среда, 2 ноября 2022 г.

Типы личности сотрудников: как найти подход к каждому из них

 


Хотите анекдот? Трём работникам с вечера дали задание посадить 20 яблонь. На следующий день первый работник добросовестно выкопал 20 ям. А третий работник все их засыпал. Каждый из них сделал свою работу на отлично. Однако, ни одной яблони посажено не было. А всё потому, что второй работник не явился на работу и никого не предупредил.

 

Боитесь, что ваши сотрудники могут поступить так же? Тогда давайте разбираться.

 

Существуют десятки классификаций типов личности сотрудников. Ни одна из них не претендует на истину, потому что характер каждой личности уникален. Людей невозможно уместить в 6 или в 16 типов. Однако, знание психологической классификации даёт понять, что мотивирует человека или, напротив, угнетает. Это помогает выстраивать отношения с разными людьми и эффективно управлять рабочими процессами. 

 

Из чего складывается формула психотипа человека? Какие бывают типы сотрудников в организации? Как они ведут себя на различных должностных позициях? Разбираем зоны роста и сильные стороны сотрудников в зависимости от их психологического типажа в новом материале Yva.ai.

 

Психологическая классификация: формула психотипа сотрудника

 

Швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг предложил типизировать людей согласно их личностным установкам – экстраверсия и интроверсия и по четырём функциям – логика (мышление), этика, сенсорика (ощущение) и интуитивность1

 

Позднее, американский психолог Дэвид Кейрси добавил к ним ещё одну пару – рассудительность и импульсивность2. Так появились 16 типов личности. Каждый из 16 типов личности имеет свою составную формулу. В зависимости от психофизиологических качеств, которые в нём преобладают. 


Рассмотрим типы сотрудников согласно психологическим особенностям личности. Сделаем акцент на деловых качествах каждого из 16 психотипов3

 

Типы руководителей, коллег и подчинённых: каста аналитики

 

Стратег, архитектор (INTJ) – у этого типа личности высокие стандарты и требования к самому себе. Они строят отношения с людьми по принципу «уважаю – не уважаю». Потерять это уважение очень легко, а восстановить практически невозможно. Для них инновации важнее комфорта, а эффективность – важнее общения. С теми, кто думает иначе, этот тип личности может быть резким и пренебрежительным. 

 

Логичность и непредубеждённость – два слова, которыми можно описать стратега. Он крайне негативно встречает попытки ограничить его свободу. Это не тот человек, который будет строго придерживаться правил. Если начальник не вызывает у стратега уважения, они не сработаются. 

 

Редко кто из стратегов выбирает постоянную командную работу. Их перфекционизм и высокие стандарты позволяют им оставаться одиночными игроками. Они не выносят пустую болтовню на рабочем месте. Стратеги не склонны заводить дружеские связи на работе. Однако, в команде с надёжными и высокопрофессиональными игроками, этот тип личности сотрудников может добиться значительного успеха.

 

Власть нужна стратегам, чтобы продвигать собственные инновации и повышать эффективность, а не самоутверждаться. С подчинёнными они обычно на равных. Они ценят самостоятельность и предоставляют им достаточно свободы в повседневной деятельности. 

 

Им важны детали. Стратеги будут требовать от подчинённых подробного рассказа о том, как продвигается проект. Они с лёгкостью делегируют полномочия подчинённым с развитым критическим мышлением. Тем, кто ждёт от руководителя конкретных указаний, со стратегом может быть непросто.

 

Учёный, логик (INTP) – это любители сложных задач. Им необходима постоянная умственная нагрузка и свобода в реализации собственных идей. Рутинные задачи и высокая коммуникативная нагрузка вгоняют учёных в стресс. Они могут быть очень эффективны в командной работе, которую всячески избегают.

 

Учёных раздражают коллеги с просьбами рассказать о том, как они планируют реализовывать свои идеи. Однако, в перспективе это может помочь им, не только молниеносно придумывать идеи, но и воплощать в жизнь.

 

В ограничивающей среде учёные могут потерять мотивацию. Руководитель такого типа сотрудников должен ставить перед ними сложные задачи, поощрять находчивость и инновационный подход. Учёные склонны откладывать неинтересные и рутинные дела. Им сложно завершать проекты.

 

Нередко учёные воспринимают коллег как отвлекающий от работы фактор. Люди, которые бросают им вызов, оказывают этим услугу. Это подстегивает учёных в стремлении оставаться лучшими. Глубоко в душе они нуждаются в разнообразии.

 

Учёным нравится руководить людьми, но они к этому не стремятся. Они стараются делегировать рутинные задачи подчинённым, чтобы сосредоточить свою энергию на создании новых идей. Руководители-учёные гибки и открыты для интересных предложений. Они требовательны и несдержанны в негативной оценке работы подчинённых. Но могут быть очень терпеливыми.

 

Командир (ENTJ) – это резкий тип личности. Его относят к трудному типу сотрудников. Они чувствуют себя наиболее органично в жёсткой иерархической среде. Эти люди будут до последнего отстаивать своё мнение. Они инициативны и способны на невозможное. 

 

Командиру сложно оставаться в подчинённом положении. Руководителю требуется недюжий талант, чтобы управлять вовлечённостью и удовлетворённостью такого сотрудника. Его нужно ориентировать на высокие цели. Замедленность рабочих процессов делает командиров рассеянными. Но если этих людей вовлечь в проект, их организованности и умению расставлять приоритеты не будет равных. Им нужна объективная и рациональная критика, которая повышает эффективность.

 

С коллегами командир общителен. Он активно делится позитивной обратной связью, критикует, в случае несогласия. Командир любит работать с равными. Однако, эту равность требуется доказать. Некомпетентный коллега столкнётся с высокомерием и снисходительностью командира. Они способны вдохновлять и обучать других, но в этом чувствуются чрезмерность и давление.

 

Командиры-руководители нацелены на высокое качество и эффективную работу. Они прирождённые лидеры. Командиры эффективно распределяют роли в команде. Они отлично чувствуют слабые и сильные стороны подчинённых. Харизма и коммуникативность этого типа руководителей заставляют подчинённых воспринимать цели компании как свои собственные. Они умеют мотивировать сотрудников и повышать их моральный дух. Командиры не терпимы к ленивым и некомпетентным сотрудникам.

 

Полемист, спорщик (ENTP) – это не те сотрудники, которые будут выполнять «рядовую работу». Рутинные задачи явно не для них. Они ждут, что их идеи будут услышаны руководством и открыты к дискуссии и прениям с коллегами. Полемисты избегают иерархических структур. 

 

Эти подчинённые спокойно оспаривают идеи своих руководителей. Они не выносят правил и управленческих принципов. У них острый пытливый ум, позволяющий принимать и генерировать нестандартные решения. Они ценят конструктивную критику, которая способна повысить эффективность работы. Им нужны сложные задачи и разнообразные проекты. 

 

Их страсть к спорам и чрезмерному анализу может напрягать более практичных коллег, настроенных на решение текущих задач. Порой, в борьбе за идею, они кажутся жёсткими и бесчувственными. Однако, их эрудированность, чувство юмора и общительный характер располагают к ним коллег. Они кладовые знаний. Общение с полемистами очень информативно.

 

Полемисты прекрасно чувствуют себя на руководящем месте. Однако, генерация свежих идей и разработка инновационных подходов занимает их больше, чем сам процесс управления. Подчинённым полемистов остаётся только предлагать нестандартные решения и заниматься поэтапной реализацией идей руководителя. 

 

Полемисты не стремятся к всеобщей любви. Им важно слыть уважаемым и умным руководителем. Они твердо стоят на земле и в профессиональных дебатах способны защитить не только свои идеи, но и свою команду.


Типы подчинённых, коллег и руководителей: каста дипломаты

 

Активист, адвокат (INFJ) – этот тип личности сотрудника должен знать, что его работа помогает и способствует личностному развитию других. Для них важно, чтобы в профессиональной среде разделяли их ценности, принципы и убеждения.

 

Их мотивирует смысл того, что они делают. Это творческие личности. Они крайне изобретательны. Строгая иерархия действует на активистов угнетающе. Чувствительные и независимые – эти люди ценят возможность быть услышанными.

 

Им важен открытый руководитель, который будет отмечать их вклад в общее дело. При этом желательно, чтобы их ценности совпадали. Они одинаково чувствительны к похвале и критике. Последняя способна глубоко ранить активистов. Строгие правила, рутинные задачи, формальные структуры действуют на них разрушительно.

 

Активисты прирождённые миротворцы. Они способны разрядить конфликтную ситуацию в зачаточном состоянии. Порой, хорошие отношения становятся для них важнее эффективности. Их можно отнести к интровертам. 

 

Как руководители, они обеими руками за равные отношения. Редко пользуются своим положением. В подчинённых для них важна честность, надёжность, высокая мотивация и строгость. Они справедливы и эмпатичны. Стремятся выявлять и развивать сильные стороны своих сотрудников. Могут быть жёсткими с теми, кто нарушает морально-этические принципы.

 

Посредник, медиатор (INFP) – им важно видеть цель в своей работе. Они жаждут быть полезными другим людям. Это лояльные, оптимистичные и внимательные сотрудники. Они креативны и проницательны. Их мотивирует возможность помогать другим. 

 

Они высоко ценят похвалу и благодарность и буквально зажигаются от этого. Негативное начальство, переполненный почтовый ящик и разрывающийся от постоянных звонков телефон, вгоняют посредников в стрессовое состояние. Они ценят свободу, но нуждаются во временных ограничениях и чётких указаниях. 

 

Для них важно равенство. У посредников обострённое чувство справедливости. Они не любят конфликтов. Коллеги часто обращаются к ним за советом. Они придерживаются эмпатийного стиля общения. 

 

Эти руководители уважают личность сотрудников. Их слабое место – ответственность. Нередко они советуются с подчинёнными не в силах самостоятельно принять решение. Они склонны поддерживать сотрудников, а не раздавать ЦУ. Посредники поощряют сотрудников в развитии их собственных идей. Им стоит развивать в себе строгость с подчинёнными и устанавливать границы. 

 

Тренер, герой (ENFJ) – харизматичный тип личности. Это социально-активные люди, харизматики, идеалисты и творческие личности. Они незаменимы в профессиях с высокой коммуникативной нагрузкой.

 

Как подчинённые, они легко обучаемые, отлично справляются с многозадачностью. Трудолюбивы и ответственны. Склонны недооценивать себя и свои способности. Избегают конфликтов. Не любят критику. Имеют высокий риск выгорания. 

 

Всегда готовы помочь коллегам. Предпочитают сотрудничество. Заботятся о комфорте всей команды. Чувствительны к чужим нуждам и отзывчивы на просьбы других людей.

 

Такие руководители чувствуют глубинные потребности подчинённых и строят на них мотивационную систему. Иногда они тонко манипулируют, но с подчинёнными всегда придерживаются позиции «выиграл – выиграл».

 

Борец, агитатор (ENFP) – для этого типа сотрудников в компании важно изучать новые идеи вместе с единомышленниками. Они не любят иерархию. К их особым качествам можно отнести креативность, душевность и отсутствие предубеждений относительно других людей. Они хорошие слушатели. Это инноваторы, которые способны вдохновлять собственным примером и повышать моральный дух команды.  

 

Как подчинённые, агитаторы обладают хорошей адаптивностью, не выносят контроль, самостоятельны. Идеальный вариант для взаимоотношений с руководством – сотрудничество или товарищество. При таком типе взаимоотношений они будут иметь максимальную вовлечённость.

 

Агитаторы рассматривают коллег как друзей. Они оптимисты, которые всегда подбодрят и поддержат тех, кто испытывает трудности или находится в дурном настроении. Их конёк – мозговые штурмы. Способны выслушать и учесть все мнения. Часто бывают неформальными лидерами.

 

Как руководители верят во внутреннюю мотивацию сотрудников, выстраивают дружеские отношения с подчинёнными. Учитывают потребности всей команды.


Типы коллег, подчинённых и руководителей: каста хранители

 

Администратор, логист (ISTJ) – этот тип личности трудолюбивый и добросовестный работник. Он уважает авторитеты и выбирает компании с чёткой иерархической структурой. Администраторы строго придерживаются правил и ждут этого от других. Ответственность для них символ оказываемого доверия. Они тяжело переносят какие-либо перемены в организации, которые затрагивают их лично. 

 

В проектах им важна чёткая инструкция. Они часто оказываются универсальными специалистами. Из-за повышенной чувствительность к критики часто страдает их гибкость. Это пунктуальные работники, серьёзно подходящие к своим обязанностям. Всегда доводят начатое до конца. В работе проявляют въедливость и дотошность.

 

Они спокойные и последовательные сотрудники, которые никогда не срывают сроков. Эмпатия не их конёк. Предпочитают работать в одиночку. Логисты не участвуют в разработке новых идей или плана по их внедрению, но становятся незаменимыми в процессе их реализации. 

 

У руководителей-логистов настоящий культ ответственности. Они любители делать всё по инструкциям и того же ждут от подчинённых. Оперировать с ними можно только фактами и цифрами. Логисты требуют строгого следования плану. Для них истина важнее чувств других людей. Склонны к жёстким решениям и критике. 

 

Защитник (ISFJ) – на этот тип сотрудников всегда можно положиться. Доброта, преданность и неравнодушие к чужим проблемам делают их незаменимыми в столкновении с неожиданными препятствиями в рабочих процессах. 

 

Возможность помогать другим и искренняя благодарность в ответ – является мощным рычагом управления глубинной мотивации защитника. Они не из тех, кто будет хвастаться своими достижениями. Это скромные и сдержанные личности. Они пример лояльности. Это те сотрудники, которые в случае увольнения своего руководителя, уходят за ним. Чтобы не впасть в стресс при организационных переменах, им важно осознавать правильность предстоящих изменений.

 

Среди коллег защитники слывут альтруистами. Лучше всего они чувствуют себя в дружных и сплочённых коллективах. Это преданные и душевные коллеги. Испытывают отвращение к конфликтам. Им бывает сложно сказать «нет».

 

Глубоко в душе руководители-защитники не любят управлять людьми. Они предпочитают работать наравне с подчинёнными. К такому начальнику всегда можно обратиться за помощью. Он не только выслушает и даст дельный совет, но и проявит теплоту и поддержку. Защитники стараются минимизировать конфликты. С подчинёнными выстраивают дружеский формат отношений. Могут быть излишне чувствительными, что является минусом для руководителя.

 

Менеджер, руководитель (ESTJ) – это люди порядка. Они создают правила и следуют им. В работе стремятся к высокому уровню и того же ожидают от других. Терпеть не могут безответственных сотрудников. К их минусам относится чрезмерное упрямство и отсутствие гибкости. Они не склонны к экспериментам в работе и предпочитают проверенные способы. 

 

Их лояльность и преданность зависит от уважения, которое они испытывают к компании и руководителю. Сотрудники психотипа менеджер выражают мнение открыто и могут быть до отвращения честны. 

 

Они любят хорошо организованные рабочие места и процессы. Менеджеры честные и дружелюбные коллеги. Они не склонны к риску. Сложнее всего им даётся общение с теми, кто любит продвигать рисковые и неоднозначные идеи. Менеджеры положительно относятся к конструктивной критике. Они любят чувствовать себя частью команды. 

 

Формирование эффективных команд – конёк руководителей-менеджеров. Они не выносят лень и нарушение трудовой этики. Как руководители, менеджеры требуют признания своего авторитета и следования правилам. Их ожидания всегда чётко и доступно выражены, что не оставляет подчинённым места для манёвра.  

 

Консул (ESFJ) –  этот психотип обладает высоким социальным интеллектом. Таким людям нет равных, когда надо донести и проконтролировать исполнение обязанностей другими сотрудниками. Они чувствуют себя комфортно в организациях со строгой иерархией и чётким распределениям ролей. 

 

Консулы преданные, выносливые и трудолюбивые подчинённые. Они признают авторитет своего руководителя. Консулы негативно относятся к чрезмерной свободе и импровизации. Они отлично справляются с рутинными задачами. Это командные игроки. Бумажная работы их выжимает. Консул первым протянет руку помощи коллеге. Нетворкинг для них такой же естественный процесс, как дыхание. Им важна признательность коллег. Критика или отказ от предложенной помощи, могут ранить чувствительного консула.

 

Консулы-руководители ожидают от подчинённых уважения к их авторитету. И всячески подкрепляют его правилами и стандартами. Консулы не бояться брать на себя ответственность. Они получают удовольствие от управления людьми. Консулы умеют объединять людей в эффективные команды и добиваться от сотрудников высокой вовлечённости. Они не любят конфликтов и предпочитают чётко придерживаться традиционных ролей. 


Типы личности сотрудников: каста искатели

 

Виртуоз, мастер (ISTP) – этот тип личности по жизни прагматик. Стимулом в работе для такого сотрудника является благосостояние. Он не тот человек, который будет работать за идею. Он ждёт материальной отдачи от работы. Виртуозы предпочитают работать в маленьком уютном пространстве. Для них важно доброжелательное отношение коллег. 

 

Несмотря на природную скромность, виртуозы чувствительны к похвале. Признание заслуг и талантов мотивирует их работать эффективней. В период спада работоспособности виртуозы нуждаются во внимании и поддержке сослуживцев.

 

Строгие правила, формальные договорённости и безукоснительное следование плану угнетают подчинённого-виртуоза. Такие люди с трудом меняют привычки и рабочие методы под давлением руководства. Им не занимать тихого упрямства. Стратегия не является их сильной стороной. Они склонны решать тактические задачи. Умеют доводить начатое до конца.

 

Тихие, рациональные и сдержанные виртуозы могут быть непреднамеренно грубыми в общении с коллегами. Это обижает тонкокожих сотрудников. Всему виной спонтанность и низкий уровень эмпатии виртуозов. Сами они устойчивы к конфликтным ситуациям и способны разрядить обстановку хорошей шуткой.

 

Виртуоз-руководитель общается с подчинёнными так, как хотел бы, чтобы общались с ним. В почёте минимум разговоров и свободные границы. Они слабо эмоциональны и поэтому кажутся сотрудникам холодными и отстранёнными. Им не нравится разговорчивость и чрезмерная эмоциональность подчинённых. Однако, виртуоз способен внимательно выслушать сослуживца и предложить рациональное беспристрастное решение. Его деловая активность нацелена на текущую ситуацию и логику фактов. 

 

Артист, авантюрист (ISFP) – этот тип сотрудников работает продуктивно, когда нет спешки и не нарушен привычный ритм жизни. Артист – творческая спонтанная личность. В работе им обязательно нужно пространство для манёвра. Строгое соблюдение правил, жёсткая иерархическая структура не для них. Они не выносят контроль со стороны руководства. Перед ними важно ставить конкретные цели, а в остальном давать полную свободу действий.

 

Артисты обожают учиться и решать проблемы. Они скромны и поэтому не торопятся предлагать свою помощь, а ждут когда их позовут. Им важно чувствовать, что их ценят. 

 

Этот тип сотрудников предпочитает быть на равных с коллегами. Несмотря на высокие коммуникативные навыки, чрезмерная социальная активность может истощать артистов. Они терпимы к людям и дружелюбны. Чувствительны к похвале. Приоритет личных целей артистов может иногда мешать работе. 

 

Чуткость артистов делает их внимательными и заботливыми руководителями. Во взаимоотношениях с подчинёнными они предпочитают формат сотрудничества. Руководитель этого типа прирождённый дипломат. Вопросы предпочитает решать на неофициальном уровне. Настроен на помощь тем, кто в ней нуждается. 

 

Артисты умеют согласовать личные мотивы своих сотрудников с рабочими задачами. Они будут работать вместе с подчинёнными, засучив рукава и вдохновлять команду личным примером4

 

Делец, предприниматель (ESTP) – это тип умного энергичного человека, который ценит риск. Обладает предпринимательской жилкой. Шумный, весёлый и спонтанный. Проблемы решает по мере их поступления. Люди этого психотипа высоко адаптивны.

Они ненавидят правила, что делает их проблемными подчинёнными.

 

У них быстрое мышление и яркая склонность к экспериментам. Рутинные задачи монотонные действия наводят на дельцов тоску. Их не пугает ситуация неопределённости. Они способны быть эффективными в кризис. Доска почёта придумана специально для такого типа личности. Ничто так не мотивирует дельцов, как выделение их среди других сотрудников.

 

Они могут говорить с кем угодно и о чём угодно. Умеют налаживать нужные связи. У дельцов низкая эмоциональная чувствительность. Они не постесняются обвинить коллегу в лени или некомпетентности. 

 

Руководящая должность лучше всего подходит дельцу. Здесь он может проявить всю гибкость и отойти от привычных традиций и устоев. Они практичны и стремятся улучшить рабочие процессы. Дельцы ставят перед подчинёнными измеримые и достижимые цели. Они планомерно движутся к финишной прямой. 

 

Это волевые личности. Дельцы умеют оценить расстановку сил. Склонны к иерархическому лидерству. Уважают пробивных подчинённых. В конфликтных ситуациях придерживаются конкурирующего стиля поведения. С подчинёнными проявляют административный контроль. В бизнесе могут быть неэтичными. Ориентированы на увеличение прибыли.

 

Развлекатель, конферансье (ESFP) – эти сотрудники ставят свободу и независимость выше безопасности. Поэтому легко могут уволиться, если почувствуют давление и жёсткие ограничения. Порой бывают безответственными. Подчинённые-конферансье не выносят рутинные действия и повторяющиеся типовые задачи. Могут быть эгоистичными и нетерпеливыми. Обожают перемены и новые идеи. Конферансье склонны к получению быстрых результатов.

 

Такие сотрудники отлично ладят с коллегами. Они знают как разрядить напряжённую обстановку. Спонтанные и находчивые конферансье с удовольствием организуют корпоративное мероприятие. Коллеги ценят их за лёгкий стиль общения и остроумность. Они способны в игривой манере создать комфортную обстановку и привлечь других сотрудников к выполнению практических задач. Конферансье незаменимы в динамичной стрессовой среде. Чувствительны к критике.

 

Руководитель такого психотипа ловкий манипулятор. Это вдохновляющий лидер. Он накачивает команду энергией и позитивом, которые помогают добиваться высоких результатов. Помните, знаменитого «Волка с Уолл-стрит» в исполнении Леонардо Ди Каприо?! Типичный руководитель-конферансье. 

 

Такой начальник бесстрашно бросается в самую гущу работы и «гребёт» наравне со всеми. Он прекрасно разруливает конфликты. К нему всегда можно прийти со своим предложением или жалобой на то, что мешает в работе. Он обязательно выслушает и поддержит.


Мы разобрали 16 психотипов. Каждый из них имеет свои преимущества и зоны роста, которые стоит учитывать формируя команду и делегируя полномочия. Однако, помимо психологической классификации сотрудников существует разделение по стилю лидерства. И это тоже важно учитывать в работе. 

 

По статистике 84 % бизнеса контролируются неформальными лидерами. Одни сотрудники помогают коллегам адаптироваться к предстоящим переменам. Вторые – берут на себя ответственность за команду в кризисный период. Третьи – следят за тем, чтобы сослуживцы придерживались намеченного курса и всё происходило по правилам

 

Кто-то легко и просто объясняет коллегам сложные вещи. А кто-то вовремя подкидывает новую идею, которая приводит команду к успеху. Все эти люди уже есть в вашей компании! Хотите знать своих героев в лицо?

 

Умная платформа поведенческой аналитики Yva.ai позволяет выявлять неформальных лидеров и эффективно управлять лидерским процессом. 

 

Помимо стилей лидерства, платформа Yva.ai в динамике оценивает показатели благополучия (выгорания), удовлетворённости и навыков сотрудников.

 

Хотите узнать больше о том, как это работает? Регистрируйтесь на мастер-класс со специалистом Yva.ai. Наш эксперт расскажет, как использовать систему пульс-опросов для выявления неформальных лидеров в вашей компании.

 

  1. Экстраверсия и интроверсия. Особенности психосоматики и событийности // B-17.ru.
  2. Типология Д. Кейрси // Studfile.
  3. 16 Personalites // 16personalities.com.
  4. Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви // Мультимедийное издательство Стрельбицкого. Иван Карнаух. 2013.

 

Автор Yva.ai


The 40 principles for business model innovation

 


The 40 principles for innovation, based on TRIZ adjusted for business problems, is the result of an analysis of close to three million successful inventive solutions from areas such as science, arts, politics, engineering and business. The principles, presented with some general business examples in the book Hands on Systematic Innovation(2004) by Darrell Mann, are good to use in brainstorming sessions on how to innovate business models and value propositions. All principles are of course not applicable to all situations, and there is some overlap between some of the principles. I use the different principles, together with the different business model components to generate 320 unique areas in The Business Model Innovation Matrix.

If this is too much for you, a short and simplified version with 4 inventive principles, presented in the book Blue Ocean Strategy(2005) by W Chan Kim and Renée Mauborgne, is presented in the end.

Principle 1. Segmentation

  • Divide a system or object into independent parts
  • Make a system or object easy to disassemble
  • Increase the degree of fragmentation or segmentation

Principle 2. Taking out

  • Separate an interfering part of property from a system or object, or single out the only necessary part (or property)

Principle 3. Local Quality

  • Change the structure of an object or system from uniform to non-uniform, change an external environment (or external influence) from uniform to non-uniform.
  • Make each part of an object or system function in conditions most suitable for its operation.
  • Make each part of an object or system fulfill a different and useful function

Principle 4. Asymmetry

  • Change the form of system or object from symmetrical to asymmetrical
  • If a system or object is asymmetrical, change its degree of asymmetry

Principle 5. Merging

  • Bring closer together or merge identical or similar systems or objects, assemble identical or similar parts to perform parallel operations
  • Make operations contiguous or parallel; bring them together in time

Principle 6. Universality

  • Make an object or structure perform multiple functions; eliminate the need for other parts

Principle 7. Nested Doll

  • Place one system or object inside another; place each, in turn, inside the other parts
  • Make one thing pass through another

Principle 8. Counter-Balance

  • To compensate for the tendency of a system or object to deviate from a desired path merge it with others that provide a re-stabilizing effect
  • To compensate for the deviation tendency of a system or object, make it interact with global/macro-scale phenomena

Principle 9. Prior Counter-Action

  • If it will be necessary to perform an action with both harmful and useful effects, this action could be replaced with anti-actions to control harmful effects in advance
  • Create beforehand stresses in a system or object that will oppose known undesirable working stresses later on

Principle 10. Prior Action

  • Perform the required change of a system or object (either fully or partially) before it is needed
  • Pre-arrange elements such that they can come into action from the most convenient place and without losing time for their delivery

Principle 11. Prior Cushioning

  • Prepare emergency means beforehand to compensate for the possible problems that might occur later

Principle 12. Remove Tension

  • Where harmful tensions may exist, create conditions to compensate, reduce or eliminate them

Principle 13. The Other Way Around

  • Invent the action(s) used to solve a problem
  • Make movable parts (or the external environment) fixed, and fixed parts movable
  • Turn the system, object or process upside down

Principle 14. Curvature

  • Turn flat or straight things into curved ones
  • Go from linear to rotary motion

Principle 15. Dynamization

  • Allow or design the characteristics of a system, object, external environment, or process to change to be optimal or to find an optimal operating condition
  • Divide a system or object into parts capable of movement relative to each other
  • If a system, object or process is rigid or inflexible, make it movable or adaptive

Principle 16. Slightly Less/Slightly More

  • If 100 percent of an objective is hard to achieve using a given solution method then, by using slighly less or slightly more of the same method, the problem may be considerable easier to solve

Principle 17. Another Dimension

  • If a system or object uses only one or two dimensions; make use of the unused dimensions
  • Use a multi-storey arrangement instead of a single-storey arrangement
  • Tilt or re-orient the system or object, lay it on its side
  • Use another side of a given system or object

Principle 18. Resonance

  • Find and use the resonant frequency of a system or object

Principle 19. Periodic Action

  • Instead of continuous action, use periodic or changing actions
  • If an action is already periodic, change the periodic magnitude or frequency
  • Use pauses between actions to perform a different action

Principle 20. Continuity of Useful Action

  • Make parts of a system or object work at optimal conditions continuously
  • Eliminate all idle or intermittent actions or work

Principle 21. Hurrying

  • Conduct a process, or certain stages (e.g. destructible, harmful or hazardous operations) at high speed

Principle 22. Turn Lemons into Lemonade

  • Use harmful factors to achieve a positive effect
  • Eliminate the primary harmful action by adding it to another harmful action to resolve a problem
  • Amplify a harmful factor to such a degree that it is no longer harmful

Principle 23. Feedback

  • Introduce feedback to improve a process or action
  • If feedback is already used, change its magnitude or influence

Principle 24. Intermediary

  • Use an intermediary carrier article or intermediary process
  • Merge one system or object temporarily with another which can be easily removed

Principle 25. Self-service

  • Make a system or object serve itself by performing auxiliary helpful functions
  • Use waste or lost resources, energy, or substances

Principle 26. Copying

  • Instead of an unavailable, expensive, or vulnerable object, use simpler and inexpensive copies
  • Replace a system, object, or process with optical or virtual copies
  • If copies are already used, move to an out of the ordinary illumination and viewing perspective

Principle 27. Cheap Disposable

  • Replace an expensive system or object with a multiple of inexpensive alternatives, comprising certain less-important qualities

Principle 28. Another Sense

  • Replace or supplement one sensory means with another (visible, touch, acoustic, taste or smell)

Principle 29. Fluidity

  • Make solid things into fluid things

Principle 30. Thin and Flexible

  • Use thin and flexible structures instead of large, three-dimensional ones
  • Isolate a system or object from a potentially harmful environment using thin and flexible structures

Principle 31. Holes

  • Add holes to a system or object
  • If a system or object already has holes, use them to introduce a useful substance or function

Principle 32. Color Changes

  • Change the colour of an object or its external environment
  • Change the transparency of a system, object or an external environment

Principle 33. Homogeneity

  • Make systems or object interact with others of a similar form or with similar properties

Principle 34. Discarding and Recovering

  • Make portions of a system or object that have fulfilled their functions go away or modify them directly during an operation
  • Conversely, restore consumable parts of a system or object directly in operation

Principle 35. Parameter Changes

  • Change an object's physical state
  • Change the concentration or consistency
  • Change the degree of flexibility
  • Change emotional and other parameters

Principle 36. Paradigm Shift

  • Use phenomena occurring during disruptive shifts in an economy

Principle 37. Relative Change

  • Use the relative difference that exist in an object or system to do something useful
  • Make different parts of a system act differently in response to changes

Principle 38. Enriched Atmosphere

  • Replace a normal atmosphere with an enriched one
  • Expose a highly enriched atmosphere with one containing potentially unstable elements

Principle 39. Calm Atmosphere

  • Replace a normal environment with an inert one
  • Add neutral parts or elements to a system or object

Principle 40. Composite Structures

  • Change from uniform to composite structures, be aware of and utilize combinations of different skills and capabilities


A short version on inventive principles
A short version with 4 inventive principles is presented in the book Blue Ocean Strategy (2005) called the four actions framework:

  • Eliminate - which of the factors that the industry takes for granted should be eliminated
  • Reduce - which factors should be reduced well below the industry's standard?
  • Create - Which factors should be created that the industry has never offered?
  • Raise - Which factors should be raised well above the industry's standard?
https://bit.ly/3Dv830r

вторник, 1 ноября 2022 г.

The shared purpose mirror: Ideal decision and execution triangles

 

It has been widely recognised that good governance decisions involve identification of the ‘sweet spot’ where cost, risk, and benefit trade-offs can be achieved. A ‘mirror’ set of balancing factors is involved however when management is charged with implementation of those decisions – as illustrated above.

Best practice strategy execution requires management to identify the most efficient and effective systems and methods of achieving the desired outcomes, whilst also ensuring that security and compliance requirements are addressed. The ideal combination of people, processes and technology will be a product of the trade-offs between productivity, security and system control measures.

The ‘iron triangle’ is a familiar concept when engaging consulting or other third party solution providers, where cost, scope, and time are the major factors determining the quality of the project outcomes. In that case, it is understood that each side of the triangle impacts on the others. Allowing less time is likely to increase project costs if you want to maintain high quality outcomes (assuming these are realistic in the time remaining). Scope creep can increase costs and cause delays. Lower budgets are also likely to reduce the time allocated, and the quality of the project outcomes.


The Iron Triangle

The ‘ideal decision triangle’ (illustrated on the left side of the header image) used to guide board deliberations recognises that to undertake new ventures, some level of ‘acceptable risk’ will need to be agreed, along with the allocation of sufficient resources. Under-funding a project may sabotage the outcome, while allowing insufficient time also puts the potential benefits and outcomes at risk. ‘Bending rules’ or breaching compliance obligations may achieve a short term advantage, but will be likely to lead to fallout with stakeholders, and possibly with regulators as well.

In the same way, management needs to use the ideal system/process triangle (illustrated on the right of the header image), recognising that achievement of the board’s goal/s involves a trade-off between productivity and use of required security and compliance protocols. Such protocols may be instituted to ensure compliance with internal policies, procedures and other controls, and/or to ensure adherence to regulatory obligations. Another consideration when executing board decisions relates to the level of supervision required (potentially reducing the productivity of the supervisor) depending on the risks, complexity or sensitivity of the activities.

Using these triangles helps to ensure that ideal governance decisions and management systems/processes mirror each other, and so enables alignment of these two key parts of your organisational structure in achieving your shared purpose.

https://bit.ly/3sMogJM

The segmentation, targeting, positioning (STP) marketing model

 



How to use Segmentation, Targeting, and Positioning (STP) to develop marketing strategies

Today, the STP marketing model (Segmentation, Targeting, Positioning) is a familiar strategic approach in modern marketing. It is one of the most commonly applied marketing models in practice, with marketing leaders crediting it for efficient, streamlined communications practice.

STP marketing focuses on commercial effectiveness, selecting the most valuable segments for a business and then developing a marketing mix and product positioning strategy for each segment.

As Martech continues to develop, so do opportunities for segmentation, targeting, and positioning. So whether you're brand new to STP or a seasoned veteran, it can be useful to take stock and double-check you're utilizing every chance you get to reach, interact with, convert and engage customers.

The STP marketing model

The STP model is useful when creating marketing communications plans since it helps marketers to prioritize propositions and then develop and deliver personalized and relevant messages to engage with different audiences. The three-step funnel consists of market segmentation, market targeting, and product positioning.

Within your research-based market segmentation phase, you are aiming to identify a basis for the segmentation of your target customers, and determine important characteristics to differentiate each market segment.

When creating your targeting and positioning strategy, you must evaluate the potential and commercial attractiveness of each segment, and then develop detailed product positioning for each selected segment, including a tailored marketing mix based on your knowledge of that segment.


STP marketing as a planning tool

Segmentation, targeting, and positioning is an audience-focused rather than product-focused approach to marketing communications which helps deliver more relevant messages to commercially appealing audiences.

STP is a critical strategy and planning tool, featured in our RACE Growth System. Our RACE Growth System supports marketers, managers, and business owners to create a 90-day marketing plan across each stage of their marketing funnel.

So, while STP sits within the planning activities, the benefits of effective segmentation, targeting and positioning can be felt across the types of customers you reach, interact with, convert, and engage.


Applying Segmentation, Targeting and Positioning to digital communications

STP marketing is relevant to digital marketing too at a more tactical communications level. For example, applying marketing personas can help develop more relevant digital communications as shown by these alternative tactical email customer segmentation approaches.

This visual from Dave Chaffey of Smart Insights in his book Digital Marketing: Strategy. Implementation and practice shows how Segmentation, Targeting and Positioning apply to digital marketing strategy.


It reminds us how digital channels offer new options for targeting audiences that weren't available previously, but we need to reserve sufficient budget for. For example:

  • Search intent as searchers type keywords when comparing products they are interested in buying
  • Interest-based targeting in Facebook, e.g. Prospecting for those interested in Gardening, Gym membership, or Golf
  • Targeting through email personalization and on-site personalization based on profile, behavior (e.g. content consumed)

There are also new opportunities to make a brand more compelling through offering new types of value to consumers based on a digital value proposition or what Jay Baer has called Youtility. This can be via content or interactive tools on websites or mobile apps.

How to use STP marketing?

Through segmentation, you can identify niches with specific needs, mature markets to find new customers, deliver more focused and effective marketing messages.

The needs of each segment are the same, so marketing messages should be designed for each segment to emphasise relevant benefits and features required rather than one size fits all for all customer types. This approach is more efficient, delivering the right mix to the same group of people, rather than a scattergun approach.

You can segment your existing markets based on nearly any variable, as long as it’s effective as the examples below show:

Well-known ways to segment your audience include:

1. Demographics

Breakdown by any combination: age, gender, income, education, ethnicity, marital status, education, household (or business), size, length of residence, type of residence, or even profession/occupation.

An example is Firefox who sells 'coolest things', aimed at a younger male audience. Though, Moshi Monsters, however, is targeted to parents with fun, safe and educational space for younger audiences.

2. Psychographics

This refers to 'personality and emotions' based on behavior, linked to purchase choices, including attitudes, lifestyle, hobbies, risk aversion, personality, and leadership traits. magazines read and TV. While demographics explain 'who' your buyer is, psychographics inform you 'why' your customer buys.

There are a few different ways you can gather data to help form psychographic profiles for your typical customers.

  1. Interviews: Talk to a few people that are broadly representative of your target audience. In-depth interviews let you gather useful qualitative data to really understand what makes your customers tick. The problem is they can be expensive and difficult to conduct, and the small sample size means they may not always be representative of the people you are trying to target.
  2. Surveys: Surveys let you reach more people than interviews, but it can be harder to get as insightful answers.
  3. Customer data: You may have data on what your customers tend to purchase from you, such as data coming from loyalty cards if an FMCG brand or from online purchase history if you are an e-commerce business. You can use this data to generate insights into what kind of products your customers are interested in and what is likely to make them purchase. For example, does discounting vastly increase their propensity to purchase? In which case they might be quite spontaneous.

An example is Virgin Holidays who use segmentation, positioning and targeting to promote their holidays to 6 different audiences.


3. Lifestyle

This refers to Hobbies, recreational pursuits, entertainment, vacations, and other non-work time pursuits.

Companies such as on and off-line magazine will target those with specific hobbies i.e. FourFourTwo for football fans.

Some hobbies are large and well established, and thus relatively easy to target, such as the football fan example. However, some businesses have found great success targeting very small niches very effectively. A great example is the explosion in 'prepping' related businesses, which has gone from a little heard-of fringe activity to a billion-dollar industry in recent years. Apparently now 3.2 million Americans identify as doomsday preppers. A great way to start researching and targeting these kind of niches is Reddit, where people create subReddits to share information about a given interest or hobby.

4. Belief and values

Refers to Religious, political, nationalistic, and cultural beliefs and values.

The Islamic Bank of Britain offers Sharia-compliant banking which meets specific religious requirements.

A strange but interesting example of religious demographics influencing marketing that you might not have guessed is that Mormons are really into 'multi-level marketing'. They're far more likely to be engaged in the practice than any other US group.

Going the extra mile with demographic research can lead to discovering new marketing opportunities and thinking outside the box. For example, did you know the median age of Cadilla Blackwing customers is 10 years younger than that of “regular” Cadillac customers?

5. Life stages

Life stages are the Chronological benchmarking of people’s lives at different stages.

An example is Saga holidays which are only available for people aged 50+. They claim a large enough segment to focus on this life stage.

6. Geography

Drill down by Country, region, area, metropolitan or rural location, population density or even climate.

An example is Neiman Marcus, the upmarket department store chain in the USA now delivers to the UK.

7. Behaviour

Refers to the nature of the purchase, brand loyalty, usage level, benefits sought, distribution channels used, and reaction to marketing factors.

In a B2B environment, the benefits sought are often about ‘how soon can it be delivered?’ which includes the ‘last-minute’ segment -  the planning in advance segment.

An example is Parcelmonkey.co.uk who offers same-day, next day and international parcel deliveries.

8. Benefit

Benefit is the use and satisfaction gained by the consumer.

Smythson Stationery offer similar products to other stationery companies, but their clients want the benefit of their signature packaging: tissue-lined Nile Blue boxes and tied with navy ribbon!

Market targeting

The list below refers to what’s needed to evaluate the potential and commercial attractiveness of each segment.

  • Criteria size: The market must be large enough to justify segmenting. If the market is small, it may make it smaller.
  • Difference: Measurable differences must exist between segments.
  • Money: Anticipated profits must exceed the costs of additional marketing plans and other changes.
  • Accessible: Each segment must be accessible to your team and the segment must be able to receive your marketing messages
  • Focus on different benefits: Different segments must need different benefits.

Product positioning

Positioning maps are the last element of the STP process. For this to work, you need two variables to illustrate the market overview.

In the example here, I’ve taken some cars available in the UK. This isn’t a detailed product position map, more of an illustration. If there were no cars in one segment it could indicate a market opportunity.


Expanding on the extremely basic example above, you can unpack the market by mapping your competitors onto a matrix based on key factors that determine purchase.


This chart is not meant to be any kind of accurate representation of the car market, but rather just illustrate how you could use a product positioning map to analyze your own business's current position in the market, and identify opportunities.

For example, as you can see in the gap below, we've identified a possible opportunity in the market for low-priced family cars.


We're not saying this gap actually exists, I'm sure you could think of cars that fit this category, as the car market is an extremely developed and competitive market. However, it does show how you can use the tool to identify gaps in your own market.

An example of a company using STP marketing?

Any time you suspect there are significant, measurable differences in your market, you should consider STP. Especially if you have to create a range of different messages for different groups.


A good example of segmentation is BT Plc, the UK’s largest telecoms company. BT has adopted STP marketing for its varied customer groups; ranging from individual consumers to B2B services for its competitors.

Identifying and defining your target audience is key to efficiently growing your customer base. But to fully benefit from your strategy, you need to set objectives and optimize your marketing activities to achieve your goals. That's where our RACE Growth System comes in, as we have tools and templates to support at each stage of your marketing funnel. Download your free RACE Growth System guide to get started today.

What to watch for in segmentation, positioning, and targeting marketing strategy

  • Make sure the market is large enough to matter and customers can be easily contacted.
  • Apply market research to ensure your approach will add value to the existing customer experience, above and beyond competitors.
  • As Martech continues to become more sophisticated, to support digital marketers' wants and needs, consider the developments in relation to your product/service.

Original reference sources

Lancaster G. and Massingham, L. (1988) Essentials of Marketing. Maidenhead, Berkshire, England.  McGraw-Hill.

Smith, W. R. (1956). Product differentiation and market segmentation as alternative marketing strategies. Journal of Marketing. (Vol. 21, Issue 1, July). p3-8.

https://bit.ly/3WojLCC