четверг, 5 мая 2016 г.

Доходы плательщика единого налога

Вид дохода/поступления
Плательщик единого налога
физлицо 1–3 групп
юрлицо 3 группы
1
Доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг) — общий случай
Включается в доход во всей сумме выручки на дату поступления средств в наличной и/или безналичной форме.
На дату отгрузки товаров (подписания акта выполненных работ, предоставленных услуг) единоналожник доход не отражает.
ПРИМЕЧАНИЕ 1 Плательщики НДС включают в доход сумму выручки за минусом НДС.
ПРИМЕЧАНИЕ 2 Единоналожники 1–3 групп могут получать выручку от продажи товаров (работ, услуг) только в денежной формеБартерные расчеты запрещены. ГФСУ считает, что плательщики единого налога не могут использовать и векселя в качестве формы расчетов (письмо ГФСУ от 04.06.2015 г. № 5267/Д/99-99-17-02-02-14), а также погашать задолженность путем уступки права требования долга (письмо ГФСУ от 27.11.2015 г. № 25434/6/99-99-15-03-01-15, см. «ПЕН», № 1/2016, с. 10).
2
Доход от продажи товаров (работ, услуг) — переходящие операции:
2.1
поступила выручка за товары (работы, услуги), отгруженные в период, когда плательщик работал на общей системе налогообложения
Включается в доход, т. к. предприниматель-общесистемщик при отгрузке товаров (предоставлении услуг, выполнении работ) доходы не отражает. Доходы у него возникают только на дату оплаты
Доход не возникает, т. к. доходы были отражены общесистемщиком ранее по дате отгрузки (п.п. 6 п. 292.11 НКУ)
НА ЗАМЕТКУ. Рекомендуем ознакомиться со статьей «Общая система → ЕН для юрлиц группы 3: переходные продажа и околопродажные вопросы» // «ПЕН», № 1/2015.
2.2
отгружены товары (подписан акт выполненных работ предоставленных услуг), оплата за которые получена в период пребывания на общей системе налогообложения
Доход не возникает, т. к. предприниматель-единоналожник отразил доход на дату поступления выручки от продажи в период пребывания на общей системе налогообложения
Доход возникает, т.к. суммы полученных авансов у предприятий-общесистемщиков не включаются в состав доходов (абз. 4 п. 292.3 НКУ)
НА ЗАМЕТКУ. Рекомендуем ознакомиться со статьей «Общая система → ЕН для юрлиц группы 3: переходные продажа и околопродажные вопросы» // «ПЕН», № 1/2015.
3
Оплата осуществляется через платежный терминал
В доход включается вся сумма выручки без вычитания комиссии банка.
Если банк из суммы поступлений удерживает плату за расчетно-кассовое обслуживание (а так зачастую и происходит по договору эквайринга), т.е. фактически на счет продавца зачисляется сумма за минусом комиссии, в доход единоналожник включает всю сумму денежных средств, поступивших от покупателя, без ее уменьшения на сумму удержанной банком комиссии (в категории 108.01.02 ЗІР такое разъяснение дано в отношении единоналожников-юрлиц).
Что касается даты возникновения дохода, то, по нашему мнению, ею является дата зачисления средств на текущий счет единоналожника. До этого момента денежные средства продавцу товаров (работ, услуг) не принадлежат, а значит, не могут считаться его доходом. Это подтверждают и фискалы в письме от 26.02.2016 г. № 3330/5/99-99-17-02-16 (см. «ПЕН», № 10/2016, с. 8)
4
Продажа товаров (услуг) через торговые автоматы или другое подобное им оборудование
Датой получения дохода является дата изъятия выручки из такого автомата или другого подобного ему оборудования (п. 292.7 НКУ).
Если продажа через торговый автомат (терминал) осуществляется с помощью жетонов, карточек и/или других заменителей денежных знаков, датой получения дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек и т. п. (п. 292.8 НКУ)
5
Выручка поступает в иностранной валюте (экспорт)
Доход, выраженный в иностранной валюте, пересчитывается в гривни по официальному курсу НБУ, установленному на дату получения такого дохода (п. 292.5 НКУ).
Доходы от операций по экспорту товаров (работ, услуг) состоят из двух частей:
  • «валютной» — сумма определяется по курсу НБУ на дату зачисления выручки на текущий счет в иностранной валюте (на сегодняшний день — 25 %);
  • «гривневой» — сумма гривень, полученная от банка после обязательной продажи части валютной выручки на текущий гривневый счет (на сегодняшний день — 75 %).
Такие разъяснении в отношении ФЛП–единщиков даны в категории 107.04 ЗІР, а в отношении юрлиц-единщиков в письме ГФСУ от 28.01.2016 г. № 1286/5/99-99-15-03-0116 (комментарий см. в «ПЕН», № 8/2016, с. 5).
ПРИМЕЧАНИЕ Требование об обязательной продаже валютной выручки на данный момент установлено постановлением НБУ от 03.03.2016 г. № 140 (действует до 08.06.2016 г.).
6
Выручка поступает в иностранной валюте через платежную систему Western Union
В доход включается выручка в иностранной валюте, пересчитанная по официальному курсу НБУ на дату получения дохода (см. стр. 5 таблицы). При этом в доход единоналожник обязан включить всю сумму поступившей выручки, включая сумму комиссии, удержанную международными системами за перечисление средств (консультация от 02.07.2015 г. в категории 108.01.02 ЗІР).
ВАЖНО! Ранее ГФСУ (письмо от 15.08.2014 г. № 1773/6/99-99-17-02-02-14) запрещала субъектам предпринимательства осуществлять расчеты при приобретении или продаже товаров (работ, услуг) через платежные системы SWIFT, Western Union, MoneyGram и т. п. Безналичные расчеты должны были проводиться только через счет субъекта (п. 1.4 гл. 1 Инструкции № 22). Однако теперь, похоже, фискалы изменили свое мнение.
7
Продажа
подакцизных товаров
К подакцизным товарам относятся (п.п. 14.1.145 и п. 215.1 НКУ):
  • спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво;
  • табачные изделия, табак и промышленные заменители табака;
  • горючее;
  • моторные транспортные средства (ТС), предназначенные для перевозки 10 и более лиц (кроме ТС, указанных под кодом 8702 90 90 УКТ ВЭД);
  • легковые ТС (кроме указанных в товарной группе 8702 УКТ ВЭД), включая грузопассажирские автомобили-фургоны.
В общем случае плательщики ЕН не могут продавать подакцизные товары (п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ).
Исключение сделано только для:
  • горюче-смазочных материалов (ГСМ) в емкостях до 20 литров (разрешено для юрлиц и ФЛП);
  • пива и столового вина в розницу (разрешено для ФЛП).
Здесь нужно учитывать, что:
1) суммы акциза, входящие в выручку от продажи, по мнению фискалов, включаются в базу обложения ЕН (письмо ГФСУ от 07.08.2015 г. № 16757/6/99-95-42-03-15 // «ПЕН», № 2/2015, с. 4);
2) сумма акциза не включается в базу обложения НДС (п. 188.1 НКУ);
3) ваша цена на столовое вино с включенным в него акцизом не может быть ниже минимальных цен, приведенных в постановлении № 957 (письмо ГФСУ от 15.01.2016 г. № 669/6/99-95-42-01-16-01).
НА ЗАМЕТКУ. Правила расчета суммы акциза при продаже ГСМ приведены ГФСУ в письме от 03.02.2016 г. № 3495/7/99-99-19-03-03-17, а при продаже других подакцизных товаров — в письме ГФСУ от 20.01.2015 г. № 1519/7/99-99-19-03-03-17.
Отчитываться по акцизному налогу, в том числе и розничным продавцам, нужно ежемесячно по форме Декларации акцизного налога, утвержденной приказом от 23.01.2015 г. № 14 (письмо ГФСУ от 21.01.2016 г. № 1903/7/99-99-19-03-03-17). Розничные продавцы подают эту Декларацию в фискальный орган по местонахождению пункта продажи подакцизных товаров.
8
Предоставление услуг по временному размещению физлиц
Особенностью данных услуг является то, что единоналожник является налоговым агентом по взиманию и уплате в бюджет туристического сбора в порядке, установленном ст. 268 НКУ.
Сумма турсбора, поступающая единоналожнику в составе платы за услугу, не включается в доход, облагаемый ЕН (п. 292.10 НКУ). По этому поводу см. консультацию «“Быть или не быть — вот в чем вопрос”: надо ли учитывать турсбор в доходах единоналожника» // «ПЕН», № 4/2016, с. 27.
НА ЗАМЕТКУ. Фискалы не очень приветствуют ситуацию, когда плательщики ЕН группы 2 оказывают физлицам услуги, оплата за которые поступает от юрлиц — неплательщиков ЕН. Однако мы считаем эту позицию излишне фискальной, ведь фактически услуга потребляется физическим лицом, т. е. правила пребывания в группе 2 ЕН не нарушены (подробнее см. консультацию «Заказчик услуг — физлицо, а платит за все юрлицо: можно ли работать в группе 2» // «ПЕН», № 9/2016, с. 28).
Рекомендуем также ознакомиться с консультацией «Открываем хостел: особенности организации работы» // «ПЕН», № 10/2016, с. 24.
9
Средства, возвращенные единоналожником покупателю в связи с возвратом товара
Согласно п.п. 5 п. 292.11 НКУ в доход не включается сумма средств (аванса, предоплаты), возвращаемая покупателю вследствие возврата товаров, расторжения договора или по письму-заявлению о возврате средств.
Если единоналожник является плательщиком НДС, из дохода исключается сумма возврата за минусом входящего в него НДС.
Сумма возвратов отражается предпринимателем в гр. 3 Книги учета доходов или гр. 3 разд. І Книги учета доходов и расходов со знаком «+».
ПРИМЕЧАНИЕ По мнению фискалов (категория 108.01.05 ЗІР), если у юрлица поступление средств от продажи и их возврат осуществлены в разных налоговых периодах, то в периоде продажи отражается доход (начисляется ЕН), а в периоде возврата средств осуществляется перерасчет суммы ЕН в сторону уменьшения путем либо подачи уточняющей декларации к ранее поданной декларации, либо уточнения показателей в составе отчетной декларации за следующий налоговый период. Иными словами, тут нужно действовать через механизм исправления ошибки.
Рекомендуем ознакомиться с консультацией «Возвращаем аванс, полученный в прошлом году: что будет с единым налогом?» // «ПЕН», № 3/2016, с. 28.
10
Средства, поступающие единоналожнику от продавца товаров за возвращенный товар
Не включаются в доход (п.п. 5 п. 292.11 НКУ)
11
Поступление ошибочных средств на счет единоналожника (в том числе по вине банка)
Если единоналожник уведомил банк о поступлении ошибочных сумм и вернул их в течение 3 р. дн. от даты поступления в пределах одного отчетного периода, то такие суммы не включаются в доход, облагаемый ЕН.
Если эти условия не выполняются (поступление и возврат приходятся на разные отчетные периоды; возврат произошел с нарушением 3-дневного срока), поступившие суммы включаются в доход единоналожника на дату их поступления, а при их возврате — исключаются из дохода (категория 108.01.02 ЗІР). В таком случае пересчитывать ЕН нужно через механизм исправления ошибок.
12
Продажа валюты
Последняя позиция фискалов: положительная разница, возникающая при продаже валюты, не включается в доход предпринимателя-единоналожника (категория 107.04 ЗІР, письмо ГУ ГФС в Черниговской области от 01.04.2016 г. № 270/М/25-01-13-01-15 (см. «ПЕН», № 16/2016, с. 11).
В то же время, на наш взгляд, тут есть основания для признания дохода, т. к. предприниматель осуществляет операцию продажи, в результате которой получает доход в денежной форме. В случае возникновения отрицательной разницы между коммерческим курсом продажи и курсом НБУ, по которому предприниматель отразил доход при его получении, она не отражается в учете предпринимателя.
НА ЗАМЕТКУ. Отдельная консультация размещена в ЗІР по продаже валюты, полученной в качестве кредита в иностранной валюте. Здесь также фискалы разрешают не включать в доход возникшую положительную разницу. В качестве аргумента названо то, что сумма самого кредита не включается в доход (категория 107.04 ЗІР).
В доход включается положительная разница при продаже валюты, т. е. разница между коммерческим курсом продажи валюты и официальным курсом НБУ на дату зачисления валютной выручки (пересчета ее по официальному курсу, по которому ранее был отражен доход).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если продается валюта, поступившая в предыдущем отчетном периоде, то в доход включается разница между коммерческим курсом продажи и официальным курсом НБУ на дату окончания предыдущего периода, т.е. курсом, по которому пересчитывалась валюта при составлении баланса (категория 108.01.02 ЗІР).
НА ЗАМЕТКУ. Если вам нужно купить валюту, вам будет интересна консультация «Где средства на покупку заморского товара взять, или Учет покупки иностранной валюты у единоналожника» // «ПЕН», № 6/2016, с. 30.
13
Положительные курсовые разницы от пересчета иностранной валюты на валютном счете (монетарной задолженности, выраженной в иностранной валюте)
Средства или задолженность в иностранной валюте не пересчитываются физлицом-предпринимателем на конец отчетного периода или на дату погашения задолженности. Соответственно, курсовые разницы у него не возникают (категория 107.04 ЗІР)
Юрлица обязаны вести бухгалтерский учет и пересчитывать монетарные активы на конец отчетного периода или на дату погашения задолженности.
По мнению фискалов, сумму возникающих при этом положительных курсовых разниц нужно включать в доход единоналожника. Отрицательные разницы не уменьшают базу обложения ЕН (категория 108.01.02 ЗІР).
ПРИМЕЧАНИЕ Мы считаем, что возникающие разницы от изменения курса нельзя считать доходом в материальной или нематериальной форме, полученным субъектом, поэтому такие суммы не должны облагаться ЕН, однако фискалы против этого.
14
Доход от продажи основных средств (движимого и недвижимого имущества)
Доходы от продажи движимого или недвижимого имущества, принадлежащего физлицу, не включаются в его единоналожный доход. Такие доходы облагаются НДФЛ в порядке, установленном разд. IV НКУ для обычных физлиц-непредпринимателей. Помимо НДФЛ, теперь еще с налогооблагаемого дохода нужно уплатить и ВС по ставке 1,5 %.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Получив такие доходы, необходимо до 1 мая года, следующего за отчетным, подать Декларацию об имущественном положении и доходах. Это не касается продажи имущества налоговому агенту или в случае, если при нотариальном удостоверении договора купли-продажи был уплачен НДФЛ (п. 179.2 НКУ), а сейчас еще и ВС. В таких случаях плательщик освобождается от обязательного декларирования доходов.
Налогообложение зависит от продолжительности использования объекта основных средств в деятельности юрлица (п. 292.2 НКУ):
  • если объект использовался менее 12 календарных месяцев, в доход включается сумма средств, полученных от продажи объекта (за минусом НДС, если юрлицо является плательщиком НДС), т.е. вся сумма выручки за минусом НДС;
  • если объект использовался в течение 12 календарных месяцев и более, доход определяется как разница между суммой средств, полученных от продажи объекта (за минусом НДС, если юрлицо является плательщиком НДС), и их остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи по данным бухгалтерского учета.
ВАЖНО! Нормами НКУ не предусмотрено условие по продаже объектов основных средств по цене не ниже их балансовой или оценочной стоимости. С этим согласны и фискалы (категория 108.05 ЗІР). Следовательно, при определении доходов, облагаемых ЕН, ориентир только на договорную цену продажи. А вот обязательства по НДС (если единоналожник является плательщиком НДС) определяются исходя из договорной цены, но не ниже балансовой (остаточной) стоимости объекта по данным бухгалтерского учета (п. 188.1 НКУ).
НА ЗАМЕТКУ. Вам будут полезны консультации:
15
Доходы от продажи прочего имущества (не являющегося объектами основных средств)
В доход единоналожника не включается, но подлежит обложению НДФЛ и ВС в порядке, установленном разд. IV НКУ для физлиц-непредпринимателей.
Для целей НДФЛ и ВС некорректно делить объекты на относящиеся и не относящиеся к объектам основных средств. Тут деление должно быть на движимое и недвижимое имущество. Продажа любого имущества физлица, отличного от недвижимости, должна облагаться по ставке 5 % (за исключением льготы для легкового авто, мотоцикла, мопеда). Однако налоговики делят имущество физлица на недвижимое, движимое и прочее. И к прочему имуществу (мобильные телефоны, мебель, бытовая техника и т. п.) они применяют ставку 18 %. Причем НДФЛ и ВС должен удержать налоговый агент у источника выплаты (см. комментарий к письму ГФСУ от 03.02.2016 г. № 1132/Н/99-99-17-03-03-14 // «ПЕН», № 11/2016, с. 6).
При получении дохода не от налогового агента или в случае неуплаты НДФЛ и ВС при нотариальном удостоверении договора физлицо обязано задекларировать такой доход по итогам года.
В доход включается вся сумма выручки от продажи объекта (за минусом НДС в случае, если продавец является плательщиком НДС)
16
Роялти
Не включаются. Такие доходы облагаются НДФЛ и ВС в порядке, установленном разд. IV НКУ для обычных физлиц.
Обязанность по удержанию НДФЛ возложена на лицо, выплачивающее роялти, подпадающее под определение налогового агента. Если роялти получены не от налогового агента (например, от нерезидента), физлицо-получатель обязано подать по итогам года декларацию и уплатить с этих доходов НДФЛ по ставке 18 % и ВС по ставке 1,5 %
Включаются в доход единоналожника.
17
Дивиденды
Физлицо может получать дивиденды только как обычный гражданин (гражданка), а не как ФЛП.
Соответственно, в доходы единоналожника такие суммы не включаются. С дивидендов НДФЛ и ВС удерживаются налоговым агентом (т. е. эмитентом корпоративных прав) у источника выплаты.
ПРИМЕЧАНИЕ Если эмитент корпоративных прав является плательщиком налога на прибыль (кроме институтов совместного инвестирования), он удерживает НДФЛ с дивидендов по ставке 5 % (п.п. 167.5.2 НКУ). Прочие эмитенты удерживают с суммы выплачиваемых дивидендов НДФЛ по ставке 18 % (п.п. 167.5.1 НКУ).
Не включаются при условии, что они были обложены налогом в соответствии с требованиями НКУ (п.п. 10 п. 292.11 НКУ).
НА ЗАМЕТКУ. Здесь подразумевается уплата авансового взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов. С 01.01.2015 г. начали действовать новые правила «дивидендного» аванса, согласно которым в большинстве случаев предприятия-общесистемщики не должны платить «дивидендный» аванс при выплате дивидендов, но все равно такие суммы облагаются у него налогом на прибыль в соответствии с требованиями НКУ, поэтому получатель дивидендов не включает их сумму в состав своих доходов.
Что касается получения дивидендов от предприятий-единоналожников, то ГФСУ по-прежнему настаивает на уплате эмитентом «дивидендного» аванса у источника выплаты дивидендов (письма от 20.07.2015 г. № 15172/6/99-99-19-02-02-15 // «ПЕН», № 1/2015, с. 6, и от 10.02.2016 г. № 2758/6/99-95-42-01-15 // «ПЕН», № 9/2016, с. 7), поэтому получатель не включает полученные суммы в доход. Мы считаем, что с 01.01.2015 г. единоналожники не должны платить «дивидендный» аванс, но в таком случае получатель должен будет включить такую сумму в доходы и уплатить с нее ЕН
18
Проценты
Не включаются в «единоналожный» доход. Такие доходы облагаются НДФЛ и ВС в порядке, установленном разд. IV НКУ для обычных физлиц.
Это касается и процентов, начисленных на депозитный счет единоналожника.
Доходы в виде процентов облагаются по ставке 18 %. Причем удержать НДФЛ обязаны банки (другие налоговые агенты), начисляющие проценты доходы (п.п. 170.4.1 НКУ), т. е. по итогам года с этих доходов дополнительно платить НДФЛ физлицу не нужно
Включаются в доход единоналожника
19
Продажа товара по посредническим договорам (комиссии, поручения, транспортного экспедирования, агентскому договору)
В доход единоналожника включается сумма вознаграждения, получаемая посредником. Обратите внимание, что с 01.01.2015 г. решена проблема с доходом единоналожника-комиссионера: теперь такие субъекты без опасений включают в доход только сумму вознаграждения (п. 292.4 НКУ). См. также консультаци­ю «Когда применяются посреднические правила для ЕН» этого номера.
Доход возникает на дату поступления суммы вознаграждения на счет (в кассу) посредника. ГФСУ в письме от 12.08.2015 г. № 17056/6/99-99-15-03-01-15 (см. «ПЕН», № 2/2015, с. 5) разъяснила, что ФЛП-посредник отражает в гр. 2 Книги учета доходов (Книги учета доходов и расходов) только сумму вознаграждения.
ПРИМЕЧАНИЕ 1 Самый беспроблемный вариант для посредника — получать вознаграждение от комитента (доверителя) отдельным платежом. Если так не получается, безопаснее всего единоналожнику отражать доход в размере причитающегося ему вознаграждения в момент получения выручки от продажи. Если при получении выручки вы не можете точно определить сумму вознаграждения, подготовьтесь отстаивать перед проверяющими более позднюю дату отражения дохода.
ПРИМЕЧАНИЕ 2 ФЛП 1 и 2 групп не могут предоставлять посреднические услуги по купле, продаже, аренде или оценке недвижимого имущества. Такие предприниматели могут работать только на 3 группе (п.п. 2 п. 291.4 НКУ).
ПРИМЕЧАНИЕ 3 Если вид деятельности (вид товара, услуги) является запрещенным для единоналожника, то осуществлять его нельзя ни по прямым, ни по посредническим договорам (категория 107.03 ЗІР).
НА ЗАМЕТКУ. О том, какой код КВЭД-2010 выбрать посреднику, мы говорили в консультации «Надумали быть посредником? Правильно выбираем КВЭД» // «ПЕН», № 10/2016, с. 27. О нюансах налогообложения деятельности транспортного экспедитора — плательщика ЕН вы можете узнать из консультации «Единоналожник-экспедитор: вопросы ЕН и НДС» // «ПЕН», № 13/2016, с. 12.
20
Собственные средства:
20.1
внесение средств на собственный текущий счет единоналожника
Если предприниматель вносит на текущий счет полученную наличными выручку, которая уже вписана в Книгу, поступившая на счет сумма не включается в доход (запись в Книге повторно не делается).
Фискалы считают, что собственные средства предпринимателя (свыше полученной выручки за определенный период), которые он вносит на свой счет в банке, попадают в доход единоналожника (ОНК № 1183категория 107.04 ЗІР).
С нашей позицией по этому поводу вы можете ознакомиться в консультации «Держать собственные средства лучше в банке, особенно жестяной» // «ПЕН», № 4/2015
Собственные средства предприятия, внесенные на счет, не включаются в доход предприятия-единоналожника
20.2
перевод средств с одного счета единоналожника на другой свой счет
Не включается в доход.
В противном случае это приведет к повторному включению данной суммы в базу обложения ЕН. ГНСУ в письме от 26.11.2012 г. № 9779/0/71-12/15-2217є подтвердила это мнение для юрлиц-единоналожников. Уверены, что аналогичный подход должен применяться и в отношении предпринимателей — плательщиков единого налога
21
Получение страхового возмещения
Не включается в доход единоналожника, а облагается НДФЛ и ВС в порядке, установленном для обычных физлиц разд. IV НКУ (п. 292.1 НКУ).
При этом льготы в обложении НДФЛ (и ВС) по страховым выплатам приведены в пп. 165.1.27 и 165.1.28 НКУ. Так, к примеру, льготируемая сумма выплаты по страхованию гражданской ответственности — не более размера ущерба, фактически причиненного бенефициару, который определяется по обычным ценам на дату такой страховой выплаты
Включается в доход на дату получения такого страхового возмещения (категория 108.01.02 ЗІР). См. также консультацию «"Это только цветочки, а ягодки впереди": получаем страховое возмещение» этого номера.
22
Аренда:
22.1
доход от сдачи имущества в аренду
Включается в базу обложения ЕН.
ВАЖНО! Есть ограничения по общей площади имущества, которую ФЛП-единоналожники могут сдавать в аренду (п.п. 291.5.3 НКУ):
  • земельные участки — не более 0,2 га;
  • жилые помещения и/или их части — не более 100 кв.м;
  • нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части — не более 300 кв.м.
Учтите также, что ФЛП группы 1 не могут сдавать имущество в аренду. А ФЛП группы 2 могут предоставлять такие услуги только населению или плательщикам ЕН.
Подробно об арендных нюансах для предпринимателей вы узнаете из консультаций:
Включается в базу обложения ЕН.
Ограничений по площади сдаваемого в аренду имущества или по кругу лиц-арендаторов тут нет
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Фискалы считают, что адреса всех объектов, которые единоналожник сдает в аренду, нужно указывать в графе «Місце провадження господарської діяльності» заявления о выборе упрощенной системы налогообложения (разъяснение в категории 107.01 ЗІР). Соответственно, если появляются новые объекты, которые вы будете предоставлять в аренду, то придется подавать заявления, чтобы эти данные были внесены в Реестр ЕН.
22.2
возмещение арендатором коммунальных платежей
Да, облагается (консультация в категории 108.01.02 ЗІР).
СОВЕТ. Чтобы уйти от включения данных сумм в состав ЕН, арендатору следует заключить договоры с коммунальными службами и самостоятельно оплачивать данные расходы.
22.3
компенсация налога на недвижимость от арендатора арендодателю
Да, включается в объект обложения ЕН.
НА ЗАМЕТКУ. Вас наверняка заинтересуют консультации:
23
Возврат депозита на счет единоналожника
Не отражается в составе дохода единоналожника возвращаемая банком сумма после окончания срока действия договора банковского счета, сумма депозитного вклада (без процентов) с депозитного на текущий счет предприятия, поскольку единоналожнику возвращены собственные средства (категория 108.01.02 ЗІР).
В отношении ФЛП-единоналожников ГФСУ занимает аналогичную позицию, но тут вводится дополнительное условие (категория 107.04 ЗІР): возвращаемый субъекту депозит не включается в его доход при условии, если указанные средства были положены после включения в доход такого предпринимателя в период их получения
24
Уставный капитал:
24.1
получение взноса (денежного или ТМЦ) в уставный капитал ЕН
Х
Не включается в доход единоналожника (п.п. 8 п. 292.11 НКУ)
24.2
внесение плательщиком ЕН взноса в уставный капитал другого предприятия
Х
НА ЗАМЕТКУ. Участвовать в юридическом лице физическое лицо может только как обычный гражданин (гражданка), а не как ФЛП (письмо ГФСУ от 28.04.2015 г. № 4000/Б/99-99-17-02- 02-14).
Не включается в доход единоналожника.
ВАЖНО! Делать взнос можно только денежными средствами. В противном случае наступят негативные последствия, установленные НКУ для бартерных расчетов (передача ТМЦ в обмен на корпоративные права). Подробнее см. консультацию «Единоналожник! “Опасайся пуще глаза”... вносить ТМЦ в уставный капитал!».
25
Возвратная финпомощь, кредиты:
25.1
получение возвратной финансовой помощи
При получении такая сумма в доход единоналожника не включается.
Далее нужно смотреть, в какой срок возвращена финпомощь:
  • в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения. Доходы у единоналожника не возникают (п.п. 3 п. 292.11 НКУ). Причем срок в договоре займа может быть любой (в том числе и больше года). Главное, чтобы финпомощь была возвращена до окончания года с момента ее получения;
  • после истечения 12 календарных месяцев со дня ее получения. В доходы единоналожник включает сумму невозвращенной финпомощи на следующий день после окончания 12 календарных месяцев со дня ее получения.
При последующем возврате «сверхгодичной» финпомощи доходы не сторнируются.
ПРИМЕЧАНИЕ Если субъект хозяйствования получил финпомощь, будучи на общей системе налого­обложения, а затем перешел на уплату единого налога, он не включает эту сумму в состав доходов (категория 108.01.02 ЗІР).
25.2
возврат ранее предоставленной другому лицу возвратной финпомощи (займа)
В учете лица, оказавшего возвратную финансовую помощь, доходы не возникают как при ее выдаче, так и при ее обратном получении. Следовательно, сумма возвращенной финансовой помощи не включается в доход плательщика единого налога (письмо ГНСУ от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216категория 108.01.02 ЗІР).
По мнению фискалов (категория 107.04 ЗІР), единоналожники не имеют права в принципе предоставлять финансовую помощь на возвратной основе, поскольку, по их мнению, такая деятельность попадает под финансовое посредничество, что запрещено для упрощенной системы налогообложения согласно п. 291.5 НКУ.
Обосновывают свою позицию фискалы так: согласно КВЭД-2010 и Пояснениям к КВЭД-2010 предоставление возвратной финансовой помощи соответствует коду 64 «Предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения».
Мы не согласны с этим. Подробности мы описали в консультациях «Единоналожники-юрлица и займы: быть ли вместе?» и «Возвратная финпомощь у юрлица-единоналожника».
Единоналожникам нельзя осуществлять деятельность в сфере финансового посредничества, которую могут осуществлять только финансовые учреждения, имеющие на это соответствующую лицензию. В свое время Госкомфинуслуг издал Распоряжение № 5555 (является актуальным и на данный момент), что нефинансовые учреждения могут предоставлять беспроцентные займы. Позже это было подтверждено в письме Госкомфинуслуг от 14.03.2008 г. № 2944/11-11, а также в письме ГФСУ от 05.02.2016 г. № 2503/6/99-95-42-03-15.
Более того, было даже разъяснение в пользу предоставления обычными (нефинансовыми) субъектами процентного займа при условии, что такой заем предоставляется за собственный счет и не сопровождается прямым или опосредованным привлечением средств или иных финансовых активов от других лиц (письмо Госкомпредпринимательства от 17.11.2006 г. № 8287). Легитимность заключения процентных договоров займа нефинансовыми учреждениями была подтверждена и в ряде судебных решений (см., к примеру, постановление ВСУ от 18.07.2012 г. по делу № 6-79цс12, определение Житомирского апелляционного административного суда от 27.03.2014 г. по делу № 817/4200/13-а).
Но если с процентными займами шутить не стоит, то предоставлять беспроцентную возвратную финансовую помощь единоналожники имеют полное право. Правда, если субъект хозяйствования постоянно проводит такие операции, то фискалы могут узреть тут финансовое посредничество (письмо ГФСУ от 05.02.2016 г. № 2503/6/99-95-42-03-15), но, на наш взгляд, это ничем не обоснованное требование.
Рекомендуем также ознакомиться с консультацией «Возвратная финпомощь у единоналожника: налоговые последствия и нюансы оформления» того номера.
25.3
сумма полученного банковского кредита
Не включается в доход (п.п. 3 п. 292.11 НКУ).
НА ЗАМЕТКУ. В категории 107.04 ЗІР есть разъяснение со ссылкой на ОНК № 1183, в котором в отношении ФЛП указано, что сумма полученного кредита, внесенная предпринимателем на текущий счет, включается в базу обложения ЕН. Мы категорически с этим не согласны.
26.
Безвозвратная финпомощь, бесплатно полученные ТМЦ:
26.1
получение безвозвратной финансовой помощи
Включается в доход в сумме полученных средств на дату их получения.
НА ЗАМЕТКУ. Если речь идет о благотворительной помощи, то получать ее гражданин (гражданка) может только как обычное физлицо, а не как ФЛП (категория 107.03 ЗІР).
26.2
стоимость бесплатно полученных ТМЦ (товаров, основных средств и др.)
Включается в доход.
Безвозмездно полученными считаются товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога согласно письменным договорам дарения и другим письменным договорам, заключенным согласно законодательству, по которым не предусмотрены денежная или иная компенсация стоимости таких товаров (работ, услуг) или их возврат, а также товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные таким плательщиком единого налога (п. 292.3 НКУ).
Датой включения в доход является дата подписания акта приема-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг).
ГФСУ считает, что если стоимость бесплатно переданных товаров не указана, она устанавливается с учетом обычных цен (категория 108.01.02 ЗІР). Ссылаются фискалы на ч. 4 ст. 632 ГКУ, где сказано: если цена в договоре не установлена и не может быть определена исходя из его условий, она определяется исходя из обычных цен, которые сложились на аналогичные товары, работы или услуги на момент заключения договора. На наш взгляд, эта норма не совсем тут применима, поскольку из условий договора о бесплатной передаче прямо следует, что цена равна нулю (компенсация не предусмотрена). Тем не менее, сторонам не лишним будет позаботиться об указании в первичных документах стоимости бесплатно передаваемого имущества
27
Стоимость бесплатно предоставленных единоналожником товаров (работ, услуг)
Доходы не возникают (категория 108.01.02 ЗІР)
28
Доходы от продажи ценных бумаг
Такой доход у физлица-предпринимателя единым налогом не облагается, а подлежит обложению НДФЛ в порядке, установленном для обычных физических лиц разд. IV НКУ (категория 107.03 ЗІР)
Мы считаем, что вся сумма средств, поступивших в виде выручки от продажи ценных бумаг, включается в базу обложения ЕН.
Однако официальные органы дают лояльные разъяснения на этот счет: в доход единоналожника включается положительная разница между выручкой от продажи ценных бумаг и расходами на их приобретение. Поддерживают лояльную позицию и суды (определения ВАСУ от 03.07.2008 г. по делу № К-29591/0, от 26.04.2007 г. по делу № К-10510/06 и от 22.03.2007 г. по делу № К-15946/06).
Для того чтобы безопасно пользоваться этими разъяснениями, рекомендуем получить индивидуальную налоговую консультацию.
29
Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности
Включается в доход только плательщиков ЕН группы 3, являющихся плательщиками НДС. Неплательщики НДС, а также единоналожники группы 4 не включают такие суммы в доход.
Датой получения такого дохода является дата списания истекшей кредиторской задолженности (п. 292.6 НКУ). См. консультацию «На старт, внимание, марш: списываем «зависшую» кредиторку» этого номера.
Единоналожник включает в доход сумму кредиторской задолженности без НДС.
НА ЗАМЕТКУ. Налоговые последствия списания истекшей кредиторской задолженности предпринимателем-единоналожником рассмотрены в консультации «Долгая-долгая» кредиторка и доход ФЛП-единоналожника» // «ПЕН», № 4/2015, с. 16
30
Задолженность, аннулированная кредитором по договоренности сторон до окончания срока исковой давности
По мнению фискалов, включается в доход единоналожника как бесплатно полученные товары в отчетном периоде, в котором достигнута договоренность относительно прощения задолженности (категория 107.04 ЗІР).
Согласно п.п. «б» пп.14.1.13 НКУ бесплатно предоставленные товары (работы, услуги) — это товары (работы, услуги), которые предоставляются без требования об их компенсации. При списании товара до истечения срока исковой давности, по мнению ГФСУ, такие товары становятся бесплатно полученными
31
Излишек по инвентаризации
ФЛП не обязан проводить инвентаризацию, поэтому и об излишках тут говорить не приходится.
Если в ходе деятельности у предпринимателя будет обнаружено излишнее (не подтвержденное документально) имущество, оно может быть расценено фискалами как бесплатно полученное. Однако согласиться с этим сложно, ведь предприниматель вправе использовать в своей деятельности любое свое имущество
Фискалы считают, что такие суммы включаются в доход (письмо ГФСУ от 30.12.2015 г. № 29929/5/99-99-15-03-01-16// «ПЕН», № 3/2016, с. 5)
32
Сумма компенсации (возмещения), полученная по решению суда
Мы считаем, что такие суммы включаются в доход единоналожника.
В то же время есть письмо ГНСУ от 07.09.2012 г. № 1553/0/61-12/15-2216є, а также консультация в категории 108.01.02 ЗІР о том, что сумма полученных средств в результате удовлетворения претензии в порядке, установленном законом, как компенсация единоналожнику прямых расходов или убытков, не включается в состав его дохода. Основание — п. 292.15 НКУ. Однако в этой норме говорится несколько об ином: при определении объема дохода, который дает право субъекту хозяйствования зарегистрироваться плательщиком ЕН и/или находиться на упрощенной системе налогообложения в следующем налоговом (отчетном) периоде, не включается в доход, полученный как компенсация (возмещение) по решению суда за любые предыдущие (отчетные) периоды. О том, что данная сумма не включается в доход плательщика с целью обложения ЕН, в п. 292.15 НКУ не сказано. Следовательно, такой доход подлежит налогообложению на общих основаниях.
Тем, кто желает воспользоваться лояльной консультацией ГФСУ, рекомендуем получить индивидуальную налоговую консультацию по этому поводу
33
Поступления в виде пособий из Фонда соцстраха (больничные, пособие по беременности и родам)
Не включаются в доход суммы пособий, полученные единоналожником-работодателем (п.п. 4 п. 292.11 НКУ)
Если ФЛП получает соцпособия на себя, то облагать их нужно как доход обычного физлица.
В частности, с обычных больничных придется уплатить НДФЛ и ВС, а вот суммы пособия по беременности и родам НДФЛ и ВС не облагаются.
Х
34
Поступление средств на счет единоналожника в виде излишне уплаченных налогов и сборов
Не включаются в доход (п.п. 9 п. 292.11 НКУ)
35
Возврат единоналожнику ранее внесенных средств при выходе из состава учредителей другого юрлица
Учредителем можно быть только в статусе обычного физлица, а не ФЛП. Доход от операций с инвестиционными активами облагается НДФЛ и ВС в порядке, установленном разд. IV НКУ. По итогам года физлицу нужно задекларировать такой доход.
Не включаются в состав дохода плательщика единого налога в пределах суммы взноса.
Жанна Семенченко, заместитель главного редактора
http://epodatok.com.ua/ru/handbooks/5730

вторник, 3 мая 2016 г.

The 10 Worst Performing Medtech Companies of Early 2016



Out of 91 of the world’s largest medical device companies, these 10 have had the worst stock performance so far this year.
Chris Newmarker
From tougher price bargaining from customers to uncertainty over a next-generation LVAD, some medical device companies have had an especially rough time selling their stories to investors this year.
In fact, 56 out of 91 major medical device companies analyzed by Qmed saw their stock values decline during the first three months of the year. (Download Qmed’s full spreadsheet of the 91 stocks.)
This year’s volatile start in global stock markets played an important role, but there were some medical device companies that took an especially tough hit to their stock prices. Here are the top 10:

1. Lantheus Holdings Inc.: –44.08%

A maker of diagnostic imaging agents and products, Lantheus (North Billerica, MA) expects $285 million to $290 million in revenue this year, down from $293.5 million in 2015 and $301.6 million in 2014. Lantheus appears to be especially hard hit by the tougher price bargaining taking place throughout the U.S. healthcare industry.
One of Lantheus’ major products is Xenon gas used in lung imaging. Lantheus has inked new Xenon contracts with key customers that specify committed volumes at lower prices. The new contracts, however, are expected to provide additional revenue and unit volumes in 2017. Plus, the company has had success growing sales of its key product, the echocardiography contrast agent Definity.

2. HeartWare International Inc.: –37.66%

Shares of LVAD maker HeartWare International took a 35% plunge on January 12 amid news of lower earnings and uncertainty about the future of its new MVAD system. The next day, St. Jude Medical—the owner of HeartWare's chief competitor Thoratec—announced better-than-expected fourth-quarter sales for Thoratec.

3. Greatbatch Inc.: –32.11%

The markets have not been kind so far this year to Greatbatch, a major medical device manufacturing outsourcer. The Frisco, TX–based company recorded a loss of 29 cents per share during the fiscal year ended January 1, though it would have been a $2.90 per share profit excluding costs related to Greatbatch’s $1.73 billion acquisition of Lake Region Medical, an intellectual property lawsuit against against AVX Corp., and other costs. Sales fell short of expectations but were still up 16% for the year, to $687.8 million.
CEO Thomas Hook expressed optimism in February that last year’s Lake Region acquisition will start to produce results: “The combination of the two companies under the new Integer brand establishes the company as the premier global medical device outsource partner, with the scale and breadth of capabilities to meet the demands of our customers and the patients they serve.”
Greatbatch this year also rebranded its QiG Group subsidiary as Nuvectra and spun it off. The move was characterized as a refocusing for the contract manufacturer, since Nuvectra has its own proprietary neurostimulation technology platform.

4. Nxstage Medical Inc.: – 31.58%  

The Lawrence, MA–based company—which makes renal and kidney failure devices including the System One portable daily hemodialysis device—expects another year of losses in 2016, even as it grows sales. Nxstage expects a net loss in the range of $7 million to $12 million for fiscal year 2016, with sales growing to nearly $360 million. "As we continue to scale the higher margin System One segment and align our business in support of our growth opportunities, we remain on track to achieve our long-term growth and profitability targets,” chief financial officer Matt Towse said in February.

5. Shinva Medical Instrument Co. Ltd.: –29.02%

A major Chinese maker of medical equipment founded in 1943, Shinva’s poor stock performance this year could likely be exacerbated by the major correction taking place in Chinese stock markets. The Shanghai Stock Exchange A Share Index, for example, is down 15% so far this year.

The 5 Next Companies on the List

●      Agfa-Gevaert N.V. (Antwerp, Belgium): –25.19%
●      Invacare Corp. (Elyria, OH): –24.27%
●      Hitachi Ltd. (Tokyo): –23.85%            "
●      Natus Medical Inc. (Pleasanton, CA): –20.02%        
●      Novartis AG (Basel, Switzerland): –19.70% 

30 Outdated Leadership Practices Holding Your Company Back

The graphic is meant to help you conduct a quick assessment of your organization’s leadership gaps. Simply take your observations and actions.:

2015's Biggest Medtech Companies

10. Stryker

Stryker's GetAroundKnee boasts a single-radius design, enabling the knee to have the same radius when flexed.

10. Stryker

$9.0 billion in revenue in the fiscal year ended Dec. 31, 2013
Stryker for the first half of 2014 saw its sales rise nearly 7% year over year, to nearly $4.7 billion. But its earnings have been taking a beating, down three-fifths to $198 million. Profits have been especially hurt because of settlements related to Rejuvinate all-metal hip implant lawsuits. Stryker has been setting aside funds to cover $790 million to $1.2 billion in losses related to the lawsuits, according to its most recent annual report.
The Kalamazoo, MI–based ortho devices maker announced earlier this year that it is rounding out its portfolio through the acquisition of Small Bone Innovations Inc. (Sbi), a privately held company headquartered in Morrisville, PA, at a net cost of $285 million. The deal included SBi's Scandinavian Total Ankle Replacement System, referred to as the STAR Ankle. Sbi touted their STAR Ankle, sold globally in over 40 countries, as the only PMA approved,cementless, three-piece total ankle replacement system.

9. Novartis AG
Novartis reportedly would like to have a prototype using Google “smart lens” technology ready for research and development reviews by early next year.

9. Novartis AG

$10.5 billion in revenue in its Alcon division (eye care products) in the fiscal year ended Dec. 31, 2013
Swiss pharmaceutical giant Novartis’ vision care products division Alcon makes up 18% of its revenue. Alconrevenue was up 3% in 2013.
When the news came out in January that Google planned to develop a contact lens that could help diabetics keep track of their blood glucose levels, company officials said they were looking for partners with expertise in bringing such products to market.
That seems to be exactly what Google has found in the Novartis' Alcon, which has agreed to in-license Google’s “smart lens” technology for all ocular medical uses.

8. Cardinal Health
Cardinal Health in June announced the 2 millionth shipment of the Mynx VascularClosureDevice (VCD).

8. Cardinal Health

$11.0 billion in revenue in its medical device segment in the fiscal year ended June 30, 2014
One of the more exciting pieces of medical device news for Dublin, OH–based Cardinal Health came in April, when it announced it would spend $320 million to acquire AccessClosure and its extravascular closure devices technology. AccessClosure’s Mynx family of patient-friendly vascular closure devices helps physicians seal the femoral artery using a unique, secure sealant. The sealant dissolves within 30 days, leaving nothing behind but a healed artery. The idea is to allow patients to safely ambulate more quickly—enabling them to get home faster.
The company’s Medical Segment saw revenue grow 9%, to nearly $11 billion, for the fiscal year ended June 30, even as overall revenue declined 10%, to $91 billion. (Much of Cardinal Health’s revenue comes from pharmaceuticals.)

7. Combined BD-CareFusion
Becton, Dickinson and Co. in August announced the retail pharmacy launch of the BDAutoShield Duo, which it boasts as the only pen needle with patented dual front and back-end shields to provide greater convenience and safety before and after injecting.

7. BD

$11.9 billion in combined annual revenue following merger with CareFusion
Becton, Dickinson and Co. (BD)
$8.1 billion in revenue in the fiscal year ended Sept. 30, 2013
CareFusion
$3.8 billion in sales in the fiscal year ended June 30, 2014
Franklin Lakes, NJ–based Becton, Dickinson (BD) announced in early October that it will spend $12 billion to acquire San Diego–based CareFusion in a deal expected to close in the first half of 2015. The two companies combined have experienced annual revenue of $11.9, so the merger should create one of the 10 largest medical device companies in the world. This is certainly a pretty strategic acquisition where each company brings something to the table.
Medtech giant BD has a more bread-and-butter lineup of medical supplies, devices, lab equipment and diagnostic products. Its product lineup includes disposable needles, syringes and intravenous catheters. CareFusion’s flagship product lines are more high tech and include patient identification systems, the Pyxis automated dispensing device, the Alaris IV device, ventilators, skin prep products, infection surveillance systems and surgical instruments.
BD plans for CareFusion to operate as part of its medical business.
CareFusion comes with some baggage though. The company has seen 10 serious recalls since the start of 2012. And early this year, it agreed to pay the federal government $40.1 million to settle allegations that it violated the False Claims Act by paying kickbacks and promoting its products for uses that were not FDA-approved.

6. Koninklijke Philips Electronics
Philips Healthcare is investigating the use of Google Glass as a way to augment the information that its patient monitoring systems provide. The system is still experimental.

6. Koninklijke Philips Electronics

$12.1 billion (9.6 billion Euros) in revenue in its  Philips Healthcare division in the fiscal year ended Dec. 31 2013. (Note: Philips has plans to make this business unit independent.)
The Dutch multinational industrial giant has been grappling with a challenging economic environment in Western Europe and the United States. Early in the summer, Philips announced that its top health care executive DeborahDiSanzo had left the company amid disappointing earnings results. Then in September, Philips announced it would separate its healthcare and lighting businesses, with the possibility of spinning off the new lighting company with an IPO by 2016. There was more rough news for Philips Healthcare in early October: a U.S. federal jury's decision to award Irvine, CA–based Masimo Corp. $467 million in a patent infringement case against the Dutch multinational. Philips plans to appeal the decision.

5. Fresenius Medical Care AG & Co. KGAA
In 2013, Fresenius announced that it had produced 1 billion dialyzers since the company was founded. Shown here is a cross-section of a dialyzer from the company, which are used to filter out toxins from the blood in dialysis.

5. Fresenius Medical Care AG & Co. KGAA

$14.6 billion in revenue in the fiscal year ended Dec. 31, 2013
The biggest provider of kidney dialysis products and services, Fresenius Medical Care has been named to Forbes’ World’s Most Innovative companies in 2011, 2012, and 2013. Last year, the company ranked as the sixth largest medical device firm.

4. Siemens AG
Siemens Healthcare in May announced FDA clearance for the Artis One—an angiography system boasting low space requirements. It is designed for routine interventions, including revascularizations of peripheral vessel occlusions, functional tests of dialysis shunts in patients with kidney failure, diagnostic or minimally invasive angiographic treatment of narrowed coronary arteries, and pacemaker implantations. Siemens announced in late September that St. Johns Hospital and Medical Center in Detroit has become the first U.S. healthcare facility to install the Artis.

4. Siemens AG

$17.3 billion in sales (13.6 billion Euros) in its healthcare sector in the fiscal year ended Sept. 30, 2013
As in the case of GE and Philips, Siemens is another huge conglomerate seeking focus on its healthcare business amid flat sales. As part of the strategy, the German multinational earlier this year announced it was selling its healthcare IT business to Cerner Corp. for $1.3 billion.
Along with headwinds from the strength of the Euro, Siemens has blamed weak economic conditions in Europe, uncertainty in the healthcare market, the excise tax on medical devices in the U.S., and—as with other multinationals—slowing growth in China.
(Note: Siemens' health IT business has about $1.2 billion in annual revenue, according to Reuters.)

3. GE
GE’s Vscan pocket-sized ultrasound system GE has won a slew of awards.

3. General Electric Co.

$18.2 billion in revenue in its healthcare segment in the fiscal year ended Dec. 31, 2013
The conglomerate has a diversified range of products, making everything from CT scanners to jet engines. The company recently announced that it is selling its famed appliance division amidst sluggish sales. Healthcare is another sector where the company is experiencing soft results.
The company’s CEO Jeffrey Immelt, however, is committed to its healthcare. Just on Monday, October 6, the company announced that GE Healthcare CEO John Dineen was leaving, to be replaced by John Flannery, who had been GE’s senior vice president of business development.

2. Medtronic plc
The Micra pacemaker, billed by Medtronic as the world’s smallest, is an order of magnitude smaller than current generation pacemakers. Medtronic developed the device in house, as we detailed in the article “How Medtronic Made the World's Smallest Pacemaker.

2. Medtronic plc

Assuming the merger goes through as planned, Medtronic and Covidien would have roughly $27.2 billion a year in sales between them.
Medtronic
$17 billion in revenue in the fiscal year ended April 25, 2014
Covidien
$10.2 billion in revenue in the fiscal year ended Sept. 27, 2013
By acquiring Covidien for $43 billion, Medtronic could give J&J a run for its money as the company with the largest device and diagnostics business. In 2013, J&J had nearly $28.1 billion in sales—roughly $10 billion more than its nearest competitor, Siemens. But Medtronic plc would be $27 billion-a-year company in itself. On top of that, both Medtronic and Covidien already had an aggressive plan to expand their presence in emerging markets. In 2015, it’s anybody’s guess which medical device company will bring in the most revenue.

1. J&J
The ThermoCool Smart Touch catheter from J&J’s Biosense Webster division became the first catheter ablation device with direct-contact force technology to win FDA approval. The device offers real-time measurement of contact force during catheter ablation, enabling it to monitor atrial fibrillation.

1. Johnson & Johnson

$28.1 billion in sales in J&J’s Medical Devices and Diagnostics segment in the fiscal year ended Dec. 30, 2013
Johnson & Johnson stakes claim to “the world’s largest medical devices and diagnostics business,” and it is aggressively defending that title. The company says it will unveil more than 30 major products by the end of 2016. J&J is also aggressively expanding into emerging markets and has a nearly $2 billion annual R&D budget.


понедельник, 2 мая 2016 г.

Скорострельный бизнес: феномен Zara




Касра Фердоуз, Майкл Льюис, Хосе Мачука

В 1975 ГОДУ Амансьо Ортега, начинающий испанский предприниматель, был уверен, что его одежному бизнесу пришел конец: немецкий партнер неожиданно отменил крупный заказ на поставку белья. Практически весь капитал Ортеги был вложен в этот заказ, и других покупателей у него не было. В отчаянии предприниматель решил самостоятельно сбывать свою продукцию и открыл магазинчик недалеко от собственной фабрики в Ла-Корунье, на северо-западе Испании. Новый магазин получил название Zara.

Сегодня сеть Zara насчитывает более 650 магазинов в 50 странах. Расположенные в дорогих торговых кварталах, эти магазины привлекают множество состоятельных покупателей, а сеньор Ортега, возможно, является богатейшим человеком в Испании. Добившись успеха со своим первым магазином Zara, он основал компанию Inditex, бизнес которой быстро набирал обороты. С 1991 по 2003 год продажи Inditex выросли почти в 12 раз и достигли 4,6 млрд евро, а чистая прибыль увеличилась в 14 раз (до 447 млн евро). Около 70% продаж компании приходилось на бизнес Zara. Весна 2001 года была не слишком благоприятным периодом для выхода компаний на фондовый рынок, однако Inditex провела поразительно успешное первичное размещение акций: продав 25%-ный пакет, она выручила 2,3 млрд евро. Многие европейские поставщики одежды в последние три года показывали безрадостные финансовые результаты, но Zara этот спад не коснулся. Компания наращивала доходы и прибыли со скоростью более 20% в год.
Получив в молодости хороший урок, Ортега твердо усвоил: чтобы добиться успеха, нужно одной рукой держаться за производство, а другой — за клиента. Иными словами, продукт следует «вести» вплоть до момента, пока его не купят. Исповедуя этот принцип, Zara выстроила цепочку поставок, обладающую сверхоперативной реакцией. На выпуск новой модели, включая дизайн, производство и доставку в магазины, у компании уходит не больше 15 дней. В модном бизнесе о такой оперативности никто не смел и помыслить: как правило, дизайнеры планировали новинки будущего сезона месяцами. Zara смогла предложить потребителям очень широкий ассортимент новейших моделей в минимальные сроки и ограниченными партиями. Благодаря этому в ее активе остается около 85% номинальной розничной цены продаваемого товара (средний показатель в отрасли — 60—70%). В результате испанская компания заметно опережает конкурентов по марже чистой прибыли (в 2001 году маржа у Inditex достигала 10,5%, у Benetton — 7%, у H&M — 9,5%, у Gap была близка к нулю).
Стратегия Zara нарушает большинство принципов, по которым в современном бизнесе строятся цепочки поставок. Некоторые элементы этой стратегии, взятые по отдельности, кажутся странными, а то и совершенно бессмысленными. К примеру, в отличие от многих поставщиков одежды, активно использующих аутсорсинг, Zara изготовляет почти половину своей продукции самостоятельно. Компания не стремится максимально наращивать объемы выпуска и сознательно сохраняет свободные производственные мощности. Кроме того, Zara не гонится за экономией на масштабах: продукция изготовляется и распространяется небольшими партиями. Компания сама занимается дизайном, хранением, дистрибуцией и логистикой. Даже повседневные операции Zara организованы необычным образом. Для розничных торговцев установлены жесткие графики размещения заказов и получения товара. Ценники на товар прикрепляются не в магазине, а при отгрузке партии. Значительные площади в магазинах сети намеренно оставляют незаполненными. В довершение всего компания спокойно, а то и с одобрением относится к тому, что в точках продаж время от времени возникает дефицит товаров.
В течение трех лет мы исследовали схему бизнеса Zara, пытаясь раскрыть секрет управления этой поистине скорострельной цепочкой поставок. Особенно нас интересовало, не основан ли успех Zara на каких-нибудь революционных инновациях. Следует признать, что никаких таких инноваций мы не обнаружили, зато увидели самовоспроизводящуюся систему, построенную на трех основополагающих принципах.
Замкнутый контур взаимодействия. Организация цепочки поставок Zara позволяет представителям торговых точек быстро передавать дизайнерам и изготовителям как системную информацию, так и данные о единичных фактах.
В системе предусмотрены средства для отслеживания в режиме реального времени материалов и продуктов на всех этапах производства и реализации. Цель этой схемы — по возможности быстро и напрямую замкнуть информационный контур, объединяющий конечного потребителя с «восходящими» звеньями цепочки, с теми, кто занимается дизайном, закупками, производством и дистрибуцией.
Единый ритм во всей цепочке. В Zara первостепенное значение придается скорости и синхронности операций. Подход компании можно охарактеризовать словами «жертвуем мелочами ради крупного выигрыша». Zara готова тратить деньги на все, что так или иначе ускоряет работу и делает реакцию цепочки в целом более оперативной.
Основные фонды как средство повышения гибкости цепочки поставок. Zara делает крупные капиталовложения в производственные мощности и сети дистрибуции, добиваясь, чтобы эти компоненты ее бизнеса обеспечивали максимальную быстроту реагирования на изменения спроса. Всю сложную продукцию компания производит самостоятельно, простую может доверить сторонним исполнителям.
Не год и не два потребовалось на то, чтобы создать такую гибкую и чувствительную к изменениям систему. Впрочем, если вы хотите повысить оперативность своего бизнеса, не обязательно тратить на это десятилетия — можно заимствовать приемы из арсенала Zara. Правда, некоторые из этих приемов по-настоящему применимы лишь в высокотехнологичных отраслях, где жизненный цикл продуктов краток. Однако простая философия Ортеги, предполагающая наращивание прибылей за счет тотального контроля цепочки поставок, подойдет любой компании, независимо от сферы ее деятельности. Пример Zara учит менеджеров не только приспосабливаться к причудливым требованиям клиентов, но и избегать управленческих шаблонов и предрассудков.
Взаимодействие
В магазинах Zara клиент всегда находит привлекательные новинки — но в весьма ограниченном количестве. Его как бы провоцируют, создавая ощущение ускользающей эксклюзивности. Помещения магазинов достаточно просторны (в среднем порядка 1000 кв. м), однако в витринах выставлено совсем немного моделей. В голове у посетителя вертится мысль: «Рубашка мне подходит, но она всего в одном экземпляре. Если сейчас не куплю, другого шанса не будет».
Такой подход к розничной торговле оказывается эффективным, если компания постоянно создает и выводит на рынок небольшие партии новых товаров. Дизайнеры Zara ежегодно разрабатывают около 40 000 моделей, примерно 10 000 из них запускается в производство. Некоторые изделия компании напоминают новейшие разработки домов высокой моды. При этом Zara зачастую обходит конкурентов, предлагая почти такие же товары, как у них, но из более дешевого материала и, соответственно, не столь дорогие. Поскольку для большинства моделей Zara предлагает по пять-шесть вариантов цвета и пять-семь вариантов размера, общее число учетных единиц в ее ассортименте ежегодно составляет порядка 300 000.
Для успешного функционирования такой сети «быстрой моды» необходим постоянный обмен информацией между всеми звеньями цепочки поставок — от клиентов и менеджеров магазинов до дистрибуторов, маркетологов, дизайнеров и сотрудников производственных подразделений. Многие компании снижают эффективность информационного обмена в своих сетях, вводя избыточные бюрократические барьеры между подразделениями. В Zara этого нет: вся организация управления, операционной деятельности и производства подчинена здесь идее упрощения передачи информации.
Единый дизайнерско-производственный центр Zara расположен при штаб-квартире Inditex в Ла-Корунье. Он состоит из трех просторных залов: в первом создается женская одежда, во втором — мужская, в третьем — детская. В отличие от многих других производителей, стремящихся сократить избыточный труд и урезать затраты, Zara сознательно поддерживает три параллельные производственные линии, действующие независимо друг от друга. Каждой из трех линеек продукции соответствует своя система разработки, производственного планирования, закупок и продаж с отдельным штатом сотрудников. Содержание трех производственно-сбытовых каналов обходится дорого, однако это компенсируется тем, что информация в каждом канале распространяется напрямую и обрабатывается быстро и без бюрократических помех.
Живописный вид, открывающийся из окон центрального офиса, как нельзя более соответствует атмосфере неформальности и открытости, поддерживаемой в Zara. Руководство компании не экономит на творческих сотрудниках: в штате работают 200 дизайнеров. Как правило, это молодые люди, не старше 30 лет; в Zara нет культа звезд, и главные критерии для отбора сотрудников — талант и энтузиазм. Во всех залах стоят большие круглые столы (за ними устраивают импровизированные творческие совещания), вдоль стен стеллажи с модными журналами и каталогами. В каждом зале есть свой «магазинчик»: здесь представлены новые модели, которые можно обсуждать и совершенствовать.
Территориальная и организационная централизация трех групп способствует ускорению дизайнерского процесса и повышению его качества. Дизайнеры могут в непринужденной обстановке оперативно обсудить с коллегами первые наброски. Сотрудники отдела маркетинга, поддерживающие контакты с менеджерами в магазинах, обеспечивают обратную связь с потребителями и тем самым помогают при необходимости быстро изменить расцветку, стиль, ткань и прочие параметры новых моделей. Они же нередко вносят полезные предложения по ценообразованию. Сотрудники отделов закупок и производственного планирования уже на ранних стадиях осуществляют предварительную оценку производственных затрат и загрузки мощностей.
Особое внимание Zara уделяет внедрению новейших информационных технологий, упрощающих информационный обмен. Для взаимодействия менеджеров магазинов со специалистами центрального офиса используется не только телефонная связь, но и специально сконфигурированные карманные компьютеры (КПК). Через КПК передаются как объективные данные (новые заказы, изменения в динамике продаж и т. п.), так и субъективные (описания реакции покупателей на те или иные изделия, их отзывы о новинках). Разумеется, КПК применяются и в других компаниях, но благодаря «плоской» организации связей в Zara информация здесь не теряется в бюрократических структурах.
Когда команда специалистов отбирает перспективную модель, дизайнеры быстро уточняют параметры расцветок и материалов, используя для этого специализированную компьютерную систему проектирования. Если модель решено производить на одной из фабрик Zara, спецификации передаются из центра непосредственно в цех, в частности на компьютеризованную систему раскроя. В компании введена система штрих-кодов, позволяющая контролировать не только все этапы изготовления товара, но и дистрибуцию.
Постоянное обновление информации нейтрализует «эффект подстегивания» — свойственную цепочкам поставок тенденцию к чрезмерному усилению малых воздействий. К примеру, иногда небольшое увеличение спроса в результате информационного обмена между оптовиками и дистрибуторами оборачивается непомерным ростом числа производственных заказов. Традиционно после начала очередного сезона производители одежды позволяют розничным торговцам корректировать не более 20% объема заказов. Благодаря гибкой информационной системе Zara ее партнеры получают возможность менять до 40—50% первоначальных заказов. Самой компании это помогает избежать дорогостоящего перепроизводства и распродаж (подобные проблемы весьма характерны для отрасли в целом).
Как ни парадоксально, регулярное добавление новых моделей небольшими партиями снижает затраты, связанные с дефицитом того или иного вида продукции. Более того, Zara даже удается извлекать из дефицита выгоду. Когда какая-то модель исчезает с магазинной полки, клиенты не уходят к другому поставщику: на соседних полках всегда найдется множество не менее привлекательных вещей. Таким образом дефицит одного товара становится катализатором для продажи других. В действительности (хотя это и не афишируется) Zara изымает из продажи изделия, которые не распродаются за две-три недели. Для обычных магазинов это было бы слишком накладно, однако у Zara объемы отдельных поставок (и, следовательно, складских запасов) невелики, так что компания практически ничем не рис- кует. Нераспроданными остаются не больше 10% товаров, тогда как общеотраслевой показатель — 17—20%. Кроме того, поскольку известно, что товаров немного и на полках они не залеживаются, у покупателей появляется стимул чаще наведываться в магазины Zara. Скажем, клиенты центральных лондонских магазинов посещают их в среднем четыре раза в год, а у Zara соответствующий показатель — 17 раз в год. Столь высокая посещаемость избавляет Zara от необходимости вкладывать значительные средства в рекламу: рекламные затраты испанской компании составляют лишь 0,3% выручки, у ее конкурентов — 3—4%.
Единый ритм
Zara старается распространить свой контроль практически на все звенья цепочки поставок, действуя в этом отношении гораздо последовательнее, чем ее конкуренты. Испанская компания сама занимается дизайном и дистрибуцией, на откуп сторонним подрядчикам отдается лишь очень небольшая часть производства. К тому же Zara является владельцем почти всех магазинов, где продаются ее товары. Даже фирма Benetton, долго считавшаяся пионером в области контроля над цепочками поставок, уступает в этом отношении Zara. Большинство магазинов Benetton действуют по системе франшизы, а такая схема ограничивает влияние производителя на состояние складских запасов в розничной сети, а также на завершающее звено цепочки поставок, то есть на потребителя.
Используемая Zara схема позволяет с высокой точностью задавать необходимый ритм движения продукции и информации. Эта система с ее быстрым и вместе с тем предсказуемым ритмом в чем-то сродни концепции «времени такта» в производственной системе Toyota и принципу «скорости движения запасов» у Dell. Тщательно отлаживая ритм всей цепочки, Zara избегает проблемы неравномерности, когда на одних этапах компании приходится спешить, а на других — простаивать.
Отладка ритма начинается с магазинов. В Испании и прочих странах Южной Европы заказы делают два раза в неделю: не позднее 15.00 в среду и 18.00 в субботу. Для остальных торговых точек сети установлены другие сроки: 15.00 во вторник и 18.00 в пятницу. Все сроки соблюдаются очень точно, если магазин в Барселоне не успел подать заказ к 15 часам среды, следующая возможность представится лишь в субботу.
Обслуживание заказов подчиняется такому же жесткому ритму. Центральный склад в Ла-Корунье подготавливает партии товара к отправке, затрачивая на каждую не более суток. Скомплектованные заказы везут либо в аэропорт, либо (если речь идет о поставке в соседнюю страну) — сразу в магазин. Грузовики работают по четкому графику, подобно рейсовым автобусам. В большинство европейских магазинов отгруженная продукция попадает в течение суток, на доставку в магазины США уходит не более двух суток, в японские магазины — не более трех. Таким образом, менеджеры всегда знают дату поступления товара.
В магазине прохождение товара продолжается в том же быстром темпе. Поскольку вся одежда снабжена ценниками, а в большинстве случаев поступает уже на вешалках, ее практически сразу выставляют в зал. Необходимость в контроле на этом этапе минимальна, так как поставки всегда выполняются с точностью не ниже 98,9%. А поскольку постоянные клиенты знают даты поступления новых моделей, у них появляется дополнительный стимул посетить магазин именно в эти дни.
Соблюдение четкого ритма координирует деятельность всех, кто причастен к цепочке поставок Zara. Этому ритму подчинены повседневные решения менеджеров, которые следят за тем, чтобы вся система сохраняла способность оперативно реагировать на изменения. Заданный темп помогает поддерживать финансовую эффективность даже при выпуске одежды малыми партиями (хотя производство больших партий, разумеется, значительно выгоднее). Благодаря жесткому ритму Zara сохраняет эффективность дистрибуции несмотря на то, что доставляет заказы дважды в неделю, заранее размещает одежду на вешалках и использует авто- и авиатранспорт (естественно, более редкие доставки, упаковка товара в коробки, железнодорожные или морские перевозки были бы гораздо менее затратными). Приемы Zara, казалось бы, противоречат принятой практике, однако они дают блестящий результат. Компания доказала, что динамичный ритм позволяет обходиться меньшими складскими запасами (у Zara этот показатель равен 10% от продаж, у Benetton, H&M и Gap — 14—15%), поддерживать высокую норму прибыли и наращивать доходы.
Основные фонды
В условиях быстро меняющегося рынка и короткого жизненного цикла продуктов компании выгодно иметь минимум основных фондов. Эту точку зрения разделяют очень многие корпоративные лидеры, аналитики фондового рынка и эксперты по менеджменту. Однако Zara и здесь идет наперекор общепринятым представлениям. Примерно половина продукции компании производится на ее собственных предприятиях. Около 40% материалов Zara закупает у фирмы Comditel, также входящей в Inditex (на Zara приходится 90% продаж Comditel); другая «дочка» Inditex поставляет Zara красители. Столь последовательная вертикальная интеграция бизнеса сейчас явно не в моде среди компаний отрасли (ни у H&M, ни у Gap нет собственного производства). Однако менеджеры Zara утверждают, что инвестиции в основные фонды повышают гибкость бизнеса. Владея мощностями, Zara получает возможности для контроля над объемами и сроками выпуска, которых лишена компания, зависящая от внешних поставщиков.
При производстве простой продукции, например свитеров классических цветов, Zara использует аутсорсинг, привлекая к сотрудничеству европейские, азиатские и североамериканские фирмы. Но всю сложную продукцию она изготовляет только на своих фабриках (18 расположены в Ла-Корунье, две — в Барселоне, одна — в Литве; есть еще несколько совместных предприятий в европейских странах). На выполнение отдельных несложных, но трудоемких операций вроде шитья иногда заключаются контракты с местными субподрядчиками, небольшими мастерскими со штатом несколько десятков человек.
Испанская компания может быстро и просто нарастить или, наоборот, сократить производство любого вида продукции, так как обычно заказ на изготовление очередной партии выполняется за одну смену. Фабрики Zara полностью автоматизированы, и, если необходимо удовлетворить непредвиденный спрос, на них можно организовать сверхурочную работу. Эти специализированные по видам продукции предприятия используют производственную схему Toyota «точно вовремя». Схема позволяет без труда переналаживать процессы и внедрять технические инновации. В частности, Zara, как и Benetton, для ускорения и повышения гибкости производства применяет тактику «отсроченной» окраски, закупая более 50% тканей в неокрашенном виде. Благодаря этому компания может оперативно реагировать на непредсказуемые изменения спроса на ту или иную расцветку.
Вся готовая продукция проходит через центр дистрибуции в Ла-Корунье, расположенный в пятиэтажном здании площадью 500 000 кв. м. Отсюда в магазины еженедельно отправляется примерно 2,5 млн предметов одежды. Работа в центре дистрибуции организована в соответствии с теми же принципами, что и фабричное производство. График операций подчинен общему ритму выполнения заказов: четыре дня в неделю центр работает круглосуточно, а в остальные дни — в одну-две смены. Заказами, как правило, занимаются около 800 человек, смена длится восемь часов. В пиковые периоды приходится привлекать еще до 400 временных работников. Хотя мощностей центра почти всегда хватает, в октябре 2003 года руководство решило открыть в Сарагосе еще один логистический центр — стоимостью 100 млн евро и площадью 120 000 кв. м. Чем вызвано столь щедрое выделение средств на основные фонды? Топ-менеджеры Zara неукоснительно следуют принципу «конвейера моделей», зная, что при нехватке производственных мощностей непредвиденное изменение спроса может привести к экспоненциальному времени задержки (см. врезку «Для оперативности нужны резервные мощности»). Zara мирится с неполной загрузкой мощностей, зато в случае внезапного роста спроса реагирует на изменение быстрее, чем конкуренты.
Как ни удивительно, такая тактика обходится сравнительно недорого. Благодаря быстроте и гибкости всех подразделений потребности компании в оборотном капитале очень незначительны. Промежуток между изготовлением и реализацией товара занимает считанные дни, и это позволяет Zara продолжать операции даже при отрицательном значении оборотного капитала. Высвобождая таким образом наличные средства, компания в состоянии компенсировать затраты на строительство дополнительных мощностей.
Эффект резонанса
Ни один из описанных трех принципов не является по-настоящему новым или оригинальным. Следуя каждому их них в отдельности, компания может повысить оперативность цепочки поставок. Но наибольшую отдачу получит компания, которая возьмет на вооружение все три принципа. Если компания налаживает быстрое, непосредственное и всестороннее взаимодействие между всеми элементами цепочки поставок, ей легче поддерживать четкий ритм. В свою очередь, соблюдение жесткого графика движения товаров и информации упрощает участникам процесса взаимодействие на всех этапах. Если политика компании в отношении основных фондов сфокусирована на оперативности отклика, это опять-таки помогает поддерживать заданный четкий ритм. Успех Zara объясняется тем, что компания в течение многих лет последовательно применяла эти принципы.
Быть может, главное достоинство Zara — способность поддерживать рабочую среду, благоприятную для оптимизации сразу всей цепочки поставок, а не отдельных ее звеньев. Освоить этот подход во всей его полноте довольно сложно. Едва ли найдется много менеджеров, готовых отправлять полупустые грузовики на другой конец Европы, дважды в неделю фрахтовать самолет для отправки в Японию партии новых костюмов на вешалках и сознательно недозагружать производственные мощности. Именно поэтому действия руководителей Zara заслуживают особого уважения. Компания не сошла с выбранного курса, не поддалась таким искушениям, как введение общепринятой системы показателей — ведь такие системы фокусируются на локальном повышении эффективности в ущерб общей оперативности. Политика Zara базируется на опыте, который сеньор Ортега усвоил 30 лет назад: нужно держаться обеими руками и за клиента, и за собственное производство. И нужно делать все возможное, чтобы одна рука помогала другой. Ну и, наконец, пока товар не продан, с него нельзя спускать глаз.
<a href="#snoska1">Назад к тексту</a>