понедельник, 19 июня 2023 г.

Конкурентный анализ рынка «с нуля»

 


Многоугольник конкурентоспособности

«Многоугольник конкурентоспособности» — метод, позволяющий достаточно быстро провести анализ конкурентоспособности товара компании в сравнении с ключевыми конкурентами и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции.

В статье мы предлагаем на готовом примере разобрать построение многоугольника конкурентоспособности предприятия. У статье также прилагается удобный шаблон, с помощью которого вы можете построить многоугольник конкурентоспособности для продукта вашей компании.

Описание метода

Суть данного метода заключается в сравнительной оценке ключевых свойств товара компании и товаров конкурентов, и в последующей визуализации результатов сравнения в форме многоугольника:


Каждая грань такого многоугольника представляет отдельную характеристику товара, по которой проводится сравнительная оценка.

Пример построения и использования многоугольника конкурентоспособности

Использовать метод построения многоугольника конкурентоспособности на практике очень просто! Для этого достаточно пройти три последовательных этапа анализа.

Сперва определите ключевые критерии товара компании, которые влияют на приверженность и удовлетворенность товаром, прибыль от продажи товара и привлекательность товара для целевой аудитории. Затем оцените конкурентоспособность вашего товара и товара конкурентов по 10-ти бальной шкале, где 1 — самый низкий балл, а 10 — максимальный балл. И в заключении составьте план действий по улучшению конкурентоспособности товара по тем критериям, которые ниже конкурентов.

На практике этот процесс выглядит следующим образом:


Классификация критериев конкурентоспособности товара

В общемировой практике давно определены все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия в отрасли. В статье мы приведем стандартную классификацию основных факторов конкурентоспособности товара и расскажем, как выбрать правильные критерии конкурентоспособности, на каких показателях конкурентоспособности продукции стоит строить разработку маркетинговой стратегии.


Требования к источникам конкурентоспособности

Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции, должны иметь 3 характеристики:

  • повышать привлекательность товара компании для целевой аудитории
  • повышать уровень прибыли компании от продажи товара
  • положительно влиять на удовлетворенность товаром целевого рынка

Если вы считаете, что нашли интересный параметр конкурентоспособности предприятия — проверьте его на соответствие всем трем представленным выше характеристикам. Например, мы решили заложить в основе стратегии товара такой индикатор конкурентоспособности, как низкая себестоимость. Этого мы можем достичь, если будем производить достаточно однородный товар с минимальными функциональными характеристиками.

Лидерство в себестоимости продукта позволяет нам устанавливать цену на 10% ниже среднерыночной и привлекать группу потребителей чувствительных к цене продукта. Однозначно, такой показатель конкурентоспособности товара влияет на увеличение прибыли нашей организации. Так как мы работаем с потребителем, для которого низкая цена — важный критерий выбора, мы обеспечиваем привлекательность товара и повышаем удовлетворенность нашего целевого рынка.

Но, если бы нашим потребителем была совершенно противоположная группа людей, которая ценит качество, высокий уровень сервиса и определенный статус. Не факт, что мы смогли бы привлечь их внимание к нашему среднестатистическому дешевому продукту.

Все параметры конкурентоспособности товара можно разделить на 3 уровня: уровень конкурентоспособности предприятия по свойствам товара, уровень конкурентоспособности компании по имеющимся ресурсам и уровень

Группа факторовОписание
товарные факторытоварные критерии конкурентоспособности предприятия — это свойства и функциональные характеристики продукта компании, повышающие привлекательность и удовлетворенность товаром среди целевой аудитории;
рыночные факторырыночные параметры конкурентоспособности продукции определяются конъюнктурой рынка и говорят о том, насколько товар компании может быть успешным в отрасли в сложившихся конкурентной ситуации и политических условиях.
ресурсные факторыресурсные показатели конкурентоспособности предприятия определяются внутренней средой компании и говорят о том, какие имеющиеся ресурсы компании позволят ей выиграть в конкурентной борьбе, обеспечат привлекательность товара и более выгодное положение в отрасли./td>

Рассмотрим каждую группу факторов отдельно.

Товарные факторы

Данная группа критериев конкурентоспособности включает все характеристики продукта, которые способны повысить удовлетворенность покупателя от покупки товара:

  • вкус, запах, цвет товара
  • широта ассортиментной линейки
  • уникальность свойств продукта или услуги
  • критерии, означающие эффективность продукта для целевой аудитории
  • критерии, отвечающие за качество продукта
  • критерии, повышающие доверие к продукту
  • срок службы продукта
  • условия продажи и после продажное обслуживание
  • уровень цены на товар
  • дистрибуция и качество выкладки товара
  • уровень знание торговой марки

Рыночные факторы конкурентоспособности

Данная группа критериев включает параметры, которые способны описать уровень конкуренции на рынке:

  • наличие товаров заменителей
  • сила входных барьеров на рынок
  • количество игроков
  • уровень разнообразия товаров и дифференциации на рынке
  • ограничения со стороны государства

Ресурсные факторы

Данная группа критериев конкурентоспособности включает описание всех ресурсов компании, способных значимо повлиять на уровень прибыльности и мобильность бизнеса:

  • квалификация персонала
  • наличие свободных оборотных средств
  • возможности в рекламе товара
  • существование экономии на масштабе
  • владение патентами или особыми технологиями
  • скорость принятия решения
  • скорость реакции на рыночные изменения

Конкурентный анализ рынка «с нуля»

Анализ конкурентов рынка в маркетинге — это обязательный первый шаг перед разработкой маркетинговой стратегии товара. Он включает в себя подробное изучение деятельности основных игроков отрасли, начиная с анализа цен, рекламы, ассортимента и заканчивая подробным SWOT анализом конкурентов. Правильный анализ и оценка конкурентной среды предприятия позволяет создать устойчивое конкурентное преимущество продукта, выбрать правильные каналы коммуникации и снизить операционные риски.


В данной статье мы подробно разберем основные принципы, инструменты и этапы конкурентного анализа рынка предприятия, рассмотрим базовые методы анализа конкурентного окружения товара и дадим рекомендации, как провести маркетинговый анализ конкурентов и конкурентной среды предприятия наиболее эффективно, с наименьшими временными затратами.

Основные правила

Рекомендуем придерживаться следующих правил конкурентного анализа рынка: четко понимать цели анализа деятельности конкурентов (анализировать и собирать информацию можно бесконечно, главное собирать ее целенаправленно), предварительно определить границы конкуренции и обозначить ключевых конкурентов, не отказываться от проведения маркетинговых исследований конкурентов.

Когда анализ конкурентов необходим?

Основная цель конкурентного анализа любой отрасли или рынка- получить достаточную информацию о сильных и слабых сторонах конкурента, о его стратегии, намерениях и возможностях для повышения эффективности собственных действий.

Сравнительный анализ конкурентов в отрасли может быть проведен очень подробно (вплоть до прогнозирования поведения конкурентов на несколько лет вперед), а может быть проведен достаточно емко для решения краткосрочных задач. Возможные ситуации, в которых требуется проведение анализа конкурентного окружения:

  • разработка маркетинговой стратегии, позиционирования товара
  • прогнозирование плана продаж
  • разработка ассортимента и товарной политики
  • установление цены на товар
  • разработка товара: выбор свойств и ключевых характеристик продукта
  • разработка стратегии продвижения продукта

Анализ конкурентов по Портеру (1 раз в 3-5 лет)

Конкурентный анализ по Портеру представляет собой очень глобальную и основательную методику, которую рекомендуется проводить нечасто — 1 раз в 3-5 лет. Анализ проводится по каждому конкуренту. Основные этапы модели конкурентного анализа Майкла Портера:

Первый этапОценка потенциальных возможностей: подробное изучение преимуществ и слабых сторон конкурентов
Второй этапОпределение будущих целей: Что движет конкурентом? Ключевая мотивация?
Третий этапОпределение текущей стратегии: Что делает конкурент на рынке в настоящий момент и что он способен делать для увеличения прибыли?
Четвертый этапЧто думает конкурент: предположения конкурента о своем положении на рынке и об отрасли в целом
Пятый этапПрогноз действий конкурента

Майкл Портер считается настоящим «гуру» в конкурентном и отраслевом анализе рынка. Он разработал модель «пяти конкурентных сил», с помощью которой каждая компания может составить исчерпывающую оценку конкурентоспособности своего товара на рынке.

Простая методика анализа конкурентов (1 раз в год)

На ежегодной основе рекомендуется проводить более простой мониторинг основной деятельности конкурентов. Основные блоки такого анализа:

  • Характеристика внутриотраслевой конкуренции и ее прогноз
  • Составление конкурентной карты рынка
  • Выбор ключевых, косвенных и прямых конкурентов
  • Сравнительный анализ отдельного продукта и полного ассортимента компании с прямыми и косвенными конкурентами
  • Сравнительный анализ условий ценообразования и ценовых стратегий
  • Сравнительный анализ дистрибуции и распределения продукта
  • Сравнительный анализ позиционирования и сформировавшегося имиджа бренда
  • Сравнительный анализ методов и используемых каналов продвижения, в том числе и бюджетов
  • Сравнительный анализ целевой аудитории, осведомленности и приверженности к продукту
  • Сравнительный анализ используемых технологий, качества персонала и прочих ресурсов
  • Составление укрупненного сравнительного SWOT анализа конкурентов
  • Анализ конкурентных преимуществ предприятия

Ищите только практическое применение?

Переходите сразу к нашему пошаговому примеру анализа конкурентов предприятия, который содержит рекомендации по проведению каждого этапа конкурентного анализа и готовый шаблон в Excel.

Способы получения информации о конкурентах

Для того, чтобы провести конкурентный анализ предприятия эффективно, необходимо собрать подробную информацию о ключевых игроках рынка. Необходимая информация может быть получена в результате проведения маркетинговых исследований конкурентов.

Исследование конкурентов в марктеинге ничем не отличается от исследования потребителей. Ниже перечислены проверенные способы получения самой подробной и достаточной информации о конкурентах и товарах конкурентов:

Источник информацииОписание
Опросы потребителейколичественный или качественный сбор мнений и представлений о конкурентах среди разных целевых групп для выявления слабых и сильных сторон компаний
Мониторинг мест продажскажет многое о качестве и условиях выкладки товара, стратегии в области промо-акций и ассортименте
Поиск в интернетотзывы, сайты конкурентов, обзоры и т.д.
Опросы экспертов рынкапомогут в понимании качества товара конкурентов, сложившегося имиджа на рынке
Опросы менеджеров по продажампредоставят множество полезной инсайдерской информации «с полей» (через торговый персонал можно очень легко получить презентации, спец программы Ваших конкурентов)
Изучение отраслевых обзоровв них часто публикуются финансовые показатели, открытые рейтинги, а также ключевые характеристики бизнеса
Тематические выставки, конференции и семинарыиз данного источника можно получить информацию об участниках рынка, контактах и коммуникационной стратегии

Анализ полученной информации эффективнее и нагляднее проводить, используя метод сравнительного анализа конкурентов: сопоставление любых параметров компании с аналогичными параметрами ключевых игроков для определения выигрышных и слабых сторон.

http://powerbranding.ru/


Комментариев нет:

Отправить комментарий