Мотивация и еще раз мотивация. Что лучше: кнут или пряник? Премии или похвала? Лучше всего – креатив! (Впервые опубликовано на UBR.ua)
Традиционно – не синоним «хорошо» и «действенно». И не всегда то, что проверено годами, – сработает в конкретной ситуации. Мотивация персонала – яркий тому пример. Запад осознал это почти столетия назад. К нам эта мысль только начинает доноситься в виде эхо. Редкие примеры отечественного креативного подхода к мотивации сотрудников компаний доказывают, что следует задуматься о внедрении инноваций в этом направлении. А мировой опыт подскажет, в каком направлении стоит работать. Конечно, готового рецепта никто не предложит, так как в нестандартной мотивации очень важен и личностный подход к каждому сотруднику, и определение особенностей сложившегося коллектива, от чего и должны отталкиваться методы. Однако они могут натолкнуть на мысль, с чего начать и как использовать свои возможности.
В общем, креативная мотивация поможет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются работодатели, среди которых таковы:
- Как привлечь к работе наиболее «завидных» кандидатов с рынка труда – кроме материальной выгоды, которую они могут получить в любой компании, готовой платить на ценные кадры?
- Как удержать ценных сотрудников и не допустить их перебежку к конкурентам, которые могут предложить что-то большее, нежели стандартный набор «благодарности» за работу?
- Каким образом можно повысить продуктивность труда, не жертвуя на это много сил и финансов?
Google-выдумщик
Google четвертый год подряд возглавляет список лучших работодателей мира. С одной стороны, можно возразить, что эта компания может себе это позволить, учитывая ее масштабность, но, с другой стороны, чтоб создать такой проект и постоянно только усовершенствовать, необходимы квалифицированные сотрудники с желанием отдаваться работе целиком и полностью. Поэтому Google – самый показательный пример того, как нужно мотивировать сотрудников, чтоб они приносили как можно больше пользы работодателю.
Во-первых, Google создал комфортабельные, уютные и стимулирующие творческий процесс условия труда, в частности оборудовал весьма оригинальный центральный офис. Спортивный комплекс, небольшая клиника, парикмахерская, химчистка, развлечения (горка со второй на первый этаж, катание на самокате и велосипеде), релакс в массажном кресле, питание, наконец, возможность размещения домашних животных, если без них вы не можете сосредоточиться на выполнении поставленной задачи. Сотрудники компании гордятся своей работой, не хотят ее потерять и пытаются всячески быть полезными, ощущая такую заботу о себе и понимание их потребностей, пусть иногда и весьма специфических.
Организм каждого человека имеет свои особенности, в частности это касается работоспособности в зависимости от времени суток. Не новость, что форменная «сова» не сможет выполнять работу полноценно рано утром, в то же самое время «жаворонок» под вечер тоже не отличается особой продуктивностью. Мало кто из компаний готов учитывать этот нюанс с последующим составлением индивидуальных графиков работы сотрудников. Кандалы временной привязки – это не о Google. В копании всегда можно договориться о смещении графика в ту или иную сторону.
Не хотите на работе жить ею единой? И это не проблема! В Google вам позволят четверть рабочего времени посвящать своим личным проектам, никак не связанным с должностными обязанностями. Именно таким «личным проектом» когда-то была почта Gmail – неоспоримое доказательство пользы от данного вида мотивации. Этот метод, к слову, применяет не только Googl, но уже с другой целью. Компании, не имеющие возможности полноценно оплачивать работу сотрудников, позволяют им заниматься подработкой на основном месте работы, дабы не потерять ценные кадры.
И последний «хит» от Google – медитация. В компании оборудовали специальные комнаты для этого процесса, нанимают учителей буддизма. Цель – обучение сотрудников техники медитации и как следствие – повышение их осознанности, самодостаточности, спокойствия, энергичности, энтузиазма и креативности, а также нацеленность на взаимопомощь в коллективе.
Мотивационный креатив со всего мира
Уолт Дисней еще в середине прошлого века понял важность нестандартного подхода к мотивации. В его ведомстве были отели при парках развлечений, где, кроме престижных должностей управленцев, были и технические отделы, в частности прачечные, в которых была большая текучка кадров в связи с непрестижностью работы и тяжелыми условиями труда. Но основатель Walt Disney Company славился своей изобретательностью в мотивации персонала и нашел выход из ситуации. Прачечные получили гордое название «текстильные службы». Таким образом, они стали целым подразделением компании, вследствие чего сотрудники почувствовали свою важность, а все негативные моменты отошли на второй план.
Еще одним интересным примером «силы слова» была империя Стива Джобса. Консультанты его компании, то есть люди креативные и умные, занимали должность со скромным названием «гений». От этой идеи была двойная польза: само собой руководить делал акцент на том, что в его штате работают только непосредственные люди, которые, в свою очередь, были весьма горды своим статусом, работали хорошо, дабы оправдать оказанное доверие.
А вот компания по производству программного обеспечения Asana разработала кулинарный подход к мотивации сотрудников. Владельцы наняли квалифицированных шеф-поваров, которые готовили такую еду для сотрудников, которая развивает их творческие способности. Меню должно быть не только вкусным, но и полезным, стимулировать активность мозга, устранять сонливость. Также в офисе компании всегда в наличии имеется шоколад, который, как известно, является хорошим антидепрессантом и помогает креативному мышлению.
Как известно, теплый климат отношений между сотрудниками – часть успеха команды. Понимая это, копания Japan General Estate Co предложила денежное вознаграждение в размере $3 тыс. для менеджера, который наладит самые теплые взаимоотношения с коллективом. Конфликты – устранились, общая атмосфера – улучшилась, а стоимость этого достаточно демократичная.
Руководство группы супермаркетов «Перекресток» придумало неожиданную награду для лучших сотрудников. Их запросто могут «выдворить» с насиженного места, правда, обеспечив при этом должность получше в другом месте. Выглядит нелогично с точки зрения работы отдельного подразделения, которое теряет ценные кадры, но, понимая перспективы, сотрудник и на занимаемой должности сделает все, чтобы его заметили и повысили. Его продуктивность работы – превосходит все ожидания.
Украинский опыт не настолько интересен и разнообразен, как мировой, но и в нашей стране есть креативщики в вопросах мотивации. Очень яркий пример – отечественная компания ВВН. Там, кроме традиционных методов повышения работоспособности и желания вносить свой вклад в дело, ввели одно интересное правило с названием «Черепаха forever». Региональному менеджеру, подопечные которого по итогам месяца продемонстрировали самый плохой результат работы, публично вручается живая черепаха с подробной инструкцией ухода за рептилией. В течении следующего месяца сотрудник должен, параллельно с основными задачами, следить за ней без права передачи обязанностей кому-либо другому. Возможно, работа это не такая и сложная, но факт того, что она досталась именно вам, заставит задуматься над улучшением личных и коллективных результатов труда.
Конечно, и в креативной мотивации должны быть рамки разумного, но то, что в наше время она подействует лучше, чем традиционные методы – доказывает мировой опыт. Главное – найти свой личный подход к собственным сотрудникам.
Иллюстрация: авторские права - G.L. Kohuth