Хотите анекдот? Трём работникам с вечера дали задание посадить 20 яблонь. На следующий день первый работник добросовестно выкопал 20 ям. А третий работник все их засыпал. Каждый из них сделал свою работу на отлично. Однако, ни одной яблони посажено не было. А всё потому, что второй работник не явился на работу и никого не предупредил.
Боитесь, что ваши сотрудники могут поступить так же? Тогда давайте разбираться.
Существуют десятки классификаций типов личности сотрудников. Ни одна из них не претендует на истину, потому что характер каждой личности уникален. Людей невозможно уместить в 6 или в 16 типов. Однако, знание психологической классификации даёт понять, что мотивирует человека или, напротив, угнетает. Это помогает выстраивать отношения с разными людьми и эффективно управлять рабочими процессами.
Из чего складывается формула психотипа человека? Какие бывают типы сотрудников в организации? Как они ведут себя на различных должностных позициях? Разбираем зоны роста и сильные стороны сотрудников в зависимости от их психологического типажа в новом материале Yva.ai.
Психологическая классификация: формула психотипа сотрудника
Швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг предложил типизировать людей согласно их личностным установкам – экстраверсия и интроверсия и по четырём функциям – логика (мышление), этика, сенсорика (ощущение) и интуитивность1.
Позднее, американский психолог Дэвид Кейрси добавил к ним ещё одну пару – рассудительность и импульсивность2. Так появились 16 типов личности. Каждый из 16 типов личности имеет свою составную формулу. В зависимости от психофизиологических качеств, которые в нём преобладают.
Рассмотрим типы сотрудников согласно психологическим особенностям личности. Сделаем акцент на деловых качествах каждого из 16 психотипов3.
Типы руководителей, коллег и подчинённых: каста аналитики
Стратег, архитектор (INTJ) – у этого типа личности высокие стандарты и требования к самому себе. Они строят отношения с людьми по принципу «уважаю – не уважаю». Потерять это уважение очень легко, а восстановить практически невозможно. Для них инновации важнее комфорта, а эффективность – важнее общения. С теми, кто думает иначе, этот тип личности может быть резким и пренебрежительным.
Логичность и непредубеждённость – два слова, которыми можно описать стратега. Он крайне негативно встречает попытки ограничить его свободу. Это не тот человек, который будет строго придерживаться правил. Если начальник не вызывает у стратега уважения, они не сработаются.
Редко кто из стратегов выбирает постоянную командную работу. Их перфекционизм и высокие стандарты позволяют им оставаться одиночными игроками. Они не выносят пустую болтовню на рабочем месте. Стратеги не склонны заводить дружеские связи на работе. Однако, в команде с надёжными и высокопрофессиональными игроками, этот тип личности сотрудников может добиться значительного успеха.
Власть нужна стратегам, чтобы продвигать собственные инновации и повышать эффективность, а не самоутверждаться. С подчинёнными они обычно на равных. Они ценят самостоятельность и предоставляют им достаточно свободы в повседневной деятельности.
Им важны детали. Стратеги будут требовать от подчинённых подробного рассказа о том, как продвигается проект. Они с лёгкостью делегируют полномочия подчинённым с развитым критическим мышлением. Тем, кто ждёт от руководителя конкретных указаний, со стратегом может быть непросто.
Учёный, логик (INTP) – это любители сложных задач. Им необходима постоянная умственная нагрузка и свобода в реализации собственных идей. Рутинные задачи и высокая коммуникативная нагрузка вгоняют учёных в стресс. Они могут быть очень эффективны в командной работе, которую всячески избегают.
Учёных раздражают коллеги с просьбами рассказать о том, как они планируют реализовывать свои идеи. Однако, в перспективе это может помочь им, не только молниеносно придумывать идеи, но и воплощать в жизнь.
В ограничивающей среде учёные могут потерять мотивацию. Руководитель такого типа сотрудников должен ставить перед ними сложные задачи, поощрять находчивость и инновационный подход. Учёные склонны откладывать неинтересные и рутинные дела. Им сложно завершать проекты.
Нередко учёные воспринимают коллег как отвлекающий от работы фактор. Люди, которые бросают им вызов, оказывают этим услугу. Это подстегивает учёных в стремлении оставаться лучшими. Глубоко в душе они нуждаются в разнообразии.
Учёным нравится руководить людьми, но они к этому не стремятся. Они стараются делегировать рутинные задачи подчинённым, чтобы сосредоточить свою энергию на создании новых идей. Руководители-учёные гибки и открыты для интересных предложений. Они требовательны и несдержанны в негативной оценке работы подчинённых. Но могут быть очень терпеливыми.
Командир (ENTJ) – это резкий тип личности. Его относят к трудному типу сотрудников. Они чувствуют себя наиболее органично в жёсткой иерархической среде. Эти люди будут до последнего отстаивать своё мнение. Они инициативны и способны на невозможное.
Командиру сложно оставаться в подчинённом положении. Руководителю требуется недюжий талант, чтобы управлять вовлечённостью и удовлетворённостью такого сотрудника. Его нужно ориентировать на высокие цели. Замедленность рабочих процессов делает командиров рассеянными. Но если этих людей вовлечь в проект, их организованности и умению расставлять приоритеты не будет равных. Им нужна объективная и рациональная критика, которая повышает эффективность.
С коллегами командир общителен. Он активно делится позитивной обратной связью, критикует, в случае несогласия. Командир любит работать с равными. Однако, эту равность требуется доказать. Некомпетентный коллега столкнётся с высокомерием и снисходительностью командира. Они способны вдохновлять и обучать других, но в этом чувствуются чрезмерность и давление.
Командиры-руководители нацелены на высокое качество и эффективную работу. Они прирождённые лидеры. Командиры эффективно распределяют роли в команде. Они отлично чувствуют слабые и сильные стороны подчинённых. Харизма и коммуникативность этого типа руководителей заставляют подчинённых воспринимать цели компании как свои собственные. Они умеют мотивировать сотрудников и повышать их моральный дух. Командиры не терпимы к ленивым и некомпетентным сотрудникам.
Полемист, спорщик (ENTP) – это не те сотрудники, которые будут выполнять «рядовую работу». Рутинные задачи явно не для них. Они ждут, что их идеи будут услышаны руководством и открыты к дискуссии и прениям с коллегами. Полемисты избегают иерархических структур.
Эти подчинённые спокойно оспаривают идеи своих руководителей. Они не выносят правил и управленческих принципов. У них острый пытливый ум, позволяющий принимать и генерировать нестандартные решения. Они ценят конструктивную критику, которая способна повысить эффективность работы. Им нужны сложные задачи и разнообразные проекты.
Их страсть к спорам и чрезмерному анализу может напрягать более практичных коллег, настроенных на решение текущих задач. Порой, в борьбе за идею, они кажутся жёсткими и бесчувственными. Однако, их эрудированность, чувство юмора и общительный характер располагают к ним коллег. Они кладовые знаний. Общение с полемистами очень информативно.
Полемисты прекрасно чувствуют себя на руководящем месте. Однако, генерация свежих идей и разработка инновационных подходов занимает их больше, чем сам процесс управления. Подчинённым полемистов остаётся только предлагать нестандартные решения и заниматься поэтапной реализацией идей руководителя.
Полемисты не стремятся к всеобщей любви. Им важно слыть уважаемым и умным руководителем. Они твердо стоят на земле и в профессиональных дебатах способны защитить не только свои идеи, но и свою команду.
Типы подчинённых, коллег и руководителей: каста дипломаты
Активист, адвокат (INFJ) – этот тип личности сотрудника должен знать, что его работа помогает и способствует личностному развитию других. Для них важно, чтобы в профессиональной среде разделяли их ценности, принципы и убеждения.
Их мотивирует смысл того, что они делают. Это творческие личности. Они крайне изобретательны. Строгая иерархия действует на активистов угнетающе. Чувствительные и независимые – эти люди ценят возможность быть услышанными.
Им важен открытый руководитель, который будет отмечать их вклад в общее дело. При этом желательно, чтобы их ценности совпадали. Они одинаково чувствительны к похвале и критике. Последняя способна глубоко ранить активистов. Строгие правила, рутинные задачи, формальные структуры действуют на них разрушительно.
Активисты прирождённые миротворцы. Они способны разрядить конфликтную ситуацию в зачаточном состоянии. Порой, хорошие отношения становятся для них важнее эффективности. Их можно отнести к интровертам.
Как руководители, они обеими руками за равные отношения. Редко пользуются своим положением. В подчинённых для них важна честность, надёжность, высокая мотивация и строгость. Они справедливы и эмпатичны. Стремятся выявлять и развивать сильные стороны своих сотрудников. Могут быть жёсткими с теми, кто нарушает морально-этические принципы.
Посредник, медиатор (INFP) – им важно видеть цель в своей работе. Они жаждут быть полезными другим людям. Это лояльные, оптимистичные и внимательные сотрудники. Они креативны и проницательны. Их мотивирует возможность помогать другим.
Они высоко ценят похвалу и благодарность и буквально зажигаются от этого. Негативное начальство, переполненный почтовый ящик и разрывающийся от постоянных звонков телефон, вгоняют посредников в стрессовое состояние. Они ценят свободу, но нуждаются во временных ограничениях и чётких указаниях.
Для них важно равенство. У посредников обострённое чувство справедливости. Они не любят конфликтов. Коллеги часто обращаются к ним за советом. Они придерживаются эмпатийного стиля общения.
Эти руководители уважают личность сотрудников. Их слабое место – ответственность. Нередко они советуются с подчинёнными не в силах самостоятельно принять решение. Они склонны поддерживать сотрудников, а не раздавать ЦУ. Посредники поощряют сотрудников в развитии их собственных идей. Им стоит развивать в себе строгость с подчинёнными и устанавливать границы.
Тренер, герой (ENFJ) – харизматичный тип личности. Это социально-активные люди, харизматики, идеалисты и творческие личности. Они незаменимы в профессиях с высокой коммуникативной нагрузкой.
Как подчинённые, они легко обучаемые, отлично справляются с многозадачностью. Трудолюбивы и ответственны. Склонны недооценивать себя и свои способности. Избегают конфликтов. Не любят критику. Имеют высокий риск выгорания.
Всегда готовы помочь коллегам. Предпочитают сотрудничество. Заботятся о комфорте всей команды. Чувствительны к чужим нуждам и отзывчивы на просьбы других людей.
Такие руководители чувствуют глубинные потребности подчинённых и строят на них мотивационную систему. Иногда они тонко манипулируют, но с подчинёнными всегда придерживаются позиции «выиграл – выиграл».
Борец, агитатор (ENFP) – для этого типа сотрудников в компании важно изучать новые идеи вместе с единомышленниками. Они не любят иерархию. К их особым качествам можно отнести креативность, душевность и отсутствие предубеждений относительно других людей. Они хорошие слушатели. Это инноваторы, которые способны вдохновлять собственным примером и повышать моральный дух команды.
Как подчинённые, агитаторы обладают хорошей адаптивностью, не выносят контроль, самостоятельны. Идеальный вариант для взаимоотношений с руководством – сотрудничество или товарищество. При таком типе взаимоотношений они будут иметь максимальную вовлечённость.
Агитаторы рассматривают коллег как друзей. Они оптимисты, которые всегда подбодрят и поддержат тех, кто испытывает трудности или находится в дурном настроении. Их конёк – мозговые штурмы. Способны выслушать и учесть все мнения. Часто бывают неформальными лидерами.
Как руководители верят во внутреннюю мотивацию сотрудников, выстраивают дружеские отношения с подчинёнными. Учитывают потребности всей команды.
Типы коллег, подчинённых и руководителей: каста хранители
Администратор, логист (ISTJ) – этот тип личности трудолюбивый и добросовестный работник. Он уважает авторитеты и выбирает компании с чёткой иерархической структурой. Администраторы строго придерживаются правил и ждут этого от других. Ответственность для них символ оказываемого доверия. Они тяжело переносят какие-либо перемены в организации, которые затрагивают их лично.
В проектах им важна чёткая инструкция. Они часто оказываются универсальными специалистами. Из-за повышенной чувствительность к критики часто страдает их гибкость. Это пунктуальные работники, серьёзно подходящие к своим обязанностям. Всегда доводят начатое до конца. В работе проявляют въедливость и дотошность.
Они спокойные и последовательные сотрудники, которые никогда не срывают сроков. Эмпатия не их конёк. Предпочитают работать в одиночку. Логисты не участвуют в разработке новых идей или плана по их внедрению, но становятся незаменимыми в процессе их реализации.
У руководителей-логистов настоящий культ ответственности. Они любители делать всё по инструкциям и того же ждут от подчинённых. Оперировать с ними можно только фактами и цифрами. Логисты требуют строгого следования плану. Для них истина важнее чувств других людей. Склонны к жёстким решениям и критике.
Защитник (ISFJ) – на этот тип сотрудников всегда можно положиться. Доброта, преданность и неравнодушие к чужим проблемам делают их незаменимыми в столкновении с неожиданными препятствиями в рабочих процессах.
Возможность помогать другим и искренняя благодарность в ответ – является мощным рычагом управления глубинной мотивации защитника. Они не из тех, кто будет хвастаться своими достижениями. Это скромные и сдержанные личности. Они пример лояльности. Это те сотрудники, которые в случае увольнения своего руководителя, уходят за ним. Чтобы не впасть в стресс при организационных переменах, им важно осознавать правильность предстоящих изменений.
Среди коллег защитники слывут альтруистами. Лучше всего они чувствуют себя в дружных и сплочённых коллективах. Это преданные и душевные коллеги. Испытывают отвращение к конфликтам. Им бывает сложно сказать «нет».
Глубоко в душе руководители-защитники не любят управлять людьми. Они предпочитают работать наравне с подчинёнными. К такому начальнику всегда можно обратиться за помощью. Он не только выслушает и даст дельный совет, но и проявит теплоту и поддержку. Защитники стараются минимизировать конфликты. С подчинёнными выстраивают дружеский формат отношений. Могут быть излишне чувствительными, что является минусом для руководителя.
Менеджер, руководитель (ESTJ) – это люди порядка. Они создают правила и следуют им. В работе стремятся к высокому уровню и того же ожидают от других. Терпеть не могут безответственных сотрудников. К их минусам относится чрезмерное упрямство и отсутствие гибкости. Они не склонны к экспериментам в работе и предпочитают проверенные способы.
Их лояльность и преданность зависит от уважения, которое они испытывают к компании и руководителю. Сотрудники психотипа менеджер выражают мнение открыто и могут быть до отвращения честны.
Они любят хорошо организованные рабочие места и процессы. Менеджеры честные и дружелюбные коллеги. Они не склонны к риску. Сложнее всего им даётся общение с теми, кто любит продвигать рисковые и неоднозначные идеи. Менеджеры положительно относятся к конструктивной критике. Они любят чувствовать себя частью команды.
Формирование эффективных команд – конёк руководителей-менеджеров. Они не выносят лень и нарушение трудовой этики. Как руководители, менеджеры требуют признания своего авторитета и следования правилам. Их ожидания всегда чётко и доступно выражены, что не оставляет подчинённым места для манёвра.
Консул (ESFJ) – этот психотип обладает высоким социальным интеллектом. Таким людям нет равных, когда надо донести и проконтролировать исполнение обязанностей другими сотрудниками. Они чувствуют себя комфортно в организациях со строгой иерархией и чётким распределениям ролей.
Консулы преданные, выносливые и трудолюбивые подчинённые. Они признают авторитет своего руководителя. Консулы негативно относятся к чрезмерной свободе и импровизации. Они отлично справляются с рутинными задачами. Это командные игроки. Бумажная работы их выжимает. Консул первым протянет руку помощи коллеге. Нетворкинг для них такой же естественный процесс, как дыхание. Им важна признательность коллег. Критика или отказ от предложенной помощи, могут ранить чувствительного консула.
Консулы-руководители ожидают от подчинённых уважения к их авторитету. И всячески подкрепляют его правилами и стандартами. Консулы не бояться брать на себя ответственность. Они получают удовольствие от управления людьми. Консулы умеют объединять людей в эффективные команды и добиваться от сотрудников высокой вовлечённости. Они не любят конфликтов и предпочитают чётко придерживаться традиционных ролей.
Типы личности сотрудников: каста искатели
Виртуоз, мастер (ISTP) – этот тип личности по жизни прагматик. Стимулом в работе для такого сотрудника является благосостояние. Он не тот человек, который будет работать за идею. Он ждёт материальной отдачи от работы. Виртуозы предпочитают работать в маленьком уютном пространстве. Для них важно доброжелательное отношение коллег.
Несмотря на природную скромность, виртуозы чувствительны к похвале. Признание заслуг и талантов мотивирует их работать эффективней. В период спада работоспособности виртуозы нуждаются во внимании и поддержке сослуживцев.
Строгие правила, формальные договорённости и безукоснительное следование плану угнетают подчинённого-виртуоза. Такие люди с трудом меняют привычки и рабочие методы под давлением руководства. Им не занимать тихого упрямства. Стратегия не является их сильной стороной. Они склонны решать тактические задачи. Умеют доводить начатое до конца.
Тихие, рациональные и сдержанные виртуозы могут быть непреднамеренно грубыми в общении с коллегами. Это обижает тонкокожих сотрудников. Всему виной спонтанность и низкий уровень эмпатии виртуозов. Сами они устойчивы к конфликтным ситуациям и способны разрядить обстановку хорошей шуткой.
Виртуоз-руководитель общается с подчинёнными так, как хотел бы, чтобы общались с ним. В почёте минимум разговоров и свободные границы. Они слабо эмоциональны и поэтому кажутся сотрудникам холодными и отстранёнными. Им не нравится разговорчивость и чрезмерная эмоциональность подчинённых. Однако, виртуоз способен внимательно выслушать сослуживца и предложить рациональное беспристрастное решение. Его деловая активность нацелена на текущую ситуацию и логику фактов.
Артист, авантюрист (ISFP) – этот тип сотрудников работает продуктивно, когда нет спешки и не нарушен привычный ритм жизни. Артист – творческая спонтанная личность. В работе им обязательно нужно пространство для манёвра. Строгое соблюдение правил, жёсткая иерархическая структура не для них. Они не выносят контроль со стороны руководства. Перед ними важно ставить конкретные цели, а в остальном давать полную свободу действий.
Артисты обожают учиться и решать проблемы. Они скромны и поэтому не торопятся предлагать свою помощь, а ждут когда их позовут. Им важно чувствовать, что их ценят.
Этот тип сотрудников предпочитает быть на равных с коллегами. Несмотря на высокие коммуникативные навыки, чрезмерная социальная активность может истощать артистов. Они терпимы к людям и дружелюбны. Чувствительны к похвале. Приоритет личных целей артистов может иногда мешать работе.
Чуткость артистов делает их внимательными и заботливыми руководителями. Во взаимоотношениях с подчинёнными они предпочитают формат сотрудничества. Руководитель этого типа прирождённый дипломат. Вопросы предпочитает решать на неофициальном уровне. Настроен на помощь тем, кто в ней нуждается.
Артисты умеют согласовать личные мотивы своих сотрудников с рабочими задачами. Они будут работать вместе с подчинёнными, засучив рукава и вдохновлять команду личным примером4.
Делец, предприниматель (ESTP) – это тип умного энергичного человека, который ценит риск. Обладает предпринимательской жилкой. Шумный, весёлый и спонтанный. Проблемы решает по мере их поступления. Люди этого психотипа высоко адаптивны.
Они ненавидят правила, что делает их проблемными подчинёнными.
У них быстрое мышление и яркая склонность к экспериментам. Рутинные задачи монотонные действия наводят на дельцов тоску. Их не пугает ситуация неопределённости. Они способны быть эффективными в кризис. Доска почёта придумана специально для такого типа личности. Ничто так не мотивирует дельцов, как выделение их среди других сотрудников.
Они могут говорить с кем угодно и о чём угодно. Умеют налаживать нужные связи. У дельцов низкая эмоциональная чувствительность. Они не постесняются обвинить коллегу в лени или некомпетентности.
Руководящая должность лучше всего подходит дельцу. Здесь он может проявить всю гибкость и отойти от привычных традиций и устоев. Они практичны и стремятся улучшить рабочие процессы. Дельцы ставят перед подчинёнными измеримые и достижимые цели. Они планомерно движутся к финишной прямой.
Это волевые личности. Дельцы умеют оценить расстановку сил. Склонны к иерархическому лидерству. Уважают пробивных подчинённых. В конфликтных ситуациях придерживаются конкурирующего стиля поведения. С подчинёнными проявляют административный контроль. В бизнесе могут быть неэтичными. Ориентированы на увеличение прибыли.
Развлекатель, конферансье (ESFP) – эти сотрудники ставят свободу и независимость выше безопасности. Поэтому легко могут уволиться, если почувствуют давление и жёсткие ограничения. Порой бывают безответственными. Подчинённые-конферансье не выносят рутинные действия и повторяющиеся типовые задачи. Могут быть эгоистичными и нетерпеливыми. Обожают перемены и новые идеи. Конферансье склонны к получению быстрых результатов.
Такие сотрудники отлично ладят с коллегами. Они знают как разрядить напряжённую обстановку. Спонтанные и находчивые конферансье с удовольствием организуют корпоративное мероприятие. Коллеги ценят их за лёгкий стиль общения и остроумность. Они способны в игривой манере создать комфортную обстановку и привлечь других сотрудников к выполнению практических задач. Конферансье незаменимы в динамичной стрессовой среде. Чувствительны к критике.
Руководитель такого психотипа ловкий манипулятор. Это вдохновляющий лидер. Он накачивает команду энергией и позитивом, которые помогают добиваться высоких результатов. Помните, знаменитого «Волка с Уолл-стрит» в исполнении Леонардо Ди Каприо?! Типичный руководитель-конферансье.
Такой начальник бесстрашно бросается в самую гущу работы и «гребёт» наравне со всеми. Он прекрасно разруливает конфликты. К нему всегда можно прийти со своим предложением или жалобой на то, что мешает в работе. Он обязательно выслушает и поддержит.