Условием успешного и эффективного прогнозирования и исследования процессов в системах управления, как и вообще прогнозирования и исследования любых процессов в природе и обществе, является применение на практике теории познания, ее положений об объективности, закономерности развития природы и общества и познаваемости окружающей действительности. В настоящее время моделирование является методом научного познания, который широко распространен при исследовании различных объектов управления.
Современное управление основано на использовании разнообразных моделей, позволяющих описать деятельность организации на всех этапах ее жизненного цикла, а так же отдельные функциональные сферы. Это касается объектов управления различной организационно-правовой формы, организационных структур и целей их существования, будь то производство продукции или оказание услуг.
Принимая во внимание темпы изменений, происходящих в новом информационном обществе потребителей, требуются новые подходы к рассмотрению организации как системы, включающие интеграцию всех элементов управления предприятием и процессов, протекающих в нем, в единое целое, работа которого сосредотачивается на достижении наилучших результатов.
Для этого необходимо построение бизнес-модели организации.
Возникновение понятия бизнес-модель организации связано со следующими объективными причинами:
1. В настоящее время разработка стратегии предприятия и принятие управленческих решений требует анализа процессов, протекающих в организации. Рассмотрение организации как сети процессов не возможно без построения ее модели.
2. Современное ведение бизнеса не мыслимо без использования передовых информационных технологий (ИТ). При внедрении информационных технологий наибольший эффект получают те проекты, которые нацелены на внедрение ИТ-решений не на существующую организационную структуру, а на разработанную новую, в которой ИТ-решение будет функционировать более оптимально. Для этого необходимо построение моделей организации «как есть» и «как должно быть».
3. В современных условиях мониторинг организации на предкризисное состояние и оценка эффективности ее деятельности требует построения идеальной модели с целью оценки отклонения от нее реальной.
Для формирования представления о бизнес-модели организации как определенного «заменителя» объекта управления с целью его исследования, необходимо сформулировать ряд понятий и определений, которыми будем оперировать в научном исследовании в дальнейшем. Важнейшим среди них являются моделирование и модель.
Под моделированием понимается метод научного познания, используемый как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования, целью которого является изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах.
В тоже время, моделирование – описательный метод, когда создается модель процесса и проводятся эксперименты с этой моделью, чтобы оценить работу в различных условиях.
Моделирование так же является методом исследования путем построения и изучения моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления и т.п.
Как метод научного познания, моделирование включает ряд этапов.
Первый этап моделирования включает в себя разработку общей задачи и выбор объекта моделирования. Соответственно поставленной задаче осуществляется процесс получения информации, изучаются основные свойства исследуемого объекта. После получения информации, изучаются основные свойства исследуемого объекта, а далее строится модель изучаемого объекта. Таким образом, на данном этапе задачей моделирования является представление модели изучаемого объекта.
На втором этапе моделирования происходит исследование построенной модели. Поскольку на этом этапе модель выступает как объект-заменитель, именно через него мы познаем интересующие нас объекты управления.
На третьем этапе происходит анализ полученной модели и, возможно, проведение экспериментов с ней. Результаты анализа могут быть применены в реальной практике, поскольку происходит экстраполяция информации, полученной при изучении макета объекта исследования (модели) на сам исследуемый объект.
Целью четвертого этапа является практическая проверка полученной информации. На всех этапах моделирования в качестве относительно самостоятельного предмета исследования выступает модель.
Задачами использования моделей объектов управления являются:
- замена объекта-оригинала его моделью, сохраняющей наиболее важные для исследования свойства оригинала, но более доступной для исследования, чем объект-оригинал;
- изучение структуры и законов развития объекта;
- прогнозирование последствий различных способов воздействия на объект;
- выбор оптимальной стратегии управления объектом или принятие управленческих решений.
Чтобы ориентироваться среди большого множества существующих экономических моделей, применять их на практике в деятельности различных систем управления и сравнивать между собой, необходимо провести их классификацию. В основу классификации могут быть положены различные признаки (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Общая схема классификации экономических моделей
Безусловно, данная классификация не является полной. Однако позволяет сделать вывод, что использование моделей в исследовании деятельности организации является достаточно эффективным методом. Регулярная работа с моделями может способствовать выявлению опасных явлений и тенденций в исследуемом объекте на ранней стадии. От такой своевременной диагностики зависит устойчивость и конкурентоспособность многих экономических систем.
Бизнес в научной литературе имеет различные трактовки. Это:
- дело, занятие, предпринимательство, направленное на получение прибыли;
- самостоятельная предпринимательская (коммерческая) деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли;
- предприятие, фирма, приносящие прибыль в результате определенных видов деятельности.
Таким образом, бизнес является категорией, зависящей от многих факторов. Бизнес как экономическая категория с трудом поддается формализации, а потому управление воспринимается зачастую как искусство, а не как наука. Математической точности в нем нет, а повсеместно действующие жесткие законы тоже порою не действуют.
Как указывает Мильнер Б.З., на сегодняшний день существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития.
На рисунке 1.2 показано, что существование трех основных смысловых вариантов понятия «организация» обусловлено именно взаимным влиянием различных по своей родословной, но субстанционально тесно связанных между собой наук.
Рисунок 1.2 – Теоретическая база деловой организации
Следует обратить внимание на элемент схемы, обозначенные «теория организаций». Теорию организаций не следует отождествлять с теорией организации, поскольку она является одним из частных случаев последней. Все многообразие подходов к исследованию организации как процесса можно представить в виде двух альтернатив (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Характеристика подходов к исследованию организации как процесса
Альтернатива 1 | Альтернатива 2 |
· Исходным состоянием любой системы является беспорядок, хаос · Организация предполагает создание порядка из хаоса · Созданный порядок необходимо поддерживать, расходуя на это ресурсы, иначе снова наступит хаос | · Реальным системам свойственна имманентная организация (изначально присущая как данность). Нет ничего более неестественного, чем хаос · Организация предполагает создание условий для развития системы · Необходимо ориентироваться на саморазвитие системы |
Таким образом, организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Современные организации представляют собой сложные социальные образование, которые, с одной стороны, включены в широкий спектр разнообразных отношений с внешним окружением, а с другой – имеют разнородную внутреннюю структуру. В тоже время организации – это сложные открытые системы, что отражено в ее графической модели, представленной на рисунке 1.3.
Как видно из рисунка, в сферу управленческого контроля попадает довольно значимое количество внешних переменных, которые влияют на цели и задачи функционирования организации, ее вход и выход. Среди различных характеристик, описывающих внутреннее устройство организации можно выделить ее структуру, информационную систему (информационные технологии и информация, необходимая для ведения бизнеса), технологии, применяемые для поддержания бизнес-процессов; сами бизнес-процессы и т. д.
Рисунок 1.3 – Графическая модель организации как сложной открытой системы
В современных условиях возникла проблема установления связей между отдельными переменными внутренней среды организации, а соответственно и построения ее целостной модели. Построить универсальную модель представляется довольно сложным, поскольку существует большое число разнородных организаций и имеется широкий круг задач, стоящих перед той или иной организацией.
Важными составляющими любой организации является то, каким образом упорядочены входящие в нее элементы (организационно-штатная структура), наличие разнообразных ресурсов, в том числе информационных для осуществления целей и наличие связей с внешней средой. Поскольку в конечном итоге целью организации является производство продукции (оказание работ, услуг), можно сказать, что цели достигают своего разрешения при взаимодействии с внешней средой. Взаимосвязь всех внутренних элементов организации может быть представлена в виде ее бизнес-модели.
Понятие бизнес-модель организации является в настоящий момент одним из наиболее не ясных в современной научной литературе.
Шингарев П.В. рассматривает бизнес-модель организации как представление набора связанных модельных элементов, определяющих внутреннюю и внешнюю среду компании в рамках единой системы.
Рапа Майкл в своей работе отмечает, что в самом простом определении бизнес-модель – это метод осуществления бизнеса, благодаря которому компания может обеспечить себя, то есть сгенерировать доход, выручку. Бизнес-модель разъясняет, как компания делает деньги, детально показывая ее местоположение в цепи возникновения стоимости.
Концептуальная схема восьмифакторной бизнес-модели организации была предложена Наумом Мелмад и Ореном Фюрстом. Авторы указывают, что бизнес-модель организации позволяет компании максимально увеличить свою стоимость путем такого сочетания ее элементов, которое оптимизирует конкурентные позиции и возможность сохранять высокую прибыльность или привлекательность для стратегических покупателей. Восьмифакторная бизнес-модель организации по мнению авторов включает технологии и операции, доход и модели ценообразования, интеллектуальную собственность, усиление эффекта масштаба и потенциал роста, сетевой эффект, потенциальные рынки и анализ внешних условий, стратегические союзы.
Гришин В.Н. и Панфилова Е.Е. определяют, что бизнес-модель организации является сложной системой, в рамках которой отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. При этом подмножеством бизнес-модели является информационная модель, описывающая все существующие (в том числе неформализированные в документальном виде) информационные потоки в организации, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех элементов информационного поля.
В своей работе Калянов Г.Н. указывает на синонимичность понятий бизнес-модель организации и архитектура предприятия. Под архитектурой предприятия понимается всестороннее и исчерпывающее описание модели всех его ключевых элементов и межэлементных отношений. Архитектура предприятия должна включать роль людей, описание процессов (функции и поведение) и представление всех вспомогательных технологий на протяжении всего жизненного цикла предприятия. Архитектура является стратегической информационной основой, определяющей структуру бизнеса, информацию, необходимую для ведения бизнеса, технологии, применяемые для поддержания бизнес-операций, процессы преобразования, развития и перехода, необходимые для реализации новых технологий в ответ на изменение или появление новых бизнес-потребностей.
Архитектура предприятия, по мнению автора, традиционно представляется в виде трех слоев: корпоративной миссии и стратегия, стратегических целей и задач; бизнес-архитектуры (бизнес-процессов, организационно-штатной структуры, системы документооборота); системной архитектуры (ИТ-архитектура).
Сироткин Д. определяет бизнес-модель как принципиальную модель работы данного бизнеса. Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) компании, ее соответствия стратегическим целям развития компании и согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов.
Китрар С. под бизнес-моделью организации понимает совокупность элементов внутренней среды и взаимосвязь между ними, включая принципы функционирования организации. Логика построения такой модели, как указывает автор в своей статье, предусматривает определение целей, задач и границ деятельности; принципов и основных правил функционирования; структуры объектов модели; взаимоотношений и принципов взаимодействия элементов структуры по горизонтали и вертикали; основных бизнес-процессов и ответственных за них; источников обеспечения ресурсами; показателей оценки деятельности; системы мотивации персонала; плана внедрения. Модели строятся с использованием инженерных подходов и методов системного проектирования бизнеса.
Таким образом, бизнес-модель организации можно определить как модель, которая описывает ее внутреннюю архитектуру, необходимую для достижения корпоративных целей, преобразующей входы в выходы. Как видно из рисунка 1.4, бизнес-модель организации включает в себя следующие составляющие: корпоративная миссия, стратегия, стратегические цели и задачи; вход; организационно-штатная структура; бизнес-процессы и функции организации; выход.
Рисунок 1.4 – Графическая бизнес-модель организации
Целью проектирования бизнес-модели организации с одной стороны является создание целостного образа деятельности и адекватного ему состояния внутренней среды компании, с другой – выявление и согласование противоречивых требований к организации компании, ее развитию. Проектирование бизнес-модели организации позволяет проанализировать ее деятельность как системы с целью выявления причин мешающих достижению организацией своих целей и разработке рекомендаций по их ликвидации и улучшению деятельности компании в целом.
Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления (рисунок 1.5). Чем интенсивнее проявлялось воздействие внешней среды, тем больше внимания руководство предприятий должно было уделять изучению процессов, происходящих в рыночной экономике, и разработке адекватных реакций на возможные внешние воздействия.
Рисунок 1.5 – Эволюция организации и принципов управления