суббота, 12 декабря 2015 г.

Понятие и содержание менеджмента и его применение в условиях рыночных отношений



В результате смены общественно-экономической формации перед практиками и учеными страны стояла проблема выбора и обоснования типа управления, который бы в наибольшей степени отвечал национальной культуре, национальным традициям, менеджменту и в тоже время учитывал бы те лучшие тенденции в развитии теории и практики управления, которые складываются в развитых капиталистических странах. С учетом всех факторов ученые избрали западные формы и типы управления. Основополагающим здесь является специфический тип управления, который получил название менеджмент (англ. укрощать лошадь). Термин "менеджмент" является синонимом термина "управление". Чтобы раскрыть особенность этого типа управления можно воспользоваться одним из терминов формальной логики: путь к общему лежит через особое. Отличие между управлением и менеджментом является та среда, в которой происходит процесс. Менеджмент в тех условиях, когда производство функционирует в условиях рынка, высокая степень самостоятельности в действиях управленческих работников, которых называют менеджеры. Имеются другие особенности, которые сфокусированы в самом определении менеджмента. Одно из них:

Менеджмент-это особый вид самостоятельной деятельности в фирме любого направления деятельности, работающей в условиях рыночных отношений для обеспечения поставленных целей при рациональном, экономичном использовании материальных и трудовых ресурсов на основе хозяйственного и экономического механизма рыночных отношений.

Понятие "управление" имеет расширительное значение, так как используется не только для условий рынка, но и в управлении некоммерческими предприятиями.


Общее двух терминов связано с координацией совместного труда. Предметом исследований являются отношения, которые возникают в процессе управления. Они возникают в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий.

Управленческий труд выступает как совокупный труд. Деятельность по управлению может считаться эффективной деятельностью, приносящей определенную часть прибыли предпринимательской деятельности.

Понятия менеджмента:
1) наука и практика управления,
2) организация управления внутри фирмы,
3) процесс принятия управленческих решений.

Содержание понятий:
Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Термин "организация управления" представляет собой вид деятельности по руководству людьми (управление персоналом). Процесс принятия решений часто становится самостоятельной сферой деятельности специализированных подразделений.

Принципиальным является вопрос о том относится ли эта область знаний к науке или нет.

Для выделения направления в самостоятельную науку необходимо:
1) наличие самостоятельного объекта исследования (управленческие отношения),
2) самостоятельные, специфические методы исследования (у менеджмента нет, использует общеэкономические методики).

На фоне общего представления о менеджменте можно дать обобщенную характеристику менеджера: это руководитель, им управляющий, который занимает постоянную должность и наделен полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности, функционирующий в рыночной экономике.




Применяется к:
1) организаторам каких-либо работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп,
2) руководителям предприятия в целом или его подразделений,
3) руководителю по отношению к подчиненному,
4) к администратору любого уровня управления, который организует работу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий