воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Ценные бумаги




ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЦЕННЫХ БУМАГ



Ценная бумага – документ, составленный по установленной форме, свидетельствующий о праве собственности его владельца на определенную сумму денег или конкретные имущественные ценности.

Ценные бумаги – это права на ресурсы, обособившиеся от своей основы, имеющие собственную материальную форму(например, в виде бумажного сертификата, записи на счетах). Они должны отвечать таким фундаментальным требованиям, как обращаемость; доступность; регулируемость и признание государством; ликвидность; риск, обязательства исполнения.

Признаки ценной бумаги

1. Обращаемость на рынке – это способность ценной бумаги покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров. Данный признак указывает на то, что ценная бумага существует только как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем.

2. Доступность для гражданского оборота, т. е. способность ценной бумаги не только покупаться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения и т. п.).

3. Стандартность – ценная бумага должна иметь стандартное содержание (стандартность прав, стандартность участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным правам, стандартность сделок, стандартность формы самой бумаги и т. п.).

3. Серийность – возможность выпуска ценной бумаги однородными сериями, классами.

4. Документальность – ценная бумага как определенный документ должна содержать предусмотренные законодательством реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность ценной бумаги или ее перевод в разряд иных обязательственных документов.

5. Регулируемость и признание государством – документы должны быть признаны государством в качестве ценных бумаг, что обеспечивает их хорошую регулируемость и доверие к ним.

6. Ликвидность – это способность ценной бумаги быть быстро проданной, превратиться в денежные средства (в наличной или безналичной форме) без существенных потерь для ее держателя.

7. Риск – возможность потерь, связанных с инвестициями в ценные бумаги.

8. Обязательность исполнения – не допускается отказ от исполнения обязательства, выраженного ценной бумагой (за исключением случая, когда есть доказательства, что ценная бумага попала к держателю неправомерным путем).

Выпуск и продажа акций и облигаций ведут к образованию регулярного рынка ценных бумаг, или, как его еще называют, фондового рынка. Основными участниками этого рынка являются три группы лиц: инвесторы (организации или отдельные граждане, покупающие акции, облигации и финансирующие тем самым деятельность акционерных общества), эмитенты (в качестве которых выступают сами акционерные общества, выпускающие на рынок свои бумаги), инвестиционные институты (различные учреждения, организующие и обслуживающие рынок ценных бумаг).

Главным среди последних является фондовая биржа – официально зарегистрированное учреждение, профессионально организующее куплю-продажу ценных бумаг. На бирже контролируются акции и облигации лишь тех фирм, которые удовлетворяют определенным требованиям и прошли процедуру листинга.




КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ





Ценная бумага – финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа лицу, выпустившему такой документ (эмитенту). Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.

Ценные бумаги классифицируются по некоторым признакам.

1. По содержанию финансовых отношений. Различают долевые ценные бумаги (акции), выражающие отношения имущественного права, и долговые ценные бумаги (облигации), выражающие отношения займа.

2. По форме существования. Ценные бумаги могут иметь документарную форму, т. е. выполняются на бумажной форме, и бездокументарную форму, т. е. существуют в виде бухгалтерских записей.

3. По видам эмитентов. Выделяют государственные ценные бумаги; ценные бумаги субъектов РФ, ценные бумаги хозяйствующих субъектов. Данная классификация интересна с точки зрения риска, который несут в себе ценные бумаги различных эмитентов.

Государственные ценные бумаги представлены в основном долговыми обязательствами и имеют наименьший уровень инвестиционного риска, однако и уровень инвестиционного дохода по ним, как правило, наиболее низкой.

Уровень инвестиционных качеств ценных бумаг субъектов РФ в значительной степени определяется уровнем инвестиционной привлекательности соответствующих регионов, уровень риска по таким бумагам обычно так же невысок, невысок и уровень дохода.

Ценные бумаги коммерческих организаций – доход по ним обычно выше, чем у указанных ранее ценных бумаг. Поэтому в мировой практике инвестиционные качества этих ценных бумаг считаются достаточно высокими.

4. По способу формирования. Различаются первичные (акция, облигация, вексель) и вторичные, или производные, ценные бумаги (варранты, опционы, финансовые фьючерсы).

5. По степени связи с конкретным владельцем. Выделяют именные ценные бумаги и ценные бумаги на предъявителя. В связи со сложной процедурой оформления именных ценных бумаг и существованием контроля со стороны эмитента за их обращением эти ценные бумаги обладают низкой ликвидностью и, как правило, вызывают незначительный интерес со стороны инвесторов.

6. По периоду обращения. Ценные бумаги делятся на краткосрочные и долгосрочные. Период обращения краткосрочных ценных бумаг определяет достаточно высокий уровень их ликвидности, для этого вида бумаг характерны относительно низкий уровень инвестиционного риска и незначительный уровень доходности.

Финансовая пирамида – оптимальная структура инвестиционных вложений. Известно, что доходность и надежность ценных бумаг чаще всего изменяются во взаимообратных направлениях: чем выше возможный доход, тем больше риск, а значит, ниже надежность. Пирамида наглядно отражает разумное распределение массива приобретенных ценных бумаг по четырем неравным (уменьшающимся к вершине) слоям с разным сочетанием степени риска и прибыльности. 1-й слой охватывает акции и облигации с наиболее высоким рейтингом безопасности и ликвидности, с достаточной доходностью. 2-й слой – ценные бумаги, чуть менее безопасные, но зато с более высокой доходностью, особенно в долгосрочной перспективе. 3-й слой составляют рискованные спекулятивные ценности, дающие возможность получения повышенной прибыли. 4-й слой – это ценные бумаги самого высокого риска, но зато и весьма высокой доходности.


ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦИЙ





Акция – это ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Акции классифицируются по следующим признакам.

1. По особенностям регистрации и обращения: акции именные, на предъявителя.

2. По характеру обязательства: акции простые, привилегированные.

3. По формам собственности эмитента: акции государственных компаний, акции негосударственных компаний.

4. По региональной принадлежности: акции отечественных эмитентов, акции зарубежных эмитентов.

Перечисленные признаки классификации акций играют разную роль в процессе их выбора как объекта инвестирования. Наиболее существенное значение для инвестора с позиций различия их инвестиционных качеств имеет деление акций на простые и привилегированные.

Преимущества простых акций. По ним возможно получение более высоких дивидендов в периоды эффективной деятельности акционерной компании; владельцы этих акций имеют возможность прямого влияния на хозяйственный процесс путем участия в управлении акционерным обществом; ликвидность простых акций на фондовом рынке более высокая, чем ликвидность привилегированных; доходы по этим акциям увязаны с темпами инфляции в стране; владельцы акций имеют возможность участвовать в разработке дивидендной политики компании.

Недостатки простых акций. Нестабильность доходов компании существенным образом влияет на размер выплачиваемых ею дивидендов; при неэффективной деятельности акционерного общества дивиденды по ним могут быть не выплачены; при банкротстве и ликвидации акционерного общества владелец простых акций может потерять инвестированный в них капитал частично или полностью; простые акции не защищены ни от систематического (рыночного), ни от несистематического (специфического) риска.

Преимущества привилегированных акций. Они обеспечивают их владельцу стабильный доход в виде заранее оговоренного размера дивидендов; выплата по этим акциям осуществляется вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности акционерной компании в отчетном периоде; привилегированные акции полностью защищены от систематического риска и частично – от несистематического.

Недостатки привилегированных акций. В периоды эффективной деятельности акционерного общества уровень дивидендных выплат по ним может быть ниже, чем по простым акциям; владельцы этих акций лишены права участия в управлении акционерной компанией; реальный дивидендный доход по этим акциям практически не увязан с темпами инфляции в стране; эти акции менее ликвидные по сравнению с простыми акциями.

Покупка акций может преследовать три основные цели:

1) чтобы получать регулярно дивиденды – это особенно привлекает многочисленных мелких вкладчиков;

2) чтобы осуществлять долговременные инвестиции с целью предпринимательского участия в корпоративном бизнесе. При этом инвесторы стремятся завладеть контрольным пакетом акций (относительно наибольшей их долей), чтобы определять политику акционерного общества;

3) получение дохода от спекулятивной игры.


ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛИГАЦИЙ




Облигация – это ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигации классифицируются по следующим признакам:

1) по видам эмитентов: облигации внутреннего государственного займа, облигации внутренних местных займов, облигации предприятий;

2) по сроку погашения: облигации рентные, пролонгированные, промежуточные;

3) по особенностям регистрации и погашения: облигации именные, на предъявителя;

4) по формам выплаты доходов: облигации процентные, беспроцентные;

5) по региональной принадлежности эмитента: облигации отечественных эмитентов, облигации зарубежных эмитентов.

Деление облигаций по видам эмитентов имеет существенное значение для инвестора прежде всего с позиции уровня их риска. Наименее рискованными являются облигации внутреннего государственного займа, в ряде стран с развитой рыночной экономикой они служат эталоном безрисковых инвестиций.

Наибольшим уровнем риска в данной группе обладают облигации предприятий. Соответственно дифференцируется и уровень доходов по этим облигациям; наибольший доход обычно предлагается по облигациям предприятия.

Деление облигаций по сроку погашения определяет те же инвестиционные особенности, что и в предыдущем случае. Чем больше срок погашения облигаций, тем больше риск инфляции. По уровню риска для инвестора наиболее предпочтительны краткосрочные облигации.

Рентная облигация – это бессрочная облигация, не имеющая фиксированной даты погашения. Особенностью пролонгированной облигации является то, что она не погашается по истечении срока ее обращения, а пролонгируется и продолжает приносить прибыль инвестору.

Промежуточная облигация (или временная облигация) – это облигация, выпускаемая на период до эмиссии постоянных облигаций с целью удовлетворения потребности эмитента в капитале.

Деление облигаций по формам выплаты доходов представляет для инвестора интерес с точки зрения целей инвестирования. Если такой целью является рост текущего дохода, то в наибольшей степени ее удовлетворяют процентные облигации с периодическими выплатами суммы процента. Если же целью инвестирования является рост капитала в более отдельном периоде, то в этом случае предпочтительными могут оказаться облигации беспроцентные (эти облигации предусматривают также выплату дохода по ним в виде определенного товара или услуги).

С помощью облигаций крупные общества привлекают к себе дополнительные денежные средства для инвестиций. Облигации, кроме того, может выпускать государство – центральные или местные власти. Тогда говорят о государственных займах. Наконец, облигациями оформляются и долгосрочные зарубежные займы. К примеру, широко известны так называемые еврооблигации, или евробонды, позволяющие получать кредиты на европейском рынке ссудных капиталов.

Облигация – это долговое обязательство, по которому заемщик (акционерное общество) гарантирует держателю облигации (своему кредитору): регулярную выплату дохода в виде процента и в конечном счете возврат обозначенной в облигации суммы денег в оговоренный срок.


ПОНЯТИЕ ВЕКСЕЛЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕКСЕЛЕЙ




Вексель появился на свет еще в XVII–XVIII вв. в Италии. Он представляет собой долговую ценную бумагу, денежное обязательство законодательно установленной формы. Обладатель векселя (векселедержатель) имеет безусловное право на получение от векселедателя (или его поручителя) определенную сумму денег в определенный срок. Однако с развитием производства и торговли индивидуальные веселя (обязательства отдельных предпринимателей) множились, словно снежный ком, и уже не могли пользоваться всеобщим доверием. Именно в этих условиях на финансовую сцену в Средние века выходят банкноты, т. е. банковские (или кредитные) билеты, которые начали выпускать банки взамен учтенных (скупленных) ими индивидуальных векселей.

Вексель – ценная бумага, подтверждающая безусловное денежное обязательство должника уплатить в установленный срок указанную сумму денег владельцу векселя.

Основные характеристики векселя. Вексель – это строго формальный документ, и отсутствие любого из обязательных реквизитов делает его недействительным; это безусловное денежное обязательство, так как приказ его оплатить и принятие по оплате не могут быть ограничены никакими условиями; не допускаются никакие ссылки на основание его выдачи; предметом весельного обязательства могут быть только деньги.

Существует следующая классификация векселей.

1. По характеру движения: простой (соловексель), переводный (тратта).

2. По возможности держателя векселя переуступить право получения денег другому лицу: именной, предъявительский векселя.

3. По форме взыскания дохода по векселю (платы за вексель): процентный, дисконтный. В оформлении процентного векселя указывается процент, который должен быть выплачен предъявителю на дату гашения векселя; если вексель дисконтный, в нем заложен дисконт при продаже-передаче.

4. По сроку обращения: среднесрочный – со сроком обращения от 3 месяцев до 1 года; долгосрочный – со сроком обращения более 1 года.

5. По содержанию: финансовый, товарный (коммерческий), фиктивный, обеспечительский вексель. Финансовый вексель – вексель, плательщиками по которому выступают банки и Министерство финансов РФ.

Товарный (коммерческий) вексель – вексель, используемый для кредитования торговых операций, когда покупатель, не обладая в момент сделки достаточной суммой денег, предлагает продавцу вместо него другое платежное средство – вексель, который может быть как его собственным, так и чужим, но имеющим передаточную надпись.

Фиктивный вексель – вексель, выдача которого не связана с реальным движением товарных или денежных ценностей.

Обеспечительский вексель – вексель, выписываемый для обеспечения ссуды ненадежного заемщика.

6. По лицу, которое выступает в качестве плательщика по векселю (им может быть сам векселедатель или третье лицо): простой, переводный векселя. Простой вексель – это ценная бумага, содержащая простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму в определенный срок и в определенном месте векселедержателю. Переводный вексель – это ценная бумага, содержащая приказ векселедержателя по отношению к плательщику об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ





Государственная ценная бумага – это форма существования государственного внутреннего долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих задач:

– финансирования государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

– финансирования целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. д.

Преимущества государственных ценных бумаг – самый высокий уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему; льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги (на операции с ними и на получаемые доходы).

Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ) выпущены, например, в 1992 г. Цель выпуска – погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства Внешнеэкономического банка. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100 000 дол.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Эмитентом выступает Министерство финансов РФ, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента – ЦБ РФ. Цель выпуска – финансирование бюджетного дефицита.

Срок обращения может составлять 3, 6 месяцев и 1 год.

Облигации федерального займа (ОФЗ). Эмитент, цель выпуска и метода торговли те же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ – ФД), это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999 г.

Облигации банка России (ОБР). Появились практически сразу после кризиса в 1998 г. как полный каталог ГКО, только в качестве эмитента – ЦБ РФ. Номинал – 1000 руб. Срок обращения – до 1 года. Облигация дисконтная. Облигации могут покупаться только кредитными организациями.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Выпускаются Правительством РФ в лице Минфина. Форма выпуска бумажная. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на РЦБ. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов.

Еврооблигации. Выпускаются в валюте, отличной от валюты страны-эмитента, и размещаются среди международных инвесторов из разных стран. По большинству этих облигаций купоны выплачиваются 1 раз в год, а торговые цены отражают чистые цены без накопленного купонного дохода. Большинство облигаций выпускается в долларах США.

Своеобразные инвестфонды граждане могут создавать и без всяких посредников, самостоятельно. Так, на Западе, особенно в США, действуют клубы инвесторов – добровольные объединения граждан, желающих общими усилиями сформировать для себя коллективный портфель акций в их наиболее оптимальном наборе. Получаются своего рода кооперативы инвесторов, члены которых в складчину могут владеть более крупными (чем в одиночку) пакетами ценных бумаг.


В а) в статье 143: б) в статье 912 (вторая часть ГК РФ) вводятся еще четыре вида ценных бумаг:
  • двойное складское свидетельство;
  • складское свидетельство как часть двойного свидетельства;
  • залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;
  • простое складское свидетельство.
Пятнадцатый вид российской ценной бумаги — это закладная, которая получила права гражданства в соответствии с законом РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», введенном в действие с 16 июля 1998 г. Последняя из имеющихся в России ценных бумаг — инвестиционный пай (в соответствии с законом РФ «Об инвестиционных фондах», 2001 г.).
Государственная облигация и просто облигация — это один и тот же вид ценной бумаги с единственным различием, состоящим в том, что государственную облигацию может выпустить только государство, а просто облигацию — любое юридическое лицо.
Если облигацию выпускает государство, то такая облигация называется государственной. Если органы местного самоуправления — то муниципальной. Юридические лица также выпускают облигации: банки — банковские облигации, остальные компании — корпоративные. Физические лица облигаций не выпускают.
Банковская сберегательная книжка на предъявителя по сути есть разновидность банковского сертификата(наряду с депозитным и сберегательным сертификатами).
Приватизационный чек завершил свое существование к 1996 г.
Юридически (законодательно) разрешенными к выпуску и обращению в России являются следующие восемь экономических видов ценных бумаг: акция, облигация, вексель, чек, банковский сертификат, коносамент, закладная и инвестиционный пай.

Акция

Акция — в соответствии с законом РФ «О рынке ценных бумаг» — это «эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении акционерным обществом и часть имущества, остающегося после его ликвидации».
Экономическое определение — это ценная бумага, удостоверяющая единичный вклад в уставный капитал коммерческого товарищества с вытекающими из этого правами для ее владельца.

Облигация

Облигация - в соответствии с законом РФ «О рынке ценных бумаг» — это «эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или имущественного эквивалента»;
Экономическое определение — это ценная бумага, удостоверяющая единичное долговое обязательство эмитента (государства или любого другого юридического лица) на возврат его номинальной стоимости через определенный срок в будущем на условиях, устраивающих его держателя.

Вексель

Вексель - ценная бумага, удостоверяющая письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством — вексельным правом;
  • простой вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство (обещание) должника уплатить указанную в нем сумму денег векселедержателю через определенный срок времени;
  • переводной вексель — это ценная бумага, удостоверяющая предложение должнику уплатить указанную в ней сумму денег обозначенному в ней лицу через определенный срок.

Чек

Чек - ценная бумага, удостоверяющая письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия. Чек представляет собой разновидность переводного векселя, который выписывается только банком.

Банковский сертификат

Банковский сертификат — ценная бумага, представляющая собой свободно обращающееся свидетельство о денежном вкладе (депозитном — для юридических лиц, сберегательном — для физических лиц) в банке с обязательством последнего о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок в будущем.

Коносамент

Коносамент - ценная бумага, представляющая собой документ стандартной формы, принятой в международной практике, на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение.

Закладная

Закладная - это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимости), на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества.

Инвестиционный пай

Инвестиционный пай - именная ценная бумага, удостоверяющая долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
Перечисленные виды ценных бумаг, характерные для стран с высокоразвитой рыночной экономикой, не исчерпываются, а потому можно прогнозировать, что в перспективе количество видов ценных бумаг, разрешенных российским законодательством, будет увеличиваться.
Российские ценные бумаги могут быть распределены по основным из перечисленных характеристик следующим образом.
Сравнительные характеристики (классификация) российских ценных бумаг
Кроме перечисленных видов ценных бумаг, которые можно назвать основными, или первичными, ценными бумагами, в мировой практике существуют ценные бумаги, которые основываются на первичных, а потому считаются производными по отношению к ним. К производным, или вторичным, ценным бумагам относятся ценные бумаги, основанные на акциях и облигациях: депозитарные расписки, фондовые варранты и др.
Вторичная, или производная, ценная бумага — это ценная бумага, которая предоставляет ее владельцу не непосредственно какие-либо имущественные права, а права на какие-либо основные ценные бумаги и уже через них — на имущественные права.
Депозитарная расписка - это ценная бумага, свидетельствующая о владении определенным количеством акций иностранного эмитента, но выпускаемая в обращение в стране инвестора; это форма непрямой покупки акций иностранного эмитента.
Фондовый варрант - это ценная бумага, которая дает право ее владельцу купить у данного эмитента определенное количество его акций (облигаций) по установленной им цене в течение определенного им периода времени.

Характеристики ценной бумаги

Форма ценной бумаги имеет целый ряд реквизитов, или экономических характеристик, наряду с их сущностным («капитальным») содержанием. Указанные рыночные характеристики обычно имеют попарнопротивоположный характер (например, бумажная или безбумажная формы существования ценной бумаги), и потому ценные бумаги классифицируют в зависимости от того, какому признаку из соответствующей их пары они отвечают. Совокупность этих признаков, присущих ценной бумаге, составляет ее экономическое содержание.
Набор характеристик, которыми обладает любая ценная бумага, включает:
Временные характеристики:
  • срок существования: когда выпущена в обращение, на какой период времени или бессрочно;
Пространственные характеристики:
  • форма существования: бумажная, или, выражаясь юридически, документарная форма, или безбумажная, бездокументарная форма;
  • национальная принадлежность: ценная бумага отечественная или другого государства, т. е. иностранная;
Рыночные характеристики:
  • порядок фиксации владельца: на предъявителя или на конкретное лицо (юридическое, физическое);
  • форма выпуска: эмиссионная, т. е. выпускаемая отдельными сериями, внутри которых все ценные бумаги совершенно одинаковы по своим характеристикам, или неэмиссионная (индивидуальная);
  • вид эмитента, т. е. того, кто выпускает на рынок ценную бумагу: государство, корпорации, частные лица;
  • степень обращаемости: свободно обращается на рынке или есть ограничения;
  • уровень риска: высокий, низкий и т. п.;
  • наличие начисляемого дохода: выплачивается какой-то доход или нет;
  • порядок передачи (форма обращения): вручение, уступка прав требования: цессия или индоссамент;
  • регистрируемость: регистрируемая или нерегистрируемая;
  • вид номинала: постоянный или переменный.

Классификация и виды ценных бумаг

В зависимости от различных характеристик ценные бумаги классифицируют следующим образом:

Виды ценных бумаг по сроку существования:

  • срочные (срок существования ограничен во времени);
  • бессрочные (срок существования не ограничен во времени);
Ценные бумаги, выпускаемые на весь срок существования лица, обязанного по ним, напрямую не связаны с каким-либо временным периодом, а потому они есть бессрочные бумаги. К ним обычно относятся акции. Ценные бумаги, выпускаемые на какой-то ограниченный период времени, независимо от того, задан он при выпуске ценной бумаги или будет определен в ходе ее обращения, составляют группу срочных ценных бумаг.
Срочные ценные бумаги имеют установленный при их выпуске срок существования или порядок установления этого срока. Обычно срочные бумаги делятся на три подвида:
  • краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года;
  • среднесрочные, имеющие срок обращения от 1 года до 5лет;
  • долгосрочные, имеющие срок обращения от 5 до 30 лет (ипотечные ценные бумаги по законодательству можно выпускать со сроком обращения до 40 лет).
Срочные ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т. е. они существуют до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги, а установлен лишь порядок их гашения (выкупа), называются отзывными.

    Виды ценных бумаг по форме существования:

    • бумажные, или документарные;
    • безбумажные, или бездокументарные;
    Классическая форма существования ценной бумаги — это бумажная форма, при которой ценная бумага существует в форме документа. Развитие рынка ценных бумаг требует перехода многих видов ценных бумаг, прежде всего эмиссионных, к бездокументарной форме существования.

      Виды ценных бумаг по национальной принадлежности:

      • национальные (российские);
      • иностранные;

        Виды ценных бумаг по форме владения:

        • предъявительские, или ценные бумаги на предъявителя;
        • именные, которые содержат имя своего владельца и зарегистрированы в реестре владельцев данной ценной бумаги;
        Владение ценной бумагой может быть именное или на предъявителя. Предъявительская ценная бумага не фиксирует имя ее владельца, и ее обращение осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя ее владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре. Обычно она передается по соглашению сторон или путем цессии.
        Если именная ценная бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), или приказа ее владельца, то она называется ордерной ценной бумагой.

          Виды ценных бумаг по форме выпуска:

          • эмиссионные, т. е. выпускаемые в обращение крупными партиями, внутри которых все ценные бумаги абсолютно идентичны;
          • неэмиссионные, обычно выпускаемые поштучно, или небольшими партиями без государственной регистрации;
          Выпуск ценных бумаг может сопровождаться или не сопровождаться их обязательной регистрацией в органах государственного управления. Обычно государственной регистрации подлежат эмиссионные ценные бумаги, так как их выпуск затрагивает интересы большого числа участников рынка. По российскому законодательству обязательной регистрации подлежат выпускаемые акции, облигации, банковские сертификаты (регистрируются Центральным банком) и закладные. Остальные виды российских ценных бумаг, независимо от размеров их выпуска, государственной регистрации не подлежат.
          Эмиссионные ценные бумаги выпускаются обычно крупными сериями, которые подлежат государственной регистрации. Это обычно акции и облигации. Неэмиссионные ценные бумаги выпускаются без какой-либо государственной регистрации.

            Виды ценных бумаг по виду эмитента:

            • государственные ценные бумаг — это обычно различные виды облигаций, выпускаемые государством;
            • негосударственные, или корпоративные — это ценные бумаги, которые выпускаютсяв обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами.
            Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпускаемые государством. Они занимают особое место в ряду ценных бумаг.
            Государство не является капиталистом и не использует привлекаемые через ценные бумаги денежные средства для получения дохода, оно лишь перераспределяет их через государственный бюджет или через свою финансовую систему, т. е. выступает посредником. Следовательно, государственные ценные бумаги — это не представитель непосредственно функционирующего капитала, а представитель капитала, которого у государства нет, который окольными путями возвращается в экономику (через зарплату государственных служащих, военных, закупку товаров, например, военной техники и др.). Поэтому государственные ценные бумаги — это косвенный представитель действительного капитала.

              Виды ценных бумаг по уровню риска:

              • низкорисковые;
              • среднерисковые;
              • высокорисковые;
              По уровню риска ценные бумаги условно подразделяются на безрисковые и рисковые. Безрисковые — это бумаги, по которым риск практически отсутствует. В мировой практике — это краткосрочные (срок 1-3 месяца) государственные долговые обязательства (казначейские векселя). Все остальные ценные бумаги по уровню риска принято делить нанизкорисковые (это обычно государственные бумаги), среднерисковые (это обычно корпоративные облигации) ивысокорисковые (это обычно акции). Существуют и более высокорисковые, чем обычные акции и облигации, инструменты рынка.
              Графически место основных видов доходных ценных бумаг с точки зрения соотношения в них риска и уровня доходности принято изображать следующим образом (рис. 2.3).
              В свою очередь каждый из видов основных ценных бумаг делится на подвиды и т. п.
              Рис. 2.3. Зависимость дохода от риска

                Виды ценных бумаг по степени обращаемости:

                • рыночные, или свободнообращающиеся;
                • нерыночные, которые выпускаются эмитентом и могут быть возвращены только ему; не могут перепродаваться;
                Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т. е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие бумаги называются нерыночными.

                  Виды ценных бумаг по форме привлечения капитала:

                  • долевые, или владельческие, которые отражают долю в уставном капитале общества;
                  • долговые, которые представляют собой форму займа капитала (денежных средств).

                  Виды ценных бумаг по виду номинала:

                  • с постоянным номиналом;
                  • с переменным номиналом;
                  По российскому законодательству каждая ценная бумага имеет свой номинал или номинальную стоимость. Однако в мировой практике разрешается выпуск, например, акций без денежного номинала, или с нулевым номиналом. В этом случае указывается, какую долю в уставном капитале составляет одна акция, а потому ее номинал, исчисленный путем деления уставного капитала на число акций, меняется каждый раз с изменением размеров этого капитала, а не остается неизменным как в случае, когда номинал ценной бумаги задан при ее выпуске. Если ценная бумага выпускается с указанием денежного номинала, то это бумага с постоянным номиналом. Если ценная бумага выпускается без денежного номинала (с нулевым номиналом), то это бумага с переменным номиналом.

                  Виды ценных бумаг по форме обслуживания капитала:

                  • Инвестиционные (капитальные) ценные бумаги являются объектом для вложения денег как капитала, т. е. с целью получения дохода.
                  • Неинвестиционные ценные бумаги обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках. Обычно в этой роли выступают коносаменты, складские свидетельства, векселя.

                  Виды ценных бумаг по наличию начисляемого дохода:

                  • бездоходные;
                  • с начисляемым доходом;
                  С точки зрения начисляемого дохода ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда для их владельца они есть простое свидетельство на товар или на деньги, а не на капитал. Доход по ценной бумаге может начисляться в форме дивиденда (акции), процента (долговые бумаги) или дисконта, т. е. разницы между номиналом ценной бумаги и более низкой ценой ее приобретения.

                  6 шагов к трансформации: что Питер Друкер знал о 2020 годе



                  Шесть аспектов управления предприятием от Питера Друкера, на которые следует обратить внимание, чтобы до 2020 года вывести свой бизнес на новую ступень развития


                  Изменения стали закономерностью. Они затрагивают все аспекты нашей жизни, и управление бизнесом не является исключением. Так же, как меняется вычислительная мощность и размеры компьютеров, меняется и бизнес.
                  «На протяжении всей истории западного мира каждые несколько сотен лет происходила резкая трансформация, — писал в своей статье для журнала Harvard Busi­ness Review в далеком 1992 году знаменитый теоретик менеджмента Питер Друкер. — В течение нескольких десятилетий общество перестраивается, меняется все: его мировоззрение, основные ценности, социальные и политические структуры, искусство, основные институты. Каждые 50 лет мир становится другим. И люди, рожденные в этом мире, не могут себе даже представить тот мир, в котором жили их бабушки и дедушки и родились их родители. Наш век — период трансформации».
                  Рик Варцман, директор Инсти­тута Друкера, напоминает, что Пи­тер Друкер еще в 1960?х предсказал трансформацию менеджмента. Основным доминирующим признаком появления «новейшего нового мира» для него был «переход к обществу знаний». Друкер предвидел этот монументальный скачок: люди действительно стали создавать ценности с помощью умственной, а не физической силы.
                  В 2005 году, незадолго до смерти, Друкер сделал еще одно предсказание: повышение производительности работников умственного труда — главное, что понадобится для развития менеджмента в XXI веке. В полной мере кардинальные необратимые изменения, а также трансформация произойдут не позже 2020 года.
                  К сожалению, мы все еще пытаемся догнать реальность, которую предвидел Друкер. И все же, чтобы соответствовать скоростям современного мира, необходимо меняться. Основываясь на основных идеях Питера Друкера, Рик Варцман выделяет шесть аспектов менеджмента, которые следует поставить во главе угла, чтобы до 2020 года вывести свой бизнес на новую ступень развития.
                  1. Выясните, в какой информации вы нуждаетесь
                  Друкер писал: «Только информация позволяет работникам умственного труда выполнять свою работу». Это особенно актуально для руководителей. Беда в том, что даже в мире, где бесконечное количество данных находится буквально на расстоянии вытянутой руки, многие менеджеры полагаются не на первоисточник, а на переработанную информацию от статуправления, отдела продаж, IТ-подразделения. При этом такой подход не всегда эффективен. В 2014 году исследование McKinsey & Со показало, что менее 20% IТ-специалистов могут самостоятельно определить, как принести наибольшую пользу своим организациям: «Адекватная информационная система должна помочь руководителям не только получить желаемую информацию, но и задавать правильные вопросы. Это значит, что руководители должны знать, в какой информации они нуждаются».
                  2. Активно избавляйтесь от того, что исчерпало себя
                  Практически каждый руководитель хочет видеть свою организацию инновационной. Но большинство СЕО не хотят сделать тот необходимый первый шаг к чему-то новому и отказаться от продуктов, больше не дающих отдачи. «Каждой организации рано или поздно приходится учиться вводить инновации, — говорил Друкер. — В конечном итоге неактуальный продукт тянет назад, поэтому все приходится начинать сначала. Когда это происходит, организация мгновенно устаревает, теряя производительность, а вместе с ней и способность привлекать и удерживать квалифицированных и знающих людей, от которых и зависит эта производительность».
                  3. Стройте организацию, которая постоянно учится
                  «Если у вас нет стимула получать новые знания, они исчезнут вообще. Знания не терпят простоя», — предупреждал Друкер. Чтобы поддерживать их актуальность, считает Джон Хейгл из Deloitte, компаниям нужны новые схемы получения знаний для работы. Традиционно основным принципом бизнеса всегда было расширение масштабов работы и увеличение объемов производства. «Теперь, — говорит Хейгел, — основной целью должно стать масштабирование знаний». Достичь этой цели можно, реорганизовав рабочую среду таким образом, чтобы ускорить получение новых знаний. Новые знания должны менять сотрудников. Люди должны хотеть искать новое. К сожалению, это нелегко. На вопрос, сколько корпораций реализовали данную концепцию, Хейгел ответил: «Ни одна».
                  4. Поддерживайте самостоятельность своих сотрудников
                  Еще в 1954 году Друкер призывал руководителей поощрять со­т­руд­ников самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за работу. Но большинство организаций до сих пор придерживаются административно-командного стиля управления. В экономике знаний управление «от общего к частному» особенно вредно, потому что сотрудники должны больше знать о специфике своей сферы деятельности, чем их руководители. Они также должны больше знать о нуждах и желаниях потребителя.
                  5.Обеспечьте мотивацию к цели
                  Опрос за опросом показывают, что подавляющее большинство сотрудников не заинтересованы в том, что они делают. Работники просто не ассоциируют свою работу с какой-либо важной или глобальной целью. Слишком часто бизнес сам по себе кажется целью; между ежедневными задачами и работой для клиента или общества отсутствует объединяющее звено. «Что движет работниками умственного труда? То же, что и мотивирует добровольцев, — пишет Друкер. — Среди прочего они должны понимать миссию организации и верить в нее. Кошелек, даже набитый деньгами, — не главное. Организация не может существовать за счет удовлетворения жадности работников. Фундаментом должны быть идеи и ценности».
                  6. Никого не списывайте со счетов
                  Друкер также размышлял о работниках сферы обслуживания, которых он назвал «кузенами работников умственного труда». Он беспокоился о том, чтобы каждый специалист независимо от места работы и должности получал справедливую отдачу от своего труда. «Каждый человек может обладать необходимыми для работы знаниями, но не каждый может достичь при этом успеха», — говорил Друкер. Кроме того, его слова теперь обретают новый смысл: едва ли доход на сегодняшнем этапе развития экономики знаний распределяется справедливо. «Наше основное недовольство нынешними миллиардерами в том, что блага, создаваемые ими, не имеют к нам непосредственного отношения», — утверждает Род­жер Мартин из Университета Торонто. Он предупреждает, что эта ситуация неустойчива — руководители должны пересмотреть свои компенсации и вознаграждение своих подопечных, поскольку слишком большая разница вносит нестабильность. Конечно, Друкер согласился бы с этим. «Здоровый бизнес, — писал он, — не может существовать в больном обществе».


                  Интересный факт: по исследованию British Council, наша жизнь сегодня на 10% быстрее, чем в начале 1990-х. Мы стали быстрее ходить, есть, разговаривать. Несмотря на бурное развитие технологий, призванных облегчить человеку жизнь, у нас значительно меньше свободного времени, чем было у наших родителей, и еще меньше, чем у родителей наших родителей. Причем жизнь ускорилась неравномерно. Темп жизни значительно вырос в китайском Гуанчжоу (на 20%) и Сингапуре (на 30%), и не так существенно в городах Европы (Берн и Бухарест) и Восточной Азии.
                  Как приготовиться к трансформации
                  6 октября 2014 года еще один выдающийся бизнес-мыслитель Ицхак Адизес во время своего выступления на форуме в Астане рас­ска­­зал о том, что бизнесу на постсоветском пространстве важно бороться с советским наследием. По его мнению, на пути разви­тия бизнеса в постсоветских странах сегодня есть три преграды: 1) ориентация на продукт (и производство), 2) «охота на ведьм», 3) административно-командный стиль управления.

                  Ориентация на продукт. Фокусируясь на продукте, компании совершенно забывают о клиентах, которые будут его покупать. По мнению Адизеса, если компания хочет быть конкурентоспособной, ей придется быть маркетингово-ориентированной.

                  «Охота на ведьм». По мнению Адизеса, для компаний в странах СНГ характерна «обвинительная корпоративная культура», когда в случае любой неудачи менеджер начинает поиск виновных. Сотрудники при таком подходе не стремятся проявлять инициативу и предлагать что-то новое.

                  Административно-командный стиль управления также не способствует вовлеченности сотрудников. Чаще всего на собраниях и заседаниях говорит директор, все остальные молчат. В компаниях отсутствует демократия, а тем более открытый диалог, не говоря уже о доверительных отношениях.
                  Адизес уверен: бороться с этими проблемами можно, только создавая атмосферу безопасности, в которой сотрудники смогут высказываться и обмениваться знаниями. Кроме того, компаниям важно сделать разворот в сторону маркетинга и последовательно менять корпоративную культуру, пока менеджмент не станет эффективным.

                  Oncology Top-20 best sellers

                  Pharma @glance Best Oncology 2013-2018 .001.jpg

                  четверг, 25 февраля 2016 г.

                  Сущность управленческого учета и его место в управлении предприятием



                  Войко Д.В.,
                  Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, что затрудняет процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику предприятий.
                  В данной статье представлены основные теоретические вопросы и проблемы постановки системы управленческого учета на предприятии. В частности, показано различие и сходство между финансовым и управленческим учетом, уточнены и систематизированы цель, задачи и функции управленческого учета, определены предмет и объект данного вида учета, сформулированы принципы, а также выделены основные проблемы его внедрения в практику российских предприятий.
                  Сегодня в сфере управления затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия существует две основные проблемы. Первая - переориентировать отечественную теорию и накопленный опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка. Вторая - создание новых, нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений. В этом отношении значительный интерес для российских предприятий представляет изучение системы управленческого учета. Общепризнано, что управленческий учет является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности.
                  Управленческий учет на большинстве российских предприятиях не ведется или развит очень слабо. В основном это можно объяснить отсутствием единой методологической основы, методических рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, а также периодом его становления и развития в отечественной практике. Между тем в настоящее время отечественные предприятия, функционируя в условиях конкуренции и борьбы за выживаемость, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета. Так, В.Э. Керимов обращает внимание, что на современном этапе развития экономики важнейшей задачей является совершенствование системы управления производством на основе единых принципов планирования, учета, оценки, калькулирования, анализа и контроля. В этих условиях неизмеримо возрастает роль управленческого учета, являющегося необходимым инструментом в мобилизации всех имеющихся резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий [3, с. 134].
                  В связи с этим проблема его внедрения в отечественную практику приобретает первостепенное значение, возникает необходимость проведения глубоких исследований экономической природы, сущности и содержания управленческого учета, его фундаментальных теоретических основ. На сегодняшний день многие руководители не всегда осознают роль управленческого учета в организации, недостаточно четко понимают цели и задачи его постановки. Именно этим вопросам и посвящается статья.
                  В Российской Федерации определение управленческого учета до настоящего времени не получило в экономической литературе более или менее четкой и однозначной трактовки. Среди специалистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, теории учета.
                  В отечественной экономической литературе понятие "управленческий учет" появилось после публикации работ Н.Г. Чумаченко ("Учет и анализ в промышленном производстве США", 1971), С.С. Сатуболдина ("Учет затрат на производство в промышленности США", 1980).
                  Впоследствии наибольший вклад в разработку теории управленческого учета среди отечественных ученых внесли А.Ф. Аксененко, П.С. Безруких, М.В. Вахрушина, А.А. Володин, В.Б. Ивашкевич, В.Е. Ластовецкий, Ю.А. Мишин, О.Д. Каверина, Т.П. Карпова, В.Э. Керимов, Н.П. Кондраков, О.Е. Николаева, В.Ф. Палий, С.И. Полякова, Я.В. Соколов, С.А. Стуков, С.К. Татур, В.И. Ткач, А.Д. Шер, А.Д. Шеремет, Т.В. Шишкова.
                  Критический обзор и анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых на управленческий учет позволяют сделать следующие основные выводы:
                  1. Все авторы отмечают, что:
                  -
                  информация управленческого учета предназначена для использования внутри организации, что и обусловливает коммерческую тайну данных управленческого учета;
                  -
                  информация управленческого учета предназначена для принятия управленческих решений, в чем и состоит возможность активного ее воздействия на процесс производства;
                  -
                  существенную часть информации управленческого учета составляют данные о затратах.

                  2. Одна группа авторов (А. Чмель, Б. Нидлз, О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова и др.) считает, что:
                  -
                  управленческий учет обеспечивает сбор, регистрацию, систематизацию только учетной информации или управленческий учет - это часть, подсистема бухгалтерского учета;
                  -
                  объектами управленческого учета являются только затраты и результаты;
                  -
                  информация управленческого учета используется только для принятия оперативных решений;
                  -
                  информация управленческого учета предназначена для управления структурными подразделениями предприятия.

                  3. Другая группа авторов (наибольшая) (С.А. Николаева, Т.П. Карпова, В.Э. Керимов, А.Д. Шеремет и др.) считает, что:
                  -
                  управленческий учет представляет собой интегрированную систему учета, нормирования, планирования, контроля и анализа;
                  -
                  управленческий учет отражает не только данные о затратах и результатах, но и другие объекты, информация о которых необходима для принятия специальных проблемных управленческих решений;
                  -
                  информация управленческого учета используется как для принятия оперативных / текущих, так и перспективных / стратегических управленческих решений;
                  -
                  информация управленческого учета предназначена для управления как структурными подразделениями предприятия, так и предприятием в целом и сегментами его бизнеса.

                  Управленческий учет как социально-экономическое явление постоянно развивается: расширяются его функции, увеличивается набор решаемых им задач, разнообразнее становятся применяемые им методы.
                  Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих менеджеров всех уровней информацией, полученной как из внутренних, так и из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции.
                  Помимо управленческого учета в учетную систему предприятия входят финансовый и налоговый учет, которые отличаются обязательностью ведения в силу закона. Так, бухгалтерский учет действует в интересах сторонних пользователей. Поэтому бухгалтерский баланс в принципе не является закрытым документом, а в случае с ОАО (открытые акционерные общества) он даже публикуется в средствах массовой информации. Государственные органы и общественные организации разрабатывают стандарты бухгалтерского учета, обязательные для всех предприятий. В России такими стандартами являются ПБУ (Правила бухгалтерского учета). А если предприятие стремится выйти на мировой рынок инвестиций, оно вынуждено составлять свою отчетность и по правилам IAS (International Accounting Standards - международные стандарты бухучета) или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles - общепринятые принципы бухучета, действующие в США).
                  Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, но отличается от него тем, что он вводит правила по начислению и уплате налогов, а его нормативными источниками являются Налоговый кодекс РФ, законы и инструкции Госналогслужбы и других органов.
                  Многие менеджеры считают, что управленческий учет является подсистемой бухгалтерского учета и ограничивается сферой финансов. При этом создается представление о существовании общей методики внутреннего учета, подобной правилам бухгалтерского учета. Однако управленческий учет - это скорее подход к организации информационной системы предприятия, ориентированной на пользователя, чем какая-либо универсальная методика. Система управленческого учета может не соприкасаться с бухгалтерией и не оперировать финансовыми показателями. Решение о конфигурации системы управленческого учета должен принимать руководитель организации, исходя из существующих потребностей в информации для нужд управления и имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы для построения внутренней информационной системы.
                  Таким образом, место управленческого учета в финансовой системе предприятия совершенно особенное, и его постановка и ведение требуют других подходов и других специалистов, чем те, которые обслуживают бухгалтерский и налоговый секторы.
                  Для того чтобы нагляднее представить сущность управленческого учета, полезно показать различие и сходство между финансовым и управленческим учетом (табл. 1).
                  Таблица 1
                  Сравнение управленческого и финансового учета
                  Область сравнения
                  Управленческий учет
                  Финансовый учет
                  РАЗЛИЧИЯ
                  Обязательность ведения учета
                  Не регулируется нормативными правовыми актами. Ведется в соответствии с требованием менеджмента для обеспечения информационной и аналитической базы принятия управленческих решений
                  Требуется в соответствии с законодательством для обеспечения внешних пользователей информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности компании
                  Цель учета
                  Обеспечение информацией внутренних пользователей для планирования и управления. Является информационной базой для принятия управленческих решений
                  Составление отчетности для внешних пользователей информации. Содействие в принятии инвестиционных, кредитных и иных финансовых решений
                  Пользователи информации
                  Группа работников управленческого персонала, входящих в состав предприятия
                  Группа работников, не входящих в состав предприятия (акционеры, инвесторы, банки, деловые партнеры, налоговые органы)
                  Структура учета
                  Различна в зависимости от целей использования информации. Три вида объектов: доходы, издержки, активы
                  Одно основное равенство:Активы = Обязательства + Собственный капитал
                  По времени соотношения информации
                  Прошедшее и будущее время за определенный и на определенный период
                  Прошедшее время, за определенный период
                  Виды выражения информации
                  Как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении
                  В основном в денежном выражении
                  Степень точности информации
                  Множество приблизительных оценок
                  Незначительные отклонения в отражении данных для внешних пользователей
                  Частота подачи информации
                  Определяется задачами, чаще - еженедельная, декадная, помесячная
                  Квартальная и годовая
                  Объект учета
                  Центры ответственности внутри предприятия, отдельная управленческая задача, определенная область деятельности
                  Предприятие в целом
                  Степень ответственности
                  Дисциплинарная ответственность
                  Административная ответственность по закону
                  СХОДСТВА
                  Общепринятые принципы учета
                  Дополнительно проверяемые факты, мнения и оценки, т. е. их объективность
                  Информация
                  Использование данных оперативного учета, следовательно, сбор первичной информации по единым правилам
                  Цель
                  Использование данных для принятия решений

                  Следовательно, управленческий учет - интегрированная система внутреннего управления предприятием, представляющая информацию о затратах и результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений, предназначенную для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
                  Цели и задачи управленческого учета, обозначенные в публикациях М.А. Вахрушиной, Т.П. Карповой, Ч.Т. Хорнгрена и Дж. Фостера, А.Д. Шеремета, по своей сути совпадают. Например, М.А. Вахрушина указывает: "Цели управленческого учета: оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений; контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности; обеспечение базы для ценообразования; выбор наиболее эффективных путей развития предприятия" [1]. В.Б. Ивашкевич главной целью управленческого учета видит информирование для принятия решений по управлению экономикой предприятия и оценку эффективности выполнения принятых решений [2].
                  В связи с этим можно отметить, что основной целью управленческого учета является предоставление руководству организации полного комплекса плановых, прогнозных и фактических данных о функционировании предприятия как экономической и производственной единицы (включая представление данных по предприятию в целом, а также в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей) в целях обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения.
                  Л. Шардонне [7, c. 17] выделяет семь задач управленческого учета:
                  1)
                  рациональное калькулирование себестоимости продукции;
                  2)
                  анализ работы предприятия с подразделением на центры деятельности (прибыли, рентабельности, себестоимости, капитальных вложений и др.);
                  3)
                  разработка планов (прогнозов) на короткий и длительный периоды в зависимости от уровня организации производства;
                  4)
                  выбор оптимальной базы и методологии для планового калькулирования;
                  5)
                  приближение прогнозов к фактическим результатам в целях выработки необходимой политики управления;
                  6)
                  учет движения материальных ресурсов и готовой продукции;
                  7)
                  соизмерение общего финансового результата с данными управленческого учета для арифметического контроля.

                  Целями и задачами управленческого учета определяются его функции. Большинство российских авторов сходятся во мнении о функциях управленческого учета. В частности, О.Д. Каверина [4, с. 54] выделяет следующие функции: обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и проблемного управления бизнесом; формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятия. Т.П. Карпова [5, с. 39] акцентирует внимание на таких функциях управленческого учета, как обеспечение информацией различных уровней управления, оперативный контроль, перспективное планирование. В свою очередь, западные специалисты (например, Ч.Т. Хорнгрен и Дж. Фостер) выделяют функции управленческого учета в составе функций бухгалтерии - планирование, контроль, анализ отчетов, оценка и консультирование, оставляя для финансового учета налоговые расчеты, составление официальной отчетности, контроль за сохранностью активов, финансовый анализ [6].
                  Следовательно, функции управленческого учета можно сгруппировать по следующим направлениям:
                  -
                  обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;
                  -
                  формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;
                  -
                  оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений предприятия в достижении цели;
                  -
                  перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

                  В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное его назначение - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.
                  Предметом управленческого учета является производственная и коммерческая деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления.
                  Содержание предмета раскрывается его объектами. Объектами управленческого учетаявляются затраты в целом по предприятию и по структурным подразделениям; результаты хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; финансовые результаты (затраты) центров финансовой ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и система внутренней отчетности.
                  Объекты управленческого учета отражаются через совокупность приемов и способов, составляющих основу метода управленческого учета, к которым можно отнести приемы финансового учета, индексный метод, приемы экономического анализа, математические методы и т.д.
                  Система управленческого учета состоит из множества процедур, которые могут меняться в зависимости от целей управления. Тем не менее они должны отвечать определенным принципам. К принципам, применимым в управленческом учете, можно отнести:
                  -
                  непрерывность деятельности предприятия;
                  -
                  использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;
                  -
                  оценка результатов деятельности подразделений предприятия;
                  -
                  преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
                  -
                  формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления;
                  -
                  применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;
                  -
                  полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
                  -
                  периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.

                  Совокупность перечисленных принципов должна обеспечить действенность системы управленческого учета. Следует отметить, что систему управленческого учета каждое предприятие может ставить, исходя только из своих целей и видения перспектив развития. Использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации.
                  Постановка управленческого учета - сложная задача, которая часто решается в рамках реорганизации всей компании. Все проблемы, связанные с постановкой управленческого учета, можно обобщенно сформулировать следующим образом:
                  -
                  сложность в определении квалификации и подборе специалистов, в чьи обязанности входит постановка и ведение управленческого учета;
                  -
                  отсутствие понимания руководством и сотрудниками предприятия данного участка работы (отсюда проистекает недостаточное взаимодействие между специалистами и руководством, между специалистами и другими сотрудниками предприятия);
                  -
                  отставание на других участках работы: слишком большое различие между бухгалтерским и налоговым учетом, отсутствие четкой структуры предприятия;
                  -
                  отсутствие идеологии на предприятии, которая обеспечивала бы работу коллектива как единого целого, отношения взаимопомощи, взаимного уважения и осознание ответственности за предоставляемую информацию;
                  -
                  сложность в техническом обеспечении функционирования системы управленческого учета: отсутствие необходимой компьютерной техники, программного обеспечения и т.п.

                  Ответственность за решение всех этих проблем ложится на руководство предприятия, которое должно проявлять заинтересованность в создании полноценной системы управленческого учета и проявлять инициативу в решении сопутствующих организационных, психологических и технических проблем.
                  Одной из проблем является недостаточное понимание сущности управленческого учета в компании. В практике российских предприятий большинство из них отталкивается от принципа, что управленческий учет - это учет затрат, и систему управленческого учета сводят к системе учета затрат и распределения их по центрам финансовой ответственности, центрам затрат, видам выпускаемой продукции. Действительно, роль управления затратами велика - только изменив систему учета затрат на предприятии, можно существенно повлиять на прибыль. Однако главной целью управленческого учета является ориентация управленческого процесса на достижение стратегических и тактических целей предприятия, и по этой причине система управленческого учета должна включать в себя и систему сбора информации по конкурентам, покупателям, качеству продукции, и информацию об эффективности организационной структуры компании, методов стимулирования и т.д. Система управленческого учета должна охватывать все службы предприятия и весь спектр данных о его деятельности.
                  Система управленческого учета обеспечивает менеджеров информацией по следующим группам:
                  -
                  информация для внутренней текущей отчетности в целях планирования и контроля затрат на производство и оценки производительности труда как отдельных работников, так и каждого подразделения предприятия;
                  -
                  информация для внутренней текущей отчетности по прибыльности производимой продукции, ее потребителям, каналам распределения и т.д., для принятия решений по распределению ресурсов и в некоторых случаях для определения ценовой политики;
                  -
                  информация для разработки стратегии и тактики внутренней деятельности фирмы, включающая составление долгосрочных планов развития компании, освоение производства новой продукции, обновление оборудования и т.д.;
                  -
                  информация для внешней отчетности, получаемая в процессе анализа финансового состояния в интересах инвесторов, правительства и других внешних потребителей.

                  Достоверность информации системы управленческого учета зависит от многих факторов: были ли грамотно выделены и учтены цели предприятия и стратегии их достижения при разработке системы управленческого учета; правильно ли выбраны центры финансовой ответственности; соответствует ли технология бизнес-процессов задачам компании и планируемой системе управленческого учета; правильно ли выбрана система распределения накладных расходов; как налажены горизонтальные связи и распределена система ответственности по сбору информации и составлению бюджетов; какая система мотивации персонала принята в организации.
                  При внедрении системы управленческого учета перед предприятием кроме перечисленных проблем будет стоять и много других: формирование команды, необходимость обучения персонала, сопротивление коллектива нововведениям, установление сильных горизонтальных связей и переход на систему регулярного менеджмента.
                  Однако результаты, полученные от внедрения системы управленческого учета, превзойдут все ожидания, так как правильно поставленный управленческий учет даст информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности предприятия и планирования его дальнейшей деятельности, предоставит базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабдит механизмами контроля за исполнением принятых решений.
                  ЛИТЕРАТУРА
                  1.
                  Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1999. - 359 с.
                  2.
                  Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 618 с.
                  3.
                  Керимов В.Э., Селиванов П.В., Минина Е.В. Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 134-142.
                  4.
                  Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 352 с.: ил.
                  5.
                  Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 350 с.
                  6.
                  Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова - М.: Финансы и статистика, 1995. - 416 с.
                  7.
                  Chardonnet L. Encyclopedia des technique de Gestion. Comptabilite analytique. - Paris: Delmas et C., 1972.

                  4.3 Система управления качеством на предприятии



                  Как указывалось ранее, Э. Деминг и Д. Джуран разработали программу, базирующуюся на их философии: "Основа качества продукции — качество труда и качество менеджмента на всех уровнях " [15].

                  В более конкретном виде эта философия обеспечения качества формируется в цикле: планирование — выполнение — контроль — нормирование. На его основе сформулирован ряд руководящих принципов, которые необходимо учитывать при проектировании и построении системы управления качеством на любом предприятии:

                  сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель — быть конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Не отступайте от достижения твердо установленных производственных целей в области поэтапного и постоянного улучшения продукции и услуг;
                  применяйте новую философию качества (предпринимательства), чтобы добиться стабильности работы предприятия;
                  поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле;
                  постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания с целью повышения качества и производительности, а также снижения затрат;
                  создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;
                  создайте систему эффективного руководства, а не надзора;

                  используйте эффективные методы общения между людьми, исключив страх и недоверие;
                  прекращайте практику лозунгов, проповедей и "мобилизации масс";
                  прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких нормативов;
                  устраняйте препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;
                  ясно определите обязанности и ответственность руководителей всех уровней за постоянное улучшение качества продукции и услуг.

                  На основе этих принципов на Западе менеджеры широко применяют рекомендации в области стимулирования труда. В основном они сводятся к следующему:

                  награждать перспективные решения, а не сиюминутные;
                  награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;
                  награждать творческую работу, а не слепое подчинение;
                  награждать за результаты работы, а не за объем;

                  награждать за упрощения, а не за бесполезные (если даже не вредные) осложнения;
                  награждать за качество, а не за быструю работу;

                  награждать тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.

                  На базе отмеченной философии, а также принципов и рекомендаций в 80-х годах на Западе было четко определено, что основной задачей каждого предприятия является качество производимой продукции и предоставляемых услуг [24]. Выполнение этой генеральной задачи должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции. Она представляет собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

                  В системе управления качеством продукции на предприятии важное место занимает служба управления качеством. Ее основные задачи:

                  защита репутации фирмы;
                  защита потребителя от дефектной продукции;
                  сокращение непроизводительных работ;
                  предупреждение брака.

                  На основе этих задач важнейшими функциями службы управления качеством являются:

                  координация работ по постоянному повышению качества на всех стадиях жизненного цикла продукции (стратегический маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП), производство, подготовка товара к функционированию, эксплуатация, ремонт, утилизация товара);
                  координация деятельности всех подразделений и служб предприятия в разработке конкретных целей, а также их информирование о достигнутых результатах;
                  координация программ, планов и других регламентирующих документов и активное участие в подготовке кадров (рабочих всех специальностей и квалификаций; специалистов и менеджеров всех уровней).

                  Известно, что сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. В системе управления качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии (проектирование), так и на производственной (производство) и послепроизвод-ственной (эксплуатация) стадиях жизненного цикла продукции.

                  Особое место в системе управления качеством продукции занимает технический контроль. Он представляет собой систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормативам, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами.

                  Задачи технического контроля:

                  установление качества готовой продукции;

                  предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество продукции;

                  • обеспечение соблюдения заданного технологического режима. Функции технического контроля выполняет служба технического

                  контроля предприятия, которая может включать в себя отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.

                  На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям: контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; контроль параметров технологического режима.

                  Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо определить вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, инструментальный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.