воскресенье, 30 июля 2023 г.

Разработка стратегических целей

 

Часть 1. Цели, вектор целей и группы влияния

Негативные последствия ошибок стратегического видения становятся всё более разрушительными для компании, а цена расплаты за ошибочные цели — очень высокой. Умение планировать и работать с целями, их ясное осознание позволяют упорядочить деятельность компании на пути к успеху.

Стратегическое планирование и управление приобретают для российского бизнеса всё большее значение. Сравнительно небольшой срок (чуть более 30 лет) ведения бизнеса в нашей стране подтвердил справедливость того, что не так сложно достичь единичного успеха в делах, гораздо труднее устойчиво воспроизводить его в долгосрочной перспективе. Негативные последствия ошибок стратегического видения становятся всё более разрушительными для компании. В условиях, когда в сжатые сроки создаются новые продукты и услуги, меняются финансовые потоки, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезает то, что казалось незыблемым, цена расплаты за неверное видение и, соответственно, за ошибочные цели, становится очень высокой для компании.

Есть две категории бизнесменов: те, кто не умеет работать с целями, всегда жалуются на недостаток ресурсов и жесткую конкуренцию (их подавляющее большинство); и те, кто умеет обращаться с целями и, потому, избавлены от изнурительной и бессмысленной конкурентной борьбы (таких очень мало, но именно они пьют хорошее шампанское).

Иерархия целей

Эффективно разработанные цели компании представляют собой иерархическую структуру (см. рис.): достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня. Такая система называется цепочкой промежуточных результатов. Главная стратегическая цель (или несколько целей) разбивается на подцели, которые могут иметь несколько уровней. Подцели, в свою очередь разбиваются на задачи. Оперативные задачи обеспечивают достижение тактических задач, а тактические — решение стратегических целей.

 


За достижение стратегических целей обычно отвечает высшее руководство, тактических — менеджеры среднего звена, оперативных — менеджеры первой линии и рядовые сотрудники. Однако сегодня заметна тенденция к сокращению в компаниях числа менеджеров среднего звена и передаче части их полномочий сотрудникам. Таким образом, рядовые сотрудники принимают все большее участие в постановке целей и процессе планирования.

Цели

Цель — это желаемое состояние будущего, достичь которого пытается компания. Значение целей определяется тем, что каждая компания существует ради некоего результата. Осознание организационных целей вносит некоторую упорядоченность в производственную деятельность. Попробуем понять, какие механизмы позволяют упорядочить деятельность компании через ясное осознание целей.

Цель — это источник мотивации и вовлеченности. Благодаря ясным целям сотрудники понимают, к каким конкретным результатам стремится компания в целом или подразделение, в котором они работают. В стратегической цели содержится ответ на вопрос, «зачем существует компания». Составленный, исходя из этой цели, стратегический план подсказывает сотрудникам, какие действия они должны предпринять на своем рабочем месте для достижения общей цели. Цели и планы способствуют самоопределению сотрудника, снижая неопределенность в делах, в отношениях с другими людьми, в возможной карьере. Снижение неопределенности, в свою очередь, повышает мотивацию человека трудиться добросовестнее, если он искренне разделяет те цели, которые стоят перед компанией.

Цель — это основа для принятия решений. Вырабатывая дерево целей и составляя планы, менеджеры получают представление о том, чего стремится добиться компания, а, значит, им легче на своем рабочем месте принять такие решения, которые будут полезны для общего дела, то есть решения, учитывающие:

•   внутреннюю политику компании;
•   организационную структуру;
•   характер деятельности;
•   организационные статусы и роли;
•   товары и/или услуги;
•   расходы на получение желаемого результата.

Цель позволяет определить стандарты деятельности. Если сотрудник или менеджер не знает, чего хочет достичь в результате многодневных усилий, он, естественно, не может оценить, насколько успешна его деятельность, так как ему не с чем сравнить результаты. Другое дело, когда цель ясна, то есть известно, что конкретно должно быть достигнуто и в какие сроки. Цели определяют результаты деятельности компании и выступают критериями их оценки. Если перед компанией была поставлена цель: добиться увеличения объема продаж на 10 %, а реальный прирост составил 7%, значит, менеджеры должны задуматься о причинах расхождения планируемых и фактических цифр.

Ошибочные представления о цели

К сожалению, нередко приходится слышать от руководителей государственных предприятий, что их главная цель «выжить», а от руководителей частных компаний, что «с целью все ясно, надо получать прибыль».

Однако и первое, и второе представление о цели является ошибочным и даже губительным в стратегическом планировании. В таких высказываниях фиксируются ситуации, когда менеджеры, фактически занимаясь тактическим и оперативным управлением, считают, что они заняты стратегией компании. И если в отношении тактического или оперативного управления такие высказывания еще можно считать осмысленными, то в отношении стратегического управления они не выдерживают никакой критики. С государственными предприятиями все понятно, их менеджеры не имеют полноценной свободы в целеполагании.

Серьезный частный бизнес не может «написать на своем знамени» такую цель, как «получение прибыли», если, конечно, не хочет проиграть в борьбе с конкурентами в долгосрочной перспективе. В такой «свежей» и модной формулировке цели российским предпринимателям видится некоторая деловая энергия, но, по сути, это ложная и иногда даже разрушительная установка.

Вектор целей и группы влияния

Правильнее говорить о векторе многих целей, которые преследуют группы влияния, имеющие отношение к этому бизнесу. Так, например, если речь идет о крупной корпорации, то говорить надо не об одной цели, а о нескольких целях, которые преследуют так называемые группы влияния. Это акционеры, высший менеджмент и кредиторы. Из этих трех групп, каждая из которых преследует свою цель, только акционеры прямо заинтересованы в получении ежегодной прибыли.

В 80-е годы многие американские компании, которые под давлением акционеров главной целью объявляли прибыль, в долгосрочной перспективе сошли с дистанции, поскольку очередной виток научно-технического прогресса требовал думать о перспективных научных и прикладных разработках. С точки зрения стратегической перспективы было нарушено, как минимум, два принципа:

  • в условиях усиливающейся нестабильности бизнеса, а, следовательно, и неопределенности перспектив делалась попытка «все выжать» из существующего бизнеса, максимально снижая издержки. То есть результирующий вектор целей был подменен одной целью — получить во что бы то ни стало прибыль;
  • в условиях возрастающей неопределенности необходимо сосредоточить свое внимание на «слабых сигналах», поступающих из окружения, то есть терпеливо и вдумчиво «собирать хворост» в надежде, что молния ударит, и удастся погреться у разгоревшегося костра. Другими словами, в нестационарных системах всегда «может произойти все, что угодно и в любое время». Поэтому необходимо приуменьшить целерациональную функцию в стратегическом планировании, но быть готовым к любому развитию событий, быть готовым понять и принять складывающуюся конфигурацию интересов групп влияния и возникающий результирующий вектор целей. Речь идет о ситуациях или таких состояниях объемлющей системы, когда стратегические цели могут безнадежно устареть в течение десяти секунд. Конечно же, придавать значение таким целям не стоит.

Следующая группа влияния — кредиторы. Они озабочены гарантиями возврата кредита и процентов на вложенный капитал. Их меньше волнуют прибыли компании, в которую они вложили деньги. Все, о чем думает кредитор, это грамотно составленные договоры, которые позволяют вернуть кредиты с оговоренными процентами при любых обстоятельствах.

Высших же менеджеров волнует щедрое вознаграждение за их труд в настоящем и высокая ликвидность компании (устойчивое и динамичное долгосрочное развитие бизнеса), что является гарантией их будущего благополучия. Благоприятный имидж компании и ее высокая рыночная стоимость дает высшему персоналу компании целый набор преимуществ. Среди них и высокое жалование, и иногда приоритет в приобретении акций, и возможность служебного роста в данной компании, и лестные предложения в других компаниях. Кроме того, процветающая сильная компания сама по себе создает площадку для более разнообразных и красивых решений и, конечно же, делает жизнь менеджеров более осмысленной и интересной.

Кроме групп влияния, которые имеются, так сказать, в списке всегда, существуют еще группы влияния, которые проявляются в зависимости от конкретного бизнеса и наличной ситуации.

Занявшись анализом своего бизнеса, руководитель, например, может обнаружить, что устойчивый рост его компании зависит от долгосрочных взаимоотношений с поставщиками, или его бизнес находится в сильной зависимости от местной власти. Руководитель, кстати, может являться представителем нескольких групп влияния сразу, например, он и собственник и главный управляющий одновременно. Очень часто — почти всегда — приходится считаться со специалистами, носителями ноу-хау, которым непосредственно владеет эта компания.

Организационные цели

Российская действительность особенно остро ставит вопрос об опасности одномерного стратегического мышления, которое в своем стремлении сосредоточиться на так называемой центральной организационной цели (как будто бизнес — это монолитный блок) — или прибыль, или качество, или оригинальность товара или услуги и т.п. — неожиданно погибает, достигнув этой цели.

Подавляющее число учебников по менеджменту уделяет много места так называемым организационным целям. Однако осмысленно об организационных целях можно говорить лишь в том случае, если какая-либо жизненно важная для данного общества организация (подобно, скажем, МГУ им. М.В. Ломоносова для России) имеет славную историю. Это ведет к тому, что общественное мнение хранит как бы предание о целях этой организации. Создается ситуация, когда любые попытки «групп влияния» переориентировать такую организацию от «всем известных» ее целей к иным (например, производство суррогата знания вместо знания) достаточно долго не приносит результата. Славная традиция «сопротивляется». И только длительное насилие может привести к тому, что такая организация станет «обычной», то есть организацией, о стратегических целях которой можно лишь говорить как результирующем векторе отдельных целей групп влияния.

Установление приоритетов в ожиданиях групп влияния

В любом случае разработка стратегических целей подразумевает среди прочих процедур установление приоритетов в ожиданиях групп влияния, что означает следующие действия:

  • анализ бизнеса с целью составления списка групп влияния, способных повлиять на бизнес, не спрашивая у его руководителя на это разрешения;
  • оценку ожиданий этих групп, которые они связывают с данным бизнесом;
  • гармонизацию стратегических целей, которые разрабатывает руководство, с выявленными ожиданиями;
  • разработку процедур контроля и управления отношениями с группами влияния;
  • получение поддержки замыслов руководителя бизнеса со стороны групп влияния до того, как эти цели будут объявлены в миссии компании и PR-акциях.

При этом крайне важно сохранять здравомыслие, уделяя особое внимание «ортогональным» целям. Дело в том, что таковыми кажутся многие цели, поскольку «текучка» приучает нас смотреть на вещи, скорее, с позиции краткосрочных целей, нежели долгосрочных. Когда рассматриваешь цели в долгосрочной перспективе, многое видится по-другому. К сказанному стоит добавить, что в работе с целями надо сохранять способность к компромиссам, поскольку наша рациональность ограничена, а наши действия несовершенны в нашем вечном стремлении к предустановленной гармонии.

Умение ставить хорошо сформулированные цели — одно из самых значительных качеств лидера. Хотя многим людям кажется, что самое главное качество менеджера — решать проблемы, специалисты по искусственному интеллекту уверяют, что уже созданы предпосылки к тому, чтобы экспертные системы на базе мощных компьютеров решали любые проблемы. Единственное, чего не могут «умные машины», так это вырабатывать цели и определять проблемы.

Часть 2. Требования к целям

Умение ставить хорошо сформулированные цели — одно из самых значительных качеств лидера. Поскольку цель — это желаемое состояние будущего, достичь которого пытается компания, то через ясное осознание целей упорядочивается деятельность компании. Но чтобы цели вели к эффективным решениям, а затем и действиям, они должны удовлетворять ряду требований.
Значение целей определяется тем, что каждая компания существует ради некоего результата. Осознание этого вносит некоторую упорядоченность в производственную деятельность. Но чтобы цели вели к эффективным решениям, а затем и действиям, они должны удовлетворять, как минимум, этическим и техническим требованиям и быть эффективными (см. схему).

 Схема. Требования к целям

Этические требования к целям

Этические требования к целям сводятся к трём основным положениям.

  1. Во-первых, цель должна быть позитивной. Это означает, что в формулировке цели должно быть отражено то состояние дел, которое компания и её лидер хотят достичь, а не то, чего они хотели бы избежать в будущем.
  2. Во-вторых, цель должна быть экологически чистым продуктом. Если поставлена цель, достижение которой повлияет на многих отрицательно, в лучшем случае компания потратит неоправданно много усилий для ее достижения, в худшем случае никогда ее не достигнет. Люди обычно сопротивляются переменам, а если эти перемены сказываются на них отрицательно, они будут сопротивляться вдвойне. Хотя многие менеджеры верят, что этот «закон» можно обойти, мудрые люди утверждают, что в долгосрочной перспективе этот принцип действует неумолимо.
  3. В-третьих, цель должна лежать в области возможностей компании и её лидера. Это правило утверждает, что нужно ставить такие цели, на достижение которых имеются интеллектуальные и административные ресурсы. Это правило не такое простое, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, «дорогу осилит идущий», утверждает поговорка, то есть, если поставлены правильные цели, то ресурсы найдутся.

На самом деле цель, которая «угадывает» какую-либо потребность общества или организации, усиливает возможности и собирает сторонников под свои «знамена», это означает, что возможности растут.

На самом деле цель, которая «угадывает» какую-либо потребность общества или организации, усиливает возможности и собирает сторонников под свои «знамена», это означает, что возможности растут.

С другой стороны, если ставятся цели, которые не лежат в сфере возможностей лидера, то он ставит «цели не для себя, а для других» (подчиненных). Цели должны бросать вызов лидеру компании, иначе его энтузиазм быстро выветрится. Однако они должны быть реалистичными, чтобы не выглядеть невыполнимыми в минуты неудач.

Технические требования к целям

Цель должна быть конкретной. То есть, желаемый результат должен быть описан в виде существенных характеристик. На высшем уровне управления цели могут носить как количественный, так и качественный характер. Например, «Увеличение прибыли на 10%» — это количественная характеристика цели. «Сотрудничество только с надежными поставщиками» — качественная характеристика цели. Цели более низкого уровня управления обычно легче выразить в количественных характеристиках, например, «Снижение доли бракованной продукции на 7%».

В любом случае, характеристики, даваемые целям, должны позволять измерить (оценить), приближают ли прикладываемые усилия к достижению цели или нет. Цель должна иметь временные характеристики. Из формулировок цели должно недвусмысленно вытекать, когда и какие результаты должны быть достигнуты, то есть должны быть указаны основные временные этапы достижения цели. Это также необходимо для того, чтобы можно было периодически проверять, движемся ли мы к поставленной цели и какими темпами.

Характеристики, даваемые целям, должны позволять измерить (оценить), приближают ли прикладываемые усилия к достижению цели или нет.

Формулировки цели должны иметь системный характер. Это означает, что состав качественных и количественных характеристик должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы охватывать все ключевые результаты, которых компания хочет добиться в будущем. Набор этих характеристик зависит от того, что выделяют в качестве целостного объекта и области, в которой лежит стратегическая цель. Однако существует устойчивый набор характеристик, которые, как правило, входят в формулировку цели после указания конкретной сферы деятельности компании:

  • характеристики цели, указывающие на конкурентные преимущества в будущем (рост объема продаж, рост доходов, увеличение доли рынка, расширение номенклатуры товаров, расширение рынков сбыта);
  • характеристики, указывающие на внутреннюю эффективность компании:
  • коэффициенты оборачиваемости текущих активов, запасов и т.п.;
  • уровень квалификации персонала;
  • уровень исследований и разработок;
  • состояние активов: зданий, оборудования, запасов.

Эффективность целей

Эффективность целей — базовый критерий долгосрочного целеполагания. Хотя с пониманием термина «эффективность» надо разобраться. Чаще всего можно встретить утверждение, что совершенное стратегическое управление — это эффективное управление. При обсуждении этого тезиса с управляющими реальным производством складывается впечатление, что люди интуитивно представляют себе, что надо понимать под эффективностью. Однако попытки докопаться до сути термина выглядят в глазах управленцев как академические и несколько надуманные проблемы. И все же, ставить точку здесь еще рано.

В англоязычной литературе различают экономическую эффективность компании (efficiency) и эффективность компании, понимаемую как целесообразность осуществляемой ею деятельности (effectiveness). В первом случае речь идет о том, чтобы вещи делать так, как нужно (техническая эффективность), во втором — чтобы делать нужные вещи. Если даже отбросить трудности понимания, связанные с переводом, который часто смещает или искажает смысл употребляемых терминов, все равно остается много неясностей. 

Эффективность любого производственного процесса является субъективной мерой, она может меняться с изменением наших оценок.

Что значит делать вещи так, как нужно? Кому нужно? Существует ли технологическая эффективность как таковая, независимая от оценок людей? Инженеры определяют эффективность как отношение работы, выполненной машиной, к энергии, потребляемой этой машиной, и выражают это в процентах. Отсюда утверждение: «дизельный локомотив эффективнее паровоза». В России 99% управленцев бывшие инженеры. Поэтому им «понятна» мысль, что эффективность производства — это отношение «входа» к «выходу» производственного процесса. Чем больше разница между тем, что затратили, и тем, что получили (в пользу последнего), тем эффективнее сработали.

Но, по законам термодинамики отношение энергии входа и энергии выхода всегда (буквально всегда) равно единице для любого процесса. О какой же разнице на входе и выходе идет речь? И в паровом, и в дизельном двигателе это отношение равно единице, но в паровом двигателе большая часть энергии растрачивается впустую, а не на ту работу, которая считается людьми полезной.

Интересно, оказывается, «разница» зависит от нашей оценки полезности. Это важный для управления вывод. Эффективность — это оценочная категория. Следовательно, эффективность любого производственного процесса является субъективной мерой, она может меняться с изменением наших оценок. Если это так, на чью субъективную оценку будем опираться: того, кто осуществляет этот процесс, того, кто управляет этим процессом, или того, кто вложил деньги в обеспечение этого процесса?

А если сменили исполнителя или управляющего? Размышляя о таком понимании эффективности, опять «наступаем на тень» мифа о существовании организационных целей, индифферентных по отношению к группам влияния. Технологическая (объективная) эффективность — это иллюзия.

Технологическая (объективная) эффективность — это иллюзия.

Вернемся к целесообразности осуществляемой деятельности (effectiveness). Итак, определение эффективности зависит от субъективных оценок. А сами оценки сильно зависят от того, к какой группе влияния мы принадлежим в этом конкретном деле. Это, так сказать, социальный фактор целеполагания. Е

сть, однако, еще один важный фактор, который, будучи неотрефлексированным, приводит к проблемам в управлении. Имеется в виду когнитивный фактор — представление человека, принимающего стратегические решения, о самом общем устройстве мира и месте человека в этом мире. Иными словами, речь идет об онтологической картине мира. Одна картина мира покоится на отвергнутом выше представлении об объективной эффективности. Кратко ее можно описать следующим образом. Человек является активным субъектом по отношению к миру, в котором он живет. Мир выступает в качестве объекта его деятельности. Человек формирует некоторый идеал состояния объекта, которым он управляет, объявляет этот идеал своей целью, а затем стремится перевести этот объект в то состояние, которое он считает идеальным. Применительно к социальным системам это выглядит как мысленное конструирование «идеальной жизни» (в обществе или организации), затем требуется «воля», чтобы перейти к этому состоянию.

Здесь бросается в глаза неизменная функция образца (идеала) — он выступает в качестве цели, которой надо подчинить (раз ее выбрали) всю нашу практическую деятельность.

Определение эффективности поставленных целей является субъективной оценкой стратега. Если он ошибается, то проигрывает или несет большие издержки.

С античности и до наших дней европейское сознание часто «буксовало» в этой категорийной оппозиции: «идеал — воплощение» и породило много частных пар противоположностей, производных от этого архетипа. Назовем некоторые из них:

  • цель — результат;
  • план — реализация;
  • теория — практика;
  • мечта — реальность;
  • норма — прецедент.

Считается, что античные греки «наградили» нас такой дихотомией. Важен, однако, результат. Науку и искусство, например, такая картина мира (субъект-объектное отношение плюс набор дихотомических пар) длительное время устраивала. А вот в военном стратегическом искусстве была особенно заметна узость такой дихотомии.

Клаузевиц1 в начале XIX века сделал попытку создать теорию военного стратегического искусства, но, находясь в плену вышеизложенной картины мира, так и не достиг цели. Основную причину своей неудачи он видел в том, что «жизнь всегда расходится с теорией». Свидетельства же удачных стратегических решений, дошедшие до нас в пересказе современников, не позволяют реконструировать их в виде теории. Ссылки на гениальность полководцев не помогают делу, ведь гению не нужна теория. В конечном итоге эффективность стратегических целей определяет лицо, наделенное полнотой власти в данной компании.

Наиболее важными являются следующие положения:

    1. Определение эффективности поставленных целей является субъективной оценкой стратега. Если он ошибается, то проигрывает или несет большие издержки.
    2. Эффективность покоится на основе учета композиции целей групп влияния, а также оценке альтернативной стоимости используемых для достижения стратегических целей ресурсов.
    3. Эффективными являются в конечном итоге те цели, достижение которых не требует чрезмерных усилий, но совершается «как естественное движение.


https://upr.ru/

5 ловушек, которые убивают инновации в бизнесе

 




Michelin разработали революционную шину, но за почти 10 лет не смогли сделать ее популярной. Nokia первой в мире выпустила 3G-телефон, однако он не покорил рынок. А Pfizer получили за многообещающий ингалятор для введения инсулина Exubera прибыль в 100 раз меньше прогнозируемой. 

Эти компании стали жертвами слепой зоны инноватора: не смогли увидеть, что успех продукта зависит не только от них самих, но и от партнеров.

Об этом в книге «Широким взглядом» рассказывает Рон Аднер — профессор стратегии и предпринимательства в Tuck School of Business (США). Исследуя инновации в бизнесе, он пришел к выводу, что блестящий продукт — не гарантия победы на рынке. Не менее важна готовность к переменам всех посредников, стоящих между вами и потребителем. Аднер приводит примеры громких неудач в бизнесе и инструменты, которые помогут их избежать. 

Записали самое интересное.

Ловушка №1. Пренебрегать неготовностью партнеров к инновациям

С начала 1990-х мировые бренды разрабатывали прототипы революционного 3G-телефона. Передача потокового видео, GPS, автоматическая система платежей, мощные приложения — это должен был быть гаджет нового поколения. Интерес к будущему устройству подогревался тем, что мобильные операторы тратили десятки миллиардов долларов на разработку сетей для 3G. Рынок был в предвкушении взрыва.

В 2002 году Nokia первой выпустила 3G-телефон. И хотя компания выиграла гонку, приз она не получила. Ожидалось, что преимущества 3G будут побуждать потребителей покупать новые телефоны. Но на практике эйфория по поводу 3G-связи не имела оснований. В 2000 Nokia прогнозировала, что через два года 300 млн телефонов будут подключены к мобильному интернету. Фактическое же количество составляло 3 млн. А отметка в 300 млн была достигнута только в 2008. Эта задержка нанесла удар по росту компании.



Ошибка Nokia заключалась в том, что она сосредоточилась на своих возможностях — способности создать крутое аппаратное обеспечение. Но многое зависело от готовности партнеров к переменам в своих нишах. Например, чтобы реализовать ожидаемую функцию передачи кастомизированного потокового видео, были нужны такие условия:

  • софт для переформатирования видео под мобильный телефон
  • изменения в маршрутизаторах и базах данных, чтобы мобильные операторы знали, какие клиенты по каким тарифам на какое потоковое видео подписаны
  • решения в сфере управления цифровыми правами, чтобы сотрудничать с владельцами контента

І все это делала не Nokia, а другие игроки рынка, которые еще не были готовы к резким инновациям.

Как избежать ошибки: трезво определять вероятность успеха общих с партнерами шагов. 

Представим, что у вас есть два партнера по проекту. Вы оцениваете шансы успешно выполнить свою часть работы на 85%, а партнеры свои — на 80% и 50% соответственно. Общая вероятность успеха проекта — не средний показатель 70%, а умножение каждого прогноза:

0,85 х 0,80 х 0,50 = 34%

Понимая реальные шансы, вы можете корректировать проект: 

  • усилить самого слабого партнера своими ресурсами
  • изменить задачи, чтобы уменьшить ответственность самых слабых игроков
  • искать других компаньонов или отложить проект, если понимаете, что на рынке нет партнеров для задач такого уровня

Осознав, что без сильных партнеров удачного продукта не будет, в 2011 году Nokia стала союзником Microsoft — приобрела ОС Windows Phone. Но будущее смартфонов наступило уже без нее.

Ловушка №2. Думать, что игроки рынка сами захотят меняться

В середине 90-х Michelin разрабатывала инновационные шины с системой PAX. Благодаря особому строению они должны были продолжать «работать» после прокола еще 200 км без потери характеристик. Автопроизводителям идея понравилась, потому что они могли использовать эту шину как рыночное преимущество в своих авто. Michelin выпустила продукт в начале 1998 года и получила сделки с Mercedes, Cadillac, Audi, Rolls-Royce и Honda.

Но когда водители искали сервисы по ремонту своих инновационных шин, оказывалось, что далеко не все мастерские готовы предоставлять такие услуги. Клиенты были вынуждены покупать новые шины, а не ремонтировать их. И начали подавать судебные иски против производителя. В 2007 Michelin объявила о прекращении развития PAX.

Чтобы сервисные центры начали работать с шинами, им нужно было:

  • закупить новое оборудование
  • научить персонал
  • обеспечить сертификацию своих техников

Но целесообразность перемен для мастерских зависела от того, на скольких авто уже установлены шины с PAX. Потому что это напрямую влияет на потенциальное количество клиентов, а значит, и на прибыль. Пока количество авто с новыми шинами оставалось небольшим, нужно было привлечь автомастерские другими предложениями. Иначе им невыгодно меняться.

Как избежать ошибки: с самого начала прорабатывать с партнерами всю цепочку изменений в их работе и учиться продавать им эти изменения. 

Между компанией-инноватором и конечным потребителем стоят поставщики, дистрибьюторы и продавцы. Если ваши решения вписываются в их процессы, они — ваши партнеры. Но как только им приходится меняться, чтобы продвигать ваш продукт, они становятся одновременно и вашим потребителем, которому вы должны продать идею.

Michelin могли предложить одному из автопроизводителей эксклюзивный контракт. Например, он получает шины на более выгодных условиях, но все его автосервисы должны установить нужное оборудование для ремонта шин с PAX и обучить персонал.

Ловушка № 3. Забывать о решениях вокруг продукта

В 2006 году Sony выпустила электронную книгу PRS-500, которая имела шансы захватить рынок устройств для чтения. Она была тонкой, легкой, с мощным аккумулятором и технологичным экраном.



Компания разработала совершенное устройство, но не продумала то, как на него будет попадать контент. В интернет-магазине Sony было 10 тыс. книг, тогда как средний офлайн-книжный предлагал в несколько раз больше. Логичный шаг — привлечь издательства, предоставляющие контент. Но с их стороны возникало несколько проблемных моментов:

  • какой процент от продажи книг будет платить компания
  • как будут решаться вопросы юридических прав и защиты от пиратства

Пока эти проблемы не были решены, не было контента. А значит, Sony создала продукт, который не закрывал главный запрос потребителей — читать.

Как избежать ошибки: разрабатывать карту клиентских ценностей — как продукт пошагово будет закрывать запрос клиента с привлечением третьих игроков. Ваше предложение должно учитывать все нужды потребителя. Чтобы он не думал о том, какие дополнительные действия ему нужно предпринять для полноценного пользования продуктом. 

В то время это поняли в Amazon. Их ридер Kindle технически уступал устройству Sony. Но Amazon не пытался выпустить идеальный продукт — он предложил потребителям решение: десятки тысяч книг за $9,99 в одном магазине, на собственной площадке. А ридер был просто инструментом.

Чтобы обеспечить клиентов контентом, в Amazon решили проблемные вопросы издателей:

  • за каждый электронный экземпляр компания будет платить 50% стоимости бумажной версии
  • Kindle будет закрытым и запатентованным, поэтому потребители не смогут делиться книгами с другими людьми

Через 3 года Amazon владел 80% рынка букридеров. А устройство Sony было лишь на 5 месте по популярности. 

Ловушка №4. Бороться за первенство без профита

В 1998 южнокорейская компания SaeHan Information Systems выпустила первый в мире цифровой плеер MPMan. За два последующих года, предчувствуя развитие рынка, свои продукты представили еще около 10 компаний, в том числе Sony, Samsung, Compaq. В 2001 только в США на рынке было более 50 плееров от разных брендов. Но ни один из них не доминировал. Более того — по состоянию на 2001 компании все вместе продали менее 250 тыс. устройств.



В том же году Apple вышла на рынок с iPod. Конкуренты считали, что бренд опоздал. Но на самом деле плеер яблочной компании появился вовремя, а вот все его предшественники стали жертвами фальстарта. Немного цифр для подтверждения:

  • в 2001 году Apple продала 125 тыс. устройств, а в 2002 — 600 тыс.
  • между 2004 и 2005 продажи iPod выросли на 616%
  • в 2008 Apple занимала 48% рынка MP3, а ее ближайшие конкуренты — 8%

Преимущество Apple было не в устройстве как таковом, а в экосистеме, которая стала частью продукта. 

Предшественники разрабатывали технически привлекательные продукты, но не учитывали важную деталь: владельцам MP3 приходилось долго загружать музыку на свои девайсы. Во-первых, не было единого сервиса с контентом, во-вторых, тогдашние USB-порты не давали высокой скорости передачи данных. А в-третьих, еще не была сильно развита широкополосная связь. И если первые две проблемы производители могли попытаться решить сами, то третья требовала только наблюдения за ситуацией. Что и понимали в Apple, ожидая перемен на рынке.

Когда ситуация с широкополосной связью улучшилась, у Apple уже были iTunes и Apple Store, которые открывали доступ к контенту. 

Как избежать ошибки: не выпускать продукт просто ради того, чтобы быть первопроходцем. Если на рынке есть проблема, общая для всех игроков и не дающая раскрыть потенциал продукта, лучше выбрать активную подготовку, а не агрессивный запуск.

Пионеры обладают очевидными преимуществами: раньше конкурентов изучают рынок и устанавливают стандарты в нише. Но это не дает профита, если успех зависит от проблем рынка, которые вы не способны решить. Пока они будут существовать, продукт не принесет ценности, поэтому не важно, выпустите вы его первым, вторым или третьим. Важнее — сделать это тогда, когда рынок будет готов.

Ловушка №5. Недооценивать сложности партнеров

В начале 2000-х на фармацевтическом рынке начались соревнования за то, кто выпустит лучший ингалятор для введения инсулина. Novo Nordisk начал разработку препарата AERx, Pfizer — Exubera, Eli Lilly — Air. Первым был Pfizer.

Компания прогнозировала, что к 2010 году продажи Exubera составят $1,2 млрд. Но показатели были неутешительными — и в 2007 Pfizer все остановили. Общий объем продаж составлял всего $12 млн. В 100 раз меньше, чем ожидалось. Exubera стала громким провалом в истории фармацевтического бизнеса.

Exubera была далека от идеала. Но в Pfizer думали, что могут решить все проблемы:

  • Первые модели были громоздкими — но компания уже разрабатывала более утонченные устройства второго поколения.
  • Exubera была дороже аналогов — но со временем долю расходов клиентов должна была покрывать страховка.
  • Устройство требовало специальной подготовки со стороны врачей — поэтому Pfizer предполагал, что первыми его начнут использовать опытные эндокринологи.
  • Перед назначением препарата пациент должен был пройти проверку легочной функции — но эту несложную процедуру можно было сделать на приеме у врача-терапевта.

Проблема заключалась в двух последних пунктах. Потому что их реализация зависела не от Pfizer, а от третьей стороны — врачей. 

На практике все выглядело так: после первого приема эндокринолог должен был направить пациента к терапевту для тестирования, а затем — снова принять его для назначения Exubera. Но очередь к эндокринологам в США составляла от 3 до 9 месяцев. К тому же для использования Exubera врачам нужно было пройти переквалификацию, то есть выделить время на обучение. Даже если бы Pfizer начал мотивировать специалистов на изменения, их невозможно было реализовать по объективным причинам.

Как избежать ошибки: реалистично оценивайте не только свои сложности, но и проблемы партнеров. 

Забудьте о подходе «исправим это уже по ходу». У союзников могут быть трудности, которые потребуют масштабных изменений вашей стратегии. Поэтому заранее определите, какие преграды необходимо убрать, чтобы партнеры могли внедрить ваше предложение и сделать его ценным для потребителя. Если же эти препятствия невозможно обойти, меняйте свою стратегию.


https://l-a-b-a.com/