суббота, 6 февраля 2016 г.

Оборотный капитал



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА


В хозяйственной деятельности предприятия необходимо участие не только основных, но и оборотных средств, необходимых для своевременного выполнения всех хозяйственных операций.
Оборотный капитал предприятия – его финансовые ресурсы, инвестируемые в оборотные активы.
При этом различают оборотные фонды и фонды обращения.
Оборотные фонды – часть производственных фондов предприятия, вещественные элементы которых в процессе производства, в отличие от основных фонды, расходуются в течение данного производственного цикла, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу (при этом они теряют свою натурально-вещественную форму).
Фонды обращения – средства предприятия, закрепленные в сфере обращения.
Состоят из следующих компонентов: готовой продукции на складах; товаров в пути (отгруженная продукция); денежных средств; средств в расчетах с потребителями продукции.
Оборотные производственные фонды предприятия включают следующие элементы.
1. Производственные запасы – предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других на том же предприятии.
3. Расходы будущих периодов – невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся к продукции будущего периода.
Структура оборотных средств – соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями.
Знание и анализ структуры оборотного капитала предприятия имеет большое значение, так как в определенной мере характеризует финансовое состояние предприятия на тот или иной момент его работы. Оборотными средствами необходимо управлять с целью оптимизации их структуры и повышения оборачиваемости. Только так можно повысить эффективность их использования.
По охвату нормированием выделяют следующие оборотные средства: нормируемые – оборотные средства в запасах товарно-материальных ценностей; ненормируемые – средства в расчетах, кассе и на счетах в банке.
Формирование собственного оборотного капитала происходит в момент создания предприятия. С этой целью формируется уставный капитал (складочный, паевой). По мере развития предприятия пополнение оборотного капитала может происходить за счет собственных источников, полученных предприятием в процессе своей деятельности, а главным образом – за счет прибыли.
Источники оборотного капитала: устойчивые пассивы – средства предприятия, которые ему не принадлежат, но постоянно находятся в его обороте; прочие собственные средства – временно свободные остатки резервного фонда, фондов специального назначения; краткосрочные кредиты банков; кредиторская задолженность.




УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

Предприятию постоянно необходимо эффективно использовать оборотный капитал. Для этого им нужно управлять. С одной стороны, необходимо более рационально использовать имеющиеся оборотные ресурсы (речь идет прежде всего об оптимизации производственных запасов, сокращении незавершенного производства, совершенствовании производства, совершенствовании форм расчетов и др.). С другой стороны, в настоящее время предприятия имеют возможность выбирать разные варианты списания затрат на себестоимость, определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и др.
Главная цель управления оборотным капиталом предприятия – максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Предприятие в случае эффективного управления своими и чужими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения.
К объектам управления оборотным капиталом относят следующие.
1. Запасы, управление которыми означает определение потребности в них, обеспечивающей бесперебойный процесс производства и реализации.
2. Дебиторскую задолженность, управление которой предполагает:
– определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
– анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
– контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности и т. д.
3. Денежные средства, управление которыми осуществляется путем прогнозирования денежного потока.
Управление оборотными средствами включает решение следующих задач:
– ведение расчета минимально достаточных средств для авансирования оборотных активов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия (эта задача решается нормированием оборотных средств);
– разработка учетной политики для оптимизации налогообложения путем: выбора методов амортизации МБП, списания товарно-материальных ценностей, определения выручки от реализации и т. д.;
– осуществление ускорения оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборота капитала.
В целях управления оборотными средствами на предприятии должна быть создана специальная система.
Она должна иметь следующие элементы:
1) персонал – это могут быть работники предприятия, которые непосредственно занимаются управлением оборотными средствами (работники финансовой службы), либо работники, которые в той или иной мере выполняют функции по управлению оборотными средствами (например, технологи, рассчитывающие нормы расхода материальных ресурсов);
2) соответствующую организационную структуру – работа по управлению оборотными средствами должна координироваться в рамках определенных структурных подразделений предприятий;
3) информационное обеспечение – данные учетной, плановой, аналитической, прогнозной, статистической и других систем предприятия;
4) программно-техническое обеспечение предприятия – для управления оборотными средствами должны использоваться компьютеры и соответствующие программы;
5) методическое обеспечение – для правильности расчетов по управлению оборотными средствами на предприятии должны быть единые методические рекомендации.




НОРМИРОВАНИЕ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА


В хозяйственной деятельности существует объективная необходимость проведения нормирования оборотного капитала.
Нормирование оборотного капитала – установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, необходимых для нормальной деятельности предприятия.
Основная цель нормирования – определение рационального размера оборотных средств, отвлекаемых на определенный срок в сферу производства и сферу обращения.
К числу нормируемых оборотных средств обычно относятся оборотные производственные фонды и готовая продукция. Фонды обращения, как правило, не-нормируемы.
Нормирование оборотных средств предполагает определение: норм запаса оборотных средств в днях; нормативов всех оборотных средств в денежном выражении, в том числе по каждому элементу.
Норма оборотных средств в днях по видам сырья и основным материалам включает: транспортный запас – время пребывания в пути оплаченных материальных ценностей – разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота; технологический запас – время разгрузки, складирования и подготовки к производству; время пребывания материалов в текущем, складском запасе – 50 % среднего интервала между поставками; страховой запас – 50 % текущего запаса.
Норматив производственных запасов (Нпр. з) рассчитывается по формуле
Нпр. з = МЗ/Д X ПЗн,
где МЗ – затраты на материалы, тыс. руб.; Д – длительность планового периода, дней; ПЗн – норма в производственных запасах, дней.
Норматив незавершенного производства (Ннп) рассчитывается по формуле Ннп = С/Д X Дпр. цКнз,
где С – себестоимость выпуска товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.; Дпр. ц – длительность в днях производственного цикла; Кнз – коэффициент нарастания затрат.
Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле Кнз = (МЗ – 0,5(С – МЗ))/С.
Норматив готовой продукции (Нгп) определяется по формуле Нгп = С/Д X ГПн,
где ГПн – норма запаса готовой продукции, дней.
Общая сумма нормируемых оборотных средств (Нос) рассчитывается по формуле
Нос = Нпр. з + Ннп + Нгп.
Потребность предприятий в объеме норматива должна покрываться за счет собственных средств. Дополнительная потребность в оборотном капитале, вызванная необходимостью образования сверхнормативных запасов товарных и материальных ценностей, должна удовлетворяться за счет краткосрочного банковского кредита.
Нормирование оборотных средств позволяет повысить эффективность использования оборотных средств. Это выражается в том, что в результате нормирования потребность предприятия в оборотном капитале сокращается. Нередко в результате нормирования предприятие получает высвобождение оборотных средств и может направить сэкономленную сумму на другие нужды.
Однако распространению нормирования оборотных средств на предприятиях препятствует неразвитость: нормативной базы по материальным затратам; статистического учета в области дебиторской задолженности, денежных средств.
Все это затрудняет разработку обоснованных норм и нормативов оборотных средств. Поэтому вместо нормирования оборотных средств предприятия нередко используют укрупненные (экспертные) методы планирования потребности в оборотных средствах либо вообще не планируют потребность в оборотных средствах.

Назначение процесса нормирования оборотных средств на предприятии торговли может быть сформулировано как определение рационального размера оборотных средств, привлекаемых в сферу обращения для обеспечения эффективного осуществления предприятием своей торговой и финансовой деятельности. Основные задачи нормирования оборотных средств предприятия заключаются в следующем:
– определение величины оборотных средств, необходимой для поддержания бесперебойной и ритмичной работы предприятия, прибегая к использованию минимально необходимого количества средств;
– определение соотношения показателей потребности в оборотных средствах с основными показателями деятельности предприятия, опираясь на специфику работы предприятия;
– повышение эффективности использования оборотных средств предприятия.
Величину норматива оборотных средств можно охарактеризовать как оптимальную потребность торгового предприятия в оборотных средствах в стоимостном выражении для осуществления эффективной торгово-финансовой деятельности.
При нормировании определяются частные и совокупные показатели. Процедура нормирования предполагает осуществление следующих действий: в начале рассчитываются нормы запаса по отдельным составляющим нормируемых оборотных средств;  далее, по полученным нормативным значениям запасов и расходов определенного вида товарно-материальных ценностей, рассчитывается сумма оборотных средств, которая необходима для формирования нормируемых запасов по определенному виду оборотных средств. Разработкой нормативных значений оборотных средств на предприятии занимаются финансовые службы во взаимодействии с производственными, сбытовыми и снабженческими службами.
На практике применяются следующие методы нормирования оборотных средств, представленные в табл 1.
Таблица 1 – Методы нормирования оборотных средств
Метод прямого счетаРасчетно-аналитический методМетод коэффициентов
Содержание методаРасчет норм и нормативов по каждому виду оборотных средств, действующих в течение длительного периода. Расчеты учитывают объем производства, ассортимент продукции, условия продаж, политику снабжения. Совокупный норматив оборотных средств по предприятию определяется как сумма частных нормативов по отдельным элементам.Норматив рассчитывается путем умножения нормы запаса в днях, фактически сложившегося в отчетном году, на плановый однодневный расход, выпуск, затраты. Норма запаса в днях определяется как частное от деления фактических остатков оборотных средств на их фактический однодневный расход, выпуск, затраты (в зависимости от вида оборотных средств).Норматив рассчитывается в целом по предприятию путем разделения  суммарного норматива на две группы и внесения плановых изменений. Оборотные средства первой группы зависят от изменения объемов производства, их значения умножаются на возможные изменения цен, объемов производства, ускорение или замедление оборачиваемости. По нормативу второй группы производится корректировка на уровень инфляции или показатели принимаются неизменными.
Сфера примененияИспользуются в текущем планировании, позволяют определить нормативы по основным элементам оборотных средствПредпочтительное использование в перспективном планировании
Преимущества методаПредоставляет наиболее точный расчет потребности в оборотных средствах в разрезе элементовПозволяет определить внутренние резервы по повышению эффективности использования средствОтсутствует необходимость расчета однодневного расхода (выпуска) и норм запаса
Недостатки методаСложный, трудоемкий метод, необходимость использования точных методик расчетаНе позволяют учесть особенности в организации производства, специфику финансовых отношений конкретного предприятия
Процесс нормирования оборотных средств предприятия торговли предполагает осуществление следующих этапов, представленных на рисунке 2 [5]:



Рисунок 2 – Этапы нормирования оборотных средств предприятия торговли
Рассмотрим направления нормирования оборотных средств предприятий торговли.
Норматив товарных запасов характеризует оптимальную величину запасов, представляющую собой такой уровень запасов к обороту розничной торговли, который предполагает достижение бесперебойного темпа продаж товаров при минимальных затратах на их формирование, содержание и управление в определенных условиях деятельности с применением прогрессивных направлений развития.
Понятия норма и норматив товарных запасов являются основными показателями при осуществлении процесса нормирования товарных запасов. Норма товарных запасов рассчитывается в днях и является относительным показателем. Норматив товарных запасов определяется в абсолютных (натуральных и денежных) единицах и вычисляется по формуле:
НормативТЗ = Нтз х Рдн,
где Нтз – норма товарных запасов; Рдн – однодневный расход товарных ценностей.
Выделяют две разновидности норматива товарных запасов:
-        норматив, в качестве запаса, который необходим для осуществления бесперебойной реализации для достижения наиболее оптимального уровня объема и структуры покупательского спроса;
-        норматив, как товарный запас, который формирует товарные запасы по регионам, исходя из требований к их функционированию, по организациям, периодам года, в пространстве и времени.
Норма товарных запасов включает в себя: торговый запас (Зторг); страховой (резервный) запас (Зстрах); запас на время приемки и подготовки (Вп) товаров к продаже.
Торговый запас состоит из двух составляющих:
1)  рабочего запаса, который необходим для демонстрации в торговом зале, имеющихся в наличии товаров и предназначеных для реализации покупателям;
2) запаса пополнения, который предназначен для обеспечения продажи товаров в период между поставками.
Страховой запас определяется по определенной группе товаров в процентном соотношении ко всему запасу следующим образом: по товарам, по которым невозможно подобрать замену – в размере до 100% товарных запасов; до 50% – по отдельным продовольственным и непродовольственным товарам. В диапазоне этих параметров соотношение страхового и торгового запасов будет изменятся в зависимости от определенных условий торговой деятельности.
Время, предназначенное для осуществления процесса приемки, проверки качества товаров, подготовки их к продаже, определяется по данным, полученным в результате определения величины времени, затраченного на осуществление этих операций, с учетом опыта и последующей оптимизацией процессов приемки и предпродажной подготовки товаров.
Нормирование оборотных средств, вложенных в денежные средства в кассе и в пути (НормативОСдс) включает:
а) норматив оборотных средств, который представляет необходимый остаток денежных средств в кассе, предназначенных в дельнейшем для осуществления расчетных операций с покупателям после инкассации выручки и погашения  непредвиденных неотложных расходов в случае их возникновения. Норма денежных средств в кассе определяется как отношение лимита кассы к среднедневному товарообороту в розничных ценах.
б) норматив денежных средств в пути определяется на основании особенностей инкассации торговой выручки.
Норматив прочих активов вычисляется в суммарном выражении по каждому элементу.
Общий норматив оборотных средств, авансированных в прочие активы, вычисляется по следующей формуле:
НормативОСпа = НормативИ + НормативМ + НормативРБП,
где НормативИ – норматив оборотных средств, авансированных в хозяйственный инвентарь;
НормативМ – норматив упаковочных материалов;
НормативРБП – норматив расходов будущих периодов.
На последнем этапе по результатам проведенных расчетов совокупный норматив оборотных средств определяется следующим образом:
НормативОС = НормативОСтз + НормативОСдс + НормативОСпа.
Норматив собственных оборотных средств определяет минимальную величину собственных средств, которая необходима для осуществления непрерывного и бесперебойного процесса реализации товаров и соблюдения определенных договоренностей между субъектами рынка [5].
Отсутствие системы нормирования оборотных средств приводит к снижению темпов роста продаж, нарушениям планов продаж из-за отсутствия необходимого количества материальных ресурсов и  товарных запасов, к нарушению графика отгрузки продукции потребителю. Возникновение чрезмерных запасов приводит к замораживанию средств и замедлению оборота средств, что свидетельствует о нарушениях в осуществлении деятельности, связанной с материально-техническим снабжением, и деятельности, направленной на осуществление процессов реализации продукции, что обуславливает неэффективное и нерациональное использование имеющихся ресурсов.
Осуществление процесса нормирования оборотных средств на предприятии предполагает разработку и внедрение организационно–технические мероприятий, направленных на ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое может быть достигнуто за счет:
-        повышения эффективности процессов, связанных с материально–техническим снабжением и сбытом продукции;
-        снижения расходов материальных ценностей и живого труда в процессе коммерческой деятельности;
-        сокращения времени отгрузки продукции, а также  времени документооборота;
-        поиска выгодных вариантов инвестирования денежных ресурсов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА

Каждое предприятие имеет в составе своих активов оборотные активы. Для их финансирования предприятие использует определенные источники, которые в сумме называются оборотным капиталом. Предприятие должно стремиться к повышению эффективности использования оборотного капитала. Это необходимо в целях максимизации эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом. Использование оборотных средств характеризуют три коэффициента: оборачиваемости, оборачиваемости в днях и загрузки.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год). Определяется по формуле Коб = = VP/Оср, где Vfi – объем реализации продукции за отчетный период; Оср – средний остаток оборотных средств за отчетный период.
Продолжительность одного оборота в днях показывает, за какой срок предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции: Д = Т/Коб или Д = Т х Оср/VP, где Т – число дней в отчетном периоде.
Коэффициент загрузки средств в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручки от реализации продукции. Таким образом, этот показатель представляет собой оборотную фондоемкость, или затраты оборотных средств для получения 1 руб. реализованной продукции: Кз = Оср/VP х 100, где Кз – коэффициент загрузки средств в обороте (т. е. величина, обратная коэффициенту оборачиваемости), коп.; 100 – коэффициент перевода рублей в копейки.
Чем меньше Кз, тем эффективнее используются оборотные средства на предприятии, лучше его финансовое положение.
Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости определяется по формуле ДО = Оо – Опл, где ДО – сумма высвобождаемых оборотных средств, Оо – потребность в оборотных средствах в плановом периоде (при условии отсутствия ускорения их оборачиваемости), руб.; Опл – потребность в оборотных средствах в плановом периоде с учетом ускорения их оборачиваемости, руб.
Высвобождение оборотных средств может быть абсолютным и относительным.
Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превращении объема реализации за рассматриваемый период.
Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом объема выпуска продукции, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.
В качестве показателей эффективности использования оборотного капитала могут рассматриваться показатели эффективности использования материальных ресурсов. Это связано с тем, что производственные запасы предприятия составляют, как правило, значительную долю оборотного капитала.
Пути повышения эффективности использования оборотного капитала:
1) нормирование оборотных средств;
2) снижение себестоимости продукции;
3) оптимизация производственных запасов;
4) оптимизация доставки сырья и материалов;
5) оптимизация хранения и доставки готовой продукции;
6) управление дебиторской задолженностью;
7) управление денежными средствами;
8) сокращение производственного цикла;
9) снижение потребности в инвентаре.



ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

Политика управления оборотным капиталом – одна из разновидностей финансовой политики предприятия. В качестве критерия ее выделения используется такой признак, как объект управления, т. е. оборотные средства.
Политика управления оборотным капиталом предполагает принятие решений относительно величины, структуры и значений компонентов чистого оборотного капитала. Для построения такой политики используется ряд показателей:
– кредиторская задолженность;
– краткосрочные обязательства;
– суммы отдельных элементов оборотных средств;
– чистый оборотный капитал – разность между оборотным капиталом предприятия и его краткосрочными обязательствами.
Политика управления оборотным капиталом должна обеспечивать компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы, что сводится к решению двух важных задач.
1. Обеспечение платежеспособности – одна из важнейших задач финансового менеджмента. Такое условие отсутствует, когда предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, находится в преддверии банкротства. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности. Также могут возникнуть проблемы с ритмичностью хозяйственной деятельности и, как следствие, дополнительные расходы.
2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Важно не просто иметь определенную сумму оборотного капитала. Эта сумма должна состоять из определенных элементов последнего. Разные уровни оборотного капитала по-разному воздействуют на прибыль. Так, высокий уровень производственных запасов требует значительных текущих расходов. Широкий ассортимент продукции в дальнейшем может способствовать росту объемов реализации. Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает учет рисков. Чем выше уровень оборотного капитала, тем меньше риск, и наоборот.
Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в оборотных активах, принято называть левосторонним. К явлениям, несущим левосторонний риск, относятся:
– недостаточность денежных средств;
– недостаточность собственных кредитных возможностей;
– недостаточность производственных запасов;
– излишний объем производственных запасов. Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в обязательствах предприятия, называют правосторонним. Явления, несущие правосторонний риск:
– высокий уровень кредиторской задолженности;
– неоптимальное сочетание краткосрочных и долгосрочных источников заемных средств;
– высокая доля заемного капитала.
Политика управления оборотным капиталом может включать использование следующих методов воздействия на риск:
– минимизации текущей кредиторской задолженности – такой метод сокращает возможность потери ликвидации;
– минимизации совокупных издержек финансирования – в этом методе делается упор на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности;
– максимизации капитализированной стоимости фирмы – все решения в области управления оборотным капиталом, увеличивающие стоимость предприятия, признаются эффективными.



РАСЧЕТ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА

Оборотные средства в процессе своего использования могут находиться в разных формах. Каждое предприятие покупает сырье, перерабатывает его, производит готовую продукцию и продает ее в кредит. Можно сказать, что денежные средства проходят полный операционный цикл.
Движение денежных средства в процессе операционного цикла проходит следующие основные стадии, последовательно меняя свои формы:
– денежные средства используются для приобретения сырья и материалов;
– запасы сырья, материалов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запас готовой продукции;
– запасы готовой продукции реализуются покупателям и до их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность;
– инкассированная (оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные средства, часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений.
Производственный цикл начинается с момента поступления сырья и материалов на склад предприятия и заканчивается в момент отгрузки готовой продукции покупателю.
Продолжительность производственного цикла коммерческой организации определяется по следующей формуле:
Ппц = Осм + Онзп + Огп, где Ппц – продолжительность производственного цикла в днях;
Осм – продолжительность оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов в днях; Онзп – продолжительность оборота среднего объема незавершенного производства в днях;
Огп – продолжительность оборота среднего запаса готовой продукции в днях.
Финансовый цикл начинается с момента оплаты поставщиком купленных сырья и материалов (погашение кредиторской задолженности) и заканчивается в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности).
Продолжительность финансового цикла определяется следующим образом:
Офц = Ппц – Окз = Отмз + Одз – Окз, где Окз – средние остатки кредиторской задолженности/затраты на производство; Отмз – средние остатки ТМЦ/затраты на производство;
Одз – средние остатки ДЗ/выручка от реализации.
Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в запасах и дебиторской задолженности.
Продолжительность операционного цикла рассчитывается по формуле
Поц = Ппц + Одз.
Расчет финансового цикла – основа планирования и управления денежными средствами. Предприятие должно постоянно стремиться к сокращению производственного и финансового цикла. Для этого они могут использовать различные мероприятия: нормирование оборотных средств; снижение себестоимости продукции; оптимизацию производственных запасов; оптимизацию доставки сырья и материалов; оптимизацию доставки и хранения готовой продукции; управление дебиторской задолженностью; управление денежными средствами; сокращение производственного цикла; снижение потребности в инвентаре; эффективную ценовую политику; применение логического похода и т. д.
Выбор варианта сокращения производственного и финансового циклов делается на основе сопоставления эффективности каждого варианта. Сокращение длительности данных циклов позволяет сократить потребность в оборотных средствах.




https://be5.biz/ekonomika/f011/61.html

Сценарии жестких переговоров



Сценарии переговоров — это заранее продуманные способы построения общения с целью получить определенный результат. Серьезный жесткий переговорщик умеет не только виртуозно загнать оппонента в ловушку. Он заранее продумывает каждый шаг, выстраивает структуру будущих переговоров, где каждое слово и взгляд ведут оппонента к проигрышу. Однако предполагаемая жертва может знать правила этой игры и переиграть оппонента.

Автор: Людмила Cтeпанoвна Meльник, бизнес-тpeнер, автор методик ведения пepeговоров в жестких уcлoвиях.

Сценарии переговоров — это заранее продуманные способы построения общения с целью получить определенный результат. Серьезный жесткий переговорщик умеет не только виртуозно загнать оппонента в ловушку. Он заранее продумывает каждый шаг, выстраивает структуру будущих переговоров, где каждое слово и взгляд ведут оппонента к проигрышу. Однако предполагаемая жертва может знать правила этой игры и переиграть оппонента.

1. «Или-или», или Ультиматум в начале переговоров

Жесткий переговорщик в начале переговоров выкладывает «все» карты на стол, объявляя о наличии у себя ресурсов, реальных и не очень. Основываясь на этих сильных позициях, сразу же дается вариант в виде окончательных требований: «Значит так. Мы вам очень нужны. Вы нам — не очень. К нам ваши конкуренты в очередь выстраиваются. Поэтому вот наши условия. Они окончательные. Не будем тратить время друг друга».
Расчет. Все варианты, заготовленные оппонентом, заранее объявляются «непроходными». Если «жертва» жесткого переговорщика воспринимает эту информацию как неоспоримый факт, она сразу соглашается или уходит.
Применение данного сценария целесообразно:
  • Если есть значительные ресурсы. Например, жесткая сторона — монополист.
  • Если ресурсов нет, но оппонент об этом не осведомлен. Тогда создается видимость наличия значительных ресурсов, неопровержимых фактов только за счет сильной психологической позиции.
  • Если оппонент — психологически слабый переговорщик. Того, кто сразу занимает жесткую позицию, может «скинуть с пьедестала» лишь тот, кто дает себе на это право и умеет так делать.
Опасность для жесткого переговорщика. В случае блефа и отсутствия очереди из желающих договориться на предложенных условиях жесткий переговорщик может потерять партнера — на данных переговорах или в дальнейшем. Если у «жертвы» есть возможность заключить договор с другой компанией по менее выгодной для нее цене, но в более комфортных партнерских (психологических) условиях, часто именно это она и делает.
Противостояние сценарию. Надо торговаться до последнего. Согласиться можно будет и на первоначальные жесткие требования, но только после борьбы. В ней же можно выиграть.
После предъявленных «окончательных» условий можно:
  • Сказать: «Да, интересные условия… Давайте об этом поговорим» — и вести переговоры по своему сценарию, задавая вопросы и аргументируя свои предложения.
  • Дать отпор сразу, показав, что так дело не пойдет: «Я понимаю, что такой вариант был бы для вас оптимален. Однако он не может быть принят нами. Давайте поищем взаимоприемлемые варианты». Твердо стойте на этой позиции.
  • Сыграть в «Да, но при условии…», «Да, это хорошее предложение. Думаю, мы вполне можем с ним согласиться». В этот момент собеседник удивляется и расслабляется. Дальше для закрепления эффекта расслабления можно сказать несколько комплиментов собеседнику и его компании. Затем идите в атаку: «Мы можем согласиться на предложенную вами цену. Правда, учитывая ситуацию на рынке (курс доллара, себестоимость и т. д.), придется несколько изменить сроки поставок и отказаться от части предоставляемого нами сервиса. Если для вас это несущественно, можно сказать, что мы договорились». Конечно, при этом надо быть уверенным, что предложенные потери не устроят оппонента.
Цели всех этих приемов противостояния — продолжить диалог.

2. Ультиматум «под занавес»

Этот сценарий является соединением двух предыдущих. Жесткий переговорщик «мягко стелет» почти до самого конца переговоров: торгуется, уступает, делает комплименты человеку, компании и предложению. Все идет прекрасно, и «вдруг» в момент, когда «жертва» не сомневается в окончательном «да», ее собеседник превращается в несговорчивого и жесткого переговорщика: «На ваше предложение мы пойти не можем. Это вообще нереально (глупо, смешно). Неужели вы думаете, что мы на это согласимся?»
Расчет. Расслабленный собеседник не сможет быстро выровнять позицию, чтобы дать достойный отпор, и согласится на предложенные жестким переговорщиком условия. У «жертвы» возникает обида, удивление или негодование. Эти эмоции могут не дать ей сосредоточиться на отражении нападения.
Противостояние сценарию. Чего делать нельзя?
  • Принимать эти слова за чистую монету. Если бы заявленные условия были на самом деле важны для вашего оппонента, он бы отстаивал свои позиции на всем протяжении переговоров, аргументируя их. Во всяком случае, стоит предположить, что предъявляющий ультиматум блефует. Согласиться на его условия у вас еще будет шанс.
  • Извиняться: «Я не хотел отнять у вас столько времени. Простите. Я пошел» или: «Может, я что-то не так сказал или объяснил…»
  • Оправдываться: «Вы же соглашались! Мы стараемся дать вам наилучшее предложение».
  • Сразу сдавать позиции: «А что вас не устраивает? Мы готовы пойти на уступки».
  • Нападать в ответ: «Что же вы мне голову морочили, а не сказали сразу, что вам неинтересно? По-вашему, у меня есть лишнее время?»
  • Повторять в своем ответе слова «глупо, нереально, смешно» и другие негативные оценки, данные жестким собеседником. Можно поискать более мягкие формы: «нереально» заменить на «правильно ли я понимаю, что у вас есть пожелания (предложения) по поводу…?»
Что делать?
  • Задать уточняющий вопрос: «Что именно в моем предложении вас смущает?» Если прозвучит ответ:«Все!» — нужно уточнять дальше: «И это? А вот это? А по этому пункту вы со мной, помнится, согласились. Что у нас осталось непонятным и несогласованным?» Затем идет работа по каждой позиции, которую называет собеседник.
  • Задать вопросы критерия: «Что из того, что для вас важно, мы не обсудили во время беседы?», «Правильно ли я понимаю, что мы пропустили нечто важное для вас?»
  • Можно разоблачить цели визави: «Если я правильно понял, вы начинаете со мной торговаться?»; «Вы хотите вывести меня из состояния равновесия, чтобы я предложил(а) лучшие условия?»; «Думаю, этим вы хотите сказать, что что-то в нашем предложении вам не подходит. Что именно?»При этом происходит уменьшение проблемы: если в первом высказывании визави все предложение было названо глупостью, теперь речь пойдет о чем-то конкретном: цене, условиях и т. п.
  • Столкнуть критерии:«Вы сказали, что все наше предложение вам не подходит. Но ранее вы говорили, что вас устраивает товар, доставка и сервис. То есть все предложение не может не подходить. Так ведь?»

3. «Запутывание следов»

Суть данного сценария состоит в том, что жесткий переговорщик на первый взгляд ведет общение бессистемно, чем сбивает собеседника с толку. Для этого могут применяться разные приемы.
1. Перескакивание с темы на тему. Важно завершать каждую обсуждаемую тему четким «да» или «нет». Все «да» в конце переговоров собираются и перечисляются: «Итак, мы с вами договорились о том, что…», «Таким образом, мы обсудили все вопросы. Можем считать дело решенным?». Если же по какому-либо вопросу ответ был «нет», то появляется возможность уточнить причины разногласий, ответить на возражения и договориться или хотя бы понимать предмет, объем и причину разногласий.
Жесткий переговорщик специально не дает закончить ни одно обсуждение. Для этого он задает вопросы не по теме или высказывает свою новую потребность, прося ответить, можно ли ее удовлетворить. Таким образом, к концу переговоров накапливается масса нерешенных вопросов. Чтобы подвести итог, придется обсуждать их заново.
Зачем это жесткому переговорщику? Если переговорные ресурсы «жертвы» значительные, инициатор старается выбить ее из доказательного поля: сложно выдвигать веские аргументы рывками и по паре слов, не приводя достаточное количество аргументов и фактов. Потом, в конце встречи, может прозвучать фраза жесткого переговорщика: «Вы меня не убедили. Судя по всему, у вас нет четких аргументов в защиту своей позиции». «Жертве» приходится начинать сначала — если позволяют время и оппонент. Обычно они не позволяют — на это и рассчитана игра.
Противостояние сценарию. Останавливайте собеседника: «Позвольте, я закончу свою мысль», «Я еще не закончил(а) отвечать на ваш вопрос» и, не ожидая разрешения, мягко, но настойчиво продолжайте аргументацию или ответ.

2. Увеличение числа предметов переговоров. Идя на встречу, переговорщик готовится к определенному кругу обсуждаемых вопросов — предметов переговоров. Соответственно, заготавливаются аргументы в поддержку своей позиции и намечаются варианты, в которых подбирается решения по каждому из предметов.
Жесткий переговорщик расширяет количество обсуждаемых предметов не просто ради «поговорить», а чтобы решения по ним были включены в окончательные договоренности.
Например, закупщик и поставщик встретились с целью обговорить вопросы логистики и скорректировать цену на ближайшую поставку. После частичного обсуждения этих вопросов поставщик предъявляет новые требования. Теперь, чтобы цена оставалась той, которая устраивает закупщика, объем поставок должен вырасти на 20%. Кроме того, поставщик настаивает, чтобы оппонент заключил договор на данных условиях на три года вперед (пока договоры перезаключались ежегодно).
К обсуждению такого количества вопросов закупщик был явно не готов. Однако брать время на обсуждение предложенных условий некогда — поставщик максимально оттягивал время встречи: при отсутствии поставки в ближайшие два дня «жертва» подведет своих клиентов и потеряет деньги. Итак, настаивать на прежних условиях невозможно, поскольку противоположная сторона твердо стоит на своих позициях. Найти удовлетворяющие варианты сложно: нет времени и данных. Медлить чревато потерей денег.
Следует учесть: чтобы использовать данный сценарий, нужно иметь сильную рыночную позицию. В противном случае «жертва» быстро найдет замену некрасиво играющему партнеру.
Противостояние сценарию. Четко стоять на своих позициях и обсуждать только заранее объявленные предметы переговоров. Если расширение количества обсуждаемых вопросов видится логичным, лучше отложить их на потом — например, на переговоры по следующей поставке. На момент данных переговоров настаивать на обсуждении ранее оговоренных предметов, аргументируя свою позицию достигнутыми прежде договоренностями.

4. Вежливый нахлебник

С одной стороны, этот сценарий нельзя считать жестким — ведь психологического давления здесь нет. Однако, с другой стороны, по итогам общения одна из сторон сильно проигрывает… как бы случайно.
Жесткий переговорщик назначает встречу, заинтересовав партнеров выгодными контрактами. Во время переговоров «жертва» постоянно ублажается комплиментами ее профессионализму, знаниям, умениям. Между эмоциональными поглаживаниями инициатор стратегии рассказывает о своих проблемах, чаще всего глобальных и сложных, и спрашивает: «Что бы вы посоветовали?» «Жертва» начинает советовать — ведь она на самом деле является профессионалом (других на такие переговоры не зовут).
Как только профессионал, надававший советов, начинает предлагать нахлебнику свои услуги для решения его проблем, он слышит: «Да-да, мы потом об этом поговорим Пока хотим понять общее направление в решении вопросов». Дальше потенциальный клиент продолжает задавать вопросы или подсовывает новую тему-проблему над решением которой начинает думать «жертва». Когда ответы на все интересующие нахлебника вопросы получены, переговоры быстро сворачиваются. На попытки «жертвы» поговорить, ради чего она собственно пришла, ответом может быть: «Это очень интересно, но мы пока не готовы… Будем думать… Пришлите еще информацию. К осени перезвоним».
Риск. «Жертва» провела два часа на переговорах, выдала кучу ценной информации нахлебнику и ушла несолоно хлебавши. Ведь договоры и траты не входили в планы жесткого переговорщика — он просто использовал знания и интеллект оппонента. Максимум, что в итоге получает «жертва» — это обещание подумать, обратиться в случае необходимости, а также огромную благодарность за встречу. Почему бы не благодарить, если получили подарок, которого никто дарить не собирался?
Противостояние сценарию. Не всегда данную тактику можно определить сразу. Но, если первый удар пропущен, дальше следует быть начеку.
  • Чтобы уменьшить вероятность появления нахлебников, нужно на моменте договоренностей о встрече выяснить тему встречи, цель оппонента и т. д. Начинайте переговоры с этих целей.
  • Постарайтесь взять инициативу в свои руки, задавая вопросы и уточняя информацию.
  • Использовать «одесский ответ» вопросом на вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?», «Какие шаги вы собираетесь предпринять для решения данного вопроса?», «Что вы уже сделали для его решения?» Пусть выдают информацию сами. Заодно, отвечая на вопросы, нахлебник может найти варианты решения своих проблем.
  • Сочувственно выслушивать жалобы и сетования нахлебника и старательно записывать за ним все. Это позволит составить коммерческое предложение после встречи, а во время — создавать видимость полной вовлеченности в проблемы нахлебника.
  • После каждого этапа жалоб сообщать, что у вас есть способ решения проблем оппонента, описать их вкратце с ценой за каждую помощь и задавать вопрос: «Начинаем работать?»
  • В конце переговоров уточнить, все ли проблемы были оговорены, и предложить свой комплект услуг с ценой за них. Плюс требовать указаний четких сроков, когда будут получены четкие ответы.
  • Если составить предложение сразу затруднительно, пообещать прислать его на следующий день. Пришлите с указанием цены за работу.
  • Если все способы перевода общения во взаимовыгодные не срабатывают — «бегите»: если не физически, то хотя бы информационно.

Модель системной зависимости «цена—объем—прибыль»



Земляков Ю.Д.Васюкова Л.Я.


Объективные процессы, происходящие в условиях обособления предприятий, требуют новых подходов к обеспечению специалистов информацией о затратах и результатах. Актуальной проблемой учета затрат является создание нетрадиционных систем формирования информации о затратах и управление ими через анализ возможностей.
Одним из косвенных признаков наступления стабилизации экономики является все более широкое понимание необходимости решения проблемы снижения затрат на производство продукции как важного атрибута повышения ее конкурентоспособности.
Современные тенденции отечественного развития рыночных отношений в условиях свободного ценообразования и ориентации предприятий на получение максимальной прибыли для принятия грамотных решений предполагают внедрение управленческого учета затрат. Но управленческий учет сам по себе не дает ответа на обоснование направлений обновления техники и технологии, смену ассортимента товаров, изменения цен и т.д. Ответы на эти вопросы дает управленческий анализ, который неразрывно связан с управленческим учетом, признан на высоком государственном уровне и в будущем займет достойное место в формировании системы управления затратами.
Основой для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений служат результаты управленческого анализа. Проблема снижения затрат делает насущным более частое обращение к широко известным под разными названиями в зарубежной практике методам исследования различных аспектов зависимости «затраты—объем—прибыль» («cost-volume-profit — «cvp»), или «управление прямыми затратами» («direct costing»), или анализ безубыточной работы предприятий, или операционный анализ.
Несмотря на большое количество переводной литературы и публикаций отечественных авторов, распространение этого метода достаточно ограничено, а использование его возможностей существенно сужено по следующей причине. Анализ безубыточной работы предприятия является сугубо внутренним делом, дополнительной работой для экономических и финансовых служб и обременительной в той мере, в какой не используются аналитические возможности зависимости «затраты—объем—прибыль».
Анализ данной зависимости базируется на анализе исходных данных, сгруппированных по признаку деления затрат на постоянные и переменные.
Рыночные процессы, способствующие увеличению доли постоянных затрат в их общем объеме, оказывают существенное влияние на поведение себестоимости продукции, а значит, и на их прибыль. В связи с усилением этих тенденций у предприятий возникает потребность в информации о затратах на изготовление продукции и ее реализации, неискаженной в результате распределения косвенных расходов, которые  относительно постоянны на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части переменных затрат) и дает система «директ-костинг».
При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету чаще других встречается название «учет ограниченной или сокращенной себестоимости».
«Директ-костинг» является системой управленческого учета, основанной на классификации затрат на постоянные и переменные в зависимости от объема производства деятельности или загрузки мощностей и включающей в себя учет и анализ затрат и результатов, а также принятие управленческих решений. Главной особенностью «директ-костинга» является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат.
Основное достоинство этой системы состоит в том, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными затратами позволяет упростить учет и контроль за затратами, себестоимость становится более прозрачной за счет сокращения количества статей, а отдельные затраты — лучше контролируемыми.
Благодаря «директ-костингу» расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа. Не случайно в зарубежных странах «директ-костинг» называют еще методом управления себестоимостью, или управления предприятием, что подчеркивает единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе.
Применяя систему «директ-костинг», можно оперативно изучать взаимосвязь «затраты—объем—прибыль» и находить ответы на часто встречающиеся на практике вопросы: изменение объема продаж, изменение структуры продаж, безубыточный объем продаж, целесообразность принятия заказа по пониженным ценам, влияние изменения цен, переменных и постоянных затрат на финансовые результаты и т.д. Для данного анализа требуется информация о четырех показателях: цена, переменные затраты на единицу продукции, постоянные затраты на весь выпуск, объем продаж. Производной величиной является показатель маржинальной прибыли, который определяется как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:
МП = Выр — Пер,
где МП — маржинальная прибыль;
Выр — выручка от реализации продукции;
Пер — переменные затраты.
В первую очередь маржинальная прибыль необходима для покрытия постоянных затрат, а затем уже для получения прибыли предприятия. Эту величину в западной и отечественной практике часто еще называют результатом от реализации после возмещения переменных затрат, суммой покрытия или вкладом, или валовой маржой или маржинальным доходом.
Одной из главных целей предприятия (цеха) является максимизация маржинальной прибыли, поскольку именно она является источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли.
В отличие от взаимосвязи «затраты—объем—прибыль» можно применять модель системной зависимости «цена—объем—прибыль», в которой требуются лишь два показателя: изменение цены и норма маржинальной прибыли. Используя концепцию маржинальной прибыли и показатель нормы маржинальной прибыли, можно определить, на сколько уменьшится или увеличится выручка (объём продаж) без снижения общей прибыли при росте цен или их снижении и неизменности постоянных затрат. Достоинством данной зависимости является снижение трудоемкости расчетов и очевидность результатов.
Известно, что на единицу продукции удельная маржинальная прибыль равна:
МПуд = Ц — Перед ,
где МПуд — удельная маржинальная прибыль;
Ц — цена продукции;
Перед — переменные затраты на единицу продукции.
Норма маржинальной прибыли может быть определена в процентах или долях: НМП = МП / Выр x 100%, или НМП = (МПуд. / Ц) x 100%.
Если Ц = 100 %, то НМП = МПуд.
Если цену принять за 100% и выразить маржинальную прибыль в процентах, то можно поставить знак равенства: НМП = МП (в %).
Для определения системной зависимости «цена—объем—прибыль» за основу берется изменение объема продаж, определяемое по формуле: 
∆n = ∆П/(Ц — Перед),
где ∆n — изменение объема продаж;
∆П — изменение прибыли.
Поскольку ставится условие неизменности прибыли при неизменных постоянных затратах, маржинальная прибыль и норма маржинальной прибыли также не изменятся. Требуется определить относительное уменьшение или увеличение объема продаж при увеличении или снижении цены.
Если имеются данные об индексе цен (уменьшение или увеличение) и о норме маржинальной прибыли в % или в долях, то изменение количества продаж можно выразить следующим образом.
1. Уменьшение количества продаж при увеличении цены предлагается определять по формуле:
∆n = 1 – НМП/(ИЦ – Перед(д)),
где 1 — базовый уровень объема продаж;
НМП — норма маржинальной прибыли в долях;
ИЦ — индекс изменения цен;
Перед(д) — переменные затраты на единицу продукции в долях.
2. Увеличение количества продаж при снижении цены предлагается определять по формуле:
∆n = НМП/(ИЦ — Перед (д)) — 1.
При снижении или увеличении цены, объем продаж может увеличиться или уменьшиться на определенную величину при условии, что прибыль и постоянные затраты остаются неизменными.
Рассмотрим, как реализуется указанная модель на практических примерах.
Пример 1. Норма маржинальной прибыли составляет 10% (в долях 0,1), цена выросла на 2%, т.е. индекс цен — 1,02.
Так как цена принимается за единицу, а норма маржинальной прибыли за 10%, т.е. в долях 0,1, то переменные затраты на единицу продукции в долях составляют 0,9.
Тогда объем продаж при увеличении цены может снизиться на: 
, т.е на 17% может уменьшиться объем продаж (выручка) без снижения прибыли.
Если объем продаж составляет 1000 единиц продукции, тогда при увеличении цены можно без изменения прибыли продавать 1000*0,83 = 830 единиц продукции.
Пример 2. Допустим, цена увеличивается на 5%, норма маржинальной прибыли составляет 15%. Требуется определить, на сколько процентов должна уменьшиться выручка (объем продаж) без снижения прибыли. Если Нмп составляет 15% (в долях 0,15), то переменные затраты на единицу 85% (в долях 0,85), тогда
, т.е. на 25% может уменьшиться выручка (объем продаж) без снижения прибыли.
Если объем продаж составляет 1000 единиц, цена увеличивается на 5%, норма маржинальной прибыли составляет 15%, то можно объем продаж уменьшить на коэффициент 0,75.
1000 x 0,75=750 единиц продукции.
Пример 3. Цена снизилась на 3%, норма маржинальной прибыли составляет 20 %, тогда процент, на который должен увеличиться объем продаж, определяется по формуле:
,  т.е. на 18% должна увеличиться выручка (объем продаж), чтобы не изменилась прибыль.
Если объем продаж составляет 1000 единиц, то для поддержания прибыли нужно умножить на коэффициент 1,18, т.е. 1000 x 1,18 =1180 единиц продукции.
Пример 4. Если цена снизилась на 4% , а норма маржинальной прибыли составляет 15%, то необходимо увеличить объем продаж (выручку), чтобы не изменилась прибыль.
Изменение объема продаж определяется по формуле:
, т.е на 36% должен увеличиться объем продаж без снижения общей прибыли .
Если объем продаж составляет 1000 единиц, то при снижении цены на 4% и норме маржинальной прибыли 15% необходимо продавать больше, применяя коэффициент 1,36, т.е. 1000 x 1,36=1360 единиц продукции.
Модель системной зависимость «цена—объем—прибыль» можно рассмотреть, представив все величины в процентном отношении.
Проверим, как реализуется модель системной зависимости «цена—объем—прибыль» на примере со следующими данными. Цена единицы продукции — 5 тыс. руб., переменные затраты по калькуляции себестоимости единицы продукции — 3 тыс. руб., базовый уровень продаж — 10 ед. продукции. Цена увеличилась на 2%, Нмп = 40%, цена снизилась на 3%, Нмп = 40%.
Приведем данные показателей с учетом изменений в таблице 1.
Таблица 1
Расчет показателей с учётом изменений цен и нормы маржинальной прибыли
Расчет показателей с учётом изменений цен и нормы маржинальной прибыли
Пояснения к таблице.
Уменьшение объёма продаж при неизменной прибыли определяется:
Уменьшение объёма продаж при неизменной прибыли.
Это значит, что на 5% уменьшится количество продаж и составит 10 x 0,95 = 9,5 ед. продукции.
Выручка от реализации в денежном выражении составит:
5 x 1,02 x 9,5 = 48,5 тыс. руб.
Переменные затраты составят: 3 x 9,5 = 28,5 тыс. руб.
Маржинальная прибыль: 48,5 — 28,5 = 20 тыс. руб.
Прибыль остаётся неизменной, т.е. 10 тыс. руб. (условие соблюдается).
Если цена снижается на 3%, а норма маржинальной прибыли составляет 40%, то требуется дополнительное количество продаж, для того чтобы прибыль осталась на прежнем уровне.
Проверим это по формуле:
,
т.е. на 8% должен увеличиться объём продаж, что с коэффициентом 1,08 составит 10 x 1,08 = 10,8 ед. продукции.
Выручка от реализации в денежном выражении составит:
5 x 0,97 x 10,8 = 52,4 тыс. руб.
Переменные затраты: 3 x 10,8 = 32,4 тыс. руб.
Маржинальная прибыль: 52,4 — 32,4 = 20 тыс. руб.,
Прибыль также остаётся неизменной в сумме 10 тыс. руб.
Проверим практическое применение модели системной зависимости «цена—объем—прибыль» на примере производственного цеха ОАО «Прогресс». Данные цеха: базовый выпуск — 50 т продукции, цена — 150 тыс. руб. за 1 т, себестоимость 1 т — 130 тыс. руб., переменные затраты на 1 т — 110 тыс. руб. (включают материальные затраты, энергетические затраты, расходы на оплату труда с начислениями основных производственных рабочих), постоянные затраты на 1 т — 20 тыс. руб. (включают общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Деление на переменные и постоянные затраты по промышленным предприятиям в основном специалистами осуществляется визуально. Допускается некоторая условность в распределении затрат на переменные и постоянные. Небольшая доля постоянных затрат может быть условно-постоянной, но она настолько мала, что существенного влияния на управленческий анализ, необходимый для принятия краткосрочных управленческих решений, не оказывает. Условие применения модели системной зависимости «цена—объем—прибыль» — постоянные затраты и прибыль не меняются, норма маржинальной прибыли определяется расчетным путем. Все данные и расчеты сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Расчет показателей с учётом изменений цен и нормы маржинальной прибыли
на примере производственного цеха ОАО «Прогресс»
Расчет показателей с учётом изменений цен и нормы маржинальной прибыли
Пояснения к расчетам в таблице 2:
1. Вариант увеличения цены: цена увеличилась на 5% (т.е. составляет в долях 1,05); Нмп — 26,7% (т.е. составляет в долях 0,267).
Требуется определить, на какой процент может быть снижен объем продаж. Определяется по предложенной формуле:
, или ,
т.е на 15,8% может быть снижен объем продаж и составит 50 x (1 – 0,158) = = 50 x 0,842= 42,1 т.
В денежном выражении объем продаж: 150 x 1,05 x 42,1 = 6631 тыс. руб.
Переменные затраты рассчитываются: 110 x 42,1 = 4631 тыс. руб.
Маржинальная прибыль определяется: 6631 — 4631 = 2000 тыс. руб.
Постоянные затраты на весь выпуск: 20 x 50 = 1000 тыс. руб. (неизменны).
Прибыль сохраняется в размере 1000 тыс. руб.
2. Вариант снижения цены: цена снизилась на 4% (т.е. в долях 0,96);
Цена составит: 150 x 0,96 = 144 тыс. руб.
Требуется определить, на какой процент необходимо увеличить объем продаж. Определяется следующим образом:
, или ,
т.е на 17,62% требуется увеличить объем продаж, чтобы не изменилась прибыль. Тогда он составит 50 x 1,1762 = 58,81 т. В денежном выражении: 144 x 58,81 = 8469 тыс. руб.
Переменные затраты рассчитываются: 110 x 58,81 = 6469 тыс. руб.
Маржинальная прибыль определяется: 8469 — 6469 = 2000 тыс. руб.
Постоянные затраты составляют 1000 тыс. руб., прибыль 1000 тыс. руб.
Таким образом, в результате многочисленных соответствующих расчётов составлены таблицы модельной системной зависимости «цена-объём-прибыль», которые могут быть применены для быстрого реагирования на изменение цен при принятии управленческих решений. Если меняются условия, в результате которых постоянные затраты не остаются стабильными, то нужно составлять новые таблицы с учётом соответствующих изменений.
Таблица 3
Изменение показателя выручки (объема продаж)
в связи с увеличением цен (без изменения прибыли)
Изменение показателя выручки (объема продаж) в связи с увеличением цен (без изменения прибыли)
Таблица 4
Изменение показателя выручки (объема продаж)
в связи со снижением цен (без изменения прибыли)
Изменение показателя выручки (объема продаж) в связи со снижением цен (без изменения прибыли)
  1. При росте цен и увеличении нормы маржинальной прибыли процент, на который может быть уменьшена выручка (объём продаж) без снижения прибыли, тем меньше, чем больше показатель нормы маржинальной прибыли. Это связано с покрытием постоянных затрат.
  2. При снижении цен и увеличении нормы маржинальной прибыли процент, на который должна увеличиться выручка (объём продаж) без снижения прибыли, тем меньше, чем больше показатель нормы маржинальной прибыли, необходимой для покрытия постоянных затрат и поддержания прибыли на прежнем уровне.
В российской практике маржинальный подход используют в настоящее время крайне редко. Однако на некоторых предприятиях руководители, ознакомившись с управленческим учетом и анализом, оценили преимущества модели системной зависимости «цена — объем — прибыль» и адаптируют ее на своих предприятиях.
Менеджеры западных предприятий работают в основном с нормой маржинальной прибыли, а не с самой маржинальной прибылью, особенно в тех случаях, когда деятельность предприятий характеризуется многономенклатурным выпуском.
Используя модель системной зависимости «цена — объем — прибыль», повышается наглядность и доступность результатов для специалистов при принятии управленческих решений.