среда, 8 февраля 2017 г.

Современные технологии организации системы управленческого учета



«…правильная постановка управленческого учёта, начинается с описания бизнес-процессов и построения «комплексной бизнес-модели предприятия!» 
(В.В. Кондратьев, «Избранные места из переписки с друзьями», 2002 г., Москва - Петербург)
В классике российской деловой литературы, книге «7 нот менеджмента» в отношении функции «Учет» содержалась некая двусмысленность - эта функция выступала как одна из нот (или функциональных компонент) менеджмента и точно так же называлась одна из стадий управленческого цикла. Для пояснения приведем здесь один из вариантов этого цикла:
  1. Выбор целевого критерия оценки качества решения
  2. Сбор информации о ресурсах предприятия и/или возможностях внешней среды
  3. Просчет вариантов (с различными предположениями о возможных значениях параметров)
  4. Выбор оптимального варианта – принятие решения
  5. Учет (и отчетность)
  6. Сравнение с принятым критерием оценки (контроль результатов)
  7. Анализ причин отклонений и регулирование (возврат к a, b или c)
В таком понимании стадия «учета» закономерно входит во все контура управления: взаимодействием с внешней средой, продукцией предприятия, организацией деятельности, финансовыми, материальными, человеческими и информационными ресурсами.
Концентрировать абсолютно все «учетные операции» в отдельную функциональную область представляется нецелесообразным, даже если предполагается дальнейшее процессное описание предприятия, в рамках которого учетные операции будут связаны с соответствующими управленческими контурами.
Единственное исключение можно сделать для областей бухгалтерского учета (БУ) и управленческого учета (УУ), границы которого мы попытаемся определить ниже.
Если для бухгалтерского учета существует однозначное, законодательно оформленное определение, то в отношении управленческого подобной однозначной определенности нет.
Пока, во всяком случае, в России это область суждений различных специалистов в области управления, прежде всего экономистов. Все, правда, сходятся во мнении, что бухгалтерский учет «работает» преимущественно на внешних пользователей, а управленческий учет - на внутренних.
Одно из ставших классическим определение управленческого учета звучит следующим образом:
 «Управленческий учет - есть система сбора, обработки и предоставления информации высшему менеджменту для принятия последним различных управленческих решений».
В этом смысле, управленческий учет опять таки охватывает все объекты управления на предприятии, т.к. входит во все, указанные выше управленческие контура, и, следовательно, не образует собственной «замкнутой» функциональной области…
Другой крайностью является полное отождествление УУ с «управлением затратами»:
 «Управленческий учет - это система управления прибылью предприятия через управление затратами» (С.А. Николаева, С.В. Шебек «Практика разработки корпоративных стандартов»)
В проекте методических рекомендаций «Постановка управленческого учета», подготовленных для российских предприятий рядом крупнейших зарубежных консалтинговых компаний (при содействии фонда TACIS) - присутствует некая средняя трактовка этого понятия, которое распространяет его на поддержку принятия всех управленческих решений в области «финансово-экономического управления» предприятием. Данная трактовка и лежит в основе дальнейшего изложения.
«Управленческий учет» в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ. Иногда, для простоты, его ограничивают только задачами сбора, агрегирования (группировки) информации и формирования управленческой отчетности, т.е. формированием информационной среды для руководителей и менеджеров, принимающих управленческие решения.
Кроме того, надо иметь в виду, что в основе управленческого учета, также как и бухгалтерского, лежит первичное отражение хозяйственных операций в определенных регистрах учетной системы предприятия. Эти базовые учетные операции, называют иногда «первичным» или «оперативным» учетом. Но группировка данной информации осуществляется обоих видах учета в различных разрезах и с разной степенью документального подтверждения, а, следовательно, и с разной оперативностью!
Очевидно, что для управления компанией важно видеть ее не только как единое целое. Необходимо измерить и оценить эффективность работы отдельных подразделений, продуктов, ресурсов, клиентов, поставщиков, менеджеров и т.п. Любая ситуация должна быть показана в различных разрезах, с различной степенью детализации или укрупнения. Здесь можно провести аналогию с базовым логистическим правилом 6 richtig (6 правильно – нем.), которое относится, как к материальным, ресурсам, так и к информации: она должна предоставляться «заинтересованным лицам, в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве, нужного качества и с приемлемыми затратами»!
На верхнем уровне учетной системы компании находятся обобщенные финансовые индикаторы ее деятельности. Эти управленческие регистры формализуют количественно выраженные цели бизнеса, ставят основные задачи и дают общие ориентиры коммерческой успешности деятельности.
На следующих уровнях информация, содержащаяся в отчетах, должна обеспечивать возможность раскрытия и диагностики причин, обусловивших те или иные значения индикаторов верхнего уровня. Это подразумевает возможность получения более подробной информации по интересующему показателю с помощью «развертки» показателя, выявление причин отклонений значения показателя от норматива, выход на данные, по которым он был рассчитан – другие показатели и т.п. Эта информация должна предоставляться либо по заранее определенным регламентам, либо по оперативным запросам в пределах определенных для менеджеров прав доступа к информации.
Кроме того, вся управленческая отчетность должна быть построена на одном принципе – отчет должен поддерживать принятие своевременного управленческого решения, быть ориентирован на будущее. Управленческий учет в отличие от бухгалтерского, который выстраивается снизу, от учета хозяйственных операций, задается сверху – от потребностей высшего менеджмента в адекватной управленческой информации.
При отборе показателей надо иметь в виду, что данная информация предоставляется менеджерам – людям, у которых нет времени разбираться в большом количестве цифр. Поэтому система отчетности должна делать обобщение и предварительную интерпретацию этих цифр. (Реально же характерна ситуация, когда на рассмотрение директору или топ-менеджерам готовится множество отчетов, с одной стороны, планово-экономическим отделом, с другой стороны – бухгалтерией, с третьей стороны – отделом сбыта и т.д. – и все они представляют собой кипы листов плотно насыщенных различными цифрами, трудно обозримыми, а тем более, сопоставимыми друг с другом!).
В последнее время интенсивно развивается концепция систем предоставления информации для управленческого персонала, получивших название
Management Information Systems (MIS). Эти системы предназначены для того, чтобы централизованно и в наглядном виде обеспечить менеджеров предприятия необходимой информацией для принятия решений. В них в полной мере соблюдается указанный выше принцип экономии времени менеджеров, высшего управленческого персонала.
Упрощая, можно сказать, что постановка управленческого учета эквивалентна созданию Management Information Systems.
И это сложная системная задача, которую нужно решать в плохо формализованной и организованной среде российских предприятий.
Поэтому трудности внедрения и устойчивого функционирования системы УУ, обуславливаются тем, что, прежде всего, они связаны с организационными проблемами, проблемами обеспечения синхронной и целенаправленной деятельности большого количества менеджеров компании.
То есть наряду с постановкой новых технологий управления ресурсами предприятия (финансовыми, материальными, трудовыми), что скрывает за собой понятие «управленческий учет», требуется поставить не менее сложные технологии организационного управления – «механизмов объединения ограниченных и неэффективных по отдельности людей в эффективные коллективы». 2
Эти сложные организационные задачи могут быть решены с помощью программ класса orgware (организационный продукт – англ.), которые ориентированы на решение задач систематизации, хранения и обработки преимущественно «неколичественной» информации об организации деятельности предприятия. Orgware являются средствами поддержки «организационного менеджмента», чем они отличаются от других программных компонент информационных систем, предназначенных для управления материальными или финансовыми ресурсами. В отличие от последних, организационные продукты отвечают не на вопросы «сколько?», а «что?» и «как?». Их применение, наряду с традиционными программными средствами, существенно повышает управляемость предприятия.
Первоначально продукты такого класса входили, в качестве специализированных модулей, в состав наиболее мощных западных систем корпоративного управления (SAP/R3, SOCAP, BAAN и др.). С выходом в 1998 г на рынок «БИГ-Мастера» в России появились и отечественные разработки подобных программ, причем в варианте, допускающем их применение вне рамок дорогих комплексных решений.
С появлением таких программных средств стало возможным говорить об использовании практике управления бизнесом и современных технологий организационного управления, получивших название «бизнес-инжиниринг». Эти технологии основаны на применении электронных моделей предприятия: моделей организационно-функциональной структуры, бизнес-процессов, жизненного цикла продукции, а также моделей внешней среды.
Наличие системы управления на основе технологий бизнес-инжиниринга дает предприятию следующие преимущества:
  • Во-первых, введение специальных регистров-классификаторов, объединенных в модели, позволяет точно идентифицировать и объективно оценивать текущее состояние и качество системы управления предприятием, аналогично тому, как наличие регистров бухгалтерского учета позволяет отслеживать и оценивать его финансовое состояние.
  • Во-вторых, полученные модели позволяют создавать и поддерживать в рабочем состоянии документированные регламенты, оговаривающие порядок распределения функций и реализации процессов предприятия
  • И, наконец, данные технологии позволяют быстро отслеживать изменения в организации и регламентах деятельности предприятия, обеспечивая протекание его развития в контролируемых условиях.
Таким образом, применение информационных технологий возможно и необходимо уже на начальном этапе постановки системы управленческого учета.Это делает ее постановку не просто набором полезных советов, а четко прописанной последовательностью операций бизнес-моделирования, гарантирующей точность и качество результата!
На этом этапе, на предприятии должна быть решена задача точной идентификации (формализации) его деятельности путем создания его полной (или комплексной) электронной бизнес-модели (Рис. 1 ). Данную комплексную модель образуют следующие частные модели, которые отражают определенные аспекты управления:стратегическая, организационно-функциональная, процессная, финансовая и информационная.

Рис. 1 Полная (комплексная) модель предприятия

Что дает посторонние такой модели для успешной постановки системы управленческого учета?
Бизнес-модель, как и любая модель, является некоторым упрощенным представлением реального объекта (предприятия), которое имеет свойство давать правильные ответы на определенный круг вопросов, признанных существенными для организации управления (Рис. 2).

Рис. 2 Система вопросов, описывающих деятельность компании.

Из данного рисунка хорошо видна последовательность, в которой эти вопросы должны быть заданы и какие частные модели должны быть созданы, для получения ответов.
Последовательное наращивание модели (сверху – вниз) позволяет сделать знание о деятельности предприятия все более полным:
  • Зачемстратегическая модель, в которой зафиксированы стратегии и цели компании;
  • Что – Где – Ктоорганизационно-функциональная модель, представляющая собой матрицу – проекцию, закрепления бизнесов и функционала компании (что) за структурными звеньями (где) и сотрудниками (компании);
  • Как – Когда – Комупроцессная модель, определяющая способ реализации (как) и последовательность действий (когда – кому);
  • В каком видеинформационная модель, определяющая состав и структуры различных документов, учетных регистров, отчетов и т.п., а также их представления в базах данных информационных систем.
1. Сколькофинансовая модель, которая позволяет перейти к количественной оценке ресурсов, потребляемых предприятием в ходе своей деятельности.
Интересно, что традиционная финансовая модель является последней в этой цепочке! То есть, построить рациональную систему управленческого учета масштаба предприятия можно, лишь точно описав, как построена его деятельность. Это отражает интересную тенденцию в современном менеджменте – приоритеты смещаются от «менеджмента ресурсов» к «менеджменту организации» (Рис. 3).

Рис. 3 Управленческие контура "менеджмента организации" и "менеджмента ресурсов"



Согласно новейшим концепциям (см. последнюю книгу отца реинжиниринга Майка Хаммера – M.Hummer: «The Agenda: What Every Must Do to Dominate the Decade»): «Традиционные финансовые показатели лишь подводят итоги успешности бизнеса («результат вскрытия»). Сам же успех измеряется такими аспектами деятельности, как «удовлетворенность клиента, скорость и процент ошибок», которые связываются Хаммером с совершенствованием организации процессов компании.
Кроме того, эффективная организация деятельности снижает особый вид издержек, исчисление которых плохо поддавалось оценке традиционными методами, а величина могла быть столь значительной, чтобы определять возможность самого существования компании. Речь идет о, так называемых, транзакционных издержках - издержках, возникающих из-за плохой организации взаимодействия компании с внешней средой, между ее подразделениями и сотрудниками (Рис 4.).
Следствием выбора той или иной конкурентной стратегии компании определяет, какие виды издержек находятся в центре внимания ее менеджмента!
Рассмотрим поподробнее предложенную систему моделей и последовательность их построения (Рис. 5). Предварительно, хочется особо отметить, что все модели взаимосвязаны: стратегическая модель определяет потребный функционал компании (см. также Рис. 4), функционал разворачивается в систему процессов, информационные потоки, циркулирующие в процессах, отражаются в модели структур данных, которые, в свою очередь, обеспечивают информационную поддержку финансово-хозяйственной деятельности, описываемой, как можно догадаться, «финансовой моделью»!

Рис. 4. Приоритеты в управлении издержками в зависимости от выбранной конкурентной стратегии.

Рис. 5 Последовательность построения полной бизнес-модели компании

Для построения моделей компании в orgware применяются два основных инструмента:
  • Классификаторы - иерархические списки выделенных объектов компании (организационных звеньев, функций, финансовых и материальных ресурсов, хранилищ данных, документов и их внутренних структур и т.п.), которым могут быть приписаны различные атрибуты – тип, значения, комментарии и т.п.
  • Матрицы - проекции, задающие систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Связи также могут иметь дополнительные атрибуты (направление, название, индекс, шкала и вес).
С помощью эти инструментов, каждая из моделей поддерживается своей особой системой управленческих регистров. Т.е. для получения точной картины организации бизнеса, кроме привычных для учета регистров, отражающих только финансово-хозяйственную деятельность, необходимо ввести дополнительные регистры, которые будут отражать также и новые объекты учета и контроля (Рис. 6). При взгляде на компанию, с точки зрения организации ее деятельности мы выходим за рамки чисто количественных данных. Это и позволяет построить полную бизнес-модель предприятия, необходимую для эффективного целенаправленного управления. В каждой из функциональных областей менеджмента информация специфична – и надо научиться работать с разными ее типами.

Рис. 6 Управленческие регистры полной бизнес-модели компании

Стратегическая модель, опирающаяся на позиционирование компании во внешней среде (Рис. 7), позволяет выявить и зафиксировать стратегию и цели управления предприятием, без наличия которых невозможно построение системы управленческого учета.

Рис. 7 Стратегическое позиционирование компании

Как указано в упомянутом выше проекте «Методических рекомендаций», сама задача управленческого учета исходит из некоторых обязательных, но часто не соответствующих российской практике предположений, первое из которых гласит: «Руководство предприятия имеет четкие стратегические и тактические цели: любой процесс начинается с постановки целей и оценивается по достигнутым результатам, времени и затратам на их достижения».
Для целенаправленного управления компанией (в соответствии с целями, имеющимися у компании) необходимо наличие согласованных на уровне высших менеджеров наблюдаемых аналитических показателей – индикаторов успешности ее деятельности. Эта система выбранных показателей должна предоставлять менеджерам информацию о том, как идет продвижение к намеченным целям или предупреждать об ухудшении ситуации.
Например, общепринято, что основная цель бизнеса на операционном уровне – это максимизация показателя ROA (или, по-русски рентабельности активов РА), т.е. отношения прибыли до налогообложения и выплаты процентов по кредитам к активам – показателя, который характеризует основную деятельность предприятия.
РА = Прибыль
Активы
Предприятие должно выбрать, за счет чего этот показатель в первую очередь будет улучшаться – за счет повышения оборачиваемости активов, например, за счет более эффективного управления запасами, или за счет снижения издержек и повышения тем самым рентабельности оборота. Для контроля этих показателей коэффициент РА преобразуется путем домножения числителя и знаменателя на одно и то же число (Выручку от реализации или, что то же самое, Оборот) в произведение двух показателей:
РА = Оборот Прибыль = Коа Кро
  Активы Оборот
Такое преобразование дает возможность контролировать еще два целевых показателя: Коа – оборачиваемость активов и Кро –рентабельность оборота (или продаж)
Возможна и дальнейшая детализация этих показателей (Рис. 8), которые станут критериями успешности достижения поставленных целей менеджерами компании.

Рис. 8. Пример декомпозиции показателя ROA в соответствии с моделью Dupont

Таким образом, основная задача в рамках постановки управленческого учета с помощью стратегической модели – это прописывание структуры целевых показателей и выбор стратегий их достижения, что определяет требуемую функциональную структуру компании.
Организационно-функциональная модель, позволяет понять на структурном уровне организацию деятельности компании и наметить пути ее совершенствования.
Концептуальной основой построения этой модели является «системный подход» к управлению, который наряду с «процессным подходом» лег в основу современных стандартов организационного управления – стандартов менеджмента качества ИСО9000. К сожалению, сейчас произошла некоторая абсолютизация процессного описания, которое понимается исключительно как выстраивание отдельных цепочек операций, совершенствование которых, безусловно, улучшает логистику компании. Но не менее важно понять и зафиксировать полную систему взаимосвязанных процессов компании. То есть, при моделировании за «деревьями» процессов необходимо видеть «лес» всей системы деятельности, реализуемой на данном предприятии.
Эту возможность предоставляет организационно-функциональная модель, которая основывается на следующей системе понятий:
  • Структура организации - логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать целей организации.
  • Разделение труда вертикальное - отделение работы по организации и координированию действий от самих действий (парадигма «субъект – объект»).
  • Функциональный потенциал - диапазон потенциальных возможностей, в различных функциональных областях менеджмента: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и т.п.
Описание, опирающееся на эти форматы, позволяет более адекватно отражать место и ценность отдельных элементов деятельности компании (которые обозначаются, как функциональные области или функции). При этом объектами анализа становятся именно функции, которые можно рассматривать как «свернутые» процессы, так как на этом этапе важно не то, как реализуется процесс, а зачем он нужен, его относительная значимость в общей системе, распределение ответственности за реализацию тех или иных процессов по структурным звеньям организации и т.п. То есть, реализация «системного похода» предполагает выстраивание и постоянный анализ соответствия системы процессов компании ее целям и стратегии. И здесь применяются другие методы, нежели при анализе и преобразовании отдельного выделенного процесса.
Центральное понятие этой модели - это «функционал», сокращенное обозначение всей системы функций компании, т.е. регулярно воспроизводимых в компании видов работ в области производства продукции и предоставления услуг, управления и обеспечения деятельности. Функции образуют вертикальную иерархию, верхние уровни которой образуют «функциональные области», а находящиеся на нижнем «функции» могут рассматриваться, как условное обозначение групп однонаправленных процессов или других функций низшего уровня. Будущий функционал должен соответствовать реализации выбранных стратегий развития предприятия, поэтому, система управленческого учета всегда должна быть построена с учетом решения не только текущих, но и перспективных задач.
Распределение «функционала», т.е. закрепление ответственности за реализуемые функции за организационными звеньями (и сотрудниками!) позволяет полностью контролировать, а, при необходимости, и перестраивать «организационно-функциональную» структуру компании.
То есть, сначала достаточно обладать обобщенным структурированным знанием о том, «что» делается в компании» в различных функциональных областях, а затем, на следующем этапе, выяснить - «кто» это реализует и, возможно, принять решение по перераспределению функций (Рис. 9). В том числе и функций, необходимых для поддержания системы управленческого учета!


Очень важно, что методически грамотное описание (или, как принято говорить «идентификация») функционала позволит оценить существующий уровень системы управления компанией, для того, чтобы выбрать возможные направления ее развития, в том числе, системы управленческого учета.
Если основные бизнес-функции (бизнес-процессы), создающие уникальные конкурентные преимущества не всегда поддаются унификации, то «функциональный менеджмент»: стратегическое и маркетинговое управление, кадровый менеджмент, управление финансами и экономикой предприятия и т.п. базируется на общепризнанных методах и стандартах. Существуют библиотеки таких методов (например, «библиотечные классификаторы функций» в orgware), с которыми можно отождествлять методы, применяемые в компании. Собственно, это отождествление и называется «идентификацией функционала» в строгой трактовке данного термина. (См. Фрагмент возможного классификатора «функционала», в части функций финансово-экономического управления, составленный в соответствии с «Методическими рекомендациями» – Приложение 1)
Кроме того, после такого отождествления становится возможным шкалирование предприятия по уровню применяемых методов управления. (Например, применяемые методы «управления затратами» можно проранжировать от наиболее простого «котлового метода» учета и распределения косвенных затрат вплоть до ABC-costing-а, фактически переводящего все косвенные затраты в прямые!).
Отметим, что такая «шкала зрелости» методов, не только позволяет объективно оценить управленческий уровень компании, но и определяет возможные этапы и сроки совершенствования ее системы управления, позволяя изначально поставить реально достижимые цели. Это также застрахует нас от не удающихся, как правило, «больших скачков». Например, если внедряемая информационная система поддерживает с целью минимизации складских запасов «суточные планы производства и закупок», а на предприятии нет опыта даже помесячного планирования «под заказ», то такой «скачок» в управлении вряд ли удастся
Таким образом, параметры возможной «траектории» движения по пути совершенствования методов управления существенно зависит от точного понимания своего исходного состояния. Если представить этот путь в декартовой системе координат, где зафиксированы начальное и конечное состояния, то «угол наклона» траектории перехода не может быть слишком большим - «на крутой склон не взобраться!».
В заключение этого фрагмента еще раз отметим, что идентификация функционала не всегда требует раскрытия способа реализации функций. Важно только правильно обозначить реализуемые функции – обозначить так, чтобы обеспечить однозначное понимание скрывающихся за названием действий. Это и определяет требуемую точность идентификации. Хотя иногда стремление к этой однозначности понимания заставляет спускаться на все более низкие уровни функционала, переходить к строго «операциональному», т.е. к процессному описанию функций.
Процессная модель, позволяет понять условия и порядок взаимодействия внутри компании, а также соподчиненность и степень влияния каждого ее из процессов на достижение общих целей.
Вот мнение Дейва Кокса, главного специалиста по информатике Northern Telecom: «Оказалось, что, для достижения подлинной эффективности, нам необходимо было выйти за пределы низкоуровнего моделирования процессов, которым сегодня занимаются многие фирмы. Это всего лишь тонкая регулировка существующей структуры. Мы поняли, что реорганизовывали бизнес-процессы, не располагая моделью предприятия в более широком смысле слова».
Поэтому, наличие организационно-функциональной модели является хорошей исходной позицией для начала процессного моделирования.
При переходе к процессному описанию, прежде всего, должны быть уточнены группировка и границы функций в классификаторе «функционала». Это делается для того, чтобы выделенные функции могли быть определены операционно, т.е. как виды деятельности, для которых могут быть достаточно просто определены целевое назначение и результат, а также «владелец» процесса отвечающий за его реализацию с заданным качеством.
Далее, необходимо добиться, чтобы выделенные на верхнем уровне процессы компании были описаны, как целостная взаимосвязанная система.
Для этого, с помощью направленных матричных проекций, определяются потребители каждого процесса (процессы-приемники), устанавливается предмет взаимодействия между процессами – т.е. материальные и информационные входы / выходы, а также средства и регламенты их реализации (Рис. 10).

Рис. 10. Матричное описание системы процессов компании

Примечание: На рисунке цветом и формой выделены различные классы функций процессов:
  • Основные, образующие последовательный ряд возможных этапов жизненного цикла продукции предприятия (ЖЦ) - от «взаимодействия с покупателями» на начальном этапе до «гарантийного и сервисного обслуживания» в конце.
  • Вспомогательные, поддерживающие нормальную реализацию этого ЖЦ за счет различных видов обеспечений: техобслуживание и ремонт оборудования, технологическое обеспечение, обеспечение теплоэнергоресурсами, обслуживание и ремонт зданий и сооружений и т.п.
  • Управления, формирующие и контролирующие регламенты и параметры протекания основных и обеспечивающих процессов
После подобного системного описания, спецификация каждого процесса может быть выведена из бизнес-модели компании в отчет, например, такого формата:
  • Идентификатор и Наименование процесса
  • Назначение и цели процесса
  • Владелец процесса
  • Участники процесса
  • Предшествующий процесс (ы)
  • Следующий процесс (ы)
  • Преобразуемые ресурсы (на входе и выходе процесса)
  • Нормативные документы, регулирующие процесс
  • Документы на входе процесса ( инициирующие процесс)
  • Документы на выходе процесса (или записи порождаемые процессом)
и т.д.
На дальнейших этапах процессного моделирования большей детализации обычно подлежат основные процессы предприятия – бизнес-процессы реализации продукции и услуг, которые и являются основными источниками дохода компании.
Каждое предприятие может и должно выделить, так называемые, ключевые процессы, в наибольшей степени определяющие эффективность его бизнеса. Помимо «основных» процессов, это могут быть любые процессы управления или обеспечения. Количество таких процессов, как правило, не превышает 20% от общего числа специфицированных в вышеуказанном формате. (Здесь, как и во многих других, аспектах бизнеса также работает правило Парето – 20% процессов на 80% определяют эффективность работы компании!).
Любой из детализированных процессов, помимо спецификации, может быть представлен, как в виде текстового описания («документированной процедуры»), так и, дополнительно, в виде той или иной графической визуализации (mapping-а процесса).
Целью любой визуализации является достижение максимальной наглядности полученных результатов описания, т.е., ясности представления протекающих в компании процессов и взаимодействия структурных единиц. Этой необходимо для понимания существа происходящего всеми исполнителями и участниками процесса, что делает их единой командой и положительно сказывается на его (процесса) результативности. 3
 Кроме того, наглядное представление деятельности обеспечивает видение слабых мест в работе и поддержку принятия управленческих решений по совершенствованию процессов.
Здесь также возможны варианты: собственный стандарт предприятия или переход на российские или международные стандарты. Что дает последнее решение? Во-первых, понимание таких описаний становится возможным за пределами предприятия, то есть, намечается отход от, так называемых, «субъективных систем управления». Во-вторых, к стандартно описанным процессам можно применить стандартные же техники анализа и оптимизации. По аналогии: применяя международные стандарты финансовый отчетности, вы получаете в свое распоряжение накопленную мировой практикой библиотеку техник финансового анализа.
Например, представляется уместной ориентация на мировой и российский стандарт (ГОСТ) IDEF функционального моделирования (Рис. 11), а не на собственную репрезентативную графику. Хотя на нижних уровнях декомпозиции процесса, где обычно важно отразить логику действий исполнителя, допустима визуализация процесса и в виде достаточно распространенных и наглядных логико-функциональных схем (известных еще как блок – схемы алгоритмов).

Рис. 11 Визуализация процессов в виде IDEF0 - диаграмм


Еще одной важной, в плане постановки управленческого учета, задачей, которую можно решить с помощью процессной модели - это точное определение состава и характера затрат, которые создают процессы организации. Здесь мы плавно переходим к области применения финансовой модели предприятия.
Под финансовой моделью в организационном бизнес-моделировании понимается точное описание предприятия в разрезе источников и структуры формирования его доходов и расходов с соответствующим распределением ответственности.
Основные процессы, являющиеся, как уже было сказано, основным источником доходов, в тоже время, являются и основные носителями прямых затрат. Выведя соответствующий отчет по процессу можно получить, так называемые, операционный бюджет, привязывающий к операциям процесса, потребляемые в ходе их реализации ресурсы (см. Рис. 1).
По процессам, которые не раскрыты «по операционно» и представлены только спецификациями, т.е. своей позицией в функционале – бюджет можно получить с помощью матричной проекции функционала на классификатор «ресурсов». Такие бюджеты процессов управления обычно называются «бюджетами или сметами накладных расходов» (см. там же).
Отчетность по фактическим затратам на выполнение данных процессов (в соотношении с доходами от реализации продукции и услуг предприятия) составляет основу для формирования одного из главных финансовых отчетов – отчета о прибылях и убытках. Средством планирования будущих значений этого отчета является бюджет доходов и расходов – БДР.
В целом, при выборе последовательности постановки системы управления финансами и управленческого учета целесообразно исходить из следующих реально наблюдающихся уровней развития финансового менеджмента российских Компаний:
  • Управление платежеспособностью
  • Управление прибыльностью
  • Управление активами и обязательствами
Указанные уровни отражают как приоритеты приложения усилий (и целевые показатели) в области финансов, так основные решаемые задачи в области управленческого учета:
  • Управление платежеспособностью: ликвидность и предотвращение банкротства в ближней перспективе – бюджетирование движения денежных средств (БДДС), выработка кредитной политики, управление запасами;
  • Управление прибыльностью: повышение эффективности деятельности, предотвращение банкротства (т.е. неплатежеспособности в дальней перспективе), повышение операционной рентабельности – бюджетирование доходов и расходов (БДР), управление затратами;
  • Управление активами и обязательствами: рентабельность активов и финансовая устойчивость – бюджетирование активов и пассивов = баланса (ББЛ), финансовый анализ и долгосрочное планирование;
Финансовое положение Компании традиционно описывается тремя базовыми отчетами, которые определяют собой систему координат для оценки финансовых результатов деятельности предприятия (Рис.12), т.е. их итоговые показатели являются критериями эффективности финансово-экономического управления.

На рисунке точка А характеризует текущее состояние предприятия, а В – целевое желаемое состояние в конце планового периода. Переход из точки А в точку Возначает изменения прибыльности, платежеспособности и экономического потенциала предприятия. Предприятию необходимо четко позиционировать себя в этих финансовых координатах, планируя свои перемещения в будущем и их последствия, определяя и достигая нужные соотношения между показателями, содержащимися в трех базовых отчетах.
Исходя из всего вышесказанного, основными задачами, решаемыми на этапе построения финансовой модели это:
  • Определение структур основных управленческих финансовых отчетов или, что то же самое, финансовых бюджетов БДР, 4 БДДС, ББЛ.
  • Определение структуры и состава операционных бюджетов и смет накладных расходов.
  • Определение схем консолидации данных бюджетов нижних уровней в финансовые бюджеты
  • Классификация затрат и структура себестоимости продукции (в том числе, принципы отнесения затрат)
  • Построение финансовой структуры предприятия с выделением центров финансовой ответственности (учета) - ЦФО (ЦФУ)
  • Распределение ответственности элементов финансовой структуры за статьи бюджетов различных уровней
  • Применяемые методы оценки активов и обязательств (учетная политика 5), план счетов и шифры аналитического учета
В зависимости от методов управления выбранных предприятием в финансово-экономической области количество объектов модели может изменяться. Один из вариантов состава классификаторов финансовой модели и их взаимосвязей приведен на Рис. 13.

Здесь представлены практически все элементы комплексной бизнес-модели компании (за исключением, пожалуй, классификаторов стратегической модели). Поскольку все классификаторы модели взаимосвязаны – границы между отдельными, частными моделями являются весьма условными.
В частности, классификаторы описания информационных потоков и, что самое важное, управленческой отчетности, поддерживающих финансово-экономическую деятельность, обычно выделяют в специальную информационную модель!
В данной модели должны быть зафиксированы все формы документов, применяемых на предприятии, а также состав и структуры информационных объектов в базах данных предприятия. К сожалению, российская нормативная документация по этому вопросу весьма сумбурна – например, ОКУД – общероссийский классификатор управленческой документации, который представляет собой гигантскую мешанину («Гигамеш» 6) документов, сгруппированных по ведомственному принципу.
Поэтому в систематизации документов целесообразно использовать специальный библиотечный классификатор, описывающий все информационные ресурсы предприятия (См. Фрагмент такого классификатора – Приложение 2).
Существуют также «Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации», утвержденные Постановлением Госкомстата РФ 30.10.97 №71, и периодически пополняемые. Данные документы, хотя и обязательны к применению на любом предприятии, но составлены исключительно в интересах государственной бухгалтерской и статистической отчетности. Поэтому при постановке управленческого учета они, как правило, дополняются внутренними учетными и отчетными формами и регистрами.
Поэтому, первый шаг на этом этапе моделирования - это более четкая формализация существующей системы учета, которая заключается в аудите существующей учетной политики, плана счетов и учетных документов. Аудите, не с целью проверки правильности или оптимизации налогообложения, а с целью приведения существующих учетных документов к более-менее стройной системе и поиска информации, которую можно использовать для управленческой отчетности.
Вообще в соответствии с общим принципом управленческого учета - «проектировании сверху» должна и строится система документов. То есть надо идти от требуемой отчетности, а затем проверять – достаточно ли информации в учетных документов и регистрах для вывода соответствующего отчета.
Такая проверка в модели осуществляется с помощью проекции вышеуказанного классификатора «информационные ресурсы» самого на себя (Рис. 14). При этом возможности orgware позволяют обеспечить любую глубину раскрытия структур документов, а также зафиксировать их атрибуты – тип, размерность и т. п.

Рис. 14 Проверка достаточности первичной информации для формирования отчетов

Таким образом, создание данной модели поддерживает разработку стандартов, оговаривающих информационной базу учета, например:
  • справочник-кодификатор материалов;
  • стандарты учета товародвижения;
  • финансовые документы;
  • учетные регистры;
  • сопроводительные документы
  • управленческую отчетность разных уровней и т.п.;
Теперь появляются все условия, чтобы описать с нужной степенью детальности сами процессы «управленческого» учета, которые целесообразно отнести к ключевым процессам, решающим образом, сказывающимся на эффективности бизнеса. Этим гарантируется выполнение следующих требований «методических рекомендаций» к формированию системы управленческого учета:
  • определить форму, срок предоставления отчетов и ответственных за их составление;
  • составить схему формирования управленческих отчетов, определить владельцев исходной информации;
  • наделить ответственного полномочиями координатора, то есть административно разрешить ему получение информации у ее владельцев;
  • определить пользователей информации и форму, в которой она будет им предоставляться.
Одним из исключительно важных следствий такого точного предварительного описания организации управленческого учета в бизнес-модели предприятия, является то, что это позволит сформулировать правильные требования к информационной системе.
Такая система не может быть выбрана без явного понимания, что она даст предприятию в рамках всей будущей системы управления. Главная опасность «не удачного внедрения» информационной системы кроется в том, что ее начинают внедрять, не разобравшись, какую зашитую в ней логику управления она нам навязывает, соответствует ли эта логика целям предприятия, способно ли предприятие ее реализовать или какой ценой и т.п.
 На тему правильного сценария внедрения информационных систем, нами было опубликовано значительное количество материалов (см. www.big.spb.ru), поэтому ограничимся лишь рядом цитат из этих публикаций, а также статей авторов, по видимому, разделяющих наши убеждения:
«Причина (неудач внедрения – ЛГ) в том, что под видом внедрения западной компьютерной системы, фактически, проводится полная реструктуризация управления. Причем делается это бессознательно: персонал как бы учится программе, а на самом деле ему задаются совершенно другие форматы поведения и управленческой отчетности. Но поскольку происходящее не осознается правильно, то усилия не направлены должным образом. А такие усилия необходимы, именно потому, что процесс реструктуризации управления предприятием на порядок сложнее, чем перевод менеджмента на компьютерные технологии». (БИГ-СПб, «От автоматизации к реструктуризации по шагам …и обратно», Экономика и Жизнь, региональный выпуск, 1998 г.)
«Любая законченная CRM-система (= ERP и проч.) подкупает тем, что имеет внутреннюю логику (позвоночник/остов), который выровняет и отладит под себя корпоративную реальность. «Ввяжемся в драку, а там посмотрим, ведь неглупые люди все это писали. Разберемся». Люди не глупые, но далекие от понимания того, как производится мебель, газовые турбины, электроэнергия, колбаса (об исключениях ниже). В чем они действительно ассы, так это в информационном макрамэ. Информационные системы, созданные программистами по техническим заданиям программистов или купленные, а фактически навязанные поставщиками, вынуждают вас подчиниться заложенной в программе логике. Такие инновации вызывают отторжение в подразделениях, где есть накатанные и оправдавшие себя бизнес-процессы. А именно их-то и надо автоматизировать. Если реинжиниринг этих процессов назрел (или осуществлен) и их новое качество заложено в системе, то поздравим друг друга. Но так бывает редко. Инженеры-программисты, имеющие опыт работы постановщиками задач подтвердят, что именно в этом состоит основной конфликт заказчиков и программистов, где одни говорят «автоматизируйте наш труд», а другие «используйте наше программу и работайте так, а не иначе». (Елена Маркушина, «Маркетинг для чайников со свистком», 2001 г., www.markus.spb.ru)
«Очень часто возникает лукавая мысль, что совершенствование системы управления можно осуществить с помощью сложных информационных систем. И начинаются разговоры о ERP, CRM и проч. Мол, если внедрить сложную информационную систему, то она будет дисциплинировать сотрудников. Никого такие системы не дисциплинируют. Это бесполезно потраченные деньги и большие. На первых этапах система может быть сделана элементарными средствами. Но нельзя, жалеть денег на внедрение методик и обучение. Но только когда обучение закончено и система сделана методически правильно, можно думать о чем-то более сложном и совершенном! («Просвещенное злодейство», Иван Родионов, директор московского офиса управляющей компании инвестиционного фонда AIG Brunswick, Искусство управления, №1 (13), 2002 г.)

Приложение 1

Фрагмент классификатора «Функционала»

Раздел функционала
Основные функции (Жизненный цикл продукции предпрятия)
  
  
  
  
  
Функции менеджмента
1Стратегическое управление
2Организационное проектирование
3Маркетинг
4Логистика и управление производством (управление процессами жизненного цикла)
5Финансово-экономическое управление
5.1Бухгалтерский учет
5.2Управление финансовыми потоками и расчетами
5.2.1.Контроль и планирование операций с денежными средствами, в том числе:
5.2.1.1.проведение операций с банками
5.2.1.2.проведение кассовых операций
5.2.2.Контроль и планирование поступлений от контрагентов и выплат, в том числе:
5.2.2.1.денежные расчеты
5.2.2.2.бартер
5.2.2.3.взаимозачеты
5.2.3.Учет и планирование расчетов с бюджетом и прочих обязательных платежей
5.2.3.1.налоговые платежи
5.2.3.2.платежи во внебюджетные фонды
5.2.4.Учет и планирование внутренних платежей, в том числе:
5.2.5.1.выплата заработной платы
5.2.6.2.оплата командировочных расходов,
5.2.5.Учет и планирование операций, связанных с валютными платежами
5.3Управление эффективностью использования производственных ресурсов
5.3.1.Создание нормативов деятельности
5.3.1.1нормирование трудовых затрат
5.3.1.2нормирование материальных затрат
5.3.1.3технологическое нормирование
5.3.1.4нормирование прочих производственных затрат
5.3.2.Учет и планирование затрат
5.3.2.1учет фактических затрат
5.3.2.2учет отклонений от нормативных затрат
5.3.2.3прогнозирование затрат
5.3.2.4бюджетирование доходов и расходов
5.3.3.Производственное планирование
5.3.3.1объемное планирование
5.3.3.2календарное планирование
5.3.3.3планирование потребностей в материалах
5.3.3.4планирование потребностей в производственных мощностях
5.3.3.5планирование оплаты труда
5.3.3.6планирование потребностей в прочих производственных ресурсах
5.4Финансовый анализ деятельности предприятия
5.5Внутренний контроль (аудит) использования производственных ресурсов
5.5.1Контроль достоверности информации о ресурсах
5.5.1.1.контроль источников учетной информации
5.5.1.2.контроль полноты отражения и методов сведения информации в учетные регистры
5.5.1.3.контроль соответствия принципов отражения информации в учете, принципам установленным во внешних и внутренних стандартах.
5.5.2.Контроль сохранности активов предприятия.
5.6Управление перспективными инвестициями
5.7Перспективное финансово-экономическое планирование
5.7.1.Перспективный анализ рынков
5.7.1.1анализ перспектив спроса и возможных цен на продукцию
5.7.1.2анализ перспектив рынков и возможных цен на ресурсы
5.7.2.Сопоставительный анализ предприятия в сравнении с конкурентами
5.7.3Планирование изменений ассортимента выпускаемой продукции
5.7.4Планирование изменение показателей затрат, с учетом:
5.7.4.1изменения продукции
5.7.4.2изменение технологий
5.4.4.3передача производства компонент внешним организациям
6Менеджмент качества
7Управление персоналом
Функции обеспечения
  
  
  
 Информационное обеспечение
 Формирование структур информационных потоков и объектов баз данных
 Формирование информационную среду для руководителей (Management Information System)
  
  

 

Фрагмент классификатора «Информационные ресурсы»

1.1. Регламенты и нормативная документация
1.1.1. Внешняя нормативная документация
1.1.1.1. Законы и нормативные акты РФ
1.1.1.2. Международные стандарты
1.1.1.3. Стандарты РФ
1.1.1.4. Прочие внешние регламенты
1.1.2. Внутренние корпоративные стандарты
1.1.2.1. Документация по организационно-нормативному регулированию
1.1.2.2. Документы системы менеджмента качества
1.1.2.3. Документы, регламентирующие порядок работы с техническими средствами
1.2. Рабочие документы
1.2.1. Рекламно-информационные материалы
1.2.2. Договорные документы
1.2.3. Проектная документация
1.2.4. Производственно-эксплутационные документы
1.2.5. Кадровая документация
1.2.6. Финансово-экономическая документация
1.2.6.1. Документы по экономическому планированию и анализу
1.2.6.2. Финансовые планы и бюджеты
1.2.6.3. Бухгалтерские документы
1.2.6.4. Управленческая отчетность
1.2.6.5. Документы по финансово-экономическому анализу
1.2.6.6. Прочие финансовые документы
1.2.7. Внешние документы
1.3. Информационные хранилища и базы данных
1.3.1. Номенклатура дел и хранилищ рабочей документации
1.3.2. Номенклатура дел и хранилищ нормативной документации
1.3.3. Базы данных и информационные объекты Газаппарат
1.4. Информационно-справочная документация

1: Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ «О бухгалтерском учете», «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
2Делягин М.Г., Братимов О.В. и др.  Практика глобализации: игры и правила новой эпохи.
3«Основной целью выбора корпоративного стандарта организационного моделирования является задание общего и обязательного к применению языка общенияуправленческого звена компании, разработчиков организационных и технологических процессов и исполнителей этих процессов».  (Сравнительный анализ средств инструментальной поддержки организационного проектирования и реинжиниринга бизнес процессов. –  http://or-rsv.narod.ru/)
4: Группировка статей в БДР для долгосрочного и краткосрочного планирования может различаться
5Учетная политика для бухгалтерского и управленческого учета может различаться 
6С. Лем. Собрание сочинений, т.5, Варшава – Москва, 2001 г.



вторник, 7 февраля 2017 г.

LESSON 1 - HOW TO BE A GREAT MANAGER THROUGH STRONG LEADERSHIP - Words of Wisdom



82.   Have confidence in yourself.   Always believe in your abilities to be a great manager and leader.  Tackle all situations and dilemmas that come your way with enthusiasm and gusto.  The fact that you are reading this shows you have the desire and talent that exists within you.  Show you have the confidence and believe in yourself, and others will believe in you as well.  In time you will develop a sort of “instinct” when something needs attention, and a “presence” that people will find ensuring.  You will come across like a leader without even having to say a word.

83.   Act the way you want others to act, walk the walk you talk, lead  by example, practice what you preach, etc.  These are old clichés but some of the most important tips to build respect within your organization.  If your team sees you working hard, they will work hard.  If they think your slacking, they will start slacking off.  If you tell them what to do, but you do it differently, they will not see you as an honest leader.  If you want an optimistic and positive team, then you need to always be optimistic and positive.  When your employees see that you act in the same manner you expect from them, a true sense of respect will begin to build.  These are just a few of some obvious, but extremely important, leadership skills.

84.   Honesty and integrity is key.  People do not necessarily expect managers to always have a quick fix to solve the issues, but do expect fundamental leadership principles of honesty and goodness.  In due time you will earn credibility, which is a major leadership trait.  With the high level of integrity they will see in you as a leader, comes the trust that you are not the cause of the issues.  They will automatically know that you, as a manager, will truly do all you can to solve the issues.
85.   Emulate a person who you truly respect as a leader.  There must be someone you know whose leadership skills you thought were admirable.  It could be, or could have been, a boss, a teacher, a friend, or a relative who you admired as a person with respectable leadership characteristics.  Someone who inspired you to want to work hard, to not only try to impress, but to show you cared about the mission at hand.  Study how they made the right and effective decisions using certain facts, opinions, and ideas.  Look for the leadership qualities you would like to incorporate into your leadership style.  By remembering what it was about them that inspired you, you can emulate that style when your leadership skills are called upon.

86.   Listen more than talk.  You will earn a great deal of respect and credibility by actively listening, rather than just blowing your own hot air.  Let them share their passion, and when the time is right, you can interject with passion of your own about the subject at hand.

87.   Take chances and do not limit yourself.  Part of becoming a strong leader and great manager is creating something new, and not be intimidated by failure.

88.   Make great impressions from day one.  Build relationships and make as many good first impressions on the first day if you are starting in a new company or have been recently promoted.  You want people talking about you in a positive manner from day one.  You will start earning credibility and respect right away.

89.   Say less and you will get more.  By not doing all the talking, especially if it is redundant or meaningless to the meeting or conversation, you will develop a professional persona and a sense of quiet intelligence, dignity and wisdom.  When you do talk, make it count.  You will be taken seriously with true interest.

90.   Make sure the team sees you as a knowledgeable and dependable leader.  They will have comfort knowing that you know what you are doing.  If you come across as unknowledgeable or unsupportive, you will lose respect as a leader.  Be exceptionally hard working and dedicated to the mission you advocated.  Even if you have been recently promoted within your department and everyone knows you as, lets say, a customer support representative, now is your time to step up to the plate and learn the fundamentals of leadership.

91.   Work smarter, not harder.  Another cliché, but you should eliminate redundancy whenever possible.  A morale breaker is when employees have to make repeated entries or tasks for each case or product.  For example, when a representative has to enter information into one database, and then enter the same information into another database.  Find ways to tie things together, and determine what is not needed.  Not only is this a management responsibility, but will also help you gain respect as a leader to eliminate future redundancy within the department.

92.   Always follow the Golden Rule.  Treat others, as you would like to be treated.  If people like and respect you, they will work harder for you.  This might sound like an obvious and general statement, however, it is so important and true.  It needs to be said just to make sure you understand that the most basic rule of great management is to have a team who wants to work hard, feels happy, respects you, and is totally secure in their leadership.  You also need to practice this golden rule with your fellow managers and upper Management.

93.   Follow it to the end.  Always see your projects through to completion with no loose ends.  Mediocre performance shows a mediocre manager and leader.

94.   Think like it’s a perfect world.  Don’t automatically assume you cannot achieve certain goals, or be hindered by certain limitations.  Always try to see the possibilities come true in every idea and dream you have.  For example, you might come up with the idea of having a system everyone in the company can share.  You would look at it like “in a perfect world, we would have an easy to use unified database in which all can use,” and then do all you can to make that happen.  Don’t be pessimistic and say it can’t, or won’t, happen.

95.   Never let them see you sweat.  This might remind you of an old TV commercial, but still holds true in the world of management.  Always keep your cool and create an impression that you always know exactly what is going on.  For example, when you are in an upper management meeting  and you do not know what they are talking about, do not continually ask the simple questions.  A somewhat vague question or two is acceptable, but if you still do not understand the subject matter, stay focused but do not have the “deer in the headlights” look about you.  Wait until that particular subject is over before you participate any further.  You can look up the subject matter or ask a close colleague after the meeting  is over.  Another example could be; if your company has experienced an outage, you would stay cool and focused to resolve the issue, and not panic in any way.

96.   Be straightforward and always look them straight in the eyes. People like an honest answer from someone they trust, even when you do not know the answer.  This not only goes for your employees, but with upper management as well.

97.   Show you have the courage it takes.  Show confidence in the decisions you make, and do not put your tail between your legs if confronted about any problems related to your decisions or processes.  It is all right if someone disagrees with you and you have a healthy debate, but don’t back down when you know it’s right.  This does not mean that you should be stubborn and stick to your guns no matter what.  You are not perfect and there will always be some areas where you can improve.  You should, however, confidently be able to say that you are not opposed to make changes if it is for the greater good.  Upper management will notice the way you handle these types of situations with the courage in standing by your decisions, and the courage to know when to make a change.

98.   Always bite your tongue.  Before you make a heated statement, stop yourself before you say, do, or send something you might regret.  All of the respect you have gained can be lost in a single word or action.  Actions like certain hand gestures, crossing your arms in a defiant way, confused facial expressions, demoralized posture, too much eye contact, sounds and grunts of discontent, can have a huge negative impact.  This also holds true when sending or answering heated e-mails.  Before you hit the send button when creating or replying to an aggravated type of e-mail, take at least a 5-minute break before hitting send.  There might be times when you should take an hour or even day before hitting the send button.  When you come back, re-read both the original e-mail and your response.  Chances are you will re-write your response in a much more controlled and professional manner.  You will get your point across more effectively if you keep it professional at all times.

99.   Learn from your mistakes, but don’t be affected by them.  Your going to make mistakes, and yes, you will learn from them.  But you will also have to be able to let the mistake go, and not dwell on it enough to affect your psyche.  A confident leader moves on, always remember that.

100. Giving up or not trying is the only failure.  You fail only when you give up or there is a lack of effort.  If something went wrong, find out what it was and correct it.  After all, part of being a leader is taking chances, and with chances comes the risks of unforeseen problems.  Don’t hang your head low, show your team, upper management, and especially yourself that you have the determination to resolve the problem and not give up.  This can also pertain to an individual employee performance issue.  If they are failing, contribute it to a lack of effort, rather than lack of talent, to eliminate any self-doubt.  If the effort is there, provide the training to sharpen the needed skills.  You can also set up a buddy system so that the employee will not only learn, but also absorb the needed talent for the job.  If the effort and skills are there, but the talent is still missing, manage around the weakness and find another strength in which to utilize.  While you are doing this, make sure they are not feeling any self-doubt.  You might need to assign different responsibilities so that the weaknesses are no longer applicable.  The point here is to never give up on yourself, or your employees.  Again, giving up or not trying is the only failure.

101. Don’t ignore your intuitiveness.  Sometimes reason and logic are outweighed by the instinct to follow your “guts” when making tough decisions.  By absorbing all of the information in this course, you can have the confidence that you are a strong leader and manager, and use this strength when making the “gut” type of decisions.

LESSON 1 - HOW TO BE A GREAT MANAGER THROUGH STRONG LEADERSHIP - Personal Advice





54.  Have a positive attitude. Don’t be negative. Your actions can create a positive morale amongst the team. This will be contagious and you will get more out of your team. Try to make your staff believe things are better than they seem, even when the pressure is on. The worst thing you can do is to badmouth any person or department within the company. You can kind of joke about company related issues, but in a lighthearted way. Sometimes a good laugh or feeling of solidarity can work to your benefit, just don’t be malicious or slanderous. It could also come back to haunt you. You would be surprised at the loss of respect you would receive if you acted unprofessionally in this manner. Remember this old adage, “It takes years to build respect, and only seconds to lose it…”


55.  Be passionate about the objectives and organization. When you become passionate about a task, project, or departmental goal, your team will also become passionate. Channel your passion to be the best into your employees. Passion is the key ingredient between being good and being great. You want your department to be exceptional, not just good enough. Be passionate about becoming a world-class organization and your team is sure to follow.


56. Be enthusiastic and optimistic. Striving for a better future with an energetic drive is contagious. Your team will pick up on the same vibe. They want a better future just as much as you do. Your job is to make them want to be the best and take pride in their work. The more enthusiastic and optimistic you are, the more they can identify with working in a success driven department.


57. Be self-assured yet humble with strong character traits. A modest and honest person with charisma, integrity, accountability, drive and aggression, is easy to follow and respect. You should still be self-confident, just not conceited. Self-confidence and resiliency are key elements of a strong leader. Confidence with a touch of humility is a great mixture and people will be more drawn to you.


58. Have a high standard of excellence. You should always have an internal desire to do your best. Have a sense of duty and take pride in your work. Pay attention to every detail, and never stop striving to be the best.


59. Be ethically sound. Always practice good business ethics and you will not get caught up in any troubles. Sounds simple, but this is extremely important. Basically, do not lie to your staff, ignore your customers, steal from the company, ship faulty goods, misuse company property, etc. We will discuss more about business ethics in lesson 8.


60. Be friendly, but not their best friend. This is how rumors of favoritism start. It is impossible to say that you can no longer be friends if you have been recently promoted, however, you should keep the friendship very quiet. One of the toughest things about being a great leader is finding the balance between being friendly, and being too friendly, with your employees. A great leader is someone who holds a great deal of respect. You will start losing respect if you become too involved in personal friendships with your employees. It’s just natural. Your mystique as a leader will start to evaporate. You have to find the line between being friendly, and being their best friend. If you do have a best friend who works for you, be very careful about showing too much favoritism, and keep your friendship outside of work. You can be friendly to each other at work, just not as best friends do away from work. Also, dating one of your employees should be out of the question, unless you are ready for some major turmoil. It rarely works out when you are in a managerial position, unless they move to another department altogether.


61. Be thick-skinned and ready to take risks. Although it is nice to fly below the radar and keep a sense of status quo, there are times when you need to be aggressive and responsive to the needs of your team. This is expected of you as manager, and a good leader knows when the time is right. Even though you do not want to be known as the person shouting, “The sky is falling!” you do need to sound the alarm when you start seeing the cracks. You will need to make the right decisions and take the necessary risks to change the situation. Also, if you feel it’s time to take your department to the next level, and you have done the cost-benefit analysis, then you should take the risk. Be thick-skinned and stand firm behind your decision. If you never take risks, you will never grow.


62. Have a mental toughness. You need to be able to deal with disappointments and adversity. Be cool under pressure, and don’t waste time worrying about what could have been. Learn from it and move on to the next project.


63. Be able to take criticism. Your actions when being criticized tell a lot about your strength in management. Whatever you do, do not be defensive. Your first reaction will be to take it personally, however, try to hold on to your emotions and stay cool. Really listen to what they have to say and don’t brush it off. If they are good points, be sure to acknowledge and address them in a professional, and even thankful, manner. If they are bad points, calmly state your objections, but ensure you will take the points into consideration. Do this without sounding sarcastic.


64. Be empathetic. When dealing with any crisis from your employees, try to put yourself in the other person’s shoes. Looking at issues from their point of view will give you more insight on how to deal with emotional type of issues that come your way.


65. Keep a cool head. Employees and customers might be irrational, show no common sense, uncooperative, mean and disrespectful. When in a difficult situation, always keep a cool head, use a calm tone, and make sure you present yourself with an understanding attitude. Let them know that you do care and will do all that you can to resolve the issue. Always treat the other person with respect no matter how absurd they may be. Say please, sir, madam, thank you, or whatever sign of respect that is proper for the moment. Do this without using a condescending tone. If this problem truly goes beyond your control or reason, then you will have to take necessary steps with the employee, or pass the customer on to upper management to try and save the account. Be sure you have full documentation on everything that has led up to this point. Just remember, grace under pressure is absolutely needed in the world of management.


66. Don’t lose your temper. When you lose your temper you lose respect. You can show that you are serious about something by being a bit more stern and direct, but never blow your top. Have an indicator of sorts to use as a reminder the moment you are ready to explode. It can be an image or object, such as a wedding ring, that is meaningful to you. That will be your reminder to stop and think about what you're going to say next. It will be your “negative reaction” alert. Also, try to stay away from using foul language. You rarely see a truly respected leader cussing.


67. Dress the part. You will build subconscious respect as a leader amongst your team when you look and dress in a professional manner. If you are uncomfortable dressing professionally, or feel embarrassed because everyone knows you as a “jean” type of person, you need to change your attitude and dress the part. You never know when there might be an upper management meeting, surprise visit by the CEO, or a visit from an important customer. You need to always be ready to represent your department, both in appearance and knowledge. You should own at least one professional business looking suit with nice shoes. Men should always wear a tie when wearing a suit. This would also be a good time to change the department’s dress code if needed, especially if your employees deal with the customer in person. People tend to work more professionally when they dress more professionally. You will most likely have to work with Human Resources regarding any dress code modifications.


68. Be on time to work and any appointments. If you show up late, then you will slowly start seeing your supervisors and staff showing up late. This is a contagious habit that you do not want others to pick up. Build respect as a leader by being on time, or better yet, a few minutes early to work and appointments.


69. Try not to leave early. It brings down morale when the boss leaves early regularly. A few times here and there is actually all right, as it gives both you and the staff some relief, but you should not be known as the manager who cuts out early most of the time.


70. Try not to call out sick. Have the reputation that you never call out sick unless you are truly ill. If you call out sick frequently, your staff will as well. Being known as the manager that always comes to work, even when they are under the weather, is a strong leadership trait.


71. When there is manual work to be done, help out. Moving a couple of chairs or boxes every now and then shows that you are a team player and do not consider yourself too good for the task.


72. Try not to gossip, be too goofy, or joke around too much. You might gain some attention or get a laugh in the short-term, but in the long-term you will start losing respect and credibility. Some joking around is all right; just don’t be the manager who acts like a clown. You don’t want people joking about you behind your back. You should also try to squash employee gossip or mean comments being said about each other. Also, if rumors get out of control, set the record straight as soon as possible. However, don’t come across too serious and unfriendly. Just because you are a manager does not mean you no longer have a personality. Pick the right times to let your guard down and tell funny stories or a joke or two. Also laugh at stories and jokes told to you. People trust a person who has both a serious, yet funny side to them. Quickly try to tap into your memory of any stories, trivial tidbits, or quick one-liners that are relevant to the conversation at hand. Don’t be shy, as part of being a manager and an effective leader is being a people person. Humor can help relieve tension and keep things into perspective. Just be careful not to come across as too sarcastic or say anything that can offend or be considered unethical.


73. Be controlled and precise in your social interactions. Protect your integrity and reputation by having the foresight regarding the ramifications on what you say and do. Be careful when making decisions or determining specific actions that might have a negative social impact.


74. Act professional, even at parties. There will be times when you attend an office party or event where drinking is involved. Keep the after work drinking to a minimum. A couple times a year is fun and exciting for all, however, a regular habit usually turns into things being said that should be confidential. A sign of a good leader is to know when to walk away with your integrity still in tack.


75. Take a break when needed. When you start feeling stressed or overwhelmed, you should take a break and walk around the building or get a glass of water. Clear your mind while getting some exercise. You do not want to take your stress out on someone else, especially when unjustified. We will discuss more about how to deal with stress in lesson 6.


76. Do what you say you are going to do as soon as possible. You start establishing yourself as a leader when you show interest in making positive or necessary changes. When you do what you said you were going to do right away, you earn immediate respect. If, however, you do not follow up on your promise, you will start losing credibility as a leader. If you cannot do it, make sure you provide a solid reason why and let them know immediately. They will at least know you tried and did not just brush it off.


77. Be emotionally stable. Frustration and stress are challenges every leader and manager must face. Take your psychological maturity to the next level by having a leadership mentality embedded in your mind. You always need to be prepared and able to deal with stressful situations that come your way.


78. Don’t be defensive. The respect you have earned, or are trying to earn, will evaporate in just moments. This is not to say that you should not debate a point or have an opinion. You should not take a suggestion you do not like, or a performance related comment, too personally. Calmly reply, without excuses, that you will look into their suggestions or performance related improvements, and will get back to them as soon as possible.


79. Never talk negatively about customers or other departments. It is so easy to complain and criticize. People are always finding faults with customers or other departments. For example, customer service will complain that the sales department makes promises they cannot keep. Even when the complaint is justified, you do not want to add fuel to the fire. You might have a lighthearted thing to say like, “Sales sure seems to pass the buck.” Just make sure to follow it up with something like, “We need sales to sell or else they will not bring income into the company.” Then follow up with letting them know that if it gets too out of hand, you will meet with the sales persons manager. You should truly have a brief discussion with this person’s manager if it gets to that point. You also have to make sure to remind your staff that without your customers, there might not be a company.


80. Never backstab anyone, ever. It will always come back to haunt you. A person who is known as a backstabber is not known as a solid leader.


81. Try being a leader outside of the work place. Leading people may not be the most natural aspect of your personality, but you can use the skills taught in this course through volunteer work, such as being a coach, or other venture. The more you practice outside of work, the better you will be inside of work.

Strategy Maps

A good strategy map should communicate everything a company is striving to achieve on a single page. If your company is made up of only five people or is an enterprise of 5,000 people first and foremost you want them to know exactly what the company is about and what it is trying to achieve. What is more, your employees want to know that your company has ambition and plans and will be around for the long haul. They want to be sure that the leaders know what they are doing and are in control. They want to work in a winning environment and want to know their jobs are secure. One of the most powerful tools in your armoury is a strategy map (that and consistently winning profitable business, the two are inextricably linked).
There are many views as to what a good strategy map should look like and what form it should take. Tesco for instance, has developed a strategy map in the form of a circle which is centred on their ‘Every little helps’ slogan and the two company principles ‘no-one tries harder for customers’ and ‘treat people how we like to be treated’. Tesco, of course, has the resources to not only spend time on developing their strategy but also developing an innovative presentation method. The latter is something that many companies cannot afford to do. There are however, several industry standard templates that can be used, not least of which is the Kaplan/Norton Balanced Scorecard approach. For more information on the Balanced Scorecard, check out the Intrafocus Guide to the Balanced Scorecard.
To make the most of a Strategy Map we would suggest one or two additions to the basic template. The basic balanced scorecard template focuses on four areas of business referred to as ‘perspectives’ these are: 1. The Financial Perspective, 2. The Customer Perspective, 3. The Internal Processes Perspective, 4. The Organisational Growth Perspective. In addition to these four perspectives there are three things that need to be highlighted, these are: 1. A Vision Statement, 2. A Mission Statement and 3. A Core Values Statement. It is true that these statements could be included within the four perspectives, but given their importance in their own right, they should be given the right level of prominence in a strategy map. So how does this all come together? The easiest way to demonstrate is through a sample strategy map template (click on map to enlarge):


There is an argument that there is a fourth element of the strategy that should be highlighted, that of the Customer Value Proposition, on balance this statement should fit easily within the customer perspective and is part of the Mission statement so the need to specifically highlight it is not imperative. Using the above template, any organisation, large or small should be able to describe what they are in business for and what they intend to achieve. For more information on strategy maps and for a selection of strategy map templates, see the documents to the right.

Strategy Map for a CEO


How many pieces of information can you deal with at any given time? It doesn’t matter if you are Bernstein or Einstein there is a limit to the number of things you can do simultaneously. We all like to think that we can multi-task and get more done. The reality is, without exception, we all work on one thing at a time. The more have on our plate, the shorter amounts of time we dedicate to any single item. This is something that every CEO needs to know. Firstly to be aware of the strain this puts on an organisation and secondly to better understand how to manage key information when it is presented.
There are three simple questions a CEO needs to ask:
  • What do I need to know?
  • Who needs to tell me?
  • How often do I need it?
Typically, a CEO will manage an organisation through a set of review meetings. The review meetings will usually take place every month. The people attending the reviews always want to tell their story. They want to be seen and heard and will inevitably go into great detail if allowed. A good CEO will manage this situation and get the balance right between receiving relevant information and allowing the presenter enough time to impress. However, these meetings take a long time and they often do not focus on the right things. What the CEO really needs is a mechanism that provides the facts in a easily digestible format that throws a focus on the things that really matter.
This is where a CEO Strategy Map really comes into its own. If created correctly, a CEO Strategy Map will consist of around twelve items separated into four major areas.This means for any given area of the business, the CEO only needs to look at a maximum of three things. A number small enough to allow full focus on every item. Better still, if the Strategy Map is part of a management system (it should be) the items listed will be coloured with a red/amber/green status. Therefore focus can be given to the areas that need it and the rest left alone.
The following diagram is an example of a Strategy Map for a telecommunications company:

Image from Intrafocus limited – example of a balanced scorecard strategy map
The key to ensuring this works is the data that resides under the Strategy Map. For every objective on the map there will be a set of measures. These measures have to be created with great care and attention. At the CEO level, each measure truly is a Key Performance Indicator (KPI) and more often than not will be derived from several other measures and presented in the form of an index. For example, the Customer Satisfaction Index is derived from a variety of both external measures (what the customer thinks) and internal measures (how well we are performing).
In this way, the CEO gets to see an amalgam of critical measures presented in a way that reflects the performance of the business as related to a set of business objectives. In larger companies or organisations there would be a top level corporate Strategy Map and several departmental Strategy Maps aligned to the corporate view.
You might have noticed the ‘trend’ arrows in the diagram above. These are vitally important. It is essential that decisions are NOT made on snap-shot information. For any anomaly the supporting tend data needs to be looked at. That is, the last few months history of the supporting measures/initiatives. In the case above it would seem obvious to look at the red item “Improve Offering Selection”. This needs to be done, but we can also see from the trend arrows that the measurements supporting the green objective “Improve Knowledge and Skills” are declining. This will almost certainly be a contributing factor to the red and amber items above it.
http://customerthink.com/