Ни для кого не секрет, что предприятие – это сложная система, в которой действуют установленные принципы и правила её функционирования. Любая система предприятия, по аналогии с человеком: рождается, развивается, взрослеет, стареет и, к сожалению, умирает.
В современной теории менеджмента широко применяются такие понятия как жизненный цикл компании (И. Адизис), уровень организационного развития (Б. Мильнер), в соответствии с которым любая организация создаётся, растёт, развивается по определённым известным законам и принципам. Зная эти законы, руководители могут всегда обеспечить условия для динамичного развития и роста, не доводя до фаз спада, старости и смерти компании. Успех в развитии компании определяется существующей системой управления, которая также, как и компания должна развиваться.
Однако, многие Российские компании прошедшие успешно стадии становления и роста, попадают в стагнацию. При этом, многие руководители ощущают, что развитие компании замедлилось и в ряде случаев наблюдается даже деградация, выраженная неповоротливостью и бюрократизацией, излишней формализацией системы управления. Эти явления называются кризисами управления, которые обязательно возникнут, когда рост и развитие компании опережает развитие системы управления (это можно сравнить с ребенком, который вырос из своей одежды и выглядит как-то странно).
Классификация уровней организационного развития системы управления (ИСМ)
Каждый уровень имеет свои отличительные особенности и характеристику кризиса перехода на следующий уровень.
Отличительные особенности каждого уровня
Первый уровень «Становление» |
- Отсутствие формализованных целей и системы показателей.
- Отсутствие формализованной системы планирования (планирование потребностей в ресурсах, планирование развития).
- Отсутствие формализованной, организационной структуры управления.
- Отсутствие чётких функциональных обязанностей руководителей и сотрудников.
- Отсутствие формализованных целей и показателей результативности и эффективности.
- Отсутствие необходимой нормативной документации.
- Централизация управления (все решения принимает первый руководитель).
- Отсутствие стратегии развития организации.
|
Второй уровень «Формализация» |
- Возникновение «функциональных» барьеров между подразделениями/сотрудниками.
- Несовершенная оценочная система результативности и эффективности вынуждает сотрудников и руководителей отстаивать только свои локальные цели и показатели, в ущерб общим целям организации.
- Увеличение бюрократического, управленческого аппарата, с увеличением объёма управленческих функций (контроль, согласование и совещание) и численности «управленцев».
|
Третий уровень «Интеграция» |
- Интеграция различных аспектов деятельности, таких как управление качеством, экологический менеджмент, логистика приводит к централизации управления, что замедляет скорость принятия решений и снижает эффективность работы.
- Увеличиваются издержки на централизованное управление ключевыми аспектами деятельности, влияющие на устойчивую конкурентоспособность.
|
Четвёртый уровень «Экспансия» |
- Возникает конкуренция между подразделениями за достижение лучшего результата (преследование собственных целей и показателей) и получение больших ресурсов.
- Недостаточное делегирование полномочий на «нижние» уровни управления-снижает скорость принятия решений.
- Отсутствие общеорганизационной корпоративной культуры (принципы, ценности и политики).
- Отсутствие системы измерения лояльности, удовлетворённости и эмоциональной привязанности сотрудников.
|
Пятый уровень «Координация» |
- Бюрократическая система управления и несоответствующая система мотивации не позволяют в полном объеме раскрыть человеческий потенциал.
- Организационная структура управления с определенной функциональной ответственностью сдерживает дальнейшее развитие организации из-за замедления скорости принятия управленческих решений.
|
Шестой уровень «Самоорганизация и саморазвитие» |
Примечание: В настоящий момент не определены особенности управления на данном уровне организационного развития управления, приводящие организацию к кризису управления. |
Если организация попала в кризис управления, то у неё есть два пути
- Совершенствовать свою систему управления и перейти на новый уровень (рекомендуемое).
- Ничего не менять в подходах и методах управления и ждать пока организация не прекратит своё существование.
Разработана детальная технология выявления и устранения кризисов управления для перехода на следующий уровень организационного развития управления.
Основные направления реализации технологии организационного развития
Резюме - Кризис управления можно предотвратить, для этого необходимо постоянно развивать систему управления, а так же переходить на новые и эффективные уровни организационого развития системы управления. Предлагаем Вам совместно с ведущими специалистами ООО "РусКонсалтПроект" скорректировать процессы стогнации на основе методов регулярного менеджмента, которые приведут к устойчивому развитие как системы управления так и компании в целом, сокращая Ваши время и деньги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий