вторник, 15 декабря 2015 г.

Стандартизация и аудит системы управления организации



Смирнов Э.А.

Развитие организаций, создание современных виртуальных структур существенно усложняет управленческую деятельность. Многие руководители ощущают потребность в современных методах профессионального управления.
В основе архитектуры такой профессионализации лежат три группы стандартов (рис. 1):
  1. на элементы управленческой деятельности и механизма управления;
  2. на формы учета этих элементов;
  3. на технологию проведения аудита.
Разработка стандартов на ключевые элементы системы управления организации должна идти вместе с разработкой приемов и методов их проверки (форм учета). Существующая на сегодняшний день разобщенность между стандартизацией и отчетностью элементов систем управления существенно сдерживает их развитие. Лучше обстоит дело со стандартизацией процесса аудита. В общем виде разработаны международные нормативы аудита для бухгалтерского учета, принципы которых приемлемы и для других предметных областей аудита.
Вопросами унификации и стандартизации элементов управленческой деятельности в свое время занимались ряд организаций, в т.ч.: Научно-исследовательский институт труда - в области организации труда и социальной сфере; Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем организации и управления - в области организации и автоматизации управления производственными объединениями; Академия народного хозяйства СССР - в области подготовки, обоснования и принятия управленческих решений; Государственная академия управления - в области теории управления. Среди многочисленных персоналий достойный вклад в стандартизацию элементов управленческой деятельности внесли: Гличев А.В., Круглов М.И.,Слезингер Г.Э., Нагорская М.Н., Чайка И.М., Гапич С.П., Степных Ю.В., Свиткин М.З.
Козырные карты профессионализации управленческой деятельности и механизма управления
Рисунок 1. Козырные карты профессионализации управленческой деятельности и механизма управления

Аудитом элементов систем управления организациями занимаются такие ученые, как Кочерин Е.А., Робертсон Дж.К., Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. и др.
Резервы управления организацией

Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления. Даже частичная стандартизация управленческой деятельности позволяет:
  • регламентировать выполнение функций управления по содержанию и времени;
  • добиваться внедрения наилучших управленческих технологий;
  • уменьшать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени;
  • согласовывать цели, средства и методы их достижения;
  • формировать критерии для оценки деятельности аппарата управления.
Стандартизация немыслима без контроля. Современная философия управленческого контроля реализуется в аудите систем управления. Аудит, созданный первоначально для контроля бухгалтерского учета, приобрел более широкое толкование и сферу деятельности благодаря хорошей методологической и практической базе, созданной усилиями многочисленных организаций под эгидой Комитета по международным стандартам учета (КМСУ).
Руководителю или учредителю организации любой формы собственности стандартизация и внутренний аудит системы управления (СУ) позволит:
  • оценить собственные взгляды на управленческую деятельность;
  • объективно оценивать деятельность своих подчиненных;
  • объективно оценить общий уровень системы управления организации;
  • упростить систему контроля;
  • совершенствовать внутренние стандарты системы управления.
Это справедливо как для очень малых организаций, так и для супер больших, как в государственном, так и в частном секторе экономики.
Рассмотрим полезность стандартизации и аудита для предпринимателей и арбитражного суда, рассматривающего дела о банкротстве организаций при применении к ним реорганизационных процедур.
Любому виду предпринимательской деятельности присущ риск быстрых удач и (или) быстрых неудач. Обычно риск связан с рядом причин и событий, в т.ч. с неосведомленностью о каких-либо процессах либо с элементами непрофессионализма руководителей или специалистов в области производства и управления.
Продолжающееся развитие информационной среды обитания организаций в современном мире постепенно уменьшает риск по причинам неосведомленности: из-за отсутствия требуемой для принятия решений информации.
Недостаточный профессионализм руководителей и специалистов в области производства и управления служит основной причиной появления неопределенности (риска) в результатах выполнения решения.
В менеджменте существуют показатели рискованности принятых решений в виде "правил". Например, "правило 70/30" означает, что руководитель обязан быть уверенным в правильности своего дела или принятого решения на 70%, а 30% остаются на сомнения и везения ("Да поможет нам бог"). "Правило 70/30" называется разумным риском. Находит применение в менеджменте и "правило 30/70" - преобладание риска (70%) над обоснованием (30%) при разработке и реализации решений. Обычно следование этому правилу носит кратковременный характер. Крайние значения правил: 100/0 или 0/100, т.е. деятельность без риска или деятельность, основанная только на риске, - бесперспективны.
Профессионализм руководителей и специалистов следует оценивать относительно сложности поставленных задач, наличия средств, методов и условий их решения. Мы рассмотрим только некоторые элементы управленческой деятельности (УД), стандартизация которых позволит увеличить ее эффективность и уменьшить долю риска при реализации решений.
Как процесс УД - это совокупность действий (выполнение функций, использование методов и др.), ведущих к достижению поставленных целей.
Как явление УД - это объединение элементов (цели, программы, средства и др.) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур. Узаконенные или общепринятые правила и процедуры перерастают в стандарты. Многие полагают, что нет нужды в стандартах для УД, т.к. это существенно снижает гибкость (быструю перестройку) элементов системы управления.
В теории управления УД рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где наука - это прагматизм, а искусство - это творчество. В результате преобладания в практической управленческой деятельности (менеджменте) искусства управления в ряде публикаций ее называют особым или специфическим видом труда. На рис.2 схематично показаны элементы, влияющие на соотношение науки и искусства в УД.
Наука и искусство в управленческой деятельности
Рисунок 2. Наука и искусство в управленческой деятельности

Формализация многих процессов и явлений в системе управления организации несомненно будет идти - это неизбежный процесс развития науки. С другой стороны, общественное сознание не приемлет жесткой системы стандартизации в деятельности социальной системы. Таким образом, этот процесс будет идти весьма сложно.
Новая категория товара: "организация"

В Гражданском кодексе РФ определен порядок купли-продажи предприятий. Под словом "предприятие" понимается прежде всего его имущественный комплекс. Однако при купле-продаже вместе с предприятием к новому владельцу переходит большая инфраструктура в лице персонала, интеллектуальной собственности и т.д.,не всегда учитываемая при назначении цены купли - продажи. Классификация понятий, относящихся к хозяйствующим субъектам, также является предметом стандартизации. Следует различать предприятия, организации и бизнес (рис. 3).
Типология основных объектов управления
Рисунок 3. Типология основных объектов управления

Таким образом, юридическое лицо, имеющее большое количество поставщиков, потребителей, внешние связи и т.д., представляет бизнес. А мелкие мастерские, малые и средние учебные заведения относятся к организациям. С точки зрения ГК РФ любая работающая компания является организацией или бизнесом, но не предприятием (кроме унитарных предприятий).
Всесторонний учет имущественного комплекса предприятия, человеческого капитала, инновационного задела, управленческого потенциала, связей и др. приводит нас к новой категории товара: "организация". Мы покупаем или продаем не просто набор станков, зданий, территорию - имущественный комплекс, а работоспособную социальную систему - организацию.
Приведем для иллюстрации два примера.
Пример 1. НИИ функциональной электроники в г.Зеленограде можно оценить просто как имущественный комплекс: несколько компьютеров и другой оргтехники, мебель и т.д., а нужно - как организацию с мощным научным потенциалом, профессиональным составом ученых, высоким имиджем в мировой науке, отлаженной системой управления. При этом цена этой организации будет на несколько порядков выше, чем цена его имущественного комплекса.
Пример 2. Учредитель ООО "Горячий хлеб" в связи с серьезными убытками ликвидирует общество и продает все имущество. Традиционные оценщики составили калькуляцию основных средств на 500 тыс. ам. дол. Системные оценщики также определили стоимость основных средств в 500 тыс. ам. дол. А далее события могут развиваться по двум направлениям:
Направление 1. Системные оценщики установили, что профессионализм сотрудников организации очень высокий и убытки произошли по вине учредителя. Поэтому они оценили еще и средства, затраченные на нематериальные активы: создание системы производства и управления, обучение работников, создание сети связей, в размере 200 тыс. ам. дол., итого реальная стоимость организации - 700 тыс.ам.дол.
Таким образом, если покупатель приобретает имущество организации за 500 тыс. ам. дол. и нанимает тех же работников, то он несомненно в выигрыше.
Направление 2. Системные оценщики установили, что организационная структура ООО "Горячий хлеб" неэффективна, управленческая технология не соответствует организационно - правовой форме, соотносительность и уровень технологического оборудования производства и управления не адекватны принятым стандартам и нормам, т.е. все разрозненно. Поэтому по соответствующим таблицам аудита они пришли к выводу, что реальная стоимость имущественного комплекса организации ниже и составляет 350 тыс. ам. дол.
Таким образом, если покупатель приобретает имущество организации за 500 тыс.ам.дол., то он несомненно в проигрыше. Цена организации с точки зрения системного подхода должна учитывать три основные составляющие:
  • рыночную стоимость имущественного комплекса (СИК),
  • оценку перспектив развития (коэффициент развития (Кр=0 ё 10)),
  • оценку профессионального уровня системы производства и управления ( коэффициент (П) или стоимостное выражение (Сп)).
Цена организации = СИК * Кр * П или СИК * Кр + Сп.
Две первые составляющие в достаточной степени реализованы и все работы, ведущиеся по ним в настоящее время носят скорее косметический, чем конструктивный характер. Третья составляющая определяется методами управленческого аудита.
Расширение сферы рыночных отношений в области имущественного комплекса (ИК) вызывает устойчивый интерес многих специалистов к вопросам всесторонней оценки стоимости как ИК, так и организации в целом. Этот интерес вызван также активными организационными и экономическими процессами, происходящими в стране:
  • приватизацией, а возможно и дальнейшей деприватизацией государственной и муниципальной собственности и акционированием;
  • арендой и лизингом;
  • залоговыми операциями;
  • куплей-продажей ИК и риэлторской деятельностью;
  • развитием кондоминиумов;
  • периодическими переоценками ИК;
  • взносами учредителей в уставный капитал в виде имущественного вклада;
  • страхованием;
  • разделом имущества при ликвидации предприятия и др.
Стандартизация как результат научных исследований

Стандарт - это база, повторяемость, стабильность. Стандарты определяются также как узаконенные нормы, процессы или цель, продвижение к которым поддается измерению.
В науке управления было много работ, посвященных созданию системы базовых нормативов. Одни из них базировались на инженерных стандартах, другие на сложившихся характеристиках и традициях. Искусство в УД - это деятельность либо по совершенствованию или созданию нового стандарта (правила, методики), либо это создание стимулирующей ауры по реализации существующего стандарта.
Так, многолетний опыт бухгалтерской деятельности доказал, что система стандартов, норм и правил; наличие юридической базы позволили существенно сдвинуть соотношение наука - искусство в бухгалтерском учете в сторону науки. В результате профессионализм бухгалтеров резко вырос, а сроки обучения резко сократились. Такое же можно ожидать и в управленческой деятельности.
Эффективность стандартизации и аудита реализуется при проведении реорганизационных процедур по решению арбитражного суда для организации - банкрота. Эти процедуры предусматривают либо внешнее управление имуществом должника (на самом деле, не только имуществом, но и персоналом, маркетингом и др.), либо санацию (оказание финансовой помощи). Основным условием реорганизационных процедур является реальная возможность оздоровления несостоятельной организации.
Для всех типов применяемых к должнику процедур требуется объективный анализ реального положения дел в организации. Этот анализ должен касаться не только финансового положения, стоимости имущественного комплекса организации, но и состояния его системы управления.
Стандартизация - это способ целенаправленного воздействия на СУ для достижения взаимодействия как внутри самой СУ так и с системой производства. Стандартизация является одним из проявлений организационно - распорядительных методов управления. Фактически работа всех крупных ученых в области управления, экономики и других наук была направлена на создание стандартов в виде рекомендаций, принципов, законов и закономерностей. Существенные научные и практические разработки в области управления и экономики проводились и хранились в рамках научных школ под крылом крупных академических, учебных и других учреждений. Однако для этих работ не было широкого объединяющего начала, которое позволило бы создать систему общепринятых стандартов в управлении или экономике.
С 1980 по 1985 гг. в стране проводился эксперимент по опытному внедрению комплекса государственных стандартов "Управление производственным объединением и промышленным предприятием", основные положения которого были представлены в ГОСТ 24525.0-80. Государственный стандарт носил рекомендательный характер для обеспечения мягкого регулирования сложившихся за многие десятилетия стереотипов функционирования элементов системы управления. Данный стандарт по программе-минимум должен был обратить внимание руководителей и специалистов в области управления на новые общие подходы к функционированию системы управления и наметить пути для его совершенствования. Программа-максимум предполагала проведение практической унификации управления производственным объединением и промышленным предприятием по предложенным стандартам. Программа-минимум была выполнена, а программа-максимум практически не реализована в силу определенной недоработки стандартов, отсутствия должной настойчивости и последовательности в ее реализации. Выполнение программы-минимума тем не менее принесло большую пользу менеджменту в целом. Стандарт закрепил понятийный аппарат в системе управления организацией и определил перечень документов, необходимых для профессиональной управленческой деятельности и содержащих:
  • набор целей, функций, средств и методов реализации функций;
  • набор организационных структур управления;
  • схемы функциональных взаимосвязей (в т.ч. информационных);
  • квалификационную структуру кадров управления;
  • перечень и формы отчетных документов;
  • набор типовых положений (должностные инструкции, положения о подразделениях и т.д.).
Объективно ожидается этап более глубокой стандартизации систем управления организациями. Вероятно в сначала на уровне отдельных стран, а затем на международном уровне. Разрозненные работы по стандартизации систем управления ведутся, однако координирующего центра как в России, так и за рубежом еще нет.
И опять мы имеем положительный поучительный пример с развитием стандартизации в области финансовой деятельности и учета.
Сотрудничество Американского института дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA), Главного бюджетно-контрольного управления США (GAO), Международной федерации бухгалтеров, Комитета по международным стандартам учета (КМСУ), Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям и др. организаций привело к созданию международных стандартов учета и аудита. Это объединение прямо или косвенно поддерживается бухгалтерскими организациями Австралии, Германии, Великобритании, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции, Японии. Основными задачами этого сообщества являются:
  • публикация в своих странах всех одобренных КМСУ международных стандартов учета;
  • убеждение соответствующих служб своих стран о необходимости введения международных стандартов учета в практическую работу бухгалтеров и аудиторов;
  • убеждение соответствующих служб своих стран о необходимости соответствия национальных стандартов учета международным.
В международных стандартах учета определены основополагающие принципы аудиторской деятельности, в том числе: понятность, уместность, материальность, достоверность, сущность формы, нейтральность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность. Разработаны также и нормы этики аудитора.
Общие сведения о профессиональном контроле организаций

Контрольная деятельность в организации всегда существовала и будет существовать. Часто контроль является основной функцией для ряда руководителей. Однако только профессиональный подход к контрольной деятельности в области управления может принести ощутимые результаты. Данный подход реализуется в концепции аудита и его конкретного вида - организационного аудита.
В наиболее общем виде аудит - это процесс получения и оценки ( контроля) объективных данных ( имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность. Следует напомнить, что контроль может осуществляться тремя путями:
  1. по авторской методике, исходя из профессиональной подготовки руководителя или консультанта. При этом они сами формируют механизм проведения соответствующей функции. Этот путь может быть очень хорошим, но он трудно воспроизводится другими людьми, например, при возможном замещении конкретного руководителя или заключении договора на консультационное обслуживание с другой фирмой;
  2. по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций в целом. Руководитель заранее выбирает для себя пример организации или деятельности, показатели которой являются для него ориентирами в работы.. Этот путь позволяет без большого риска поддерживать приемлемый уровень выполнения функции. Однако аналог никогда не может быть точным идеалом какой-то организационной системы, поэтому, руководитель должен постоянно сопоставлять анализируемые объекты своей организации и аналога;
  3. по утвержденным нормам или стандартам на ключевые элементы организационной системы. При этом формируется преемственность при анализе и совершенствовании элементов организационной системы в течение значительного времени. Данный путь представляет суть аудита организации.
Общая схема осуществления аудита организации приведена на рис. 4.
Аудит постепенно превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности. Он разделяется по отраслям, подотраслям, направлениям и в зависимости от полноты его проведения (рис. 5).
Отрасли аудита: аудит имущества (АИ), аудит профессионализма персонала (АПП), аудит интеллектуальной собственности (АИС) аудит методологии и процесса управления (АМПУ), аудит механизма управления (АМУ), аудит технологии и процесса производства (АТПП), аудит организации производства (АОП), операционный аудит (ОА), управленческий аудит (УА), аудит бухгалтерского учета (АБУ). Среди них:
  • полностью разработанные отрасли: ОА, АБУ;
  • отрасли разрабатываются: АПП, АМПУ, АМУ, АТПП, АОП, УА;
  • отрасли еще не разрабатываются: АИС.
Подотрасли аудита имущества:
  • аудит основных и оборотных управленческих средств;
  • аудит основных и оборотных производственных средств;
  • аудит основных и оборотных технологических средств.
Общая схема реализации аудита
Рисунок 4. Общая схема реализации аудита

Подотрасли аудита профессионализма персонала:
  • аудит профессионализма руководителей;
  • аудит профессионализма специалистов;
  • аудит профессионализма рабочих и служащих;
  • аудит повышения квалификации персоналом.
Подотрасли аудита интеллектуальной собственности:
  • аудит интеллектуальной собственности руководителей;
  • аудит интеллектуальной собственности специалистов;
  • аудит интеллектуальной собственности рабочих и служащих.
Подотрасли аудита методологии и процесса управления:
  • аудит целей и задач;
  • аудит принципов функционирования организации;
  • аудит функций;
  • аудит стратегий;
  • аудит технологий управления;
  • аудит коммуникаций;
  • аудит свойств и схем процесса управления;
  • аудит управленческих решений;
  • аудит информационных технологий.
Структура аудита организаций
Рисунок 5. Структура аудита организаций

Подотрасли аудита механизма управления:
  • аудит функциональных структур;
  • аудит организационных структур;
  • аудит оргтехники;
  • аудит офисной мебели;
  • аудит сетей связи;
  • аудит схем и свойств документооборота.
Подотрасли аудита технологии и процесса производства:
  • аудит техники и технологии производства;
  • аудит процесса производства;
  • экологический аудит.
Подотрасли аудита организации производства:
  • аудит схем и свойств документооборота;
  • аудит укомплектованности производства;
  • аудит эргономики и техники безопасности;
  • аудит должностных инструкций и положений.
Подотрасли операционного аудита:

  • технологический контроль изделий;
  • ведомственная приемка изделий;
  • аудит самоконтроля изделий.
Подотрасли управленческого аудита:
  • аудит деловых операций;
  • аудит затрат ресурсов;
  • аудит экономичности и эффективности производства.
Уровни полноты аудита: функциональный, комплексный и системный. Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский учет, финансы, персонал, делопроизводство, экология и др. Комплексный аудит характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации, например, аудит управленческих технологий, целей и функций одновременно. Он осуществляется на базе функциональных аудитов либо самостоятельно по принятому перечню проверок. Выделяют комплексный аудит производства и управления. Системный аудит - это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации за счет учета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой. Системный аудит может использоваться в организации для подтверждения правильности расчетов по:
  • экономической, организационной и социальной эффективности работы организации;
  • прогнозированию рисков;
  • определению стоимости организации для продажи или страхования;
  • определению стоимости системы управления для продажи или страхования;
  • аттестации руководителей и специалистов;
  • затратам на лоббирование интересов организации;
  • затратам на услуги консультационных фирм.
Каждое направление аудита организации состоит из пяти видов аудита: технологического, организационного, экономического, правового и социального (рис. 6).
Виды аудита
Рисунок 6. Виды аудита

Технологический аудит - это контроль на базе норм и стандартов профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используемой аппаратом управления организации. С его помощью выявляется соответствие или несоответствие уровня техники и технологии, а также их количества в зависимости от трудоемкости, сложности и совместимости выполняемых функций работниками аппарата управления организации. Особенно эффективно технологический аудит используется при аудите управленческих информационных технологий.
Организационный аудит - это контроль на базе норм и стандартов процессов создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. Он включает сбор и оценку информации об организационной сфере деятельности системы управления. Например, аудит соответствия управленческой технологии организационной структуре управления организации; аудит распределения и выполнения сотрудниками функций управления. Важной стороной организационного аудита является контроль соответствия норм и стандартов современному развитию управленческой науки и практики.
Экономический аудит - это контроль соблюдения экономических норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учета является составной и наиболее разработанной его частью. Его объектами являются: экономическая стратегия фирмы, бизнес-план, учетная политика, экономическая эффективность системы управления, элементы материального стимулирования персонала. В качестве стандартов для проведения экономического аудита используются типовые утвержденные методики расчетов и оценок.
Социальный аудит - это контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллективов в организации. Его объектами являются: коллективные договора между администрацией и коллективом организации, психо-физиологические условия работы персонала, эргономика, экология, методы формирования социальных групп, методы оценки персонала, коммуникации в коллективе и организации в целом, методы обучения персонала. В качестве стандартов для проведения социального аудита используются утвержденные в организации методики и договора, а также законодательные акты РФ по социальным вопросам.
Правовой аудит - это контроль соблюдения выполнения международных, государственных и местных законодательных актов и положений, а также внутренних для организации уставных документов и распоряжений руководителя. Объектами правового аудита являются договора, контракты, акты, положения, соглашения о намерениях, сведения о персонале и контрагентах, условия сделок, уставные и регистрационные документы фирмы, учетная политика фирмы, архивы фирмы. В качестве стандартов используются утвержденные в организации документы, а также законодательные акты РФ.
Так, аудит информационного обеспечения процесса управления складывается из следующих конкретных видов контроля:
  • технологический аудит. Контроль наличия информационной техники и технологии, числящейся на балансе организации, и проверка ее состояния, заявленной в управленческом учете, совместимость между собой;
  • экономический аудит. Контроль эффективности использованния информационной техники и технологии, эффективности полученной и произведенной информации;
  • организационный аудит. Контроль схемы документооборота, параметров информации для заявленных подразделений или специалистов, условий хранения информации и обеспечения ее защиты от несанкционированного доступа, распределения прав и ответственности работников информационных подразделений;
  • правовой аудит. Контроль за соблюдением законодательства РФ, условий договоров и уставных документов в части приема и выдачи информации, контроль за ведением представителями организации дел в суде или арбитраже;
  • социальный аудит: контроль за выполнением условий коллективного договора в части информирования работников по заявленным сторонам деятельности организации и социально-бытовым вопросам.
Организационный аудит является связующим элементом системы общих видов аудита.
Расширение предметной области аудита

Реальные успехи контрольной деятельности с позиций аудита активизируют интерес ряда специалистов в области маркетинга, информационного обеспечения, экологии, геологии к возможностям его использования. В печати появились некоторые сведения об использовании аудита и полученных при этом позитивных результатах. К настоящему времени сформировались еще две области использования аудита - это маркетинговый и экологический.
Маркетинговый аудит - это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния и установление уровня соответствия данных учета заданным в маркетинге критериям, нормам и стандартам. В настоящее время он активно развивается на базе управленческого консультирования. Основными объектами маркетингового аудита являются маркетинговая стратегия фирмы, маркетинговые исследования фирмы, персональные продажи, политика ценообразования, сегментация рынка, разработка продуктов, реклама, стимулирование сбыта, товародвижение, формирование общественного мнения.
Экологический аудит - это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния и установление уровня соответствия данных учета заданным в экологии критериям, нормам и стандартам. В настоящее время он развивается на базе экологического консультирования. Основными объектами экологического аудита являются: экологическая политика, экологическая стратегия фирмы (установление природоохранных целей и задач), мониторинг, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, эколого - экономический и эколого-правовой риск. Базовыми экологическими стандартами являются Британский стандарт BS 7750 и стандарты серии ISO 14000, принятые Европейским Союзом в 1995г.
Философия стандартизации, учета и аудита ключевых элементов управленческой деятельности несомненно является прогрессивным направлением в менеджменте.

Top 10 Healthcare Predictions For 2016



Reenita Das

As 2015 comes to a close, Frost & Sullivan experts and thought leaders gather together to predict the top 10 trends to expect during the coming year.
  1. Next generation wearables hit a $6 billion market
The new generation of “medical” or “clinical wearables” is going to be equipped with more sophisticated sensing, capture and analytical functionalities, thus making the clinical utility of those devices more actionable. Currently, sales of healthcare wearables primarily involve monitoring technologies like those developed by Vital Connect and Proteus Digital Health; moving forward, technologies like the Quell from Neurometrix that provides therapeutic support will continue to gain traction.
Expect healthcare and consumer technology companies alike to be highly active in exploring strategic acquisitions of early stage wearable companies.
Frost & Sullivan’s recent study on consumer behavior to digital health shows approximately 24% of consumers currently use mobile apps to track health and wellness, 16% use wearable sensors and 29% use electronic personal health records. This trend is expected to continue as 47% of consumers would consider using wearables in the near future.
Reenita Forbes Blog - Healthcare Predictions for 2016 image 1
  1. Retail care goes mainstream with 35% expansion of in-store clinic footprint
2015 witnessed retailers allocating a great deal of investment toward expanding their clinical footprint, acquiring new tools and forming unique partnerships with healthcare companies. Consequently, 2016 should see the efforts of those machinations as retailers begin to fully execute their strategies for becoming the front line of primary care services.

  1. New Development Bank (NDB) invests heavily in healthcare, changing dynamics in many countries
With a total capital of $100 billion, the NDB was formed as an alternative to other world banking organizations dominated by American and European stakeholders. Formerly the BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa) Bank, the NDB is focused on improving the lives of citizens in developing nations. Its key initiatives include significant infrastructure investment in healthcare and wellness services for underserved populations.

  1. Rapid Expansion of Private Insurance in India finally unlocks untapped market
Through March 2014, only 17% of Indians were covered by health insurance, resulting in a high (more than 75%) out-of-pocket burden for care. The new government is prioritizing healthcare, through the National Health Assurance Mission, which will provide free drugs and diagnostic services as well as help individuals gain access to low-cost insurance schemes.

  1. Population Health opportunity drives over $50 billion in healthcare M&A
Long term corporate strategy aligned with opportunities tied to population health management is expected to drive decision-making tied to corporate restructuring, M&A, spin-offs, R&D spending and venture arm investments. Industry participants must evolve or risk obsolescence in a new healthcare industry paradigm where compensation is tied to outcomes.
The requirements for population health tools are forcing companies to consider their acquisition strategies differently, leading to more transactions involving companies in adjacent or complimentary markets.

  1. Less expensive and faster point of care (POC) testing enables new diagnostic care models
Commercialization of new POC test platforms with capabilities such as molecular POC, connectivity features, biosensors and microfluidics is able to drastically improve turnaround times (5 to15 minutes) and allow for testing services to be performed in settings previously not feasible.

  1. Free preventative care services available to over 90% in the U.S.
To mitigate the cost and care burden of late-stage chronic diseases, everyone from payers, employers, and the government will be offering a wide range of technology and wellness enabled preventative services. With access now available, it remains to be seen how engaged consumers will be in leveraging those services.
  1. Healthcare IoT solutions spur $10 billion in venture capital investments for start-ups
 The startup environment in healthcare is being reinvigorated by a wide spectrum of early stage companies looking to bring their IoT expertise honed in other industries to healthcare. With a focus on “disruptive” business models, these companies are looking to help tear down outmoded forms of care delivery and deploy approaches  optimizing new tools and technologies.
  1. Hospitals investing heavily in overhauling and retooling outdated facilities to avoid closure trends
 Ongoing trends of hospital closures and consolidations are forcing hospitals to rethink everything from hospital layout to resource utilization. Initiatives like the $1.3 billion overhaul of Dallas’s Parkland Hospital are happening around the country, as those institutions seek to adapt to new forms of care delivery that emphasize efficiency and patient satisfaction.
  1. The global regenerative medicine market to reach $30 billion in 2016
Pharmaco will see the regenerative market as its trump card as the business is expected to see growth rates of 22.4% from 2015. With growing investments in this area, favorable legislative policies and an increasing number of cell therapy marketed products this business will witness new competitors vying for a slot.
Image 3
With these changes and disruptions looming ahead, it is essential for companies to start asking critical questions, such as whether there is a data and analytics strategy and platform in place. How will the company monetize population health management to align with value based care models in the future? How to start the process of building a patient engagement platform that goes across the care continuum and look at it from the patient or consumer’s point of view, not a company perspective? It is critical that as data science replaces the block buster drug or device as the king or queen of the healthcare world, companies start taking some risks and build a culture of collaboration to succeed in 2016.

воскресенье, 13 декабря 2015 г.

System and Process Governance

Slide27s
This is a framework I have now used twice in IT related project proposals. Whenever certain processes or systems touch multiple organizational units, the question of governance is usually an important element of setting things up for success: What can the different units decide for themselves in order to tailor the system or process to their specific requirements? What parameters, on the other hand, need to be standardized across the board in order to guarantee consistency and comparability? Who owns the data? Who decides on what?

The framework (the original source is from Baseline Consulting) breaks these issues down into four components. It almost provides a “charter” to organize a governing body and lay out in broad terms how it operates. It’s also a nice checklist, to make sure you have thought of the key issues.

суббота, 12 декабря 2015 г.

Менеджер и его ролевые функции




Менеджмент это самостоятельный, профессиональный вид управленческой деятельности. Её осуществляет профессиональный работник, который и формально и неформально носит имя менеджер.
Эти специалисты и их деятельность носят самостоятельный характер. Самостоятельность здесь проявляется по крайней мере в двух формах:
1) менеджер по своему служебному положению наделяется правомочными функциями и большими правами для принятия управленческих решений, то есть он может действовать самостоятельно в любых производственных и коммерческих операциях,
2) самостоятельность менеджера проявляется в отношении его к капиталу той фирмы, на которую он работает.
Т.е. речь идет об отношении собственности. Это возникает из следующего:
Начинающий бизнесмен на первой стадии своей деятельности сам осуществляет управление своим капиталом, производственными формами и людьми. По мере накопления капитала и расширения производства у него возникает необходимость в более эффективном профессиональном управлении. Тогда он приглашает на определенные управленческие роли профессионала, который осуществляет управление соответствующей отраслью производства. Это внешняя сторона трансформации отношений собственности и управленческих отношений. Теоретическая суть этой трансформации в следующем:
На первых порах предприниматель олицетворял в одном лице одновременно отношения собственности и управленческие отношения. Тогда же, когда появился новый управленческий работник и ему переданы функции управления, произошло разделение этих отношений. Предприниматель остался владельцем своего капитала и олицетворяет отношения форм собственности, а профессионал менеджер в силу врученных ему полномочий олицетворяет управленческие отношения.
3) самостоятельный вид деятельности в менеджменте проявлялся также и в том, что эта категория работников как правило свободны от собственности этой фирмы, т.е. они не связаны в своих действиях какими-либо экономическими ограничениями, в тоже время им не запрещено иметь какую-либо долю собственности в виде акций или паев фирмы.
На менеджеров возлагаются сложные обязанности по управлению капиталом и людьми и руководство фирм и компаний, как правило, не только строго, но иногда болезненно относятся у уровню профессиональной подготовки тех людей, которых она приглашает для своей деятельности. Профессиональная подготовка менеджеров в большей степени зависит от области деятельности этого специалиста, поэтому нет однозначного перечня требований профессиональной подготовки, единого для всех отраслей производства и бизнеса. Однако можно типизировать слагаемые профессионализма. Их можно свести в следующую форму:
Слагаемые профессионализма.
осознание опытаструктура знанийбазовое образованиеприоритет мотивации профессионализма
коммуникативностьисследовательский подходсоответственное функциональной специализациидецентрализация управления
интуицияперспективность мышлениядинамика классификациигибкость организации, инновационность
культурастиль управлениякорпоративные установкитехнологии инноваций
Из приведенной выше типизации профессиональных качеств менеджера, которая является обобщающим документом, формируются проф. черты для управленческих работников самых различных форм производственной, коммерческой, предпринимательской деятельности

Ролевые функции менеджера

Каждый менеджер, исполняя свои должностные обязанности, должен обеспечить решение всех вопросов в соответствии с функциональными особенностями. В связи с многообразием форм и методов деятельности нет единой классификации ролевых функций менеджера. Поэтому при разработке таких документов пользуются такой типологией, которая бы объединила в себе всё многообразие и особенности функциональной деятельности менеджера. Наибольшее признание получила типизация ролевых функций Минцберга. По его классификации выделяется 10 ролевых функций, которые разбиты на 3 группы:
  • роль главного руководителя,
  • роль лидера,
  • роль связующего звена.
Вторая группа - информационные роли
  • приемник информации,
  • распространитель информации,
  • представитель.
Третья группа - роли, связанные с принятием решений.
  • предприниматель,
  • устраняющий нарушения,
  • распорядитель ресурсов,
  • ведущий переговоры.
В практической деятельности эти роли функциональной деятельности менеджера и требования к его проф. знаниям воплощаются в общедоступные, понятные всем требования к менеджеру. А именно:
  • наличие общих знаний в области управления предприятием,
  • компетентность в вопросах технологии и производства,
  • владение не только навыками администрирования, но и умение владеть ситуацией на рынке,
  • распределять эффективно ресурсы фирмы,
  • принятие обоснованных и компетентных решений и организовать их выполнение,
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках,
  • умение анализировать деятельность фирмы,
  • умение предвидеть тенденции развития хоз. конъюнктуры и особенностей спроса
НО...
главным требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми (знание своих подчиненных, их способности выполнять конкретную работу, знание условий, на основе которых рабочие связаны с предприятием, защита интересов тех и других на справедливой основе, отстранение неспособных выполнить возложенные функции).

The Customer Service Gap Model


Today’s consumer has become increasingly demanding. They not only want high quality products but they also expect high quality customer service. Even manufactured products such as cars, mobile phones and computers cannot gain a strategic competitive advantage through the physical products alone.  From a consumer’s point of view, customer service is considered very much part of the product. Listen to Nick Coster – Head of Training Services discuss the Customer Service Gap Model with Phil Dobbie.
Delivering superior value to the customer is an ongoing concern of Product Managers. This not only includes the actual physical product but customer service as well. Products that do not offer good quality customer service that meets the expectations of consumers are difficult to sustain in a competitive market. SERVQUAL (service quality gap model) is a gap method in service quality measurement, a tool that can be used by Product Manager across all industries. The aim of this model is to:
  • Identify the gaps between customer expectation and the actual services provided at different stages of service delivery
  • Close the gap and  improve the customer service

This model developed by Parasuraman, Zeithalm and Berry in 1985 identifies five different gaps:

The Customer Gap: The Gap between Customer Expectations and Customer Perceptions
The customer gap is the difference between customer expectations and customer perceptions. Customer expectation is what the customer expects according to available resources and is influenced by cultural background, family lifestyle, personality, demographics, advertising, experience with similar products and information available online. Customer perception is totally subjective and is based on the customer’s interaction with the product or service. Perception is derived from the customer’s satisfaction of the specific product or service and the quality of service delivery. The customer gap is the most important gap and in an ideal world the customer’s expectation would be almost identical to the customer’s perception. In a customer orientated strategy, delivering a quality service for a specific product should be based on a clear understanding of the target market. Understanding customer needs and knowing customer expectations could be the best way to close the gap.

The Knowledge Gap: The Gap between Consumer Expectation and Management Perception

The knowledge gap is the difference between the customer’s expectations of the service provided and the company’s provision of the service.  In this case, managers are not aware or have not correctly interpreted the customer’s expectation in relation to the company’s services or products. If a knowledge gap exists, it may mean companies are trying to meet wrong or non-existing consumer needs. In a customer-orientated business, it is important to have a clear understanding of the consumer’s need for service. To close the gap between the consumer’s expectations for service and management’s perception of service delivery will require comprehensive market research.

The Policy Gap: The Gap between Management Perception and Service Quality Specification

According to Kasper et al, this gap reflects management’s incorrect translation of the service policy into rules and guidelines for employees. Some companies experience difficulties translating consumer expectation into specific service quality delivery. This can include poor service design, failure to maintain and continually update their provision of good customer service or simply a lack of standardisation. This gap may see consumers seek a similar product with better service elsewhere.

The Delivery Gap: The Gap between Service Quality Specification and Service Delivery

This gap exposes the weakness in employee performance. Organisations with a Delivery Gap may specify the service required to support consumers but have subsequently failed to train their employees, put good processes and guidelines in action. As a result, employees are ill equipped to manage consumer’s needs. Some of the problems experienced if there is a delivery gap are:
  • Employees lack of product knowledge and have difficulty managing customer questions and issues
  • Organisations have poor human resource policies
  • Lack of cohesive teams and the inability to deliver

The Communication Gap: The Gap between Service Delivery and External Communications

In some cases, promises made by companies through advertising media and communication raise customer expectations. When over-promising in advertising does not match the actual service delivery, it creates a communication gap. Consumers are disappointed because the promised service does not match the expected service and consequently may seek alternative product sources.

Case Study: Amazon.com

Amazon.com provides books, movies, music and games along with electronics, toys, apparel, sports, tools, groceries and general home and garden items. Amazon is a good example of an online business that tries to close the service gaps in order to thoroughly meet consumer expectations.

Understanding Customer Needs

From the time the consumer starts to shop at Amazon’s online store, Amazon will attempt to understand their expectations. From when a customer first makes a product selection Amazon creates a consumer profile and attempts to offer alternative goods and services that may delight the consumer. The longer the consumer shops at Amazon, the more the company attempts to identify their preferences and needs.

Customer Defined Standards

When a consumer buys a product from Amazon they selects the mode of delivery and the company tells them the expected number of days it will take to receive their merchandise. For example: standard shipping is three to five days but shipping in one or two days is also available. The company has set standards for how quickly customers are informed when a product is unavailable (immediately), how quickly customers are notified whether an out of print book can be located (three weeks), how long customers are able to return items (30 days) and whether they pay return shipping costs. These standards exist for many activities at Amazon from delivery to communication to service recovery.

Service Performance

Apart from defining their service delivery, Amazon goes one step further and delivers on its promises. Amazon performs! Orders often arrive ahead of the promised dates; orders are accurate and are in excellent condition because of careful shipping practice. Customers can track packages and review previous orders at any time. Amazon also makes sure that all its partners who sell used and new books and other related items meet Amazon’s high standards. The company verifies the performance of each purchase by surveying the customer and posting scores that are visible to other customers. Managing promises is handled by clear and careful communication on the website. Every page is very easy to understand and to navigate. For example the page dealing with returns eliminates customer misunderstanding by clearly spelling out what can be returned. The page describes how to repack items and when refunds are given. The customer account page shows all previous purchases and exactly where every ordered item is in the shipping process Amazon strategy has been well received by its customers and the Amazon brand is known worldwide.

Conclusion

Effective product management is a complex undertaking which includes many different strategies, skills and tasks. Product managers plan for creating the best products and operational excellence to maximize customer satisfaction, loyalty and retention. Recognising and closing gaps offers high quality customer service to the consumer and helps them to achieve their goal whilst maximising market position, market share and financial results through customer satisfaction. It also helps managers to identify areas of weakness and make improvements to a company’s service delivery. Check out our blog post on “The Value Curve: visualising the value proposition”. This tool allows product managers to take information gleaned from gap analysis to develop or refine products that are both compelling to customers and distinct from competitors.