среда, 10 июня 2020 г.

Как доставить нефть – Способы транспортировки в России и мире


КАК ПЕРЕВОЗЯТ НЕФТЬ И СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ - САМЫЕ ВЫГОДНЫЕ СПОСОБЫ


М
ало просто добыть нефть, нужно ещё её доставить. Способов немало, предпочтительный зависит от таких факторов, как требуемый объём, инфраструктура, географические условия.

Иногда перевезти нефть нужно на тысячи километров, а в другом случае на несколько десятков; в один пункт назначения её можно доставить морем, в другой требуется везти по железной дороге, а в третий нет ни железной, ни даже обычной дороги. Здесь вы узнаете, какими способами доставляют нефть, а также связанные с этим вопросы.

Подготовка к транспортировке нефти

Только добытая из недр нефть – не чистый продукт, в ней растворены различные соли, жидкости, газы, глинистые частицы и песчинки. Всего в её состав входит примерно тысяча различных веществ, и перед транспортировкой требуется провести очистку от ненужных примесей.
Сначала нефтесодержащая смесь проходит первичную сепарацию, в ходе которой разделяется на три основные фракции: нефть, газ и воду. После этого начинается подготовка нефти к транспортировке.
Из неё удаляются остатки газа и воды, после чего она разбавляется пресной водой для удаления солей (обессоливания), следом выполняется её повторное обезвоживание. Завершается процесс стабилизацией – удалением лишних лёгких фракций, таких как этан и метан.
Избавление от всех этих примесей позволяет уменьшить объём нефти и повысить эффективность её транспортировки; удаление солей помогает беречь оборудование от повреждений и коррозии. К тому же, чем меньше в нефти примесей, тем проще её дальнейшая переработка.
После прохождения установки комплексной подготовки нефть готова к транспортировке: её отправляют в хранилище, а уже оттуда она будет подаваться в трубопровод.

Основной способ транспортировки нефти

Хотя способы транспортировки нефти многообразны, её наибольшие объёмы доставляются по трубопроводам. В особенности это касается России, но и во многих других странах, занимающихся нефтедобычей, именно этот способ – основной. Даже если поставка потребителям осуществляется по морю, железной дороге или иными способами, совсем без трубопроводов не обходится.
Движение нефти обеспечивается разницей в давлении, создаваемой насосными станциями. Размещаются они в среднем через каждые 100 км, а скорость движения нефти составляет 1-2,7 м/с – чем больше диаметр трубопровода, тем выше рекомендуемая скорость движения.
В сравнении с другими способами этот – наиболее экономичный. Для обслуживания всей системы трубопроводов нужно не настолько много сотрудников и оборудования, как при использовании морского, речного или иного транспорта.
К тому же потери нефтепродуктов в расчёте на пройденное расстояние относительно невелики, и этот способ считается одним из самых безопасных для экологии.
Трубопроводы возводятся достаточно быстро, но обходятся недёшево, а после прокладки маршрут доставки уже не может быть изменён – это самая значительная проблема. Если поставщик, перевозящий нефтепродукты при помощи танкеров и железнодорожного транспорта, может корректировать свои планы в соответствии с изменением ситуации, например, начать продавать нефтепродукты другим потребителями, то пользующийся трубопроводом может лишь менять объёмы поставок по маршруту.
Это существенно влияет на стоимость нефтепродуктов и ход переговорного процесса по их поставкам.
Трубопроводы для транспортировки нефти называют также нефтепроводами. Их делят на несколько классов по назначению:
  • Промысловые – используются для соединения скважины и установки, где происходит подготовка нефтепродуктов
  • Межпромысловые позволяют транспортировать нефть между местами добычи.
  • Технологические нужны для перемещения нефтепродуктов внутри предприятия или нескольких.
  • Магистральные применяются для доставки к местам переработки и потребления. Они должны обладать высокой пропускной способностью, а значит и большим диаметром. Выделяют четыре класса: к I классу относят самые широкие нефтепроводы, их диаметр превышает 1 000 мм, ко II – с диаметром свыше 500 мм, к III – свыше 300 мм, наконец, к IV – от 220 мм.
Магистральный нефтепровод включает в себя: непосредственно трубы; линии электропередач для их обслуживания; здания, предназначенные для организации их эксплуатации; резервуарный парк для хранения нефтепродуктов; насосную станцию.
Таким образом, нефтепровод – очень сложная и высокотехнологичная система, в неё входит различное оборудование, которое должно выдерживать высокое переменное давление.
Монтируют магистральные нефтепроводы в земле на глубине 80-100 см. Участки, проходящие по вечной мерзлоте, монтируются на специальные опоры на земле. Наземные нефтепроводы проще строить и обслуживать, зато на подземные меньше влияют погодные условия, а это значимый фактор при большом перепаде температур между сезонами, характерном для России.
Трубы изготавливаются из высокопластичных сталей или армированного пластика – последний используется с каждым годом всё чаще, ведь ему не страшна коррозия, трубы из него практически не разрушаются, так что прослужить могут очень долго.

Речной и морской способ транспортировки

При помощи водного транспорта можно перевозить большие объёмы нефти на самые разные расстояния: он может применяться и для местной транспортировки по судоходным рекам и озёрам, и для доставки на другой континент. Перевозка по воде – один из наиболее выгодных вариантов, как правило, дешевле неё только доставка по трубам.
Перевозку по рекам ведут при помощи танкеров и барж. Главное отличие баржи от танкера – отсутствие собственных насосов. Кроме того, баржи могут быть несамоходными, то есть не иметь двигателя. Чаще всего, когда речь идёт о барже, в виду имеют именно судно без двигателя, а для оснащённых им используется уточнение «самоходная баржа».
Для перевозки по морю также применяются танкеры и баржи, но от речных они отличаются. Морские танкеры имеют другую конструкцию, ведь необходимо, чтобы они выдерживали гораздо более сложные условия открытого моря.
Кроме того, их дедвейт обычно выше. Дедвейтом называют разность между полным и порожним водоизмещением судна. То есть, это общий вес, который судно может взять на борт, включая груз, массу топлива, воды, экипажа и так далее.
По этому показателю морские танкеры делят на 8 классов от малотоннажных (от 6 000 до 16 499 тонн) до супертанкеров, использующихся в качестве плавучих нефтяных терминалов – их дедвейт может превышать 320 000 тонн.
Чем крупнее танкер, тем ниже расходы на перевозку тонны нефти, поэтому часто их стремятся строить как можно более крупными, в тех рамках, которые допускаются маршрутом.
Морские баржи также называют лихтёрами. В отличие от танкеров, они не рассчитаны для транспортировки грузов на большие расстояния: обычно они не могут удаляться от порта более чем на 80-100 км, в спокойных водах внутренних морей – до 150-180 км.
Кроме того, сама их конструкция не предполагает удаления от берега. Используются они для доставки нефти в порты, к причалам которых не могут подойти танкеры. Большая часть лихтёров может перевозить несколько сотен тонн грузов, самые крупные – до 7 000 (тип Trimariner).
Стоимость фрахта (морской грузоперевозки) нефти стоит от $65 000 до $400 000 за один день, в зависимости от объема. При этом не всегда порт может принять судно и оно просто стоит в море. Плата за день в этом случае продолжает оплачиваться в полном объеме.

Транспортировка нефти автотранспортом


 Этот способ подходит в первую очередь для перевозки небольшого объёма нефтепродуктов на относительно короткие дистанции. Например, для доставки с нефтебаз к местам потребления: заводам, автозаправкам и так далее.
Для перевозки на дальние расстояния автотранспорт чересчур затратен, потому его используют только при отсутствии альтернативы дешевле. Чистую нефть автотранспортом перевозят очень редко.
Поскольку нефтепродукты относятся к легковоспламеняющимся жидкостям, их пары могут представлять угрозу здоровью, а разлив при аварии способен причинить ущерб природе, их относят к грузам III степени опасности.
Потому маршрут транспорта с нефтепродуктами не должен проходить в непосредственной близости от крупных городов, заповедников, больниц, школ и других подобных объектов.
Для перевозки нефти автомобиль должен иметь соответствующее оснащение, такие машины называют специальными подвижными составами. Выделяют несколько их типов:
  • Бензовоз – автоцистерны, в них перевозят моторное горючее, жидкие масла и растворители.
  • Битумовоз – предназначен для транспортировки горячего битума и соответствующим образом оснащён.
  • Топливозаправщик – имеет насос для заправки.
В обычных грузовых машинах перевозка нефти и нефтепродуктов тоже возможна, но жёстко регламентируется: разрешено перевозить не более 1 000 литров дизельного топлива, ограничение по бензину же и вовсе составляет 33 литра.
Перевозка ведётся в автоцистернах, причём в холодное время года для застывающих нефтепродуктов необходимо использовать цистерны с подогревом.
В среднем стоимость доставки нефтепродуктов варьируется от 30 до 40 рублей за километр пути бензовоза, с учетом НДС. Но существуют и более широкие разницы в цене, в зависимости от дальности расстояний, объемов и часы простоя.

Железнодорожная перевозка нефти

Нефть по железным дорогам возят почти с самого момента их появления. С тех пор возникли альтернативные способы, но и железнодорожный транспорт на месте не стоял. Технология транспортировки нефти с его помощью стала хорошо отработанной, в результате существенно повысилась безопасность, выросли его мощность и грузоподъёмность.
Железнодорожная перевозка может вестись в любое время года с одинаковой скоростью и эффективностью. В отношении быстроты доставки железнодорожный транспорт в некоторых случаях оказывается даже быстрее, чем перевозка грузовыми машинами, и всегда быстрее транспортировки по морю.
С его помощью удобно перевозить достаточно большие объёмы нефтепродуктов на дальние расстояния, что особенно выгодно в странах с обширной территорией.
Перевозят по железной дороге нефть в вагонах-цистернах. Чтобы обеспечить безопасность, их производят из листовой стали толщиной от 8 мм. Конструкция вагона-цистерны позволяет его заполнять и контролировать объём перевозимого продукта, сливать нефть, обслуживать сам вагон.
В каждом таком вагоне нефть может перевозиться десятками или даже сотнями тонн, благодаря чему способ транспортировки выступает как основной в тех случаях, когда проложить для этого трубы невозможно или невыгодно.
Безопасность перевозки регламентируется целым рядом нормативных актов, в которых оговариваются все детали для того, чтобы как можно реже происходили взрывы, утечки, воспламенение нефти.
Стоимость сильно зависит от расстояния и объемов. Например, от Москвы до Рязани доставить 17 тонн будет стоить 240 000 рублей.

Воздушная транспортировка нефтепродуктов

Обходится значительно дороже других способов, потому применяется только в случаях, когда альтернативы нет.
Например, таким образом снабжаются зимовки в Арктике, дрейфующие станции, некоторые пункты на Крайнем Севере, куда иными способами просто не добраться. Перевозят нефтепродукты на самолётах и вертолётах.

Смешанные транспортировки

Нередко прямые поставки одним из рассмотренных способов организовать нет возможности. В таких случаях используется комбинация нескольких видов. К примеру: от места добычи нефть транспортируется по магистральному нефтепроводу, далее в порту загружается в танкеры, они перевозят её в порт на другом континенте, из него она транспортируется по железной дороге, а затем развозится на грузовых автомобилях.
Здесь сочетается сразу 4 способа транспортировки. Большая часть перевозок нефти приходится на сочетание только двух: по трубопроводам и железной дороге.

Способы транспортировки нефти в России

Транспортировка нефти в России имеет давние традиции: ещё в конце XVI века её доставляли в Москву в бочках из мест добычи у реки Ухта, а ко временам правления Петра I начали использовать суда для её перевозки по Каспийскому морю. Строить нефтепроводы предложил Д.И. Менделеев, он же обосновал, почему такой способ предпочтителен, и сформулировал основные принципы их строительства.
Первый нефтепровод ввели в эксплуатацию в России ещё в 1887 году, но долгое время после этого нефтепроводная система развивалась не слишком быстрыми темпами. Ещё в 1957 году всего 34% нефтепродуктов доставлялось по нефтепроводам. Протяженность сети в СССР к тому моменту составляла 21 000 км, для сравнения, в США примерно в те же годы было проложено 960 000 км труб.
Стоимость транспортировки нефти по трубам уже тогда была в 2,5-3 раза ниже, чем по железной дороге. На Севере же, с которого нефть вывозили водным транспортом, ограничения накладывал период навигации. Поскольку всё большая доля добычи нефти в СССР приходилась именно на Север, с середины прошлого века началось активное строительство нефтепроводов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий