Стратегия организационного развития – это сбалансированный по времени и ресурсам долгосрочный план работы компании по изменению и адаптации её внутренних структур и систем с целью достижения их соответствия принятой стратегии развития и повышения вероятности достижения целей.
Взаимосвязь деятельности в области оргразвития и стратегии компании осуществляется через каскадирование последней и формирование в ходе этого процесса функциональной стратегии компании в области организационного развития. Результатом этой работы является стратегия организационного развития, которая является одной из нескольких ключевых функциональных стратегий компании. В ней закладывается фундамент, обеспечивающий эффективную реализацию стратегических целей компании.
Организационное развитие является одним из непрерывных процессов управления организацией, в рамках которого осуществляются изменение и адаптация различных структур, слоёв и систем компании в целях реализации её стратегических планов.
Какую роль стратегия организационного развития играет в управлении компанией
Управление организационным развитием осуществляется в тесной взаимосвязи с долгосрочными и краткосрочными целями компании. Процесс организационного развития представляет из себя так называемую «настройку» организации на стратегию. В рамках такой настройки осуществляется трансформация внутренней среды и системы управления компании для того, чтобы наиболее эффективно способствовать достижению стратегических целей.
Если в вашей компании есть процесс организационного развития, но нет стратегии в области организационного развития, то это один из основных негативных индикаторов низкого качества вашей системы управления. Это характерно для невысоких способностей компании реализовать свою стратегию.
Связывать оргразвитие со стратегией компании необходимо ещё и потому, что реализация любой амбициозной стратегии будет буксовать без изменений в системе управления компании. Именно проблемы систем управления компаний стоят за большинством нереализованных стратегий, а вовсе не дефицит финансовых ресурсов.
В статье пойдёт речь о том, как и на основе чего можно разработать стратегию компании в области организационного развития, как сделать её наиболее качественной и как обеспечить устойчивость функции организационного развития в компании.
Стратегия организационного развития – ключ к долгосрочному успеху компании
Самая верная антикризисная стратегия для любой организации заключается в улучшении системы стратегического управления. Это даёт возможность предвидеть кризисы, лучше понимать их природу и осознавать возможные последствия для компании. Такой подход позволит также не только реагировать на кризисы, но быстро и грамотно использовать возникающие возможности.
Рассмотрим, как предприятия могут извлечь максимальную выгоду из улучшения качества управления, в частности, стратегического управления.
Обычно производственные предприятия сфокусированы на повышении операционной эффективности, оставляя вопросы качества стратегического менеджмента за бортом. Кризисы, с которыми приходится иметь дело бизнесу, потому и происходят, что подавляющее большинство компаний неправильно оценивают перспективы будущего развития. В предкризисных условиях они продолжают обычную работу, не учитывая множество факторов и сигналов.
Влияние контура стратегического управления на совокупные экономические результаты
Обработка таких сигналов происходит в контуре стратегического управления. По данным исследования качества систем управления, который мы проводим через анкетирование и интервью, большинство компаний имеет неудовлетворительное качество управления. Это закономерный результат, подтверждающий ведущую роль качества управления не только для экономики отдельного предприятия, но и страны в целом.
Ниже вы видите долгосрочные экономические результаты нескольких стран. Качество управления на микро и макроэкономических уровнях является одним из самых значимых факторов, определяющих позиции стран в экономической иерархии.
Каждый кризис даёт определённые возможности, в том числе и для промышленных предприятий. Но именно эти предприятия являются наиболее зависимыми от существующей траектории развития. Поэтому управление этими траекториями должно происходить с учётом долгосрочных тенденций.
Эти тенденции не линейные, а циклические, к тому же, они подвержены принципам системной динамики. Учёт таких сложных факторов в своих долгосрочных планах возможен только для компаний с высоким уровнем качества системы стратегического управления.
Как стратегия организационного развития помогает отвечать на кризисные изменения среды
Кризисы создают тектонические сдвиги для многих отраслей: большинство предприятий вынуждены вносить изменения не только в операционную деятельность, но и изменять свои бизнес-модели. Эта работа является одной из задач контура стратегического управления и одной из составляющих стратегии предприятия в современных условиях.
Таким образом, стратегии корректировки или полной смены бизнес-модели могут быть наиболее актуальными для предприятий в сложившихся экономических условиях. Успешность изменения бизнес-модели, как и любой другой стратегической трансформации, зависит от качества системы управления компании.
Стоит отметить, что квалификация менеджмента не является определяющим фактором качества этой системы. Повышение качества управления происходит через вживление в повседневную работу компании специальных управленческих процедур. Совокупность таких процедур можно назвать устоявшимися процессами системы стратегического управления предприятием.
Внедрение таких изменений и улучшение системы управления компании происходит в рамках процесса организационного развития. Эта работа, как правило, долговременная и должна осуществляться в полном соответствии с принятой корпоративной или бизнес-стратегией компании.
Поэтому управление данным процессом становится гораздо эффективнее при тщательном, долговременном и взаимосвязанном планировании всех проектов, связанных с улучшением системы управления. Такая работа проводится в рамках разработки и периодической корректировки стратегии организационного развития.
Стратегия организационного развития: с чего начать разработку ?
Основой для разработки стратегии организационного развития могут быть несколько документов. Например, корпоративная стратегия развития многопрофильной компании, либо бизнес стратегия компании. Эти стратегии в зависимости от размера организации могут быть и единым документом.
На рисунке ниже показан возможный вариант взаимосвязей между стратегиями компании. Конкретный состав стратегий может быть индивидуальным для каждой компании и может зависеть от масштаба компании, отрасли и многих других факторов.
Суть состоит в том, что стратегия развития компании является основой для разработки подчинённых функциональных (инфраструктурных) стратегий. Каждая из этих стратегий разрабатывается в процессе каскадирования корпоративной стратегии развития.
Стратегия организационного развития усиливает идеи основного долгосрочного плана компании и дополняет его конкретными действиями по изменению внутренних структур, процессов и систем управления организации с целью достижения стратегических целей.
Это влияние взаимозависимое, т.к. другие функциональные стратегии и даже корпоративная стратегии также могут корректироваться на основе стратегии оргразвития и наоборот.
Для создания комплекта стратегий компании мы разработали специальную проектную программу. В рамках этой программы вашей командой может быть разработан полный комплект стратегий компании, включая корпоративную стратегию, функциональную стратегию в области организационного развития компании и другие стратегии.
Чем является стратегия организационного развития по своей сути?
Для начала нам необходимо подробнее разобраться, чем занимается рассматриваемый нами функционал компании.
Организационное развитие является процессом, в рамках которого осуществляются изменения и адаптация различных структур и систем компании в целях реализации её стратегических планов (подробности в видео ниже).
Процесс организационного развития представляет из себя так называемую «настройку» организации на стратегию (термин, который был введен в широкий оборот в книге «Стратегическое единство» Нортоном и Капланом – авторами концепции Balanced Scorecard или сбалансированной системы показателей).
Почему стратегия организационного развития это не только про оргструктуру
Организационное развитие часто воспринимают, как управление организационной структурой, но это далеко не так. Нет ни одной структуры или системы компании, к улучшению которых не имело бы отношение оргразвитие.
Эффективность организационного развития напрямую зависит от того, насколько правильно понимаются стратегические приоритеты развития компании на всех её уровнях управления. Насколько детально настраиваются на них не только организационная структура, но и все элементы системы управления, включая систему мотивации, управление компетенциями, систему совещаний и многие другие.
Почему особенно важна настройка системы управления? Дело в том, что даже при наличии хорошего и глубокого понимания стратегии компании, внедрению изменений и реализации стратегии могут препятствовать особенности управленческих практик и корпоративной культуры. И наше дело изменить их таким образом, чтобы повысить вероятность реализации стратегических целей.
Роль стратегии организационного развития в динамических способностях компании
Стратегия организационного развития содержит понимание того, каким образом и за счет чего компания будет изменяться внутренне, чтобы достичь намеченного стратегического видения и стратегических целей.
Если изучить концепцию динамических способностей, то сразу станет ясно, что долгосрочный экономический успех фирмы в значительной степени зависит от её внутренних особенностей. А именно от того, каким образом компания:
- использует постоянно возникающие рыночные возможности,
- компенсирует угрозы со стороны конкурентов и
- адаптируется под рыночные изменения.
Что это означает?
Это означает, что если у вашей компании нет уникальных ресурсов или способностей, которые защищены от легкого копирования вашими конкурентами, то ваш нынешний или даже будущий успех это на 99% временное явление. Про то, что прошлые успехи вовсе не гарантируют будущие, и так понятно, не правда ли?
Получается, что устойчивые конкурентные преимущества, по своей сути, могут возникать только из внутренних качеств системы управления. Таких, как характеристики различных структур и систем компании и особенностей их взаимодействия.
Теперь становится понятна модель достижения долгосрочного экономического успеха организации и особая роль, которую выполняет стратегия организационного развития в решении этой сложной задачи.
Как стратегия организационного развития соотносится со стратегией развития предприятия?
Как мы знаем, далеко не все компании разрабатывают свою корпоративную или бизнес стратегию, а что уж говорить о стратегии организационного развития? Это происходит в десятки раз реже, чем разработка бизнес стратегии.
Качество долгосрочных планов компании без сопутствующей стратегии организационного развития не выдерживает никакой критики.
Но что делать, если с бизнес стратегия компании не существует? Каким образом разработать стратегию организационного развития в этом случае? Выход есть.
Представление о желаемом будущем состоянии любой организации в том или ином, зачастую усечённом, виде всё же существует у её владельцев или менеджмента. Задача руководителей и специалистов по организационному развитию обсудить с ними основные положения такой неформальной стратегии и выявить те из них, реализация которых требует внутренних изменений компании.
Подход, когда мы пытаемся выделить из неформальной стратегии необходимые требования для оргразвития, сокращает и упрощает разработку этой стратегии, но не делает её более простой.
Основным препятствием для разработки становится то, что далеко не всегда владельцам организации и её топ-менеджменту понятна взаимосвязь между внешними и внутренними аспектами деятельности компании, между её бизнес-моделью и бизнес-процессами. Таков уж у нас уровень управления.
Подробнее об этом можно почитать в нашей статье про управленческий примитивизм.
Но и в этом случае есть инструменты для решения этой проблемы. Потребуется лишь провести дополнительный анализ системы управления с помощью одного из наших инновационных инструментов (Strategium Space Score).
Пример применения функциональных стратегий для кризисной перестройки деятельности
В начале 2020 года человечество столкнулось с новым коронавирусом. Для сдерживания эпидемии страны стали вводить защитные меры, чтобы снизить контакты между людьми. Одним из таких способов стала дистанционная работа сотрудников, ранее применявшаяся лишь отдельными компаниями. Далеко не все компании смогли перестроиться без потерь.
Сложность перехода на удалённую работу различается в зависимости от отрасли, компании и уровня квалификации сотрудников. В некоторых отраслях дистанционно могут работать большинство сотрудников, а в других это практически невозможно. Чем более квалифицированы сотрудники, тем легче происходит перестройка, т.к. им легче быстро освоить необходимые инструменты.
Компании, ранее применявшие дистанционную работу сотрудников, делают такой переход значительно менее болезненно, чем компании, которые придерживались традиционных подходов. Если в организации есть отработанные процедуры дистанционной работы, то сложность заключается лишь в масштабировании.
При кризисной перестройке деятельности обычная компания может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, связанными с отсутствием необходимого оборудования, навыков персонала или особенностями корпоративной культуры.
Для некоторых компаний повышение доли дистанционной работы может быть довольно сложной мультидисциплинарной проблемой, решить которую можно только путём тщательного планирования и тестирования подходов и систем. Это может занять месяцы и годы.
Чтобы управлять такими сложными изменениями эффективно и с минимальными рисками, необходим системный подход, предусматривающий координацию всех необходимых служб и функций компании. Подходящими инструментами координации являются функциональные стратегии в области организационного развития, управления персоналом и информационных технологий.
Эти основные стратегические планы, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме. Они должны быть основаны на общей стратегии компании, в которой прорабатываются альтернативные сценарии реагирования бизнеса на различные изменения внешней среды. Так можно сделать переход на дистанционную работу не только безболезненным, но и отвечающим долгосрочным целям бизнеса.
Разумеется, функциональные стратегии должны быть синхронизированы между собой. Тонкости процесса синхронизации и построение внутренних процедур, которые делают такую синхронизацию не только возможной, но и эффективной, раскрываются в нашей проектной программе по разработке стратегии компании и функциональных стратегий.
Аудит системы управления как основа стратегии организационного развития
Как разработать стратегию организационного развития, если в компании нет и не предвидится стратегии развития? Один способ мы рассмотрели выше, но есть и другой.
Речь идёт об аудите стратегического управления, который помогает найти самые ключевые проблемы организации, лежащие в её базовых системах — системе целеполагания и реализации целей.
Почему такой аудит поможет в разработке стратегии организационного развития?
Дело в том, что наша методология аудита системы стратегического управления базируется на концепции динамических способностей, фокусируется на внутренних особенностях управления компании и охватывает следующие области:
- Стратегический диалог.
- Содержание стратегии.
- Стратегические рутины.
- Реализация стратегии.
Три из этих четырёх областей анализа полностью нацелены на внутрифирменные аспекты стратегического планирования и управления. Они охватывают внутренние особенности компании, которыми организационное развитие и занимается. Причем охватывают именно те части, которые являются первичными и для самих процессов организационного развития, т.е. задают требования к ним.
Аудит оценивает не корректность стратегии компании, а то, что способствует или препятствует тому, чтобы сформулировать правильную стратегию и эффективно её реализовать. Ниже вы видите состав проектной программы по проведению аудита системы стратегического управления. Любой сотрудник может провести такой аудит самостоятельно, получив доступ к нашим методологиям.
Кому должно подчиняться подразделение организационного развития
В отделе или департаменте организационного развития можно заниматься чем угодно: системой показателей, обучением персонала, строить перспективную организационную структуру и другими не самыми последними для компании задачами. Но нужно понять только одно: сфера ответственности организационного развития предприятия или организации — адаптация их внутренних систем для более эффективной реализации стратегии.
Если оргразвитие так тесно связано с реализацией стратегии компании, то можно предположить, что подразделение организационного развития должно быть под стратегами (управляться стратегами и быть частью подразделения стратегического развития). Но это не совсем так.
Большинство наших “стратегов” не меньшие управленческие примитивисты, чем остальные. Они часто не заинтересованы в изменении их статуса малопонятных и оторванных от реального бизнеса умников. В моей практике был случай, когда руководители подразделения стратегического развития были прямыми антагонистами организационного развития. Они прямо препятствовали корректировке системы управления компании.
В идеале, организационное развитие должно быть независимой службой прямого подчинения генеральному директору, либо частью структуры службы внутреннего контроля. В этом случае такое подразделение будет заниматься качеством управленческого труда и качеством используемых в этой работе систем компании. С соответствующими такой работе полными полномочиями.
Также возможно, что функция организационного развития должна быть построена в виде, похожем на центры научной организации труда на производстве. В тесной связке со стратегией такая архитектура управления организационным развитием может быть действенным инструментом достижения целей компаний.
Какой именно вариант выбрать решает разработанная вами, согласованная другими подразделениями и утверждённая генеральным директором стратегия организационного развития.
Роль организационного развития в траектории улучшения системы управления компании
Улучшение системы управления компанией может происходить по следующей траектории:
- Аудит системы стратегического управления.
- Внедрение системы стратегического управления.
- Разработка набора стратегий компании, включая стратегию организационного развития.
Данную траекторию можно осваивать в рамках консалтинга (привлечение внешних консультантов), тренинга (дистанционная поддержка с нашей стороны) и самостоятельно (по материалам наших проектных программ).
При любом варианте прохождения траектории по улучшению системы управления к работе команды оргразвития можно и нужно подключать подразделения стратегического планирования и другие функции.
Обратите внимание, что, помимо понятной экономии бюджета для компании и повышения квалификации, данная траектория может послужить стартом самостоятельной карьеры в области стратегического консалтинга. Сотрудник, получивший доступ к нашим методологиям, может использовать их на разных проектах в других компаниях.
Заключение
Итак, стратегия организационного развития может являться локомотивом масштабного улучшения компании и развития её динамических способностей. Эти способности в долгосрочном плане будут содействовать лидерству компании на рынке и успешному противостоянию с менее продвинутыми конкурентами.
Наилучшим стартом для формулирования такой стратегии является проведение аудита стратегического управления, с помощью которого могут быть выявлены ключевые проблемы в управлении компанией.
Вы можете обратиться к нам для обсуждения условий этого аудита или изучить соответствующий курс и провести аудит стратегического управления самостоятельно. Данная работа может стать прологом для внедрения системы стратегического управления и разработки набора стратегий компании, включая стратегию организационного развития.
Действуйте стратегически!
©Дмитрий Рыцев - автор является основателем проектов Strategium.Space и NooSphereum
https://bit.ly/3U7jMKe
Комментариев нет:
Отправить комментарий