Святослав Бирюлин может назвать не меньше восьми причин, почему материальная мотивация сотрудников не работает. Как избежать управленческих ошибок?
Считается, что материальное стимулирование сотрудников (более известное, как мотивация) – эффективный управленческий инструмент воздействия на результативность компании. В России мотивация стала чем-то вроде культа – во многих компаниях не отлажены процессы, отсутствует внятный маркетинг, хромает целеполагание и управленческий учет, однако мотивация есть везде.
Популярность мотивации объясняется ее относительной простотой. Назначить сотрудникам бонусы – проще, чем, скажем, отладить процесс обработки клиентской заявки от входящего звонка до доставки товара на склад клиенту. Предпринимателям и управленцам кажется, что если правильно «замотивировать» всех участников процесса, то он наладится сам собой. И это – большая ошибка.
1. Мотивация обычно охватывает один-три аспекта работы сотрудников. Например, логисты могут получать бонусы за скорость доставки, а менеджеры по продаже – за выполнение плана по маржинальной прибыли. Но в реальности цели, стоящие перед сотрудниками, значительно шире. Важно не только быстро отвезти заказ, но сделать это эффективно с точки зрения стоимости. Важно не только выполнить текущий план по прибыли, но и развивать активную клиентскую базу, вводить в ассортимент новинки, поддерживать лояльность клиентов и так далее. «Мотивировать» же сотрудников на пять и больше целей – бессмысленно.
2. Мотивация, как правило, связана с целью. Например, те же скорость доставки или маржа. Но если процессы компании не отлажены, если работа не регламентирована, в таком случае сотрудник получает право самостоятельно выбирать способ достижения этой цели. И, как показывает практика, сотрудник всегда выбирает не самый лучший для компании способ, а самый простой для себя.
3. Практически любой значимый для компании бизнес-процесс является сложным. В нем участвует несколько человек, порой из разных отделов. И качество конечного результата (цели) зависит от каждого из участников и от согласованности работы на каждом из участков. Мотивация только одного из сотрудников, причем только на цель (результат), не может гарантировать успех на выходе.
4. Мотивация различных сотрудников в компании часто направлена на противоположные или взаимоисключающие цели. Например, директор по маркетингу заинтересован в бюджете на продвижение, а директор по продажам – в бюджете на обучение торгового персонала. Но если при этом финансовый директор «замотивирован» на сокращение издержек, задачи двух первых топ-менеджеров не будут должным образом профинансированы. Часто директорам и собственникам кажется, что, мотивируя подчиненных на противоположные цели, они создают «систему сдержек и противовесов», но это иллюзия. Такая «мотивация» не приносит ничего, кроме грызни на совещаниях.
5. Решение некоторых задач является результатом усилий нескольких топ-менеджеров. Например, повышение производительности труда зависит и от HR-директора, и от директора по производству, и от технолога... Генеральные директора обычно не знают, кому поручить такую задачу (и обязательно «замотивировать»!), и потому «ставят это в мотивацию» кому-то одному, что приводит к перекосам и конфликтам.
6. Результат работы одного сотрудника (например, менеджера по продажам) может зависеть от усилий нескольких человек (например, от закупок, производства…). Но если при этом «мотивацию» получает только один, это часто приводит к тому, что результат не достигается. Что, в свою очередь, приводит к серьезной психологической демотивации того, кто не получает свой бонус.
7. Без отлаженной системы маркетинга и внутренних процессов вы не можете ставить сотрудникам планы и задачи, будучи полностью уверенными в их реальной выполнимости. В России и СНГ принято ставить отделу продаж «амбициозные» планы (которые обычно рассчитывают как «результат прошлого года + Х%»). Целиться в луну – похвально. Но если ваша внутренняя информационная система (прежде всего, маркетинг) не позволяет вам самому не только верить в исполнимость планов, но и точно знать, что они исполнимы, то потом, когда они не будут выполнены, вы не сможете точно вычленить причину. Возможно, ваши сотрудники поработали недостаточно интенсивно, а, возможно, ваши планы были просто завышены. Обычно руководство сваливает всю вину на сотрудников. Однако можно сколько угодно наказывать и увольнять подчиненных, но это не решит поставленных перед бизнесом коммерческих задач.
8. Чувствительность различных сотрудников к материальным стимулам различна. Кого-то возможность заработать лишнюю тысячу рублей вдохновляет, кого-то (особенно, низовой персонал) оставляет равнодушным. И даже те, кого «мотивация» вдохновляет, вдохновляются по-разному. Поэтому гарантии, что система материального стимулирования позволит вам улучшить финансовые результаты компании, никакой.
Пример №1
Торговая компания. У всех менеджеров по продажам бонус за выполнение ежемесячного плана по маржинальной прибыли.
Ожидания руководства:
Рост маржинальности продаж за счет цен. Руководство надеется, что менеджеры будут бороться за высокие цены.
Рост маржинальности за счет продуктов. Руководство надеется, что менеджеры будут больше продавать дорогих товаров.
Рост продаж новинок. Руководство рассчитывает, что менеджеры будут активно предлагать клиентам новые товары.
Реальность:
Маржинальность продаж неуклонно снижается. Менеджеры объясняют это «конкуренцией» и «кризисом».
План по марже (в рублях) выполняется путем активного «впаривания» крупным клиентам в конце месяца самого ходового товара по сниженным ценам и с увеличенными отсрочками. Как следствие, склад в последнюю неделю едва справляется с работой, дебиторка растет, маржа снижается.
Новинки не продаются вообще.
Половина менеджеров по продажам регулярно не выполняет план, хотя мотивация у всех одинаковая.
Из-за отсутствия маркетинга, системного планирования и аналитики продаж часть сотрудников выполняет планы без особых усилий, а часть не может их выполнить, дажевыкладываясь до конца, что порождает крайне негативный климат в коллективе.
Пример №2
Розничная сеть и сеть общепита. У сотрудников, работающих с клиентом (официанты, продавцы кулинарии в магазинах), есть мотивация на «допродажи».
Ожидания руководства:
Рост маржинальности за счет того, что сотрудники будут предлагать более дорогие продукты (кросс-сейл).
Рост среднего чека за счет того, что клиенты будут брать больше товаров и заказывать блюд, так как их им будут предлагать сотрудники (апсейл).
Реальность:
Персонал кафе и магазинов – низкооплачиваемые сотрудники с низким уровнем жизненной мотивации как таковой. Уровень доверия к руководству и к сложным системам мотивации почти нулевой. Своей зарплатой они считают оклад, а бонус считают чем-то вроде случайного выигрыша в лотерее. Коммерческие задачи компании не решаются.
Пример №3
Производство. У сотрудников – сдельная оплата труда. На каждую операцию есть тариф.
Ожидания руководства:
Рост выработки на одного сотрудника.
Рост скорости выполнения заказов.
Реальность:
Сотрудники отказываются делать любую дополнительную работу (например, профилактику оборудования). На это тарифов нет, и рабочие называют это «бесплатной работой».
Смены стараются выбрать себе заказы «подороже», оставив невыгодные заказы другой смене. В итоге график выполнения заказов постоянно срывается.
Смены стараются выбрать интересные операции из заказов и выполнить их, оставив «полуфабрикаты» другой смене. Между сменами перманентный конфликт.
Компания платит зарплату трем нормировщикам и учетчикам, которые ежемесячно рассчитывают зарплату, учитывают операции, пересматривают расценки. Более того, в каждой бригаде есть сотрудник, который работает меньше остальных – ему необходимо время, чтобы пересчитать зарплату всей бригаде, проконтролировать «расчетчиков».
Во время майских праздников рабочие отказываются выйти на работу даже за двойные тарифы со словами «всех денег не заработаешь», несмотря на срочную необходимость.
Сама по себе материальная мотивация – нормальный и эффективный управленческий инструмент. Но у менеджмента четыре функции, а не одна – планирование, организация, мотивация и контроль. И пренебрежение тремя из них в пользу мотивации приносит значительно больше вреда, чем кажется.
Управление компанией только через мотивацию означает фактическую передачу контроля над бизнесом в руки исполнителей. При этом исполнителей обычно волнуют не долгосрочные цели бизнеса, в котором они не собираются работать вечно, а собственные цели. Это означает, что к поставленным целям (и своим бонусам) они будут стремиться прийти кратчайшим, но необязательно самым эффективным путем. В условиях отсутствия планирования, организации процессов, стандартов и регламентов материальная мотивация может принести мощный разрушительный эффект.
Книга Роберта Маурера «Шаг за шагом к достижению цели» — это не сборник готовых бизнес-советов, а скорее полезная методика решения трудных задач и возникших проблем. Метод, о котором в книге рассказано с приятной подробностью, называется «кайдзен». С помощью метода кайдзен или скорее «философии кайдзен» автор предлагает нам по-новому взглянуть на самые сложные и порой невыполнимые задачи; и решить их: последовательно и непринужденно.
Книга насыщена примерами, скорее жизненными чем деловыми, но именно близость рассматриваемых трудностей облегчает понимание метода и гарантирует легкость прочтения описанного с точки зрения психологии материала.
Прочитав книгу, вы поймете причину, по которой ваш мозг впадает в ступор каждый раз, когда необходимо решить важную задачу; научитесь правильно управлять своим сознанием и стимулировать его на создание решений; сможете использовать инструменты кайдзен для правильного управления и мотивации персонала; найдете ключ к повышению собственной мотивации и личной эффективности.
Книгу читать легко и вы осилите ее менее чем за неделю. Возможно, описанный метод кайдзен покажется вам слишком демократичным, слишком простым или слишком размеренным. Возможно, вы привыкли работать и функционировать в более агрессивной среде и более радикально подходить к решению проблем. Но одно могу сказать точно, книга расширит ваш кругозор и реально научит подходить к сложным вопросам с воодушевлением. И однажды, когда вы столкнетесь с по-настоящему трудной задачей — знание метода кайдзен поможет вам решить ее непринужденно.
После прочтения книги вы заметите, как начнете думать немного иначе: шире и спокойнее. А главное, изложенный материал так прочно уляжется в голове, что практически в автоматическом режиме вы будете задавать себе вопросы по методу «кайдзен».
Что такое кайдзен?
Метод «кайдзен» — это философия, смысл которой в постоянном совершенствовании на всех уровнях. Практика кайдзен основана на совершении маленьких, постепенных, но регулярных шагов к достижению цели: будь это повышение прибыли, производительности компании, продукта или личной эффективности.
На сегодняшний момент метод «кайдзен» применяется не только в психологии, но и используется многими мировыми компаниями в качестве проверенного и эффективного инструмента в управлении инновациями, контроле за производством и работе с потребителями. Метод учит разбивать сложную задачу на маленькие шаги, задавать правильные маленькие вопросы, эффективно использовать маленькие награды и учиться на маленьких моментах.
А вы знали, что по методу «кайдзен»…?
Делимся самыми интересными мыслями из книги:
Каждый из нас способен решать задачи любой сложности, необходимо только найти правильный вопрос. Сложные глобальные вопросы блокируют работу мозга и вводят его в состояние внутренней защиты от страха. Для того, чтобы избежать такого ступора, начните с малого и просто спросите себя: «Какой один маленький шаг мне необходимо совершить, чтобы стать ближе к решению задачи?» Наш мозг по-настоящему любит маленькие вопросы, не вызывающие страх, и он начнет воспроизводить ответы.
Решения не всегда приходят мгновенно. Большинству из нас требуется время на обработку вопросов и информации. Задавайте себе один и тот же вопрос каждый день, записывайте каждый раз ответы и вы увидите, что через несколько дней, ответы будут все более четкими, разнообразными и интересными.
Нагладный пример правильных маленьких вопросов для решения бизнес-задач. Вопрос «Что необходимо сделать, чтобы стать лидером рынка?» скорее всего не даст взрыва новых идей; а вот вопрос «Можете ли вы предложить один маленький шаг, который помог бы усовершенствовать производственный процесс или наш продукт?» поможет сразу обнаружить слабые места и начать работу по их улучшению.
Организовать интернет-магазин и получать прибыль с продаж в 2021 году можно, не только совершая оптовые закупки, имея склад (не дай бог, арендованный) и канитель с бесконечными отправками посылок. Вам кажется это невозможным? А ведь это один из распространенных форматов многих интернет-магазинов, который называется дропшиппинг. Поговорим о нем подробнее.
Что такое дропшиппинг простыми словами
Dropshipping – прямая поставка (перевод с английского).
Дропшиппинг – это вид торговли online, при котором интернет-магазин (дропшиппер) выступает посредником между поставщиком и покупателем. Дропшиппер оформляет заказ и принимает оплату от клиента, передает поставщику, а последний отправляет товар покупателю напрямую (чаще анонимно). Один из крупнейших дропшипперов – известный сайт AliExpress (Китай).
Такая модель торговли подходит тем, у кого нет большого стартового капитала для приобретения товара, организации на складе или просто не хочет рисковать своими деньгами. Задача посредника – найти покупателя по любым доступным каналам (свой интернет-магазин, реклама, соцсети) и продать чужой продукт онлайн с наценкой.
Как работает дропшиппинг
Принцип дропшиппинга – посредничество между клиентом и поставщиком. Последние не менее заинтересованы в увеличении продаж, поэтому часто дают своим представителям целый пакет материалов по продуктам для публикации в Сети: фото, текстовые описания, видео.
Интеграция с CMS поставщика позволяет в реальном времени получать данные об актуальной стоимости, наличии товаров, что очень удобно, если продажи осуществляются онлайн.
Как формируются расходы и доходы
Расходов у магазина на дропшиппинге практически нет. Он принимает оплату от покупателя и передает заказ с деньгами поставщику. Прибыль посредника – разница между ценой закупки товара у поставщика (чаще оптовой или партнерской) и ценой, которую платит клиент. Второй вариант – фиксированное вознаграждение.
Логистика и платежные системы
Логистика – головная боль поставщика. Дропшиппер в большинстве случаев не взаимодействует с товаром: не закупает, не хранит, не упаковывает посылки, не отправляет их.
Покупки у дропшипперов предполагают полную предоплату. На таком интернет-магазине нельзя купить товар наложенным платежом. Принимать оплату на сайте можно любыми удобными способами. Чаще это карты международных платежных систем Visa и Mastercard. Входят в оборот карты платежной системы Мир (Россия).
Отличие дропшиппинга от классической торговли
Главная разница между классическим интернет- или оффлайн-магазином и дропшиппинговой компанией в том, где находится товар.
Обычный интернет-магазин закупает товар и оставляет его у себя.
Дропшиппинг предполагает, что магазин не имеет своего хранилища, ничего не закупает заранее. Иногда возможен выкуп оплаченных товаров у поставщика, чтобы отправить покупателю от имени магазина.
Преимущества и недостатки дропшиппинга
На первый взгляд, дропшиппинг – хорошая модель бизнеса для тех, кто желает открыть точку продаж в Интернете и зарабатывать с первого дня. Но при ближайшем рассмотрении она имеет минусы и плюсы. Начнем с положительных моментов.
Преимущества
Быстрый, легкий старт. Запустить стартап проще всего, когда не нужно взаимодействовать с товаром напрямую. Дропшиппинг позволяет работать без ИП, не беспокоясь о содержании складского помещения, фасовке, отгрузке заказов, их отслеживании, ведении бухучета. Нужно только искать новых клиентов и уметь продавать.
Минимум капитальных издержек. Это один из главных плюсов дропшиппинга, поскольку формирование каталога на сайте не требует закупок, а также серьезных капитальных вложений. Для традиционного формата инвестиции могут составлять сотни тысяч, а порой миллионы рублей в зависимости от того, чем торгует компания.
Низкие накладные расходы. На начальном этапе для организации интернет-магазина нужен только ПК либо ноутбук с доступом в Интернет. Многие работают из дома.
Большой выбор товаров. Ассортимент сайта – все, что предлагает производитель, а иногда несколько поставщиков. Нет ограничений по закупленному товару.
Легкость масштабирования. Обычный интернет-магазин при увеличении масштабов компании вдвое предполагает выполнение вдвое больше функций. При дропшиппинге с ростом оборотов магазин продолжает функционировать в том же ритме, поскольку практически вся работа с заказами лежит на плечах партнеров.
Неограниченный рынок продаж. Искать покупателей можно по всей стране. Большое число поставщиков позволяет осуществлять продажи оптом и без ограничения по рассылке заказов в регионы.
Отсутствие привязки к одному месту. Управлять торговлей можно отовсюду, где есть доступ к Интернету. Главное, сотрудничать с поставщиками и держать связь с покупателями.
Недостатки
Низкая маржа. Это самый большой минус компаний, работающих по дропшиппингу. В условиях высокой конкуренции доход зависит от объемов продаж. Вначале, когда клиентов еще мало, обороты небольшие, выручка может оказаться сильно меньше, чем ожидалось.
Невозможность полностью контролировать бизнес. Успех, репутация и заработок во многом зависят от добросовестности и качества логистики партнеров.
Риск ошибок со стороны поставщика. В процессе формирования и отправки заказов, как правило, поставщики могут допускать ошибки. Претензии со стороны пользователей придется принимать интернет-магазину.
Отсутствие данных о наличии товаров. Поставщики обычно работают с несколькими представителями, их складские запасы постоянно меняются. Без интеграции с CRM практически невозможно получать актуальную информацию об остатках.
Удорожание доставки. Если покупатель заказывает несколько товаров на сайте и попадает на разных поставщиков, то доставку он получит от различных отправителей. Мало кому захочется оплачивать каждую.
Дропшиппинг: как начать работать без вложений
Что такое дропшиппинг, какие у него плюсы, возможные риски, мы уже выяснили, теперь разберем пошагово алгоритм начала деятельности дропшиппинговой компании.
Изучаем рынок
Перед запуском бизнеса, связанного с торговлей, нужно в первую очередь:
изучить, что интересует потенциальную аудиторию;
понять, кто конкуренты;
обрисовать первые шаги, которые станут фундаментом успешного бизнеса в перспективе.
Оптимально делать акцент на востребованных позициях, которые гарантированно будут покупать. Узкие ниши лучше оставить на потом.
Деятельность конкурентов тоже немаловажна. Нужно использовать информацию о них, чтобы сделать удобнее сайт, предложить популярный товар, которого нет у других, добавить фотографии, сделать лучший дизайн, предложить скидку, в общем, применять различные темы и идеи. Цель – выделиться, стать круче.
Выбираем товар и нишу
Верный выбор ниши – залог успешности компании. Товары стоит выбирать так, чтобы заказать их было предельно просто. Оптимально продавать штучные продукты для широкой аудитории, которые пользуются активным спросом.
Чтобы не ошибиться на этом этапе, нужно ориентироваться в трендах.
Пример: популярные игрушки-антистрессы Pop-It, Simple Dimple. В связи с увеличением спроса, продавать их стали практически везде.
Лучше исключить товары:
требующие сертификации;
крупногабаритные;
сезонные;
портящиеся;
с большим выбором цветов/размеров;
дорогие;
эксклюзивные;
брендовые.
Можно начать с детских игрушек, умных гаджетов, аксессуаров, часов, украшений, гигиенических средств, косметики, бытовой химии, товаров для дома, одежды «оверсайз» или подобных. Остается посмотреть популярность товара в Яндекс Вордстат и Google Трендах.
Выбираем тип торговой площадки
В качестве торговой площадки подойдет:
собственный сайт – наиболее предпочтительный тип площадки для интернет-продаж, особенно с перспективой развития, однако требует расходов на создание, продвижение в Интернете;
паблик в соцсети – вы сможете продавать и продвигать товары от своего имени или предлагать клиентам совместные покупки, это бесплатно, в отличие от сайта;
сервис интернет-магазина – для использования интернет-магазина достаточно зарегистрироваться, выбрать, оплатить нужный тариф;
торговые сервисы – специальные платформы, где есть возможность создать собственный мини-магазин, принимать оплату, собирать контакты (электронную почту, телефон), общаться с клиентами; среди примеров знаменитые ebay, aliexpress, bonanza.
Выбор того или иного типа торговой площадки зависит от того, что будет продаваться, широты ассортимента, целевой аудитории, готовности к начальным расходам.
Выбираем тип источников трафика
При выборе источника трафика обязательно нужно сообщить потенциальным покупателям о себе.
Это можно сделать с помощью:
социальных сетей – главное, чтобы подписчики группы и те, кто собираются подписаться, были настоящей ЦА, а товар входил в категорию их интересов, тогда продажи можно получить очень быстро;
поисковых систем – подходит для долгосрочного продвижения собственных сайтов, привлечения потенциальных покупателей путем публикации полезных статей на страницы, актуальных новостей, рейтингов, обзоров;
рекламных сетей – контекстная, тизерная, таргетированная реклама позволяет получить целевой трафик, но результат не всегда радует с первого раза, требует крупных затрат, проработки маркетинга;
торговых площадок – люди приходят на такие площадки за конкретными покупками, поэтому трафик здесь самый горячий, но и конкуренция очень высокая.
Выбираем поставщика
Хороший поставщик – 90% успеха интернет-магазина. Чтобы убедиться в качестве работы, добросовестности будущего надежного партнера, нужно обратить внимание на ряд моментов перед началом сотрудничества. Итак, инструкция, чтобы проверить поставщика.
Легальность. По данным ИНН, ОГРН с помощью открытых баз в Интернете можно установить, действительно ли существует компания с такими реквизитами, узнать форму собственности, ФИО владельца, чтобы исключить вероятность сотрудничества с мошенником.
Юридическая чистота. С помощью картотеки арбитражных дел можно узнать, участвовала ли компания в судебных разбирательствах, по каким поводам.
Подписание договора. Сотрудничество дропшиппера и производителя должно быть подкреплено договором. Начинать работу можно только после его подписания обеими сторонами.
Финансы. Расчет маржи или партнерской комиссии должен быть предельно прозрачным без скрытых взносов, процентов.
Оперативность обратной связи. В работе дропшиппера важно получать быстрые ответы от поставщика. Если менеджер или поддержка компании подолгу не выходит на связь на этапе знакомства и не отвечает на вопросы, значит, обработка и оформление заказов будет происходить с такой же скоростью.
Обновление остатков товара. Чем чаще обновляются остатки, тем меньше шансов, что клиент оплатит товар, который отсутствует у поставщика.
Способы доставки. Желательно, чтобы производитель отправлял товары разными способами, чтобы клиенты могли выбирать более удобные адреса терминалов.
Работа с браком. Важно знать, на каких условиях происходит возврат или замена бракованного товара, кто решает подобные проблемы.
Анализируем конкурентов
Дропшиппинг популярен, понятно, что конкуренция среди таких компаний очень высокая. Чтобы выделиться на фоне десятков подобных интернет-магазинов, нужно иметь четкое представление об основных игроках на рынке.
Определяем конкурентов. Это прежде всего лидеры рынка в выбранной нише на популярных площадках.
Анализируем списки товаров. Здесь нужно выделить основные продукты, оценить качество фото и описаний, определить, какая коммерческая копия. Важно понять, есть ли возможность представить продукцию лучше, привлекательнее.
Читаем отзывы. Имеют значение комментарии по продаваемым товарам. Необходимо выяснить, что интересно потребителям, а на что они жалуются.
Всё это поможет улучшить предложение и затем обойти соперников.
Автоматизируем процесс
Для удобства управления можно пользоваться спец. программами и сервисами. С их помощью удается упростить выполнение рутинных задач. Например, можно настроить уведомление о заказах и вести автоматическую отправку запроса партнеру.
Отслеживаем доставку
Несмотря на то, что при дропшиппинге за отправку заказов отвечает поставщик, отслеживать доставку все же необходимо. Именно это позволяет быть в курсе перемещения заказов, контролировать их получение клиентами в срок, быть готовым к возможным действиям покупателей в случае задержек.
Поставщики для интернет-магазина
Начинающему предпринимателю при поиске поставщиков в рамках дропшиппинга лучше начать с компаний, которые готовы на подобное партнерство и открыто предлагают сотрудничество. Списки таких организаций можно найти самостоятельно, но мы решили облегчить эту задачу и привести два перечня: иностранные (в том числе китайские) и российские поставщики.
Торговые компании практикуют 3 следующие распространенные модели сотрудничества с поставщиками:
Пополнение своего склада.
Покупка товаров под заказ.
Комбинированная модель: свой склад и выкуп под заказ.
Далее рассмотрим каждую схему более подробно.
Пополнение своего склада
В рознице это самая распространенная модель. Продавец заранее делает закупку у поставщиков согласно выбранной нише и поддерживает запасы собственного хранилища на среднем уровне в течение всего периода работы. Заказы отгружает из наличия, самостоятельно формирует упаковку посылки и организует доставку.
уверенность, что клиенты получают качественные продукты;
минимальные сроки доставки;
быстрый оборот финансовых средств;
лояльность покупателей.
существенные вложения на старте;
необходимость иметь свое помещение для базы или арендовать его, оплачивать коммунальные услуги, что повышает издержки;
риск ошибиться в выборе товаров и даже ниши.
По такой модели работают преимущественно классические оффлайн- и интернет-магазины.
Покупка товаров под заказ
Это классическая схема работы, когда интернет-магазин фактически выступает посредником между покупателем и поставщиком, не неся существенных затрат. Дропшиппер закупает товар каких-то брендов под уже оформленный (а иногда и оплаченный) клиентом заказ.
Преимущества работы под заказ
Из недостатков
исключает возможность потерять деньги из-за неверно выбранной ниши или резко упавшего спроса;
не требует капитальных инвестиций в дебюте и наличия помещений для организации хранилища;
позволяет предоставлять клиентам огромный выбор товаров на сайте.
лояльность снижается из-за увеличения сроков доставки;
сложно контролировать качество товара;
не всегда удается своевременно получать информацию об изменении количества остатков у поставщиков;
репутация интернет-магазина может пострадать из-за ошибок поставщиков.
Эта схема идеальна для стартапов за счет минимальных начальных вложений в бизнес.
Комбинированная модель: свой склад и приобретение под заказ
Объединяет две предыдущие модели и позволяет снизить некоторые риски интернет-магазина. Предполагается наличие небольшого склада популярных товаров, который регулярно пополняется для организации оперативной доставки. Другие продукты продавец закупает у поставщиков по мере поступления заказов.
Плюсы комбинированной схемы
Минусов в этой съеме гораздо меньше, чем в других
минимальная складская площадь, небольшие товары можно хранить даже дома;
возможность иметь под рукой и быстро отправлять клиентам популярные позиции;
практически исключена возможность образования «мертвых» (невостребованных) складских запасов.
зависимость от поставщика есть, но она незначительная;
информацию об остатках у поставщиков не всегда удается получать вовремя, особенно, когда речь идет о редких товарах.
Комбинированная модель является оптимальной для начинающих интернет-магазинов, которые хотят быстро заработать лояльность и не боятся незначительных инвестиций.
Как работать сразу с несколькими поставщиками
Самая серьезная проблема дропшиппера при сотрудничестве с несколькими поставщиками – когда у покупателя в заказе несколько продуктов от разных поставщиков. Еще хуже, когда эти поставщики работают с разными службами доставки или находятся в разных регионах. Таким образом, покупателю приходится пройти целый квест, чтобы получить весь заказ, ведь товары приходят в различные отделения, а оплачивать приходится каждую бандероль отдельно. Все это сильно снижает лояльность клиентов и повышает вероятность отказа от покупки на таких условиях.
Что может сделать компания, чтобы минимизировать риски:
Не скрывать реальные условия доставки, а прописать их на сайте. Это повысит опасность того, что покупатель уйдет, не сделав заказ, но зато он не будет обманут. Так честно.
Подбирать поставщиков, которые работают с популярными службами доставки и отображать эту информацию в электронной карте заказа.
Компенсировать неудобства покупателя, оплатив часть суммы доставки.
Работать с одним поставщиком, который предлагает наиболее широкий выбор продукции.
Взять на себя функцию приема, переформирования и отправки посылок клиентам, однако такую схему уже сложно назвать дропшиппингом.
Делегировать функцию приема, переформирования и отправки посылок одному из партнеров. В этом случае придется решать проблему удорожания заказов.
Любой из этих вариантов предполагает компромисс, и чаще дополнительные издержки ложатся на дропшиппера.
Подходит ли вам дропшиппинг
Разберемся, в каких случаях можно начинать работать по дропшиппингу:
нет помещения под склад и офис, нет возможности взять их в аренду и содержать;
нет опыта и желания заниматься логистикой;
нет уверенности в том, что «бизнес пойдет», и желания вкладывать деньги;
действующий интернет-магазин хочет расширить предложение без дополнительных вложений;
найден способ выгодно продавать штучные высококачественные или, наоборот, трендовые продукты;
производитель объединяется с профи в области продаж.
Во всех этих случаях дропшиппинг станет хорошим и взаимовыгодным решением. Но есть исключения.
Дропшиппинг категорически не подходит тем, кто:
привык полностью контролировать ситуацию;
придерживается принципа «хочешь сделать хорошо – сделай это сам»;
стремится перейти к собственному производству.
Если любой из перечисленных маркеров относится к вам, серьезно подумайте, прежде чем начинать бизнес по дропшиппингу.
Заключение
Несмотря на массу положительных сторон, дропшиппинг нельзя назвать идеальным вариантом построения бизнеса в сфере продаж. Наряду с внушительным перечнем преимуществ схема предполагает также ряд сложностей и ограничений для продавца.
Тем не менее, интернет-магазин или сайты по дропшиппингу могут стать хорошим началом для начинающих предпринимателей, которые еще незнакомы с политикой розничных продаж изнутри. Им выгоднее работать без финансовых рисков, не связывая себя большими капитальными инвестициями. Для таких стартапов дропшиппинг – реальная возможность получать прибыль буквально с первого месяца.