«Цикл научения» – теория специалиста по андрагогике Дэвида Колба, основанная на поэтапном формировании умственных действий. Процесс обучения представляет собой спираль. «Цикл научения» работает на двух уровнях и четырех этапах:
- Конкретный опыт (КО)
- Мыслительные наблюдения (МН)
- Абстрактная концептуализация (АК)
- Активное экспериментирование (АЭ)
Процесс обучения начинается с «непосредственного/конкретного опыта», который является основой для «наблюдений и размышлений». Эти наблюдения превращаются в «абстрактные концепции». Которые потом можно «активно протестировать». Что в свою очередь создает новый опыт. И так далее по циклу. Хотя «Цикл научения» Колба может начинаться и с других этапов. Колб определял стили обучения в сочетании двух предпочитаемых стилей. А не как обычно иллюстрируют матрицу «два-на-два» четырехэтапного цикла стилей. Для этих стилей Колб использовал следующие термины:
- Отстранение (КО/МН)
- Ассимиляция (АК/МН)
- Конвергенция (АК/АЭ)
- Приспособление (КО/АЭ)
Цикл Колба учитывает, что обучение взрослых имеет свои особенности:
- «Взрослый обучаемый» является самостоятельным человеком, уже имеющим некий опыт, который будет полезен не только ему самому при обучении, но и тем, кто будет учиться вместе с ним. При этом, его опыт, наоборот, может снизить восприятие нового (эффект Даннинга-Крюгера).
- Зачастую взрослого есть сильная мотивация к обучению, обусловленная желанием решить какие-то вопросы, проблемы. Или нет. Что, соответственно будет мешать. Т.к. взрослые (в основном) учатся, когда есть непосредственная связь с ежедневной практикой. Т.е. «Цикл научения» отлично дополняет модель Киркпатрика с его требованиями к мотивации к обучению и изменению поведения после тренинга.
«Цикл научения» в практике тренера
В литературе часто встречается структура интерактивного урока (читай «тренинга») шведского специалиста в области обучения Класа Мелландера, как развитие модели «Цикла научения» Колба:
- Мотивация и объявление новой темы … 10%
- Закрепление (повторение) пройденного … 20%
- Изучение нового материала …50%
- Оценка …10%
- Подведение итогов (де- брифинг, рефлексия) …10%
В нашей практике, помимо распределения времени занятия, мы учим будущих тренеров (наставников, публичных ораторов и т.п.) формировать структуру тренинга (передачу лучшего опыта, презентации) с учетом особенностей восприятия новой информации разными людьми.
- Для кого-то теория и ссылка на исследования вызывает необходимое доверие к информации
- Кто-то предпочтет сначала посмотреть, как работают другие. И не надо его «тащить» на отработку. Он должен осознать увиденное.
- Для кого-то нужна отработка. И не одна. Особенно для сбытовых специалистов. Они ребята конкретные. И любят манипулировать тренером – «Покажи!». А без этого вы услышите «пустая теория – это не работает».
- А кто-то с удовольствием расширит случаи применения инструментария. Попросите их сделать это.
Комментариев нет:
Отправить комментарий