7.1. Анализ ресурсов компании
Анализ ресурсов компании включает в себя:
1) анализ наличия ресурсов (количества и качества ресурсов),
2) анализ эффективности и результативности ресурсов.
Анализ наличия ресурсов проводится по видам ресурсов:
- производственные мощности. Выбор мощностей основан на опыте, изучении спроса, структуре производства, гибкости;
- материалы, комплектующие (стоимость, транспортировка, логистика). Вытекающий элемент – качество, которое влияет на процесс формирования ценовой политики и рыночной позиции;
- инновации, которые формируют стратегию развития компании;
- человеческий потенциал. Внимание акцентируется на максимизацию продуктивности и коммуникабельности и соответствии политики управления персоналом целям и задачам компании;
- маркетинговые технологии. Анализируется связка: «рыночный сегмент – маркетинговый план – позиционирование». Исходя из характеристик параметров, возможна оценка дифференцированного, недифференцированного и сфокусированного сегментов;
- информационные ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- инфраструктура.
Анализ эффективности и результативности ресурсов основан на следующих предпосылках:
- результативность – это степень реализации запланированного;
- эффективность – это показатель стремления к конечному результату (вариант правильности направления к цели).
Таким образом, возможна ситуация, когда ресурсы компании обладают результативностью (в процессе реализации получаем запланированный результат), но отсутствует эффективность (данный результат не соответствует стратегическим целям компании).
Целесообразно разделять ресурсы и активы компании: активы это составляющая часть ресурсов, от использования которых ожидается экономический эффект, т.е., актив - это то, чем организация владеет и что она может использовать в экономических целях. Управление активами предполагает ответы на вопросы:
- что является активами (материальными и нематериальными);
- всегда ли следует обладать правом собственности на актив;
- как оценивать активы.
Рыночную капитализацию определяют и нематериальные активы, которые помогают материальным генерировать ценность. Например, знания об изменяющихся вкусах потребителей позволяют адаптировать технологии, сырье и предлагать продукцию с требуемыми характеристиками.
7.2. Анализ ключевых компетенций и конкурентных преимуществ компании
Ключевые компетенции обеспечивают прочную конкурентную позицию компании и уровень прибыльности выше среднего по отрасли. Ключевые компетенции определяются исходя из конкурентных возможностей и ресурсов компании и позволяют сформировать конкурентные преимущества. Пирамида формирования конкурентного преимущества представлена на рис. 7.1.
Логика процесса включает в себя следующие этапы:
1) организация, обладая определенным уровнем ресурсов, развивает способности к деятельности, что сформирует возможность;
2) по мере приобретения опыта возможность трансформируется в компетенцию - совокупность навыков, знаний, ноу-хау, ресурсов и технологий отдельных функциональных направлений;
3) уникальная компетенция создает основу для конкурентного преимущества, когда ее замечают потребители.
Рис. 7.1. Формирование конкурентного преимущества компании
Рассмотрим отдельные составляющие пирамиды.
1. Ресурс создает конкурентное преимущество, если:
- трудновоспроизводим,
- имеет возможность длительного пользования,
- обладает превосходством,
- обладает устойчивостью к нейтрализации.
2. Ключевые компетенции имеют следующие особенности:
- компетенция шире технологии или одной составляющей ключевой характеристики;
- компетенции редко опираются на опыт или деятельность одного направления (чаще возникают как результат синергизма);
- формирование и совершенствование компетенций – задача высшего руководства;
- для превращения ключевых компетенций в преимущества, необходимо вложить в их создание больше, чем конкуренты;
- компетенции должны быть достаточно широкими и гибкими;
- ключевая компетенция обеспечивает конкурентное преимущество лишь в том случае, если является уникальной по сравнению с аналогичной компетенцией конкурентов.
Выделяют три категории ключевых компетенций:
- отработавшие – взяты на вооружение основными конкурентами и превратились в отраслевые стандарты (являются обязательным условием выживания на рынке);
- неперспективные – в данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать широкодоступными;
- устойчивые – могут служить основой для формирования стратегии компании.
7.3. SNW-анализ
Наиболее общим подходом к стратегическому анализу внутренней среды является SWOT-анализ, в части SW (с позиции сильных (Strength) и слабых (Weakness) сторон организации). Процедурно SW-подход рекомендуется дополнить подходом SNW, где N означает нейтральную позицию (табл. 7.1).
Таблица 7.1
SNW-анализ
Стратегические позиции и характеристики | Качественная оценка | ||
S | N | W | |
1. Общая (корпоративная) стратегия | |||
2. Бизнес-стратегии по конкретным бизнесам | |||
3. Организационная структура | |||
4. Финансы как общее финансовое положение | |||
5. Продукт как конкурентоспособность | |||
6. Структура затрат | |||
7. Дистрибуция как система реализации продукта | |||
8. Информационная технология | |||
9. Способность к реализации на рынке новых продуктов | |||
10. Способность к лидерству | |||
11. Уровень производства | |||
12. Уровень маркетинга | |||
13. Уровень менеджмента | |||
14. Качество персонала | |||
15. Репутация на рынке | |||
16. Отношение с органами власти | |||
17. Отношение с профсоюзом | |||
18. Инновации и исследования | |||
19. Послепродажное обслуживание | |||
20. Корпоративная культура | |||
21. Стратегические альянсы и т.д. |
В нейтральной позиции фиксируется среднерыночное состояние. Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться состояние, когда организация относительно конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному фактору – в состоянии S.
Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации должен быть системным как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов организации, так и в плане применяемого аналитического инструмента.
https://bit.ly/3fmQbg0
Комментариев нет:
Отправить комментарий