Менеджмент это самостоятельный, профессиональный вид управленческой деятельности. Её осуществляет профессиональный работник, который и формально и неформально носит имя менеджер.
Эти специалисты и их деятельность носят самостоятельный характер. Самостоятельность здесь проявляется по крайней мере в двух формах:
1) менеджер по своему служебному положению наделяется правомочными функциями и большими правами для принятия управленческих решений, то есть он может действовать самостоятельно в любых производственных и коммерческих операциях,Т.е. речь идет об отношении собственности. Это возникает из следующего:
2) самостоятельность менеджера проявляется в отношении его к капиталу той фирмы, на которую он работает.
Начинающий бизнесмен на первой стадии своей деятельности сам осуществляет управление своим капиталом, производственными формами и людьми. По мере накопления капитала и расширения производства у него возникает необходимость в более эффективном профессиональном управлении. Тогда он приглашает на определенные управленческие роли профессионала, который осуществляет управление соответствующей отраслью производства. Это внешняя сторона трансформации отношений собственности и управленческих отношений. Теоретическая суть этой трансформации в следующем:
На первых порах предприниматель олицетворял в одном лице одновременно отношения собственности и управленческие отношения. Тогда же, когда появился новый управленческий работник и ему переданы функции управления, произошло разделение этих отношений. Предприниматель остался владельцем своего капитала и олицетворяет отношения форм собственности, а профессионал менеджер в силу врученных ему полномочий олицетворяет управленческие отношения.
3) самостоятельный вид деятельности в менеджменте проявлялся также и в том, что эта категория работников как правило свободны от собственности этой фирмы, т.е. они не связаны в своих действиях какими-либо экономическими ограничениями, в тоже время им не запрещено иметь какую-либо долю собственности в виде акций или паев фирмы.На менеджеров возлагаются сложные обязанности по управлению капиталом и людьми и руководство фирм и компаний, как правило, не только строго, но иногда болезненно относятся у уровню профессиональной подготовки тех людей, которых она приглашает для своей деятельности. Профессиональная подготовка менеджеров в большей степени зависит от области деятельности этого специалиста, поэтому нет однозначного перечня требований профессиональной подготовки, единого для всех отраслей производства и бизнеса. Однако можно типизировать слагаемые профессионализма. Их можно свести в следующую форму:
Слагаемые профессионализма.
осознание опыта | структура знаний | базовое образование | приоритет мотивации профессионализма |
коммуникативность | исследовательский подход | соответственное функциональной специализации | децентрализация управления |
интуиция | перспективность мышления | динамика классификации | гибкость организации, инновационность |
культура | стиль управления | корпоративные установки | технологии инноваций |
Ролевые функции менеджера
Каждый менеджер, исполняя свои должностные обязанности, должен обеспечить решение всех вопросов в соответствии с функциональными особенностями. В связи с многообразием форм и методов деятельности нет единой классификации ролевых функций менеджера. Поэтому при разработке таких документов пользуются такой типологией, которая бы объединила в себе всё многообразие и особенности функциональной деятельности менеджера. Наибольшее признание получила типизация ролевых функций Минцберга. По его классификации выделяется 10 ролевых функций, которые разбиты на 3 группы:- роль главного руководителя,
- роль лидера,
- роль связующего звена.
- приемник информации,
- распространитель информации,
- представитель.
- предприниматель,
- устраняющий нарушения,
- распорядитель ресурсов,
- ведущий переговоры.
- наличие общих знаний в области управления предприятием,
- компетентность в вопросах технологии и производства,
- владение не только навыками администрирования, но и умение владеть ситуацией на рынке,
- распределять эффективно ресурсы фирмы,
- принятие обоснованных и компетентных решений и организовать их выполнение,
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках,
- умение анализировать деятельность фирмы,
- умение предвидеть тенденции развития хоз. конъюнктуры и особенностей спроса
главным требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми (знание своих подчиненных, их способности выполнять конкретную работу, знание условий, на основе которых рабочие связаны с предприятием, защита интересов тех и других на справедливой основе, отстранение неспособных выполнить возложенные функции).
Комментариев нет:
Отправить комментарий