воскресенье, 30 октября 2016 г.

Бизнес-инжиниринг и управление компанией


Смена веков для российского бизнеса во многом совпала с кардинальным изменением рыночной ситуации. Канули в лету шальные прибыли эпохи дефицита… В основном завершился переход к насыщенному сегментированному отечественному рынку.

Для большинства компаний позади остались проблемы становления и выживания бизнеса. В условиях острой конкурентной борьбы (в том числе и с ведущими зарубежными компаниями) конкурентоспособность становится мерой эффективности бизнеса.

При этом растет интерес к постановке профессионального менеджмента именно как к одному из существенных факторов повышения конкурентоспособности.

При этом растет интерес к постановке профессионального менеджмента именно как к одному из существенных факторов повышения конкурентоспособности.
Сегодня уже никого не надо убеждать в возможности и необходимости применения на российских предприятиях общепризнанных в мировой практике стандартов управления. Вопрос заключается в выборе соответствующей методологии, техник и инструментария внедрения таких систем управления.
Как и раньше на этом пути приходится преодолевать определенные иллюзии и предрассудки.

Конкурентоспособность компании и продукции

В отличие от широко распространенного заблуждения, конкурентоспособность может рассматриваться не только по отношению к продукции (товарам и услугам), но и к компаниям как целостным субъектам рыночных отношений. При этом, в любом случае, под конкурентоспособностью понимается способность выступать на рынке наравне с уже присутствующими там аналогами.

Обеспечение высокой конкурентоспособности компании достигается за счет способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами в первую очередь Заказчиков, а также, что не менее важно, с другими участниками внешнего окружения.

Стратегически конкурентоспособность компании закладывается на этапе разработки ее миссии (предназначения). Успех решения этой задачи в основном связан с качеством проработки модели взаимодействия компании с внешней средой – основы правильного позиционирования компании среди других участников рыночного окружения. Существенное усиление конкурентоспособности компании достигается при этом за счет точно найденного компромисса интересов компании с интересами партнеров, социальных движений, государства. За счет их поддержки значительно легче обеспечить привлекательность компании в глазах потенциальных Заказчиков. 

Конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителей конкретного рынка, относительно конкретных аналогов в данный момент времени. Причем сама привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности различных (часто противоречивых) требований. Их состав и приоритетность определяется не только видом продукции, но и типом (классом) самого потребителя.

Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции принято делить на три группы:
  • Технико-экономические факторы – качество, цена, затраты на потребление (использование).
  •  Коммерческие факторы – условия реализации, предоставляемый сервис, реклама, имидж фирмы и пр. 
  • Нормативно-правовые факторы – требования безопасности, патентной чистоты, других ограничений.
Именно с достижением этих составляющих факторов связывают необходимость в профессиональном менежменте. При этом часто попадают во власть очередной иллюзии.

Не ресурсами едиными…

Распространенным предрассудком сегодняшнего дня является однобокое представление многих российских руководителей о том, что управление коммерческой организацией связано исключительно (или, по крайней мере, главным образом) с менеджментом ресурсов. Учет, учет и еще раз учет – вот традиционный девиз многих современных руководителей. Возможно, срабатывает заложенное в подсознание крылатое выражение классика марксизма. С готовностью и пониманием обсуждается внедрение всевозможных компьютерных программ, поддерживающих различные стандарты управления ресурсами (MRP, MRPII, ERP и пр.).

Вместе с тем известные конкурентные стратегии в отношении продукции, по большому счету, сводятся к реализации двух типов преимущества (см. рис.1). Либо лидерства на издержках (и, как следствие, реализация товаров по более низким ценам), либо дифференциации (и, как следствие, более качественное удовлетворение потребностей покупателя).


В первом случае решающее значение для снижения себестоимости продукции играют производственные издержки. Учет затрат на сырье, комплектующие, энергоснабжение и пр., оптимизация складских, транспортных, распределительных и иных затрат – основа эффективного управления ресурсами. Учет, финансы, логистика представляют собой в этом случае ключевые компоненты менеджмента.

Однако немаловажным фактором определяющим общую себестоимость продукции являются внутренние трансакционные издержки – затраты связанные с организацией взаимодействия подразделений в ходе выполнения бизнес - процессов. Несмотря на то, что их количественная оценка связана с определенными трудностями, пренебречь этими издержками (как, например, иногда пренебрегают трением в механизмах) при сегодняшней интенсивности и сложности структурного взаимодействия в компаниях было бы непростительной роскошью. Иными словами реализация стратегии минимизации издержек требует не только постановки менеджмента ресурсов, но и менеджмента организации.

Во втором случае, при реализации стратегии дифференциации, повышение потребительского качества продукта самым тесным образом зависит от совершенства от трансакций. Внешние трансакции (исследования покупательских предпочтений, мероприятия по продвижению) и внутренние трансакции (взаимодействие подразделений по совершенствованию продукта) определяют в данном случае успех реализации стратегии. Менеджмент организации, основанный на маркетинге, стратегии и управлении персоналом - это основа достижения высокой конкурентоспособности инновационного бизнеса. Однако и в этом случае нельзя обойтись только одной составляющей менеджмента – для совершенствования продукта необходимо привлечение сырьевых, финансовых и иных ресурсов. От эффективного управления этими ресурсами в значительной степени зависит скорость внедрения инноваций.

Таким образом, обеспечение должной конкурентоспособности при любой стратегии связано с постановкой как менеджмента ресурсов, так и менеджмента организации.

Реально в российских компаниях встречаются три крайних способа обеспечения конкурентоспособности (см. рис 2):


  • Преимущественно за счет низкой цены продукции, достигнутой за счет минимизации издержек. В основном это крупные производственные предприятия, совершенствующие главным образом управление ресурсами.
  • Преимущественно за счет более качественного удовлетворения потребностей Заказчика, достигаемого быстрым и точным откликом на малейшие изменения покупательских предпочтений. В основном это небольшие сервисные компании, обладающие высокой гибкостью рыночного поведения.
  • Преимущественно за счет эксплуатации «специфических» ресурсов, доставшихся, как правило, в результате приватизации «достояния коммунизма» - источники уникального сырья, особые каналы внешнего финансирования, всевозможные льготы и прочее. Такие компании, чаще всего, вообще не озабочены совершенствованием менеджмента. Даже полная безалаберность в управлении такими компаниями до поры до времени с лихвой покрывается сверх высокими доходами, получаемыми от эксплуатации указанных ресурсов. Они все еще грезят сохранить такое положение дел, несмотря на развитие отечественного рынка и интенсивную интеграцию России в мировую экономику.
Подавляющее большинство остальных компаний повышают свою конкурентоспособность совершенствованием управления как организацией, так и ресурсами. Решение этой комплексной задачи может быть выполнено с использованием идей бизнес- инжиниринга.

Основные понятия бизнес-инжиниринга

Бизнес-инжиниринг (business-engineering) – это современная технология формального, точного, полного и всестороннего описания деятельности компании путем построения базовых информационных моделей. Для их построения используется обобщенная функциональная схема компании (рис.3).


Приведенная схема в общем виде отражает существо работы любой компании (производственной, торговой, сервисной):
  • Компания как отрытая социально-экономическая система взаимодействует с внешней средой как с более широкой надсистемой, определяющей функциональное предназначение (миссию) компании.
  • На основании миссии формируются корпоративные цели, корпоративные и функциональные стратегии, с помощью которых определяется необходимый набор продуктов, и, как следствие, требуемые ресурсы..
  • Воспроизводство продуктовой номенклатуры осуществляется за счет переработки ресурсов в основном производственном цикле. Компоненты этого цикла формируют совокупность необходимых бизнес- функций для реализации поставки ресурсов, производства продуктов и их распределения в места реализации.
  • Для управления указанным процессом воспроизводства формируется совокупность требуемых компонентов менеджмента, порождающий соответствующий набор функций управления.
  • Для поддержки процессов воспроизводства и управления формируются наборы соответствующих функций обеспечения.
Такой подход позволяет описать предприятие с помощью универсального множества управленческих регистров (цели, стратегии, продукты, функции, организационные звенья и пр.).
Управленческие регистры по своей структуре представляют собой иерархические классификаторы. Объединяя классификаторы в функциональные группы, и, закрепляя между собой элементы различных классификаторов с помощью матричных проекций, получим совокупность информационных моделей компании (рис.4):


  • Модель целеполагания (отвечает на вопросы зачем компания занимается именно этим бизнесом, почему надеется при этом быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать)
  • Организационно-функциональную модель (отвечает на вопрос кто-что делает в компании и кто за что отвечает)
  • Функционально-технологическая модель (отвечает на вопрос что-как реализуется в компании)
  • Процессно-ролевая модель (отвечает на вопрос кто-что-как-кому)
  • Количественная модель (отвечает на вопрос сколько необходимо ресурсов)
  • Модель структуры данных (отвечает на вопросы в каком виде описываются регламенты самой компании и объекты внешнего окружения).
Указанная совокупность информационных моделей представляет собой бизнес-модель компании. Она обеспечивает необходимую полноту и точность описания, придавая необходимую прозрачность бизнесу. С ее помощью формируются все необходимые управленческие регламенты.

Бизнес- модель — основа комплексного управления

С помощью бизнес- модели можно решить задачу комплексного управления как организацией, так и ресурсами (рис. 5).


Осуществляя мониторинг среды и фиксируя существенные для компании изменения, вносят соответствующие взаимосвязанные изменения в бизнес- модель. Это позволяет реализовать менеджмент организации в части управления изменениями.

Например, под действием изменения потребительского спроса потребуется вывести на рынок новую модификацию продукта (корректируется модель целеполагания). Для ее воспроизводства будут необходимы новые бизнес- функции и соответственно новые функции управления процессом воспроизводства, которые надо дополнительно закрепить за организационными звеньями (корректируется организационно-функциональная модель). Это потребует организации новых бизнес- процессов (корректируются функционально-технологическая и процессно-ролевая модели). Реализация новых бизнес- процессов потребует новых затрат ресурсов и может принести определенные доходы от реализации новой модификации продукта (корректируется количественная модель). Потребуются новые отчеты и регламенты для управления новыми бизнес-процессами (корректируется модель структуры данных). Все указанные изменения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их реализация позволяет осуществить быструю реакцию компании на изменение внешней среды, оптимально настроив структуру компании для достижения новых целей.

Скорость такой реакции является решающим конкурентным преимуществом компании, поэтому, как правило, бизнес- модель реализуется в электронном виде с использованием программных продуктов специального класса (Orgware).

Менеджмент организации может осуществляться и в качестве управления организационным развитием. В этом случае в бизнес- модель вносятся упреждающие изменения не под действием уже свершившихся изменений на рынке, а на основании стратегического прогноза таких изменений. Это обеспечивает чрезвычайно высокую конкурентоспособность саморазвивающейся компании.

Бизнес- модель компании является не только основой управления организацией. Высокая прозрачность бизнеса, простота и доступность системного описания позволяет разработать исходное техническое задание на настройку системы управления ресурсами (например, ERP- системы). Более того, по мере накопления изменений в бизнес- модели, возможно осуществлять разработку новых требований по совершенствованию (подстройке) системы управления ресурсами. Это позволяет всегда обеспечивать необходимые ресурсы, требуемого качества, в необходимом количестве, в нужном месте, в заданное время, за приемлемую цену. Последнее самым серьезным образом способно снизить производственные издержки, обеспечив, таким образом, повышение конкурентоспособности.

Менеджеры при такой системе комплексного управления всегда будут получать как необходимые распорядительные документы (должностные инструкции, Положения и другие управленческие регламенты), так и необходимые оперативные и стратегические отчеты заданного формата. Использование бизнес- модели для построения динамичной интегрированной корпоративной информационной системы (КИС) приведено на рис. 6.


КИС состоит из трех подсистем: структурирующей, исполнительной и аналитической. В качестве структурирующей системы используется электронная бизнес-модель компании. Именно она берет на себя заботу о постоянном совершенствовании структуры организации с последующей корректировкой форматов тактической и стратегической отчетности.

Разве не в этом состоит совершенство управления?




Управленческие технологии как объект функционального аудита


Смирнов Э.А.
В самом общем виде управленческие технологии (УТ) – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации. В этой статье мы будем рассматривать именно эту методологическую сторону УТ. Материалы статьи можно использовать как:
1) справочный материал для построения типовых управленческих технологий;
2) в качестве базы для совершенствования структуры и процесса управленческих технологий.
Управленческие технологии имеют двухъярусную структуру: технологии целевого управления и технологии процессорного управления (см. рис. 1).


Рисунок 1. Состав управленческих технологий
Технологии целевого управления (ТЦУ) определяют набор технологий процессорного управления (ТПУ). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦУ – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦУ ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий (см. рис.2).


Рисунок 2. Укрупненная схема процесса управления
1 – основное направление решения, 2 – фоновое направление решения.
Цель может подразделяться на более мелкие подцели (иерархия целей), каждая цель должна формировать не менее 2-х задач (см. рис.3).



Рисунок 3. Схема разукрупнения задач
В состав ТЦУ входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии.
Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Она предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника, группы или процесса, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, либо цель может быть не достигнута по каким-либо причинам и наконец цель может быть достигнута за пределами установленного срока. Технология не гарантирует достижение цели. Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.
Основными условиями использования данной технологии являются:
  • штат работников организации или ее подразделения не более 10 человек;
  • время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи;
  • наличие высокого профессионализма персонала или большого доверия к нему со стороны руководителя;
  • преимущественное производство новых товаров, услуг, информации или знаний;
  • наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе.
Для данной технологии эффективной является линейная схема организационных отношений. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией исполнителя, выполняющего задание, а квалификация руководителя играет вторичную роль.
Наиболее часто в организациях используется программно-целевая технология, которая предусматривает выдачу заданий (целей, задач) исполнителям с указанием средств, методов и времени их выполнения. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм реализации задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология обычно гарантирует достижение цели и базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях.
Основными условиями использования данной технологии являются:
  • штат работников, охваченных конкретной целью, не должен превышать 1000 – 1500 человек;
  • время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;
  • наличие определенности и доступности управленческих и производственных ресурсов;
  • наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда;
  • выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;
  • большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.
Для данной технологии эффективной является кольцевая схема организационных отношений.
Регламентная технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием возможных средств и методов их выполнения; в информировании о возможных ограничениях ресурсов и ориентировочном времени их выполнения; в жестком контроле по безусловному движению к цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя.
Регламентная технология может привести к трем основным результатам:
  • достижению цели в приемлемые сроки (раньше или позже);
  • достижению ощутимых положительных результатов от самого процесса выполнения цели (а не от ее достижения);
  • отсутствию существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (“топтание на месте”).
Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т.д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки заранее трудно определимые.
Основными условиями использования данной технологии являются:
  • штат исполнителей, в той или иной степени привлеченных к выполнению цели, должен быть не менее десятка тысяч человек;
  • время выполнения цели или составляющих ее задач может быть задано расплывчато, например, в течение года, в течение столетия и т.д.;
  • в процессе реализации цели возможно существенное и непрогнозируемое ограничение ресурсов (финансовых, технологических, сырьевых и др.);
  • преимущественно инновационный и длительный характер разработок.
Данная технология базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений в условиях неопределенностей.
Авторство на программу и полученные результаты принадлежат руководителю и исполнителю.
Рекомендуемыми структурами управления являются линейно-функциональная, продуктовая и структура, ориентированная на потребителя.
Исходя из приведенного материала, ниже приводится весьма важная практическая таблица эффективного применения ТЦУ в зависимости от типа организации, организационно-правовой формы и численности ее персонала (см. Табл.1).
Каждая технология целевого управления наиболее эффективна при использовании вместе с ней набора четырех процессорных управленческих технологий (приоритеты их применения определяет руководитель).
Таблица 1 
Приоритеты целевых технологий в управленческой деятельности
Группы, формы и численность организаций
Приоритеты технологий
Микро
Все формы организаций с численностью персонала 5–10 человек
Рисковое производство
Инициативно целевая
Регламентная
Программно-целевая
  
Типовое производство
Регламентная
Программно-целевая
Инициативно-целевая
Малые
Товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия с численностью до 100 человек
Программно-целевая
Регламентная
Инициативно-целевая
Средние
Открытые и закрытые акционерные общества с численностью 1–5 тысяч человек
Программно-целевая
Регламентная
Инициативно-целевая
Социумы
Крупные объединения, финансово-промышленные группы, государства с численностью свыше 100 тысяч человек
Только регламентная технология
Технологии процессорного управления
В состав процессорных входят шесть технологий управления: по результатам, на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях, на базе “искусственного интеллекта” и на базе активизации деятельности персонала. На рис.4 приведена схема наборов при реализации технологий целевого управления.
Технология управления по результатам основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Основной функцией, реализуемой руководителями, является координация (корректировка) действий в зависимости от полученного результата. Данная технология хорошо реализуется для средних и малых организаций или подразделений, в которых:
  • время между принятием решений и результатом их выполнения минимально (часы, несколько дней);
  • отсутствуют непреодолимые трудности в быстром приобретении требуемых ресурсов или возврате невостребованных;
  • профессионализм руководителя организации или руководителя проекта достаточно высок;
  • имеется преимущественно механизированный характер производства.
В рамках данной технологии руководитель:
  • разрабатывает перечень и объем ресурсов, необходимых для функционирования сформированного набора элементов системы производства и управления;
  • разрабатывает или выбирает вариант первоначального решения;
  • контролирует ход использования ресурсов;
  • корректирует ход процесса реализации решений, исходя из величины отклонения текущего результата от запланированного (принимает новые решения или корректирует старые).



Рисунок 4 . Состав набора для реализации целевых технологий
Основу данной технологии составляет бизнес-план и разработки по принятию управленческих решений в условиях неопределенностей.
Известно, что наиболее необходимые факторы для разработки эффективного управленческого решения либо неизвестны, либо точно неопределимы. Эти факторы относятся как к внешней, так и к внутренней среде организации. Например, заранее трудно рассчитать и подобрать персонал, требуемые материалы и производственную технологию, учесть влияние неблагоприятных факторов и т.д.
В зависимости от ситуации и конечного результата руководитель должен постоянно корректировать расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда, номенклатуру и качество применяемых материалов, реализацию продукции и прибыльность организации. Жизненный цикл продукции также требует постоянной корректировки решений в области объема, качества, номенклатуры, стоимости и рынков сбыта на всех его этапах.
Реализация данной технологии требует проведения аналитической работы либо силами самого руководителя, либо с помощью специалистов, владеющих знаниями в области психологии, социологии, маркетинга, экономики и в других необходимых областях деятельности. Эта технология базируется на анализе текущей информации, проведении опросов, определении проблем и подготовке предложений по корректировке тактических и стратегических решений, создании информационной базы.
Данная технология эффективна для самообучения руководителя или специалиста в области управления на собственных ошибках и достижениях.
Технология предусматривает два основных этапа в реализации:
  • разработка нового или выбор типового решения и его реализация до получения первого результата;
  • сравнение результата с нормативными показателями. Если отклонение фактического результата от нормативных показателей превышает допустимые величины, то проводится корректировка решения. Если отклонения допустимы, то последняя версия решения не корректируется и т.д. по циклу.
Действие технологии завершается по достижении цели, зафиксированной в технологии целевого управления.
Технология управления на базе потребностей и интересов основана на приоритете межличностных отношений над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели (см. рис. 5).


Рисунок 5. Схема вариантов управленческого воздействия
Взаимодействие между руководителем и подчиненным при реализации данной технологии может возникнуть только при условии, что воздействие затрагивает потребности и интересы, как самого руководителя, так и подчиненного (вариант воздействия 3 на рис. 5). Все остальные варианты воздействий (1, 2, 4) приводят к противодействию подчиненного.
Потребности человека – это материальный, биологический и социальный набор элементов, необходимый для жизнедеятельности и развития организма, функционирования и развития личности.
Данная технология эффективно реализуется в крупных и средних организациях в небольших регионах (городах, поселках и т.д.), где деятельность организации существенно влияет на муниципальную инфраструктуру. Например, в текстильных городах и поселках, где одна большая организация дает жизнь ряду более мелких обслуживающих предприятий, и на которых в совокупности работает большинство работоспособного населения. К дополнительным условиям применения технологии относят:
  • большой временной интервал между принятием или корректировкой решения и получением результата;
  • преимущественно коллективный характер работы;
  • наличие тесных семейных, бытовых и производственных связей с большинством организаций, расположенных в том же административном регионе: селе, поселке и т.д.
  • наличие рынка специалистов.
Численность персонала, задействованного в данной технологии не ограничивается. Основными функциями, реализуемыми руководителями, являются планирование и организация взаимодействия между участниками трудового процесса, положительный результат гарантируется. В рамках данной технологии руководитель:
  • формирует набор потребностей и интересов для каждого работника;
  • группирует работников по общности потребностей и интересов, связанных с выполнением задания;
  • согласовывает потребности и интересы работников;
  • распределяет задания, учитывая корпоративные потребности и интересы работников;
  • корректирует ход процесса реализации решений исходя из изменений, происходящих в межличностных и деловых коммуникациях.
Данная технология воздействует на выбор и удовлетворение потребностей и интересов работников прямо от руководителя, а не от решения самого работника как в технологии управления на базе активизации деятельности персонала. Для реализации данной технологии необходимо осуществить следующую организационную и функциональную подготовку:
  • сформировать специально для выполнения конкретной цели набор элементов системы управления;
  • по каждому элементу системы управления составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.);
  • в рамках отдела кадров ввести должность специалиста по социологии и психологии. Задачами специалиста будут: анализ текущей информации, проведение опросов, формирование и переформирование производственных групп и др.;
  • осуществить подбор персонала на основе общности потребностей и интересов.
Технология управления путем постоянных проверок и указаний основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений, в особенности для новых наукоемких организаций, учебных заведений или для предприятий, где на договорной основе работают консультанты-менеджеры.
Технология предусматривает линейную структуру управления и многоцикловой процесс управления. В рамках данной технологии руководитель:
  • формирует детальный план работ для каждого работника с указанием средств, методов и сроков выполнения этапов и всего задания в целом;
  • проводит необходимый контроль текущего процесса выполнения задания каждым работником;
  • выявляет проблемы, мешающие своевременному и качественному выполнению задания;
  • корректирует деятельность работников, отклонившихся от плана проведения работ;
  • оказывает необходимую помощь в своевременном выполнении задания;
  • создает информационную базу данных о профессионализме работников, особенностей их психологического состояния, приемлемом темпе работы.
Для реализации данной технологии необходимо осуществить следующую организационную и функциональную подготовку:
  • сформировать специально для выполнения конкретной цели набор элементов системы управления;
  • по каждому элементу набора элементов системы управления составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.);
  • для каждого работника или группы работников составить подробный план выполнения заданий с указанием даты и важнейших этапов.
Технология управления в исключительных случаях основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий.
Исключительный случай – это устойчивый набор ситуаций, мешающий исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание. Исключительный случай не относится к форс-мажорным ситуациям. Например, болезнь или увольнение сотрудников, отключение электроэнергии в производственных помещениях, брак при производстве изделий. Обычно интеллектуальный уровень исключительной ситуации значительно ниже, чем уровень предмета деятельности специалистов. Поэтому данная технология полезна для руководителя менее квалифицированного, чем его ключевые работники. Например, руководителем физической лаборатории назначен хозяйственник, недостаточно профессионально разбирающийся в предмете ее деятельности. Если он будет придерживаться этой технологии, то дела лаборатории пойдут успешно, так как основной сферой его деятельности будет создание нормальных условий работы сотрудникам. Если же он будет работать по другой технологии, например, по результатам, то возникнут устойчивые конфликты. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, работающих либо по жестко регламентированной технологии, либо для организаций с доверительной (функциональной) структурой управления. Жестко регламентированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и производственных функций среди персонала, создание отлаженного взаимодействия с поставщиками и потребителями. Доверительная структура управления – это феномен рыночной экономики. Она обычно формируется при создании новой организации (ООО, артель, ОАО, ЗАО и др.), в которой:
  • руководители ключевых подразделений и исполнители связаны между собой дружескими или семейными отношениями;
  • могут профессионально выполнять основные виды деятельности.
Технология предусматривает линейно-патронажную структуру управления.
В данной структуре руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников производственного процесса по административным функциям, а по экономическим, технологическим и другим функциям оказывает подчиненным и коллегам требуемое содействие (патронаж). Руководитель находится в ситуации “равный среди равных”. Исполнитель также может часть своих работ передать на нижестоящий уровень и выступать по отношению к нему как линейный руководитель и как советник.
В рамках данной технологии руководитель:
  • формирует основную миссию организации и составляющие ее цели, согласовывает с исполнителями сроки их достижения;
  • поручает своим исполнителям точно следовать рекомендованной производственной технологии;
  • следит за согласованностью выполнения заданий;
  • в случае наступления исключительного случая берет управление на себя или поручает это другим исполнителям (внутренним или внешним);
  • создает информационную базу данных о профессионализме работников, исключительных случаях и способах их разрешения.
Управленческая технология предусматривает точное следование духу и букве производственной технологии и полное доверие решениям руководителей всех ключевых подразделений.
Технология управление на базе искусственного интеллекта основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных в ауре современных информационных компьютерных технологий, над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Искусственный интеллект – это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при разработке и реализации решений.
Данная технология особо эффективна при часто меняющейся номенклатуре выпускаемой продукции, эффективна для любых организаций, имеющих большой объем сложных типовых процедур.
Технология основана на том, что подавляющее большинство отклонений в работе организаций являются штатными, т.е. повторяющимися с известным набором решений по их устранению. Внештатные отклонения обычно возникают на базе штатных, и поэтому набор решений по их устранению может быть получен путем корреляции штатных методов решений с помощью информационной системы.
В рамках данной технологии руководитель:
  • выбирает или формирует все составляющие “искусственного интеллекта” для разработки вариантов решений, средств и методов достижения поставленных целей;
  • вводит в компьютер исходные данные, требуемые для работы “искусственного интеллекта”;
  • анализирует приемлемость предложенных вариантов. Если приемлемых вариантов нет или их мало (1 или 2), корректирует исходные данные, первоначально введенные в компьютер;
  • совместно со специалистами выбирает наиболее оптимальный вариант решения;
  • по выбранному варианту рассчитывает и согласовывает с конкретными исполнителями средства, методы и время исполнения задания;
  • следит за согласованностью выполнения заданий;
  • в случае наступления непредвиденных ситуаций, мешающих выполнению задания, с помощью “искусственного интеллекта” разрабатывает варианты корректировок, выбирает наилучшее и координирует процесс выполнения задания. В случае неготовности компьютерной системы обработать данные по новой ситуации руководитель берет управление на себя или поручает это другим исполнителям. Новое решение заносится в базу данных с указанием полученных результатов (положительных или отрицательных).
Технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с информационными системами и предусматривает функциональную структуру управления. В данной структуре функции управления делятся на линейные, включающие административно-командные, и функциональные, включающие технологические, экономические, правовые и др. функции, обязательные для исполнения. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций. Каждый руководитель замыкает на себя только часть функций, необходимых для выполнения работы конкретным исполнителем.
Технология управления на базе активизации деятельности персонала основана на приоритете стимулов и поощрений для работника над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Данная технология эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяется настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников неограничен. Технология требует наличие системы слежения за действием стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива. Активизация объединяет два понятия: стимулирование (моральное и материальное) и мобилизацию. К моральному стимулированию относятся: выдача ответственных заданий, доверие, благодарности, правительственные награды, повышение в должности или представление к ним и т.п. К материальному стимулированию относятся выплаты в денежной и товарной форме, в форме услуг, знаний и информации. Мобилизация – это формирование в работнике на базе патриотизма, моральных ценностей человека и общества новых движущих сил (“второго дыхания”) для достижения поставленных целей. К приемам мобилизации относятся: лозунги, призывы, просьбы, приказы, личный пример руководителя или коллег, самоосознание важности выполняемого задания и т.п.
Данная технология воздействует на удовлетворение потребностей и интересов работников не прямо от руководителя как в технологии управления на базе потребностей и интересов, а через решения самого работника.
Технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с персоналом.
В мировой практике активизации деятельности персонала успешно применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к эффективному труду. К ним относятся: теория Х, теория Y, теория ожидания, теория справедливости.
Технология предусматривает линейно-функциональную структуру управления. 

пятница, 28 октября 2016 г.

Managing a business

Картинки по запросу Managing a business

What do managers do?


All organizations have managers. They can come by the name of director, headmaster, etc... but they all perform similar tasks. These tasks are:

Planning: 

Planning for the future involves setting goals for a business. These goals give the business a sense of direction and purpose. Now the whole business will have something to work towards. Managers also need to plan for resources which will be needed. These are only two strategies managers use to keep the business running.



Organising: 

A manager cannot do everything by himself. Therefore, jobs must be delegated to employees. Employees need sufficient resources to complete their job, so managers need to organise people and resources effectively.


Co-ordinating:


Managers need to bring people together in a business for it to succeed. This is called co-ordination. If different functional departments do not co-ordinate, they could be doing completely different things which does not follow any common plan. Managers could co-ordinate the departments by holding regular meetings or setting up a project team with different members from different departments.


Commanding:


Commanding refers to guidingleading and guiding subordinates which is very important in any organisation. Managers need to make sure that all subordinates are following targets and deadlines. It is the responsibility of the manager to ensure that all tasks are completed and therefore instruction and guidance must be provided to employees so that they can do so.


Controlling:


Controlling means evaluating the performance of subordinates, so that corrective action can be carried out if the subordinates are not sticking to goals.

To sum up, this is what management gives to any organisation:

  • a sense of control and direction.
  • co-ordination between departments, preventing wastage of efforts.
  • control of employees.
  • making the most out of resources (organisation)
What makes a good manager?

There are different views of why some managers are better than others. Some say that managers are born that way, while others say good managers are trained. However, good managers do have these distinct characteristics:
  • intelligence: to understand difficult ideas and deal with different issues.
  • initiative: to be able to think of solutions and take control of situations.
  • self-confidence: to be willing to lead others and be a model image.
  • assertiveness and determination: to be able to take command of others and take ideas and solutions to the end.
  • communication skills: to be able to inform subordinates in a clear way so that they will respond positively.
  • energy and enthusiasm: to work with high effort and involvement so that others will follow.
Styles of leadership:

Different managers use different styles of leadership, and each one makes subordinates react in a certain way. It is important for the managers to choose the appropriate leadership style for the right situation. These styles will be discussed in Chapter 13: Motivation at work.

Management involves taking risks: 

All managers need to make decisions in what they do, whether it is planning, organising, co-ordinating, ect. All as you know, all decisions involve some sort of risk.

Are all decisions as important as each other?

There are three types of decisions which has their type of importance and the length of time that is is going to affect the business. They are:
  • Strategic: These are very important decisions that will affect the overall success of an organisation. They are long-term decisions such as company goals or growth. They are usually taken by the top management.
  • Tactical: These are decisions that are less important decisions that are taken more frequently. They can include: new ways to train staff, new transportation routes used, advertising methods, etc... They are usually taken by the middle management.
  • Operational: They are day-to-day decisions taken by the lower management. They tend to be repetitive and previous experience could be used to help making these decisions. They can be: inventory/stock levels, ordering goods, dealing with customers.
All of these decisions involve risk. Since they all cost timemoney and opportunity cost one should think well before making a decision. 

In business, decisions need to be made and the risks need to be accepted. People like sole traders who have unlimited liability risk loosing all that they own by setting up a business are called entrepreneurs. As we already know they are the managers and risk-takers of a company. Managers in a limited company are not "real" entrepreneurs, because they are not risking their assets but the capital of the shareholders.

How can managers reduce risks when taking decisions?

Risks are the results of failure. Risks cannot be eliminated, but they can be reduced by the process of making decisions. Here are the steps:
  • Set goals: It is impossible to make decisions if the aims are not clear.
  • Identify and analyse the problem: Managers all make decisions to solve a problem. This problem might be how to use your salary in the most efficient way possible, how to spend the rest of your life, etc... It is imperative that you must understand the problem before finding a solution for it. Otherwise, you might make the wrong decision.
  • Collect data on all possible alternative solutions: It is always important to analyse all possible solutions to find which one is the best. The data collected should also contain constraints and limitations on the possible decisions (e.g. the law).
  • Make the final decisions and put it into effect: This is called implementing the decision. This means that the manager must see to it that the decision is carried out and is working to plan.
  • Review and evaluation of decision: This is looking back at the decision to identify pros and cons of a decision so that the experience can be used in the future. This is often hard to do especially when the wrong decision is made. It is nevertheless necessary.
Here is a decision-making flow chart from the book that will help you visualise the process:


Management responsibilities in departments:

Human resources department:
  • Forecasting staffing needs.
  • Recruiting staff.
  • Preparing the job descriptions and job specifications.
  • Planning and implementing staff training programmes.
  • Interviewing and selecting staff.
  • Negotiating with worker representatives, such as union leaders, on wages and working conditions.
  • Keeping staff records.
  • Disciplining staff
The role of this department is becoming more and more important as the cost of hiring staff rises, so that it is crucial for the HR department to manage people firmly and fairly. An unsuccessful HR department results in a high staff turnover(people leaving the business early). The department must also make sure that the business and staff comply with all employment laws.

Marketing department:
  • Market research for:
    • New products.
    • New markets.
    • New opportunities.
  • Planning the release of new products, often working with the Production and R&D departments.
  • Decide on the best marketing mix (discussed later) for a product and implementing it.
  • Keeping track of products so extension strategies can be used or to take the product off the market.
The marketing department is crucial for the business to keep in touch with its customers. No business can survive without this kind of function.

Accounting and finance department:

  • Recording all financial transactions.
  • Collecting all the data and presenting it as the regular accounts.
  • Preparing all budgets.
  • Analysing the profitability of new projects.
  • Deciding on which source of finance to use.
  • Keeping control over business cash flow.
Production department/Operations management:
  • Ordering stock/inventory of materials and resources used for producing goods.
  • Developing and designing new products.
  • Locating in the most cost-effective place possible.
  • Deciding on the methods of production and machinery. Purchase of new machinery will involve the Finance department.
  • Controlling production to maintain high levels of efficiency.
  • Maintaining the efficiency of machines.
  • Keeping the quality high to meet the standards of the consumers. All staff will need to co-operate because poor quality is normally blamed on bad staff. 
Administration department:

The responsibilities of the Administration department varies with the business it is in. For example, in smaller businesses, the administration department would be the same as the Accounts and Finance department. A larger business will have more specialized administrative department. These are what the the department does:
  • Clerical and office support services: Ensure the smooth running of all other departments.
    • Sorting of incoming mail and sorting and franking of outgoing mail.
    • Reception will greet visitors, answer calls, and schedule rooms for meetings.
    • Office tasks will include filing all records. e.g. visitors and calls.
    • Information and data processing.
  • Responsibility for the IT system:
    • The IT department is part of the Administration department.
    • Allows information to be delivered between departments accurately.
    • Provides managers with data to help in decision making.
  • Cleaning, maintenance and security:
    • Vital for safe and healthy working conditions.
    • Failure to maintain equipment and the building (e.g. air conditioner) will result in reduced efficiency.
The widespread use of computers means that many workers in all departments can do some of these tasks by themselves (clerical and support services), reducing the function of the Administration department and make them less common in businesses.