среда, 28 сентября 2022 г.

«Турбулентность внешней среды» И. Ансоффа. Инструмент #9

 


«Турбулентность внешней среды». На мой взгляд, гениальная вещь. Может даже «будет посильнее «Фауса» Гёте»

Игорь Ансофф по праву считается «отцом стратегического менеджмента». Чаще всего его вспоминают в связи с матрицей «Товар-Рынок». Но модель типов реакции компании на внешнюю турбулентность вносит более важный вклад в стратегический менеджмент.

Данную концепцию Ансофф описывает как модель внешней среды, которая имеет несколько уровней турбулентности. От слабой и легко прогнозируемой, до очень изменчивой и, соответственно, непредсказуемой. Т.е. предтеча из 60-х «Черного лебедя» Талеба и концепции VUKA.  

Ансофф предлагал оценивать турбулентность внешней среды по ряду показателей: уровень сложности рынка; степень новизны будущего; скорость, с которой меняется внешняя среда; возможность предсказать будущее поведение рынка. 

Особый интерес вызывает квадрант «Переломный момент». Который в очередной раз отсылает нас к  S-образным кривым жизни систем и жизненному циклу Адизеса. Например, Герман Греф вначале своего руководства запустил изменения в стиле «Перестройка». Благо время позволяло. Но с развитием информационных технологий прямо заявил о поворотном моменте в стратегии «Сбербанка». Сказал:  «Мы больше не конкурируем с другими финансовыми организациями. Наши новые конкуренты – компании «Amazon», «Google», «Alibaba Group»...». Не дословно, конечно, но смысл я передал. И сейчас «Сбербанк» – крупнейшая IT-компания России. Ну уж точно в ТОП-3 входит.

Наш опыт

А вот компании поменьше этот сигнал чаще всего пропускают. Один наш партнер – производитель комплектующих для техники – попал в «ценовую вилку». С одной стороны есть дешевые аналоги из Китая. С другой стороны предложение качественного продукта из Германии. В общем, на любой вкус. А они – типичные «застрявшие посередине». Но есть лазейка. За годы производства на территории бывшего СССР сформировался огромный парк техники. И он (парк) требует ТО и капитального ремонта. Надо только объяснить, почему надо отказаться от дешевых комплектующих. Мы предложили сменить позиционирование на «сервисный центр» с соответствующей стратегией. На что получили гневную отповедь: «Мы — ПРОИЗВОДСТВО». Т.е. турбулентность внешней среды есть, а реакции нет. Ходят слухи, что на месте их производства хотят возвести очередной торговый центр. А жаль.

https://bit.ly/3rmcKUB

Комментариев нет:

Отправить комментарий