культуры – обстановка внутри организации, условия труда и правила поведения на рабочем месте.

Внешний

Это все действия, которые компания производит по отношению к внешнему миру, коммуникация с клиентами, партнерами. Внешний имидж имеет несколько составляющих:

  • создание фирменного стиля – узнаваемый логотип, сочетание цветов, слоган;
  • бизнес–репутация – позиционирование компании в отношениях с конкурентами и партнерами;
  • разработка качественного продукта для повышения положительного имиджа.

Они состоят из особенностей каждого бренда, его задач и способа организации деятельности.

Факторы, влияющие на имидж организации

При создании положительного имиджа важен каждый фактор, который сказывается на общественном мнении. Если упустить хоть один момент, это может привести к потере доверия клиентов и неэффективности всей имиджевой стратегии в целом. 

Организационная культура

Позиционирование начинается изнутри. Сотрудники должны разграничивать зону ответственности, иметь четкие представления о своих обязательствах и сроках их выполнения. Для эффективной работы всей системы, важно, чтобы персонал разделял идеи, ценности и принципы организации.

Экологическая безопасность

Формирование имиджа компании напрямую связано с качеством и безопасностью продукции. Если предприятие не загрязняет окружающую среду, не потребляет много природных ресурсов и использует современные технологии для производства, это положительно скажется на имидже и доверие к бренду будет расти. Потребители увидят, как производитель заботится об экологии, и будут ассоциировать его товары с безопасностью.

Качество, конкурентоспособность товаров и услуг

Чтобы компания была конкурентоспособной на рынке, ее услуги и продукты должны выделяться среди аналогов. Это достигается за счет цены, оригинальной подачи, уникального предложения, решения проблем потребителя.

Если вы до сих пор используете только кнопку прямого звонка на сайте, часть ваших клиентов уходит к конкурентам. Не всем удобно тратить деньги на звонок и ждать ответа колл-центра. Установите виджет обратного звонка:  посетитель оставляет свой номер телефона в форме на сайте и получает ответ от менеджера через 30 секунд.

Финансовые возможности

Финансовое положение компании много значит для клиентов, принимающих решение о долгосрочном сотрудничестве. Они обращают внимание на наличие гарантий, выгодные условия и пр. Чем больше финансовых возможностей у предприятия, тем больше это подкупает доверие и располагает к сотрудничеству.

Фигурирование названия организации в СМИ

Узнаваемость компании повышает уровень информированности потребителей о ее деятельности. Один из каналов позиционирования — предоставление информации в СМИ. Сюда относят не только рекламные предложения, но и обзоры на продукты, выступления членов компании в качестве экспертов, информационные новостные репортажи. Частое упоминание компании привлекает новых клиентов еще и благодаря уровню доверия населения к СМИ.   

Эффективность управления

Этот фактор влияет на формирование внутреннего и внешнего стиля. Грамотное управление с внешней стороны располагает клиентов и партнеров к постоянному сотрудничеству, показывает, что они могут доверять компании. Грамотная внутренняя политика привлекает новых квалифицированных специалистов, что улучшает качество продукции. Эффективность управления достигается благодаря правильному распределению ролей и задач в системе. 

Имидж руководителя

Сотрудники компании опираются на образ своего руководителя. Поэтому он должен демонстрировать такие качества как:

  • активность и оперативность в принятии решений;
  • выдержка и надежность;
  • профессионализм и компетентность;
  • харизматичность.

Сочетание этих качеств делает руководителя лидером, рядом с которым команда чувствует себя уверенно.  

Структура имиджа организации

Образ компании формируется, исходя из внешних и внутренних имиджевых характеристик. Внешние элементы включают:

  • образ продукта – то, каким видит его аудитория, как оценивает его качество и результат использования;
  • социальный портрет компании – участие в благотворительных мероприятиях, массовых акциях;
  • бизнес-репутация – отношения с партнерами и конкурентами;
  • визуальный стиль – слоган, корпоративные цвета, шрифты.

Внутренние характеристики основаны на:

  • личном бренде основателя организации;
  • стиле поведения персонала при общении с клиентами;
  • визуальной привлекательности рабочих мест;
  • внешнем виде сотрудников компании.


Инструменты формирования

Создание имиджа компании происходит с помощью специальных рычагов воздействия на общественное сознание. Для этого применяют следующие инструменты:

  • разработка фирменного стиля и основанной на нем имиджевой рекламы;
  • создание инфоповодов и тесное сотрудничество с PR службами;
  • организация социальных мероприятий с участием бренда;
  • позиционирование в социальных сетях;
  • спонсирование мероприятий, чья аудитория может пересекаться с ЦА компании;
  • привлечение медийных лиц в качестве партнеров.

При формировании имиджевой стратегии важно не только искать способы привлечения новых клиентов, но и работать со старыми, потому что они, как адвокаты, готовы защищать компанию в кризисные моменты. 

Этапы формирования

Формирование имиджа компании проходит несколько этапов:

  • Изучение рынка и мнения ЦА о продукции бренда.
  • Анализ потребностей клиентов.
  • Разработка концепции продвижения.
  • Выбор имиджевой стратегии: определение каналов и инструментов для взаимодействия с аудиторией.
  • Реализация планов.
  • Аналитический сбор данных об успешности имиджевой кампании.
  • Коррекция неэффективных способов продвижения.
  • Поддержание положительного имиджа.


Как управлять имиджем организации

Работать над формированием имиджевой политики нужно постоянно. С каждым выходом нового продукта необходимо закреплять положительный образ компании в представлении клиентов, продвигать определенные установки, соответствующие статусу организации. Это реализуется при помощи грамотного планирования с включением срочных и долгосрочных целей и задач, стоящих перед компанией.

Качество обслуживания колл-центра — важный элемент формирования положительного впечатления клиента о компании. Но как контролировать работу операторов, которые каждый день принимают десятки звонков? Технология Речевая аналитика Calltouch Предикт экономит ресурсы вашего бизнеса и помогает выявить неграмотное общение или хамство менеджеров. Получайте полную текстовую расшифровку разговоров, быстро находите ключевые слова в тексте и проводите работу над ошибками.

Управление имиджем компании в интернете

Формирование имиджа компании в интернете — важное условие ее развития, так как социальные сети стали чуть ли не главным источником информации о деятельности предприятий, их продуктах и услугах. Именно здесь формируется общественное мнение. Далее разберемся, как работать с информацией в сети.

Работа с отзывами

Важно позволять клиентам оставлять отзывы и впечатления о работе компании. Так можно узнать о проблемах и быстро урегулировать их, не дав конфликту развиться. Положительные отзывы повлияют на новых пользователей, которые, вероятно, станут клиентами.  

Контент-маркетинг

Потребитель может найти компанию разными путями: с помощью упоминания бренда в пресс-релизе, на форуме или заинтересовавшись профильным обзором. Публикация подобных материалов необходима для поисковой оптимизации, которая направлена на то, чтобы ваш сайт был в топе поисковой выдаче.

Работа с лидерами мнений

Знаменитости и блогеры формируют тренды, к которым прислушивается аудитория. Рекомендациям кумира верят более охотно, чем прямой рекламе. Поэтому их слово может существенно повлиять на имидж компании и дать приток заинтересованных клиентов.

Создание положительного имиджа компании в соцсетях

Социальные сети – это маленькие СМИ, площадки для коммуникации и продвижения. Ведение корпоративной страницы строится на публикациях интересного контента и вовлечении аудитории в онлайн-мероприятия. Каждый пост должен носить позитивный характер, быть информативным и одновременно напоминать о деятельности компании.

PR сайта и его поисковое продвижение

Сайт должен иметь привлекательный дизайн, а публикации нести практическую пользу и информировать клиента. Оригинальный контент и SEO повышают шансы на то, что ваш сайт появится в выдаче топ-10.

Заключение

Формирование имиджа организации – многоступенчатый процесс, требующий постоянной вовлеченности. Позитивный образ способствует экономии ресурсов, негативный – увеличению расходов компании. Из-за отрицательного образа бренд теряет не только потенциальных клиентов, но и лояльность уже имеющихся, так как его продукция вызывает недоверие. Образ бренда должен строиться на актуальных общественных ценностях и, вместе с тем, соответствовать корпоративной политике. Баланс в этом вопросе поможет выстроить грамотные и позитивные отношения со всеми участниками рынка. 


Концепция формирования имиджа компании

По нашему глубокому убеждению основой гармоничного развития любой сущности является принцип соответствия. Амбиции должны соответствовать амуниции, человек – занимаемой должности, должность – статусу человека, образование – востребованности, родители – детям (и наоборот), планы – целям, имидж – компании, а компания – имиджу. Т.е., уточним, что принцип соответствия имеет выраженную обратную связь.

Согласно принципу соответствия, определим имидж как корреляцию между представлением, которое компания хочет создать о себе у потенциального клиента, и представлением о компании, которое существует у потенциального клиента.

Итак, у данного определения есть две выраженные части: первая – активные действия компании по формированию и адекватному восприятию своего “лица”; вторая – собственно “отражение” лица компании в “зеркале” клиента. При этом, естественно, представления компании о себе и представления клиента о компании могут не только не совпадать, но и быть крайне далеки друг от друга (это можно назвать эффектом художественной фотографии: вы идете в художественный салон для того, чтобы запечатлеть любимого себя на снимке и отправить его дорогому человеку, дабы помнил и ценил. У вас есть, как правило, весьма нескромные представления о достоинствах собственной внешности. Увы, часто эти представления разбиваются вдребезги немедленно после получения снимка, который – не то что, дорогому человеку отправить, – даже для устрашения врагов не всегда можно использовать!).

Данное определение имиджа можно представить в виде чаши весов, где оптимум – равновесие. Может перетягивать “чаша компании” – тогда надо существенно вкладываться в формирование своего “лица” и навязывать свой неповторимый облик всем и надолго. Можно оставить все как есть – тогда перевешивает “чаша клиента”, и надо лишь поддерживать представление о себе. Это не очень хлопотно и не очень затратно, безусловно, при положительном восприятии клиентом компании. Однако, такая политика вряд ли привлечет дополнительное число клиентов к компании, да и многих старых клиентов можно потерять, если им захочется чего-нибудь “свеженького”. Если же у компании в глазах клиента не столько “лицо”, сколько, извините, “морда”, то есть только два видимых пути работы с таким имиджем: поддерживание отрицательного имиджа (как в популярных анекдотах про Вовочку – я буду весь в коричневом и испорчу вам праздник), что пока еще проблематично на Российском рынке (не так много у нас было положительных эмоций, чтобы настолько конкретно захотелось отрицательных), либо вкладывание огромных средств, чтобы все-таки доказать неразумному клиенту, что “мы просто болели”, а на самом деле – “мы белые и пушистые”.

Мы предлагаем, как нам кажется, наименее затратный путь достижения искомого равновесия, выверенный согласно принципу соответствия.

Из принципа соответствия можно выделить несколько следствий, необходимых для формирования данной концепции имиджа.

  • Следствие 1. Имидж компании должен соответствовать стратегии развития компании, опирающейся на удовлетворение определенных потребностей всего рынка или его сегмента. Народу это должно подаваться, как стремление компании удовлетворить потребности клиента и, соответственно, построение имиджа “от потребностей клиента”.
  • Следствие 2. Имидж компании соответствует уровню/этапу развития компании.
  • Следствие 3. Внутренний имидж компании соответствует внешнему имиджу компании.
  • Следствие 4. Имидж компании соответствует современному этапу развития общества, в котором существует компания.

НО: в этом следствии есть скрытая часть: тот имидж компании, который открыто подается на рынок, безусловно, должен соответствовать данному этапу развития общества (дабы не раздражать клиента непонятностью оказываемых благодеяний), однако внутри компании должна постоянно проводиться работа по возможным трансформациям имиджа в соответствии с потенциальными изменениями условий рынка. При этом “новые” элементы имиджа должны хитро вплетаться в старый, привычный рисунок, чтобы у пугливого старого клиента было время привыкнуть к ним неосознанно, а пытливый молодой клиент мог “клюнуть” на наши инновации в поисках “свеженького”.

Как нам кажется, любая компания проходит в течение своей жизни четыре основных этапа:

  • 1 этап формирования компании с прицелом на определенный сегмент рынка;
  • 2 этап утверждения компании на захваченных позициях и более-менее стабильного существования;
  • 3 этап инновационной деятельности компании с целью расширения рынка при стабильно прочном положении на занимаемых позициях (кульминация существования компании – “золотой век”);
  • 4 этап трансформации компании, приводящий либо к отмиранию компании (быстрому – например, банкротству, медленному – стагнации), либо к очередному инновационному витку и возрождению подобно Фениксу.

Очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика, как внешняя, так и (возможно, в первую очередь) внутренняя, призванная обеспечить максимальную прибыль на данном этапе развития и подготовить “плацдарм” для благополучного прохождения следующего этапа. Из обозначенных функций имиджевой политики видно, что для нее характерна некоторая величина запаздывания – то есть, если мы начали суетиться по поводу имиджа данного этапа, уже находясь на данном этапе, то мы опоздали со всей этой суетой. Успешность прохождения каждого последующего этапа определяется адекватностью имиджевой политики предыдущего этапа (см. Следствие 4).

Отсюда мы предлагаем следующие шаги по формированию и подтверждению имиджа (внутреннего и внешнего) компании в зависимости от этапа развития компании.

1 этап. Компания находится в стадии становления, затраты на формирование имиджа и общую рекламу минимальны.

Внутренний имидж компании на данном этапе также только формируется.

Основные задачи, которые нужно решать в это время внутри компании (в аспекте создания имиджа, естественно):

  • определение срочных и перспективных целей функционирования компании и составление планов деятельности,
  • сегментирование рынка в соответствии с планами,
  • создание товарного знака, логотипа компании
  • подбор и расстановка сотрудников, адекватных занимаемому месту и общим целям компании,
  • разработка общего стиля компании, концепции внешнего оформления офиса,
  • проведение маркетинговых исследований и составление прогнозов развития компании с помощью разовых привлечений экспертов,
  • создание начальной базы данных реальных и потенциальных клиентов.

Внешний имидж в это же время, в силу минимальности затрат на рекламу, требует следующих действий:

  • рассылка информационных писем о создании, целях и общей стратегии компании потенциальным партнерам и клиентам,
  • внешняя реклама делает упор на уникальность предлагаемых компанией услуг или товаров, тем самым определяя будущую нишу компании на рынке. В случае претензий компании на определенный сегмент рынка, реклама должна учитывать специфику данного сегмента, и, следовательно, подчеркивать качественность предлагаемых компанией услуг. Товарный знак пока подается очень ненавязчиво.

На первом этапе существования компании и создания ее имиджа важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного. Репутация вновь создаваемой компании должна вполне соответствовать поговорке: “Береги честь смолоду”, так как данный этап лишь готовит компанию к дальнейшему “раскруту”. Впрочем, можно действовать и от скандала – негативное впечатление тоже запоминается надолго (даже на более длительный срок, чем позитивное), однако, имиджмейкер, в данном случае, должен быть весьма опытен именно в области “раскручивания” скандала, так как законы развития скандала весьма сложны, особенно на российском рынке. Вряд ли вновь создаваемая обычная компания может себе позволить оплачивать услуги дорогих имиджмейкеров, поэтому проще и дешевле идти от привычного положительного имиджа. Тем более, что возможность оставить о себе скандальную славу, увы, есть у любой, даже самой положительной компании.

В соответствии с позитивной установкой должно формироваться и поведение персонала компании. Причем, на данном этапе компания еще может себе позволить роскошь отбирать персонал по поведению, а не вбивать правила деловой этики в головы сопротивляющихся “ветеранов компании”, считающих себя вне общей канвы в силу заслуг в прошлом.

Соблюдение принципов деловой этики весьма важно в процессе общения с клиентом, так как служит для него (клиента) наиболее достоверным подтверждением истинного имиджа компании. Первое впечатление от общения с сотрудниками компании весьма сложно (и дорого) исправить. Отсюда – особый подход к найму персонала, непосредственно общающемуся с клиентом.

Отечественный клиент (особенно в регионах) еще настолько неизбалован, что с большой благодарностью воспринимает уважительное к себе отношение, но уже настолько просвещен, что крайне нервно реагирует на “совковый” подход к своей персоне.

2 этап. Компания захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней.

Компания может позволить себе увеличить расходы на общую рекламу и на имидж-рекламу.

Внутренний имидж компании в это время включает в себя работу над:

  • Внедрением и укреплением традиций компании среди сотрудников для создания корпоративного духа – это весьма важная часть имиджа компании, которой, к сожалению, мало придается значения на “совковых” компаниях, привыкших к текучести кадров. Следует, однако, учесть, что для того, чтобы новый сотрудник осознал свои служебные обязанности и вышел “на рабочую мощность” требуется (по законам социальной психологии) 2-3 месяца. Очевидно, что постоянная ротация кадров дорого обходится компании, которая никогда не сможет достичь оптимальной производительности труда и общей эффективности работы. Ценных сотрудников можно “закрепить” на местах высокой оплатой труда, но, во-первых, всегда может найтись другая компания, способная “перекупить” специалиста, а во-вторых, гораздо дешевле и надежней закреплять сотрудников (при разумной заработной плате) на ментальном уровне, что обеспечивается включением сотрудника в традиции компании – “общую тусовку”. Как в детстве – из песочницы быстрей уходят те, кого не приняли в общую игру. Человек, независимо от психотипа, существо общественное. Это стоит всячески использовать в своих корыстных целях. Наличие фирменных значков с торговым знаком у сотрудников (формы, в крайних вариантах), совместное отмечание праздников с “раздачей слонов” наиболее успешным сотрудникам, гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам (дню рождения, например), выделение особых праздников компании (день основания, и т.д.) – все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в данном коллективе и, со своей стороны, заставит стремиться соответствовать этому коллективу. Уважительное отношение к клиенту вполне может быть одной из наиболее приветствуемых традиций компании.
  • создание общего стиля офиса компании – в соответствии с традициями компании, с особенностями деятельности компании и ее современными финансовыми возможностями.
    Это – тоже не настолько дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на служебной площади. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем – например, если большая часть мебели в компании черного цвета, то и новая мебель должна также быть выдержана в этой гамме (если не планируется полное обновление). Цвет напольного покрытия должен быть одним и тем же на служебной площади (за исключением особых помещений – типа складских и т.д.). Кабинет правления должен быть выдержан в общем стиле компании. Практически, от других офисных помещений кабинет дирекции должен отличаться только табличкой на двери (в отличие от советских “начальников”, любивших украшать свои кабинеты коврами всех оттенков и мебелью, более уместной в будуарах). Двери в помещения должны быть снабжены функциональными табличками, выполненными в едином стиле. Нормальное положение дверей – закрытое (элементарные пружины помогают решить проблему). Коридор с кучей праздношатающихся из помещения в помещение сотрудников создает неблагоприятное впечатление о компании у посетителя и отвлекает от работы самих сотрудников компании. Отдельного оформления требует комната для клиентов – общий стиль может соответствовать остальным помещениям офиса, но везде должны быть в доступном количестве свежие рекламные материалы компании, которые и на месте посмотреть интересно, и с собой взять приятно. Узнаваемый стиль компании особенно важен в случаях, когда различные помещения разбросаны на значительной территории – стиль компании позволит клиенту ориентироваться в пространстве. При этом, наличие стиля не исключает, а предполагает существование большого количества грамотных указателей, дабы поиск компании не превратился в неразрешимую проблему. Клиент должен иметь какой-то важный стимул (трудно понять – какой, особенно при наличии широкого альтернативного выбора) для поиска компании, рассредоточенной в пространстве и не обозначающей своего присутствия – в противном случае, компания рискует превратиться в Неуловимого Джо, секрет неуловимости которого, как известно, в том, что он никому не нужен.
  • активизация маркетинговых исследований, создание прогнозирующих и инновационных исследовательских структур при компании – необходимое условие перехода компании к следующему этапу развития.

Внешний имидж компании в это же время направлен на следующее:

  • подчеркивание в рекламе стабильности деятельности компании (5 лет на российском рынке! 2 века на полях Оклахомы! Уже полтора месяца в Хацепетовке! И т.д.),
  • постоянная связь (в т.ч. обратная – для анализа эффективности) с существующими клиентами – рассылки к праздникам, уведомления о создании новых направлений, список новых услуг и др.,
  • реклама технологий компании в рекламных изданиях (желтые, золотые, фиолетовые страницы, справочники, энциклопедии домашнего хозяйства и т.д.),
  • начало социальной рекламы – типа: мы заботимся о новом поколении России, поэтому студентам – 0,5% скидка; наш продукт прошел тестирование на соответствие экологическим стандартам; мы заботимся об окружающей среде – наши фильтры на автомобилях позволяют вам дышать чистым воздухом и т.д.Одновременно эта реклама может использоваться для апробации инновационной деятельности компании – вот новая услуга, которой мы осчастливили подрастающее поколение в нашей неустанной заботе о нем.
  • активное использование товарного знака, логотипа, слоганов компании во всех видах имиджевой деятельности,
  • начало связей с общественностью компании – презентации, дни открытых дверей, благотворительные распродажи, и т.д.

3 этап. “Золотой век” компании.

Расширение социальной рекламы. “Белый и пушистый” имидж или образ “отца нации”, или лик “благодетеля” – что ближе, что больше соответствует внутреннему имиджу компании и ее задачам. При этом, в имидже прослеживаются инновационные моменты, органично вписывающиеся в общий стиль, но несущие “зерно перемен” – подготовка к 4 этапу.

Внутренний имидж компании связан с:

  • стимулированием инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных повышениях квалификации, перепрофилировании, конкурсах проектов и др.,
  • открытием филиалов компании в регионах: требования к имиджу филиала соответствуют основным принципам имиджа центра, но учитывают местную специфику (далеко не все, что популярно в Москве, будет адекватно воспринято на периферии),
  • созданием пробных новых направлений деятельности (практическое применение наработок исследовательских подразделений), как вписывающихся в общий стиль компании (и активно подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторские (здесь возможны два пути: маскировка деятельности по принципу “волка в овечьей шкуре”- подача нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и т.д., либо реклама именно инноваций – это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы – первые, а залог успеха – наше долгое и успешное существование на отечественном/зарубежном/региональном рынке. Выбор пути определяется предварительными исследованиями принципов рынка, менталитета потенциального клиента, особенностей региона),
  • в новаторских направлениях второго пути разработка имиджа идет по всем тем шагам, которые были обозначены выше (в данном случае, создание новаторского направления следует рассматривать, как открытие новой компании),
  • постоянное поддерживание прямой и обратной связи с клиентами.

Внешний имидж компании на этом этапе предполагает:

  • уменьшение затрат на общую рекламу, поскольку товарный знак компании уже “говорит сам за себя”,
  • начало рекламной кампании инновационных проектов компании,
  • активное участие в общественной жизни: тусовки различного уровня – уровень и направленность тусовки соответствует стилю и имиджу компании,
  • расширение социальной рекламы: благотворительность, поддержка в качестве “отца-благодетеля” какой-нибудь гуманитарной организации – университета, театра, больницы. Народ считает компанию неотъемлемой частью собственной духовной жизни.. Если удастся – хорошо бы сделать принцип неучастия в политике доброй старой традицией компании. В то же время, ясно, что переход от 3 к 4 этапу в данной стране, как правило, связан с властными структурами (явными или тайными), но это – тема отдельной статьи, имеющей мало отношения к рассматриваемым аспектам имиджа.

4 этап можно не рассматривать отдельно, поскольку, если компания развернулась в инновациях, то весь цикл запускается снова, но легче, поскольку есть база – опора на прежние традиции. Если же компания агонизирует, то можно попробовать сыграть на отрицательном имидже и превратить собственные похороны в веселый праздник возрождения (и опять-таки запустить весь цикл), либо тихо почить с миром, закрыть лавочку и отбыть на заранее подготовленные позиции на Канарах.

Автор: Марина Вишнякова

https://bit.ly/3lJQn9s