Как бы человек не познавал мир, находясь в условиях индивидуального анализа или коллективного мышления, ему нужны специальные средства, позволяющие удерживать точку концентрации внимания, чтобы мысль не совершала хаотичного движения и прыжков, а могла последовательно углублять и совершенствовать представление об объекте рассмотрения. Более того, даже индивидуально размышляя о каком-либо предмете, мы организуем внутренний диалог, приводящий к систематическому уточнению образа. Фиксация мысли возможна в виде того или иного типа схематического изображения или модели, овнешняющего процесс мыслительной деятельности. Сама идея желательности объективизации сути предмета рассмотрения и обсуждения через какое-либо его внешнее представление, образ, конструкцию или план существовала достаточно давно.
В качестве примера можно привести слова Р.Декарта из работы "Правила для руководства ума": "В большинстве случаев полезно также чертить эти фигуры и представлять их внешним чувствам для того, чтобы таким образом легче удерживать нашу мысль сосредоточенной".*
Важность овнешненного представления результата мышления во многом определяется человеческой природой.
Так, Н.А.Умов утверждал: "Чем человек ни мыслил, идеями или образами действительности, как те, так и другие имеют одно общее происхождение - область чувствований… Нашим уделом является создание картин, движущихся панорам, фигур, образов, короче - моделей существующего и совершающегося, не противоречащих друг другу, а связанных между собой".* Таким образом, наглядность является характерной чертой нашего знания, определяемой его чувственным происхождением, чувственным устройством всего мировосприятия человека.
В.А.Штофф выделил четыре основных принципа, объясняющих необходимость наглядного выражения любого знания: "Во-первых, необходимость чувственного восприятия внешнего мира в качестве исходного материала для мыслительной деятельности; во-вторых, необходимость языка как определенной системы чувственно воспринимаемых знаков (слышимых или видимых сигналов), являющихся носителями значения, в-третьих, необходимость на любой ступени абстрактного мышления опоры на чувственный материал, относящийся к предмету исследования, в виде иллюстраций, конкретных примеров, схем, диаграмм, графиков и т.п.; в-четвертых, обязательная связь мыслительной деятельности любой степени абстрактности в конечном счете с практикой, представляющей собою предметную, чувственную деятельность".** При современном широком и вариантном понимании смысла словосочетаний "чувственное восприятие", "практика" и "деятельность" тезисы В.А.Штоффа в достаточной степени раскрывают суть вопроса.
Однако никогда ранее изображению не придавалось операционально-технологическое значение, это была лишь фиксация образа объекта у говорящего, овнешнение его индивидуального содержания.
В Московском методологическом кружке (под руководством Г.П.Щедровицкого) сами обсуждения старались организовать в соответствии с требованиями коллективной мыследеятельности, что приводило к необходимости появления отчужденного поля, на которое и следовало выкладывать, одновременно оформляя, свои соображения, чтобы другие могли либо прикрепляться к какой-нибудь точке рассуждения и развивать ее, либо критиковать, опять же четко показывая место критики. При этом, так как в качестве предмета анализа рассматривались сложные понятия, а сама работа по их анализу ²проходила под большим влиянием модельно-наглядной установки",* эталоном удачного завершения деятельности являлось проявление схем или моделей. Для использования полученных схем в дальнейших дискуссиях либо в качестве понятия (об объекте), либо в качестве средства исследовательской деятельности необходима была работа в двух направлениях:
- во-первых, разработка норм и правил оформления схематических изображений, позволяющих однозначно трактовать смысл всем участникам обсуждения;
- во-вторых, разделение схем и изображений по разным функциональным пространствам (плоскость фиксации самого объекта или явления, плоскость представления деятельности имеющая внутри себя "табло сознания и верстак".*
Для такой организации работы не только накапливаются категориальные и онтологические схемы, составляющие базис дальнейших разработок, но и одновременно фиксируется путь или траектория движения коллективной мыследеятельности, что в случае удачного решения проблемы позволяет анализировать процедуру работы, выявляя неслучайное, и таким образом вычищать и суммировать собственно методологические закономерности в виде схем деятельности (мыследяетельности), характерных для определенного типа мыслительных задач.
Итак, развитие мышления человека стимулируется определенными средствами, позволяющими оформлять содержание и фиксировать процесс принятия решения для дальнейшей его оптимизации. Особенно это важно для управленческой дискуссии, где требуется высокая организованность мышления, при возникновении нескольких противостоящих точек зрения. Если применять специальные схемы в организованной дискуссии, организованном мышлении, то возникают уникальные условия для придания содержанию мысли формы, понятной и удобной для работы с ней всем тем, кто заинтересован в ее содержании, кто готов к критике или разворачиванию точки зрения, а соответственно, и к саморазвитию.
Наиболее ценным, уникальным средством организации мышления является язык схематических изображений, разработанный коллективом методологов под руководством О.С.Анисимова?.
Общая часть языка схематизированных изображений (ЯСИ)
Специальная часть языка схематизированных изображений (ЯСИ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий