Слипачук Светлана, директор Консалтинговой группы "Стратегии и технологии", консультант по системам управления
Для начала определим, что есть что. Грейдинг (от англ. grading) — классификация, сортировка, упорядочивание. Грейдирование — это позиционирование должностей, то есть распределение их в иерархической структуре предприятия в соответствии с ценностью данной позиции для предприятия.
Очень трудно найти такой универсальный метод оплаты труда, который учитывал бы интересы и работодателя, и сотрудника. Предприятие всегда старается платить с учетом своих целей, но ровно столько, чтобы работник не уходил, а последний в свою очередь стремится получать как можно больше. Именно система грейдов позволяет «увязать» оплату труда и логику бизнеса, а также развязать узел проблем, связанных с мотивацией персонала.
Эти методы очень трудоемки. Их внедрение растягивается на период от 6 месяцев до одного года и сопровождается большим количеством документооборота и сопроводительных рекомендаций. Поэтому здесь без внешнего консультанта не обойтись.
Внедрение этой системы оплаты труда делает предприятие конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках, поскольку повышается «прозрачность» компании для инвесторов и, соответственно, увеличивается капитализация.
К тому же, введя систему грейдов, предприятие может позиционировать себя как серьезного игрока на мировом рынке труда и привлекать на работу или к сотрудничеству топ-менеджеров, а также высококлассных специалистов со всего мира.
Система грейдов оценивает все типы рабочих мест, что делает ее чрезвычайно ценным инструментом в формировании структуры оплаты труда. Критерием при оценке должностей является уровень влияния позиции должности на компанию в целом и вид воздействия на конечный результат.
Тарифные системы | Системы грейдов |
1. Построены на основе оценки профессиональных знаний, навыков и стажа работы | 1. Предусматривает более широкую линейку критериев, включающую такие показатели оценки должности, как: — управление; — коммуникации; — ответственность; — сложность работы; — самостоятельность; — цена ошибки и другие |
2. Должности выстраиваются по нарастающему принципу | 2. Грейдинг допускает пересечение частей двух близлежащих грейдов. В результате этого рабочий или мастер низшего грейда благодаря своему профессионализму может иметь более высокий должностной оклад, чем, например, специалист по охране труда, находящийся в грейде рядом стоящего высшего порядка |
3. Иерархическая структура тарифной сетки основана на минимальной зарплате, умноженной на коэффициенты (межразрядные, межотраслевые, междолжностные и межквалификационные) | 3. Структура грейдов построена только на весе должности, которая просчитывается в баллах |
4. Все должности выстраиваются по строгому нарастанию вертикали (от рабочего до управленца) | 4. Должности размещаются только по принципу важности для компании |
- Подготовка рабочей группы, изучение методики.
- Разработка документации (концепция, положение и другие).
- Оценка должностей (анкетирование, интервьюирование, беседа).
- Определение требований к должностям, уточнение факторов.
- Распределение факторов по уровням (ранжирование).
- Оценка каждого уровня.
- Оценка веса фактора.
- Расчеты количества баллов для каждой должности.
- Распределение баллов по грейдам.
- Установление должностных окладов и расчет вилок окладов.
- Воспроизведение графика и анализ результатов.
Вначале нужно определиться с общими критериями оценки должностей, которыми могут быть:
- навыки;
- знания;
- способности;
- ценность;
- сложность;
- обязанности и т. д.
Для наглядного примера возьмем виртуальную компанию с общей численностью персонала 16 человек.
Наша виртуальная компания для оценки должностей выделила следующие факторы (табл. 2):
- управление сотрудниками;
- ответственность;
- самостоятельность в работе;
- опыт работы;
- уровень специальных знаний (квалификация);
- уровень контактов;
- сложность работы;
- цена ошибки.
Уровни фактора | Описание уровня |
Фактор 1. Управление сотрудниками | |
A | Отсутствуют подчиненные, т. е. нет необходимости управлять сотрудниками |
B | Отсутствуют прямые подчиненные, периодическая координация работ других сотрудников в рамках поставленной задачи |
C | Координация действий рабочей группы (2–3 человека) |
D | Управление группой подчиненных для регулярного выполнения функциональных задач |
E | Управление подразделением: влияние, контроль, постановка задач, мотивация и лидерство. Необходимость как вертикальных, так и горизонтальных взаимодействий |
F | Руководство группой подразделений, преимущественно вертикальные властные взаимодействия |
Фактор 2. Ответственность | |
A | Ответственность только за свою работу, ответственность за финансовый результат своей деятельности отсутствует |
B | Ответственность за финансовые результаты отдельных действий под контролем непосредственного руководителя |
C | Ответственность за финансовые результаты регулярных действий в рамках функциональных обязанностей |
D | Выработка решений, влияющих на финансовый результат рабочей группы или подразделения, согласование решений с непосредственным руководителем |
E | Полная ответственность за финансовые результаты работы подразделения, за материальные ценности, организационные расходы в рамках бюджета подразделения |
F | Полная ответственность за финансовые и иные результаты целого направления работ (группы подразделений) |
Фактор 3. Самостоятельность в работе | |
A | Отсутствует необходимость в принятии самостоятельных решений, следует определенным инструкциям, полномочия ограничены, имеется постоянный контроль |
B | Принимаются стандартные решения под контролем руководителя, нестандартные ситуации решаются начальником |
C | Цели определены руководством, планирование и организация работы проводится самостоятельно, самостоятельная подготовка решений, решения принимаются руководством |
D | Формулируются только общие цели, работником проводится самостоятельная разработка методов и средств достижения целей (исходя из политики организации) |
E | Работник находится практически под самоконтролем, самостоятельно устанавливает цели и задачи, следуя стратегии организации |
F | Разработка общей политики действий группы подразделений, участие в разработке стратегии компании |
Фактор 4. Опыт работы | |
A | Опыт работы не требуется |
B | Необходим опыт работы, не обязательно в данной области |
C | Требуется специальный опыт работы в данной области от 1 до 2-х лет |
D | Требуется большой опыт работы в данной области (от 3-х лет) |
E | Требуется серьезный опыт работы не только в данной области, но и в смежных областях |
F | Кроме профессионального опыта, необходим значительный опыт практического управления большим количеством сотрудников |
Фактор 5. Уровень специальных знаний (квалификация) | |
A | Достаточно среднего или н/высшего образования, специальных знаний не требуется |
B | Необходимо высшее образование, не обязательно профильное, наличие базового уровня владения специальными методиками и технологиями |
C | Высшее профильное образование желательно, свободное владение специальными методиками и технологиями |
D | Высшее профильное образование, требуются углубленные специальные знания и базовые в смежных областях |
E | Высшее профильное образование, специальные знания в области разработок, необходимость ученой степени |
F | Высшее профильное образование и дополнительное в области управления организацией и персоналом |
Фактор 6. Уровень контактов | |
A | Общение на обычном уровне, практически отсутствуют контакты с клиентами и внешними организациями |
B | Периодические контакты с клиентами и внешними организациями под контролем непосредственного руководителя |
C | Регулярные внешние и внутренние контакты, внешние контакты на уровне исполнителей входят в функциональные обязанности |
D | Постоянные контакты с руководителями среднего уровня внешних организаций |
E | Внешние контакты на высоком должностном уровне, требующие проведения сложных переговоров, видения стратегии и политики организации. Требуются высокопрофессиональные навыки делового общения |
F | Контакты на уровне высших должностных лиц внешних организаций, наиболее важных и крупных клиентов или партнеров |
Фактор 7. Сложность работы | |
A | Однообразная работа, постоянное выполнение единичных операций |
B | Работа больше разнообразная, чем однообразная, выполнение нескольких функций, не требующих особых усилий |
C | Разнообразная работа, требующая использования элементов анализа, логических рассуждений и выбора путей решения поставленных задач |
D | Работа требует детального анализа, выбора способов решения разных проблем, координации со смежными подразделениями |
E | Работа, связанная с творческим подходом к поиску и системному анализу информации, с вычленением, постановкой и формулировкой проблем, разработкой путей решения проблем |
F | Работа, связанная со стратегическим видением развития направления работ, интеграция подходов к решению проблем разных подразделений |
Фактор 8. Цена ошибки | |
A | Ошибки влияют на собственную работу и на работу сотрудников в рамках рабочей группы |
B | Ошибки приводят к сбоям в работе сотрудников в рамках всего подразделения |
C | Ошибки могут привести к финансовым потерям в масштабе подразделения |
D | Ошибки могут привести к финансовым потерям в достаточно крупных размерах |
E | Ошибка может привести не только к крупным убыткам, но и нарушить работу ряда подразделений |
F | Ошибки могут привести к финансовым потерям в масштабе всей компании |
Шаг* между уровнями должен быть одинаковым. Количество самих уровней зависит от того, с какой точностью вы хотите провести оценку. Так, наша виртуальная компания взяла для описания факторов шесть уровней сложности. И наименовала их А, В, С, D, E, F (табл. 2).
А — 1 балл;
В — 2 балла;
С — 3 балла;
D — 4 балла;
E — 5 баллов;
F — 6 баллов.
- используйте объективные процедуры балльной оценки должности, так как субъективные искажения приведут к большим проблемам в дальнейшем. Ведь основная цель системы грейдов — сделать так, чтобы компания, с одной стороны, могла удерживать своих сотрудников, выплачивая им конкурентоспособное вознаграждение, а с другой — сохраняла эффективность своих расходов на ФОТ;
- стремитесь к гармонизации всех позиций и оценивайте их по одинаковым правилам;
- шаг между уровнями должен быть одинаковым.
Фактор оценки | Уровень соответствия фактора оценки и его вес, в баллах | Значимость фактора по 5-балльной шкале | Итоговый балл по фактору | |||||
A 1 | B 2 | C 3 | D 4 | E 5 | F 6 | |||
Управление сотрудниками | 6 | 5 | 30 | |||||
Ответственность | 6 | 5 | 30 | |||||
Самостоятельность в работе | 6 | 5 | 30 | |||||
Опыт работы | 6 | 5 | 30 | |||||
Уровень специальных знаний (квалификация) | 6 | 5 | 30 | |||||
Уровень контактов | 6 | 5 | 30 | |||||
Сложность работы | 6 | 5 | 30 | |||||
Цена ошибки | 6 | 5 | 30 | |||||
СУММАРНЫЙ БАЛЛ | 240 |
Фактор оценки | Уровень соответствия фактора оценки и его вес, в баллах | Значимость фактора по 5-балльной шкале | Итоговый балл по фактору | |||||
A 1 | B 2 | C 3 | D 4 | E 5 | F 6 | |||
Управление сотрудниками | 6 | 5 | 30 | |||||
Ответственность | 5 | 5 | 25 | |||||
Самостоятельность в работе | 6 | 5 | 30 | |||||
Опыт работы | 1 | 5 | 5 | |||||
Уровень специальных знаний (квалификация) | 6 | 5 | 30 | |||||
Уровень контактов | 6 | 5 | 30 | |||||
Сложность работы | 3 | 5 | 15 | |||||
Цена ошибки | 4 | 5 | 20 | |||||
СУММАРНЫЙ БАЛЛ | 185 |
Фактор оценки | Уровень соответствия фактора оценки и его вес, в баллах | Значимость фактора по 5-балльной шкале | Итоговый балл по фактору | |||||
A 1 | B 2 | C 3 | D 4 | E 5 | F 6 | |||
Управление сотрудниками | 1 | 2 | 2 | |||||
Ответственность | 6 | 5 | 30 | |||||
Самостоятельность в работе | 6 | 5 | 30 | |||||
Опыт работы | 4 | 3 | 12 | |||||
Уровень специальных знаний (квалификация) | 4 | 5 | 20 | |||||
Уровень контактов | 6 | 5 | 30 | |||||
Сложность работы | 6 | 5 | 30 | |||||
Цена ошибки | 6 | 5 | 30 | |||||
СУММАРНЫЙ БАЛЛ | 184 |
Обязательным условием этого этапа является использование в ходе оценки одинаковых правил расчетов по каждому фактору.
Точно так же рассчитывается суммарный балл по всем остальным должностям. Так, в нашей компании суммарный балл для других должностей будет следующим:
- уборщица — 10 баллов;
- рабочий — 36;
- секретарь — 55;
- бухгалтер-экономист — 72;
- мастер — 78;
- аналитик-контролер — 90;
- юрист — 100;
- главный инженер — 128;
- руководитель технического отдела — 134;
- начальник отдела кадров — 145 баллов.
- руководитель НR-отдела — 164;
- главный бухгалтер — 168.
Должности группируются в грейды по принципу получения приблизительно одинакового количества баллов, на основании выполняемых функций и в зависимости от степени значимости данной позиции для предприятия. В результате в каждый грейд должны попасть только близкие по полученным оценкам должности. После проделанной работы в нашей компании получилось 9 грейдов (табл. 6).
На данном этапе станет понятно, что грейды — это собранные в интервалы (балльный и окладный) должности на основании определенных аналогий (сходство по содержанию выполняемых работ и равнозначности должностей).
Теперь мы должны «наложить» на эти грейды полученные баллы. Для этого используется формально-статический метод. У нашей условной компании вся совокупность суммарных баллов разбилась на 9 интервалов (грейдов). Далее определяем границы грейдов. Баллы распределились по грейдам следующим образом:
- в 9-й грейд вошли должности, получившие в сумме от 191 до 240 баллов;
- в 8-й — от 171 до 190 баллов;
- в 7-й — от 136 до 170 баллов;
- в 6-й — от 101 до 135 баллов;
- в 5-й — от 81 до 100 баллов;
- в 4-й — от 66 до 80 баллов;
- в 3-й — от 46 до 65 баллов;
- во 2-й — от 26 до 45 баллов;
- в 1-й — от 8 до 25 баллов.
Подразделения | Персонал | |
• администрация | • управленческий | |
• бухгалтерия | • служащие | |
• служба персонала | • специалисты | |
• отдел кадров | • рабочие | |
• производство | • обслуживающий персонал |
- внутрикорпоративную политику;
- финансовое положение и потенциал компании;
- внешнеэкономическую политику.
Рынок труда анализируем для того, чтобы понять, сколько платят в среднем за аналогичную должность на других предприятиях, и на основании полученных данных принять взвешенное решение.
Но перед занесением собранных рыночных данных в таблицу необходимо согласовать их с финансовым директором компании.
Нижняя граница вилки оклада, то есть минимального должностного оклада, будет соответствовать среднему уровню рыночной стоимости должности. Но если финансовое положение компании не позволяет, тогда минимальный должностной оклад будет таким же, как и минимальный рыночный.
Затем для каждого грейда устанавливается диапазон окладов, так называемая вилка. Помните, что она определяется не для каждой должности отдельно, а для всего грейда.
Поскольку должностной оклад отражает основную ценность рабочего места, а не эффективность конкретного сотрудника, то можно «накладывать» вилку одинакового диапазона на каждый грейд.
Диапазоны задают верхний и нижний уровень. Размер диапазонов зависит от представления компании о том, каким образом эти же диапазоны поддерживают карьерный рост и другие ценности организации. Поэтому вилка, как правило, имеет постоянное значение. Названия уровней вилки и будут являться категориями профессионального роста (схема 1).
Проделав весь объем работы и завершив все этапы, можно графически изобразить полученный результат (график). Этот график объединит все должности нашей условной компании в единое целое, а также выстроит и впишет полученную иерархическую структуру в единую систему координат.
На основании этого графика можно делать различные аналитические выводы.
Данная схема объясняет иерархию должностей по содержанию работы. Каждая позиция этой структуры определяет требования к каждой должности, а также позволяет служащим определить:
- свою подчиненность;
- меру ответственности;
- потребность в развитии (подготовке кадров).
В качестве наглядного примера мы дополнительно поставили виртуальные точки № 1 и № 2.
Внимательно проанализировав, мы можем сделать вывод о том, что эти точки «выпадают» из общего коридора начисления должностных окладов.
Так, например, точка № 1 говорит о том, что требуемые этой должностью знания, полномочия, ответственность небольшие, а оплата за них определена значительная. Соответственно, эта должность переоценена по шкале должностного оклада и недооценена по балльной шкале.
Теперь рассмотрим точку № 2. Из графика видно, что здесь все с точностью до «наоборот». Этой должности мы дали большие полномочия, но оплату определили несоразмерную с нагрузкой. Следовательно, эта должность переоценена по балльной шкале и недооценена по шкале должностного оклада.
В таких случаях необходимо эти несоответствия пересмотреть и устранить повторным перерасчетом.
Но если все должности попадут в недеформированный коридор, который называется диапазоном эффективного определения должностных окладов, то ваши подсчеты были достоверны и объективны.
Проделанная рутинная работа обязательно принесет вам долгожданный результат.
- помогает управлять фондом оплаты труда (ФОТ) и делает систему начисления зарплаты гибкой;
- повышает эффективность ФОТ от 10 до 30%;
- упорядочивает дисбаланс зарплаты на предприятии. Когда принцип начисления зарплаты становится прозрачным, то сразу отпадают ленивые и бесполезные сотрудники, которые привыкли только выбивать надбавки. В то же время автоматически повышается базовый оклад тех, кто реально играет важную роль для предприятия;
- позволяет, при необходимости, быстро проводить анализ структуры как должностных окладов, так и постоянной части зарплат, а также отслеживать их динамику;
- является удобным инструментом для определения размера базового оклада новой должности;
- позволяет отслеживать уровни и подразделения, где имеются несоответствия в начислениях зарплаты;
- позволяет сравнить уровни выплат своей компании с выплатами других в одном сегменте рынка или же в пределах концерна;
- позволяет соотносить среднюю заработную плату любой должности в своей компании со среднерыночными;
- позволяет устранить существенную неэффективность работы, так как выявляет дублирование функций, неумелое руководство линейных менеджеров своими подчиненными;
- решает проблему начисления доплат за работу, выполненную по стандартам, которые являются ниже или выше должностных;
- облегчает процесс индексирования зарплат;
- позволяет определить, в какую сумму обходится предприятию должность любого уровня;
- является эффективным способом интеграции разнокалиберных подразделений холдинга в единую структуру;
- оптимизирует расстановку трудовых ресурсов.
Так, проанализировав рынок зарплат, можно сделать вывод, что их переменная часть иногда достигает 90%. Такого быть не должно. Если премия превышает постоянную часть зарплаты, то ее важность будет нивелирована, она будет играть роль «латания дыр» в системе оплаты труда.
Так выглядит структура заработной платы до введения системы грейдов (схема 2).
А все другие надбавки переменной части (бонусы, бенефиты) должны исчезнуть. Ибо они безлики и необоснованны. Чем меньше всяких доплат в переменной части, тем лучше работник понимает, что он должен сделать для того, чтобы получить переменную часть зарплаты.
Желательно, чтобы параллельно с системой грейдов вводилась новая система для начисления переменной части зарплаты. Эта методика называется КРI (Key Performance Indicators — Ключевые Показатели Эффективности), но она предназначена для расчета эффективности и результативности труда в процентах.
На сегодняшний день система грейдов и КРI — это две наилучшие системы расчетов зарплат. В паре они полностью унифицируют начисление обеих составляющих зарплаты (постоянной и переменной). Но пока в вашей компании не унифицирована система начисления переменной части, до сведения каждого работника надо довести, что премию дают не просто за выполнение функциональных обязанностей, а за качество и количество.
Чтобы работник усвоил условия, при которых начисляются премии, их должно быть не более трех:
- минимальная и средняя премии начисляются за вклад в результаты работы подразделения, а также за качество и количество выполнения и перевыполнения обязательств (планов);
- максимальная премия — за вклад в результаты работы компании и за индивидуальные рекорды суперклассным специалистам;
- особая премия, которая начисляется за рацпредложения, внедрение которых принесло компании прибыль по факту. Скажем, придумал сотрудник план улучшения системы продаж или удешевления каких-то технических затрат, разработал бренд или новый вид продукции (до чего не додумались другие) — начальство должно поощрить это в денежном выражении и пропорционально эффекту от результата внедрения проекта.