четверг, 9 июня 2016 г.

Предпринимательская и управленческая деятельности: основные отличия




Функция исполнителя в деятельности

Для того, чтобы перейти к анализу управленческой деятельности, нам необходимо "отграничить" ее от исполнительской и предпринимательской деятельностей. Поскольку, без исполнителя нет управленца - начнем анализ с исполнительской функции.
До тех пор, пока человек сам себе ставит задачи по изготовлению чего-либо и эти же задачи выполняет - нет разделения на "исполнителя" и "управленца". Или, точнее, человек сам себе и управленец (при выработке норм), и исполнитель (при реализации норм). Но, строго говоря, нет отдельного исполнителя и отдельного управленца - есть деятель.
По функции исполнитель - это человек, адекватно реализующий нормы деятельности, переданные ему управленцем, по производству продукта. Для того, чтобы исполнитель справился со своей задачей ему необходимо иметь способность по адекватному применению средства преобразования материала в продукт (способностный аспект). Кроме того исполнитель должен правильно понять и принять норму его действий в этом преобразовательном акте (самоопределенческий аспект).
Способности исполнителя-деятеля, как правило, формируются на учебных площадках педагогами.
Не менее значимым, чем способности исполнителя к реализации своих функций, предстает процесс включения ("вхождения") исполнителя в решение поставленных управленцем задач.
Процесс вхождения человека в деятельность включает процесс понимания и принятия деятельностных норм (О.С.  Анисимов, Ю.Д.  Красовский, К.  Кимен, Р.Л.  Кричевская, Г. , Г.П. Щедровицкий), что и понимается как самоопределение в деятельности. Для адекватного самоопределения будущего исполнителя к требованиям деятельности ему необходимосопоставить "желаемый" образа себя и "образ себя требуемого". Результатом самоопределения должен стать выбор нормативно-значимого способа поведения человека в рамках детельности. Преобладание "желаемого" над "требуемым" (с редукцией существенного в требованиях) является негативным самоопределением. Человек с таким самоопределением либо не "входит" в предлагаемые нормативные рамки совсем, либо, при вхождении, становится деструктирующим фактором – разрушителем нормативной базы и, следовательно, деструктором организованной деятельности (т.к. ведущим в его поведение будет удовлетворение индивидуальных потребностей в ущерб правилам, которые он отвергнул в своем негативном самоопределении). Другими словами, поскольку преобразование исходного материала в конечный продукт (что является неотъемлемым атрибутом любой деятельности) имеет свои жесткие технологические законы, человек должен подчиниться этим законам, если он не хочет выступить препятствием в процессе получения социально востребованного продукта. Только человека подчиненного нормам деятельности можно считать "исполнителем".

Управленческая и предпринимательская деятельности: есть ли отличия?

В литературе по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательстве и т.п. недостаточно однозначно разделяется специфика деятельностей предпринимателя и менеджера. Чисто предпринимательские функции (вложение капитала, расширение доли рынка и др.) часто встречаются в описании деятельности менеджера (напр. "Основы менеджмента" Мескона и т.п. ). И наоборот. Давайте попробуем разобраться есть kb отличие между менеджером и предпринимателем. И насколько оно принципиально. Начнем с предпринимательской деятельности. 

Сущность предпринимательской деятельности

В кратком изложении сути предпринимательской деятельности мне не обойтись без некоторых банальностей, которые, надеюсь, мне простит искушенный в предпринимательстве читатель. Но не введя эти банальности, с погружением сразу во все хитросплетения предпринимательства, трудно разобраться в данном вопросе.
Итак, предпринимательская деятельность строится на основании критериев рационального хозяйствования и считается ставшей, если:
  • во-первых, есть производство необходимого обществу продукта;
  • во-вторых, предпринимательская деятельность удовлетворяет критерию прибыльности;
  • в-третьих, предпринимательская деятельность оформлена в воспроизводящийся предпринимательский цикл.
Исходными предпосылками предпринимательской деятельности являются недостаточность индивидуальной жизнедеятельности и предметов в своей зоне владения для преодоления индивидуально значимых затруднений. Другими словами, у человека появляется потребность к выходу за пределы индивидуальной жизнедеятельности посредством привлечения имеющейся у него собственности в качестве начального капитала организуемого им дела.
Для успешности и устойчивости дела предприниматель должен спроектировать дело, которое принесет ему прибыль. В свою очередь прибыль может принести только дело, имеющее социально значимый характер. Следовательно, предприниматель должен изучить социальную потребность (заказ общества): исследовать существующий спрос.
Выявив содержание спроса, он должен разработать конкретный бизнес-план по производству и реализации продукции, соответствующей выявленному спросу. В связи с этим предпринимателю необходимо всесторонне исследовать рынок ресурсов и выяснить наличие на этом рынке требуемого товара, уровень цен и т.п. Кроме того, при ограниченности собственных денежных и иных средств, предприниматель должен изучить рынок финансовых средств на предмет их наличия у потенциальных кредиторов, уровня процентов при взятии банковских кредитов, условий их получения и т.п. При недостаточности собственных ресурсов, он берет ссуду в банке с обязательством возврата.
Если предприниматель проигнорирует данные шаги его бизнес-проектирование может превратиться в “прожектерство”.
Построив конкретный нормативный план своей деятельности, предпринимателю необходимо обеспечить запланированное производство необходимыми ресурсами. Для этого он должен приобрести на рынке ресурсов необходимые ему ресурсы (людей, сырье и т.д.). После этого предприниматель включает ресурсы в деятельность и запускает производство запланированной продукции. Для того, чтобы производство было бесперебойным и соответствовало нормам он осуществляет контроль и коррекцию процесса производства.
Произведенная продукция реализуется на рынке. Полученный доход предприниматель перераспределяет, т.е. осуществляет расчет с банком, покрывает расходы производства, платит налоги и т.п. и подсчитывает прибыль.
Итак, в предельно краткой, общей форме мы изложили основные шаги предпринимательского цикла. Таким образом,предпринимательский цикл (далее по тексту: П-цикл) включает в себя [1]:
1. Исследование содержания потребительского спроса.
2. Разработка бизнес-плана (проектирование) по производству и реализации продукта.
3. Исследование рынка ресурсов, необходимых для производства продукции.
4. Заем в банке финансовых средств, необходимых для обеспечения ресурсами своей производственной деятельности.
5. Приобретение ресурсов для производства (исходный материал, средства, работники и т.д.).
6. Производство запланированной продукции.
7. Сбыт произведенной продукции на рынке реализации.
8. Перераспределение дохода (возврат займа в банк с процентами, выдача зарплаты и прочее) и подсчет прибыли.
В схеме 1. дается графическое изображение П-цикла.
Схема 1. Цикл предпринимательской детельности.


“Жизнестойкость” предпринимательского цикла характеризуют следующие основные критерии.
Цикличность П-циклаЭто требование к завершенности любого дела начатого предпринимателем. Предприниматель может одновременно вести несколько “линий” бизнеса. Но каждая “линия” должна быть завершена – вложенный капитал должен вернуться с запланированным приростом. Остановка в движении капитала (например, долговременное складирование произведенной продукции) нарушает принцип неразрывности движения капитала, как бы разрывая П-цикл. Критерий гарантированности завершенности цикла является одним из ключевых в оценке предпринимательской деятельности. Несоответствие этому критерию может быстро привести предприятие к глубокому кризису и даже к банкротству.
Воспроизводимость П-цикла. Предпринимательскую деятельность можно считать устойчивой только в том случае, если после завершения П-цикла сохраняется потенциальная возможность к его воспроизводству. То есть, часть прибыли предпринимателя должно пойти на восстановление “боеготовности” участников предыдущего цикла. Это относится и к средствам производства (профилактические, ремонтные мероприятия), и к включенным в дело на постоянной основе работникам (полноценное стимулирование). 
Скорость оборота капитала. Немаловажной компонентой успеха предпринимательского дела можно считать скорость оборота капитала. Известно, что одна и та же величина прибыли может быть экономически целесообразной или не целесообразной в зависимости от продолжительности времени от начала П-цикла до окончательного получения прибыли. Та прибыль, которая очень выгодна при продолжительности П-цикла в три месяца, может быть “преступно” низка, если П-цикл длился три квартала.
Скорость оборота капитала зависит от организованности и технологичности типовых предпринимательских процедур.
Повышение скорости оборота капитала и обеспечение прибыльности дела можно обеспечить не только за счет реалистичности планирования, оперативности снабжения, производительности производства, но и в значительной степени за счет оптимальной организованности процесса сбыта продукции. Сбытовая деятельность в условиях рынка насыщенного товарами (предложение превышает спрос) сталкивается, как с временной продолжительностью реализационной фазы, так и со срывом сбыта продукции. А это, как указывалось выше, может приводить к “разрыву” в движении капитала по П-циклу. Для снятия затруднений в сбыте произведенной продукции появляются такие мероприятия как реклама, стимулирование сбыта и т.п.
Если предприниматель не справляется со всем циклов задач самостоятельно, то он может делегировать часть полномочий специалистам, вовлекаемым в предпринимательский цикл на какой-либо отрезок (или "слой") П-цикла. Так предприниматель может поручить управление производством привлеченному специалисту - наемному менеджеру (наемному управленцу). В этом случае предприниматель делегирует менеджеру функции, связанные с конкретным планированием исполнительской деятельности, запуском производственного процесса, контролем и корректировкой его протекания вплоть до получения запланированной продукции.
Постепенно, развивая масштабы своей деятельности, предприниматель может делегировать и другие функции своего предпринимательского цикла: исследование спроса, взятие кредита в банке, снабжение ресурсами, сбыт продукции и т.п., оставив у себя только функции, связанные с принятием стратегических решений и с распределением прибыли.

Сущность управленческой деятельности

Рассмотрим управленческую деятельность наиболее общим образом. В рыночных условиях возможны как минимум трипринципиальных типа существования управленческой деятельности.

1тип - "Наемный менеджер".

Управленческо-производственный цикл является частью предпринимательского цикла и выполняет производственные задания предпринимателя (наемный менеджмент, встроенный в П-цикл, сх. 2).
 Схема 2. Место деятельности наемного менеджера (1 тип)


2 тип - "Менеджмент под заказ".

Управленческо-производственный цикл имеет стабильные заказы, обеспечивающие полную загрузку имеющихся мощностей (например, регулярные госзаказы). Здесь мы имеем дело с технологическим способом существования управленца (Сх. 3). Деятельность его предприятия мало подвержена влиянию рыночной динамики и имеет устойчивый производственный характер.
Схема 3. Управление производством продукции под заказ (2 тип).


3 тип - "Менеджер-предприниматель".

Управленческо-производственный цикл, настроенный на производство только определенных типовых продуктов/услуг (без возможности переключится на производство продукции другого типа). В этом цикле управленец самостоятельно занимается поиском заказчиков (например, крупный завод, рекламные и PR агентства, консалтинговые компании и т.п.). Здесь налицопроизводственно-предпринимательский способ существования.
Схема 4. Поиск заказчика и производство продукции под заказ (3 тип).



Опишем кратко процесс управленческой деятельности. Управленец, получает заказ, содержание которого должно отражать потребности какой-то группы в какой-то продукции (если это регулярно воспроизводимый заказ - 2 тип; если этому предшествовал поиск заказчика - 3 тип). Управленец должен понять содержание заказа и (если он принимает заказ) взять на себя ответственность за своевременное и качественное производства предметов (услуг), способных удовлетворить заказчика (точнее: удовлетворить потребности группы, от лица которой выступает заказчик).
Непосредственное производство продукции осуществляют под руководством управленца привлеченные исполнители. Поэтому для реализации заказа руководитель должен спланировать производство необходимой продукции, поставить задачи исполнителям, снабдить деятельность необходимыми ресурсами, осуществить контроль и коррекцию исполнительских действий в рамках нормативных требований процесса производства.
Таким образом, целью управленческой деятельности является организованное производство продукции исполнителями в согласованные с заказчиком сроки, в нужном объеме требуемого качества. Адекватное самоопределение руководителя в этом контексте, возможно только при "отходе" руководителя на время деятельности от логики удовлетворения своих жизнедеятельностных (т.е. до-деятельностных) потребностей и строгом подчинении им требованиям управленческой функции. Эффективность управленческой деятельности предопределена качеством принятия управленческого решения, т.е. уровнем управленческой аналитики.
Кратко цикл управленческой деятельности можно представить так:
  • Понимание и принятие заказа (1).
  • Планирование исполнительской и управленческой деятельности, по производству заказанной продукции (2).
  • Снабжение производства ресурсами (3).
  • Запуск (организация) производства продукции (4).
  • Контроль и Коррекция деятельности исполнителей (5).
  • Передача продукции заказчику (6).
  • и расчет заказчика с управленцем-производителем (7).
Если мы имеем дело с управленческо-производственным циклом 3-го типа (производственно-предпринимательский способ существования), то первыми шагами будут дополнительно поиск и мотивация заказчика.


Схема 5.  Цикл управленческой деятельности
В таблице 1. приведены различия управленческой и предпринимательской деятельности по целям и ответственности.
Таблица 1. Сравнительные характеристики управленческой
и предпринимательской деятельностей

Цель
Ответственность

Предпринимательская деятельность

получение максимальной прибыли за счет наиболее полного удовлетворения спроса.


ответственность перед кредиторами и потребителями.

Управленческо - производственная деятельность


производство продукции в соответствии с требованиями заказа.

ответственность перед заказчиком и перед владельцем предприятия.
При производственно-управленческом подходе базовой является производственная деятельность. Снабженческая и реализационная деятельность имеют сервисный характер, т.е. обеспечивают функционирование производства (1 тип).
При предпринимательском подходе предприниматель может изменять тип производственной деятельности в зависимости конъюнктуры рынка.
Однако если предпринимательская деятельность строится на основе крупного стабильного производства, то свобода предпринимателя ограничивается типом производимой продукции. При этом существенным становится, наряду с целью получения прибыли, появления ценности сохранения и развития производственной структуры. Не имея возможности сменить тип рынка, предприниматель вынужден вести конкурентную борьбу за потенциальных клиентов. Такой подход можно назвать производственно - предпринимательским (3 тип). При производственно - предпринимательском подходебазовой деятельностью становится следующий ряд процессов - снабжение ресурсами, организация производством, организация сбытом.
Стоит отметить, что “равная значимость” частей базового процесса (снабжение, производство, сбыт и т.д.) обостряет позиционные противоречия между ними, вызванные различиями типов деятельности и принципов их организации. Так, если для производства самый благоприятный режим - выпуск больших партий одинаковой продукции, стабильное функционирование в течение длительного времени, то для системы сбыта - необходима возможность быстрого реагирования на изменения потребительских предпочтений и рыночных тенденций. Снятие этих противоречий возможно лишь в случае взаимного учета особенностей деятельности и согласования условий совместной деятельности работниками служб на основе понимания и принятия общих кооперативных целей, или (более развитый вариант) согласованных кооперативных ценностей, выступающих основой корпоративной культуры. 
Литература
  1. Анисимов О.С. Основы методологии. Учебное пособие./ Российская академия менеджмента и агробизнеса. - М.: 1994. В 2-х томах. Т.2. Параграф 8: Методология и культура предпринимательства.
Верхоглазенко В.Н.

Комментариев нет:

Отправить комментарий