вторник, 22 декабря 2015 г.

Три самые необходимые части стратегии развития организации

ТРИ САМЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЧАСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Хорошая стратегия развития предприятия начинается с обеспечения ее поддержки на всех уровнях компании. Поддержка начинается с понимания, а понимание начинается с понятной информации, т.е. с грамотного и понятного стратегического плана. Чтобы создать рабочий, по-настоящему понятный, а значит потенциально реализуемый документ под названием «стратегия развития бизнеса» (систему гипотез, целей, задач, способов их реализации) недостаточно просто облечь результаты стратегического анализа и выводы из него в визуально привлекательную форму. Необходимо обеспечить определенные требования, которые следуют не только из классической системы управления по целям, но и учитывают специфику управления стратегическими (т.е. масштабными и долгосрочными) изменениями организации и экосистемы бизнеса.
Нужно отметить, что данная информация вряд ли применима к случаю, когда стратегия развития компании не предусматривает изменения самой компании, а состоит только в том, чтобы обеспечить выход компании на новый географический рынок (масштабирование существующей бизнес-модели). Такой подход обычно не предусматривает глубокой адаптации системы управления и всех структур компании к новой стратегии, однако именно упрощенное понимание роста и таит в себе множество рисков. Если же речь идет о масштабных изменениях, модификации бизнес-модели и других фундаментальных основ существования организации, то стратегия должна учитывать максимально возможное количество критических факторов успеха и ее создание является сложным многоэтапным и итеративным процессом. Мы бы хотели облегчить такую работу для наших читателей и поделиться некоторыми советами, которые, несмотря на свою простоту, являются ключевыми в деле улучшения реализации стратегий организаций.

№1. ВАМ НУЖЕН ПЛАН СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

Да, именно так. Сама по себе разработка грамотной стратегии организации является сложным процессом, в котором участвуют множество людей в компании и даже за ее пределами. Не спешите начинать разрабатывать стратегию развития. Сначала необходимо понять, каким должен быть результат, какие методы анализа необходимо применить, что конкретно нужно проанализировать внутри организации и вне её. Какие форматы предоставления отдельных разделов плана будут наиболее понятными и полезными, насколько подробно необходимо детализировать тот или иной раздел стратегического плана и из каких разделов он должен состоять, кто будет ответственен за тот или иной раздел стратегического плана и многое другое. Т.к. все эти операции в стратегически сфокусированной компании должны выполняться с определенной периодичностью, то такая деятельность не должна являться проектной «кампанейщиной», а полноценным процессом. Поэтому описание этого процесса обычно делается в форме «Методологии стратегического управления» и, иногда, дополняется соответствующим регламентами.

№ 2. ВАМ СЛЕДУЕТ СОЗДАТЬ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

На самом деле основная работа начинается тогда, когда компания приступает к реализации стратегического плана. Создать стратегию это ничтожно малый труд по сравнению с тем, что необходимо сделать для ее реализации. Здесь возникают основные сложности и именно здесь появляется печальная статистика о том, что лишь одна из десяти продолжительно существующих компаний может заявить о реализации своей стратегии. Причины чаще всего лежат в том, что компаниям не удается эффективно связать стратегическое планирование с операционным управлением, представив процесс достижения стратегических целей в тысячах и миллионах действий сотрудников. Тех самых, чьими руками и реализовываются масштабные стратегические решения. Что нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию? Выделим три главных момента, которые помогают перейти от смелых и амбициозных стратегий к эффективным действиям по их реализации.
КАСКАДИРОВАНИЕ
Это не пресловутая детализация стратегических целей, это полноценное стратегическое (т.е. долгосрочное) планирование на всех уровнях организации. И посвящены эти стратегии нижнего уровня тому, как наилучшим образом реализовать стратегию компании в целом. В ходе каскадирования создаются стратегии бизнес-единиц и функциональные стратегии подразделений, обеспечивающих деятельность компании. В ходе каскадирования происходит и другой важный процесс – синхронизация стратегий. Это касается стратегий формально не зависимых друг от друга подразделений или бизнес-единиц. Их планы должны быть синхронизированы между собой по всем параметрам, рассогласование которых может воспрепятствовать эффективности реализации. При таком подходе к планированию трудно ожидать, что стратегический план будет пустышкой, выдуманной в тиши кабинетов топ-менеджерами предприятия или консультантами. Такая организация процесса подразумевает активный двусторонний обмен информацией и мнениями между уровнями управления. Такой обмен поможет выявить бреши в первоначальном стратегическом плане, которые сверху попросту были не видны. Такой подход подразумевает определенный уровень доверия к исполнителям, которая должна быть дополнена необходимыми методологиями и системой отчетности.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Имеются в виду не столько материальные ресурсы, сколько нематериальные. Некоторые менеджеры не всегда верно соотносят проекты с реальными возможностями исполнителей. Яркие примеры неудач мы можем наблюдать сейчас в оборонной отрасли. Несмотря на то, что финансирование определенных работ сейчас выросло в разы, выполнить требования военных некоторые предприятия оказываются не в состоянии, независимо от объема выделяемых средств. А все потому, что были потеряны или не воспроизводились ключевые компетенции для создания того или иного вида техники. В связи с этим мы настоятельно рекомендуем расширять «номенклатуру» планирования, включая туда не только все ключевые материальные и финансовые ресурсы, но и интеллектуальные составляющие различного типа. 
ДВУСТОРОННЯЯ КОММУНИКАЦИЯ ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
В процессе реализации стратегии большое значение имеют внутрифирменные коммуникации. Управление в стратегическом контуре обычно использует обратную связь, содержащую две «петли» разного типа. В рамках обратной связи первого типа осуществляется управление по отклонению фактических результатов деятельности от планируемых. А обратная связь второго типа используется для оценки правильности самой стратегии. Если первая «петля» оперирует с план-факт анализом деятельности предприятия по реализации стратегических проектов, то вторая заключается в оценке достоверности тех гипотез об изменении внешней среды и экосистемы предприятия, которые были заложены в стратегию. Изменения в этих гипотезах могут повлечь за собой изменения в самой стратегии. А такой своевременный мониторинг невозможен без развитой системы коммуникаций.

№ 3. НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ КУЛЬТУРНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

В современной экономике нельзя просто взять, разработать стратегию и сказать «Вперед, товарищи!». Вернее, сделать так можно, а вот получить ожидаемый амбициозный результат вряд ли. В современной экономике далеко не все решается концентрацией ресурсов, многое зависит от мягких факторов, и одним из важнейших таких факторов является организационная культура. Каждая отрасль требует определенной специфики деловых взаимоотношений внутри коллективов, и каждая компания является носителем определенного своеобразия в этой сфере.
В соответствии с нашими исследованиями, одним из важнейших качеств организации в современных условиях является способность быстро адаптировать свою работу под часто изменяющиеся внешние условия. Корпоративная культура компании должна поддерживать такую способность. Обычное сопротивление изменениям часто оказывается непреодолимым препятствием на пути реализации стратегий. Ежедневное развитие и постоянное внимание к стимулированию более эффективного делового поведения и концентрации сотрудников на достижение целей и результатов является основой долгосрочной конкурентоспособности компании и ее экономического процветания. В противном случае внутренние проблемы отнимут слишком много сил на пути реализации планов компании.
В современных условиях коллектив не может эффективно справляться с масштабными задачами без общего видения и внутрифирменного консенсуса. Когда вся компания фокусируется на реализации своей стратегии развития, это дает ей значительные преимущества по сравнению с конкурентами, позволяет быстрее конкурентов идентифицировать новые рынки в своей отрасли, использовать их эффективнее, а также при определенных обстоятельствах эксплуатировать слабости конкурентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях нестабильности внешней среды и усиления конкуренции на локальных рынках первоочередной задачей для компаний является повышение конкурентоспособности. Ключ к успеху в таких условиях лежит не в одном или двух удачных решениях, а в постоянном притоке свежих идей и эффективном их внедрении. Конкуренция происходит уже не на уровне товаров или услуг, а на уровне способностей их постоянно улучшать в соответствии с требованиями рынка. При этом взаимное усиление преимуществ компаний возникает не случайно, а в результате планомерной работы по созданию уникальных способностей по всей цепочке создания стоимости. Такая работа обычно ведется в рамках системы стратегического управления. Качество этой системы определяет эффективность и целенаправленность всей деятельности компаний, а качественная стратегия развития является логическим результатом функционирования такой системы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий