четверг, 17 февраля 2022 г.

Инфопродукты - что это?

 Инфопродукт – это знания и умения, упакованные в товар.

Давайте разбираться, какие бывают виды инфопродуктов, какую цель они преследуют и сколько можно на них заработать. Пожалуй, начну с самых простых, а закончу продуктами, доступными настоящему гуру бизнеса с огромным багажом знаний и кейсов.

Но, важно! Много можно говорить о денежной выгоде каждого продукта. И отчасти это будет правдой. Только отчасти.

Всё-таки реальную стоимость Вы ставите, не только исходя из средней цены по рынку. Но и из расчёта ценности и стоимости Вашего часа. Переводя на простой язык – “Насколько острая боль у клиента?”, “Насколько Ваши знания уникальны?” и “Насколько ценится Ваше время как эксперта?”. Так, например, две одинаковые методички по размеру в разных нишах/темах могут отличаться по стоимости в 5 раз.

Кстати, обратите внимание также на статью про инфобизнес, в ней показано, как продвигать инфопродукты, названы некоторые площадки для размещения и рассказано о способе продвижения через продюсирование.

УРОВЕНЬ “НОВИЧОК”

Здесь самые простые продукты. Так как для создания и продажи инфопродуктов Вам не потребуются годы опыта, ну может только пара бессонных ночей и несколько курсов по теме. В общем, идеальный вариант для новичка в этой сфере.

Продукт 1. Книга

Одна из множества книг по продвижению

Книга – источник практических знаний, в ней описывается и структурируется польза в выбранной теме. Упаковать инфопродукт можно двумя способами: в электронный формат и в печатный. Первый вариант объемом 12-70 страниц, второй – от 200 страниц. Книги используются в любых нишах, где практическую пользу можно выразить словами.

В них не должно быть теоретической воды, и обязательно качественная визуализация (обложка, картинки). Советую на начальном этапе лучше использовать имя известного эксперта в соавторстве. Конечно вся работа ложится на Вас, но его громкое имя вызовет большее доверие у читателей.

Бесплатное использование: электронная книга – лид-магнит и промежуточный продукт перед основным.

Платное использование: расходы на создание большие (от 50 000 руб), стоимость одного экземпляра 300-1 000 руб, но прибыль с книги (35-100 руб) Вас особо не обрадует.

Продукт 2. Методичка

Работа основателя агентства In-scale Никиты Жесткова

Методичка – это учебное издание, в простой и понятной форме отвечающее на конкретные “боли” пользователей. Построена логично и отвечает на один вопрос аудитории. По сути – абсолютная выжимка знаний, от того и размер меньше книги в пару раз. А сфера применения – везде, где можно описать пошаговую структуру достижения чего-либо.

Бесплатное использование: используется для сбора базы, в качестве лид-магнита или промежуточного продукта.

Платное использование: расходы на разработку небольшие, да и делиться с издательством не нужно. К тому же, если за книгу привыкли платить в среднем 400 рублей, то у методички нет таких предубеждений. Ориентировочная стоимость: 300 – 1000 руб/шт.

Продукт 3. Инструкция

Инструкция по продвижению в соцсети

Инструкция – учебный материал, но более узкий по сравнению с методичкой. Здесь даётся не комплексное решение проблемы, а узконаправленное, точечное. И варианты разные – это могут быть ошибки, промахи, шаблоны, схемы.

У инструкции широкая сфера применения, её можно использовать в любой теме. Поэтому пишите много инструкций и по любому вопросу. Дарите их налево и направо, доказывайте свою состоятельность и авторитетность.

Использование: за инструкцию не многие хотят платить из-за отсутствия ценности, и заработать на ней сложно. Поэтому используем только для имиджа и для сбора базы, в качестве лид-магнита или промежуточного продукта.

Продукт 4. Интеллект-карта

Умная карта по тайм-менеджменту в компании

Интеллект-карта представляет собой общую картину, вид сверху на любую проблему и её решение. Как и схемы, может подойти под любую нишу, поэтому не ленитесь и на начальном этапе вхождения в инфобиз используйте карты в качестве подарка для аудитории.

Бесплатное использование: карта – аналог инструкции. Но из-за психологии её можно продавать по совсем уж минимальной цене. Тут решать Вам. Карта рассматривается, как имиджевая составляющая в виде лид-магнита.

Платное использование: много тут не срубить. Максимум 300 руб/шт. И то, если будет очень узко-нишевая карта.

Продукт 5. Чек-лист

Чек-лист для контроля над процессом

Чек-лист – это сводная таблица с перечнем обязательных пунктов для выполнения. Может быть выполнена в любом удобном формате, например, в Excel или в Google таблице. А формат “сделаноне сделано” позволяет получить бизнес-процесс без сбоев, поэтому чек-лист удачно используется в тех сферах, где есть возможность совершения ошибок.

Использование: чек-лист можно использовать, разве что, как лид-магнит, хотя находятся некоторые умельцы, которые в интернете на нем зарабатывают.

Продукт 6. Подкаст

Записи на тему развития бизнеса от Никиты Жесткова

Подкаст – это обучающий материал (серия материалов) в формате аудио. Лучше если подкасты будут маленькие по объёму (2-7 минут), это удобно для длительной рассылки по электронной почте. Этот инфопродукт часто используются в сферах психологии, где не нужен визуальный ряд для обучения. А преимущество подкаста – экономия времени слушателя и автора и удобство для пользователей в интернете.

Использование: вообще подкаст – имиджевая составляющая, весомой прибыли она не принесёт. Разве что заработок на кофе с булочкой.

Продукт 7. Мастер-класс

Мастер класс на тему продвижения в Инстаграм

Мастер класс – это видео-урок под девизом “Смотри и делай, как я”где показывают как что-то сделать своими руками. Идеальный вариант мастер класса – это не более 90 минут работы в день. Но это далеко не предел, есть случаи и недельных масстер-классов по 8 часов. Правда это уже называется воркшопом. Но это без разницы, все равно тут а там моторика одна, отличается лишь продолжительность.

Ключевое отличие – Вы обещаете людям сразу получить результат после прохождения этого мероприятия. И люди правда кайфуют от таких мероприятий, так как все любят, когда их что-то стимулирует “делать дела”. Иначе говоря, нельзя просто смотреть, когда все что-то делают, надо и самому тоже подключаться.

Бесплатное использование: хороший способ прогреть аудиторию перед следующей продажей с молотка. Единственная проблема – нужно как-то всех заставить что-то делать. А то не будет результатов после окончания, и значит, не будет мотивации к дальнейшей покупке.

Платное использование: прибыльность данного продукта не вызывает сомнения. Но, как правило, больше 5 000 рублей за это не запросишь.

Продукт 8. Семинар

Один из семинаров Радислава Гандапаса

Семинар – занятие, проходящее в формате живого общения (тренер рассказывает и показывает, слушатели – записывают). В целом формат обучения делится на 90% чтения лектором материала и 10% его взаимодействия с аудиторией.

Семинары кайфово проводить, чтобы решить отдельную боль. Например, “Как поднять уровень тестостерона” или “Как успокоить ребёнка, когда он плачет” (а может и “Как сделать инфопродукт”). То есть то, что реально можно раскрыть буквально за 90 минут. Так и народ счастлив, и Вы особо не запарились из-за масштаба.

Бесплатное использование: этот инфопродукт в целом может принести доход, но чаще он используется или как имиджевое мероприятие, или же, подобно вебинару, – как промежуточный продукт между основным.

Платное использование: если боль очень сильная у клиента, и Вы подаёте уникальную информацию, то смело загадывайте 2 000 рублей. В обратном случае хватит 500-1 000.

Продукт 9. Аудит

Услуга компании In-scale

Аудит – это подробный анализ и оценка деятельности на основе определенных знаний. И тут можно разделить его два вида: “просто сказать, где косяк” и “реально всё досконально изучить”.

В первом случае, любой прошаренный человек легко даст своё мнение. Но в этом и кроется фишка, мнение – это не точный анализ. Во втором же случае, всё наоборот – изучается настолько досконально каждый угол, что результат приводится на языке цифр и всех сторон бизнеса.

Чаще всего используется первый вариант. Так как клиенты редко платят за глубокие анализы. Они обычно говорят так: “Что у меня плохо, я и сам знаю. Лучше скажите, что делать”.

Бесплатное использование: хороший способ познакомиться и усилить боль, или даже тыкнуть в неё носом клиента (если он её отрицает).

Платное использование: глубокий анализ, например маркетинговый, стоит в In-scale от 69 000 р. Сколько будет стоить у Вас, решайте сами.


УРОВЕНЬ “ПРОШАРЕННЫЙ”

Так сказать, следующий уровень инфобизнесмена. Создание этих, к слову, востребованных инфопродуктов уже требует определенных навыков. И не обойтись без ораторского искусства, маркетинга и опыта. К тому же затраты на создание больше, так как понадобится спецоборудование.

Продукт 1. Марафон

Марафон по достижению своих целей авторства Никиты Жесткова

Марафон – это цепочка заданий с их выполнением в конкретный срок. Моторика построена на соревновательном духе участников, победных местах и призах. Если марафон бесплатный, то длится он не более 7 дней. Если платный, то доходит до 3 месяцев (дальше уже слишком большие потери).

Важно. Отслеживайте и удаляйте токсичных участников, они могут испортить всё мероприятие и заразить негативом всю аудиторию.

Марафоны часто используют в нишах спорта и саморазвития. И они в основном проводятся в социальных сетях, так как там есть удобные инструменты: чат-боты, мессенджеры, возможность объединить подписчиков в закрытые группы.

Бесплатное использование: чаще всего марафон проводят в 2 этапа. Сначала бесплатный, а продолжение уже платное. И, как правило, именно так делаются миллионы на запусках.

Платное использование: можно пойти сразу платным вариантом. Но он должен быть максимально дешёвым (до 1000 р.). Поэтому придётся брать количеством участников. Либо оценивать как залог на светлое будущее.

Продукт 2. Игры

Одна из игр в соцсетях

Игры – это аналог марафона. Только цикл занятий идёт в игровой форме. Здесь обязательно есть тема. И главное, можно позволить себе разные развлекательные механики – всё зависит от Вашей фантазии. Так что подумайте,как создать инфопродукт интересным и полезным.

Советую при написании сценария для игры отталкиваться от всем известного сюжета, при этом сохранять логику. Это даст отличные отзывы и хорошее вовлечение в воронку продаж.

Использование: моторика продвижения такая же, как в марафоне. Либо 2-х ступенчатая: бесплатно –> платно, либо сразу дешёвое участие в расчёте на большое количество участников.

Продукт 3. Автовебинар

Так выглядит один из вебинаров по трафику

Автовебинар – запись продающего вебинара. То есть, уже из названия понятно, что это не продукт, а больше способ его продажи. Но всё равно расскажу, так как механика другая.

На таком вебинаре полностью имитируется его проведение: есть время старта, общение с участниками, появление кнопки заказа и остальное.

Правда конверсия в продажу меньше примерно на 30% по сравнению с живым вебинаром. Но плюс “автопилота” при настроенной автоворонке перекрывает снижение, так как экономится время, а ещё за счёт охвата (можно проводить хоть каждый час).

Использование: прогреваем им аудиторию, а в конце продаём. И всё это без Вашего участия.

Продукт 4. Интенсив

Интенсив на тему личного роста

Интенсив – это самые главные мысли из большого тренинга за 1-3 дня, где каждый длится по 4-8 часов. Преимущество интенсива – если у тебя уже есть какая-то база, то можно получить знания за очень короткий срок, а не сидеть неделями перед тренингом.

Но и нужно понимать, что, как правило, после интенсива всегда остаются вопросы. Всё равно невозможно закрыть за несколько дней тему, которая раскрывается за несколько месяцев.

Бесплатное использование: я видела не много случаев бесплатного интенсива. Как минимум, если человек придёт бесплатно, то не будет мотивации столько времени просидеть. Поэтому, если даже бесплатно, то пускай будет условно рублей за 200-300.

Платное использование: можно неплохо заработать на этом продукте, только учтите, брать нужно количеством или дальнейшей допродажей. Всё-таки участие выше 5 000 рублей не поднимешь. А то и вовсе рассчитывать приходится на 2 000 рублей.

Продукт 5. Обучающий курс

Курс основателя агентства In-scale

Обучающий курс – это цепочка уроков для прокачки навыков, рассчитанная на среднее по продолжительности время (5-10 дней). Проверка домашних заданий по желанию. Правда из-за укороченного времени проверять просто нечего. Народ не успевает в такой промежуток что-то сделать. А давать что-то масштабное глупо.

Из плюсов – не нужно готовить много дополнительных материалов (чек-листы и прочее), так как это курс, а не тренинг. Но из минусов, многие могут слиться, думая, что это укороченный вариант (некий аналог интенсива), и информации не хватит для полного понимания. А значит, выброшенные деньги на ветер и так далее.

Использование: курсы продаются платно. Но стоимость редко превышает 5 000 рублей (типа не полный тренинг). Единственное, можно увеличить чек за счёт вип-дня или личной консультации в наборе.

Лайфхак. Вы можете перепродавать инфопродукт ещё и в записи, только с последующим сопровождением (консультации т.п.).

Продукт 6. Тренинг

Инфопродукт от Ксении Мироновой

Тренинг – формат длительного обучения (1-5 месяцев) с непосредственным участием и вовлечением участников. Как правило, у тренинга всегда есть конечный и измеримый результат. Это и понятно, пахать столько времени просто так смысла нет. Если делать, то делать ради овчинки.

Из особенностей – нужно подготовить уйму документов к обычным обучающим дням. Всё-таки люди заплатили немаленькие деньги и требуют полного погружения в тему. К тому же, проверка домашних заданий – это так же обязательная часть, причём глубокая проверка.

При подготовке тренинга советую обратить внимание на соотношение игр и практических задач. А ещё большое внимание уделяйте активному вовлечению участников в процесс. Иначе многие не доходят до конца. А этого негатив и возможные возвраты денег.

Бесплатное использование: сейчас актуальна модель запуска через бесплатный тренинг, где в конце продаётся полноценный. То есть бесплатный решает конкретную задачу, а платный уже большую.

Платное использование: чуть ли не самые большие заработки идут через тренинги. Стоимость участия стартует от 10 000 рублей и заканчивается 500 000 (тут включены все допы, личная работа и другие плюшки).

Продукт 7. Консультация

Инфопродукт от Никиты Жесткова

Консультация – личное общение с клиентом, с прорисовкой по шагам процесса работы. Одна консультация продаёт знания разово, а вот пакет консультаций (от 4 до 10 (1-2 встречи в неделю)) необходим в проблеме с длительным решением.

Повторюсь, я не советую злоупотреблять личной работой в дальнейшем, так как стоимость часа сильно уступает стоимости часа работы в том же тренинге на 20-100-500 человек.

Лайфхак для новичков: определите точку продажи после определённых фраз и вопросов. Так как консультация – это больше подводка к большому продукту, чем реальное решение задачи (просто мало времени обычно).

Бесплатное использование: можно рассматривать как подводку к большому продукту. То есть на бесплатной консультации говорить “Что”, а не “Как”. Хотя даже если сказать “Как”, то человек не поймёт, слишком мало времени для большой задачи.

Платное использование: чтобы Вы не выглядели, как просящий, консультация должна стоить минимум 5 000 рублей. А лучше 10 000 и больше. Иначе что это за крутой специалист, который проводит консультации за 2 000 рублей?!

Продукт 8. Коучинг

Коучинг на тему личностного развития

Коучинг – это встреча эксперта с клиентом. В отличие от консультации не даёт однозначных ответов на вопрос “Как надо?”. То есть коуч вытаскивает ресурсы человека по специальной методике, и клиент сам отвечает на этот вопрос. А делится продукт на два вида:

  1. Индивидуальный. Когда общение с одним человеком;
  2. Групповой. Когда группа людей с одной проблемой.

Чтобы по-настоящему круто проводить коучинг, этому делу лучше обучиться. Всё-таки, тут Вы не просто говорите, как делать, а задаёте вопросы. А уметь их задавать хоть и кажется, что просто, на самом деле ни разу не просто. Большинство неопытных вопросов наоборот загоняют в угол или даже больше – демотивируют.

Бесплатное использование: как и в случае с консультацией.

Платное использование: обычно продаются серии коуч-сессий. За одну человеку сложно понять эффект. А сумма похожа на консультацию (5-10 и больше тысяч рублей за штуку).

Продукт 9. Консалтинг

Услуга компании In-scale

Консалтинг – это персональная работа, где Вы уже не только задаёте вопросы, как в коучинге, но и даёте все рекомендации, материалы, инструкции для внедрения. То есть Вы вместе с клиентом проходите весь путь от старта до реальных результатов. И являетесь хоть и советником, но так же полу-ответственным за итог.

Обычно своих знаний не хватает, чтобы работать комплексно. Поэтому советую собирать крепкую команду профессионалов по смежным областям. Пусть их не увидит клиент, но у Вас всегда должно быть место, где можно посоветоваться.

И да, из минусов – тяп-ляп поработать не получится. Нужно полное погружение в проект. А это значит, уже больше 4-5 проектов одновременно вести не получится. Просто не хватит личной оперативки. Хотя и времени тоже, даже при большой команде.

Бесплатное использование: никогда и ни за какие деньги. Даже с оплатой за результат. Клиент сольётся. Никто не любит делать, когда ему говорят, что именно надо, а не он решает.

Платное использование: стоимость консалтинга начинается от 50 000 рублей. И на первый взгляд дело может показаться прибыльным, но увы, это не так. Как уже сказала, больше 4-5 штук не получится вести одновременно. И к тому же, клиенты часто сливаются вначале/в середине, так как не видят эффект сразу.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Фууух…Теперь Вы знаете, что такое инфопродукты и как их много (очень-очень много). А красивые истории по типу “Сделал инфопродукт и теперь лежу на пляже, а деньги капают” – это всего лишь миф. Создание инфопродукта может отнять больше денег, чем принести (книга).

На совсем простых инфопродуктах заработать нельзя, они скорее служат для того, чтобы затраты на рекламу хоть как-то отбить или же базу собрать. Для создания и продажи инфопродуктов (более сложных) нужны огромные ресурсы, да и без дополнительных навыков и команды их не сделать.

И что печально, если Вы эксперт, то нужно понимать: у Вас есть ограниченная мощность на создание/проведение мероприятий. Поэтому по результату у Вас есть две стратегии на выбор:

  1. Продавать много мелких (недорогих) продуктов;
  2. Продавать мало и редко, но на большие чеки.

Мой совет – если Вы только начинаете, то выбирайте первый вариант. Так наработаете базу лояльных клиентов, да и прогреете их к большим чекам. А уже после, не затягивая, переходите на крупные запуски и при желании на очень-очень-очень дорогую личную работу (периодически добавляя маленькие курсы для поддержания лояльности ещё не созревших).

Светлана Васенович

https://bit.ly/3sGvtL2




Управление рисками проекта

 


ВАЛЕНТИНА КЛАВДЕЕВА


Управление рисками – необходимый элемент ведения бизнеса и принятия управленческих решений. Экономика не имеет четкого прогноза развития событий на рынке, а как выбрать из нескольких вариантов при отсутствии определенности? Для этого компании управляют рисками проекта. О том, как их выявлять, анализировать и предотвращать, читайте в статье.

Риски проекта: понятие, значение

Риски проекта – это события, которые со некоторой долей вероятности могут произойти и повлиять на результат или исполнение проекта. В понимании риска важны два фактора:

  1. Вероятность – означает как возможность наступления события, так и его отсутствие. Если риск наступления события очень высок, его просто необходимо учитывать при планировании, в этом случае такое событие принимается, как реальный факт.
  2. Влияние – не всегда риски могут негативно влиять на проект. Если влияния на цели проекта нет, такое событие нельзя расценивать как риск.

Анализ рисков проекта проводят по этим двум факторам. 

Важно! Любой проект имеет четкие ограничения: жесткие сроки, стоимость проекта и содержание, которые также можно назвать «жесткий треугольник». Риски влияют на эти ограничения, при этом невозможно изменить один параметр, не затронув остальные. Так, если сокращаются сроки проекта, возникает риск потери в качестве конечного продукта или увеличение стоимости проекта.

Управление рисками проекта представляет собой совокупность приемов и механизмов выявления событий, влияющих на проект, а также разработку мер управления и минимизации негативных рисков, которые несут угрозу бизнесу. 

Управление рисками заключается в их планировании с целью предугадать появление отрицательных событий и понизить их негативный эффект, а также повысить вероятность позитивных событий, которые предоставляют возможности для развития проекта.

Рисками управляют и руководителем проекта и рядовые сотрудники, ответственные за его реализацию. При этом на начальном этапе проекта возможности управления рисками выше.

Виды рисков: основные классификации

Существуют несколько классификаций рисков проекта.

Источник угрозы

Риски подразделяются на внешние и внутренние. Внешние – непосредственное окружение проекта – поставщики, подрядчики, кредитные и иные финансовые учреждения (в случае финансирования проекта за счет кредитных и заемных средств), государственные органы (вмешательство органов государственного регулирования), окружающая среда (стихийные и чрезвычайные события), изменение валютного курса, инфляция, изменения налоговой системы.

Внутренние риски включают возможные проблемы и трудности, с которыми может столкнуться команда в процессе реализации проекта. Например, увольнение ключевого сотрудника, введение новых технологий и приемов, превышение затрат по вине внешних партнеров, срывы графика, вынужденные простои, различные технологические риски. Вероятность болезни в связи с нынешней непростой эпидемиологической ситуацией и необходимость длительного лечения и восстановления ключевых работников также должны учитываться при планировании рисков проекта. 

В отдельную категорию можно вынести юридические и правовые факторы – например, необходимость получения лицензии, патента, внешние судебные иски, разрешения на ввоз/вывод при экспорте и таможенное оформление.

Этапы проекта 

Как известно, любой проект, независимо от целей, включает следующие этапы осуществления: 

  • разработка и дизайн, 
  • разработка требований и методов, 
  • оценка и планирование, 
  • реализация,
  • тестирование и анализ результатов. 

Риски подразделяются на три категории: 

  1. Риски неправильной оценки.
  2. Планирования.
  3. Контроля.

Выявление рисков на более ранних этапах несет меньше затрат на внесение изменений в проект и минимизирует дополнительные вовлекаемые ресурсы.

Коммуникации между командой проекта вносят свои коррективы. Их можно выделить в четвертую категорию рисков, как связующее звено между этапами реализации проекта. Процесс коммуникации важен для снижения возможных проблем в понимании и решении сложных ситуаций. Если процесс передачи информации налажен, опасность непонимания или неверного предоставления информации снижается.

Организация проекта

Сложности, связанные с ресурсами, необходимыми для реализации проекта, достаточность финансирования за счет собственных и заемных средств, зависимость от других организаций. Эти риски, как правило, неизбежны при планировании и реализации любого проекта.

Достаточность ресурсов, мотивация и заинтересованность проект-команды и руководителя в достижении целей проекта, правильная расстановка приоритетов и делегирование задач между подчиненными – факторы, влияющие на успешное и эффективное принятие управленческих решений.

Иные классификации

По сфере возникновения выделяют финансовые и страховые, коммерческие и производственные риски. 

Последствия у рисков проекта также могут быть как допустимыми, так и критическими, существенно влияющими на параметры «сроки-стоимость-содержание». Наиболее негативные последствия вызывают катастрофические риски – их действие необратимо.

Время возникновения – еще один фактор классификации рисков проекта – перспективные, текущие и ретроспективные. Первые можно предугадать, последние известны на начальном этапе планирования проекта.

Как выявлять?

Анализ рисков проекта начинается с выявления проблем, которые имеют большую вероятность возникновения. Используйте один из трех способов ниже либо их комбинацию.

Прежний опыт

Анализируйте проблемы, с которыми компания сталкивалась при реализации прошлых проектов. Если фирма постоянно срывает сроки из-за проблем с поставками по вине поставщика или с несвоевременной оплатой покупателей, есть значительная вероятность подобных рисков. Использовать данный способ можно, если существует большой накопленный опыт, база, от которой можно отталкиваться при анализе рисков проекта.

Обсуждение в команде

Команда – это люди, которые непосредственно связаны с реализацией проекта, его исполнители. Именно они знают и могут вынести на обсуждение основные проблемы, с которыми компания может столкнуться. Так, инженер-технолог сможет подсказать, какого качества сырье необходимо закупить для изготовления продукта с заданными параметрами и поможет выбрать нужного поставщика, исключив соответствующие категории риска. Данный способ применим, если команда проекта – сильный и сплоченный коллектив, обладающий необходимыми навыками и соответствующей квалификацией для оценки рисков.

Пригласить внешних экспертов

Эксперты – знатоки в определенных областях – помогут разработать и реализовать проект, если в команде проекта нет соответствующих специалистов. Например, иногда необходима консультация юриста или аудитора, оценщика или финансового консультанта. Данный способ считается универсальным, он срабатывает даже тогда, когда у компании нет опыта в планировании и реализации проектов или же он негативный, а также если в команде проекта отсутствуют сотрудники нужной квалификации.

Другие способы

При выявлении рисков можно (и нужно) использовать и иные методы – например оценку специфики поставщика/потребительского рынка, учитывать случайный человеческий фактор, возникновение форс-мажорных ситуаций и особенности географического сегмента.

Анализ рисков проекта

Анализ рисков заключается в определении причин их возникновения. Главное, выявить первостепенную, главную проблему, понять, почему она появилась. Пример: компания закупила новое оборудование из Германии, возникли простои поскольку потребовалось значительное время для отладки оборудования и запуска в работу. Причины – никто не понял, как оно работает, потому что никто не прочитал инструкцию из-за незнания немецкого языка. А изначальная проблема – не было перевода инструкции по наладке оборудования, поскольку главный технолог не запросил ее при заключении договора на поставку, понадеявшись на схожие технологии и собственные силы.

Все риски подлежат документированию. Так, необходимо создать реестр для их сбора – со временем проект усложняется, увеличивается их длительность. Без постоянного и оперативного мониторинга есть опасность что-то упустить или забыть. Риски возможно группировать по этапам реализации проекта. Так в значительной мере будет легче использовать в дальнейшем накопленный опыт управления рисками проекта и систематизировать их. 

Как работать с рисками?

Любой проект подразумевает наличие значительного количества пробоем, связанного с разными сферами деятельности. Все их отработать невозможно, однако следует сосредоточиться на наиболее важных из них. Для оценки рисков проекта необходимо:

  • оценить вероятность их возникновения;
  • определить степень влияния на проект.

Риски делятся на три группы:

  1. Низкая вероятность возникновения и некритичное влияние на результат проекта.
  2. Высокая вероятность возникновения и значительное влияние на проект и его результат определят группу рисков, которая будет привлекать внимание команды проекта и являться объектом управления.
  3. Комбинации высокой вероятности и низкой степени влияния или же низкой вероятности возникновения в совокупности со существенным влияние на проект определяют среднюю группу.

Исходя из построенной таблицы, легко понять, каким рискам необходимо уделять особое внимание. С ними необходимо работать в первую очередь, именно эта группа представляет особую опасность для реализации проекта. Даже если все они имеют незначительный характер, необходимо выявить приоритетные. Важно мониторить их состояние.

Таблицу рисков необходимо пересматривать. Как часто? Необходимо смотреть по значимости. Со временем, какие-то могут исчезнуть, на их место встать те, которые ранее были признаны незначительными.

Важно! Оценка рисков – субъективна и зависит от целей и специфики проекта. Одни и те же опасности в разных проектах могут иметь разную вероятность возникновения и степень влияния на результат.

Методы управления 

После анализа и оценки рисков необходимо разработать план по управлению ими. Для этого 

  • разработайте план с мерами, которые позволят избежать проблемы;
  • приготовьте план действий, на случай, если избежать сложностей не удалось.

Стратегии управления рисками

Выделяют четыре стратегии (метода) управления.

Принятие 

Риск-менеджер заведомо определяет вероятность возникновения риска, как 100-процентную, и планирует меры по его устранению. Эта стратегия актуальна, когда вероятность негативных последствий минимальна или последствия незначительны.

Уклонение 

Менеджер проекта старается избежать рисков и предпринимает действия, направленные на ограничение влияния внешних и внутренних факторов на результат проекта. Стратегию можно использовать, когда есть возможность с достаточной точностью предсказать возникновение риска и ее можно ликвидировать. Например, ставить четкие сроки поставок, жесткие договорные условия с поставщиками, четкие перечень работ и требования к качеству продукта.

Снижение негативного влияния

Менеджер проекта старается минимизировать негативное влияние рисков, которых не представляется возможным избежать. Эта стратегия применяется в значительной мере для рисков с высокой вероятностью возникновения и значительной степенью влияния на результат проекта.

Передача рисков

Суть стратегии заключается в передачи рисков другим исполнителям (заказчику, покупателю). Эта стратегия необходима, если компания не обладает необходимыми ресурсами для решения проблемы. Например, в команде нет экспертов по IT-технологиям или специалиста по юридическим вопросам.

Алгоритм управления рисками

Процесс управления рисками состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Выявляем риски.
  2. Проводим оценку (вероятность возникновения и степень влияния на результат проекта).
  3. Разрабатываем мероприятия (плана) по управлению.
  4. Мониторинг.
  5. Анализ результатов управления (контроль).

Предотвратить риски проще, чем исправлять ошибки

Меры предотвращения рисков являются своего рода профилактикой риск-менеджмента. Для этого требуется скорректировать обычную работу команды проекта, добавив несколько особых действий:

  1. Понимание целей проекта, постановка четких задач заказчиком. В начале проекта необходимо спрогнозировать с максимальной точностью конечный его результат. Это позволит определить с наибольшей достоверностью все риски, которым будет подвержен проект.
  2. Составление плана и документирование рейтинга рисков, соблюдение договорных обязательств и их фиксирование.
  3. Правильная оценка задач, необходимость предусмотреть возникновение случайных, форс-мажорных обстоятельств, которые также имею степень влияния на конечный результат проекта.
  4. Распределение ответственности и делегирование полномочий в команде проекта.
  5. Работа с частью рисков, которые признаны наиболее опасными для проекта. Не забывайте мониторить изменение остальных групп рисков.
  6. Максимальная проработка плана мероприятий по минимизации негативных последствий или повышения позитивного влияния.

https://bit.ly/3oWtaCu